Научная статья на тему 'Организация инновационной деятельности предприятия'

Организация инновационной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3553
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ADMINISTRATIVE MODEL / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоншаков Владимир Александрович

Рассматривается управленческая модель организации инновационной деятельности, позволяющей повысить инновационную активность и конкурентоспособность предприятия: необходимость оценки уровня инновационного потенциала предприятия и определения степени его соответствия инновационному климату и внутренним потенциальным возможностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of an enterprise innovative activity

The administrative model of the innovative activity organization is considered. It allows raising an enterprise innovative activity and competitiveness: necessity of estimation of a level of an enterprise innovative potential and definition of a degree of its conformity to an innovative climate and internal potential possibilities.

Текст научной работы на тему «Организация инновационной деятельности предприятия»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В.А. Лоншаков

Рассматривается управленческая модель организации инновационной деятельности, позволяющей повысить инновационную активность и конкурентоспособность предприятия: необходимость оценки уровня инновационного потенциала предприятия и определения степени его соответствия инновационному климату и внутренним потенциальным возможностям.

Ключевые слова: управленческая модель, инновационная деятельность, инновационный потенциал.

В настоящее время актуален выбор эффективного инструментария управления инновационной деятельностью предприятия, оценки его инновационного потенциала, разработки путей повышения инновационной активности, позволяющий повысить конкурентоспособность предприятия, оперативно определять внутренние возможности инновационной деятельности, обнаруживать скрытые резервы развития организации с целью повышения эффективности его коммерческой деятельности.

Актуальность проблемы управления процессом реализации инновационного потенциала на предприятии, а также выработки практических рекомендаций по повышению инновационной активности предприятия обусловлена рядом выявленных автором противоречий: недостаточной разработкой управленческих моделей перехода предприятий к инновационному типу функционирования; несоответствием состояния инновационной деятельности на большинстве отечественных предприятий современным требованиям рыночной экономики; отсутствием определенного теоретического и практического опыта в области оценки инновационного потенциала предприятия и недостаточным вниманием к этим методам в практике предприятий. Это требует переосмысления структуры и методов инновационного управления предприятиями.

В российской практике в постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.», в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (Протокол от 15 февраля 2006 г. № 1. Мини-

стерство образования и науки Российской Федерации) [1], приводятся следующие определения: «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Дана трактовка понятию «инновационной деятельности» как процесса реализации экономических результатов НИОКР.

Другим примером может служить понятие и виды инноваций, предложенные коллективом авторов учебника «Экономика предприятия» [2]. Так, по их мнению, различают два типа инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта -инкрементальная продуктовая инновация -связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики. Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

Однако инновации, а следовательно, инновационная деятельность не могут быть сведены лишь к созданию новых средств труда, технологических процессов, методов организации и управления. Важнейшей составляющей инновационных процессов является трансформация перечисленных элементов в составляющие производственного процесса, в результате чего достигается качественное обновление действующего производ-

ства, его технической базы. Таким образом, к инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений: новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации); новые или улучшенные услуги (инновации услуг); новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации); измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации); новые или улучшенные производственные системы и т. д. Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Существует двойственность в применении инноваций предприятиями. Во-первых, предприятие - производитель некоего продукта может использовать производственное нововведение для снижения себестоимости производства этого продукта, не изменяя его потребительских качеств; во-вторых, предприятие - производитель средств производства может использовать производственное нововведение для совершенствования потребительских качеств своей продукции. При этом если производственное нововведение улучшает потребительские качества выпускаемой предприятием продукции, то оно может иметь ценность и для производителя, и для потребителя [3]. Ценность данного производственного нововведения для потребителя проявляется через отношение полезности некоего товара к его цене. Если в результате производственного нововведения это соотношение растет, то относительный прирост полезности и есть ценность производственного нововведения для потребителя. Ценность нововведения для производителя заключается в дополнительной прибыли, которую он получит.

Отдельный хозяйствующий субъект, выполняя предпринимательскую функцию, действует таким образом, что нарушает существующее положение рыночного равнове-

сия. Предпринимательская деятельность в ее шумпетеровской трактовке разрывает непрерывный рыночный кругооборот: предприниматель представляется инициирующим изменения и генерирующим новые возможности [4]. Вместе с тем, рассматривая инновационную деятельность как процесс обучения на опыте, в т. ч. опыте неоптимального использования имеющихся факторов производства, некомплексного использования рыночной информации, можно говорить, что сама эта деятельность является адаптацией предпринимательских решений к изменяющейся внешней среде.

Определим инновационную деятельность как процесс самоорганизации хозяйствующих субъектов, использующих принципы свободы научного и иного творчества, самостоятельного принятия предпринимательских решений. Эффективность инновационной деятельности отдельного предприятия, определение ценности его производственных инноваций, полнота реализации его инновационного потенциала находятся в зависимости от степени его адекватности включения в объективные тенденции развития инноваций на мезо- и макроуровнях экономического развития.

Инновационный потенциал предприятия можно определить как совокупность имеющихся у предприятия возможностей для использования нововведений в управленческой, маркетинговой, производственной, финансовой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития.

Опыт управления нововведениями свидетельствует о необходимости мониторинга нововведения еще на стадии синтеза инновационных идей. Сущность непрерывного инновационного процесса состоит в целенаправленном поиске возможных изменений и в систематическом анализе потенциала этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. П. Друкер выделяет семь областей анализа, т. е. семь источников инновационных идей [5]. Четыре источника относятся к внутренним, они находятся во внутренней среде предприятия, в пределах рынка: отрасли промышленности или сферы услуг. Следующие три источника нововведений являются внешними, т. к. они имеют свое происхождение вне данных предприятия и отрасли: демографические

изменения; изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках; новые знания, как научные, так и ненаучные.

Однако наличия внутренних и внешних источников недостаточно для синтеза оригинальной и технически осуществимой идеи. Нужны предпосылки для этого, т. е. необходимо «увидеть» нововведение. Таковыми предпосылками являются индивидуальные качества исследователя, которые по назначению можно разделить на идееобразующие качества: кругозор, воображение, научно -технические способности, имеющие такую универсальность, которая позволит взглянуть на исследуемую проблему с учетом широкого спектра знаний в сферах науки, производства [6]. Кроме того, необходимы идеереализующие качества руководителя: способность в ходе мысленного эксперимента трансформировать научно-техническую идею, как собственную, так и заимствованную, в техническое решение. Модель творческого поиска инновации можно представить в виде ряда последовательных этапов: синтез или заимствование идеи; техническая переработка идей; оценка технической, экономической эффективности идеи; потребительская апробация и оценка.

Создание условий для инновационного развития должно сопровождаться и оптимизацией использования основных инвестиционных ресурсов: интеллектуальных, материально-технических, информационных, финансовых.

Представим управленческую модель организации инновационной деятельности на предприятии (рис. 1). Процесс осуществления инновационной деятельности предприятия основывается на подчинении всех этапов ее разработки и реализации единой целевой установке - миссии.

Первым шагом при планировании инновационной деятельности является постановка целей. Она осуществляется в соответствии с миссией, которая определяет общий смысл существования предприятия.

На основании стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия, позволяющего оценить инновационный потенциал предприятия, жизненный цикл его развития, а также степени риска, разрабатываются стратегические цели и утверждается

базовая конкурентная стратегия инновационного развития предприятия.

Необходимо определить степень соответствия инновационного потенциала инновационному климату и внутренним потенциальным возможностям предприятия [7]. Если текущий уровень инновационного потенциала позволяет реализовать намеченные инновационные цели, то можно переходить к следующему этапу. Следующим этапом организации инновационной деятельности является создание подразделения стратегического инновационного развития, основными функциями которого являются: оценка соответствия инновационных целей критериям, определенным стратегическим анализом предприятия; внедрение инноваций; стратегический и тактический контролинг (установление стратегических партнерств, создание временного трудового коллектива) [8].

Разработка инновационных проектов проводится на следующем этапе. Под инновационным проектом принято понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии [9]. Расширим определение инновационного проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на разработку, создание и распространение нового вида продукции или технологии, а также на внедрение новых методов организации производства и управления.

По своей значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации [10]. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике [11]. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные изменения устаревших поколений техники и технологии. Внедрение новых методов организации производства и управления, а также изменение качественных характеристик уже существующей продукции следует отнести к улучшающим инновациям.

Внешней Инновационного Внутренней среды Жизненного цикла Степени риска

среды ^ климата ► <~ развития ^ ->

1

Разработка стратегических инновационных целей предприятия

Создание подразделения стратегического инновационного развития предприятия

Разработка инновационных проектов

Разработка инновационных программ

Разработка функциональных инновационных стратегий предприятия: продуктово-маркетинговой, финансовой, управления персоналом, производственной

Реализация инновационной стратегии

Контролинг на основе мониторинга изменения уровня инновационного потенциала предприятия

I

Рис. 1. Модель организации инновационной деятельности предприятия

На следующем этапе все инновационные идеи проекта сводятся в общую инновационную программу, которая служит основой разработки функциональных инновационных стратегий предприятия: продуктово-маркетинговой, финансовой, управления персоналом, производственной. На данном этапе оценивается эффективность инновационной программы. Критериями оценки инновационных проектов являются: соответствие стратегическим целям в области маркетинга, финансов, производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [12].

При разработке инновационной программы большое значение имеет правильная оценка экономической эффективности проектов. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Диверсификация инновационной деятельности предприятия может быть достигнута посредством распределения ресурсов на разработку нескольких инновационных проектов. На данном этапе определяются способы финансирования проекта, необходимость привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. С этой целью на основе инвестиционного проекта разрабатываются и утверждаются инновационная финансовая стратегия и финансовый план.

При создании нового продукта не менее важной является разработка инновационной производственной стратегии на основе оценки производственной деятельности. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу, каждый из перечисленных факторов требует детальной оценки.

После разработки инновационных программ предприятие переходит к реализации инновационной стратегии, которая осуществляется в рамках разработанной инновационной стратегии.

В зависимости от конкретных условий микро- и макросреды предприятие может выбрать один из двух основных типов инновационной стратегии: адаптационный, носящий пассивный характер, либо новаторский. Сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений - улучшающих инноваций, кото-

рые, не будучи кардинальными, позволяют тем не менее усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы и услуги в рамках уже сложившихся на предприятии организационных структур и тенденций деятельности. Инновации в данной стратегии выступают как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, служащей тому, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции.

В условиях стабильных товарно-денежных отношений адаптационная стратегия малоэффективна. В этом случае инновации, как правило, становятся основным условием повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, иначе говоря, активным средством бизнеса, составляющим суть стратегии иного типа, т. е. новаторской.

В настоящее время в отечественной практике проблема выбора того или иного типа инновационной стратегии наиболее остро стоит перед крупными товаропроизводителями, обладающими высоким научнотехническим потенциалом и удовлетворительно сложившейся производственной базой. Причем проблема почти в одинаковой степени актуальна и для тех, кто имеет сильных конкурентов на внутреннем рынке, и для монополистов в своих сферах деятельности. Однако сегодня говорить о широком распространении новаторской стратегии в отечественных условиях преждевременно.

В процессе реализации инновационной стратегии необходимо особое внимание уделить стратегическому контролингу на основе мониторинга изменения уровня инновационного потенциала предприятия. Стратегический контролинг в первую очередь оценивает ход реализации инновационной стратегии, возможность и целесообразность дальнейшего следования заданной стратегии, принципиальную достижимость посредством данной стратегии основных инновационных целей и миссии организации [13].

Корректировка инновационной стратегии необходима в следующих случаях: если изменилась миссия предприятия, базовые целевые инновационные приоритеты или уровень инновационного потенциала. В таком случае предприятию необходимо вер-

нуться к этапу оценки уровня инновационного потенциала.

Актуальность предложенной модели управления инновационной деятельностью предприятия с целью эффективного управления реализацией его инновационного потенциала основывается на приоритетности реализации стратегических задач, связанных с пониманием необходимости положительных метаморфоз на уровне менталитета как руководителя, так и системы менеджмента в целом.

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Межведомственная комиссия по научноинновационной политике. Протокол от 15 февраля 2006 г. № 1. Министерство образования и науки Российской Федерации.

2. Экономика предприятия / под ред. проф. Н.А. Сафронова. М., 1998. С. 366-367.

3. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / под ред. В.Г. Алиева. М., 2002. С. 551-557.

4. Шумпетер И.А. Теория экономического развития. М., 1982. С. 157.

5. Друкер П. Бизнес и инновации. М.; СПб., 2007. С. 48-188.

6. Шеко П. Управление созданием жизнеспособных нововведений // Проблемы теории и практики правления. 1996. № 1. С. 105.

7. Управление организацией / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Сало-матина. М., 1999.

8. Об использовании научными организациями части прибыли, остающейся в их распоряжении, на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Постановление Правительства РФ от 2.02.2001 г. № 91.

9. Проект Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» // Инновации. 1998. № 2-3. С. 32-38.

10. Инновационный менеджмент / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., 1998.

11. Морозов Ю.П. Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений: дис. ... д-ра эконом. наук. Н. Новгород, 1997.

12. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов // Консультант директора. 1996. № 23.

13. Попов С.А. Стратегическое управление. М., 1999.

Поступила в редакцию 9.07.2008 г.

Lonshakov V.A. Organization of an enterprise innovative activity. The administrative model of the innovative activity organization is considered. It allows raising an enterprise innovative activity and competitiveness: necessity of estimation of a level of an enterprise innovative potential and definition of a degree of its conformity to an innovative climate and internal potential possibilities.

Key words: administrative model, innovative activity, innovative potential, innovative climate.

40І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.