Научная статья на тему 'Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия'

Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1613
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соменкова Н. С.

Рассматривается методика формирования стратегии инновационного развития предприятия на основе анализа состояния внешней среды, исследования инновационной активности и оценки инновационного потенциала. Выявлены основные факторы, препятствующие инновационной активности предприятий. Предложена методика оценки инновационного потенциала предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия»

Экономика и финансы Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 1, с. 160-162

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2008 г. Н.С. Соменкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

N-somenkova@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.01.2008

Рассматривается методика формирования стратегии инновационного развития предприятия на основе анализа состояния внешней среды, исследования инновационной активности и оценки инновационного потенциала. Выявлены основные факторы, препятствующие инновационной активности предприятий. Предложена методика оценки инновационного потенциала предприятия.

Ключевые слова: инновационная стратегия, инновационное развитие, предприятие.

В современных условиях основным спосо- Поэтому следующим этапом на пути форми-

бом повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности для предприятий становится внедрение инноваций. Однако инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их внедрения.

В связи с этим особое значение приобретает стратегическое управление инновационным развитием предприятий, которое ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, позволяет более гибко реагировать и осуществлять своевременные изменения, добиваться конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Таким образом, стратегию инновационного развития предприятия можно определить как совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества за счет разработки и внедрения инноваций.

Исходным моментом формирования стратегии инновационного развития может служить анализ состояния внешней среды. Он направлен на выявление возможностей и угроз в макро- и микроэкономическом окружении. При формировании стратегического поведения и выборе направлений инновационного развития предприятию важно проанализировать текущие условия хозяйствования и оценить перспективные изменения, которые могут произойти в результате освоения технологических инноваций. Выбрав для внедрения новую или улучшающую технологию, наиболее полно отвечающую требованиям внешней эффективности развития хозяйственной деятельности, необходимо приступить к оценке внутренних сильных и слабых сторон предприятия.

рования стратегий инновационного развития должна стать оценка инновационной активности предприятия. Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот [5].

Стимулами инновационной активности служат как внешние факторы, так и внутренние проблемы предприятия (износ оборудования, высокие энергозатраты, недостаток производственных мощностей). Внешним стимулом инноваций в основном является борьба на рынке конечной продукции за потребителя. На внутреннем рынке острую конкуренцию испытывают хозяйствующие субъекты, производящие импортозамещающие товары. Экспортная ориентация также служит мощным фактором инноваций, поскольку предприятие вынуждено продвигать свои товары на мировой рынок с высокой конкуренцией.

Статистическое исследование инновационной деятельности в промышленности Нижегородской области показало, что в 2004 году к числу инновационно активных было отнесено 104 предприятия. Это выше уровня 2003 года на 9.5% [4]. Наибольшую инновационную активность проявляют предприятия машиностроения, металлургической и нефтехимической промышленности, в основном это достаточно крупные промышленные предприятия, такие как автомобильный гигант ОАО «ГАЗ», нефтяная компания ОАО «Норси», ОАО ПКО «Теплообменник», ОАО «Заволжский моторный завод», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Выксунский металлургический завод».

Анализ деятельности промышленных предприятий показал, что основными факторами, препятствующими или ограничивающими инновационную активность, являются:

- низкий уровень научно-технического и технологического потенциала;

- недостаток собственных денежных средств;

- недостаток финансовой поддержки государства;

- нехватка квалифицированных кадров;

- высокая стоимость нововведений.

Кроме того, инновациям препятствует низкий уровень взаимодействия и кооперации при разработке технологических инноваций.

Оценка инновационной активности направлена на то, чтобы при проведении анализа внутренней среды и формировании стратегических целей развития предприятия рассматривали научно-исследовательский опыт и экономические возможности по внедрению новых технологий. Если у предприятий есть определенный положительный опыт реализации инновационных проектов, особенно в сфере создания принципиально новых продуктов, то такие хозяйствующие субъекты, как правило, выбирают стратегии исследовательского лидерства, радикального опережения, опережающей наукоёмкости, т.е. наступательные стратегии.

Цель наступательной стратегии заключается в занятии лидирующего положения на рынке. Она связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях. Необходимым и важным условием реализации этой стратегии становится внедрение инновации раньше конкурентов [1]. Стратегия «первопроходца» означает, что предприятие предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что наступательная стратегия связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Главное условие наступательной стратегии - технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов.

Однако если у предприятий превалирует опыт внедрения улучшающих технологий, которые только лишь усовершенствуют и предлагают потребителям модифицированные варианты широко известных товаров, то в данном случае к наиболее вероятным стратегиям инновационного развития можно отнести выжидание лидера, следование за рынком, сохранение технологических позиций, продуктовую имитацию, параллельную разработку, лицензионную стратегию (т.е. стратегии «последователя»). Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких предприятий тоже ниже.

Оценку инновационной активности можно построить на анализе состояния деятельности предприятия непосредственно в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементах. В зависимости от уровня текущего технологического и производственно-хозяйственного развития осуществляется выбор либо стратегий лидера, либо стратегий последователя. Далее можно осуществить расчет затрат на реализацию альтернативных вариантов продуктовых и технологических нововведений [5].

Завершающим этапом в процессе разработки стратегий инновационного развития является оценка инновационного потенциала предприятия, которая проводится с целью определения достаточности финансово-экономических ресурсов для обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности.

Инновационный потенциал предприятия представляет собой способность достигать при имеющихся в наличии ресурсах поставленных инновационных целей. Структурными компонентами инновационного потенциала предприятия являются [3]:

- организационно-управленческий потенциал;

- научно-технический потенциал;

- производственно-технологический потенциал;

- финансово-экономический потенциал;

- кадровый потенциал.

Инновационный потенциал любого промышленного предприятия зависит от специфики и масштабов его деятельности, а степень использования потенциала определяет инновационные возможности и восприимчивость предприятия к нововведениям.

Величину инновационного потенциала предприятия можно определить по следующей формуле:

1Р = пЩ, (1)

I = 1

где 1Р - инновационный потенциал предприятия; п - число составляющих инновационного потенциала предприятия; Я, - /-я составляющая инновационного потенциала предприятия; к, — весовой коэффициент /-й составляющей инновационного потенциала, определяемый экс-п

пертно (при этом 2 к, = 1).

/ = 1 1

Как показывает практика, из общего количества разрабатываемых инновационных проектов на промышленных предприятиях не все достигают конечной цели ввиду ряда причин, среди которых, например, недостаточный уровень производственного потенциала или ошибка на начальном этапе разработки проекта [2]. Соответственно, необходимо рассчитывать коэффициент использования инновационного потенциала:

К. = -1Р^, (2)

11Р

11 МАХ

где 1РЯ - реальный уровень инновационного потенциала предприятия; 1РМАХ - максимально возможный уровень инновационного потенциала.

Коэффициент использования инновационного потенциала в идеале должен стремиться к 1.

Оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, т.е. отвечает для себя на вопрос, «под силу» ли предприятию внедрение новых или

улучшающих технологий. От состояния инновационного потенциала зависит окончательный выбор той или иной стратегии инновационного развития.

Таким образом, правильно выбранная стратегия является важнейшим результатом и в то же время эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она мобилизует использование научно-технического, производственнотехнологического, финансово-экономического,

социального и организационного потенциала предприятия в определенных направлениях, обещающих достижение успеха.

Список литературы

1. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989. 176 с.

2. Кочетков С.В. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий // Экономист. 2006. № 5. С. 34-38.

3. Максимов Ю., Митяков С., Митякова О., Федосеева Т. Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала // Инновации. 2006. № 6. С. 53-56.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. 982 с.

5. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия: Монография.

Москва: Финансы и статистика, 2005. 304 с.

6. Drucker P. Innovation and enterpreneurship N.Y.: Harper a Row, 1985. P. 15.

FORMING THE STRATEGY FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

N.S. Somenkova

This article examines the technique for forming the strategy of innovative development of an enterprise based on the analysis of the external environment, investigation of innovative activity and evaluation of the innovative potential. Main factors impeding the innovative activity of enterprises have been identified. A procedure for evaluating the enterprise’s innovative potential has been suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.