Научная статья на тему 'Основные факторы повышения качества продукции и конкурентоспособности хлебопекарных предприятий'

Основные факторы повышения качества продукции и конкурентоспособности хлебопекарных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5937
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Ю. Е.

Рассмотрены направления повышения качества и конкуренто-способности продукции хлебопекарных предприятий, сформулиро-ванные на основе выявления и совершенствования основных факто-ров, влияющих на качество хлебобулочных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы повышения качества продукции и конкурентоспособности хлебопекарных предприятий»

УДК 658.562+664.6

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ю.Е. Гупанова, Дальрыбвтуз, Владивосток

Рассмотрены направления повышения качества и конкурентоспособности продукции хлебопекарных предприятий, сформулированные на основе выявления и совершенствования основных факторов, влияющих на качество хлебобулочных изделий.

В настоящее время высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха предприятий пищевых отраслей, обеспечения их конкурентоспособности и экономической эффективности.

На наш взгляд, вопросы, связанные с повышением качества и конкурентоспособности продукции, касаются совершенствования состояния основных факторов, влияющих на качество изделий, которые выявляются по результатам анализа уровня качества на предприятиях.

Проведенные исследования в данном направлении на основных хлебопекарных предприятиях Приморского края, входящих в группу компаний «Владхлеб» [1], показали, что основными факторами, влияющими на качество хлебобулочных изделий, являются технические, организационные, социально-экономические, правовые факторы, которые оказывают различное влияние на качество готовой продукции.

Данные факторы в комплексе обусловливают уровень организации производства и труда работников и являются основой для повышения качества продукции. В свою очередь высокое качество производимой продукции является важнейшим фактором повышения ее конкурентоспособности. Помимо повышения качества продукции, большой резерв роста конкурентоспособности заложен в совершенствовании маркетинговой политики предприятия, эффективность которой позволяет формировать высокий спрос на продукцию и повышать удовлетворенность потребителей. Анализ литературных источников [2, 3, 4] показывает, что на конкурентоспособность продукции влияют и другие факторы, такие, как цена на продукцию, ее упаковка, структура потребления, деловая репутация фирмы, поведение конкурентов. Исследование деятельности предприятий хлебопекарной отрасли Приморского края, проведенное автором, показало, что основными и первоочередными направлениями повышения конкурентоспособности их продукции являются совершенствование состояния факторов, обусловливающих качество продукции, а также совершенствование маркетинговой деятельности на

предприятиях. Направления повышения качества хлебобулочной продукции представлены на рисунке.

Схема основных направлений деятельности предприятия по повышению качества хлебобулочной продукции

Раскроем предлагаемые мероприятия по каждому указанному направлению совершенствования состояния обозначенных факторов.

1. Повышение уровня материально-технической базы производства.

Наши исследования показали, что состояние данного фактора имеет решающее значение в обеспечении высокого качества и, следовательно, конкурентоспособности продукции, так как низкий уровень материально-технической базы вызвал на исследуемых предприятиях в среднем 43 % дефектов и брака за 2001-2005 гг. от общих потерь на предприятии.

Результаты исследования дают основание полагать, что вследствие наличия «узких мест» в работе оборудования и низкого уровня материально-технической базы возникают периодические перебои технологического процесса, связанные с остановкой печей, нехваткой пара в печи, нарушениями временного режима выпечки, что вызывает такие дефекты хлеба, как подрывы, боковые разрывы, отсутствие глянца, подгорелость корки и др.

Кроме этого, проведенное анкетирование работников исследуемых предприятий [1] обнаружило факты аварийных остановок оборудования из-за его изношенности. Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости постепенной замены имеющегося оборудования вследствие его физического и морального износа.

Для совершенствования состояния данного фактора считаем целесообразным провести на предприятиях следующие мероприятия,

направленные на укрепление материально-технической базы производства:

1) ввести систему ежемесячных профилактических осмотров оборудования с целью выявления неполадок и своевременного их устранения для обеспечения бесперебойности технологического цикла;

2) ввести практику еженедельного освидетельствования производственного оборудования и регулирования его работы;

3) усилить внимание к систематической смазке, наладке оборудования;

4) систематически проводить качественный ремонт оборудования для восстановления утраченных вследствие физического износа качеств;

5) проводить ежегодное обновление 10-12 % морально устаревшего оборудования, как это принято в международной практике, для повышения прогрессивности материально-технической базы.

Указанные мероприятия в совокупности позволят обеспечить бесперебойность технологического процесса, а также приведут к повышению уровня прогрессивности материально-технической базы производства в целом и росту качества производимой продукции.

2. Совершенствование контроля качества.

Этот фактор оказывает непосредственное влияние на качество конечной продукции и косвенное - на другие факторы. Анализ процесса осуществления контроля на исследуемых предприятиях показал, что в ОАО «Владхлеб» и ООО «Хлебный дом» применяются следующие виды контроля: входной контроль сырья (технохимический, бактериологический), согласованный с органами надзора; контроль технологического процесса производства в соответствии с Программой производственного контроля по выполнению требований нормативно-технической документации (ГОСТ, ТУ, СанПиН); контроль готовой продукции, а также возвратов из торговой сети на возможность их промышленной переработки.

При имеющихся методах и приемах контроля необходимо отметить следующие недостатки в организации контроля качества продукции.

Во-первых, разработанная предприятием Программа производственного контроля направлена в основном на соблюдение требований безопасности хлебобулочной продукции в процессе ее производства, хранения, транспортировки и реализации, но не отражает организацию методов выборочного контроля качества изготовления изделий, по которым можно было бы судить о качестве всей выпускаемой партии.

Во-вторых, имеющиеся на предприятиях графики исследования полуфабрикатов и готовой продукции содержат указание на контроль двух образцов готовой продукции ежедневно без обоснования такого объема выборки. Вместе с тем исследования каждодневной выработки продукции показали, что колебания объемов производства составляют

от 5 до 30 % (в зависимости от дня недели и месяца), что обязательно должно учитываться при определении объема выборочной совокупности, подвергаемой проверке.

И, наконец, внутренние документы по вопросам проведения отбора образцов продукции для контроля ее качественных показателей отражают правила приемки, методы отбора и определения органолептических и физико-химических показателей хлеба, контролируемого при его поступлении в торговую сеть, т.е. уже после выпуска изделий из производства. Подобные же документы, описывающие аналогичные процедуры непосредственно при выпуске продукции из производства, отсутствуют на предприятиях.

Все вышесказанное обусловливает необходимость введения на исследуемых предприятиях статистических методов контроля качества продукции по основным органолептическим и физико-химическим показателям при сдаче ее производственными подразделениями на склад или непосредственно торговому агенту.

Статистический метод контроля основан на использовании выборочной проверки, при которой контролируется не каждая единица продукции, а только отобранная выборка, что позволяет экономить временные и денежные ресурсы на осуществление контроля [5].

Среди всех статистических методов контроля считаем целесообразным проводить статистический приемочный контроль по альтернативному признаку, который в результате имеет два взаимоисключающих исхода испытаний: отнесение продукции к годной или дефектной.

Для внедрения статистического контроля качества и обработки его данных необходимо составлять план контроля качества, в котором отражаются следующие данные: объем выборки - п (% от всей партии - генеральной совокупности), методы проведения контроля и принципы принятия решения о годности продукции в зависимости от величин приемочного и браковочного числа [6, 7].

В качестве схемы проведения такого контроля рекомендуется применять многоступенчатый план контроля [7], при котором в выборке численностью п1 изделий определяется количество дефектной продукции т1. Затем проводят первую ступень контроля, по результатам которой устанавливают: если число дефектных изделий т1 в составе выборки не превышает приемочного числа с1 (т1 < С1), то партию продукции принимают как годную; если т1 окажется больше браковочного числа d1 (т1 ^ с^), партию бракуют. В том случае, когда число фактически дефектных изделий попадает в интервал между приемочным и браковочным числом (с < т1 < СД то должно приниматься решение об отборе повторной выборки объемом П2 изделий, в которой определяется т2 дефектных, и проводится вторая ступень контроля и т.д. На последней ступени контроля, если суммарное число дефектных изделий во всех выборках не превышает

конечного приемочного числа, то партия должна быть принята, в ином случае - забракована.

На наш взгляд, для устранения влияния колебаний размеров ежедневной выработки на объективность контроля необходимо устанавливать приемочное число (приемочный уровень качества), размер выборки, подлежащей контролю, и браковочное число в процентах от объема произведенной и предъявленной к сдаче продукции.

Также при многоступенчатом контроле качества считаем необходимым ужесточать требования к выборке в 1,2-1,5 раза путем увеличения приемочного числа на эту же величину на новой ступени контроля.

По результатам выборочной оценки и анализа качества должны приниматься меры по регулированию технологического процесса производства, его приостановлению и устранению негативных факторов, вызывающих брак, что позволит обеспечить циклично регулируемый процесс изготовления хлеба, обеспечивающий регулярное и комплексное воздействие на технологический процесс на основании статистических методов контроля качества.

3. Повышение качества сырья.

Состояние данного фактора играет первостепенное значение в обеспечении высокого качества хлеба и хлебобулочных изделий, так как качество сырья (муки) на 70-80 % определяет характеристики конечной продукции [1]. На исследуемых предприятиях ОАО «Владхлеб» и ООО «Хлебный дом» уровень влияния данного фактора на дефектность продукции составляет в среднем 7,7 % за 2001-2005 гг., вместе с тем в 2005 г. увеличился до 12 %, что говорит о недостаточном внимании предприятий к своим поставщикам, к изучению скрытых свойств муки, проявляющихся в процессе изготовления хлеба и обусловливающих брак в производстве, а также снижении эффективности входного контроля сырья.

Для устранения существующих проблем и их недопущения в будущем с учетом принципа взаимовыгодного партнерства с поставщиками нами предлагается использовать методику комплексной оценки поставщиков сырья для хлебопекарных предприятий, позволяющую из множества потенциальных поставщиков отобрать наиболее надежных для установления прочных длительных хозяйственных связей с ними.

Следует отметить, что системы оценки поставщиков в российских условиях имели место и находили применение, в основном, на предприятиях машиностроения [8], на предприятиях же пищевой промышленности такие методики, как правило, не применяются. Предлагаемая нами методика разработана с учетом накопленного опыта в данном направлении и ориентирована на хлебопекарные

предприятия, отражает их специфику, а также особенности отдаленного географического положения Приморского края.

Данная методика предполагает бальную оценку факторов, влияющих на надежность поставщиков, по различным показателям, в комплексе охватывающим все стороны процесса поставки и качественные характеристики сырья. Содержание различных показателей, раскрывающих влияние факторов надежности поставщика, представлено в таблице.

Содержание комплексной оценки поставщиков сырья для предприятий хлебопекарной отрасли

Фактор, влияющий на надежность поставщика Показатели, раскрывающие влияние фактора

1. Качественные характеристики поставляемого сырья 1.1. Соответствие показателей качества сырья нормативным требованиям 1.2. Стабильность входного уровня качества сырья 1.3. Качество сырья при переработке 1.4. Условия транспортировки сырья

2. Местонахождение поставщика 2.1. Отдаленность региона поставщика 2.2. Климатические условия в регионе поставщика 2.3. Репутация региона поставщика 2.4. Возможность оперативной реакции на претензии

3. Организация поставок сырья 3.1. Выполнение графика поставок 3.2. Ритмичность поставок 3.3. Оперативность возмещения потерь от брака сырья 3.4. Полнота включения в контракт требований потребителей по качеству сырья, материалов

4. Перспективность работы с данным поставщиком 4.1. Соответствие политики и целей поставщика в области качества целям потребителей 4.2. Способность функционировать в условиях конкурентной борьбы 4.3. Уровень подготовки и обучения персонала 4.4. Применение комплексных подходов к управлению качеством сырья

В данной методике предлагается выделение четырех главных факторов, влияющих на надежность поставщика для предприятий хлебопекарной отрасли Приморского края, которые перечислены в таблице в порядке убывания их значимости для исследуемых предприятий .

Комплексная оценка поставщика определяется суммарной оценкой показателей по каждому фактору. При этом необходимо заметить, что

так как каждый фактор оказывает различное влияние на надежность поставщика и качество сырья, необходимо в суммарной оценке предусмотреть коэффициенты, определяющие ранг каждого фактора. Ранжирование влияния факторов целесообразно устанавливать экспертным путем с привлечением работников таких подразделений предприятия, как отдел снабжения, служба качества, производственная лаборатория, технологическая служба. На начальном этапе рекомендуется установить следующие коэффициенты ранга:

Рф1 - коэффициент фактора № 1 - 0,5;

Рф2 - коэффициент фактора № 2 - 0,2;

Рфз - коэффициент фактора № 3 - 0,2;

Рф4 - коэффициент фактора № 4 - 0,1.

С учетом вышеизложенного, комплексная оценка поставщика будет выглядеть следующим образом:

Ок = Рф1 • Ф1 + Рф2 • Ф2 + Рфз • Фз + Рф4 • Ф4,

где Рф - ранг соответствующего фактора надежности; Ф - фактор надежности поставщика; Ок - комплексная оценка поставщика.

Для оценки каждого фактора надежности поставщика рекомендуется оценить отдельные показатели, раскрывающие влияние этого фактора (см. таблицу). На начальном этапе считаем возможным оценивать показатели экспертным путем с привлечением работников основных подразделений, ответственных за качество сырья и работу с поставщиками, в диапазоне от 0 до 5 баллов. В дальнейшем рекомендуется более детально изучать влияние указанных показателей и увеличить диапазон оценки до 10 баллов.

Таким образом, наилучшими показателями надежности будут характеризоваться поставщики, набравшие 20 баллов, наихудшими -0 баллов.

Для практического применения предложенного нами подхода рекомендуется деление поставщиков на 3 основные группы:

1) поставщики, имеющие 4-5-балльные оценки каждого показателя, в сумме дающие 16-20 баллов, - надежные, с которыми можно устанавливать длительное взаимовыгодное сотрудничество, направленное на повышение уровня качества сырья, продукции, поиск новых выгодных форм работы, разработку перспективных планов взаимодействия;

2) поставщики, показатели которых оценены на 2-3 балла (суммарная оценка 8-12 баллов), - не обладающие устойчивой надежностью, но имеющие возможность перейти в первую категорию при улучшении уровня факторов, оцененных низко;

3) поставщики, имеющие низкие оценки показателей (0-1 балл), в сумме дающих 0-4 балла, - ненадежные, с ними необходимо

прекращать сотрудничество без возобновления в ближайшей перспективе.

В тех случаях, когда комплексная оценка поставщика приобретает значение от 4 до 8 баллов и от 12 до 16 баллов, требуется более детальное изучение его деятельности и выявление в первую очередь уровня тех показателей, которые имеют наиболее высокий ранг, для того чтобы отнести поставщика в одну из выделенных нами групп.

Указанный подход позволит проводить качественный анализ каждой категории поставщиков, основанный на комплексном учете всех сторон и показателей их деятельности, для принятия корректирующих мер к неблагонадежным поставщикам и тем самым снижения уровня дефектов и брака продукции по причине низкого качества сырья.

4. Совершенствование организации производства и труда.

Уровень организации производства на исследуемых предприятиях Приморского края в целом высок. Однако потери от негативного проявления данного фактора за период 2001 -2005 гг. составляли в среднем 14 % от общих потерь на предприятии [1].

По оценкам работников предприятия, основные причины появления дефектов по данному фактору связаны с перебоями в работе оборудования, поставках сырья, вызванными внешними причинами (отдаленность региона, отсутствие нормальной конкуренции на рынке сырья и др.), нарушениями непрерывности технологического цикла производства из-за высокой занятости печей, несвоевременного освобождения печей для осмотра и ремонта. Значимой причиной следует считать нарушения рецептуры и формовки изделий в связи с нечеткой организацией производственного процесса и отсутствием строгого закрепления функций между работниками (например, возможны случаи закладки хлеба в печи тестомесами и др.). Указанные проблемы в организации требуют принятия соответствующих мер.

Для совершенствования организации производства и труда необходимо, прежде всего, установление четкого контроля за ходом технологического процесса производства со стороны мастеров и сменных технологов на основе распределения и закрепления во внутренних документах функций каждого работника в производственном цикле. Также считаем целесообразным дополнить Программу производственного контроля предприятий детальным описанием этапов процесса производства хлеба с отражением функций отдельных работников на каждом из указанных этапов и лиц, ответственных за тот или иной этап производства, что позволит методически обеспечить контролеров (технологов, мастеров) и повысить эффективность контроля. Такой подход позволит оперативно реагировать на изменения в технологическом процессе и устранять неорганизованность в работе.

Кроме этого, важным для бесперебойности производственного процесса является составление графиков поставки сырья на рабочие

места и их строгое соблюдение работниками, что приведет к устранению несвоевременности отпуска сырья в производство и соблюдению полного технологического цикла.

Для этого целесообразно ввести ответственность контролеров в виде снижения дополнительной части заработной платы при появлении брака на подконтрольном им участке (в соответствии с Программой производственного контроля). Это позволит обеспечить более ответственное отношение к выполнению своих непосредственных обязанностей и повысить эффективность мероприятий, направленных на повышение качества продукции.

5. Повышение квалификации кадров и качества труда работников.

Данный фактор включает такие составляющие, как уровень квалификации кадров, наличие опыта работы и высоких профессиональных навыков, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, а также общее отношение к труду и культуре производства. На исследуемых предприятиях тенденция изменения влияния этого фактора негативна: за анализируемые годы удельный вес дефектов по этой причине возрастает с 28,8 % до 36,8 % [1 ].

Исследования состава и квалификации рабочего персонала показали, что на анализируемых предприятиях преобладают работники, имеющее среднее специальное образование и относительно небольшой стаж работы - 2-5 лет. Несмотря на то что предприятия за последние годы стали уделять больше внимания повышению квалификации кадров (многие работники получают высшее образование в процессе работы), большое число дефектов и брака в рамках данного фактора связано с недостаточным контролем технологического процесса производства, что в конечном итоге сказывается на качестве готовой продукции.

Кроме этого, руководство исследуемых предприятий отмечает [9] высокую текучесть кадров - 25 %, связанную с тяжелым физическим трудом, 12-часовой сменой работы и несоответствующей таким трудозатратам заработной плате (9000-10000 руб.), что также сказывается на качестве выполняемых работ.

Еще одной проблемой, обуславливающий рост рассматриваемого фактора, является отсутствие производственных работников среднего возраста (30-45 лет), обладающих достаточным стажем работы и высокой квалификацией [9]. Работающий производственный персонал в основном подразделяется на две возрастные группы: 20-30 лет -характеризуются недостаточной квалификацией и небольшим стажем, и

45-60 лет - имеют большой стаж работы и высокие профессиональные навыки, но не представляют долгосрочную перспективу для производственного предприятия.

Наличие обозначенных проблем требует принятия мер по устранению негативных последствий данного фактора, которые, по

нашему мнению, целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

1) повышение квалификации работников, занятых в основном производстве, с обязательным включением в план обучения. На исследуемых предприятиях проводится обучение в основном управленческого персонала, которого, на наш взгляд, недостаточно для снижения уровня дефектности хлеба. Поэтому рекомендуется усилить внимание к обучению производственного персонала, постоянному повышению его квалификации, что должно привести к постепенному получению всеми рабочими высшей квалификации в своей области;

2) для более полного вовлечения производственных работников в процесс управления качеством, а также повышения трудовой и технологической дисциплины, улучшения культуры производства рекомендуется ввести систематические совещания по качеству в производственных цехах, бригадах, на которых должны рассматриваться основные проблемы, связанные с недостаточным качеством работ, и разъясняться работникам пути устранения существующих проблем, что позволит оперативно устранять пробелы в знаниях и навыках рабочих и концентрировать усилия на первоочередных мероприятиях по снижению уровня дефектности;

3) для снижения текучести кадров и формирования полноценного производственного коллектива, а также стимулирования повышения качества необходимо внедрение механизма мотивации работников за достигнутые показатели в области повышения качества, что на исследуемых предприятиях Приморского края в настоящий момент не применяется.

6. Совершенствование маркетинговой политики предприятия.

Совершенствование маркетинговой политики включает обширную деятельность в сфере рынка товаров, услуг, осуществляемую в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли [10].

Изучение существующей маркетинговой деятельности хлебопекарных предприятий края проводилось на основании обобщения качественных и ценовых характеристик основных видов хлеба и позволяет заметить, что ассортимент выпускаемой продукции у предприятий достаточно широк и представлен тремя группами изделий: основные, лечебно-профилактические и элитные хлеба. Каждая из названных групп, в свою очередь, включает от 10 до 15 наименований хлеба, которые постоянно обновляются, что является хорошим показателем развития предприятий и их пристального внимания к ассортименту выпускаемого хлеба. Важно отметить, что при разработке новых видов хлеба предприятия ориентируются на потребительский спрос, учитывают пожелания потребителей продукции, что отражает принцип ориентации на потребителей и соответствует требованиям рынка.

Вместе с тем в деятельности предприятий можно отметить ряд недостатков:

1) предприятия уделяют недостаточное внимание маркировке продукции и отражению особенностей того или иного вида хлеба, что приводит к путанице потребителя и снижению потребления новых сортов хлеба, которые, по его мнению, ничем не отличаются от традиционных (например, хлеб подольский);

2) компании недостаточно информируют потребителей о своих технологиях производства, выгодно отличающих их от конкурентов (например, факт выпечки хлеба подольского по традиционной русской технологии, удлиняющей производственный цикл, но улучшающей качественные характеристики хлеба);

3) основная часть продукции имеет расфасовку по 0,35-0,65 кг, что сдерживает потребительский спрос из-за высокой цены и большой массы изделия, не отражающей ежедневную потребность в свежем хлебе;

4) недостаточно рекламируются новые виды продукции в средствах массовой информации. Сообщения о выпуске новой продукции регулярно приводятся только на официальном сайте «Владхлеб», поэтому новые сорта хлеба не имеют спроса среди большей части населения;

5) недостаточное внимание в рекламе и на маркировке товара уделено полезным свойствам хлеба;

6) удорожание хлеба при промышленной нарезке составляет 1,0-1,5 руб. В настоящее время предприятия стремятся к увеличению доли хлебов, выпускаемых в нарезке.

Для устранения выявленных недостатков, на наш взгляд, целесообразно использовать следующие мероприятия по совершенствованию маркетинговой политики:

1. Расширить рекламу в СМИ новых сортов хлеба с обязательным указанием на отличие нового сорта от уже существующих путем выделения особенностей состава и рецептуры нового вида хлеба, благодаря которым он приобрел новые полезные свойства или вкусовые качества.

2. Необходимо в рекламе и маркировке товара уделять особое внимание технологиям производства, выгодно отличающим исследуемые предприятия от других (например, технология производства хлеба подольского), тем самым позиционируя предприятие лидером в области высокого качества товара и лучших вкусовых характеристик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рекомендуется уменьшить расфасовку отдельных видов хлеба, особенно лечебно-профилактических и элитных, до 0,20-0,25 кг или выпускать пробные партии хлебов предложенной массы для того, чтобы предоставить возможность потребителям пробовать новые сорта хлеба и покупать их по более низкой цене.

4. Отражать особенности новых сортов хлеба на маркировке товара, при этом они должны быть выделены на общем фоне для лучшего восприятия потребителем.

5. Маркировка товара должна отражать полезные свойства хлеба, содержание в нем витаминов, минеральных и других веществ.

6. Необходимо ограничить или отказаться от нарезки лечебно-профилактических сортов хлеба, так как эти хлеба требуются большой части населения, которая не всегда может себе позволить покупать дорогой лечебный хлеб. Отказ от нарезки и уменьшение расфасовки такого хлеба до 0,20-0,25 кг позволит снизить его цену, обеспечить более частое приобретение и охватить большую часть потребителей.

7. Целесообразно внедрить цветовое отличие маркировки для разных групп хлеба (основной, лечебно-профилактической и элитной), для того чтобы потребитель лучше ориентировался в широком ассортименте выпускаемой продукции и с первого взгляда мог определить, к какой группе относится интересующий его вид хлеба.

Указанные мероприятия должны способствовать улучшению маркетинговой политики предприятия, росту спроса на продукцию и, как следствие, увеличению доли рынка и прибыльности работы предприятий.

Вышеперечисленные предложения и рекомендации, в комплексе охватывающие основные факторы конкурентоспособности хлебобулочной продукции, позволят предприятиям повысить качество своих изделий и закрепить полученный эффект на будущие периоды. Для решения стратегических задач повышения эффективности работы предприятий необходимо все предложения сводить в программы повышения качества продукции, позволяющие увязать стратегические и тактические цели, задачи, средства их достижения, а также имеющиеся у предприятий ресурсы.

Библиографический список

1. Гупанова Ю.Е. Анализ факторов, влияющих на качество продукции, и выявление закономерностей управления им // Научные труды Дальрыбвтуза. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2006. Вып. 18. С. 229236.

2. Белый Е.В., Барашков С.А. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг. 2002. № 4. С. 29-34.

3. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд-во стандартов, 1991. 216 с.

4. Киселев В.М. Конкурентоспособность продовольственных товаров // Пищевая промышленность. 2005. № 1. С. 10-11.

5. Самсонова М.В. Статистические методы в управлении процессами организации // Методы менеджмента качества. 2005. № 2. С. 50-51.

6. Лапидус В.А., Розно М.И., Глазунов А.В. и др. Статистический контроль качества продукции на основе принципа распределения приоритетов. М.: Финансы и статистика, 1991. 224 с.

7. Магомедов М.Д., Рыбин А.В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 192 с.

8. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография «Новости», 2002. 432 с.

9. Терешков С.В. Хлеб - это живой организм // Владивосток. 2005. 4 марта. С. 20.

10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.