Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багузова Лариса Валентиновна

Статья посвящена разработке методики оценки эффективности использования ресурсного потенциала образовательными организациями высшего образования. Предложенная методика основана на совместном использовании количественных методов, в частности комплексного показателя динамики ресурсного потенциала и методов оценки конкретного вида потенциала, а также качественных (рейтинговые, мониторинговые, экспертные), что позволило сформировать авторский формализованный подход, основанный на квалиметрическом анализе, позволяющий количественно оценивать качество объекта (и его отдельные свойства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Багузова Лариса Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF RESOURCE POTENTIAL IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the development of a methodology for assessing the effectiveness of the use of resource potential by educational institutions of higher education. The proposed methodology is based on the joint use of quantitative methods, in particular, a complex indicator of the dynamics of the resource potential and methods for assessing a specific type of potential, as well as qualitative methods (rating, monitoring, expert), which made it possible to form the author’s formalized approach based on qualimetric analysis, which allows to quantify the quality object (and its individual properties).

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_1_44 УДК 37.014.54:005.962.131

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Багузова Лариса Валентиновна,

старший преподаватель кафедры торгового дела и маркетинга Института торговли и сферы услуг, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, e-mail: ivan.lor1971@mail.ru

Статья посвящена разработке методики оценки эффективности использования ресурсного потенциала образовательными организациями высшего образования. Предложенная методика основана на совместном использовании количественных методов, в частности комплексного показателя динамики ресурсного потенциала и методов оценки конкретного вида потенциала, а также качественных (рейтинговые, мониторинговые, экспертные), что позволило сформировать авторский формализованный подход, основанный на квалиметрическом анализе, позволяющий количественно оценивать качество объекта (и его отдельные свойства).

Ключевые слова: ресурсный потенциал; методы оценки; методика оценки ресурсного потенциала; образовательные организации; высшее образование; федеральные университеты.

UDC 37.014.54:005.962.131

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF RESOURCE POTENTIAL IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER EDUCATION

Baguzova Larisa Valentinovna,

Senior Lecturer, Department of Trade and Marketing, Institute of Trade and Services, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: ivan.lor1971@ mail.ru

The article is devoted to the development of a methodology for assessing the effectiveness of the use of resource potential by educational institutions of higher education. The proposed methodology is based on the joint use of quantitative methods, in particular, a complex indicator of the dynamics of the resource potential and methods for assessing a specific type of potential, as well as qualitative methods (rating, monitoring, expert), which made it possible to form the author's formalized approach based on qualimetric analysis, which allows to quantify the quality object (and its individual properties).

Keywords: resource potential; evaluation methods; methodology for assessing resource potential; educational organizations; higher education; federal universities.

В современных условиях есть сложность в проведении сравнения образовательных организаций высшего образования без оценки ресурсного потенциала, способствующего развитию вузов. Применение разработанной автором методики управления эффективностью ресурсным потенциалом на рынке образовательных услуг высшего образования позволит избежать избыточного числа ана-

лизируемых показателей и применения их в разных временных периодах, что в дальнейшем повысит качество оценки эффективности управления и сделает возможным осуществлять расчеты по отдельным показателям и определять собственный ресурсный потенциал образовательной организации; а также образовательной организации по отношению к любой другой образовательной

организации для выделения лидеров; проводить на постоянной основе мониторинг движения ресурсного потенциала.

Цель исследования - разработка методики оценки эффективности использования ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования, основанной на квалиметрическом анализе и диагностическом прогнозе, проведенном с помощью программы МтКаЬ 17.

Информационно-исследовательской базой являются информационно-аналитические материалы мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, проведенного Рособрнадзором в соответствии со своими полномочиями и приказом Миноб-рнауки России «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; протоколо заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности организаций высшего образования от 03.06.2014 № ДЛ-12/05ПР, постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приказ «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», а также материалы отчетов по самообследованию вузов и Федеральной службы государственной статистики, международные и российские рейтинги, что сформировало эмпирическую базу исследования и позволяет провести текущий анализ ресурсного потенциала. Разработка методики осуществляется на примере федеральных университетов Российской Федерации.

Для выбора соответствующей текущему положению образовательных организаций высшего образования управленческой стратегии, учитывающей ее рыночные преимущества и возможности использования ресурсного потенциала, применяются различные подходы и методы. В мировой практике наиболее известными являются методы портфельного анализа, SWOT-анализа с выявле-

нием сильных и слабых сторон предприятия, методы оценки управленческого потенциала И. Ансофф [1], методы анализа конкурентной среды Ф. Котлер [2], анализа конкурентной силы М. Портера [8], которые приводят к дви -жению «вверх» ресурсный потенциал.

Трудность при оценке эффективности управления ресурсным потенциалом образовательной организации является невозможность использования типовых показателей, поэтому предложенная методика должна обеспечивать эту возможность.

Основу авторской методики оценки эффективности управления ресурсным потенциалом образовательных организаций высшего образования на рынке образовательных услуг составляет формализованный подход, основанный на квалиметриче-ском анализе, позволяющем количественно оценивать качество объекта и его отдельные свойства, недоступные для метрологических методов, в общем виде включает в себя следующие этапы.

1. Обоснование: субъекта и объекта исследования.

Под субъектом исследования будем понимать участников рынка образовательных организаций высшего образования и руководителей вузов и всех, кто заинтересован в результатах исследования.

2. Анализ миссии, целей и задач объекта исследования.

Четкое определение миссии и целей и соответствие им на всех уровнях способствуют эффективному управлению ресурсным потенциалом организации. Миссия организации должна иметь мотивирующий характер. В дорожных картах программы развития образовательных организаций образовательные организации высшего образования формулируют свои миссии, цели и задачи.

3. Определение и разработка критериев и показателей анализа и оценки.

Для определения критериев и показателей используем традиционный метод, состоящий из трех этапов: выделим группы критериев; составим детальный список показателей; разработаем способ расчета каждого из ключевых показателей.

На первом этапе выбор критериев, в соответствии с которыми осуществляется оценка управления эффективностью ресурсного потенциала образовательных организаций

высшего образования, были распределены по группам: обеспечивающие международный уровень образования; инновационно-инфраструктурный сформировавшиеся с учетом приоритетных направлений развития образования в нормативных документах Ми-нобрнауки России [9; 10; 14] и организационно-управленческий. Критерий организационно-управленческого ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования разделен на группы, отражающие дополнительные характеристики потенциала.

На следующем этапе для оценки эффективности управления ресурсным потенциалом образовательных организаций высшего образования необходимо определить систему показателей, позволяющих оценить его текущее состояние и определить направления и перспективы развития.

При определении показателей оценки ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования были учтены различные аспекты образовательной деятельности, отраженные в приказах, распоряжениях, протоколах, постановлениях, утвержденных Правительством Российской Федерации и Минобрнаукой России [9; 10; 12; 16], проводимом мониторинге отраслевым министерством; опубликованных вузами отчетов по самообследованию; «дорожных картах», направленных на повышение эффективности образования и науки [4; 5; 6; 7; 11; 13; 14; 15], а также позиций в международных рейтингах Academic Ranking of World Universities ARWU, The Times Higher Education World University Rankings THE, QS World University Rankings, отражающих потенциальные возможности.

4. Сбор информационных данных по сформированному набору показателей и их детализация являются исходной точкой для оценки ресурсного потенциала и предполагают получение определенных данных за пе -риод времени, затрагивающих разные виды деятельности образовательных организаций высшего образования. В качестве основных источников используются информационно-аналитические материалы результатов мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования проведенного Рособрнадзором, распоряжение Правительства Российской

Федерации от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», а также материалы отчетов по самообследованию вузов и Федеральной службы государственной статистики, международные и российские рейтинги.

Прежде всего, возникает проблема определения наивысшего уровня развития, которого объект стремится достичь в перспективе. Для этого в качестве участников референтной группы были выбраны университеты из топ-100 рейтинга агентства RAEX. Выбор вузов, попавших в референтную группу, определяется по максимальным значениям рейтинговых оценок, среди которых приведение показателей к сопоставимому виду.

Оценка показателей проводилась с помощью сравнительного подхода, основанного на принципах анализа, синтеза, декомпозиции и объединения, с максимальными значениями (от 4 до 5) в топ-100 высших учебных заведений по результатам рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») в России.

Предлагается применить два подхода: определение значений по группам совокупности критериев по конкретным вузам и внутри групп критериев, что позволит привести показатели, имеющие различную размерность, к единообразному методу расчета.

За максимальное значение берется наибольшее значение по выбранным критериям.

ЯРЦ = ^

я,- 2

где, RPij - оценка ресурсного потенциала по частному показателю;

R¡ - частное значение нго показателя оценки ресурсного потенциала для рассматриваемой образовательной организации;

^ - наибольшее значение нго показателя оценки ресурсного потенциала для образовательной организации из топ-100 рейтинга агентства RAEX по первым 10 вузам.

Чем ближе значение данного показателя к 1, тем в большей степени развит ресурсный потенциал по выбранному критерию. Данный показатель отражает, насколько эффективно образовательная организация использует в образовательном процессе имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, и позволяет определить уровень развития путем сравнения до-

стигнутого значения с максимально возможным.

5. Расчет показателей ресурсного потенциала образовательных организаций будет осуществляться с помощью следующей формулы:

RPV= ЕГ-

п

3

где:

RPy - уровень эффективности управления ресурсного потенциала образовательных организаций;

Ri - значение i-го показателя оценки ресурсного потенциала для рассматриваемой образовательной организации;

Rj - наибольшее значение i-го показателя оценки ресурсного потенциала для образовательной организации топ-10 рейтингового агентство RAEX;

n - количество частных критериев в общем i-го показателе.

6. Статистическая и аналитическая обработка полученных данных с использованием метода весовых коэффициентов.

Определение весовых коэффициентов каждой группы потенциала будет проводиться методом приписывания баллов. Проведение данной процедуры предполагает наличие группы экспертов, с помощью которых будет проведен опрос методом онлайн-ан-кетирования, с применением современных технологий Google Forms, где обратная связь позволяет создавать анкеты для сбора информации.

По мнению Е. М. Марголина, количество объектов исследования должно быть меньше, чем экспертов. По принципу Гештальта число экспертов не должно превышать 10 человек, но оба подхода являются необоснованными.

Предлагаем определять количество экспертов в [3] по следующей формуле:

m > 0,5 (0,33/b + 5), 4

где b - ошибка результата экспертного анализа 0 <b <1.

Эксперты в зависимости от важности показателя выставляют баллы от 0 до 10. Затем определяют вес каждого показателя.

К

h;

^ - балл ¡-го эксперта, выставленный j-му показателю;

т - количество показателей. Значение итоговых весовых коэффициентов показателей определяется как частное от деления веса показателя по каждому показателю и эксперту к сумме весов показателей по критериям:

У? г..

2} = !=1

VII! УП „

Е™ г -

,

4 5

где:

К - вес j-го показателя, определённый i-м экспертом;

где п - число экспертов;

^ - итоговые весовые коэффициенты.

7. Определение обобщающего показателя будет осуществляться по формуле:

я об = X гр 7

8. Определение точек роста и формирование рекомендаций проводится после проведенных расчетов их оценки и анализа, а также диагностического прогноза, проведенного с помощью программы МтКаЬ 17.

Проведенные расчеты показали, что обобщающий показатель оценки ресурсного потенциала позволяет распределить федеральные университеты по трем группам.

В первую группу относим федеральные университеты со значением показателя от 0,76 до 1,0. В данную группу не вошел ни один университет.

Вторую группу с уровнем показателя от 0,51 до 0,75 закрыл лишь один Уральский фе -деральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

В третью группу вошли остальные девять университетов.

Значение оценки ресурсного потенциала ниже 50 % рейтинга свидетельствует о наличии серьезных резервов его повышения и необходимости разработки мероприятий по формированию ресурсного потенциала данных организаций.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что эффективность управления ресурсным потенциалом в целом по университетам находится на критическом уровне, требующем кардинального изменения.

В группе показателей оценки ресурсного потенциала, обеспечивающего международный уровень образовательных организаций, в первую тройку вошли Уральский федераль -ный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Южный

федеральный университет. По данной группе показателей федеральные университеты значительно отстают от университетов, вошедших в топ-100.

По группе показателей инновационно-инфраструктурного потенциала лидерами среди университетов стали: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского.

По организационно-управленческому: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Систематизация методов, используемая

при оценке ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования, показала, что при помощи количественных методов проводится оценка прошлых и текущих периодов эффективности ресурсного потенциала, а качественных - будущих. Предложенная методика основывается на формализованном подходе и квалиметри-ческом анализе и позволяет количественно оценивать качество, позволяет сравнивать разнородные показатели, выявлять слабые места и точки роста при оценке эффективности управления ресурсным потенциалом образовательных организаций высшего образования. Таким образом, разработанная методика позволяет определить приоритетные направления приложения усилия менеджеров с целью более эффективного управления ресурсным потенциалом.

Список литературы_

1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф; пер. с англ.; науч. ред. Л. И. Евенко. - Москва : Экономика, 1989. - 519 с.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, Экс пресс-курс. 2-е изд.; пер. с англ. под ред. С. Г Божук. -Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 464 с.

3. Лукичева, Л. И. Управленческие решения / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев - Москва : Омега-Л, 2009. - 383 с.

4. О ходе оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений : приказ Федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ от 25.05.2007 № 921 / Российская Федерация, Министерство образования и науки. Федеральное агентство по образованию // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2007. - С. 15-27.

5. Паспорт национального проекта «Образование» : (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Петров А.Ю. Интегральная методика оценки коммерческого потенциала инвестиционного продукта. - Москва : Московский печатник, 2010. - 23 с.

7. Письмо «Методические рекомендации по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» от 15 февраля 2018 г. № 05-436. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Портер, Майкл, Э. Конкуренция / пер. с англ. - Москва : Вильямс, 2005. - 608 с.

9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 14.08.2019). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2019 № 544. «Об утверждении Методики оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования» от 22.03.2018 № 204. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» от 22.09.2017 № 955 (ред. от 18.12.2019) № 48516. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Протокол Минобрнауки России от 03.06.2014 № ДЛ-25/05пр «заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности организаций высшего образования». - 2014. - 110 с.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». - 2006. - № 47 (20.11). - Ст. 4923.

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года» от 06.10.2021 № 2816-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

References_

1. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie / per. s angl.; nauch. red. L.I. Evenko. Moskva : E'konomika, 1989. 519 s.

2. Kotler F. Marketing menedzhment / E'ks press-kurs. 2-e izd. / Per. s angl. pod red. S. G. Bozhuk. Sankt-Peterburg : Piter, 2006. 464 s.

3. Lukicheva L.I., Egory'chev D.N. Upravlencheskie resheniya. Moskva : Omega-L. 2009 383 s.

4. O xode optimizacii seti podvedomstvenny'x obrazovatel'ny'x uchrezhdenij : prikaz Federal'nogo agentstva po obrazovaniyu Minobrnauki RF ot 25.05.2007 № 921 / Rossijskaya Federaciya, Ministerstvo obrazovaniya i nauki. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu. Byulleten Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. 2007. S. 15-27.

5. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» : (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'ny'm proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

6. Petrov A.Yu. Integral'naya metodika ocenki kommercheskogo potenciala investicionnogo produkta. Moskva : Moskovskij pechatnik, 2010.-23 s

7. Pis'mo «Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu v obrazovatel'ny'x organizaciyax vy'sshego obrazovaniya vnutrennej nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya po obrazovatel'ny'm programmam vy'sshego obrazovaniya programmam bakalavriata, programmam specialiteta i programmam magistratury'» ot 15 fevralya 2018 g. № 05-436. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

8. Porter, Majkl, E'. Konkurenciya / per. s angl. Moskva : Vil'yams, 2005. 608 c.

9. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya»» ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 14.08.2019). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 30.07.2019 № 544. «Ob utverzhdenii Metodiki ocenki rezul'tativnosti deyatel'nosti nauchny'x organizacij, podvedomstvenny'x Ministerstvu nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, vy'polnyayushhix nauchno-issledovatel'skie, opy'tno-konstruktorskie i texnologicheskie raboty' grazhdanskogo naznacheniya». Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii «O provedenii monitoringa e'ffektivnosti obrazovatel'ny'x organizacij vy'sshego obrazovaniya» ot 22.03.2018 № 204. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

12. Prikaz Minobrnauki Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii pokazatelej monitoringa sistemy' obrazovaniya» ot 22.09.2017 № 955 (red. ot 18.12.2019) № 48516. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

13. Protokol Minobrnauki Rossii ot 03.06.2014 № DL-25/05pr «zasedaniya Mezhvedomstvennoj komissii po provedeniyu monitoringa e'ffektivnosti organizacij vy'sshego obrazovaniya». 2014. 110 s.

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.04.2014 № 722-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatij («dorozhnoj karty'») «Izmeneniya v otraslyax social'noj sfery, napravlennye na povyshenie e'ffektivnosti obrazovaniya i nauki» 2006. № 47 (20.11). St. 4923.

15. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2008. № 47. St. 5489. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

16. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Prognoz dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya RF na period do 2030 goda» ot 06.10.2021 № 2816-r. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.