Вопросы отраслевой и региональной экономики
И.М. РОМАНОВА,
И.С. МИХИНА
Методика оценки факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности региона
Приводится подробная классификация факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности региона, предлагаются результаты экспертной оценки значимости факторов.
Ключевые слова: классификация факторов, интеграционные процессы, хлебопекарная промышленность региона, рейтинговая оценка.
The methods of estimation of the factors that making influence on development of integrative processes in baking industry of the region. I.M. ROMANOVA, I. S. MIKHINA
Here is making detailed classification of factors that make influence on development of integration processes of baking industry of the region and are offering the results of experts ’ estimation of the factors ’ validity.
Key Terms: factors’ classification, integration processes, baking industry of the region, rating estimation.
Современное развитие хлебопекарной промышленности Приморского края характеризуется ежегодным падением производства хлеба и хлебобулочных изделий. Снижение показателей деятельности хлебопекарных предприятий происходит на фоне роста доходов населения, переориентации потребительского спроса на более дорогие продукты питания, депопуляции, инфляции, увеличения импорта продовольственных товаров, пропаганды здорового образа жизни [3, 7, 10]. Падение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий сопровождается дефицитом оборотных средств у предприятий, низким уровнем техники и технологий, неполным использованием основных средств, текучестью кадров, ухудшением качества продукции.
Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость создания горизонтально и вертикально интегрированных структур в хлебопекарной промышленности.
Процессы интеграции в хлебопекарной промышленности Приморского края реализуются в рамках корпоративной, ассоциативной («мягкой») и координирующей форм.
Корпоративная форма представлена в виде вертикальной нисходящей интеграции, в нашем случае в наличии прав контроля у компании ОАО «Владхлеб» над компанией ООО «Уссурийские мельницы» — основного поставщика сырья для хлебопечения.
Ассоциативная форма интеграции реализуется в рамках группы компаний «Владхлеб», крупнейшего в Приморском крае производителя хлебобулочной и кондитерской продукции. В группу компаний «Владхлеб» входят ОАО «Владхлеб», ООО «Хлебный дом», ОАО «Артемовский хлебокомбинат», ОАО «Большекаменский хлебокомбинат», производственно-торговый центр «Сахалинец», пекарня «Сдобушка». Сотрудничество компаний осуществляется на контрактной (договорной) основе в рамках горизонтальной интеграции. Взаимодействие предприятий реализуется в виде совместной разработки новых видов хлебобулочной продукции, реализации товаров через единые сбытовые сети, кооперирования, комбинирования, специализации, перекрестного владения акциями и участия в руководстве.
Кроме горизонтальной интеграции между компаниями существует «мягкая» форма вертикальной интеграции — франчайзинг. На договорных условиях компании имеют право производить и реализовывать продукцию под известной маркой «Владхлеб».
Координирующая форма интеграции в Приморском крае представлена Дальневосточной ассоциацией производителей муки, хлеба и кондитерских изделий, членами которой являются крупнейшие хлебопекарные предприятия Дальнего Востока. Со стороны Приморского края в ассоциацию входят пять предприятий: ОАО «Владхлеб», ООО «Уссурийские мельницы», ОАО «Арсеньевский хлебокомбинат», ОАО «Пекарь и Ко», КФХ «Нива». Деятельность ассоциации направлена на объединение усилий хлебопекарных предприятий с целью достижения максимальной эффективности производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в регионе.
Безусловно, различные формы развития интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности Приморского края оказали влияние на технико-технологический уровень производства и качество хлебобулочной продукции. Этот процесс продолжается, в связи с чем повышается значимость выявления факторов, влияющих на него.
Оценка данных факторов позволит разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности интеграции хлебопекарных предприятий.
На основе анализа экономической литературы по проблеме исследования [1, 2, 5, 6, 8, 9, 13] нами выявлено, что в настоящее время нет единой общепринятой классификации факторов, влияющих на развитие разных форм интеграционных процессов в эконо-
мике страны, региона. До сих пор не существует классификации факторов, определяющих развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности региона. В свете этого нами сделана попытка разработки такой классификации (табл. 1).
Таблица 1
Совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности
Факторы, влияющие на интеграционные процессы в хлебопекарной промышленности Показатель
Внешние факторы
1. Макроэкономические Динамика курса национальной валюты
Величина кредитной ставки
Уровень инфляции в регионе
Уровень безработицы в регионе
Уровень ставки налога на прибыль
Уровень цен на зерно
Уровень цен на энергоносители
Общая величина трансакционных издержек в экономике региона
Уровень ставок импортных пошлин на оборудование для хлебопечения
Уровень и динамика инвестиций в АПК
Расходы федерального (местного) бюджета на поддержку сельского хозяйства, пищевой промышленности
2. Демографические Численность населения региона
Численность населения региона по половозрастным группам
Коэффициент рождаемости населения
Коэффициент смертности населения
Число лиц, прибывших в регион
Число лиц, выбывших за пределы региона
3. Размещение предприятий и сырьевых ресурсов Плотность распределения хлебопекарных предприятий по территории региона
Объем производимого сельскохозяйственного сырья в регионе для производства хлебобулочной продукции
Плотность распределения поставщиков и потребителей сырья и продукции по территории региона
4. Социально-культурные Динамика соотношения классов и социальных групп в обществе
Продолжение табл. 1
Факторы, влияющие на интеграционные процессы в хлебопекарной промышленности Показатель
Уровень культурного развития региона и его динамика
5. Технологические Уровень национальных исследований и разработок в АПК
Г осударственные инновационные программы и проекты в АПК
Мировой уровень исследований и разработок в хлебопекарной промышленности
6. Политико-правовые Административные инструменты государственного регулирования интеграционных процессов
Экономические инструменты государственного регулирования интеграционных процессов
7. Инфраструктурные Производство услуг связи
Производство услуг торговли
Производство услуг транспорта
Численность кредитных учреждений
Информационно-вычислительное обслуживание
8. Условия спроса Среднедушевые денежные доходы населения
Средняя заработная плата в регионе
Величина прожиточного минимума
Доля расходов на покупку продовольственных товаров в структуре потребительских расходов населения
Доля хлеба и хлебобулочных изделий в структуре потребительских расходов населения на приобретение продуктов питания
Объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения по видам продукции
Внутренние факторы
1. Финансовоэкономические Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий на предприятиях в тоннах и рублях
Объем и динамика прибыли на предприятиях региона
Величина собственных оборотных средств на предприятиях
Себестоимость и структура издержек производства хлеба и хлебобулочной продукции
Объем дебиторской и кредиторской задолженности на предприятиях региона
Уровень рентабельности продаж на предприятиях региона
Продолжение табл. 1
Факторы, влияющие на интеграционные процессы в хлебопекарной промышленности Показатель
2. Производственнотехнологические Структура и стоимость основных производственных фондов предприятий
Уровень износа основных производственных фондов предприятий
Степень загрузки производственных мощностей на предприятиях
Ассортимент хлеба и хлебобулочной продукции на предприятиях
Наличие производственных и технологических связей между предприятиями
Уровень диверсификации производства на предприятиях
Наличие прогрессивных технологий и оборудования для хлебопечения на предприятиях
Доля предприятий хлебопекарной промышленности региона, осуществляющих технологические инновации в общем числе предприятий
Затраты на исследования и разработки хлебопекарных предприятий и специализированных научных заведений региона
Затраты предприятий региона на приобретение нового оборудования, в том числе энергосберегающего
Объем отгруженных предприятиями новых видов хлеба и хлебобулочных изделий в динамике по годам
3. Кадровоуправленческие Размер оплаты труда и социальных выплат на предприятиях региона
Численность промышленнопроизводственного персонала предприятий
Структура и квалификация кадров на предприятиях
Общий уровень менеджмента на предприятиях
Имидж и репутация предприятий
Производительность труда
4. Снабженческо-сбытовые Уровень трансакционных издержек на предприятиях
Доля и объем продаж предприятий на рынке их функционирования
Наличие связей в сфере снабжения между хлебопекарными предприятиями
Уровень и динамика цен на хлебобулочную продукцию на предприятиях
Окончание табл. 1
Факторы, влияющие на интеграционные процессы в хлебопекарной промышленности Показатель
Наличие собственной торгово-сбытовой сети на предприятиях
Возможность освоения хлебопекарными предприятиями новых географических рынков сбыта
Классификация носит общий универсальный характер, однако можно отметить ряд внешних факторов, которые относятся к горизонтальной интеграции, но не затрагивают вертикальную интеграцию, и наоборот.
На развитие горизонтальной интеграции преимущественно оказывают влияние условия спроса в регионе, к которым можно отнести среднедушевые доходы населения, среднюю заработную плату в регионе, долю хлеба и хлебобулочных изделий в структуре потребительских расходов населения на приобретение продуктов питания, объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения по видам продукции.
На развитие вертикальной интеграции в первую очередь влияют уровень цен на зерно, величина трансакционных издержек в экономике региона, объем производимого сельскохозяйственного сырья в регионе для производства хлебобулочной продукции, плотность распределения поставщиков и потребителей сырья и продукции по территории региона, административные инструменты государственного регулирования интеграционных процессов, производство услуг транспорта и торговли.
К внутренним факторам, воздействующим на горизонтальную интеграцию, на хлебопекарных предприятиях можно отнести: объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в тоннах и рублях; себестоимость и структуру издержек производства хлеба и хлебобулочной продукции; структуру и стоимость основных производственных фондов; ассортимент хлеба и хлебобулочной продукции; уровень диверсификации производства; общий уровень менеджмента; долю и объем продаж на рынке функционирования; уровень и динамику цен на хлебобулочную продукцию; возможность освоения новых географических рынков сбыта.
Как внутренние факторы, в наибольшей степени влияющие на развитие вертикальной интеграции в хлебопекарной промышленности региона, можно рассматривать следующие: наличие производственных и технологических связей между предприятиями; их имидж и репутация; уровень трансакционных издержек; наличие связей в сфере снабжения между предприятиями; наличие собственной торговосбытовой сети.
Описание факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности, целесообразно начинать с детального рассмотрения факторов внешней среды, к которым предприятия вынуждены адаптироваться и подстраиваться, тогда как факторы внутренней среды они способны регулировать.
Рассмотрим внешние факторы.
1. Макроэкономические факторы. Вследствие экономической нестабильности как в стране, так и в Приморском крае в 2008-2010 гг. в регионе отмечено увеличение уровня безработицы. В феврале 2010 г. в Приморском крае он составил 11,9 %, в то время как в 2007 г. — 7 % [11]. Увеличение уровня безработицы в крае вынуждает людей приобретать более дешевые продукты питания — хлеб, макароны, крупу, т. е. данный процесс служит причиной возрастания объема производства хлеба и хлебобулочных изделий.
Падение курса национальной валюты при росте обменного курса иностранной приводит к удорожанию импорта. Как правило, крупные хлебопекарные предприятия работают на зарубежном оборудовании, высокая стоимость импорта которого и в дополнение высокие ставки импортных пошлин влекут за собой повышение себестоимости хлеба. Рост ставки рефинансирования Центрального банка оказывает влияние на повышение процента за предоставляемый предприятиям кредит. В условиях падения производства, когда собственных оборотных средств недостаточно и при этом еще повышается стоимость кредита, предприятиям сложно обновлять основные фонды, внедрять новые технологии, увеличивать заработную плату работникам. В 20082009 гг. минимальная ставка по кредитам, предоставляемым коммерческими банками Приморского края, составляла 14 % годовых. Необходимо отметить, что ставка по кредитам не может быть ниже уровня инфляции, который в России по официальным данным на 2008 г. составил 13,3 %, правда, в 2009 г. инфляция снизилась до рекордно низкого уровня — 8,8 %.
В Приморском крае в 2009 г. по сравнению с 2008 г. промышленные товары подорожали на 9,5 %, сельскохозяйственная продукция — на 7,3 %, тарифы на грузовые перевозки повысились на 1 % [4]. Весомой проблемой для предприятий хлебопекарной промышленности края является рост цен на основное сырье. Так, за 19982009 гг. средние цены на пшеницу и рожь увеличились в 7,8 и 8,5 раз соответственно. При этом зерно, используемое в хлебопекарной промышленности региона, завозится из Сибири железнодорожным транспортом, тарифы на услуги которого тоже регулярно повышаются.
Помимо постоянно растущих затрат, связанных с ростом цен на сырье и услуги, хлебопекарные предприятия уплачивают в бюджет значительное количество налогов. Среди них наиболее существенным является налог на прибыль.
Трансакционные издержки состоят из расходов на поиск потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, составление и заключение контракта, затрат по надзору за соблюдением и обеспечением его выполнения, на защиту прав собственности от посягательств третьей стороны. В вертикально интегрированной структуре снижаются затраты, связанные с ведением переговоров и подготовкой контрактов, т. к. множество контрактов заменяется одним. Кроме того, вертикально интегрированные фирмы могут получить выигрыш от объединения за счет совместного поиска необходимой информации о ценах и качестве изделий.
Необходимо отметить, что хлебопекарные предприятия Приморского края не получают государственного финансирования, не имеют налоговых льгот и льготных тарифов на оплату электроэнергии. При этом хлебопекарная промышленность России является социально значимой отраслью, в деятельность которой регулярно вмешиваются органы власти с целью регулирования цен на хлеб. Эксперты Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий отмечают, что некоторые регионы России, такие как республика Татарстан и Марий Эл, выделяют финансовые средства из регионального бюджета на модернизацию отрасли.
В 2009 г. губернатор Приморского края предоставил пяти крупнейшим хлебопекарным предприятиям края, внесенным в реестр социально значимых предприятий региона, льготный тариф на электроэнергию, которая в себестоимости булки хлеба занимает 3-4 %. В дальнейшем льготный тариф может распространиться и на другие хлебопекарные предприятия. Кроме того, региональными властями рассматриваются варианты субсидирования процентной ставки по кредиту, возможности аренды муниципальных помещений по приемлемым ценам, расширения сети сбыта. Может быть, эти мероприятия позволят стабилизировать цены на хлеб и хлебобулочные изделия в регионе.
Отсутствие государственной поддержки дополняется низким уровнем вложения отечественных и зарубежных инвестиций в хлебопекарную промышленность. Отрасль является малопривлекательной для инвесторов из-за ее социальной направленности и низкого спроса на хлебобулочную продукцию. Приток инвестиций, в том числе иностранных, отмечен лишь в Московской и Ленинградской областях, т. е. в регионах с большой плотностью населения и развитой рыночной инфраструктурой.
Снижение спроса на хлеб и хлебобулочную продукцию, повышение цен на сырье, увеличение стоимости энергоресурсов и тарифов на транспортировку, отсутствие государственной поддержки потребовали взаимодействия хлебопромышленных предприятий с целью предотвращения падения развития отрасли в регионе. Результатом явилось создание в 2008 г. Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий.
2. Демографические факторы. За период с 2000 по 2009 г. численность населения Приморского края сократилась на 6,9 %, а по прогнозам Приморского комитета статистики к 2013 г. по сравнению с 2009 г. оно еще сократится на 11,9 %. В 2009 г. доля экономически активного населения в общем количестве населения Приморского края составила 52,7 %. Число выбывших за пределы и прибывших на территорию края равнялось в 2009 г. 26,9 тыс. и 24,9 тыс. чел. соответственно [12].
Снижение численности населения Приморского края является негативным фактором развития экономики региона в целом и хлебопекарной промышленности в частности. Оно свидетельствует о сокращении спроса на хлеб и хлебобулочные изделия.
3. Факторы размещения предприятий и сырьевых ресурсов. Специфика территориального размещения предприятий хлебопекарной промышленности Приморского края заключается в максимальной приближенности к районам потребления. Как правило, крупные предприятия расположены в городах с высокой плотностью населения и развитой транспортной инфраструктурой — Владивостоке, Артеме, Большом Камне, Уссурийске. В районах края, где численность населения небольшая, функционируют пекарни. Расположение предприятий группы «Владхлеб» повышает возможности реализации интеграционных связей. Так, территориальная близость группы компаний «Владхлеб» с компанией ООО «Уссурийские мельницы», основным поставщиком сырья, позволяет производителям снизить расходы на транспортировку мукомольной продукции в пределах Приморского края. Более того, удобное географическое положение облегчает предприятиям обмен кадровыми, информационными, технологическими, техническими и иными ресурсами.
4. Социально-культурные факторы. Соотношение социальных классов в Приморском крае за 2006-2009 гг. значительно изменилось. Так, доля лиц со среднедушевым денежным доходом до 4000 тыс. руб. в месяц уменьшилась с 16,4 до 5,8 %, а доля лиц с доходом свыше 25 000 тыс. руб. увеличилась с 3,3 до 14,4 % [10]. Соответственно, чем выше доходы людей, тем меньше они потребляют хлеба и хлебобулочных изделий.
Культурное развитие страны в настоящее время сопровождается пропагандой здорового образа жизни и здорового питания. Молодое население активно переключилось на потребление японской, китайской пищи. Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия упал в силу не всегда позитивного влияния этих продуктов на здоровье человека. Кроме того, на изменение ассортимента хлебобулочной продукции оказало влияние значительное число мигрантов из стран Центральной и Восточной Азии, чьи потребности в хлебобулочных изделиях отличны от потребностей местного населения. Социально-культурная среда, безусловно, способствует развитию специализации и кооперации предприятий хлебопекарной промышленности Приморского края.
5. Технологические факторы. Эксперты в сфере АПК рассматривают научно-технический прогресс как ключевой фактор развития пищевой и перерабатывающей промышленности и Приморского края, и России в целом. В России функционирует ГОСНИИ хлебопекарной промышленности, в деятельность которого входит проведение исследований в сфере технологии хлебопекарного производства, создание комплексных улучшителей для выработки продукции, разработка новых видов хлебобулочных изделий, консультирование предприятий по вопросам технологического перевооружения и т. д.
В условиях постоянного снижения спроса на хлебобулочную продукцию предприятия вынуждены регулярно работать над внедрением новых технологий в производство и совершенствованием системы логистики с целью расширения и удешевления ассортимента товаров. Однако разработка новых видов хлебобулочной продукции требует огромных физических и материальных затрат. При этом большая часть оборудования для хлебопечения, для заморозки мучных изделий, а также различные материалы, технологии предприятия импортируются из-за рубежа. Позволить это себе могут только крупные хлебопекарные предприятия.
Реализация интеграционного взаимодействия предприятий Приморского края с производителями, имеющими высокий технологический потенциал, способствует взаимному обмену техникой, технологиями, нематериальными активами. Эффект от обмена результатами НТП проявляется в постоянном выпуске группой компаний «Владхлеб» новых видов продукции. Кроме того, этой группой усовершенствована система сбыта продукции всех предприятий структуры, реализация которой осуществляется через торговый центр «Владхлеб».
6. Политико-правовые факторы. Основными нормативноправовыми документами, регламентирующими корпоративную интеграцию (слияния и поглощения) являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, Кодекс РСФСР об административных нарушениях, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и другие нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой.
Антимонопольное законодательство сдерживает развитие корпоративной горизонтальной интеграции, но активизирует появление ее ассоциативных форм. Примером ассоциативной формы интеграции в Приморском крае является группа компаний «Владхлеб». Предприятия группы ОАО «Владхлеб», ОАО «Большекаменский хлебокомбинат» занимают на рынке хлеба и хлебобулочных изделий Приморского края долю более 35 %. В связи с этим переход компаний группы к
корпоративной форме интеграции повлечет дополнительный контроль за их деятельностью со стороны ФАС. В рамках группы компаний «Владхлеб» существует вертикальная корпоративная интеграция, которая не ведет к увеличению доли на рынке хлебобулочных изделий и не ограничивает конкуренцию.
Таможенное регулирование предусматривает взимание ввозных пошлин на хлебопекарное оборудование, однако интеграция хлебопекарных предприятий позволяет объединять производство и совместно использовать основные фонды.
Необходимо отметить, что хлеб является социально значимым продуктом, и для поддержки населения с низкими доходами государственные органы Приморского края применяют экономические инструменты регулирования, в частности, ФАС ежемесячно проводит мониторинг цен на социально значимые продукты питания, к которым относятся хлеб, мука, молоко, сахар.
7. Инфраструктурные факторы. Особенности хлебопекарного производства заключаются в ограниченности срока хранения и реализации продукции, ориентации на местные рынки, сосредоточении предприятий в местах потребления продукции и переработки сырья для ее производства. В связи с данными особенностями предприятия хлебопекарной отрасли региона функционируют в местах сосредоточения необходимой ей инфраструктуры. Отметим, что предприятия группы «Владхлеб» расположены в крупных городах Приморского края, где уровень развития инфраструктуры достаточно высок. В регионе с низким уровнем развития инфраструктуры интеграционное взаимодействие предприятий хлебопекарной промышленности было бы экономически нецелесообразно.
8. Условия спроса. Экономическое развитие Приморского края характеризуется ростом среднедушевого дохода населения, так, в 2009 г. для 22,2 % населения края он составлял 15 000-25 000 тыс. руб. Величина прожиточного минимума в Приморском крае изменилась за 2002-2009 гг. с 2454 тыс. до 6382 тыс. руб. (в 2,6 раз) [7]; среднемесячная заработная плата увеличилась за 2000-2009 гг. с 2383,2 тыс. до 19 002 тыс. руб. (в 8 раз) [3].
В 2008 г. по потреблению хлеба и хлебобулочных изделий Приморский край занимал 65-е место среди регионов России. На 1-м месте был Алтайский край, потребление в котором в 2008 г. составило 169 кг хлебобулочной продукции на душу населения против 106 кг в Приморском крае. Как ни парадоксально, но рост доходов населения ведет к снижению потребления хлеба и хлебобулочных изделий, что, соответственно, ведет к уменьшению спроса и объемов производства хлебобулочной продукции.
Рассмотрев внешние факторы, влияющие на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности Приморского края, перейдем к рассмотрению внутренних.
1. Финансово-экономические факторы. На наш взгляд, внутренние финансово-экономические факторы предприятий тесно связаны с внешними факторами. Например, снижение спроса на хлебобулочную продукцию ведет к сокращению объемов производства на предприятиях края, уменьшению прибыли, рентабельности, невозможности своевременно погасить кредиты из-за отсутствия достаточного количества оборотных средств. Увеличение стоимости сырья, услуг по его транспортировке создает предпосылки для повышения себестоимости хлебобулочной продукции. По данным отчетности компании ОАО «Владхлеб» из-за постоянного роста цен на зерно, жесткой ценовой конкуренции и контроля за ценами на хлеб со стороны ФАС прибыль компании не всегда имеет положительную динамику.
2. Производственно-технологические факторы. В целом по предприятиям Приморского края износ хлебопекарного оборудования составляет более 40 %, а среднегодовой уровень загрузки производственных мощностей в 2008 г. был 58,4 %.
Группу компаний «Владхлеб» можно назвать единственной структурой в Приморском крае, чей инновационный потенциал находится на высоком уровне. В производство компаний группы внедрено прогрессивное зарубежное оборудование, в том числе энергосберегающее. Ассортимент продукции превышает 200 наименований, при этом он регулярно обновляется с учетом современного спроса. Помимо основной продукции компании выпускают замороженные мучные продукты, кондитерские изделия и напитки.
Интеграционное взаимодействие предприятий группы позволяет регулярно разрабатывать новые виды изделий, обновлять оборудование, диверсифицировать производство за счет взаимного обмена кадровыми, финансовыми, производственными ресурсами.
3. Кадрово-управленческие факторы. Уровень квалификации кадров, качество менеджмента, деловая репутация очень часто являются стимулом для объединения компаний. Например, участники группы компаний «Владхлеб» реализуют свою продукцию под торговой маркой «Владхлеб», несмотря на то что все они юридически независимые. Использование торговой марки компании с хорошей деловой репутацией позволяет другим компаниям группы сокращать расходы на рекламу и увеличивать объем продаж. Более того, топ-менеджмент ОАО «Владхлеб» участвует в руководстве хозяйственной деятельности других компаний, также внутри группы существует перекрестное владение акциями. Взаимный обмен кадровыми ресурсами дает возможность компаниям сокращать расходы на привлечение дополнительного персонала, а регулярное внедрение нового оборудования уменьшает количество ручного труда на предприятиях.
4. Снабженческо-сбытовые факторы. В настоящее время в России распространена вертикальная интеграция хлебопекарных предприятий с предприятиями - производителями сырья. Подобное сотрудничество обеспечивает перерабатывающим предприятиям - за-
купку сырья по стабильным ценам, а сельхозтоваропроизводителям — надежный канал реализации своей продукции. В Приморском крае вертикальная интеграция, как уже было сказано, осуществляется между группой компаний «Владхлеб» и ООО «Уссурийские мельницы». Наличие основного поставщика позволяет предприятиям группы сокращать трансакционные издержки.
Снижение спроса на хлеб и хлебобулочную продукцию создает острую конкурентную борьбу среди хлебопекарных предприятий. По России сейчас распространены поглощения среди предприятий отрасли с целью минимизации конкуренции и завоевания монопольного положения. В Приморском крае хлебопекарные предприятия объединились в группу компаний «Владхлеб» и заняли монопольное положение на рынке хлебобулочной продукции края.
Наличие собственной сбытовой сети у компании «Владхлеб» позволяет сдерживать рост розничных цен на хлебобулочную продукцию, произведенную предприятиями группы. Как правило, торговая надбавка в сторонних торговых сетях Приморского края составляет 25-40 %, что значительно удорожает продукцию и снижает спрос на нее со стороны малообеспеченного населения. В связи с этим Дальневосточная ассоциация производителей муки, хлеба и кондитерских изделий поддержала инициативу муниципальных властей по созданию в Приморском крае 316 магазинов и отделов по социальному обслуживанию населения с торговой надбавкой на хлеб в 10-15 %.
Необходимо отметить, что на интеграционные процессы в хлебопекарной промышленности воздействует целый ряд факторов, однако воздействие это не равноценно. Для выявления значимости влияния вышеперечисленных факторов на интеграционные процессы в хлебопекарной промышленности была проведена их экспертная оценка. В качестве экспертов выступали ведущие специалисты хлебопекарной промышленности Приморского края. Факторы ранжировались по 10-балльной шкале, причем 10 баллов присваивалось показателям, в наибольшей степени влияющим на консолидацию в отрасли.
Для определения количественной оценки степени согласованности мнений экспертов нами был рассчитан дисперсионный коэффициент конкордации (W). При получившемся W=0,75 оценки экспертов можно считать в сильной степени согласованными.
Согласно укрупненной рейтинговой оценке среди факторов внешней среды, влияющих на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности региона, наибольшие коэффициенты весомости имеют макроэкономические, демографические факторы и условия спроса; среди факторов внутренней среды эксперты хлебопекарной промышленности региона в первую очередь отметили производственно-технологические, снабженческо-сбытовые (табл. 2).
Наиболее сильное влияние на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности оказывают: из макроэкономических факторов — уровень цен на зерно, уровень цен на энергоноси-
тели, уровень инфляции в регионе, уровень и динамика инвестиций в АПК региона; из демографических факторов — численность населения региона, численность населения по половозрастным группам; из условий спроса — доля хлеба и хлебобулочных изделий в структуре потребительских расходов населения на приобретение продуктов питания, объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения по видам продукции.
Таблица 2
Рейтинговая оценка факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности региона
Факторы Коэффициенты весомости факторов
Номер эксперта Средний коэффи- циент весомо- сти
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Внешние факторы
1. Макроэкономические 0,25 0,26 0,27 0,26 0,28 0,26
2. Демографические 0,15 0,15 0,15 0,14 0,15 0,15
3. Размещение предприятий и сырьевых ресурсов 0,09 0,09 0,08 0,08 0,09 0,09
4. Социальнокультурные 0,06 0,05 0,05 0,06 0,06 0,06
5. Т ехнологичес-кие 0,09 0,08 0,08 0,09 0,07 0,08
6. Политикоправовые 0,06 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
7. Инфраструктурные 0,13 0,15 0,13 0,14 0,12 0,13
8. Условия спроса 0,17 0,17 0,19 0,18 0,18 0,18
Итого: 1 1 1 1 1 1
Внутренние факторы
1.Финансово- экономические 0,23 0,24 0,23 0,22 0,24 0,23
2. Производственнотехнологические 0,31 0,31 0,3 0,35 0,29 0,31
3. Кадровоуправленческие 0,23 0,21 0,22 0,22 0,22 0,22
4. Снабженческо-сбытовые 0,23 0,24 0,25 0,21 0,25 0,24
Итого: 1 1 1 1 1 1
Примечание. Рассчитано на основе экспертного опроса.
Среди производственно-технологических факторов на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности региона влияют ассортимент хлеба и хлебобулочной продукции на хлебопекарных предприятиях, уровень диверсификации хлебопекарного производства на предприятиях, наличие прогрессивных технологий и оборудования для хлебопечения на предприятиях, наличие производственных и технологических связей между хлебопекарными предприятиями. Из снабженческо-сбытовых факторов наибольшее влияние на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности региона оказывают доля и объем продаж хлебопекарных предприятий на рынке их функционирования, уровень и динамика цен на хлебобулочную продукцию предприятий, наличие собственной торгово-сбытовой сети на предприятиях.
Литература
1. Бабушкин В.Е. Развитие интеграционных процессов в корпора-
тивном секторе экономики: дис.... канд. экон. наук. - Казань, 2007. - 152 с.
2. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. - М.: Альпина Паблишер, 2001. - 244 с.
3. Изменение среднемесячной начисленной заработной платы. -
Режим доступа http://www.primstat.ru/news/newsdoc/doh0210p. htm [Дата обращения 17.04.2010].
4. Индексы цен в секторах экономики. - Режим доступа
http://www. primstat.ru/digital/region10/DocLib/ind.god. htm [Дата обращения 12.04.2010].
5. Куек З.Н. Основные направления повышения эффективности интеграции хозяйствующих субъектов в агропромышленном комплексе региона: дис.. канд. экон. наук. - Майкоп, 2007. -187 с.
6. Мусатова М.М. Подходы к оценке интеграционных процессов в российской экономике: дис.. канд. экон. наук. - Новосибирск, 2006. - 182 с.
7. Основные показатели уровня жизни населения. - Режим доступа http:// www.primstat.ru/digital/region12/DocLib/OSNOVT1. htm -[Дата обращения 15.04.2010].
8. Полухин П.Ю. Оценка эффективности корпоративной интеграции в промышленно-производственной сфере: дис.. канд. экон. наук. - М., 2007. - 188 с.
9. Попов А.А. Интеграция хозяйствующих субъектов в рыночной экономике [Электронный ресурс]: дис....канд. экон. наук. - М.: РГБ, 2005. - 212 с.
10. Распределение населения края по размеру среднедушевых денежных доходов. Режим доступа ttp://www.primstat.ru/digital/ region12/ DocLib /RASPRED.htm [Дата обращения 15.04.2010].
11. Рынок труда и занятость населения. - Режим доступа http:// www.primstat.ru/digital/region9/2007/OPER_T2.htm [Дата обращения 12.04.2010].
12. Рынок труда Приморского края. - Режим доступа http:// www.primstat.ru:81/bgd/dokl999/IssWWW.exe/Stg/0110/107-113. htm [Дата обращения 17.04.2010].
13. Шутьков С.А. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном производстве (вопросы теории и практики): дис.... д-ра экон. наук. - М., 2006. - 303 с.
© Романова И.М., Михина И.С., 2010 г.