Научная статья на тему 'Требования к комплексному обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации'

Требования к комплексному обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2373
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Долгин Н. Н., Макиев Ю. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к комплексному обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации»

Н.Н. Долгин, Ю.Д. Макиев, ЦСИ ГЗ МЧС России

Введение

Предлагаемый проект нормативного документа определяет обязательные правила и условия, соблюдение которых позволит обеспечить защищенность критически важных объектов (КВО) от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на уровне, необходимом для их устойчивого функционирования в чрезвычайных ситуациях.

Целью предлагаемого документа является установление нормативных требований к обеспечению заданного уровня защищенности различных типов критически важных объектов, включая объекты государственного управления, финансово-кредитной сферы, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и культурного наследия. Этот документ может послужить основой для разработки отраслевых норм и правил обеспечения защищенности критически важных объектов, безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений.

В качестве характеристики защищенности критически важного объекта от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений рассматривается показатель риска, представляющий собой количественную меру возможной опасности возникновения этих чрезвычайных ситуаций и размера их последствий. Для оценки защищенности предлагается использовать интегрированный показатель, который включает: предельно допустимую частоту возникновения чрезвычайных ситуаций; степень уязвимости объекта; предельно допустимый срок прекращения функционирования КВО; возможность функционирования объекта после чрезвычайной ситуации.

1. Общие положения

1. Требования к комплексному обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов (далее - Требования) - обязательные правила и условия, соблюдение которых позволит обеспечить защищенность критически важных объектов (КВО) от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на уровне, обеспечивающем их устойчивое функционирование при чрезвычайных ситуациях.

2. Указанные требования соблюдаются при:

проектировании, строительстве, эксплуатации КВО, организации и проведении мероприятий по обеспечению безопасности населения, проживающего в районах размещения ПОО;

управлении мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на КВО и прилегающих к ним территориях;

подготовке объектов к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций;

оценке уровня защищенности КВО и безопасности населения.

Кроме того, настоящие Требования могут быть использованы при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

3. Требования разработаны в соответствии с законодательными и иными правовыми актами в области безопасности населения, промышленной безопасности и обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.

4. Требования предназначаются для применения:

федеральными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные КВО или осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в соответствии с положениями о функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС);

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления;

региональными центрами и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации;

органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), всех уровней РСЧС;

организациями, эксплуатирующими и проектирующими критически важные или потенциально опасные объекты, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

5. Основные понятия и термины: критически важный объект - объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени.

Основные критерии и конкретные показатели отнесения объектов к критически важным и перечень критически важных объектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации;

защищенность критически важного объекта - это состояние, при котором в отношении объекта обеспечиваются условия для предотвращения возникновения потенциальной опасности и преодоления (снижения до минимального уровня) негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

В качестве характеристики защищенности критически важного объекта от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера рассматривается показатель риска, представляющий собой количественную меру возможной опасности возникновения этих чрезвычайных ситуаций и размера их последствий. Значения величин вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций различной природы и уровня, обусловленных ими потерь определяются в соответствии с существующими специальными методиками;

заданный уровень защищенности КВО - интегрированный показатель защищенности объекта, устанавливаемый органами государственной власти в зависимости от его политического, оборонного, экономического и социального значения для национальной безопасности государства и жизнедеятельности населения страны, а также в зависимости от степени потенциальной опасности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений.

Интегрированный показатель включает: предельно допустимую частоту возникновения чрезвычайных ситуаций; степень уязвимости объекта; предельно допустимый срок прекращения функционирования КВО; возможность функционирования объекта после чрезвычайной ситуации (табл. 1);

комплексное обеспечение защищенности КВО - совокупность взаимосвязанных по содержанию, времени, ресурсам и месту проведения мероприятий различного характера (правового, нормативного, организационного, инженерно-технического, мер государственного и экономического регулирования и др.), направленных на предотвращение или уменьшение ущерба и потерь среди населения при всех видах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений;

безопасность населения - состояние защищенности населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Уровни защищенности критически Предельно допустимая частота возникновения чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах Уязвимость критически важных объектов Предельно допустимый срок прекращения функционирования критически важного объекта (сутки) Возможность функционирования критически важного объекта после чрезвычайной ситуации

важных федера- регио- муници- федера- регио- муници- федера- регио- муници- федера- регио- муници-

объектов льного нального пального льного нального пального льного нального пального льного нального пального

значения значения значения значения значения значения значения значения значения значения значения значения

Слабо защищенные 1-Ю'3 1-Ю'2 1-Ю'1 высокая высокая высокая более 10 более 20 более 30 низкая низкая низкая

Недостаточно защищенные 1-ю-4 1-Ю'3 1-Ю'2 высокая средняя средняя 5-10 10-20 10-20 низкая низкая низкая

Ограниченно защищенные 1-Ю'5 1-ю-4 1-Ю'3 средняя средняя средняя 2-5 5-10 5-10 низкая средняя средняя

Достаточно защищенные -и 1-Ю"6 1-Ю'5 1-ю-4 средняя средняя низкая 1-3 2-5 2-5 средняя высокая высокая

Высоко защищенные менее МО'6 менее 1-Ю'5 менее 1-Ю'4 низкая низкая низкая менее 1 1-2 2-3 высокая высокая высокая

2. Требования к уровню защищенности критически важных объектов

6. Заданные уровни защищенности КВО устанавливаются в зависимости от значимости объекта.

A. Федеральные объекты:

объекты, в которых размещены или могут размещаться при определенных обстоятельствах высшие органы государственной власти Российской Федерации;

объекты, которые могут быть использованы террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;

объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности Российской Федерации.

Минимально заданные уровни защищенности для этой категории КВО - «достаточно защищенные» и «высоко защищенные».

Б. Региональные объекты:

объекты, в которых размещены или могут размещаться при определенных обстоятельствах органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для экономической, экологической безопасности субъекта Российской Федерации.

Минимально заданные уровни защищенности для этой категории КВО - «достаточно защищенные» и «ограниченно защищенные».

B. Муниципальные объекты:

объекты, уничтожение или прекращение действия которых приводит к существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях.

Минимально заданный уровень защищенности для этой категории КВО - «ограниченно защищенные».

7. Уровни защищенности конкретно для каждого КВО устанавливаются для федеральных и региональных объектов - Правительством Российской Федерации, для муниципальных объектов - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В отдельных случаях в связи с конкретными обстоятельствами и условиями уровень защищенности КВО может быть повышен или понижен на одну ступень.

8. Нормативные значения уровней рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах приведены в табл. 2.

Таблица 2

Нормативные значения уровней

рисков чрезвычайных ситуаций на КВО

Вероятность (частота) реализации чрезвычайных ситуаций Последствия чрезвычайных ситуаций

критически важные объекты малосущест- существенные тяжелые катастро-

федерального регионального муниципального венные фические

значения значения значения

более 1 Область

1-10'1 более 1 неприемлемого

1-10'2 1-10'1 более 1

1-10'3 1-10'2 1-10'1 Область риска

1-10"4 1-10'3 1-10'2 повышенного

1-10'5 1 • 10-4 1-10'3 Область риска

1-10'6 1 • 10-5 1 • 10-4 приемлемого

менее 1-10-6 менее 1 • 10-5 менее 1 • 10-4 риска

При этом принята следующая градация последствий чрезвычайных ситуаций, характеризуемых величиной соответствующих им потерь:

катастрофические (чрезвычайные ситуации федерального характера), при которых число пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей. Выход из строя в результате чрезвычайной ситуации критически важного объекта представляет реальную угрозу для безопасности Российской Федерации;

тяжелые (чрезвычайные ситуации регионального или межрегионального характера), при которых количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек либо размер материального ущерба составляет от 5 до 500 млн. рублей. Выход из строя в результате чрезвычайной ситуации данного критически важного объекта может принести ущерб Российской Федерации;

существенные (чрезвычайные ситуации муниципального или межмуниципального характера), при которых количество пострадавших составляет от 10 до 50 человек либо размер материального ущерба составляет от 100 тыс. рублей до 5 млн. рублей. Выход из строя в результате чрезвычайной ситуации критически важного объекта вызовет затруднения в процессе жизнедеятельности населения страны или субъекта Российской Федерации;

малосущественные (чрезвычайные ситуации локального характера), при которых количество пострадавших составит менее 10 человек либо размер материального ущерба менее 100 тыс. рублей. Выход из строя в результате чрезвычайной ситуации критически важного объекта может иметь незначительные кратковременные последствия для жизнедеятельности населения муниципального образования.

9. Уровень риска чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах определяет требуемые меры по обеспечению защищенности этих объектов (табл. 3).

Таблица 3 - Требуемые меры по обеспечению защищенности критически

важных объектов, обусловленные риском чрезвычайных ситуаций

Возможные области риска Идентификация области риска Требуемые меры по обеспечению защищенности объекта

Область неприемлемого риска Область жесткого регулирования и контроля риска Обязателен количественный анализ риска и требуется принятие особых мер по обеспечению защищенности критически важного объекта

Область повышенного риска Область экономического регулирования и контроля риска Обязателен количественный анализ риска и требуется принятие определенных мер по обеспечению защищенности критически важного объекта

Область приемлемого риска Область отсутствия необходимости регулирования риска Принятие специальных дополнительных мер по обеспечению защищенности критически важного объекта не требуется

Основным необходимым условием защищенности критически важных объектов является обязательное обеспечение риска чрезвычайных ситуаций на этих объектах ниже неприемлемого уровня.

Неприемлемый уровень риска чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах является нижней границей заданного уровня защищенности этих объектов.

10. Заданный уровень защищенности критически важных объектов дифференцируется по уровню защищенности этих объектов и характеризуется величиной предельно допустимой частоты возникновения чрезвычайных ситуаций и показателями их последствий на этих объектах, приведенными в табл.1.

При определении заданного уровня защищенности конкретного критически важного объекта производится оптимизация затрат материальных, финансовых и иных средств на обеспечение защищенности данного объекта.

3. Общие требования к обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов

11. Обеспечение заданного уровня защищенности критически важных объектов представляет собой принятие и соблюдение правовых норм, требований и правил, а также проведение комплекса организационных, экономических, технологических, инженернотехнических и иных необходимых мероприятий, обеспечивающих защиту критически важных объектов и их устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций.

12. Обеспечение заданного уровня защищенности критически важных объектов базируется на основных принципах обеспечения защищенности этих объектов, к которым относятся:

строгое соответствие деятельности по обеспечению защищенности критически важных объектов Конституции Российской Федерации, действующим законодательным и другим нормативным правовым актам Российской Федерации;

непрерывность управления процессами обеспечения защищенности критически важных объектов;

комплексное использование всех видов защиты, охраны и технических средств обеспечения безопасности функционирования критически важных объектов;

соответствие мер по обеспечению защищенности критически важных объектов уровню социально-экономических возможностей и степени возможных опасностей;

учет всего спектра возможных опасностей и угроз, возможных вариантов развития опасных явлений и их последствий для критически важных объектов, включая вторичные поражающие факторы;

приоритетность мер, направленных на профилактику и предотвращение негативных последствий реализации опасностей;

обязательность выполнения задач по обеспечению защищенности критически важных объектов для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

13. Основными видами мероприятий по комплексному обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов являются:

инженерно-технические мероприятия;

мероприятия по совершенствованию системы физической защиты объектов; мероприятия по ресурсному обеспечению защищенности критически важных объектов;

организационно-плановые мероприятия;

мероприятия по подготовке к ликвидации ЧС и обеспечению защиты работников объектов от чрезвычайных ситуаций;

мероприятия по защите населения и территорий вблизи объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Выполнение мероприятий по обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов должно быть направлено на:

обеспечение приемлемого уровня риска чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;

установление критериев оценки безопасности критически важных объектов, оснащение техническими средствами постоянного контроля за их состоянием;

обеспечение необходимой квалификации работников критически важных объектов; заблаговременное проведение комплекса мероприятий по максимально возможному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;

обеспечение защиты персонала критически важных объектов и населения в районах их размещения;

обеспечение физической защиты и охраны критически важных объектов; обеспечение надежности инженерно-технического и технологического оборудования критически важных объектов;

исключение или ограничение поражения вторичными факторами;

строгое соблюдение требований противопожарной безопасности и совершенствование систем противопожарной защиты;

разработку и внедрение мер по надежному обеспечению всеми видами энергоснабжения предприятий и отдельных производств, на которых перебои в энергоснабжении могут вызвать аварии с катастрофическими последствиями;

подготовку критически важных объектов к переводу их на аварийный режим работы; подготовку критически важных объектов к восстановлению нарушенного производства;

запрещение проведения в опасной зоне вокруг критически важных объектов работ, в ходе которых возможны изменения геологической среды, приводящие к разуплотнению грунтов, катастрофическим просадкам, образованию пустот, оползней и т.п.;

обеспечение общих требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации критически важных объектов.

4. Требования к обеспечению заданного уровня защищенности при проектировании и

строительстве критически важных объектов

15. Основные требования к обеспечению заданного уровня защищенности КВО на стадиях их проектирования и строительства включают:

выбор площадки и районов размещения КВО с учетом опасностей процессов, явлений и факторов природного и техногенного характера;

прогнозирование и учет влияния КВО на население и окружающую среду; обязательную экспертизу промышленной безопасности проектной документации; обязательное осуществление в ходе строительства авторского надзора; оценку в процессе приемки в эксплуатацию КВО полноты и качества работ по обеспечению защищенности объекта.

16. Требования к обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов на стадии их проектирования включают:

осуществление разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства критически важных объектов в виде специальных разделов проектов в соответствии с принятыми нормативными документами и с учетом анализа степени риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений;

согласование заданий на разработку проектной документации критически важных объектов с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

разработку в составе комплекса мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при проектировании критически важных объектов:

• мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства и снижению их тяжести;

• мероприятий по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварии на рядом расположенных потенциально опасных объектах, включая аварии на транспорте;

• мероприятий по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций в результате опасных природных процессов.

17. Требования к обеспечению заданного уровня защищенности критически важных объектов на стадии их строительства и ввода в эксплуатацию состоят в том, что:

при строительстве потенциально опасных объектов должна быть предусмотрена защита работников строительных организаций, строительных производственных баз, складов, временных поселков и других объектов, обеспечивающих строительство, от опасных воздействий чрезвычайных ситуаций, источники которых находились в зоне до начала строительства;

не допускаются завоз и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства

испытаний и пробных пусков оборудования, до реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

программа пуско-наладочных работ и испытаний на потенциально опасном объекте должна предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, защите работников объекта, населения и территорий;

в состав комиссии по проведению пуско-наладочных работ и приемке потенциально опасного объекта в эксплуатацию включается уполномоченный представитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

комиссия по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасного объекта в эксплуатацию должна осуществлять контроль за: соответствием проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; готовностью персонала, сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; соответствием производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ;

проведение пуско-наладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

перед проведением пуско-наладочных работ и испытаний должна осуществляться проверка допусков и соответствия персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций, квалификационным требованиям;

при необходимости проводятся тренировки и учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций на этапе ввода в эксплуатацию критически важных объектов.

5. Требования к обеспечению заданного уровня защищенности при эксплуатации критически важных объектов

18. Требования к обеспечению заданного уровня защищенности при эксплуатации критически важных объектов включают:

требования к безопасной эксплуатации критически важных объектов; требования по обеспечению устойчивого функционирования критически важных объектов в чрезвычайных ситуациях;

требования к остановке и восстановлению функционирования критически важных объектов.

19. Требования к безопасной эксплуатации критически важных объектов предусматривают:

соблюдение положений законодательных и иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности критически важных объектов;

наличие лицензии на эксплуатацию объектов;

допуск к работе на критически важных объектах лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказаний к указанной работе;

проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и защищенности критически важных объектов;

наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

предотвращение проникновения на критически важные объекты посторонних лиц; обеспечение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; паспортизацию объектов и при необходимости разработку деклараций их промышленной безопасности;

приостановку эксплуатации объектов в случае аварии или инцидентов, влияющих на промышленную безопасность;

проведение технического расследования причин аварий на объекте, принятие мер по устранению указанных причин и проведению профилактических мероприятий;

своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и населения, проживающего вблизи объекта, об опасных событиях.

20. Требования по обеспечению устойчивого функционирования критически важных объектов в чрезвычайных ситуациях предусматривают:

- обеспечение защиты персонала объекта и безопасности населения, проживающего вблизи потенциально опасных критически важных объектов;

- обеспечение (повышение) устойчивости производственного комплекса и технологических процессов за счет:

повышения устойчивости зданий и сооружений путем использования для несущих конструкций высокопрочных, легких и огнестойких материалов, усиления отдельных участков зданий дополнительными опорами и колоннами, уменьшения опорных пролетов;

разработки и внедрения более устойчивых типов оборудования и контрольноизмерительных средств, подготовки способов безаварийной остановки производства и перевода отдельных участков на пониженный режим работы при чрезвычайных ситуациях;

снижения воздействия вторичных поражающих факторов путем установления минимально необходимых запасов взрывопожароопасных и аварийно химически опасных веществ при использовании их в технологических процессах, обвалования либо заглубления в грунт емкостей для хранения горючих и аварийно химически опасных веществ, применения средств противоаварийной автоматики на системах, разрушение которых может привести к образованию вторичных поражающих факторов, установки в хранилищах взрывоопасных веществ устройств, локализующих разрушительный эффект взрыва;

повышения устойчивости систем энерго-, водо и газоснабжения путем создания дублирующих источников (вводов) электроэнергии, газа, воды и пара за счет прокладки нескольких подводящих коммуникаций в траншеях, тоннелях, подземных коллекторах, либо жесткого крепления трубопроводов к эстакадам, создания резервных автономных источников энергоснабжения, установки на коммуникациях и сетях средств противоаварийной автоматики, применения в системах водоснабжения отводных линий, перемычек и оборотного водоснабжения;

- обеспечение устойчивого управления за счет: оборудования пунктов управления в защищенных сооружениях; размещения диспетчерских пунктов и узлов связи в подвальных помещениях; подготовки органов управления к работе в условиях угроз и чрезвычайных ситуаций;

создания устойчивой системы связи и оповещения;

разработки системы взаимозаменяемости руководящего состава объекта;

- обеспечение устойчивости материально-технического снабжения за счет: создания резервов сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, топлива в соответствии с установленными размерами неснижаемых запасов, определения мест их защищенного хранения;

разработки и подготовки возможных вариантов снабжения в случае нарушения производственных связей.

21. Требования к остановке и восстановлению функционирования критически важных объектов предусматривают:

- предупреждение чрезвычайных ситуаций при выводе критически важных объектов из эксплуатации за счет:

разработки заданий на проектирование вывода критически важных объектов из эксплуатации с учетом класса опасности объекта и возможных источников чрезвычайных си-

туаций на нем, а также возможных источников чрезвычайных ситуаций в районе размещения объекта;

разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций с учетом результатов анализа риска чрезвычайных ситуаций и декларации безопасности выводимого из эксплуатации критически важного объекта;

- подготовку к ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет:

планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

заключения договоров на обслуживание с профессиональными аварийноспасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

создания в соответствии с законодательством собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований из числа работников объекта;

создания резервов финансовых и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством;

обучения работников объекта действиям в случае чрезвычайной ситуации; создания систем наблюдения, оповещения и связи и поддержки действий в случае чрезвычайной ситуации и поддержания указанных систем в пригодном к использованию состоянии;

регулярного проведения учений по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- подготовку к восстановлению нарушенного производства при поражении объекта

за счет:

разработки плана и проекта восстановления производства для различных вариантов его нарушения;

разработки вариантов восстановления производства с применением упрощенных конструкций и максимальным использованием сохранившихся элементов оборудования;

создания резервов оборудования, материалов, деталей, контрольно-измерительных приборов и инструмента, необходимых для восстановления с учетом норм неснижаемых запасов;

подготовки ремонтно-восстановительных бригад и аварийно-технических формирований;

дублирования строительной и технической документации, необходимой для планирования и проектирования восстановления и обеспечения ее защищенного хранения;

определения проектных и строительных организаций, привлекаемых для проведения восстановительных работ и заключение с ними соответствующих договоров;

разработки запасных технологических процессов и мероприятий по их упрощению на случай выхода из строя отдельных участков производства;

внедрения в производство взаимозаменяемого технологического оборудования; использования местных производственных мощностей и ресурсов на договорных началах в рамках территориальной кооперации.

6. Требования по обеспечению физической защиты и охраны критически важных объектов

22. Система физической защиты и охраны критически важных объектов, состоящая из персонала, осуществляемых ими организационно-технических мероприятий, действий и комплекса инженерно-технических средств физической защиты, должна выполнять следующие задачи:

предупреждение несанкционированных действий;

своевременное обнаружение несанкционированных действий;

задержку или замедление проникновения и продвижения нарушителей;

своевременное реагирование на несанкционированные действия нарушителей и их нейтрализацию для пресечения несанкционированных действий.

При организации систем физической защиты и охраны необходимо учитывать особенности критически важных объектов и действующие на них меры промышленной, пожарной, информационной и иных видов безопасности, а также обеспечивать соответствие требованиям нормативных правовых документов федерального и иных уровней, установленным в отношении данных объектов.

Комплекс мер по обеспечению функционирования системы физической защиты и охраны должен предусматривать:

- управление функционированием системы физической защиты, в том числе планирование работ, организацию взаимодействия, объектовый контроль за состоянием системы физической защиты;

- организацию допуска и доступа лиц на охраняемую территорию, пунктам хранения и информации о функционировании системы физической защиты;

- организацию пропускного и внутриобъектового режимов;

- защиту циркулирующей информации в системе физической защиты;

- проведение аналитической работы, в том числе анализ уязвимости критически важного объекта, оценку эффективности системы физической защиты и подготовку предложений по ее совершенствованию.

23. Персонал системы физической защиты и охраны критически важных объектов должен:

соответствовать квалификационным и медицинским требованиям, определяемым федеральными и ведомственными нормативными актами;

проходить все виды профессиональной подготовки - начальная подготовка, повышение квалификации, переподготовка.

24. Комплекс инженерно-технических средств физической защиты должен решать следующие задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение оперативного, устойчивого и непрерывного управления системой физической защиты;

- обеспечение установленного режима доступа в охраняемые помещения;

- выдача сигналов на пункты управления системы физической защиты о проникновении в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения лиц, не имеющих на это права, или с нарушением установленного порядка (далее - несанкционированное проникновение);

- определение на периметрах (границах) охраняемых зон времени и места несанкционированных проникновений, а на периметре (границе) защищенной зоны - направления движения нарушителей;

- задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей;

- создание подразделениям охраны благоприятных условий для выполнения служебных задач и обеспечение возможности действий по задержанию нарушителей;

- обзорное наблюдение за охраняемыми зонами, охраняемыми зданиями, сооружениями, помещениями с целью оценки ситуации;

- регистрация (документирование) сигналов от инженерно-технических средств физической защиты, распоряжений и команд, отдаваемых органами управления системы физической защиты, и докладов операторов пунктов управления системы физической защиты.

25. Технические средства физической защиты и охраны критически важных объектов, к которым относятся средства охранной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, контроля и управления доступом, оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации, оперативной связи и оповещения, телекоммуникации, защиты информации, обеспечения электропитанием, освещением, должны обеспечивать:

сбор, обработку, анализ и контроль всей получаемой информации; возможность оценки тревожной ситуации в реальном масштабе времени; формирование и передачу сообщений и установленных сигналов силам охраны, реагирования и органам управления системы физической защиты;

выработку необходимых воздействий на управляемые физические барьеры и средства обеспечения физической защиты;

хранение и выдачу информации о функционировании системы физической защиты, попытках ее преодоления и несанкционированных действиях по отношению к защищаемым объектам и самой системе;

надежную и непрерывную работу во всех заданных режимах работы; контроль наличия неисправностей, информирование об этом оператора и архивирование данной информации;

дистанционный контроль состояния работоспособности инженерно-технических средств физической защиты и охраны объекта;

сохранение работоспособности в случае отключения основного электропитания за счет наличия резервных источников электропитания, автоматического переключения основного электропитания на резервное.

26. Инженерные средства физической защиты и охраны критически важных объектов, к которым относятся физические барьеры (строительные конструкции объекта, специально разработанные конструкции, другие физические препятствия) и инженерное оборудование охраняемых зон и контрольно-пропускных пунктов и постов охраны, должны обеспечивать:

затруднение действий нарушителей при попытках несанкционированного проникновения;

возможность вырабатывать сигналы воздействия на управляемые физические барьеры;

обеспечение границ охраняемых зон;

защиту персонала при несении дежурства в пунктах управления системы физической защиты и охраны объекта, дежурных по контрольно-пропускным пунктам и постам, часовых на постах караулов и личного состава подразделений охраны при выполнении задач по пресечению несанкционированных действий и задержанию нарушителей;

воспрепятствование проходу людей и проезду, выезду транспортных средств в охраняемые зоны и из охраняемых зон, задержка и замедление проникновения и продвижения нарушителей;

защиту от проникновения нарушителей со стороны акватории; отсутствие в конструкциях элементов, облегчающих преодоление заграждений; затруднение продвижения нарушителей вглубь объекта на время, достаточное для своевременного их задержания подразделениями охраны;

отсутствие препятствий нормальной работе средств обнаружения;

прокладку дорог охраны вне зоны действия средств обнаружения и с минимальным количеством пересечений с существующими на объектах автомобильными и железными дорогами.

7. Особые требования к комплексному обеспечению заданного уровня защищенности потенциально опасных критически важных объектов

27. Комплексное обеспечение заданного уровня защищенности специфических критически важных объектов, к которым относятся ядерные и (или) радиационно опасные, химически и биологически опасные и гидротехнические критически важные объекты, требует выполнения особых требований, обусловленных спецификой этих объектов.

Ядерными и (или) радиационно опасными критически важными объектами являются: атомные электростанции; радиохимические комбинаты и заводы;

предприятия по строительству, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации;

хранилища отработавшего ядерного топлива;

хранилища радиоактивных отходов, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

объекты производства, размещения, эксплуатации или хранения ядерного оружия, ядерных боеприпасов, ядерных установок, ядерных материалов и изделий на их основе;

научно-исследовательские организации, имеющие ядерные установки и/или радиационные источники, ядерные материалы и радиоактивные вещества.

28. Особыми требованиями к комплексному обеспечению заданного уровня защищенности ядерных и (или) радиационно опасных критически важных объектов являются:

выбор благоприятной площадки для строительства;

оснащение объекта необходимыми системами безопасности, предназначенными для аварийной остановки ядерного реактора и поддерживания его в подкритическом состоянии, аварийного отвода тепла из активной зоны реактора, для удержания радиоактивных продуктов в установленных границах;

обеспечение высокого качества оборудования и строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией;

предусмотрение в проектной документации технических средств и организационных мер, обеспечивающих безопасность при любом из учитываемых проектом исходных событий чрезвычайного характера;

осуществление постоянного производственного контроля за радиационной обстановкой на территории объекта, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

наличие перечней потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий; разработка критериев принятия решений и варианты решений при возникновении радиационной аварии;

создание запасов средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

29. Химически и биологически опасными критически важными объектами являются: предприятия химической промышленности;

предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

предприятия целлюлозно-бумажной промышленности;

предприятия оборонного комплекса;

предприятия по уничтожению химического оружия;

объекты хранения химического оружия;

предприятия коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и очистки сточных

вод);

железнодорожный и трубопроводный транспорт (магистральные аммиакопроводы); хранилища сжиженных токсичных газов под давлением;

крупные предприятия по производству иммунологических медицинских препаратов, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы, очистные сооружения канализации городов и др.;

предприятия, производящие и использующие возбудителей особо опасных инфекций; предприятия, производящие и использующие возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

30. Особыми требованиями к комплексному обеспечению заданного уровня защищенности химически и биологически опасных критически важных объектов являются:

ограничение создания новых опасных производств и технологий на объекте; замена в ходе реконструкции объекта существующих опасных производств и технологий на безопасные;

недопущение создания сверхнормативных запасов опасных веществ и материалов на объекте;

сокращение количества маршрутов, по которым транспортируются опасные вещества; замена устаревших оборудования и технологий на современные, обеспечивающие максимальную безопасность производства;

разработка и внедрение технологических процессов и технических решений, обеспечивающих снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;

создание и эффективная эксплуатация систем контроля за химической обстановкой в районе размещения объектов;

накопление и поддержание в готовности средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборов химической разведки и дегазирующих веществ; разработка планов действий на случай химической аварии.

31. Гидротехническими критически важными объектами являются плотины крупных водохранилищ и ГЭС.

Особыми требованиями к комплексному обеспечению заданного уровня защищенности гидротехнических критически важных объектов являются:

соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

постоянный контроль за показателями безопасности и состояния гидротехнических сооружений;

немедленное информирование об угрозе аварии на гидротехническом сооружении органов надзора, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта информирование населения и организаций в зоне возможного затопления;

принятие необходимых мер по недопущению негативных изменений природной среды и сохранение водного режима.

32. Требования по защите населения при комплексном обеспечении заданного уровня защищенности потенциально опасных критически важных объектов включают:

обучение населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, методам и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;

создание локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях; разработка плана мероприятий по защите персонала и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованного с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

установление необходимых санитарно-защитных зон;

определение зон защитных мероприятий, в которых предусматривается обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и строительство в соответствии с нормами ИТМ ГО защитных сооружений;

создание на объектах технических систем предупреждения и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов за пределами территории объекта;

создание в селитебной зоне вокруг критически важных объектов герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях (при необходимости);

разработка и применение, при необходимости, режимов радиационной и химической защиты населения и функционирования критически важных объектов в условиях загрязненности или зараженности местности;

подготовка мероприятий на случай экстренной эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации для ядерно-, радиационно-, химически-, биологически-, гидротехнически-опасных и взрывоопасных критически важных объектов;

заблаговременное накопление медицинских средств индивидуальной защиты, медицинского имущества и техники;

организация контроля за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников для критически важных объектов.

33. Требования по защите населения являются определяющими при разработке и реализации мероприятий по комплексному обеспечению заданного уровня защищенности потенциально опасных критически важных объектов на всех этапах жизненного цикла этих объектов:

при выборе мест размещения; при проектировании;

при строительстве и вводе в эксплуатацию;

при эксплуатации;

при выводе из эксплуатации;

при ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций и их последствий; при подготовке к восстановлению функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.