Научная статья на тему 'Анализ проблем управления качеством хлебобулочной продукции и определение путей их устранения: региональный аспект'

Анализ проблем управления качеством хлебобулочной продукции и определение путей их устранения: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Ю. Е.

В статье исследовано состояние хлебопекарной промышленности Приморского края, а также основные проблемы управления качеством хлебобулочной продукции в региональном аспекте. Сформулированы предложения по формированию организационно-экономического механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the situation in the bakery industry of Primorskiy Region and key problems of quality management of bakery products in the regional aspect. The author has formulated the proposals to shape the organization and economic mechanism of quality management at enterprises of bakery industry.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем управления качеством хлебобулочной продукции и определение путей их устранения: региональный аспект»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Канд. экон. наук Ю. Е. Гупанова

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ УСТРАНЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье исследовано состояние хлебопекарной промышленности Приморского края, а также основные проблемы управления качеством хлебобулочной продукции в региональном аспекте. Сформулированы предложения по формированию организационно-экономического механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной промышленности.

В настоящее время в условиях ограниченности ценовой конкуренции товаропроизводителей на первый план выходят проблемы поиска резервов повышения неценовой конкуренции, основным фактором которой является высокое качество продукции. Данная проблема остро стоит для производителей социально значимой пищевой продукции. Обусловлено это ее потребительским назначением и недостаточными конкурентными позициями отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Среди всех видов пищевой продукции особое место занимают хлебобулочные изделия как важнейшие социально значимые продукты питания, поэтому вопрос удовлетворения потребностей населения в хлебе имеет первостепенное значение. Эту задачу выполняет рынок хлебобулочных изделий, главная цель которого - наиболее полное удовлетворение реальных потребностей населения по количеству, качеству и ассортименту продукции.

Изучение специальной литературы [3; 4; 6; 7; 8; 12] позволило выявить такие особенности рынка хлебобулочных изделий, как их локальность (ввиду невыгодности реализации продукции на расстоянии свыше 100 километров от места производства из-за роста транспортных издержек), неэластичность спроса, а также наличие административных рычагов воздействия на производителей хлебобулочных изделий в регионах.

Вышеуказанные особенности характерны и для рынка хлебобулочных изделий в Приморском крае. Исследования показали, что интересы населения с разным уровнем доходов имеют значительные различия, которые обязательно должны учитываться производителями хлеба. С ростом благосостояния меняется структура потребления (возрастает спрос на такие хлебобулочные изделия, как батоны, элитные хлеба, лечебные хлеба, булки и т. д.), однако объем потребления сохраняется на прежнем уровне.

За годы рыночных преобразований потребление хлеба в Приморском крае, определяющее его производство, изменилось следующим образом: если в 1991 г. на одну буханку черного хлеба приходился один батон, то в 2006 г. на одну буханку черного хлеба приходится уже три батона и пять сдобных булочек [4. - С. 2-3]. Все большим спросом в крае пользуются дорогие хлебобулочные изделия (элитные, лечебно-профилактические), при этом основные

виды хлеба (например, хлеб «Подольский») по-прежнему присутствуют в потребительской корзине.

Для анализа причин структурных изменений необходимо рассмотреть динамику производства хлеба и хлебобулочных изделий по отдельным регионам Приморского края, приведенную в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Производство хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае* (в т)

Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007**

Приморский край В том числе отдельные регионы: 96055 96247 94613 104055 99254 98936 87589 74451

Артем 5335 5619 4656 5099 5734 5701 5079 3337

Владивосток 35830 35979 37593 39050 36243 35521 31583 28406

Находка 9880 9872 7945 8537 6999 6969 6018 4609

Уссурийск 8500 8402 7341 8636 9194 11904 11552 8564

прочие регионы (28 городов и районов) 36510 36375 37078 42733 41084 38841 33357 29535

* Составлено по: [5; 10]. ** Оперативные данные.

Исходя из приведенных натуральных показателей можно сделать вывод: наиболее весомый вклад в развитие хлебопекарной промышленности Приморского края вносят крупные и средние предприятия городов Владивостока, Уссурийска, Находки и Артема. Динамика объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае за последние годы имеет тенденцию к снижению. Это связано с уменьшением объемов производства как в крупных городах, так и в большинстве районов, занимающих незначительную нишу на рынке хлебопродуктов.

Если провести сравнение с уровнем производства хлеба середины 1990-х гг. (табл. 2), то можно заметить, что в настоящее время краевой объем производства составляет лишь 47,7% от уровня 1995 г., что соответствует общероссийской тенденции снижения производства и потребления хлеба, вызванной, сокращением численности населения страны, а также появлением большого числа мини-пекарен, деятельность которых практически не учтена органами статистики [12. - С. 48-49].

Данные табл. 2 подтверждают и другие особенности развития рынка хлебобулочных изделий в России, характерные для Приморского края. Это постоянный рост цен на продукцию предприятий, удорожание элитных сортов хлеба, при сдерживании цен на социальные хлеба, например, хлеб «Подольский», а также недостаточно эффективное использование производственных мощностей (в среднем 42%, несмотря на то, что в 2006 г. было достигнуто

увеличение данного показателя почти до 60%, что нельзя считать тенденцией, так как в 2007 г. показатель снова снизился).

Т а б л и ц а 2

Отдельные показатели работы предприятий хлебопекарной промышленности

Приморского края* (в %)

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Индексы физического объема (к 66,0 65,2 60,3 65,6 62,4 61,8 56,1 47,7

1995 г.)

Индексы цен

производителен продукции(к 152,5 109,9 112,0 126,0 107,8 109,5 110,2 122,4

предыдущему году)

Уровень исполь-

зования среднегодовых мощно- 24,0 26,8 37,9 38,9 48,6 44,9 59,8 55,3

стей

* Источник: [10].

Еще одна особенность приморского хлебного рынка - укрупнение хлебных производств и объединение предприятий в крупные холдинги, группы компаний. Так, крупнейшим производителем хлеба и хлебобулочных изделий в крае является Группа компаний «Владхлеб». В нее входят ОАО «Владхлеб», включающее хлебозаводы № 1, 2, 3; ООО «Хлебный дом»; ОАО «Артемов-ский хлебокомбинат»; ОАО «Большекаменский хлебокомбинат». Из всех хлебопекарных предприятий края данные компании выделяются своими объемами производства, составляющими порядка 80% всего производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в г. Владивостоке и более 40% краевого производства (в 2006-2007 гг.), что позволяет говорить о них как о ведущих организациях, определяющих рынок хлебобулочных изделий. При этом доли предприятий других городов и районов, работающих в данной отрасли, составляют не более 10% краевого производства.

В целом хлебопекарная отрасль Приморского края представлена достаточно большим числом крупных и средних предприятий, среди которых более половины характеризуются положительными показателями прибыли. Вместе с тем целый ряд предприятий не покрыли в 2006 г. свои затраты по производству хлебобулочных изделий, что является негативной тенденцией [10]. Кроме этого, у половины из представленных компаний сократились объемы получаемой прибыли в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом. Данные тенденции частично отразились на деятельности предприятий Группы компаний «Владхлеб», у которых в 2005-2006 гг. произошло снижение показателей выручки от реализации и чистой прибыли, а отдельные предприятия (ОАО «Ар-темовский хлебокомбинат», ОАО «Большекаменский хлебокомбинат») получили значительные убытки. Все это указывает на наличие определенных про-

блем в данной области, связанных прежде всего с состоянием управления производством и, как следствие, уровнем качества выпускаемой продукции.

Для дальнейшего исследования обратимся к результатам анализа достигнутого уровня качества и факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции, проведенного на основных крупных и средних предприятиях Приморского края, входящих в Группу компаний «Владхлеб». Анализ претензий потребителей, проведенный по результатам информации, предоставленной предприятиями, позволил отметить, что основными причинами уменьшения реализации продукции названных предприятий стало снижение общего уровня качества продукции, а также увеличение доли продукции, обладающей несущественными дефектами, вызывающими падение доверия населения к продукции производителей.

По результатам анализа достигнутого уровня качества на предприятиях Приморского края можно отметить, что в целом уровень дефектности в объеме реализации невелик, но при этом он не имеет тенденции к снижению (табл. 3), что нельзя оставлять без внимания.

Т а б л и ц а 3

Объем реализации и уровень дефектности хлебобулочной продукции на отдельных предприятиях Приморского края за 2001-2006 гг.*

Год Объем реализации, кг Потери от брака, кг Уровень дефектности продукции, %

2001 22138500 173599 0,78

2002 22884460 180915 0,79

2003 23445100 126575 0,54

2004 24335100 138958 0,57

2005 25528690 94203 0,37

2006 22403520 136614 0,61

* Составлено по данным предприятий Группы компаний «Владхлеб».

Данные табл. 3 свидетельствуют о низком браке продукции, составляющем менее 1% от объема реализации.

Вместе с тем на исследуемых предприятиях плохо организован учет брака, поэтому в отчетность попадает только информация о дефектах, квалифицируемая как окончательный брак и учитываемая отделом бухгалтерского учета. Но по наблюдениям автора и оценкам специалистов предприятия фактический брак на исследуемых предприятиях достигал 3,5-4% за исследуемый период (с учетом забракованной в производстве продукции, продукции, возвращаемой из торговой сети, экспедиции, скрытый брак и др.), что исчисляется миллионами рублей и указывает на наличие определенных проблем в данной области.

Для выявления причин, оказывающих влияние на динамику уровня дефектности, был проведен факторный анализ качества выпускаемой продукции [1. - С. 229-236].

Из всех факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции, были выявлены следующие: состояние материально-технической базы, качество труда работников, уровень организации производства, качество сырья и уровень контроля качества. Исследования показали, что существуют определенные проблемы в этой области, а именно: необходимость повышения уровня прогрессивности материально-технической базы, улучшения технической готовности технологического оборудования, инструментов, повышения качества труда работников и более эффективного стимулирования их за качественное выполнение работ.

Таким образом, важно усилить контроль за качеством сырья, материалов, технологией производства, а также обеспечить всесторонний контроль за качеством продукции на каждом этапе производственного процесса.

Анализ процессов управления качеством продукции на хлебопекарных предприятиях Приморского края [2] показал, что несмотря на наличие на предприятиях систем управления качеством (на одном из предприятий, входящих в Группу компаний «Владхлеб», имеется даже сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000), управление качеством реализуется недостаточно эффективно: на предприятиях отсутствует орган управления качеством или его численность недостаточна для выполнения комплекса мероприятий в области повышения качества и функций управления; предприятия не используют комплексные подходы к управлению; отсутствует эффективная мотивация достижения высокого качества продукции; контроль качества нацелен в основном на соблюдение требований нормативно-технической документации (ГОСТ, СанПиН, ТУ) и не обращен на внедрение методов согласованной работы подразделений по повышению качества продукции; отсутствует распределение функций управления качеством между подразделениями и их взаимодействие.

Вместе с тем на предприятиях отсутствует планирование повышения качества продукции (осуществляется только планирование выпуска и ассортимента продукции), учет и анализ дефектов, факторный анализ качества продукции, нет эффективных экономических и административно-правовых рычагов воздействия на объект управления для достижения целей в области качества, не предусмотрены соответствующие средства достижения целей и политики в области качества (планы, программы повышения качества продукции). Все вышеуказанное свидетельствует о том, что имеющиеся на предприятиях системы управления качеством недостаточно эффективны, несмотря на наличие системообразующих элементов (управляемой и управляющей подсистем), в них не увязаны цели управления со средствами их достижения, отсутствует эффективная обратная связь, что в совокупности указывает на отсутствие необходимого механизма управления, который должен стать центральным элементом любой системы управления качеством.

Поэтому для устранения существующих недостатков управления и реализации комплекса мер по повышению качества продукции на исследуемых предприятиях важно внедрять такой организационно-экономический механизм управления качеством, который необходим для приведения в действие

системы управления и обеспечит ее надежное функционирование (планирование, контроль качества продукции, учет и анализ брака, дефектов).

В экономической литературе под механизмом понимается совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы и их регулирование [11]. Применительно к системному управлению качеством такой механизм рассматривают как совокупность организационных, экономических и правовых компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления [9].

По своему содержанию организационно-экономический механизм управления качеством (ОЭМУК) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных, экономических, административно-правовых и других рычагов и методов целенаправленного воздействия на объект управления для обеспечения надежного функционирования системы управления качеством. В соответствии с приведенным определением его следует рассматривать в неразрывной связи с системой менеджмента качества, в которой данный механизм будет центральным звеном.

Организационную составляющую механизма должен обеспечивать орган управления качеством (ОУК), который осуществляет планирование, контроль, учет качества продукции и др., опираясь на принципы управления качеством, методы контроля и анализа качества на основе стандартов (ГОСТ, технический регламент (ТР), ИСО 9000) и другой нормативно-технической документации. Важнейшими элементами механизма являются экономические и правовые рычаги и стимулы, которые воздействуют на объект управления и обеспечивают систематический контроль, учет, анализ и соответствующее регулирование качества. Основа функционирования механизма - нацеленность системы управления на конечные результаты, приемку и сдачу готовой продукции на склад или непосредственно заказчику.

Такой подход обеспечивает надежное воздействие на систему управления - приведение ее в действие и обеспечение эффективного функционирования по достижению конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов.

На рисунке представлена графическая модель организационно-экономического механизма управления качеством.

Ключевую основу действия механизма управления качеством составляет увязка целей и задач системы управления качеством с методами, средствами достижения целей и управленческими ресурсами.

В качестве методологической базы выступают научно-техническая документация, экономические законы, закономерности управления качеством, методы управления производственным процессом, а также административные, правовые и экономические рычаги управления. При реализации механизма управления качеством важно учитывать, что система управления качеством состоит из двух подсистем - управляющей и управляемой, находящихся в постоянном взаимодействии.

-► прямая связь

............► обратная связь

Рис. Организационно-экономический механизм управления качеством

Таким образом, предлагаемый организационно-экономический механизм позволит комплексно устранить существующие проблемы в управлении качеством на исследуемых предприятиях и обеспечит повышение эффективности систем управления качеством, а также в перспективе исключит условия для возникновения дефектов на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Список литературы

1. Гупанова Ю. Е. Анализ факторов, влияющих на качество продукции, и выявление закономерностей управления им : научные труды Дальрыб-втуза. - Вып. 18. - Владивосток, 2006.

2. Гупанова Ю. Е., Шевченко Д. К. Совершенствование организационно-экономического механизма управления качеством продукции / Дальрыб-втуз. - Владивосток, 2007.

3. Егоров Г. С., Давыдова Е. В, Латышев М. П. Системный анализ в технологии муки и крупы // Хлебопродукты. - 2001. - № 6.

4. Жидков С. В, Пчелинцев С. О. Рынок хлебобулочных изделий в России: состояние и перспективы развития // Хлебопродукты. - 2006. - № 6.

5. Итоги деятельности городских округов и муниципальных районов Приморского края за 2007 год: Оперативные данные. - Владивосток : При-морскстат, 2008.

6. Колоскова И. В. К вопросу о государственном регулировании качества продовольствия // Маркетинг. - 2001. - № 1.

7. Маргулис Е. И., Рябова Т. Ф. Направления обеспечения продовольственной безопасности в области зерна и хлебопродуктов // Пищевая промышленность. - 2005. - № 3.

8. Маргулис Е. И., Рябова Т. Ф. Направления обеспечения продовольственной безопасности в области зерна и хлебопродуктов // Пищевая промышленность. - 2005. - № 4.

9. Мишин В. М. Управление качеством. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

10. Промышленность Приморского края : статистический сборник. -Владивосток : Приморскстат, 2007.

11. Райзберг Б. А, Лозовский Л. Ш, Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М. : Инфра-М, 2005.

12. Чубенко Н. Т. Хлебопекарная промышленность России в 19801990 годы // Пищевая промышленность. - 2004. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.