Научная статья на тему 'Подготовка специалистов по управлению проектами в стратегии развития предприятий железнодорожного транспорта'

Подготовка специалистов по управлению проектами в стратегии развития предприятий железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апенько Светлана Николаевна

Подготовка специалистов по управлению проектами рассматривается как стратегическая задача предприятий железнодорожного транспорта, а именно ОАО «РЖД». Приведены результаты исследования уровня использования управления проектами на российских и омских предприятиях, включая предприятия транспортной отрасли. Описаны предпочитаемые предприятиями формы подготовки специалистов по управлению проектами и востребованные профессиональные компетенции менеджеров проектов, которые должны развиваться в ходе обучения этой категории персонал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project management specialists training in the strategy of railway transport development

Training of project management specialists is considered as a strategic task of railway transport, namely JSC "Russian Railways". There the research results of project management usage level in Omsk and Russian enterprises, including the transport sector are given in the article. Preferred by enterprises form of training in project management and in-demand professional competence project managers who need to develop during training this category of personnel is described.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов по управлению проектами в стратегии развития предприятий железнодорожного транспорта»

РАЗДЕЛ IV

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК: 65.012

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

С. Н. Апенько

Аннотация. Подготовка специалистов по управлению проектами рассматривается как стратегическая задача предприятий железнодорожного транспорта, а именно ОАО «РЖД». Приведены результаты исследования уровня использования управления проектами на российских и омских предприятиях, включая предприятия транспортной отрасли. Описаны предпочитаемые предприятиями формы подготовки специалистов по управлению проектами и востребованные профессиональные компетенции менеджеров проектов, которые должны развиваться в ходе обучения этой категории персонала.

Ключевые слова: управление проектами, профессиональные компетенции, подготовка специалистов по управлению проектами, стратегия предприятий железнодорожного транспорта.

Введение

Обоснование актуальности подготовки специалистов по управлению проектами как стратегической задачи предприятий железнодорожного транспорта.

Эффективность проектного подхода к управлению разработкой и внедрением новых продуктов, услуг, технологий и иных объектов осознали многие российские предприятия и организации различных отраслей и сфер деятельности. Предприятия железнодорожного транспорта также активно обращаются к проектному менеджменту, что обусловлено объективными процессами происходящих в этой отрасли процессов реформирования и инновационных преобразований посредством реализации различного рода проектов. Понимание продуктивности использования основ проектного управления привело к тому, что подготовка специалистов по управлению проектами стала одной из стратегических задач развития данного сектора экономики России.

Так, «целью стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения

конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидерских позиций России в мире на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны». [1] Железнодорожный транспорт должен стать одним из лидеров в области внедрения инновационной техники и технологий, обеспечить кластерное развитие транспортного машиностроения и других взаимосвязанных отраслей экономики. Железные дороги призваны стать привлекательной сферой вложения частных инвестиций, в том числе в строительство железнодорожных линий, развитие перевозочной, экспедиторско-логистической деятельности, оперирование подвижным составом и развитие сервисного обслуживания.

Все обозначенные стратегические ориентиры планируется достичь с помощью многоэтапных процессов модернизации предприятий железнодорожной сферы. Модернизация и расширение сети железных дорог происходит в виде проектов, инициаторами, разработчиками и исполнителями которых должен стать специально обученный персонал, а именно руководители и специалисты, заинтересованные в обеспечении эффективной и устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта.

Осознание того факта, что проектный менеджмент прочно занял ведущее место в управлении крупными компаниями, ведет к тому, что на предприятиях железной дороги при подготовке специалистов, формировании кадрового резерва, при целевом обучении специалистов в высших учебных заведениях упор делается на проектно-ориентированные программы подготовки. К примеру, ОАО «РЖД» испытывает острую потребность в выработке и внедрении инновационных идей и технологий. Освоение проектного менеджмента позволит помочь корпорации в наиболее оптимальные сроки и с оптимальными затратами достигать поставленные цели и задачи - обновление организации посредством различных проектов. В компании ОАО «РЖД» сформировалась потребность в специалистах, мотивированных и обученных к разработке и внедрению проектов.

Особое внимание в рамках реализации стратегии уделяется обучению проектному управлению молодого кадрового состава. В настоящее время на железных дорогах трудятся почти 285 тыс. молодых работников и специалистов до 30 лет, что составляет 21% от численности всего персонала. Из общего количества молодых работников 20% занимают должности руководителей и специалистов, почти 20 % - инженерные должности и 17 % -технические должности. Доля молодежи на должностях руководителей среднего звена и мастеров составляет 14 % и 18 % соответственно. Поэтому важными задачами стало использование различных методов и форм подготовки молодежи, владеющей инструментами проектного управления.

Основная часть. Степень распространения проектно-ориентированного управления на предприятиях России и подготовка специалистов по управлению проектами на основе компетентностного подхода.

Опыт проектной деятельности свидетельствует о решающей роли профессионализма менеджеров проектов и специалистов, реализующих проект. Понимание значимости профессионализма, вместе с тем, сопровождается множеством нерешенных и крайне актуальных вопросов. В частности, предприятия и организации находятся в поиске ответов на актуальные вопросы трех групп: во-первых, в какой степени внедрять в практику управление проектами, должно ли оно быть только в виде отдельных технологий и методик, используемых локально в отдельно взятых направлениях деятельности или необходимо использовать единую для всего предприятия концепцию проектно-ориентированного

управления; во-вторых, каким образом следует обеспечивать предприятие персоналом, обладающим необходимыми компетенциями в области проектного менеджмента, какие формы обучения, переподготовки и повышения квалификации наиболее предпочтительны; в-третьих, какими компетенциями должны обладать успешные менеджеры и специалисты проектов, существует ли стандартный набор ключевых компетенций или он уникален для каждой компании и каждого проекта, достаточно ли опыта и высокой квалификации персонала для эффективности в проекте или нужны особого рода компетенции, которые характерны именно для проектной деятельности.

Представим авторское видение ответов на поставленные вопросы, базирующееся на анализе зарубежного и российского опыта, обращении к профессиональным стандартам по управлению проектами, а также на классических основах компетентного подхода к управлению персоналом компаний. Проиллюстрируем ответы результатами исследования использования проектного управления на предприятиях разных отраслей, в том числе и предприятиях транспортной отрасли, включая ОАО «РЖД».

Профессиональный проектный подход в последние годы расширяет сферу своего применения. Нарастание интереса к проектно-ориентированному управлению связано с заложенными в этом подходе преимуществами, а именно возможностью в установленные сроки и при наличии ограничений по ресурсам реализовать цель по разработке и производству новых технологий, услуг или товаров, соблюдая при этом требования к их качеству.

То есть, общей тенденцией, характерной как для зарубежных, так и для российских корпораций, является нарастание интереса к профессиональному проектному управлению. Вместе с тем, управление сложными и комплексными проектами в России пока находится на недостаточно высоком уровне. Обоснуем этот вывод данными исследований по предприятиям России и Омского региона.

Кафедрой «Инновационное и проектное управление» ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» проведено исследование в период 20112013 гг. [2, С. 70-72, 3, С. 124-130] В исследовании с помощью метода анкетного опроса приняли участие: в 2011 г. - 123 предприятия (массовый опрос), в 2012-2013 гг. 38 предприятий и организаций города Омска, а также дополнительно 7 предприятий транспортной отрасли, применяющих на разном уровне методологию разработки и реализации проектов

(углубленный экспертный опрос). То есть, в выборочную совокупность вошли предприятия транспортной отрасли, в том числе был проведен опрос в ОАО «РЖД», всего опрошено 12 предприятий этой отрасли на первом этапе массового опроса и 7 предприятий на втором этапе.

Исследование продемонстрировало высокий уровень проявления внимания омских предприятий и организаций к проектной деятельности. В частности, 69 % принявших в исследовании предприятий и организаций (первый этап исследования, выборка - 123 предприятия) используют проектную форму деятельности и управление проектами. Все предприятия транспортной отрасли заявили об использовании в своей практике управления проектами. Причинами, побуждающими обратиться к проектному управлению, чаще

Выделяя общие российские тенденции, следует отметит, что управление проектами начинает широко использоваться. Однако, такая форма комплексного и системного управления, как управление портфелем проектов, используется крайне мало. По результатам исследования The Center for Busines Practiсes (2009 год) для большинства российских организаций управление портфелем проектов является новшеством. Более 70 % организаций практикует управление портфелем проектов менее двух лет. О том, что российские компании только начинают постепенно осваивать современную методологию портфельного управления свидетельствуют и результаты исследований Высшей школы управления проектами (в составе Высшей

всего называются осознание необходимости в новых наиболее эффективных формах деятельности, естественное развитие предприятия и переход его на высокую стадию, на которой формируется потребность в проектном управлении.

По мнению самих представителей предприятий и организаций, деятельность по управлению проектами находится на недостаточно высоком уровне (табл. 1). Эксперты примерно половины предприятий осознают, что управление проектами реализуется не всегда эффективно и системно. Каждое третье предприятие признает, что управление проектной деятельностью стихийное и ситуативное. Порой такого управления вообще нет, проекты реализуются с помощью текущего управления традиционной функциональной (не проектной) деятельностью.

школы экономики, 2010 г.) по теме «Исследование методологии оценки и анализ зрелости управления портфелями проектов в российских компаниях». Так заместитель директора Высшей школы управления проектами О. Н. Ильина отмечает: «Менеджеры примерно 40 % предприятий не связывают стратегию управления компанией и управление портфелем проектов. Для них эти два процесса обособлены» [3].

Если обратиться к оценке уровня зрелости, то более 80 % компаний находятся на нижних уровнях зрелости по управлению портфелем проектов, ни одной российской компании - на уровнях 4 или 5, которые считаются высшими (табл. 2).

Уровень зрелости Количество компаний Примечание

Четвертый уровень 5,4% Филиалы западных компаний

Третий уровень 12,9%

Второй уровень 19,3% Всего нижние уровни: 81,7%D

Первый уровень 34,4%

Нулевой уровень 28%

Таблица 1 — Распределение ответов на вопрос: «В какой степени используется управление проектами на Вашем предприятии?» (в % от числа опрошенных)_

Качественный уровень управления проектами Количество предприятий

всех отраслей транспортной отрасли

Реализуются проекты, но специального управления ими нет или оно осуществляется стихийно, ситуативно 34 8

Управление проектами осуществляется, но оно не всегда эффективно и системно 53 5

Управление проектами осуществляется комплексно, системно, эффективно 13 3

Таблица 2 — Уровни зрелости компаний в России по критерию «Управление портфелями проектов» [4]

Компания ОАО «РЖД» в силу своей масштабности и объема выполняемых проектов должна развивать именно управление портфелем проектов. По экспертным оценкам ОАО «РЖД» занимает второй уровень зрелости. Поэтому задачу развития портфельного управления в ОАО «РЖД» можно считать стратегически значимой.

Одной из проблем, выявленных в ходе исследования, выступает, по признанию самих представителей предприятий и организаций, недостаточная готовность персонала к проектной деятельности. Лишь 10 % (выборочная совокупность - 123 предприятия) предприятий считает, что персонал полностью готов работать в проектах, третья часть предприятий заявила о неготовности персонала к проектной деятельности. Предприятия транспортной отрасли также признали потребность в дополнительном обучении персонала основам проектного менеджмента.

Наше исследование показало выраженность осознания предприятиями важности

профильной подготовки специалистов по управлению проектами. Так, омские предприятия ощущают потребность в высококвалифицированных специалистах по управлению проектами. Предпочтительные формы подготовки и развития персонала в области проектного управления представлены в табл. 3. Как видно, в группу предпочитаемых форм вошли многие, начиная от вузовской подготовки, и заканчивая, получением практического опыта проектной деятельности. Но реально предприятия применяют на данный момент такие формы подготовки, как: разовые семинары, тренинги, мастер-классы (58 %); собственный проектный опыт (100 %); краткосрочное повышение квалификации (16 %), консультации со специалистами (19 %). Предприятия транспортной отрасли проявили интерес ко всем формам подготовки специалистов, кроме стажировок на другие предприятия, что можно объяснить уникальностью и сложностью тиражирования опыта таких предприятий.

Таблица 3 — Распределение ответов на вопрос: «Какие формы подготовки и развития специалистов по управлению проектами Вы предпочитаете и считаете эффективными?» (в % от числа опрошенных)_

Предпочтительные формы подготовки и развития специалистов по управлению проектами Количество предприятий

всех отраслей транспортной отрасли

Углубленная подготовка в вузе с получением диплома (очная форма бакалавриата, магистратуры) 61 13

Ускоренные формы подготовки в вузе с получением диплома (сокращенные программы) 46 11

Краткосрочное повышение квалификации с выдачей сертификата 42 13

Разовые учебные мероприятия (семинары, тренинги, вебинары, мастер-классы и т.п.) 50 8

Стажировки на другие предприятия, использующие проектное управление 53 0

Индивидуальные консультации со специалистами по управлению проектами 19 13

Собственный проектный опыт специалиста 57 13

Таким образом, на современном этапе актуальна задача развития различных форм подготовки специалистов по управлению проектами. Предпосылки для такого развития были сформированы за последние два десятилетия. Так, экскурс в историю развития проектного управления в России показывает, что имеются хорошие достижения в области профессионального развития менеджеров проектов. С начала 21 века в сфере образования происходит интенсификация высшего и послевузовского образования по управлению проектами и программами, осуществляется построение баз знаний в проектно-ориентированных организациях, уделяется

серьезное внимание сертификации специалистов. В 2007 - 2008 гг. разрабатываются корпоративные стандарты уровня предприятия, начинается сертификация организаций на уровень технологической зрелости. К 2008 году по программе 4-х уровневой системы сертификации 1РМА/СОВНЕТ прошло сертификацию свыше 1000 специалистов. С 2009 г. разработана и введена в действие национальная программа подготовки и сертификации специалистов в области управления проектами на основе новых версий международных (1СВ 3.0) и национальных (НТК 3.0) требований к компетентности и стандартов 1РМА/СОВНЕТ. [5, с. 228].

В настоящее время многие российские высшие учебные заведения приступили к подготовке специалистов по управлению проектами. При этом подготовка осуществляется на основе компетентного подхода, предполагающего формирование у студента или слушателя совокупности различных профессиональных компетенций. В этой связи возникают актуальные вопросы о том, какие компетенции требуется развивать в первую очередь.

Для оценки компетентностного образа менеджера проектов в ходе выше упомянутого исследования экспертам был задан вопрос о значимости различных компетенций. Компетенции с некоторыми их обобщениями взяты из национальных требований к компетентности специалистов по управлению проектами, выработанных Российской Ассоциацией Управления проектами «СОВНЕТ» на основе стандартов Международной Ассоциации Управления Проектами 1РМА. Набор этих компетенций на данный момент считается актуальным для решения задач оценки, сертификации, обучения специалистов.

Таблица 4 — Распределение ответов на вопрос: «Какими компетенциями должен обладать менеджер по управлению проектами для успешного выполнения своих профессиональных задач?» (в % от числа опрошенных)_

Компетенция (совокупность знаний, навыков, способностей, Компетенция:

личностных качеств, проявляемая в поведении при реализации функций) очень важна важна не важна

Компетенции по объектам, субъектам, процессам и среде проектного управления

Управление объектами: проектами, программами, портфе- 100 0 0

лями, мультипроектами

Управление жизненным циклом проекта (инициацией, пла- 84 16 0

нированием проекта и пр.)

Обоснование целей, стратегии, критериев успешности и пр. 88 12 0

элементов концепции проекта

Работа с заинтересованными сторонами 77 19 4

Управление содержанием работ проекта 100 0 0

Управление сроками 92 8 0

Управление стоимостью 77 23 0

Управление качеством 80 16 4

Управление персоналом 73 23 4

Управление рисками 50 42 8

Управление коммуникациями 54 34 12

Управление поставками 19 31 50

Управление интеграцией проектов 42 46 12

Управление изменениями в проектах 38 31 31

Управление безопасностью в проекте 8 34 58

Правовое обеспечение проектной деятельности 12 46 42

Особенности управления проектами в отраслях (строительство, сфера услуг и т.д.) 8 69 23

Поведенческие компетенции

Руководство и лидерство в проекте 73 23 4

Вовлеченность и мотивация 69 31 0

Работа в команде 58 42 0

Самоконтроль и самоорганизация 38 58 4

Уверенность и убедительность 26 42 12

Как видно из табл. 4, предприятия осознают значимость как компетенций по объектам, субъектам, процессам и среде проектного управления (т.е. непосредственно связанных с выполнением функций управления проектом), так и поведенческих, выступающих условием успешной реализации первой группы компетенций. Судя по проставленным оценкам, омские предприятия видят менеджера проекта как специалиста, способного эффективно руководить и проявлять лидерство, вовлеченного и мотивированного на проектную деятельность, надежного, ориентированного на результат, способного работать в команде и согласовывать интересы, решать проблемы. Именно такие качества требуются сегодня от участников тех проектов, которые реализуются в рамках реформирования ОАО «РЖД». Изложенные данные можно использовать для построения модели компетенций менеджера проектов и использовать эту модель в образовательных программах подготовки специалистов по управлению проектами.

Продолжение Таблицы 4

Снятие напряженности, стрессоустойчивость 16 72 12

Творческий подход 12 69 19

Ориентированность на результат 54 46 0

Эффективность 42 58 0

Способность согласовывать интересы, вести переговоры 46 50 4

Способность управлять конфликтами и кризисами 31 46 23

Надежность 54 46 0

Понимание ценностей организации и проекта 19 54 27

Этика поведения 16 54 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разрешение проблем 42 50 8

Дискуссионным и неоднозначным является вопрос о том, должен ли любой менеджер проекта обладать всеми обозначенными компетенциями. Ответ на этот вопрос видится следующий. Профессиональный менеджер проектов должен обладать всеми обозначенными в национальных и международных стандартах компетенциями. Без их наличия специалист не способен продуктивно заниматься этим видом деятельности. Наличие компетенций подтверждается сертификатом и дипломом о специализированной подготовке в области управления проектами. Так, в зарубежной практике сотрудник, не обладающий сертификатом, не допускается к управлению проектами. В ходе сертификации проверяется наличие всех без исключения компетенций. Однако уровень этих компетенций может быть разный, соответственно, будет разный уровень сертификации, демонстрирующий квалификацию и компетентность как степень развитости компетенций. Этот уровень предопределяет занятие тех или иных должностей в проектной деятельности компании - от низших, обеспечивающих сервисные функции по сопровождению проектов, до высших, связанных с руководством проектами, программами, портфелями проектов.

Вывод: проблемы и перспективы подготовки специалистов по управлению проектами для предприятий железнодорожного транспорта.

Задача подготовки специалистов по управлению проектами для всех отраслей экономики, включая и предприятия железнодорожного транспорта, требует своего качественного решения. Для этого имеются все условия и предпосылки. Многие вузы уже приступили к такого рода подготовке. Вместе с тем, следует признать проблему программ подготовки специалистов по управлению проектами, реализуемых вузами, в частности, недостаточность методов обучения, которые бы позволяли не только давать знания, формировать начальные навыки и умения, но и развивать поведенческие компетенции. Для этого надо активнее вводить в про-

граммы подготовки производственно-управленческие практики, стажировки на предприятия, выполнение договорных тем на предприятиях, участие в конкурсах проектов, организуемых компаниям и пр.

Тяжелой по своим последствиям ошибкой является практика, при которой предприятия сосредотачивают внимание на развитии тех компетенций, которые актуальны только для них и только на данный момент. В этом случае нередки дискуссии о том, что пришедший из вуза на предприятие специалист обладает ненужными компетенциями, но не имеет требуемых именно для этого предприятия качеств. Это ведет к тому, что при возникновении на предприятии принципиально новых проектов, при развитии проектной деятельности предприятие может столкнуться с отсутствием потенциально значимых компетенций своего персонала. Необходимо будет в авральном режиме обучать своих специалистов или искать новых. С точки зрения личности сотрудника наличие у него набора всех значимых компетенций, а не только тех, которые востребованы «здесь и сейчас», позволяет быть конкурентоспособным, мобильным, быть уверенным в том, что у него есть возможность переходить на другие предприятия, в другие проекты с более развитой и продвинутой проектной методологией.

Таким образом, только объединение усилий высших учебных заведений и предприятий позволит выработать наиболее востребованную на данный момент времени компетентностную модель специалиста по управлению проектами, которая должна периодически уточняться и использоваться в программах подготовки данной категории персонала.

Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания ВУЗам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.

Библиографический список

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, http://www.mintrans.ru/documents/detail.php7ELEME NT_ID=13009

2. Апенько С. Н. Проектно-ориентированное управление на российских предприятиях в процессе интеграции в мировое экономическое пространство. Восемнадцатые апрельские экономические чтения. Материалы международной научно-практической конференции. 23 апреля 2013. -г. Омск. - ГП Омской области «Омская областная типография», 2013. - С. 70-72.

3. Апенько С. Н. Региональные тенденции развития управления проектами как профессионального труда: результаты исследования в Омске // Вестник СибАДИ». - 2013. - № 4 (32) . - С. 124-130.

4. Дубовик М.Ф. Практика применения УП в российских компаниях http://www.slideshare.net/anastasiyaazarkevich/ss-27920529

5. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NSB - SOVNET National Competence Baseline Version 3.0). М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010 - 256 с., с. 228

PROJECT MANAGEMENT SPECIALISTS

TRAINING IN THE STRATEGY OF RAILWAY TRANSPORT DEVELOPMENT

S. N. Apenko

Training of project management specialists is considered as a strategic task of railway transport, namely JSC "Russian Railways". There the research results of project management usage level in Omsk and Russian enterprises, including the transport sector are given in the article. Preferred by enterprises form of training in project management and in-demand professional competence project managers who need

УДК 658.56

to develop during training this category of personnel is described.

Keywords: project management, professional competence, project management specialists training, railway enterprises strategy.

Bibliographic list

1. Strategy of railway transport development in the Russian Federation till 2030, http://www.mintrans.ru/documents/detail.php? ELEMENT_ID=13009

2. Apenko S. N. Project-oriented management at the Russian enterprises in the course of integration into world economic space. Eighteenth April economic readings. Materials of the international scientific and practical conference. April 23, 2013. - Omsk. - GP of the Omsk region "Omsk regional printing house", 2013. - Page 70-72.

3. Apenko S. N. Regional tendencies of development of management of projects as professional work: results of research in Omsk // Vestnik SIBADI. - 2013. -No. 4 (32) - P. 124-130.

4. Dubovik M. F. Practice of application unitary enterprise in the Russian companies http://www .slideshare.net/anastasiyaazarkevich/ss-27920529

5. Project Management. Bases of professional knowledge, National requirements to competence of experts (NSB - SOVNET National Competence Baseline Version 3.0). M.: JSC Proyektnaya PRAKTIKA, 2010 - 256 pages, page 228

Апенько Светлана Николаевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Инновационное и проектное управление» Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Основные направления научной деятельности: управление проектами, организационное развитие и поведение, оценка и мотивация персонала. Общее количество опубликованных работ: 180. e-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ

Е. А. Байда

Аннотация. В статье предлагается методика оценки экономической эффективности проведения корректирующих действий, основанная на определении общей суммы затрат на их разработку и внедрение в процессы производства с целью сокращения дефектов и брака. Методика базируется на стандартном подходе к оценке экономической эффективности мероприятий, учитывает специфику вопросов обеспечения качества в организации, проста в применении.

Ключевые слова: результативность, экономическая эффективность, корректирующие действия, обеспечение качества, производственные процессы.

Введение организациям довольно трудно сохранять

Целью деятельности любой коммерче- свои конкурентные преимущества. Поэтому

ской организации является получение при- им приходится искать новые эффективные

были. В современных рыночных условиях пути привлечения потребителей и формиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.