Научная статья на тему 'Формирование товарного ассортимента промышленного предприятия'

Формирование товарного ассортимента промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1112
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТОВАРНАЯ ПОЗИЦИЯ / АССОРТИМЕНТ / МОДЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROCESS / OPTIMIZATION / A COMMODITY ITEM / ASSORTMENT / MODEL / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щинова Раиса Александровна

Статья посвящена выбору рациональной структуры товарного ассортимента промышленного предприятия. Рассматривается формирование продуктовой программы, которая включает ряд процедур с использованием технологии моделирования как метода исследования, и процесса построения и развития модели, позволяющих оптимизировать структуру ассортимента выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование товарного ассортимента промышленного предприятия»

позволяет выпускать самые разные изделия из любого металла. На предприятии внедрены следующие технологические процессы: литье заготовок из алюминиевых сплавов, точная изотермическая и полужидкая штамповка, вакуумная термообработка, изготовление пружин, нанесение гальванических и лакокрасочных покрытий, нанесение износостойких покрытий в вакууме.

Рассмотрим на примере исследуемого предприятия результаты апробации методики оценки инновационного потенциала по пятибалльной шкале. Результаты расчета составляющих инновационного потенциала ОАО ПКО «Теплообменник» приведены на рисунке.

Исследование показало, что проблемной областью ОАО ПКО «Теплообменник» является, в первую очередь, технико-технологический потенциал, недостаточно высокий уровень которого обусловлен

значительной долей изношенного производственного оборудования и слабым темпом обновления технологической базы. Это связано с недостаточностью объема инвестиций в технологии и основные фонды. В тоже время предприятие обладает достаточно высоким кадровым и организационно-структурным потенциалами.

Значение интегрального показателя инновационного потенциала предприятия составило 3,2, что свидетельствует о том, что ОАО ПКО «Теплообменник» относится к группе предприятий со средним уровнем инновационного потенциала. Последнее означает, что для становления предприятия на путь стратегии прорыва, связанной с реализацией современных достижений научно-технического прогресса, ему необходимо резко поднять все составляющие этого потенциала и особенно его технико-технологический и научно-исследовательский уровень.

Организационно-структурный потенциал Финансовый потенциал Кадровый потенциал Технико-технологический потенциал Научно-исследовательский потенциал

0

□ 3,2

□ 3,8

]2,5

□ 3,2

Оценка составляющих инновационного потенциала ОАО ПКО «Теплообменник»

УДК 339.138: 658.336.8

Р.А. Щинова

ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена выбору рациональной структуры товарного ассортимента промышленного предприятия. Рассматривается формирование продуктовой программы, которая включает ряд процедур с использованием технологии моделирования как метода исследования, и процесса построения и развития модели, позволяющих оптимизировать структуру ассортимента выпускаемой продукции.

Процесс, оптимизация, товарная позиция, ассортимент, модель, эффективность.

The article is devoted to the choice of a rational structure of commodity assortment of industrial enterprises. The author considers the formation of the production program which includes a number of procedures with the use of modeling technology as a method of research and also as a process of constructing and developing of the model, allowing to optimize the structure of the product range.

Process, optimization, a commodity item, assortment, model, efficiency.

Экономическая и промышленно-сбытовая деятельность предприятия представляет собой замкнутую информационную систему с обратной связью. Модели таких систем должны сохранять замкнутый контур. Большинство ученых понятие «модель» определяет как приближенное или упрощенное воспроизведение важнейших сторон, характеристик и

особенностей изучаемых явлений и процессов. Вопросам моделирования, связанных с экономической проблематикой, посвящены работы зарубежных ученых (Дж. Форрестора, Л.Р. Хаббарда, Р. Шеннона, Д. Кейнса, А.Вальраса) и отечественных исследователей (О.М. Белоцерковского, А. Петрова и др.). Мы рассматриваем модель (лат. modulus - мера, образец)

как условный образ объекта исследования или управления, предназначенный для отображения его наиболее существенных характеристик. Единственно полезной и приемлемой моделью является та, которая полностью объясняет реальную систему и предсказывает ее состояние в будущем. При отсутствии такой правильности моделирование становится малоэффективным. Эффективность модели будет зависеть, во-первых, от широты окружающих систему рамок, во-вторых, от обоснованности выбора переменных и, наконец, от численных значений параметров. Если модель предназначена для определения эффекта от вносимых в реальную систему изменений, то должно существовать соответствие между параметрами и структурой модели, которые подвергаются изменениям, и параметрами и структурой реальной системы. Кроме того, модель является необходимым инструментом поддержки решений, принимаемых руководством промышленного предприятия.

Важнейшим конкурентным преимуществом в условиях современной глобализирующейся экономики становится маркетинговое планирование и прогнозирование, позволяющее предприятию рационально распределять имеющиеся ресурсы, заранее подготовиться к возможным изменениям на рынке. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанное с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продук-

ции, мнение потребителя, анализируются рекламации. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Для того, чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Формирование продуктовой программы начинается с системного анализа определения ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия. Ассортимент - это перечень наименований изделий с указанием объема выпуска по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов и шифров называется номенклатурой. Структура ассортимента определяется удельным весом каждого вида изделия в общем объеме производства и его рентабельностью [11]. Широкий ассортимент позволяет организации удовлетворять различные требования покупателей и постоянно увеличивать объем производства и продаж. Однако для получения наибольшей прибыли менеджерам необходимо своевременно анализировать структуру ассортимента на предмет рациональности. Общепринятой методики обоснования оптимального ассортимента промышленного предприятия не существует. Проведенный анализ специальной литературы по данной проблеме позволил выделить ряд подходов (см. табл. 1).

Таблица 1

Характеристика основных подходов к формированию ассортимента промышленного предприятия

Методика (подход) Содержание определения Источник (автор)

1. Оценка эффективности Формирование ассортимента происходит на основе анализа экономических показателей: маржинального дохода, прибыли, рентабельности, безубыточного объема продаж Друкер П. [5]

2. Оценка рыночного спроса Формирование ассортимента происходит на основе анализа потребительского поведения и отношения к товару. При этом учитываются стадии жизненного цикла товара и гармоничность связи между товаром в ассортименте Дихтль Е., Барахов В.И., Самочкин В.Н., Чуровский С Р. [1], [4], [14]

3. Метод матриц Формирование ассортимента происходит на основе портфельного анализа. Наиболее известной является матрица Бостонской Консалтинговой группы (БКГ) «доля рынка - рост рынка». При этом учитывается положение продукта с позиции достигнутого конкурентного преимущества и привлекательности отрасли в целом Ефремов В.С., Ламбен Ж.-Ж. [6], [8]

4. Метод экспертной оценки Формирование ассортимента происходит с учетом субъективного мнения специалистов-экспертов, основанного на накопленном личном опыте и знаниях. Успех применения метода зависит от компетенции эксперта Голубков Е.П.[3]

5. Метод эко-номико-матема-тического моделирования Формирование ассортимента происходит на основе выполнения многоитерационных математических вычислений, направленных на получение оптимального плана. Наиболее распространенные критерии оптимизации - максимум прибыли и конкурентоспособность предприятия Трахтенберг Г. Л. [12]

6. Комбинированный метод Формирование ассортимента происходит поэтапно путем выполнения системы процедур, каждая из которых оптимизирует ассортимент по одному из критериев. Результатом является сбалансированный инструмент с учетом комплекса параметров. В практической деятельности используется сочетание рыночных и экономических параметров (спрос и предложение, прибыльность и рентабельность) Василевский А.Б., Завго-родняя А.В., Ямпольская Д.О, Магомедов М.Д., Алек-сейчева Е.Ю., Филимоненко И.В., Алексеев А.А., Муцян-ко С.А. [2], [7], [9], [10], [13]

Итак, единой методики оптимизации ассортимента нет. Можно говорить лишь об отдельных системах расчетов подобранных и применяемых промышленными предприятиями или исследователями индивидуально в зависимости от целей решаемых задач. Определение оптимального объема производства и выбора рациональной структуры ассортимента продукции начинается с построения информационной экономико-математической модели. Формализованная информационная модель - это определенные совокупности знаков (символов), которые существуют отдельно от объекта моделирования, могут подвергаться передаче и обработке. Реализация информационной модели на компьютере сводится к ее формализации в форматы данных, с которыми «умеет» работать компьютер. Поэтому программирование на ЭВМ есть формализация процесса обработки информации, а компьютер выступает в качестве формального исполнителя программы. Для построения такой модели для производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия необходимо поставить задачу.

Постановка задачи: разработать блок-схему и последовательность этапов процессов моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия, чтобы получить максимальный интегральный показатель соответствия производственной программы требованиям доходности, конкурентоспособности и социальным интересам. Моделирование в маркетинге представляет довольно сложный процесс, состоящий из ряда последовательных взаимосвязанных этапов.

1. Постановка цели (в нашем случае это разра-

ботка модели оптимальной структуры ассортимента продукции).

2. Выбор модели для объекта исследования. На этом этапе проводится формализация маркетинговой ситуации, построение математических зависимостей в виде уравнений, выделение переменных и ограничений.

3. Получение оптимального решения на основе проведенного анализа построения модели. Процесс моделирования позволяет в конкретных практических условиях оценить эффективность разработанной модели и при необходимости скорректировать ее.

4. Оценка эффективности оптимизации структуры ассортимента, определение максимальной выручки предприятия, выбор стратегической программы.

5. Обоснование информационно-нормативной базы экономико-математической модели - оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия, которая позволяет быстро отыскать решение в планово-экономических задачах с учетом их многовариантности и определить соответствие его реальным условиям.

Разработанная блок-схема и последовательность этапов процессов моделирования производственносбытовой структуры промышленного предприятия представлена на рисунке.

Задача оптимизации производственной структуры - обоснование наиболее оптимального варианта использования ресурсного потенциала предприятия. Большое значение имеет определение необходимых объемов производства продукции.

Блок-схема процесса моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия

Экономико-математическая модель оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия состоит из следующих этапов:

I. Постановка задачи. Определить оптимальные объемы производства и сбыта основных видов продукции, чтобы изучить максимальную денежную выручку с использованием имеющихся производственных ресурсов.

II. Разработать список переменных и ограничений с применением технико-экономических коэффициентов.

III. Сформулировать функцию оптимизации выручки.

IV. Произвести анализ оптимального решения экономико-математической модели оптимизации производственно-сбытовой структуры.

Для записи математической задачи используются следующие индексы: / - номер, означающий вид продукции, / е I; ] - номер, означающий вид производственного сырья, ] е 3; к - номер, обозначающий способ использования продукции или пополнения ресурсов, к е К ; X, - объем производства / вида продукции; Хук - объем пополнения у вида ресурса конкурентным способом; Ау - наличие у вида ресурса; А у - затраты у-го ресурса на единицу /'-го вида продукции; Аук - затраты на приобретение единицы у-го ресурса; ¥/ - выход /-го вида продукции; С/ _ балл соответствия /-го вида продукции требованиям доходности, конкурентоспособности и общественным интересам.

Математическая задача записывается в следующем виде:

Найти такие значения переменных, при которых {Х/> 0, Хук >0}, чтобы функционал ^ = ЕС, Х/ ^ тах, при ограничениях:

1. По использованию производственных ресурсов:

ЕА/Х/ + ЩкХ-к< Ау (у е 3). (1)

2. По объему производства продукции:

хтт < V, х, < мтт (у е I). (2)

Для формирования матрицы информационной

модели по оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия необходимо подготовить информацию, которая выражает все технико-экономические коэффициенты принятой модели.

Матрица информационной экономико-

математической модели оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия состоит из 32 переменных и 76 ограничений. Задача решается симплекс-методом с использованием стандартной программы SIMPL.

В ходе решения задачи по определение оптимальных объемов производства основных изделий, выпускаемых предприятием, их реализации с учетом имеющихся в наличии производственных ресурсов, с целью получения максимальной выручки, выявляется оптимальное сочетание видов продукции. Результаты оптимизации приведены в разрезе полного перечня групп выпускаемой продукции представленных в табл. 2.

Результаты расчетов показали, что для достижения оптимального значения объема производства с получением максимального значения выручки по сравнению с достигнутым уровнем в 2010 г. должен увеличиться по замкам на 34 тыс. шт. (7,3 %) и по прочим изделиям - на 3264 шт. (14,6 %).

При оптимизации производственно-сбытовой структуры основное внимание следует уделить группе замков усиленной конструкции, т.к. этот тип замков в настоящее время пользуется большим спросом. Объем производства данной группы замков следует увеличить на 92,3 % , а врезных - уменьшить на 37,9 %. Из фрезерных и настольно-сверлильных станков предпочтение необходимо отдать первому типу, уровень объема их производства необходимо увеличить на 26,6 % по сравнению с 2010 г., а производство настольно-сверлильных станков - уменьшить на 27,4 %.

При реализации предложенного проекта важно оценить его результативность. Большинство ученых-экономистов акцентируют внимание на данном показателе, поскольку он отражает интенсивность и качественное совершенствование управления любым объектом.

Таблица 2

Объем производства продукции промышленного предприятия

Наименование Факт (2010 г.) Проект Абсолютное отклонение Темп прироста, %

Замки врезные, тыс. шт. 169 105 -64 -37,9

Замки гаражные, тыс. шт. 91 125 34 37,4

Замки накладные, тыс. шт. 118 150 32 27,1

Замки висячие, тыс.шт. 75 95 20 26,7

Замки усиленной конструкции, тыс. шт. 13 25 12 92,3

Итого по замкам, тыс. шт. 466 500 34 7,3

Станок фрезерный СФ-676, шт. 79 100 21 26,6

Станок настольно-сверлильный, шт. 620 450 -170 -27,4

Долбежная головка, шт. 20 44 24 120,0

Полуось, шт. 9224 12000 2776 30,1

Муфта, шт. 12387 13000 613 4,9

Всего по оборудованию, шт. 22330 25594 3264 14,6

Доходность характеризуется как категория, определяющая развитие различных систем, процессов, мероприятий, дающих определенный результат. Получение прибыли является основным ориентиром управления предприятия на всех его стадиях, поскольку стремясь повысить ее относительно принимаемых решений, руководство предприятия определяет конкретные меры, способствующие процессу развития, отсекая те, которые ведут к убыткам. Она выступает как индикатор и как стимул к прогрессивным изменениям в производственно-сбытовой сфере. Для оценки проекта по формированию рациональной структуры товарного ассортимента необходимо рассчитать выручку от продажи, которую компания могла бы получить при выпуске и реализации оптимального объема продукции. Результаты расчетов выручки от реализации продукции при оптимизации представлены в разрезе номенклатуры продукции в табл. 3.

Общая стоимость товарного выпуска в 2010 г. составила 79971 тыс. р. После оптимизации -95 469 тыс. р., что больше на 15498 тыс. р. (19,4 %). Увеличение стоимости товарного выпуска произошло за счет роста объема выпуска замков на 14186 тыс. р. (на 23,5 %), и за счет увеличения выпуска оборудования на 1312 тыс. р. (6,7 %). Чтобы выяснить, за счет чего произошло изменение денежной выручки, проведем индексный анализ. Индексная модель имеет следующий вид:

У = У, -У,, У =

У =

I вК . X воК ; 1вК. У X воК X 2 X ж

где У - общий индекс выручки; У - индекс выручки с одной единицы продукции; У2 - индекс выручки объема производства продукции; Q0, Q1 - фактический объем производства и объем производства по

оптимальному плану, соответственно; К0, К1 - фактическая выручка на одну единицу продукции и выручка на одну единицу продукции по оптимальному плану, соответственно.

Для промышленного предприятия индексная модель производства продукции принимает следующий вид.

По группам замков: (1,23 = 1,07 х 1,15), выручка возрастет на 23 %, за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции на 7 % и за счет изменения структуры производства продукции на 15 %.

По оборудованию (1,07 = 1,15 х 0,93) выручка возрастет на 7 %. за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции - на 15 %. Изменение структуры производства на выручку не влияет: при оптимизации наиболее дорогостоящие станки уменьшили объем выручки, а менее дорогостоящие полуоси, муфты и долбежные головки, несмотря на общий рост количества, не смогли увеличить выручку по оборудованию.

В целом по производству продукции: (1,20 = = 1,08 х 1,11). Выручка возросла на 20 %, (за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции - на 8 % и благодаря оптимальной структуре производства - на 12 %).

Овладение инструментарием проведения имитационного моделирования, комплексного анализа хозяйственной деятельности и методикой его осуществления позволит исследовать влияние важнейших факторов на финансово-экономические показатели, выявить и обосновать условия мобилизации производственных резервов, определить финансовое состояние промышленного предприятия и выделить основные инструменты роста стоимости продукции. Разработанная блок-схема процесса моделирования производственно-сбытовой структуры ориентирована на формирование рациональной структуры товарного ассортимента с учетом имеющегося ресурсного потенциала предприятия.

Таблица 3

Выручка от реализации продукции промышленного предприятия

Наименование Факт (2010 г.) Проект Абсолютное отклонение Темп прироста, %

Замки врезные, тыс. р. 16254 10238 -6016 -37,0

Замки гаражные, тыс. р. 16503 22868 6365 38,6

Замки накладные, тыс. р. 13242 17351 4109 31,0

Замки висячие, тыс. р. 8219 10450 2231 27,1

Замки усиленной конструкции, тыс. р. 6064 13561 7497 123,6

Итого по замкам, тыс. р. 60282 74468 14186 23,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Станок фрезерный СФ-676, тыс. р. 11170 14139 2969 26,6

Станок настольно-сверлильный, тыс. р. 7619 5530 -2089 -27,4

Долбежная головка, тыс. р. 203 447 244 120,2

Полуось, тыс. р. 610 794 184 30,2

Муфта, тыс. р. 87 91 4 4,6

Итого по оборудованию, тыс. р. 19689 21001 1312 6,7

Литература

1. Барахов, В.И. Исследование жизненного цикла товара / В.И. Барахов, В.Н. Самочкин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 3 - С. 76 - 86.

2. Василевский, А.Б. Повышение прибыльности агропредприятия на основе управления товарным ассортиментом: автореф....канд. экон. наук / А.Б. Василевский. - Челябинск, 1997.

3. Голубков, Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник / Е.П. Голубков. - М., 2000.

4. Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. - М., 1996.

5. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер; пер. с англ. М. Котельниковой. - М., 1998.

6. Ефремов, В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ВКО / В.С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 1977. - Июль - август. - С. 80 - 86.

7. Ивахник, Д.Е. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений / Д.Е. Ивахник, В.З. Григорьев // Маркетинг в России и за

рубежом. - 1999. - № 1. - С. 8 - 11.

8. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.-Ж. Ламбен. - СПб., 1996.

9. Магомедов, М.Д. Оптимизация ассортимента продукции - предпосылка повышения конкурентоспособности / М.Д. Магомедов, Е.Ю. Алексейчева // Пищевая промышленность. - 2001. - № 5. - С. 42 - 43.

10. Муцянко, С.А. Управление ассортиментной политикой организации / С.А. Муцянко, А.Б. Титов. - СПб., 2001.

11. Савинкин, А. Как оптимизировать ассортимент / А. Савинкин // Финансовый директор. - 2004. - № 5. -С. 34 - 40.

12. Трахтенберг, Г.Л. Улучшение ассортимента и качества товаров - важная народнохозяйственная задача / Г.Л. Трахтенберг. - М., 1975.

13. Филимоненко, И.В. Разработка механизма принятия управленческих решений при формировании товарноассортиментной политики предприятия: дис... канд. экон. наук / И.В. Филимоненко. - Красноярск, 1997.

14. Чуровский, С.Р. Применение финансовых критериев при оценке положения продукта на кривой жизненного цикла / С.Р. Чуровский // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 3. - С. 15 - 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.