Методика оценки эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования критически важных объектов и объектов жизнеобеспечения в условиях угроз террористического характера
В.С. Исаев, Ю.Д. Макиев, В.П. Малышев, ЦСИГЗ МЧС России А.А. Таранов, В.Л. Камзолкин, ДГЗ МЧС России
1. Назначение методики
Методика предназначена для органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, и организаций, относящихся к критически важным объектам, при выполнении задач по повышению устойчивости функционирования критически важных объектов, в том числе по:
- оценке уровня их защищенности;
- оценке эффективности мероприятий, направленных на повышение устойчивости их функционирования в условиях террористических угроз;
- сравнительной оценке альтернативных вариантов при выборе мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов и оптимизации их параметров.
В методике понятия «устойчивость функционирования критически важных объектов в условиях угроз террористического характера» и «защищенность критически важных объектов в условиях угроз террористического характера» рассматриваются как синонимы.
Оценка эффективности мероприятий по повышению устойчивости КВО производится по показателям вероятности возникновения ЧС и величины социально-экономического ущерба от ЧС, подразделяя их при этом на группу мероприятий, проводимых в целях снижения вероятности возникновения ЧС и группу мероприятий, направленных на снижение возможного социально-экономического ущерба от террористического акта [1].
Уровень физической защищенности КВО оценивается подготовленностью системы физической защиты к решению возложенных на нее задач, состоянием комплекса технических средств физической защиты и системы инженерных преград по задержке проникновения нарушителей, готовностью персонала к реагированию на несанкционированные действия нарушителей [2,3].
2. Исходные положения
В Методике уровень защищенности КВО характеризуется величиной ожидаемого риска [4], определяемого как:
W= Л хЭ (1)
где W- величина ожидаемого риска;
X- вероятность (частота) возникновения ЧС, обусловленной террористическим воздействием на критически важный объект;
Э- величина социально-экономического ущерба, обусловленного террористическим воздействием на объект.
При этом рассматриваются два основных показателя угроз: вероятность или частота реализации ЧС от данной угрозы и величина социально-экономического ущерба.
Вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной террористическим воздействием на критически важный объект, А, является показателем диверсионнотеррористической уязвимости объекта.
Величина социально-экономического ущерба Э, обусловленного террористическим воздействием на объект, отражает уровень возможных социально-экономических последствий этого воздействия и рассматривается в качестве показателя значимости (потенциальной опасности объекта).
Для определения вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной террористическим воздействием на критически важный объект, используется модель осуще-
ствления диверсионно-террористической акции [5], которую можно представить в виде дерева событий, показанного на рис. 1.
Применительно к рассматриваемой схеме диверсионно-террористической акции вероятность Р осуществления террористического воздействия на критический (особо важный) элемент объекта может быть определена как
Р = Р„ ■ Р4, (2)
где РП - вероятность проникновения нарушителя к критическому элементу объекта.
Рп = Р [(1 - Р ) + Р (1 - Р))] = Р (1 - Р2Р) (3)
Р = Р, (1 - Р2 Р, ) Р,
Значения вероятностей Рх, Р2, Р3, Р4 могут быть определены для конкретных условий с учетом принятых моделей объекта, нарушителя и системы физической защиты на основании:
статистических данных деятельности соответствующих служб безопасности объекта; мнений экспертов и специалистов;
моделирования террористического воздействия на объект;
опыта проведенных операций по защите критически важных объектов и объектов жизнеобеспечения от террористического воздействия;
паспортных данных используемых инженерно-технических средств; проведения учений, тренировок и экспериментов; использования специальных методик, а также других данных.
В качестве базовых вариантов принимаются следующие типы нарушителей: одиночный нарушитель, в том числе внутренний (1 чел.); групповой нарушитель (2-4 чел.); террористическая группа (5-12 чел).
Рассмотренная схема противодействия нарушителя и системы физической защиты объекта отражает принципиальное содержание событий при осуществлении диверсионнотеррористической акции. Применительно к конкретным условиям приведенная структуризация системы действий может быть уточнена и видоизменена. При определении вероятности Рх (преодоление нарушителем физической защиты критического элемента системы) могут быть учтены действия нарушителя на предварительных этапах - этапах подготовки к диверсионно-террористической акции и выдвижения нарушителя к объекту.
456
Рис. 1. Дерево событий при осуществлении диверсионно-террористической акции
Р1- вероятность преодоления нарушителем физической защиты критического (особо важного) элемента объекта; Р2- вероятность обнаружения действий нарушителя; Р3-вероятность пресечения действий нарушителя при их обнаружении; Р4- вероятность осуществления несанкционированных действий в отношении критического (особо важного) элемента объекта
Наряду с рассмотрением вероятности осуществления террористического воздействия (Р), анализируется также возможность проведения террористического акта для данной территории и данного объекта. При этом на основании интегральных показателей террористических проявлений для страны в целом, уровня террористических угроз для данного территориального образования, степени потенциальной опасности объекта и уровня его физической защищенности, определенных экспертным путем, проводится оценка вероятности возникновения террористической угрозы для рассматриваемого критически важного объекта, которая рассчитывается по формуле
у = 10-(4+П ) (4)
где у - вероятность возникновения террористическом угрозы;
П0- интегральная характеристика частоты возникновения террористической угрозы на территории Российской федерации. По мнению ряда экспертов составляет величину 10-4 (П0 = 4) [6,7];
П]- показатель значимости (потенциальной опасности) объекта. Определяется по таблице 1;
П2- показатель, учитывающий уровень физической защиты объекта при совершении террористического акта. Определяется по таблице 2;
П3- показатель, учитывающий характеристику территории, на которой расположен критически важный объект. Определяется по таблице 3.
Таблица 1 - Показатели значимости КВО, исходя из возможных социальноэкономических последствий
Характеристики последствий террористических актов на объект Показатель значимости (потенциальной опасности) критически важного объекта, П
Объекты, на которых при террористическом акте могут возникнуть ЧС федерального уровня -1
Объекты, на которых при террористическом акте могут возникнуть ЧС межрегионального и регионального уровней -0,5
Объекты, на которых при террористическом акте могут возникнуть ЧС межмуниципального уровня 0
Объекты, на которых при террористическом акте могут возникнуть ЧС муниципального уровня +0,5
Объекты, на которых при террористическом акте могут возникнуть ЧС локального уровня +1
Таблица 2 - Показатели уровня физической защиты объекта
Уровень физической защиты объекта Показатель уязвимости, П2
Оборудован периметр охраняемой зоны инженерными заграждениями - 1
Оборудован периметр охраняемой зоны инженерными заграждениями, проводится периодическое наблюдение -0,5
Организовано постоянное наблюдение и контроль за состоянием заграждения 0
Организована тревожно-вызывная сигнализация и усилена охрана критически важных элементов объекта + 0,5
Создано несколько рубежей защиты критически важных элементов объекта, организованно взаимодействие с органами МВД России и ФСБ России + 1
Таблица 3 - Показатели активности террористических проявлений для территорий, на которых расположены критически важные объекты______________________
Характеристика территории Показатель, П3
Субъекты РФ на территории, которых действуют подпольные террористические группы -1
Субъекты РФ, территории которых периодически подвергаются террористическим атакам -0,5
Субъекты РФ с развитой транспортной инфраструктурой и городскими поселениями с высокой плотностью населения, не подверг- 0
Характеристика территории Показатель, П3
шиеся террористическим атакам
Субъекты РФ с относительно низкой плотностью населения и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой +0,5
Субъекты РФ, расположенные в труднодоступных и малонаселенных местностях + 1
Показатель вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной террористическим воздействием на критически важный объект, X, определяется на основе выражения:
Я =Р7 (5)
Величина социально-экономического ущерба, обусловленного террористическим воздействием на КВО, может быть представлена в следующем виде: ущерб за счет потерь населения:
- за счет безвозвратных потерь;
- за счет санитарных потерь;
материальный и финансовый ущерб в производственно-бытовой сфере:
- ущерб в промышленном производстве;
- ущерб в сельском хозяйстве и других отраслях;
- ущерб в сфере инфраструктуры;
- ущерб в области жилого фонда и имущества граждан; ущерб окружающей среде:
- компенсация ущерба окружающей среде;
- ущерб животному и растительному миру;
- затраты на восстановление качества природной среды;
ущерб за счет необходимости ликвидации последствий террористического воздействия:
- затраты на эвакуацию населения;
- затраты на проведение спасательных и других неотложных работ;
- затраты на жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- затраты на выплаты населению компенсаций.
Для определения величины социально-экономического ущерба Э, обусловленного террористическим воздействием на объект, используется выражение
Э = Э + з2 + Эз + з4 (6)
где э _ ущерб за счет потерь населения;
Э
материальный и финансовый ущерб в производственно-бытовой сфере;
Э3_ ущерб окружающей среде;
Э4 _ ущерб за счет необходимости ликвидации последствий террористического воздействия.
Информационной базой для определения данных показателей могут служить паспорта или декларации безопасности объекта.
Полученные результаты должны быть сопоставлены с нормативами приемлемых уровней риска эксплуатации критически важных объектов. Для этих целей могут быть использованы нормативы уровней рисков - неприемлемого, повышенного и приемлемого уровней, установленные «Руководством по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации», утвержденные Первым заместителем Министра МЧС России 0.01.2008 г. № 1-460-9, которые распространяются и на чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическим воздействием на критически важные объекты.
Это позволяет оценить состояние защищенности КВО от ЧС в зависимости от того, в какой из трех областей уровня рисков находятся полученные результаты.
Если показатели находятся в области неприемлемого риска (область жесткого регулирования и контроля риска) - обязателен количественный анализ риска и требуются особые меры обеспечения защищенности критически важного объекта;
если в области повышенного риска (область экономического регулирования и контроля риска) - обязателен количественный анализ риска и требуется принятие определенных мер по обеспечению защищенности объекта;
если в области приемлемого риска (область с отсутствием необходимости регулирования риска) - анализ и принятие специальных дополнительных мер безопасности не требуется.
При этом предусмотрена градация последствий ЧС по четырем степеням тяжести последствий ЧС (на основе постановления Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [8]):
катастрофические (ЧС федерального характера), при которых число пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба свыше 500 млн. рублей. Выход из строя КВО в результате ЧС представляет реальную угрозу для безопасности Российской Федерации;
тяжелые (ЧС регионального и/или межрегионального характера), при которых количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек либо размер материального ущерба от 5 до 500 млн. рублей. Выход из строя КВО в результате ЧС может принести ущерб безопасности Российской Федерации;
существенные (ЧС муниципального и/или межмуниципального характера), при которых количество пострадавших составляет от 10 до 50 человек либо размер материального ущерба от 100 тыс. до 5 млн. рублей. Выход из строя КВО в результате ЧС вызовет затруднения в процессе жизнедеятельности государства или субъекта Российской Федерации;
малосущественные (ЧС локального характера), при которых количество пострадавших составит менее 10 человек либо размер материального ущерба менее 100 тыс. рублей.
Для оценки уровня защищенности в зависимости от типа предполагаемого нарушителя могут быть использованы показатели уровней рисков, приведенные в таблице 4.
Превышение величины риска значений приемлемых показателей определяет необходимость проведения специальных мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов при террористическом воздействии, которые должны приводить к снижению вероятности осуществления диверсионно-террористических акций X и к снижению величины ущерба Э от последствий чрезвычайных ситуаций, вызываемых этими акциями.
Таблица 4 - Уровни рисков для критически важных объектов в зависимости от значимости объекта и типа нарушителя_________________________________________
Степени потенциальной опасности объекта низкая средняя высокая
Тип возможной чрезвычайной ситуации местная или локальная территориаль- ная региональная и выше
Возможные последствия чрезвычайной ситуации малосущест- венная существенная тяжелая катастрофи- ческая
Предполагаемый тип нарушителя при осуществлении диверсионнотеррористического акта одиночный группа террористов диверсионно-террористическая группа
Феде- ральный уровень Уровень неприемлемого риска X > 1*10-1 X >1*10-3 X >1*10-4 X >1*10-5
Уровень повышенного риска <1*10-1 1*10'5<Х <1*10-3 1*10'6<Х <1*10-4 1*10 -6<Я <1*10-5
Уровень приемлемого X <1*10-4 X <1*10-5 X <1*10-6 X <1*10-6
Степени потенциальной опасности объекта низкая средняя высокая
риска
Регио- нальный уровень Уровень неприемлемого риска 1 >1*10-' 1 >1*10-2 1 >1*10-3 1 >1*10-4
Уровень повышенного риска 1*10-3<1 <1*10-1 1*10-4< 1 <1*10-2 1*10-5< 1 <1*10-3 1*10-5< 1 <1*10-4
Уровень приемлемого риска 1 <1*10-3 1 <1*10-4 1 <1*10-5 1 <1*10-5
3. Порядок выбора мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов при террористическом воздействии и проведения оценки их эффективности
При выборе мероприятий, направленных на повышение защищенности КВО, рассматриваются две основные группы:
первая группа - мероприятия, проводимые в целях повышения физической защищенности критически важного объекта и направленные на снижение вероятности возникновения ЧС;
вторая группа - мероприятия, направленные на снижение возможного социальноэкономического ущерба в случае проявления на объекте террористического акта.
Типовая обобщенная структура системы физической защиты объекта должна быть представлена в следующем виде:
персонал системы защиты:
- органы управления подразделением охраны;
- сотрудники охраны;
вооружение:
- табельное оружие;
- специальные средства;
- средства связи;
комплекс инженерно-технических средств охраны:
- инженерные средства (физические барьеры);
- комплекс технических средств охраны;
организационные мероприятия:
комплекс мер, осуществляемых органом управления;
организационно-распорядительная документация.
Мероприятия по повышению уровня физической защищенности критически важного объекта должны быть направлены на:
повышение готовности системы физической защиты к решению возложенных на них задач по террористическому противодействию;
улучшение состояния комплекса технических средств физической защиты, способных своевременно обнаруживать несанкционированные действия, незамедлительно автоматически оповещать охранную службу о попытке (факте) проникновения на территорию объекта;
создание системы инженерных преград по задержке (замедлению) проникновения (продвижения) нарушителей;
обеспечение готовности персонала к реагированию на несанкционированные действия нарушителей и их нейтрализации для пресечения террористических действий;
организацию эффективного пропускного режима на объект и к особо важным охраняемым зонам.
Выбор мероприятий, обеспечивающих снижение социально-экономического ущерба, производится по следующим направлениям:
наличие и поддержание в готовности систем оповещения производственного персонала и населения об опасности, которая может возникнуть в результате террористического акта на КВО (автоматическая, автоматизированная, телефонная, посыльными и т.п.);
организация и проведение систематического обучения персонала действиям в ЧС; внедрение средств предупреждения и предотвращения аварийных ситуаций; применение автоматических систем пожаротушения в производственных корпусах; обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты и укрытиями и подготовленность к их использованию (для радиационно, химически и биологически опасных объектов);
обеспеченность населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, средствами индивидуальной защиты и противорадиационными укрытиями;
наличие и готовность сил и средств для ликвидации последствий проявления террористических актов, в том числе организация охранных мероприятий и первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия ведомственных органов управления с органами ФСБ, МВД и МЧС России в решении задач по ликвидации последствий проявления террористического акта на КВО;
подготовленность органов управления к организации управления в чрезвычайной ситуации.
Эффективность мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов определяется уровнем снижения риска при террористическом воздействии на эти объекты, достигаемым за счет выполнения указанных мероприятий.
В качестве технико-экономических показателей, характеризующих целесообразность внедрения мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов при террористическом воздействии, принимаются величины снижения частоты ЧС и снижения ущерба.
Формирование состава мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов, в первую очередь, должно быть направлено на снижение частоты и смягчение последствий тех ЧС, которые находятся в области неприемлемого риска. Должны быть также спланированы дополнительные мероприятия по защите от ЧС, которые находятся в области повышенного риска. Дополнительные мероприятия по защите от ЧС, находящихся в области приемлемого риска, могут не планироваться.
Реализация мероприятий по повышению защищенности объекта требует значительных материальных и финансовых ресурсов. В связи с этим необходимо провести сравнительный технико-экономический анализ альтернативных вариантов с целью выбора наиболее эффективных мероприятий, которые необходимо проводить в первую очередь.
Для сравнения альтернативных вариантов защитных мероприятий используется величина удельных затрат на снижение риска или смягчение последствий от террористического воздействия на эти объекты. Для этого используется интегральный показатель снижения величины социально-экономического ущерба, который позволяет учитывать как количество пострадавших (в стоимостном отношении), так и материальный ущерб.
Для того, чтобы рассчитать удельные затраты на снижение риска и смягчение последствий, необходимо стоимостные характеристики затрат, требуемых для проведения защитного мероприятия, разделить на размер снижения ожидаемого социально-экономического ущерба:
С (7)
ч - = —
и -
где: д. -удельные затраты на снижение риска и смягчение последствий ЧС за счет выполнения ]-го мероприятия;
и. -снижение ожидаемого социально-экономического ущерба при выполнении ]-го мероприятия, млн. руб.;
с. -стоимость ]-го мероприятия, млн. руб.
Для мероприятий, направленных на снижение ущерба от террористического акта, величина снижения ожидаемого социально-экономического ущерба определяется по формуле:
и] = £ 4 X Э X п (8)
І
Для мероприятий, направленных на снижение частоты ЧС от террористического акта, величина снижения ожидаемого социально-экономического ущерба определяется по формуле:
иJ = X 4 Х Э Х к (9)
І
где: 1; - частота реализации террористического акта, доли единицы;
Э - социально-экономический ущерб от террористического акта, млн. руб.;
п; - доля снижения ущерба от террористического акта;
к; - доля снижения частоты от террористического акта.
Это позволяет все предлагаемые защитные мероприятия проранжировать в порядке увеличения удельных затрат на снижение риска и смягчение последствий и выбрать из них наиболее экономичные.
Для примера в таблице 5 приведены результаты расчетов удельных затрат на снижение риска и смягчение последствий для предлагаемых защитных мероприятий на Волгоградском ОАО «Химпром».
Таблица 5 - Результаты расчетов удельных затрат на снижение риска и смягчение последствий на Волгоградском ОАО «Химпром» ____________________________
№ Наименование мероприятий по повышению защищенности объекта Затраты на проведение мероприятий, млн.р. Снижение ожидаемого социально экономического ущерба, млн.руб./год Удельные затраты
1 Установка вблизи производственных корпусов пенных генераторов с дегазирующей и экранирующей рецептурой 0,1 1,б3 0,0б
2 Установка тревожной сигнализации с выводом на центральный пост охраны 0,03 0,4б 0,07
3 Проведение регулярных тренировок персонала по антитеррористической защите 0,05 0,52 0,10
4 Разработка программы обучения персонала действиям в ЧС 0,05 0,52 0,10
5 Установка дополнительных средств усиления охраны (металлодетекторов) 0,025 0,2б 0,10
б Установка системы охранного телевидения 0,3 1,б0 0,19
7 Выделение зоны отчуждения объекта и установка с внутренней стороны зоны отчуждения предупредительного ограждения из проволоки 0,08 0,34 0,23
8 Установка периметральной сигнализации локальных зон на территории объекта 0,5 1,14 0,44
9 Установка периметральной сигнализации основного ограждения 1,5 1,б0 0,94
10 Обеспечение населения дополнительными средствами индивидуальной защиты органов дыхания 0,3 0,17 1,74
11 Создание локальной системы оповещения 2 1,14 1,75
12 Создание закрытой системы проводной и радиосвязи между подразделениями охраны объекта 0,3 0,17 3,55
Как видно из таблицы 5 для Волгоградского ОАО «Химпром» в первую очередь необходимо проведение мероприятий с 1 по 8. Проведение же остальных мероприятий экономически нецелесообразно.
4. Использование методики
Методика оценки эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования (защищенности) критически важных объектов в условиях угроз террористического характера может быть использована при:
- оценке достигнутого уровня защищенности критически важных объектов;
- оценке эффективности мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов;
- сравнительной оценке альтернативных вариантов и выбора мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов;
- оптимизации параметров мероприятий.
Список использованной литературы
1. Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации. Утверждено Первым заместителем министра МЧС России 9.01.2008 №1-4-60-9.
2. Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. НП-083-07. Утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.12.2007 №7.
3. Правила физической защиты ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2007 №456.
4. Отчет о научно-исследовательской работе « Исследование методов обеспечения устойчивого и надежного функционирования критически важных объектов в условиях угроз террористического характера» (п.2.1.4.3 ЕТП НИОКР МЧС России на 2008-2010 гг.). Этап I «Анализ существующих научно-методических подходов к моделированию чрезвычайных ситуаций техногенного характера и разработка моделей террористического воздействия на критически важные объекты Российской Федерации и объекты жизнеобеспечения. Разработка протоколов информационного взаимодействия между МЧС России, ФСБ России, МВД России при угрозе террористических актов на критически важных объектах Российской Федерации и объектах жизнеобеспечения», ЦСИ ГЗ МЧС России. - М.: 2008.
5. Модели террористического воздействия на критически важные объекты и объекты жизнеобеспечения. ЦСИ ГЗ МЧС России, М., 2009.
6. Количественная оценка риска химических аварий: под редакцией В.М. Колодина.
- Ижевск, 2001.
7. Бородько С.И. Теоретические основы обоснования и типизации решений по повышению защищенности критически важных объектов от террористических акций. - М.: МИНИТ ФСБ России.
8. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства РФ от 21.05.2007 №304.