Научная статья на тему 'Методика оценки экономической эффективности проведения корректирующих действий в производственных процессах'

Методика оценки экономической эффективности проведения корректирующих действий в производственных процессах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байда Елена Александровна

В статье предлагается методика оценки экономической эффективности проведения корректирующих действий, основанная на определении общей суммы затрат на их разработку и внедрение в процессы производства с целью сокращения дефектов и брака. Методика базируется на стандартном подходе к оценке экономической эффективности мероприятий, учитывает специфику вопросов обеспечения качества в организации, проста в применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Echnique of the assessment of economic efficiency carrying out correcting actions in productions

The article examined the technique of an assessment of economic efficiency of carrying out the correcting actions, based on definition of the general the sum of expenses for their development and deployment of production processes for the purpose of reduction of defects and marriage is offered. The technique is based on standard approach to an assessment of economic efficiency of actions, considers specifics of questions of ensuring quality in the organization, is simple in application.

Текст научной работы на тему «Методика оценки экономической эффективности проведения корректирующих действий в производственных процессах»

Библиографический список

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, http://www.mintrans.ru/documents/detail.php7ELEME NT_ID=13009

2. Апенько С. Н. Проектно-ориентированное управление на российских предприятиях в процессе интеграции в мировое экономическое пространство. Восемнадцатые апрельские экономические чтения. Материалы международной научно-практической конференции. 23 апреля 2013. -г. Омск. - ГП Омской области «Омская областная типография», 2013. - С. 70-72.

3. Апенько С. Н. Региональные тенденции развития управления проектами как профессионального труда: результаты исследования в Омске // Вестник СибАДИ». - 2013. - № 4 (32) . - С. 124-130.

4. Дубовик М.Ф. Практика применения УП в российских компаниях http://www.slideshare.net/anastasiyaazarkevich/ss-27920529

5. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NSB - SOVNET National Competence Baseline Version 3.0). М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010 - 256 с., с. 228

PROJECT MANAGEMENT SPECIALISTS

TRAINING IN THE STRATEGY OF RAILWAY TRANSPORT DEVELOPMENT

S. N. Apenko

Training of project management specialists is considered as a strategic task of railway transport, namely JSC "Russian Railways". There the research results of project management usage level in Omsk and Russian enterprises, including the transport sector are given in the article. Preferred by enterprises form of training in project management and in-demand professional competence project managers who need

УДК 658.56

to develop during training this category of personnel is described.

Keywords: project management, professional competence, project management specialists training, railway enterprises strategy.

Bibliographic list

1. Strategy of railway transport development in the Russian Federation till 2030, http://www.mintrans.ru/documents/detail.php? ELEMENT_ID=13009

2. Apenko S. N. Project-oriented management at the Russian enterprises in the course of integration into world economic space. Eighteenth April economic readings. Materials of the international scientific and practical conference. April 23, 2013. - Omsk. - GP of the Omsk region "Omsk regional printing house", 2013. - Page 70-72.

3. Apenko S. N. Regional tendencies of development of management of projects as professional work: results of research in Omsk // Vestnik SIBADI. - 2013. -No. 4 (32) - P. 124-130.

4. Dubovik M. F. Practice of application unitary enterprise in the Russian companies http://www .slideshare.net/anastasiyaazarkevich/ss-27920529

5. Project Management. Bases of professional knowledge, National requirements to competence of experts (NSB - SOVNET National Competence Baseline Version 3.0). M.: JSC Proyektnaya PRAKTIKA, 2010 - 256 pages, page 228

Апенько Светлана Николаевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Инновационное и проектное управление» Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Основные направления научной деятельности: управление проектами, организационное развитие и поведение, оценка и мотивация персонала. Общее количество опубликованных работ: 180. e-mail: apenkosn@yandex.ru

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ

Е. А. Байда

Аннотация. В статье предлагается методика оценки экономической эффективности проведения корректирующих действий, основанная на определении общей суммы затрат на их разработку и внедрение в процессы производства с целью сокращения дефектов и брака. Методика базируется на стандартном подходе к оценке экономической эффективности мероприятий, учитывает специфику вопросов обеспечения качества в организации, проста в применении.

Ключевые слова: результативность, экономическая эффективность, корректирующие действия, обеспечение качества, производственные процессы.

Введение организациям довольно трудно сохранять

Целью деятельности любой коммерче- свои конкурентные преимущества. Поэтому

ской организации является получение при- им приходится искать новые эффективные

были. В современных рыночных условиях пути привлечения потребителей и формиро-

вания их лояльности к своей продукции.

Одним их таких путей повышения эффективности работы является создание системы менеджмента качества (СМК), которая представляет собой часть системы менеджмента организации и направлена на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон для достижения результатов в соответствии с целями ее деятельности.

СМК в первую очередь ориентирована на формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей с тем, чтобы постоянно улучшать качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг, так как именно качество является главным составляющим их конкурентоспособности на рынке. Это следует из определения, приведенного в стандартах, где под качеством понимают «степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям» [1], в частности, непосредственно требованиям потребителей.

Потребности и ожидания потребителей отражаются в технических условиях на продукцию. Эти требования устанавливаются либо непосредственно потребителем в контракте, либо определяются самой организацией. В любом случае приемлемая ценность продукции, в конечном счете, устанавливается потребителем.

Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, из-за чего они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и технологические процессы [3].

В рамках реально функционирующей СМК организации предполагается проведение по-

стоянного мониторинга результативности и эффективности бизнес-процессов, с целью недопущения появления несоответствий или дефектов.

Под результативностью понимают «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов» [1].

Эффективность - это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами [5].

При этом согласно одному из восьми принципов менеджмента качества - постоянное улучшение деятельности организации является ее неизменной целью.

Как уже отмечалось выше, с экономической точки зрения, основной целью деятельности любой организации является получение прибыли. Поэтому в рамках концепции управления качеством в организации рост прибыли должен происходить именно за счет повышения удовлетворенности потребителей и повышения уровня качества выпускаемой продукции и услуг.

В производственных организациях сокращение прибыли часто происходит из-за выявленных несоответствий (дефектов) выпускаемых изделий заявленным требованиям. При этом организация тратит дополнительные денежные средства для устранения выявленных несоответствий, а при невозможности их исправления - утилизирует бракованную продукцию. Затраты на исправление несоответствий и брак, согласно классификации затрат на качество по методу Джурана-Фейгенбаума, относятся к непроизводственным затратам и по факту являются убытками организации, которые увеличивают себестоимость производства ее продукции [4].

Затраты на соответствие

Затраты на несоответствие

Рис. 1. Классификация затрат на качество

Для устранения несоответствий в процесса производства организации необходимо разрабатывать корректирующие действия, т.е. действия, предпринятые для устранения причин обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации [6].

Корректирующие действия могут быть оперативного характера, когда в ходе выполнения процесса, предпринятые корректирующие действия могут привести к устранению несоответствия и планового характера, которые принимаются после исследования и анализа накопленных данных о несоответствиях.

Корректирующие действия разрабатываются на основе оценки результативности и эффективности процессов в организации по определенным критериям. Часто их разработка и внедрение в бизнес-процессы требуют значительных материальных затрат, например таких как:

- замена сырья и материалов, из которых производится продукция;

- модернизация оборудования;

- применения новых технологий.

Все эти затраты относятся к затратам на обеспечение качества и как любые экономические затраты, которые несет организация с целью увеличения своей экономической выгоды, соответственно, требуют оценки их экономической эффективности.

Поскольку корректирующие действия относятся непосредственно к конкретным бизнес-процессам и часто носят организационный характер, определить экономическую эффективность их внедрения сложно.

Поэтому ниже предлагается методика оценки экономической эффективности затрат на осуществление корректирующих действия для снижения несоответствий и дефектов по основным бизнес-процессам производственной организации.

Основная часть

Основной функцией управления качеством является контроль, цель которого - предотвращение появления несоответствий и дефектов на этапах производства продукции.

Основанием для разработки корректирующего действия является выявленное существующее несоответствие, т.е. невыполнение требований.

Несоответствия могут быть выявлены в результате:

1.мониторинга продукции;

2. мониторинга и измерения всех процессов СМК организации;

3. оценки удовлетворенности потребителей;

4. проведения внутренних и внешних аудитов СМК.

Объем мероприятий, определяемых в качестве корректирующих действий, зависит от того, насколько значимы последствия выявленного несоответствия. В ряде случаев корректирующие действия могут быть совмещены с коррекцией, в других случаях определяется план корректирующих действий.

Все структурные подразделения организации обязаны выявлять причины любых проблем, связанных с выявленными несоответствиями, и предпринимать необходимые корректирующие действия. Руководству структурных подразделений необходимо обеспечить сопровождение всех корректирующих действий, с тем, чтобы убедиться в их результативности.

Учитывая выше сказанное, предлагаемая методика основывается на определении основных, наиболее часто встречающихся видов дефектов при производстве той или иной продукции. Для каждого существенного вида дефекта предлагается разработка корректирующих действий, которые позволят сократить, либо полностью исключить появление данного вида дефекта.

После выявления основных видов производственных дефектов и причин их появления, разрабатывается план корректирующих действий. Затем определяется общая сумма затрат необходимая для разработки и внедрения корректирующих действий в производственные процессы и на заключительном этапе на основании данных о сокращении общего числа дефектов после внедрения корректирующих действий, рассчитывается экономическая эффективность (экономический эффект) от предлагаемых мероприятий по улучшению производственных процессов.

Рассмотрим подробнее применение методики.

Так, например, производственная организация в год выпускает N деталей стоимостью Ц руб., себестоимость изготовления одной детали С руб. Из общего объема выпуска N деталей признаются дефектными, при этом основными видами дефектов в производстве являются Д1, Д2, Д з,.... Д1.

В таблице 1 заносятся данные об основных видах дефектов, встречающихся при производстве деталей, их количестве и данные о процентном соотношении каждого вида дефектов в их общем объеме.

Таблица 1 — Основные виды дефектов деталей

Наименование дефекта Процентное содержание, % Количество дефектов

Дх dx qj

Д 2 d 2 Ч2

Д 3 d 3 Яз

Дг d Яг

Итого 100 Qz

Для определения наиболее существенных дефектов можно воспользоваться таким статистическим инструментом контроля качества, как диаграмма Парето, которая позволит определить не только важнейшие проблемы производственного процесса (наиболее часто встречающиеся виды дефектов), но и расставить приоритеты при принятии управленческих решений в области обеспечения качества продукции.

На рис. 2. видно, что большая часть дефектов приходится на четыре их вида

Д1, Д2, Д3, Д4 (согласно принципу Парето), именно устранение причин появления этих четырех видов дефектов является первостепенной управленческой задачей в области обеспечения качества в данном случае. Принцип Парето применительно к вопросам качества гласит, что наибольшее количество дефектов (примерно 80 %) появляется по незначительной доли причин (20 %).

Продукцию несоответствующую заявленным требованиям в дальнейшем либо ремонтирую, либо утилизируют, если ремонт не возможен или экономически не целесообразен. В таблице 2 представлен пример отчета о целесообразности проведения корректирующих действий по основным видам дефектов

Количество Накопленное

дефектов число

Д1 Д2 Д3 Д4 Д5 Д6 Д7 Прочие Вид дефектов

Рис. 2. Диаграмма Парето.

Таблица 2 - Стоимость ремонта деталей до внедрения корректирующих действий

Наименование дефекта Стоимость ремонта, руб. Примечание

Дх Ц1 Бракуется

Д 2 Ц 2 Ремонтируется

Д 3 Ц 3 Бракуется

Дг Ремонтируется

На основании собранных данных по производственным процессам (объем производства, количество дефектов и т.д.), значениям цены и себестоимости продукции можно рассчитать экономическую эффективность корректирующих действий, используя традиционный подход.

Так, выручка организации от реализации всех произведенных деталей составит:

В = Ц • N, руб.,

где Ц - цена реализации деталей;

N - годовой объем производства деталей.

Тогда прибыль от реализации всех деталей: П = (Ц - С) • N, руб.

Это прибыль, которую получило бы предприятие, если реализовало все произведенные детали. Но известно, что N1 деталей из

общего объема выпуска являются дефектными и предприятие тратит денежные средства на исправление этих дефектов или их утилизацию.

Общая сумма затрат на исправление дефектов составит:

З = Ц2 • q2 + Ц3 • q3, руб.

Не все дефекты предприятие может исправить, поэтому в рассматриваемом случае,

детали с такими дефектами, как Д1 и Д4

(см. табл. 2) бракуются и в продажу не попадают, вследствие, чего прибыль предприятия уменьшиться на общую стоимость деталей с перечисленными дефектами и убытками вследствие брака.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пдо = П - З - (^ + q4) • С, руб.

После разработки и внедрения в процесс производства необходимых корректирующих действий по предотвращению появления вышеперечисленных несоотвествий, которые позволят сократить дефекты или вообще исключить их возникновение, экономический эффект от предлагаемых мероприятий составит сумму равную стоимости устранения дефектов при производстве и утилизации бракованной продукции.

Таблица 3 — Корректирующие действия по предотвращению дефектов компрессоров

Наименование дефекта Корректирующие действия Стоимость мероприятия до внедрения корректирующего действия, руб. Стоимость мероприятия после внедрения корректирующего действия, руб.

Д1 К1 Ц1 Щ

Д 2 К 2 Ц 2 Ц 2

Д 3 К 3 Ц 3 Ц 3

Д 4 К 4 Ц 4 Ц 4

Итого - С ^ рем. С ^ коррект.

Себестоимость деталей после проведения корректирующих действий в большинстве случаев измениться в связи с применением новых более дорогих материалов или технологий. Изменение себестоимости общего объема производства деталей можно рассчитать по формуле:

С1 = С Срем. + Скоррект.

где

С - себестоимость детали до внедрения корректирующих мероприятий;

Срем. - общая стоимость мероприятий по исправлению дефектов деталей;

Скоррект - общая стоимость внедряемых

корректирующих действий.

Тогда себестоимость одной детали после внедрения корректирующих действий:

С

С1 после = ^ ру6.

Прибыль после внедрения предлагаемых корректирующих действий:

Ппосле = (Ц - С1 после ) • N , руб.

Экономический эффект от реализации корректирующих действий в производстве деталей найдем по формуле:

Э = П - П , руб.

после

Эффективность предлагаемых корректирующих действий рассчитаем по формуле: Э

R = —^100%

С

корр.

Выводы

Актуальность изучения экономических вопросов управления качеством в организации обусловлена сложностью и, во многих случаях, невозможностью определения конкретных величин затрат на качество, вследствие чего трудно определить эффективность мероприятий по обеспечению качества. Также, в стандартах на качество [2] рассматривается результативность и эффективность процессов не с экономической, а организационной точки зрения.

Поэтому одной из экономических проблем качества является определение именно экономической эффективности от предлагаемых в организации мероприятий в области качества, которая позволит определить их целесообразность и обоснованность.

Рассматриваемая выше методика основана на стандартном подходе к оценке экономической эффективности мероприятий, учитывает специфику вопросов обеспечения качества и проста в применении.

Библиографический список

1. ГОСТ ISO-9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М: ФГУП «Стандартинформ», 2012. - 28 с.

2. ГОСТ Р ИСО-9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. - М: ФГУП «Стандартинформ», 2011. - 41 с.

3. Байда Е. А. Система менеджмента качества

- составляющая инновационной политики организации // Актуальные инновационные исследования: теория и практика. - Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, 2010. -№1. - URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/economics/ bayda.htm (дата обращения 05.08.13).

4. Байда Е. А., Горяинова С. Ю. Использование данных о затратах на качество в управлении поставщиками // Труды молодых ученых, аспирантов и студентов. Межвузовский сборник. - Омск: СибАДИ, 2010.- С. 17-21.

5. Хаирова С. М., Реброва Н. П. и др. Инновационная деятельность как фактор повышения эффективности производства: монография - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2011.

- С. 123-132.Хаирова С. М. Развитие маркетингового и логистического подходов в управлении материальными потоками // Российское предпринимательство. - 2005. - №5. - С. 67 - 72.

TECHNIQUE OF THE ASSESSMENT OF ECONOMIC EFFICIENCY CARRYING OUT

CORRECTING ACTIONS IN PRODUCTIONS

E. A. Bayda

The article examined the technique of an assessment of economic efficiency of carrying out the

correcting actions, based on definition of the general the sum of expenses for their development and deployment of production processes for the purpose of reduction of defects and marriage is offered. The technique is based on standard approach to an assessment of economic efficiency of actions, considers specifics of questions of ensuring quality in the organization, is simple in application.

Keywords: effectiveness, the economic efficiency, corrective action, quality assurance, productions.

Bibliographic list

1. GOST ISO-9000-2011. Quality management system. Basic provisions and dictionary. - М: Federal State Unitary Enterprise «Standartinform», 2012. - 28 p.

2. GOST IS0-9004-2010. Managing for the sustained success of an organization - A quality management approach - М: Federal State Unitary Enterprise «Standartinform», 2011. - 41 p.

3. Bayda E. A. Quality management system - component of innovative policy of the organization // Actual innovative researches: theory and practice. - Tambov state university of a name Derzhavin, 2010. - №1. -URL:

http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/economics/bay da.htm (date of the address 05.08.13).

4. Bayda E. A., Goryainova S. Yu. Use of data on costs of quality in management of suppliers // Works of young scientists, graduate students and students. Interuniversity collection. - Omsk: SibADI, 2010. - P. 17-21.

5. Hairova S. M., Rebrov N. P. Innovative activity as factor of increase of efficiency of production: monograph. - Omsk: Omsk state institute of service, 2011. - Page 123-132.

6. Hairova S. M. Development of marketing and logistical approaches in management of material streams // The Russian business. - 2005. - № 5. -Page 67 - 72.

Байда Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедра «Управление качеством и сервис Сибирская государственная автомобильно-дорожная академии (СибАДИ). Основное направление научных исследований: экономические проблемы обеспечения качества. Общее количество публикаций: 18. E-mail: baida_elena@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.