Научная статья на тему 'Исследование развития регионального рынка хлеба и хлебобулочных изделий Приморского края в 90-е годы ХХ века'

Исследование развития регионального рынка хлеба и хлебобулочных изделий Приморского края в 90-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ливандовская Антонина Дмитриевна, Кузнецов Юрий Андреевич, Глотова Елена Александровна

Рассматривается методика исследования развития региональных товарных рынков, анализируется развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае в 90-е годы, оценивается его конъюнктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование развития регионального рынка хлеба и хлебобулочных изделий Приморского края в 90-е годы ХХ века»

Маркетинг

А.Д. Ливандовская,

профессор кафедры маркетинга ДВГАЭУ;

Ю.А. Кузнецов, доцент кафедры экономической теории ДВГАЭУ;

Е.А. Глотова,

ст. преподаватель кафедры маркетинга ДВГА Э У

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В 90-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Рассматривается методика исследования развития региональных товарных рынков, анализируется развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае в 90-е годы, оценивается его конъюнктура.

Хлеб и хлебобулочные изделия занимают важное место в рационе питания жителей Дальнего Востока. Потребление хлебопродуктов на Дальнем Востоке и в Приморском крае в расчете на душу населения в 1990-1993 гг. имело тенденцию к росту, в 1994-1999 гг. - к сокращению (табл. 1).

Рост потребления хлебопродуктов на Дальнем Востоке, как считают многие экономисты, был вынужденным явлением, обусловленным резким снижением реальных доходов населения.

Анализ данных табл. 1 показывает, что в целом по Дальнему Востоку среднедушевое потребление хлебопродуктов с 1990 по 1993 г. возросло на 7%, в Приморском крае - на 8,2%, а с 1994 по 1999 г. сократилось на 14,8 и 28,8% соответственно.

Таким образом, темпы сокращения потребления хлебных продуктов в Приморском крае в 1994-1999 гг. были в 2 раза выше, чем в среднем по Дальнему Востоку. Среднедушевое потребление хлебопродуктов в крае в 1990-1999 гг. было ниже, чем в среднем по Дальнему Востоку, и этот разрыв с течением времени возрастал.

Таблица 1

Динамика потребления хлебопродуктов на душу населения в год на Дальнем Востоке и в Приморском крае в 1990-1999 гг., кг

Регион 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Дальний Восток 114 115 120 122 115 102 _ * 106 101 98

Приморский край 110 110 115 119 111 89 86 83 82 79

Потребление в Приморском крае к среднему уровню по ДВ, % 96,5 95,7 95,8 97,5 77,4 87,2 - * 86,8 78,2 78,2

* Нет данных.

Рассчитано по: Социально-экономическое развитие Приморского края в 1990-1999 гг. Владивосток, 2000.

Годовой фонд потребления также имел тенденцию к сокращению как в целом на Дальнем Востоке, так и в Приморском крае. За анализируемый период фонд потребления хлебных продуктов в целом по Дальнему Востоку сократился на 23,1%, а по Приморскому краю - на 39,6% (табл. 2).

Таблица 2

Динамика фонда потребления хлебопродуктов в Дальневосточном регионе и Приморском крае в 1990-1999 гг., тыс. т

Регион 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Дальний Восток 781,9 799,0 832,7 832,4 773,9 662,0 _ * 678,93 639,63 601,3

Приморский край 250,91 252,89 265,52 273,94 203,54 202,3 193,93 203,9 185,6 151,6

* Нет данных.

Рассчитано по: Социально-экономическое развитие Приморского края в 1990-1999 гг. Владивосток, 2000.

Следует отметить, что в 1990-1993 гг. наблюдался рост фонда потребления хлебопродуктов соответственно на 6,5 и 9,2 %, а в 1994-1999 гг. - сокращение на 22,3% в целом по Дальнему Востоку, на 4,4% по Приморскому краю.

Доля фонда потребления хлебных продуктов населением Приморского края в общем фонде их потребления в целом по Дальнему Востоку в 1990-1993 гг. росла, в 1994-1999 г. снижалась. На снижение фонда потребления повлияло уменьшение среднедушевого потребления хлебных продуктов в 1994-1999 гг. и численности потребителей в течение анализируемого периода. Проведенные нами расчеты показывают, что снижение фонда потребления по Дальнему Востоку было обусловлено падением среднедушевого потребления на 56,3%, по Приморскому краю - на 88,6%, а за счет уменьшения численности потребителей - соответственно на 43,7 и 11,4%.

Значительную долю (более 80%) в фонде потребления хлебопродуктов населением Дальнего Востока занимают хлеб и хлебобулочные изделия. Поскольку они имеют ограниченный срок реализации и не могут транспортироваться на большие расстояния (за исключением замороженных изделий), региональный и средний региональный рынок представляют собой совокупность локальных рынков, имеющих достаточно четкие границы.

Проведенные нами опросы потребителей г. Владивостока показывают, что 5% из них не покупают хлеб и хлебобулочные изделия, а пекут сами, 1,5% хлеб не употребляют, следовательно, 93,5% населения покупают хлеб и хлебобулочные изделия в розничной торговле.

По данным Приморского комитета государственной статистики из натуральных источников потребления поступает 0,5 кг хлебных продуктов в расчете на душу населения (0,4%). Анализ динамики поступления хлебопродуктов из натуральных источников потребления за 1997-1999 гг. показывает, что оно имеет тенденцию к снижению: если в 1997 г. из натуральных источников поступило 1,1 кг хлебных продуктов в расчете на душу населения, то в 1999 г. - 0,5 кг, т.е. в 2 раза меньше.

Таким образом, анализ источников формирования фонда потребления хлебопродуктов на Дальнем Востоке и в Приморском крае показывает, что от 98,8 до 99,6% его величины формировалось за счет покупки хлебных продуктов.

Емкость регионального рынка хлебопродуктов формируется как за счет спроса постоянного населения, так и за счет приезжих.

Оценку емкости рынка хлебных продуктов в целом можно произвести по формуле

Е = 2Нг + П + 3 - 2КГ - В, (1)

где Е - емкость рынка;

2Нг - запасы на начало года (макаронные изделия, крупы);

П - производство;

3 - завоз из других регионов и по импорту (макаронные изделия, крупы);

2КГ - запасы на конец года (макаронные изделия, крупы);

В - вывоз в другие регионы.

Однако из-за отсутствия объективной информации о запасах хлебопродуктов оценить емкость рынка по данной формуле не представлялось возможным, поэтому использовалась следующая формула:

Е = Н • (1-й) • 2,

(2)

где Н - потребление хлебопродуктов на душу населения в среднем за год; 2 - среднегодовая численность населения; й - доля поступления из натуральных источников. Проведенная нами по формуле (2) оценка емкости рынка хлебных продуктов Дальневосточного региона и Приморского края представлена в табл. 3.

Таблица 3

Емкость рынка хлебопродуктов Дальнего Востока и Приморского края в 1990-1999 гг., тыс. т*

Регион 1990 1995 1996 1997 1998 1999 1999 в % к 1990

Дальний Восток 772,5 660,7 - 670,8 - 635,2 82,3

Приморский край 250,4 201,9 192,9 205,3 173,8 172,7 69

Доля рынка Приморского края в региональном рынке Дальнего Востока, % 32,4 30,6 - 30,6 - 27,4 -

* Без инорайонного спроса. Примечание. Прочерк - нет данных.

Анализ емкости рынка хлебных продуктов Дальнего Востока и Приморского края показывает, что она имеет четко выраженную тенденцию к сокращению: за анализируемый период в целом по Дальнему Востоку ее величина сократилась на 17,7%, в Приморском крае - на 31%. Снижается и доля регионального сегмента Приморского края в емкости рынка. Здесь сказалось падение спроса на хлебопродукты в связи со снижением покупательной способности населения, сокращением числа потребителей, ростом цен на хлебопродукты.

Емкость рынка воздействует на конкуренцию и конъюнктуру. Большая емкость рынка побуждает конкурентов к расширению масштабов инвестиций, что характерно для рынка хлеба и хлебобулочных изделий, снижает риски их потерь. Рынок с большей емкостью стабильнее мелких, затраты на организацию деятельности на нем ниже, чем на небольших рынках, цены товаров на больших рынках ниже, конъюнктура благоприятнее, а конкуренция острее [1-3]. Все отмеченные обстоятельства характерны для рынка хлеба и хлебобулочных изделий Приморского края.

Как мы уже отмечали, спрос на рынке хлеба и хлебобулочных изделий имеет тенденцию к сокращению, что свидетельствует о насыщенности рынка и его стабилизации в будущем. Поэтому увеличение здесь объемов сбыта отдельными товаропроизводителями, а следовательно, и их рыночной доли возможно только за счет расширения ассортимента,

удовлетворяющего дифференцированные запросы отдельных групп потребителей.

Важной качественной характеристикой состояния рынка является его конъюнктура. Знание конъюнктуры позволяет производителям правильно строить свою ценовую политику и устанавливать уровень цен, а также правильно определять свое поведение на рынке. Те фирмы, которые быстрее и лучше приспосабливаются к рыночной конъюнктуре, достигают успеха и выходят в лидеры, а кто не сумел этого сделать, становятся аутсайдерами.

Такая экономическая категория, как конъюнктура, известна уже два столетия. Но несмотря на это, единой точки зрения на конъюнктуру у экономистов и маркетологов нет. Различают экономическую (общехозяйственную), рыночную и торговую конъюнктуру [4].

Мы в своем исследовании будем рассматривать конъюнктуру как ситуацию на рынке, сложившуюся в данный момент времени и определяемую соотношением спроса и предложения при данном уровне цен.

Конъюнктура как объект анализа не имеет количественных характеристик. Она может быть либо благоприятной, либо неблагоприятной для товаропроизводителей, с течением времени она может или улучшаться, или ухудшаться. Поэтому для оценки конъюнктуры рынка используется совокупность конъюнктурообразующих факторов, которые подразделяются на общие и специфические, постоянного и временного действия.

Группировка факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае, представлена ниже.

Постоянно действующие факторы.

Общие: величина валового регионального продукта; курс доллара; темпы инфляции; объем экспорта и импорта региона; объем инвестиций; тарифы на энергоносители; тарифы на перевозки; процентные ставки по кредитам; уровень реальных доходов населения; уровень стабильности производственной обстановки; государственное регулирование внешней торговли; налоговая политика; минимальный уровень оплаты труда; государственное регулирование экономики; региональная экономическая политика; уровень развития рыночной инфраструктуры; направление развития научно-технического прогресса; научно-технический потенциал региона; технический уровень производства; доля национальных отраслей в экономике региона; степень кооперации и специализации, производства в отрасли; уровень требований стандартов; природно-климатические особенности региона, его экономический потенциал, степень развитости транспортных коммуникаций; численность населения, его половозрастной состав, степень занятости в региональной экономике, уровень рождаемости и продолжительности жизни, миграция, социальная структура, уровень образованности и социального обеспечения населения региона.

Специфические: объем производства хлеба и хлебобулочных изделий; коэффициент загруженности производственных мощностей в хлебопекарной отрасли; ассортимент производимой продукции и степень его обновления; объем инвестиций в хлебопекарной отрасли; себестоимость произво-

димой продукции; численность занятых в отрасли, их производительность и средний уровень зарплаты; уровень цен на сырье; уровень запасов; оптовые и розничные цены на продукцию; объем розничного товарооборота хлеба и хлебобулочных изделий; количество приезжающих в край.

Временно действующие факторы.

Временные: военные конфликты.

Периодические: сезонность спроса.

Эпизодические: социальные конфликты, стихийные бедствия, политические кризисы.

Разовые явления: олимпиады, спортивные соревнования, фестивали, симпозиумы, конференции и др.

Анализ конъюнктуры рынка включает в себя три блока: анализ общехозяйственной конъюнктуры, анализ конъюнктуры отраслевого (товарного) рынка, анализ торговой конъюнктуры. Содержание каждого из этих блоков представлено на рис. 1.

Рис. 1. Этапы анализа конъюнктуры рынка

Нами по собственной методике проанализирована конъюнктура рынка хлеба и хлебобулочных изделий Приморского края в 1990-1997 гг. (рис. 2).

За период с 1990 по 1999 г. общехозяйственная конъюнктура в Приморском крае была нестабильна и имела тенденцию к ухудшению.

Рис. 2. Схема конъюнктуры рынка

Конъюнктура рынка хлеба и хлебобулочных изделий определялась усилением противоречий в развитии процессов, влияющих на сбалансированность спроса и товарного предложения. С одной стороны, переход на рыночные отношения существенно изменил структуру источников формирования денежных доходов населения, высокие темпы инфляции привели к значительному снижению его покупательной способности, возросла дифференциация населения по уровню доходов. С другой сто-

роны, проводимые экономические реформы, способствовавшие формированию частного сектора экономики Приморского края, создали условия для роста объемов производства продуктов питания, увеличения их поставок из-за рубежа.

На развитие рыночных процессов в этот период оказывали влияние политические события, межнациональные и социальные конфликты, постоянные задержки выплаты заработной платы.

Наряду с опережающим ростом товарного предложения над ростом спроса конъюнктура рынка развивалась под воздействием:

- деформации структуры спроса; в силу значительных бюджетных ограничений увеличилась доля расходов на питание в расходах населения. Потребности первой необходимости стали доминировать над социально развивающимися;

- усиления роли зарубежных поставщиков в формировании товарного предложения;

- роста цен на основные факторы производства;

- развития оптово-розничных рынков;

- увеличения количества предприятий розничной торговли;

- усиления миграции населения.

Неблагоприятная хозяйственная конъюнктура не могла не сказаться на состоянии рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае. Мука, являющаяся основным сырьем для его производства (до 80%), в объеме двух третей (до 110 тыс. т в год) поступает в хлебопекарную отрасль из-за пределов края (включая импорт) и до 70 тыс. т (в т.ч. около 10 тыс.т из приморского зерна) - с предприятий края (Владивостокская и Уссурийская реалбазы, Владивостокский мукомольный завод, Владивостокский и Уссурийский комбинаты хлебопродуктов).

География завоза муки из других регионов России представлена Самарской, Челябинской, Омской, Курганской, Новосибирской, Магнитогорской, Кемеровской, Амурской, Пензенской областями, Хабаровским краем. По данным таможенной статистики из-за рубежа в 1998 г. завезено 3,7 тыс. т пшеничной и пшенично-ржаной муки, или около 3,5% от ее общего количества, ввозимого в край. При этом 2,7 тыс. т муки, или 73% составили поставки из Китая и Казахстана.

Малая доля муки из зерна местных сельхозтоваропроизводителей в общем объеме производства муки (14,1% в 1998 г. и 12,7% в 1997 г.) обусловлена особенностями географических, почвенных и климатических условий края. Собственная сырьевая база края для мукомольной отрасли незначительна (12,3%), дефицит покрывается за счет завоза продовольственного зерна из-за пределов края. В 1998 г. его было завезено 132 тыс. т (в т.ч. по импорту - 119,5 тыс. т). В 1999-2000 гг. положение не изменилось.

В настоящее время производством хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае занято более 403 предприятий. В 90-е годы объем производства хлеба в Приморском крае, как и в целом на Дальнем Востоке, имел тенденцию к снижению (табл. 4).

Таблица 4

Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий на Дальнем Востоке и в Приморском крае в 1990-1999 гг., тыс. т

Регион 1990 1995 1996 1997 1998 1999 1999 в % к 1990

Дальний Восток, производство, всего 965,7 573,5 328,2 456,3 421,8 398,4 41,2

Приморский край, производство, кг всего на душу населения 317,0 137,9 227,9 104 _ * _ * 229,9 83 208,2 94,3 177,9 81 56,1 58,7

* Нет данных.

Составлено по: Промышленность России. М., 2000; Регионы России. Т. 2. М., 2000.

За анализируемый период объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае сократился на 56,1%, что связано прежде всего с падением спроса на эту продукцию. Производственные мощности были загружены не полностью. В 1999 г. коэффициент загрузки производственных мощностей в целом по краю составлял около 30%. Потенциальные возможности товаропроизводителей по производству и поставке хлеба и хлебобулочных изделий в целом по Приморскому краю составляют 472 тыс. т, причем мощности ведущих товаропроизводителей используются лишь на 26,4%, мини-пекарен _ на 32%. Низкий коэффициент загруженности производственных мощностей приводит к повышению постоянных затрат в себестоимости хлеба и хлебобулочных изделий, что способствует их удорожанию.

Чтобы увеличить масштабы производства, активизировать спрос на хлеб и хлебобулочные изделия и тем самым увеличить емкость рынка, товаропроизводители обновляют и расширяют ассортимент. В последние годы на рынке появилось много новых сортов хлеба и хлебобулочных изделий, в т.ч. диетических, с биодобавками. В настоящее время ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий составляет более 80 наименований.

В 1999 г. предприятиями отрасли освоено более 60 наименований новых видов продукции. Наиболее популярными сортами являются: хлеб "Подольский", хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта, батон "Нарезной", батон с отрубями. По этим видам изделий органами госстатистики проводится ежемесячный ценовой мониторинг. Самым крупным предприятием отрасли является ОАО "Владхлеб", где только хлеба вырабатывается более 8 наименований, батонов _ 6, булок _ 14, сушек _ 12 наименований. Кроме того, выпускаются круассаны, калачи, плетенки, рогалики, сайки, бублики, сухари и замороженные хлебобулочные изделия. Особой популярностью у потребителей пользуется хлеб "Подольский", производство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которого в общем объеме выпускаемых видов хлеба составляет на отдельных предприятиях до 70% (ОАО "Владхлеб"), а на некоторых малых предприятиях - до 100%.

Более 60 наименований хлеба и хлебобулочных изделий выпекают малые предприятия отрасли, продукция здесь производится как по традиционной, так и по прогрессивной, ускоренной технологии. Целым рядом малых предприятий освоено производство технологически сложных сортов хлеба: "Российский", "Столичный", "Украинский новый", "Бородинский", "Дарницкий", "Летний" и др.

Малые предприятия начинают выпускать наиболее перспективные для рынка сорта хлеба и хлебобулочных изделий с лечебно-профилактическими свойствами (с биологически-активными и овощными добавками), становясь лидерами в определенной нише рынка. Так, АОЗТ "Кредо-хлеб" активно осваивает технологию производства новых лечебно-профилактических сортов хлеба: хлеб чесночный (с добавлением чесночного масла), морковный (с добавлением В-каротина), с ламинарией и т.д.

Доля рынка хлеба и хлебобулочных изделий в общей емкости рынка потребительских товаров Приморского края имеет тенденцию к снижению, снижается его доля и в общей емкости рынка продуктов питания (табл. 5). На сокращение физического объема продаж хлеба и хлебобулочных изделий значительное влияние оказали демографическая ситуация в Приморском крае, снижение реальных доходов населения и более бережное отношение к хлебу.

Таблица 5

Объем розничного товарооборота хлеба и хлебобулочных изделий на рынке Приморского края в 1996-1999 гг. (в текущих ценах)

1999

Показатель 1996 1997 1998 1999 в % к 1996

Доля хлеба и хлебобулочных изделий в товарообороте Приморского края, % 5,9 4,4 4,6 3,1 52,4

Товарооборот хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае, 546,4 471,6 650,8 619,1 113,3

млн руб.

Доля хлеба и хлебобулочных изделий в товарообороте продовольст- 11,9 9,49 10,7 7,04 59,1

венных товаров, %

* До 1998 г. - в млрд руб.

Рассчитано по: Социально-экономическое развитие Приморского края в 1999 году. Владивосток, 2000.

В анализируемом периоде наблюдается сокращение численности населения как за счет уменьшения естественного прироста, так и за счет отрицательного сальдо миграции (табл. 6).

Таблица 6

Динамика среднегодовой численности населения и его половозрастного состава в Приморском крае в 1990-1999 гг.

1999

Показатель 1990 1995 1996 1997 1998 1999 в % к 1990

Среднегодовая численность населения, 2290 2264,3 2245,8 2226,2 2206,9 2185,5 95,4

тыс. чел.

Доля женщин в об-

щей численности 50,4 50,5 50,6 50,6 50,7 50,7 100,6

населения, %

Доля детей в общей

численности населе- 25,9 24,6 23,2 _ 21,5 20,8 80,3

ния, %

Доля населения в

трудоспособном 60,6 61,4 62,4 _ 62,5 63,2 104,2

возрасте, %

Доля населения

старше трудоспособного возраста, % 12,9 14,6 15,3 _ 16,1 16,4 127,1

Примечание. Прочерк _ нет данных.

Число потребителей в Приморском крае снизилось на 104,5 тыс. чел. (4,6%), что привело к сокращению объема спроса на хлеб и хлебобулочные изделия, по нашим оценкам, на 9,6 тыс. т. Увеличивается доля женщин, сокращается доля детей, увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста. Изменения в половозрастном составе населения также способствуют уменьшению спроса на рынке хлеба и хлебобулочных изделий. Отрицательно сказалась на объеме спроса на хлеб и хлебобулочные изделия динамика реальных денежных доходов населения (табл. 7).

Номинальные денежные доходы в силу инфляционных процессов росли высокими темпами, это способствовало росту денежной массы, направляемой населением на покупку хлеба и хлебобулочных изделий. За анализируемый период номинальные доходы населения Приморского края возросли на 4481,8%, а реальные денежные доходы резко снизились. Соотношение среднемесячных денежных доходов и прожиточного минимума в анализируемом периоде колебалось в пределах от 1,08 до 1,68.

Проведенные нами расчеты показали, что спрос на хлеб и хлебобулочные изделия эластичен по отношению к денежным доходам. Коэффициент эластичности имеет тенденцию к росту. С увеличением денежных доходов на 1% спрос на хлеб и хлебобулочные изделия в стоимостном выражении в 1996 г. возрос на 1,2%, а в 1999 г. _ на 1,92%.

Таблица 7

Динамика денежных доходов населения Приморского края в 1990-1999 гг. и ее влияние на покупку хлеба и хлебобулочных изделий

1999

Показатель 1990 1995 1996 1997 1998 1999 в % к 1990

Номинальные

денежные до- 6787,6 14597,5 120519,7 122520,2 240094,7 304209,9 4481,8

ходы, млрд руб.

Реальные де-

нежные доходы, % к предыду- - 83 98 95 86 75 -

щему году

Денежные до-

ходы на душу, в среднем за месяц, руб. 247 537,6 761,0 843,0 870,0 1053 426,3

Прожиточный минимум, руб. 214 362 468 502 577 976 456,1

Денежные до-

ходы в % к прожиточному 115,4 148,5 162,6 167,9 150,8 107,9 -

минимуму

Эластичность

покупок хлеба и хлебобулочных - - 1,2 1,53 1.68 1.92 -

изделий по до-

ходам

Примечание. Прочерк - нет данных.

Рассчитано по: Социально-экономическое развитие Приморского края в 1999 году. Владивосток, 2000.

На структуру спроса на хлеб и хлебобулочные изделия оказывает влияние дифференциация населения по уровню денежных доходов. За годы экономических реформ доля населения с низким уровнем доходов, живущего за чертой бедности, несколько возросла, доля богатых снизилась (табл. 8), что привело к уменьшению спроса на высококачественные хлебобулочные изделия.

Инфляционные процессы, имевшие место в экономике Приморского края в анализируемом периоде, способствовали росту цен на продукты питания, в т.ч. на хлеб и хлебобулочные изделия. В анализируемом периоде цены на продовольственные товары в Приморском крае возросли в 9,88 раз, а на хлеб и хлебобулочные изделия в 9,09 раз.

Таблица 8

Распределение населения Приморского края по уровню денежных доходов в 1996-1999 гг., %

Группа населения (10%-я) 1996 1997 1998 1999 Абсолютное отклонение

Первая (с наименьшими доходами) 2,8 3,0 2,9 3,2 0,4

Вторая 4,5 4,7 4,5 4,9 0,4

Третья 5,6 5,8 5,6 5,9 0,3

Четвертая 6,6 6,8 6,7 7,0 0,4

Пятая 7,8 7,9 7,8 8,0 0,2

Шестая 9,0 9,1 9,0 9,2 0,2

Седьмая 10,5 10,6 10,6 10,6 0,1

Восьмая 12,6 12,5 12,6 12,6 0

Девятая 15,7 15,5 15,6 15,3 -0,4

Десятая (с наивысшими доходами) 24,9 24,1 24,7 23,3 -1,6

Коэффициент концентрации доходов (индекс Дже-ни)* 0,33 0,318 0,328 0,305 0,025

* Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1, при этом чем выше его значение, тем более неравномерны доходы в обществе.

Источник: Социально-экономическое развитие Приморского края в 1999 году. Владивосток, 2000.

В результате роста цен сократился спрос на хлеб и хлебобулочные изделия. Следует отметить, что в Приморском крае цены на эту продукцию регулируются краевой администрацией путем установления предельных торговых надбавок, величина которых колебалась по городам и районам края в пределах от 10 до 30%.

Проведенные нами исследования показывают, что рынок хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае находится в стадии насыщения. Для него характерно сокращение физического объема продаж, превышение производственных возможностей операторов рынка над спросом, рост коэффициента обновления ассортимента, денежной массы, направляемой населением на покупку хлеба.

Литература

1. Жигун Л.А. Конъюнктура и конкуренция на рынке продовольственных товаров Дальнего Востока в 90-х годах. Владивосток: ДВГАЭУ, 2000.

2. Ливандовская А.Д., Кузнецов Ю.А., Борисова М.А. Определение потенциальной емкости рынка на новые виды биодобавок // Вестник ДВГАЭУ. 1999. № 4.

3. Ливандовская А.Д., Кузнецов Ю.А., Борисова М.А. Определение емкости региональных товарных рынков продуктов питания на основе полевых исследований: Тез. докл. Самара, 2001.

4. Поляков В.В. Прогнозирование мирового товарного рынка. М.: Экзамен, 2002. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.