УДК 338.242.4:33
08.00.00 Экономические науки
ФАКТОРЫ КАК ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Мартынова Татьяна Алексеевна канд. экон. наук, профессор БРШ-код: 9774-4341
Тишковская Светлана Владимировна ФГБОУВО «Кубанский государственный технологический университет» г. Краснодар, Российская Федерация
Хлебопекарная промышленность является стратегически важной отраслью для государства. В условиях низкой рентабельности продукции, недостаточного уровня обновления производственной базы хлебопекарные предприятия изыскивают возможности для модернизации и повышения эффективности деятельности. Для решения этих задач авторами предлагается совершенствование системы управления предприятиями и на основе концепции контроллинга, в которой факторы, влияющие на развитие хлебопекарной отрасли, выступают как исходные условия для стратегического планирования и управления оперативной деятельностью. Они определяют необходимые условия для комплексного обновления предприятий отрасли. В статье приводятся факторы, влияющие на развитие хлебопекарной отрасли, предлагается классификация указанных факторов и показателей, их характеризующих. Рассматривается взаимодействие внешних и внутренних факторов, обосновывается необходимость учета влияния на деятельность предприятий отрасли такого фактора, как потребители. Раскрываются особенности воздействия наиболее значимых для отрасли факторов в их взаимосвязи. Всесторонняя оценка и учет влияния рассматриваемых факторов в процессе внедрения системы контроллинга позволит предприятиям контролировать затраты, оценивать риски, раскрывать внутренний потенциал и применять имеющиеся резервы
Ключевые слова: ХЛЕБОПЕКАРНАЯ ОТРАСЛЬ, ПРЕДПРИЯТИЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. КОНТРОЛЛИНГ, ФАКТОРЫ, ПОКАЗАТЕЛИ, ВЗАИМОСВЯЗЬ, МОДЕРНИЗАЦИЯ
Рок 10.21515/1990-4665-124-067
UDC 338.242.4:33 Economics
FACTORS SUCH AS INITIAL CONDITIONS OF THE CREATION OF A CONTROLLING SYSTEM AT BAKERY COMPANIES
Martynova Tatiana Alekseevna Cand.Econ.Sciences, Professor SPIN-code: 9774-4341
Tishkovskaya Svetlana Vladimirovna
INFGBOU "Kuban state technological University",
Krasnodar, Russian Federation
The baking industry is a strategically important industry for the state. In low profitability of production, insufficient renewal of production base of the baking enterprises we are seeking ways to modernize and improve efficiency. To solve these problems the authors propose the improvement of the system of business management based on the concept of controlling in which the factors influencing the development of the bakery industry, serve as the baseline for strategic planning and operational management. They define necessary conditions for a comprehensive update of the industry. The article presents the factors influencing the development of the bakery industry, classification of these factors and indicators characterizing them. It examines the interaction of external and internal factors, the necessity of considering the influence on the activity of the industry factors such as consumers. The peculiarities of the impact of the most important industry factors in their relationship. A comprehensive assessment and the effects of the factors considered in the implementation process of the controlling system will allow companies to control costs, evaluate risks, reveal the inner potential and to use available reserves
Keywords: BAKING INDUSTRY, ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM. CONTROLLING, FACTORS, INDICATORS, INTERCONNECTION, MODERNIZATION
Современная рыночная экономика диктует свои условия, в которых предприятиям хлебопекарной отрасли приходится постоянно развиваться и повышать эффективность деятельности. Активное использование имеющихся достижений в области теории и практики управления является естественным подходом стратегически мыслящих предприятий, залогом успешного функционирования отрасли и адаптации российских хлебопеков к меняющимся рыночным условиям.
Одной из современных разработок, ориентированных на развитие предприятий, повышение эффективности их функционирования, преодоление кризисных явлений является контроллинг, концепция которого находит все больше сторонников не только в научной сфере, но и среди практических работников. Контроллинг - это комплексной система поддержки управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности [1].
Предпосылкой формирования системы контроллинга является необходимость модернизации системы управления. Для анализа условий и возможностей предприятия система контроллинга учитывает факторы, влияющие на развитие отрасли. В литературе факторы определяются как условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса [2]. Оценка факторов дает возможность определить направления развития организации и является одним из первых шагов в процессе создания службы контроллинга.
Хлебопекарная отрасль является стратегически важным элементом пищевой независимости государства. Стоит отметить, что в России потребление хлебной продукции на душу населения в среднем составляет более 118 килограмм в год, при численности населения в 2015г. 143 975 923 человек, объем производства превысил 17 миллионов тонн хлеба и хлебобулочных изделий.
Предприятия хлебопекарной отрасли представлены как крупными комбинатами, обеспечивающими весь процесс, начиная от хранения и переработки зерна и заканчивая производством и распространением готовой продукции. Производительность крупных предприятий свыше 10 тыс. тонн хлебобулочной продукции в год. Так и средними предприятиями, большинство из которых зарекомендовало себя еще в «советские» времена, имеющими большую производственную базу, с производительностью от 1,5 до 10 тыс. тонн хлебобулочной продукции в год. На сегодняшний день свое место на рынке находят и более мелкие предприятия, имеющие преимущества «шаговой доступности», с производительностью до 1,5 тыс. тонн хлебобулочной продукции в год.
В Краснодарском крае в хлебопекарной промышленности работает более чем 230 предприятий, из них 15 крупных предприятий, более 50 средних предприятий и около 165 мелких пекарен. Основные экономические показатели, характеризующие функционирование отрасли, представлены в таблице 1, составленной по данным Росстата [3].
Таблица 1 - Основные экономические показатели функционирования
хлебопекарной отрасли Краснодарского края в 2015 г.
Предприятия по объемам выпуска продукции
Показатели Крупные (свыше 10 тыс. тонн в год) Средние (от 1,5 -10 тыс. тонн в год) Мелкие (до 1,5 тыс. тонн в год) Всего
Общее число предприятий хлебопекарной отрасли на 15 50 165 230
конец года
Объем производства хлебобулочных изделий в год в 184,7 56,2 23,3 264,2
натуральном выражении, тыс. т
Доля в общем объеме производства, % 69,9 21,3 8,8 100
Численность работающих, человек 6520 5780 2475 14775
Рентабельность продаж, % 8,2 7,4 5,6 -
Среднегодовая мощность хлебопекарных предприятий т/сут. 506 154 63,7 723,7
Коэффициент использования производственных мощностей 0,73 0,45 0,70 -
Коэффициент обновления
основных производственных фондов, % 4,07 0,96 0,72 -
На основании данных Росстата нами рассчитано, что на долю крупных предприятий приходится около 69,9 % общего объема выпуска хлебобулочной продукции в крае. Объем выпуска средних предприятий составляет около 21,3 % от общего выпуска хлеба и хлебобулочных изделий, и только 8,8 % приходится на долю малых предприятий. Следует отметить крайне низкий уровень коэффициента обновления основных производственных фондов в хлебопекарной промышленности Краснодарского края.
На протяжении многих лет лидерами хлебопекарной отрасли в Краснодарском крае остаются: ООО торговый дом «Каравай Кубани» г. Краснодар, ХСП «Хлеб-Сервис» г. Геленджик, ОАО
«Новоросхлебкондитер» г. Новороссийск, ОАО «Сочинский хлебокомбинат» г. Сочи, АО «Агрокомплекс» ст. Выселки, ОАО
«Туапсехлеб» г. Туапсе, ООО «Хлебокомбинат «Лавина»» г. Армавир, ООО «Пашковский хлебозавод» г. Краснодар, ОАО «Новокубанский хлебокомбинат» г. Новокубанск, ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» г. Кропоткин, ООО «Славянский хлебокомбинат» г. Славянск-на-Кубани, ОАО «Анапский хлебокомбинат» г. Анапа, ОАО «Афипский хлебокомбинат» пос. Афипский. Предприятия Краснодарского края также расширяют рынки сбыта своей продукции в других регионах: в Республике Калмыкия, Республике Ингушетия, Республике Кабардино-Балкария, Волгоградской области, Ростовской области, Ставропольском крае. В тоже время на рынках Краснодарского края можно встретить продукцию московских, ростовских, волгоградских и других производителей. Эти условия следует иметь в виду при модернизации системы управления предприятием.
Для повышения эффективности деятельности хлебопекарных предприятий и разработки стратегии их развития необходимо учесть множество факторов. Традиционно выделяют внешние и внутренние факторы. По нашему мнению, применительно к хлебопекарной отрасли к внешним, не зависящим от производителя факторам, в первую очередь следует отнести такие как: государственное регулирование, поставщики и рынки сбыта. А отличие от внешних внутренние факторы, являющиеся индивидуальными для каждого предприятия, управляемы, к таким факторам относят: оборудование и технологии, персонал, финансовую и сырьевую базу. На наш взгляд, отдельно следует выделить факторы, связанные с потребителями хлебобулочной продукции, их влияние на эффективность деятельности хлебопекарных предприятий более инертно, в то же время они имеют обратную связь с другими факторами, к ним относятся: региональные особенности, вкусовые предпочтения, структура населения.
Классификация факторов, влияющих на развитие хлебопекарной отрасли, и показатели, характеризующие их, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Факторы, влияющие на развитие хлебопекарной отрасли
Факторы Показатели
Внешние факторы
Государственное регулирование Величина кредитных ставок
Уровень инфляции
Уровень безработицы
Уровень ставки налога на прибыль
Уровень ставок импортных пошлин на оборудование для хлебопечения
Уровень и динамика инвестиций в АПК
Расходы федерального (местного) бюджета на поддержку сельского хозяйства, пищевой промышленности
Государственные инновационные программы и проекты в АПК
Административные инструменты государственного регулирования
Экономические инструменты государственного регулирования
Уровень национальных исследований и разработок в АПК
Поставщики Уровень цен на зерно
Уровень цен на энергоносители
Объем сельскохозяйственного сырья, производимого для производства хлебобулочной продукции
Плотность распределения поставщиков и потребителей сырья и продукции
Рынки сбыта Плотность распределения хлебопекарных предприятий
Уровень трансакционных издержек на предприятиях
Наличие связей в сфере снабжения между хлебопекарными предприятиями
Уровень и динамика цен на хлебобулочную продукцию на предприятиях
Наличие собственной торгово-сбытовой сети
Возможность освоения хлебопекарными предприятиями новых географических рынков сбыта
Внутренние факторы
Оборудование и технологии Мощность оборудования для производства хлеба и хлебобулочных изделий на предприятиях в тоннах
Структура и стоимость основных производственных фондов
Уровень износа основных производственных фондов предприятий
Степень загрузки производственных мощностей
Уровень диверсификации производства
Уровень обновления основных производственных фондов
Персонал Размер заработной платы и социальных выплат
Социальное обеспечение
Структура и квалификация кадров
Общий уровень менеджмента
Имидж и репутация предприятий
Производительность труда
Финансовая база Объем и динамика прибыли
Величина собственных оборотных средств
Себестоимость и структура издержек производства хлеба и хлебобулочных изделий
Объем дебиторской и кредиторской задолженности
Затраты на исследования и разработки новых технологий
Затраты на приобретение нового оборудования, в том числе энергосберегающего
Уровень рентабельности продаж
Сырьевая база Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий
Ассортимент и качество используемого сырья
Потребители
Региональные особенности Климатические особенности региона
Сезонность
Социально-культурная динамика населения, соотношение классов и социальных групп
Вкусовые предпочтения Национальные и религиозные особенности
Пропаганда здорового образа жизни
Структура населения Численность населения региона по половозрастным группам
Средняя заработная плата в регионе
Доля хлеба и хлебобулочных изделий в структуре потребительских расходов населения на приобретение продуктов питания
Все факторы, влияющие на деятельность хлебопекарных предприятий, находятся в условиях активного взаимодействия и являются неотъемлемыми звеньями экономической цепи. С одной стороны, внешние факторы являются источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала, с другой стороны - потребители продукции, являются источником прибыли, что в свою очередь дает возможность для внутреннего маневрирования.
Рисунок 1 - Взаимосвязь факторов, влияющих на развитие хлебопекарной отрасли Каждое из звеньев цепи несет под собой гораздо более глубокие интересы. Например, государство, устанавливая предельно допустимые розничные цены, отстаивает интересы граждан, за поставщиками основного сырья стоит зерноперерабатывающая отрасль, за хлебопекарными предприятиями стоят рабочие места, а в рядах потребителей - социально незащищенные слои населения.
Для повышения эффективности работы предприятий хлебопекарной отрасли требуется комплексный подход. Ввиду необходимости обновления всего производственного процесса, пересмотр системы управления, становится немаловажной задачей. Расставляя акценты управления, нужно учесть, что хлебопекарные предприятия относятся к трудоемкому производству, очевидна также их сырьевая зависимость. Следует отметить отсутствие запасов готовой продукции на складах и минимальные сроки годности готовой продукции. Все это усложняет принятие верных управленческих решений. Одним из современных методов воздействия на процессы развития предприятий хлебопекарной промышленности, как уже указывалось, является построение комплексной адаптивной системы контроллинга, важной задачей которой является информационно-аналитическая поддержка современного менеджмента. Ь«р://д .kubagro.ru/2016/10/ра£/67.р^
Проводя анализ проблематики предприятий хлебопекарной промышленности, система контроллинга анализирует факторы, влияющие на эффективность деятельности, в их взаимодействии и предлагает мероприятия направленные на её повышение.
Рассматривая внешние факторы, влияющие на развитие хлебопекарной отрасли с точки зрения государственного регулирования, нужно отметить наличие большого круга показателей, отражающих их воздействие. Так, изменение ставки рефинансирования Центрального банка оказывает влияние на проценты за предоставляемый предприятиям кредит. Инфляция дезориентирует, цены обычно растут быстрее номинальных доходов, в ряде случаев становится выгоднее сохранять устаревшее, но сравнительно дешевое оборудование, нежели заменять его новым, но все более дорогим. В условиях рынка предприятия, главным образом, развиваются на основе самофинансирования, поэтому значение косвенных методов их поддержки, в том числе влияния налоговой системы, возрастает, поскольку от нее зависит размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Нестабильный курса национальной валюты приводит к удорожанию импорта, в том числе зарубежного оборудования. Высокая стоимость импорта и в дополнение высокие ставки импортных пошлин влекут за собой повышение себестоимости хлеба. Альтернативным вариантом поставки оборудования могут стать отечественные производители.
К фактору поставщиков можно отнести как поставщиков основного сырья, цены на которое постоянно растут, так и поставщиков энергоресурсов. В Краснодарском крае зерно, используемое в хлебопекарной промышленности, не обременено лишними транспортными издержками, поскольку выращивается на территории региона.
Большой статьей затрат, влияющей на стоимость произведенной продукции является потребление энергоресурсов. С каждым повышением
тарифов на энергоносители, увеличивает стоимость выпускаемой продукции в среднем на 7% - 12% в год [4]. Одним из вариантов решения этой проблемы является внедрение нового экономичного оборудования с низким энергопотреблением, либо модернизация имеющегося оборудования. Работа на изношенном оборудовании неизменно влечет снижение производительности труда, повышение эксплуатационных издержек, временные, финансовые и энергетические потери, а выпускаемая продукция существенно теряет в качестве. Принятие решений в области модернизации или инвестиционных вложений в новые производственные мощности - серьезный шаг для любого предприятия, Такой управленческий шаг требует экономического обоснования. Результаты применяемых методов прогнозирования и оценки рисков системы контроллинга - один из важнейших аспектов, влияющих на принимаемые управленческих решения.
При рассмотрении такого фактора, как рынки сбыта, встает вопрос об отгрузке продукции сторонним распространителям на их условиях, или содержании собственной торговой сети, что в свою очередь требует дополнительных затрат. Рост количества сетевых супермаркетов и организация государственных закупок в последние годы вносят свои коррективы в процесс реализации продукции. Минимальные сроки годности и высокий процент возврата являются одним из самых уязвимых качеств хлебобулочной продукции, связывающим руки производителям.
Внутренние факторы, поддающиеся управлению изнутри предприятия, в свою очередь, имеют зависимость от внешних. Оборудование и технологии, являются внутренними факторами предприятия, но при оценке их влияния не могут не учитываться внешние факторы, например, проценты по кредитам, ставки импортных пошлин на оборудование и другие.
Для хлебопекарной отрасли расходы на доставку продукции - это весомая часть стоимости хлеба на столах потребителей. Затраты на топливо, автотранспорт, его ремонт, заработную плату персонала, системы навигации и контроля отражаются на себестоимости продукции. Назревает необходимость совершенствования системы логистики с целью снижения затрат на доставку готовой продукции. Зачастую руководство хлебопекарного предприятия прибегает к услугам аутсорсинговых компаний.
Фактор персонала - важный элемент не только с точки зрения конкретного предприятия, но и рынка в целом. Он включает процесс найма рабочей силы, мотивацию труда, профессиональную подготовку и переподготовку кадров. Трудовые отношения - это многоаспектная система взаимоотношений между государством и трудящимися, государством и предприятиями, предприятиями и работниками, что необходимо учитывать в процессе формирования современной системы управления.
Внутренние финансовые факторы предприятий тесно вязаны с внешними факторами. Например, снижение спроса на хлебобулочную продукцию ведет к сокращению объемов производства на предприятиях края, уменьшению прибыли, рентабельности, невозможности своевременно погасить кредиты из-за отсутствия достаточной величины оборотных средств. Увеличение стоимости сырья, услуг по его транспортировке также создает предпосылки для повышения себестоимости хлебобулочной продукции.
Сырьевая база как внутренний фактор, предполагает возможности выбора. Применяя низкокачественное сырьё, нужно помнить, что без компонентов, улучшающих его свойства, использование в производстве не представляется возможным. В результате постоянной переработки зерна с низкими хлебопекарными свойствами увеличиваются затраты на
корректировку качества продукции с помощью дорогостоящих технологических и технических приемов, в том числе путем снижения выходов хлеба - основы рентабельного производства [5]. Альтернативным решением может быть внедрение перспективного ассортимента и новых рецептур, что тоже является непростой задачей. Любое производственное решение обусловлено определенными экономическими факторами, требующими капиталовложений, контроля рентабельности и сбыта, ориентированного на возможности производства.
Потребители как отдельный «инертный» фактор, на который воздействуют такие внешние факторы, как безработица, уровень инфляции, миграционные процессы, государственные меры по стимулированию рождаемости и прочие, в отличие от прочих факторов, влияющих на развитие хлебопекарной отрасли, не подвержен быстрым изменениям.
Рассматривая показатель «структура населения», следует отметить, что за последние пять лет численность населения Краснодарского края увеличилась более чем на 5,5 %, с 5226 тыс. чел. до 5 513 тыс. чел. Также следует учитывать близкое соседство республики Адыгея, на территории которой проживает 451 тыс. чел.
Рост численности населения Краснодарского края является стимулирующим фактором развития экономики региона в целом и хлебопекарной промышленности, в частности. Он свидетельствует об увеличении спроса на хлеб и хлебобулочные изделия.
В настоящее время на фоне пропаганды здорового образа жизни и здорового питания, ассортимент потребляемой хлебобулочной продукции претерпевает изменения. Молодое население активно переключается на потребление низкокалорийных сортов хлеба. Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия с витаминными добавками растет, а вместе с тем растет и необходимость в разработке и внедрении новых рецептур. Кроме
того, на ассортимент хлебобулочной продукции оказывают влияние традиционные национальные особенности. Национальный состав Краснодарского края неоднороден, русские составляют 88%, армяне -5,5%, украинцы - 2%, другие - 4,5% [6].
Также стоит отметить сезонность потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Краснодарском крае, обусловленную летним, или курортным сезоном. Во время «высокого» курортного сезона, июнь-сентябрь, потребление хлебобулочной продукции в приморских районах Краснодарского края увеличивается в разы.
Все эти факторы необходимо учитывать как в стратегическом планировании, так и в оперативной деятельности предприятия.
Для успешного решения задач, стоящих перед руководством хлебопекарных предприятий Краснодарского края необходима комплексная модернизация, предполагающая:
- улучшение уровня организации всех элементов системы управления, включая экономику, логистику, маркетинг;
- создание нового механизма финансирования и привлечения инвестиций;
- усовершенствование ассортимента;
- обновление материально-технической базы;
- постоянное повышение квалификации кадров;
- внедрения инновационных проектов;
- повышение уровня экологической безопасности хлебопекарных предприятий.
Внедрение концепции контроллинга преобразует сложившуюся систему управления, делая больший упор на анализе данных о деятельности предприятия. Методы контроллинга позволяют, как выявить слабые места, так и оценить будущие риски, определить факторы, влияющие на развитие предприятия, и учесть их воздействие в процессе
выполнения управленческих функций. Внедрение системы контроллинга дает возможность проанализировать текущую деятельность, оценить состояние, разработать план стратегического развития и предложить оперативные мероприятия, направленные на стабильную модернизацию предприятия в целом, тем самым способствовать повышению эффективности его деятельности в современных условиях.
Список литературы
1. Контроллинг: учебник / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова; под ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Электронная энциклопедия Академик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬйрБ:// dic.academic.ru>15310 (дата обращения 01.11.2016).
3. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedstat.ru. (дата обращения 18.10.2016)
4. Иванова В.Н., Гончаров В.Д. Рационально использовать энергетические ресурсы в пищевой промышленности // Экономика и управление. - № 6 (79). - 2011. -Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/07/10/1262606369/22.pdf. (дата обращения 12.10.2016)
5. Косован А.П. Хлебопечение России как фактор стабильности продовольственного рынка / Пищевая промышленность.- №10 - 2002. -Режим доступа: http://www.tharnika.ru/clients/clients/articles.asp?idp=rus&idd=articles&ids=/clients/d (дата обращения 20.10.2016).
6. Электронная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Краснодарского_Края (дата обращения 03.11.2016).
7. Чуйков А. Политический продукт питания // Аргументы Недели. - № 44 (336) от 15 ноября 2012. - Режим доступа: :http://argumenti.ru/society/n365/213954. (дата обращения 01.10.2016)
8. Романова И.М., Михина И. Методика оценки факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности региона // Вестн. ТГЭУ. - 2010. - № 2 (54). - С. 18-33. - Режим доступа::http://srv-elib-01.dvfu.ru:8000/cgibin/edocget.cgi?ref=/ukazatel/romanova/romanova5.pdf. (дата обращения 20.10.2016).
9. Тишковская С.В., Мартынова Т.А. Организация службы контроллинга на предприятиях хлебопекарной промышленности. В сборнике: Современная экономика России: опора на внутренние резервы и поворот на Восток: Материалы международной научно-практ. конф. - Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2015. - Том 1. - С.76-81.
10. Зыза В.П., Брижак О.В., Шилов О.Б. Микроэкономика: учебное пособие. -Краснодар: Издательство КубГТУ, 2016.
References
1. Kontrolling: uchebnik / A. M. Karminskij, S. G. Fal'ko, A. A. Zhevaga, N. Ju. Ivanova; pod red. A. M. Karminskogo, S. G. Fal'ko. - M.: Finansy i statistika, 2006.
2. Jelektronnaja jenciklopedija Akademik [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// dic.academic.ru>15310 (data obrashhenija 01.11.2016).
3. Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statisticheskaja sistema [Jelektronnyj resurs].
- Rezhim dostupa: http://www.fedstat.ru. (data obrashhenija 18.10.2016)
4. Ivanova V.N., Goncharov V.D. Racional'no ispol'zovat' jenergeticheskie resursy v pishhevoj promyshlennosti // Jekonomika i upravlenie. - № 6 (79). - 2011. -Rezhim dostupa: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/07/10/1262606369/22.pdf. (data obrashhenija 12.10.2016)
5. Kosovan A.P. Hlebopechenie Rossii kak faktor stabil'nosti prodovol'stvennogo rynka / Pishhevaja promyshlennost'.- №10 - 2002. -Rezhim dostupa:
http://www.tharnika.ru/clients/clients/articles.asp?idp=rus&idd=articles&ids=/clients/d (data obrashhenija 20.10.2016).
6. Jelektronnaja jenciklopedija Vikipedija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/Naselenie_Krasnodarskogo_Kraja (data obrashhenija 03.11.2016).
7. Chujkov A. Politicheskij produkt pitanija // Argumenty Nedeli. - № 44 (336) ot 15 nojabrja 2012. - Rezhim dostupa: :http://argumenti.ru/society/n365/213954. (data obrashhenija 01.10.2016)
8. Romanova I.M., Mihina I. Metodika ocenki faktorov, vlijajushhih na razvitie integracionnyh processov v hlebopekarnoj promyshlennosti regiona // Vestn. TGJeU. - 2010.
- № 2 (54). - S. 18-33. - Rezhim dostupa::http://srv-elib-01.dvfu.ru:8000/cgibin/edocget.cgi?ref=/ukazatel/romanova/romanova5.pdf. (data obrashhenija 20.10.2016).
9. Tishkovskaja S.V., Martynova T.A. Organizacija sluzhby kontrollinga na predprijatijah hlebopekarnoj promyshlennosti. V sbornike: Sovremennaja jekonomika Rossii: opora na vnutrennie rezervy i povorot na Vostok: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakt. konf. -Krasnodar: Izd. KCNTI, 2015. - Tom 1. - S.76-81.
10. Zyza V.P., Brizhak O.V., Shilov O.B. Mikrojekonomika: uchebnoe posobie. - Krasnodar: Izdatel'stvo KubGTU, 2016.