Научная статья на тему 'Модель оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия'

Модель оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1552
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель оптимизации / товарная позиция / ассортимент / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / model of optimization / production position / Assortment / effectiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щинова Р. А.

Статья посвящена выбору модели производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия. Автор рассматривает формирование продуктовой программы, которая включает ряд процедур с использованием технологии моделирования как метода исследования, но также и процесса построения и развития модели, позволяющих оптимизировать структуру ассортимента выпускаемой продукции. Приведены подходы к оценке экономической привлекательности товарной позиции предприятия. Разработана блок-схема оптимизации процесса моделирования, которая позволяет обосновать наиболее эффективный вариант использования экономического потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the choice of the model of industry and production and realization structure of an industrial enterprise. The author discusses the formation of the product program that includes a number of procedures requiring modeling technologies as a research method, as well as the process of the model development that allow improving the assortment structure of the goods produced. The article presents a number of approaches to the evaluation of the economic attractiveness of an enterprise's production position and develops a scheme of modeling optimization.

Текст научной работы на тему «Модель оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия»

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОСБЫТОВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Р.А Щинова,

заведующий кафедрой экономики и менеджмента филиала Московского государственного индустриального университета в г Кирове,

кандидат экономических наук rshinova@mail.ru

Статья посвящена выбору модели производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия. Автор рассматривает формирование продуктовой программы, которая включает ряд процедур с использованием технологии моделирования как метода исследования, но также и процесса построения и развития модели, позволяющих оптимизировать структуру ассортимента выпускаемой продукции. Приведены подходы к оценке экономической привлекательности товарной позиции предприятия. Разработана блок-схема оптимизации процесса моделирования, которая позволяет обосновать наиболее эффективный вариант использования экономического потенциала предприятия.

Ключевые слова: модель оптимизации, товарная позиция, ассортимент, эффективность.

УДК 339.138: 658.336.8 ББК 65.290

Экономическая и промышленно-сбытовая деятельность промышленного предприятия представляет собой замкнутую информационную систему с обратной связью. Модели таких систем должны сохранять замкнутый контур. Большинство ученых понятие «модель» определяют как приближенное или упрощенное воспроизведение важнейших сторон, характеристик и особенностей изучаемых явлений и процессов. Вопросам моделирования, связанным также и с экономической проблематикой, посвящены работы зарубежных ученых Форрестора Дж., Хаббарда Л.Р., Шеннона Р., Кейнса Д., Вальраса А., а также в работах отечественных ученых О.М. Белоцерковского, А. Петрова и др. Мы рассматриваем модель (лат. modulus — мера, образец) как условный образ объекта исследования или управления, предназначенный для отображения его наиболее существенных характеристик.

Единственно полезной и приемлемой моделью является та, которая полностью объясняет реальную систему и предсказывает ее конкретное состояние в будущем, тогда недостаточно обеспечить точность модели, а нужно, чтобы она была правильной. При отсутствии такой правильности моделирование становится малоэффективным. Эффективность модели будет зависеть, во-первых, от широты окружающих систему рамок, во-вторых, от обоснованности выбора переменных и, наконец, от численных значений параметров. Если модель предназначена для определения эффекта от вносимых в реальную систему изменений, то должно существовать соответствие между параметрами и структурой модели, которые подвергаются изменениям, и параметрами и структурой реальной системы. Механизм работы модели должен отображать механизм реальной системы. Кроме того, модель должна выявить сущность интересующих нас динамических характеристик системы. В противном случае она не могла бы показать, как эти характеристики можно изменить. Однако известно, что о полезности любого явления можно судить лишь при наличии ясного представления о цели. Цель определяет рамки того решения, которое модель должна дать. Таким образом, модель должна частично или полностью воспроизвести структуру моделируемой системы и её функции, а процесс моделирования предполагает построение заменителя оригинала на новую систему с предоставлением реальной информации о ней.

Процессный подход к моделированию производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия

Важнейшим конкурентным преимуществом в условиях современной глобализирующейся экономики становится маркетинговое планирование и прогнозирование, позволяющее предприятию рационально распределять имеющиеся ресурсы, заранее подготовиться к возможным изменениям на рынке. Формирование продуктовой программы начинается с определения ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия.

Ассортимент — это перечень наименований изделий с указанием объема выпуска по каждому из них. Различают полный,

групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов и шифров называется номенклатурой. Структура ассортимента определяется удельным весом каждого вида изделия в общем объеме производства и его рентабельностью^! 1]. Широкий ассортимент позволяет организации удовлетворять различные требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж. Но для получения наибольшей прибыли менеджерам необходимо своевременно анализировать структуру ассортимента на предмет ее рациональности. Обоснованность продуктовой программы с точки зрения экономической эффективности планируемых продаж должна быть оценена еще на стадии ее формирования. Однако общепринятой методики обоснования оптимального ассортимента промышленного предприятия не существует. Проведенный анализ специальной литературы по данной проблеме позволил выделить ряд подходов формирования и оптимизации ассортимента выпускаемой продукции (табл. 1).

Анализ определений, представленных методик в экономической литературе свидетельствует об отсутствии единой, универсальной методики оптимизации ассортимента. Можно говорить лишь об отдельных системах расчетов подобранных и применяемых промышленными предприятиями или исследователями индивидуально в зависимости от целей решаемых задач. Все это приводит к ограничениям применения данных частных методик.

Определение оптимального объема производства и ассортимента продукции начинается с построения экономико-математической модели. Для построения экономико-математической модели производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия необходимо поставить задачу. Постановка задачи: разработать блок-схему и последовательность этапов процессов моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия, чтобы получить максимальный интегральный показатель соответствия производственной программы требованиям доходности, конкурентоспособности и общественным интересам. Разработанная блок-схема и последовательность этапов процессов моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия представлена на рис. 1.

Моделирование в маркетинге представляет довольно сложный процесс, состоящий из ряда последовательных взаимосвязанных этапов.

Первый этап. Постановка задачи. Включает в себя выработку цели исследования. В нашем случае — это разработка модели оптимизации структуры ассортимента выпускаемой продукции предприятием.

Второй этап заключается в выборе модели для объекта исследования. На этом этапе проводится формализация маркетинговой ситуации, построение математических зависимостей в виде уравнений, выделение переменных и ограничений.

Третий этап. Получение оптимального решения на основе проведенного анализа построения модели. Процесс моделирования позволяет в конкретных практических условиях оценить

Таблица 1

Характеристика основных подходов к формированию ассортимента промышленного предприятия

Методика(подход) Содержание определения Источник (автор)

1. Оценка эффективности Формирование ассортимента происходит на основе анализа экономических показателей: маржинального дохода, прибыли, рентабельности, безубыточного объема продаж. Друкер П. [5]

2. Оценка рыночного спроса Формирование ассортимента происходит на основе анализа потребительского поведения и отношения к товару. При этом учитываются стадии жизненного цикла товара и гармоничность связи между товаром в ассортименте. Дихтль Е., Барахов В.И., Самочкин В.Н., Чуровский С.Р. [4,1,14]

3. Метод матриц Формирование ассортимента происходит на основе портфельного анализа. Наиболее известной является матрица Бостонской Консалтинговой группы (БКГ) «доля рынка — рост рынка». При этом учитывается положение продукта с позиции достигнутого конкурентного преимущества и привлекательности отрасли в целом. Ефремов В.С., Ламбен Ж-Ж. [6, 8]

4. Метод экспертной оценки Формирование ассортимента происходит с учетом субъективного мнения спе-циалистов-экспертов, основанного на накопленном личном опыте и знаниях. Успех применения метода зависит от компетенции эксперта. Голубков Е.П. [3]

5. Метод экономи-ко-математическо-го моделирования Формирование ассортимента происходит на основе выполнения многоитерационных математических вычис-лений, направленных на получение оптимального плана. Наиболее распространенные критерии оптимизации — максимум прибыли и конкурентоспособность предприятия. Трахтенберг Г.Л. [12]

6. Комбинированный метод Формирование ассортимента происходит поэтапно путем выполнения системы процедур, каждая из которых оптимизирует ассортимент по одному из критериев. Результатом является сбалансированный инструмент с учетом комплекса параметров. В практической деятельности используется сочетание рыночных и экономических параметров (спрос и предложение, прибыльность и рентабельность). Василевский А.Б., Завго-родняя А.В., Ямпольская Д.О, Магомедов М.Д., Алек-сейчева Е.Ю., Филимоненко И.В., Алексеев А.А., Муцян-ко С.А. [2, 7, 9, 10, 13]

Рис. 1. Блок-схема процесса моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия

эффективность разработанной модели. В случае если данная модель оптимизации неэффективна, она подлежит корректировке. Четвертый этап включает оценку эффективности опти-

мизации структуры ассортимента по следующим критериям: определение максимальной выручки предприятия; выбора стратегической программы.

Обоснование информационно-нормативной базы экономико-математической модели состоит в оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия. Характерная особенность планово-экономических задач — многовариантность, наличие множества способов их реализации.

Экономико-математическая модель оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия

Задача оптимизации производственной структуры — обоснование наиболее эффективного варианта использования экономического потенциала предприятия. Для обоснования производственной структуры предприятия большое значение имеет планирование объема производства продукции.

Экономико-математическая модель оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия:

I. Постановка задачи. Определить оптимальные объемы производства и сбыта основных видов продукции промышленного предприятия, чтобы изучить максимальную денежную выручку с использованием имеющихся производственных ресурсов.

II. Разработать список переменных и ограничений с применением технико-экономических коэффициентов.

III. Сформулировать функцию оптимизации выручки.

IV. Произвести анализ оптимального решения экономикоматематической модели оптимизации производственно-сбытовой структуры.

Для записи математической задачи используются следующие индексы:

i — номер, означающий вид продукции, i е I;

] — номер, означающий вид производственного сырья, ] е J;

к — номер, обозначающий способ использования продукции или пополнения ресурсов, к е К ;

Xi — объем производства I вида продукции ;

А1] — затраты Ко ресурса на единицу 1-го вида продукции;

А]к — затраты на приобретение единицы Ко ресурса ;

Vi — выход 1-го вида продукции;

& — балл соответствия 1-го вида продукции требованиям доходности, конкурентоспособности и общественным интересам.

Математическая задача записывается в следующем виде:

Найти такие значения переменных, при которых № > 0, Х]к > 0}, чтобы функционал F = Ю Хi ^ тах, при ограничениях:

1. По использованию производственных ресурсов:

!А1]Х1 + !А]кХ]к < А] (М (1)

2. По объему производства продукции:

N1™ < Vi Хi < N1™ (]е0 (2)

Для формирования матрицы модели по оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия необходимо подготовить информацию, которая выражает все технико-экономические коэффициенты принятой модели.

Матрица экономико-математической модели оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия состоит из 32 переменных и 76 ограничений. Задача решается симплекс-методом с использованием стандартной программы SIMPL.

В ходе решения задачи на определение оптимальных объемов производства основных изделий, выпускаемых предприятием, их реализации с учетом имеющихся в наличии производственных ресурсов, с целью получения максимальной выручки, выявлено оптимальное сочетание видов продукции. Результаты оптимизации приведены в разрезе полного перечня групп выпускаемой продукции представленных в табл. 2, 3 и 4.

Результаты расчетов показали, что для достижения оптимального значения объема производства с получением максимального значения выручки по сравнению с достигнутым уровнем в 2010 г. должен увеличиться по замкам на 34 тыс. шт. (7,3%) и по прочим изделиям — на 3264 шт. (14,6%). При оптимизации производственно-сбытовой структуры основное внимание следует уделить группе замков усиленной конструкции, так как этот тип замков в настоящее время пользуется большим спросом. Объём производства данной группы замков следует увеличить на 92,3%. И, наоборот, при производстве группы врезных замков объём их производства уменьшить на 37,9%. По станкам фрезерным и настольно-сверлильным наибольшее предпочтение необходимо отдать станкам фрезерным, так как уровень

объёма их производства необходимо увеличить на 26, 6% до оптимального по сравнению с 2010 г., а производство станков настольно-сверлильных уменьшить на 27,4%.

Таблица 2

Объем производства продукции промышленного предприятия

Наименование н ^ £ ° Я г а о ^ N Проект Абсолютное отклонение Темп прироста, %

Замки врезные, тыс. шт. 169 105 -64 -37,9

Замки гаражные, тыс. шт. 91 125 34 37,4

Замки накладные, тыс. шт. 118 150 32 27,1

Замки висячие, тыс. шт. 75 95 20 26,7

Замки усиленной конструкции, тыс. шт. 13 25 12 92,3

Итого по замкам, тыс. шт. 466 500 34 7,3

Станок фрезерный СФ-676, шт. 79 100 21 26,6

Станок настольно-сверлильным, шт. 620 450 -170 -27,4

Долбежная головка, шт. 20 44 24 120

Полуось, шт. 9224 12000 2776 30,1

Муфта, шт. 12387 13000 613 4,9

Всего по оборудованию, шт. 22330 25594 3264 14,6

Таблица 3

Результаты оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия с применением симплекс-метода по группам замков

Наименование 2010 год (факт) Оптимальные значения

Кол- во, тыс. шт. Сум- ма, тыс. руб. Кол- во, тыс. шт. Сумма (в ценах 2010 года), тыс. руб.

Замки врезные 168,886 16254 105,000 10238

Замки гаражные 90,993 16503 125,000 22868

Замки накладные 117,515 13242 150,000 17351

Замки висячие 75,327 8219 95,000 10450

Замки усиленной конструкции 12,905 6064 25,000 13561

ВСЕГО: 465,626 60282 500,000 74468

Таблица 4

Результаты оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия с применением симплекс-метода по станкам

Наименование 2010 год (факт) Оптимальные значения

Кол- во, шт. Сумма, тыс. руб. Кол- во, шт. Сумма (в ценах 2010 года), тыс. руб.

Станок фрезерный СФ-676 79 11170 100 14139

Станок настольносверлильный 620 7619 450 5530

Долбежная головка 20 203 44 447

Полуось 9224 610 12000 794

Муфта 12387 87 13000 91

ВСЕГО: 22330 19689 25594 21001

При реализации предложенного проекта важно оценить эффективность данного проекта, которая позволит оптимизировать объём производства продукции. Большинство ученых-эко-номистов акцентируют внимание на показателе эффективности,

Общая стоимость товарного выпуска в 2010 г. составила 79971 тыс. руб. По результатам оптимизации объема производства продукции стоимость товарного выпуска составила 95469 тыс.руб., что больше на 15498 тыс. руб. (19,4%). Увеличение стоимости товарного выпуска произошло за счет увеличения объема выпуска замков на 14186 тыс.руб. (на 23,5%), и за счет увеличения объема выпуска оборудования на 1312 тыс.руб. (6,7%). Чтобы выяснить, за счет чего произошло изменение денежной выручки, проведем индексный анализ. Индексная модель имеет следующий вид:

У = У, Ч У2 , (3)

У = ХвК У1 = Ха» у хж

X воК X0.^1 2 £вЛ0

где У — общий индекс выручки;

У1 - индекс выручки с одной единицы продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У2 - индекс выручки объема производства продукции;

Q„ о, — фактический объем производства и объем производства по оптимальному плану, соответственно;

1А0, W1 — фактическая выручка на одну единицу продукции и выручка на одну единицу продукции по оптимальному плану, соответственно.

Для промышленного предприятия индексная модель производства продукции принимает следующий вид:

— по группам замков: (1,23 = 1,07 х 1,15), выручка возрастет на 23%, за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции на 7% и за счет изменения структуры производства продукции на 15%;

— по оборудованию: (1,07 = 1,15 х 0,93), выручка возрастет на 7% за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции на 15% и за счет изменения структуры производства продукции рост выручки не произойдет.

— в целом по производству продукции: (1,20 = 1,08 х 1,11), выручка возросла на 20%, за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции на 8% и за счет оптимальной структуры производства на 11%.

Выводы

Овладение инструментарием проведения имитационного моделирования, комплексного анализа хозяйственной деятельности и методикой его осуществления позволит исследовать влияние важнейших факторов на финансово-экономические показатели, выявить и обосновать условия и факторы мобилизации производственных резервов, определить финансовое состояние промышленного предприятия и основные инструменты роста ее стоимости. Разработанная блок-схема процесса моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия построена на задачах оптимизации производственной структуры с учетом обоснования наиболее эффективного варианта использования экономического потенциала предприятия.

Литература

1. Барахов В.И., Самочкин В.Н. Исследование жизненного цикла товара // Маркетинг в России и за рубежом — 2002. — № 3. — С. 76-86.

2. Василевский А.Б. Повышение прибыльности агропредприятия на основе управления товарным ассортиментом: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — Челябинск, 1997. — С. 9-10.

3. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Дело, 2000. — 440 с.

4. Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996. — С.95-97.

5. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер.с англ. М. Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 288 с.

6. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель BKG // Менеджмент в России и за рубежом. — 1977, июль, август. — С. 80-86.

7. Ивахник Д.Е., Григорьев В.З. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений // Маркетинг в России и за рубежом — 1999. — № 1. — С. 8-11.

8. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с фр. — СПб.: Наука, 1996. — 580 с.

9.Магомедов М.Д. Алексейчева Е.Ю. Оптимизация ассортимента продукции — предпосылка повышения конкурентоспособности // Пищевая промышленность. — 2001. — № 5. — С.42-43.

10. Муцянко С.А., Титов А.Б. Управление ассортиментной политикой организации — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. — 31 с.

11. Савинкин А. Как оптимизировать ассортимент // Финансовый директор. — 2004. — № 5. — С. 34-40.

12. Трахтенберг Г.Л. Улучшение ассортимента и качества товаров — важная народнохозяйственная задача. — М.: Знание, 1975. — 64 с.

13. Филимоненко И.В. Разработка механизма принятия управленческих решений при формировании товарно-ассортиментной политики предприятия: Дис. ... к.э.н. — Красноярск, 1997.

14. Чуровский С.Р. Применение финансовых критериев при оценке положения продукта на кривой жизненного цикла // Маркетинг в России и за рубежом — 2001. — № 3. — С. 15-22.

который является выразителем интенсивности и качественного совершенствования управления любого объекта.

Эффективность характеризуется как категория, определяющая развитие различных систем, процессов, мероприятий, дающих определенный результат. В связи с этим, суть эффективных решений состоит в том, чтобы добиваться намеченных целей наиболее рациональным путем, т.е. в запланированные сроки и с наименьшими затратами труда, денежных, материальных, природных и других ресурсов. Эффективность всегда связана с практикой и является основным ориентиром управления предприятия на всех его стадиях, поскольку, стремясь повысить эффективность принимаемых решений, руководство предприятия определяет конкретные меры, способствующие процессу развития, отсекая те, которые ведут к убыткам. Категория эффективности приобретает особую значимость при решении задач деятельности предприятия. Она выступает как индикатор и как стимул к прогрессивным изменениям в производственно-сбытовой сфере предприятия. Для оценки эффективности проекта необходимо рассчитать выручку от продажи, которую предприятие могло бы получить при выпуске и реализации оптимального объема продукции. Результаты расчетов выручки от реализации продукции при оптимизации представлены в разрезе номенклатуры продукции в табл. 5.

Таблица 5

Выручка от реализации продукции промышленного предприятия

Наименование Факт (2010 г.) Проект Абсолютное отклонение Темп прироста, %

Замки врезные, тыс. руб. 1б254 10238 -б01б -37,0

Замки гаражные, тыс. руб. 1б503 228б8 б3б5 38,б

Замки накладные, тыс. руб. 13242 17351 4109 31,0

Замки висячие, тыс. руб. 8219 10450 2231 27,1

Замки усиленной конструкции, тыс. руб. б0б4 135б1 7497 123,б

Итого по замкам, тыс. руб. б0282 744б8 1418б 23,5

Станок фрезерный СФ-676, тыс. руб. 11170 14139 29б9 2б,б

Станок настольно-сверлильный, тыс. руб. 7б19 5530 -2089 -27,4

Долбежная головка, тыс. руб. 203 447 244 120,2

Полуось, тыс. руб. б10 794 184 30,2

Муфта, тыс. руб. 87 91 4 4,б

Итого по оборудованию, тыс. руб. 19б89 21001 1312 б,7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.