Научная статья на тему 'Научно-техническая и инновационная политика в системе МЧС России'

Научно-техническая и инновационная политика в системе МЧС России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1444
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Пономарев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-техническая и инновационная политика в системе МЧС России»

Научно-техническая и инновационная политика в системе МЧС России А.И. Пономарев, к.т.н., с.н.с., ЦСИГЗ МЧС России,

Важнейшим условием эффективной реализации научно-технической и инновационной политики, проводимой МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К базовым нормативным документам, обеспечивающим научно-техническую и инновационную политику МЧС России, следует отнести федеральные целевые программы.

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы», разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 977-р, определяет приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Основной целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации; эта цель предусматривает необходимость решения следующих основных задач:

обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;

реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы. Основными направлениями федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», утверждённой постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 972, являются:

развитие инфраструктуры пожарной охраны, в том числе в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, проведение исследований по совершенствованию системы их оснащения и оптимизации системы управления:

развитие инфраструктуры объектов системы подготовки пожарных и проведение исследований по разработке и внедрению новых информационных образовательных техноло-

развитие экспериментальной базы пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений. Разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обеспечения пожарной безопасности;

развитие материально-технической базы объектовых противопожарных подразделений и их оснащение новыми средствами спасения, пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения населения;

реализация мероприятий по обеспечению противопожарным оборудованием (в том числе проведение исследований в области совершенствования противопожарной защиты объектов и подготовки обслуживающего персонала, учреждений здравоохранения и социальной защиты, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений;

разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением, в том числе проведение исследований в области обеспечения пожарной безопасности жилых зданий и зданий с массовым пребыванием людей, и внедрение новых технологий в области обучения населения по вопросам пожарной безопасности.

Основными задачами, реализуемыми в рамках ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» в 2011-2012 гг. за счет средств федерального бюджета, являются следующие:

совершенствование системы профилактики пожаров, разработка инновационных технологий, ориентированных на развитие производства современных средств противопожарной защиты, пожарной техники и пожарно-технического вооружения;

завершение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности для объектов, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации;

совершенствование системы подготовки кадров для пожарной охраны, укрепление ее материально-технической базы;

создание автоматизированных систем оперативного управления подразделениями пожарной охраны, в том числе модернизация системы связи при тушении пожаров;

внедрение пилотных проектов по противопожарной защите образовательных учреждений;

создание систем мониторинга обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;

внедрение пилотных проектов по противопожарной защите учреждений социальной защиты и здравоохранения;

создание систем обнаружения пожаров и мониторинга обстановки в районах крупных техногенных и лесных пожаров.

Основными задачами Программы, реализуемыми за счет средств субъектов Российской Федерации и организаций, являются:

оснащение пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением противопожарной службы субъектов Российской Федерации;

реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;

проведение работ по развитию и внедрению современных нормативных правовых, социально-экономических, научно-технических, материально-технических и других мер по предупреждению и тушению пожаров, в том числе лесных.

Основной целью проекта ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий до 2016 года», разработанного по поручению Правительства Российской Федерации от 12.06.08 г. № ИШ-П12-3707, является обеспечение до 2016 г. условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и создание методической, технической и организационной базы для передачи дальнейшего решения проблем на региональный уровень. Направления работ на период до 2015 г. включают:

завершение работ по созданию и развитию инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасности жизнедеятельности населения;

развитие системы оказания адресной специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию (группа риска);

обеспечение готовности органов исполнительной власти и населения к действиям по минимизации последствий радиационных аварий;

реализация целенаправленной информационной политики по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и безопасного проживания населения.

Существующие проблемы в области научно-технической и инновационной деятельности в масштабе страны не могут не оказывать негативного воздействия на научно-техническую и инновационную деятельность МЧС России.

Основными факторами, препятствующими развитию эффективной научно-технической и инновационной деятельности Министерства, являются:

1. Слабая заинтересованность заказчика в получении и использовании научных результатов, отсутствие представления о месте и порядке их применения.

В настоящее время заказывающие подразделения воспринимают кураторство НИОКР как обременительную нагрузку, отвлекающую специалистов от их основной деятельности. Слабое представление о том, что полезного в обосновании решений, разработке проектов нормативных документов, новой техники и т.п. может дать научная деятельность, отсутствие знаний о месте и роли науки в области социально-экономического развития страны, о ее функциях, задачах и направлениях, отличиях фундаментальных, прикладных и научно-практических исследований не позволяет заказчикам правильно сформулировать тематику НИОКР, организовать внедрение результатов этих работ в практику центрального аппарата, территориальных органов и сил МЧС России.

С этим же связана и слабая реализуемость результатов НИОКР. Большинство научно-исследовательских работ заканчиваются отчетами о НИР и не имеют дальнейшего продвижения ни в научном, ни в практическом аспектах. В качестве наиболее частого пути внедрения результатов выбирается издание не апробированных, не обкатанных документов типа «методических рекомендаций», которые в дальнейшем не используются в практике МЧС России.

2. Отсутствие отдельных утвержденных форм организационно-плановой документации, разрабатываемой при планировании, организации и выполнении НИОКР, например, общей рабочей программы, научно-организационного замысла и др., а также рекомендаций по разработке основного документа для планирования и контроля НИОКР - технического задания (ТЗ). Это приводит к тому, что данные документы воспринимаются исполнителем как ненужные, их положения трактуются с различных позиций, положения ТЗ разрабатываются наскоро и формально.

3. Отсутствие рекомендаций по основам планирования и реализации научно-практической деятельности, которые бы отражали вопросы определения актуальности работ, объясняли бы, какие практические проблемы могут быть решены с использованием именно научно-методического аппарата, каким образом планировать эти работы, какие методы сбора и обработки эмпирических данных (натурный эксперимент, натурное и математическое моделирование, экспертный опрос) могут использоваться в интересах решения задач в сфере деятельности МЧС России, как эти результаты представлять заказчику и т.п.

4. Отсутствуют ведомственные требования к отчету о НИР - как к его структуре, так и к оформлению.

5. Отсутствие долгосрочного планирования НИОКР; превалирует тенденция «мелкотемья», т.е. постановки незначительных по трудоемкости и номенклатуре научных результатов научно-исследовательских работ.

С этим связано и то, что в качестве научных методов применяется в подавляющем большинстве случаев поверхностный анализ проблемы и субъективное обоснование отдельных предложений и рекомендаций. Жесткий дефицит времени и средств не позволяет организовать экспериментальную работу, разработку моделей, проведение экспертных опросов. Всё это является причиной крайне низкого качества научных результатов.

Отсутствие долгосрочного планирования НИОКР является и причиной слабой их взаимосвязи, поэтому многие результаты дублируются.

6. Привлечение отдельных подразделений и сотрудников научно-исследовательских учреждений (НИУ) к различным оперативным работам ненаучного характера, возложенным на заказчика. Это приводит к тому, что исполнители НИР отвлекаются от исследовательского процесса, затрачивается время на дополнительное «вхождение» в решаемую проблему после выполнения оперативной задачи.

7. Нет утвержденной методики оценки трудоемкости НИОКР. Это не позволяет адекватно планировать научную деятельность, распределять трудовые и иные ресурсы для решения отдельных научных задач и является фактором, благоприятствующим привлечению научных сотрудников к выполнению не свойственных им задач. Существующая неутвержден-ная методика оценки трудоемкости НИОКР дает крайне смещенные (низкие) оценки в части креативных аспектов научной деятельности (математического моделирования, изобретательства и рационализации и т.п.).

8. Отсутствие долгосрочных связей с ведущими ВУЗами страны в части касающейся подготовки специалистов на базовых кафедрах именно для научной деятельности или формальный характер таких связей.

9. Крайне низкий научный потенциал сотрудников НИУ; отсутствие необходимой преемственности между поколениями ученых. Образовался разрыв между высочайшим уровнем поколения «советских» ученых и молодыми научными сотрудниками. Причиной этого, помимо прочего, является отсутствие таких социальных институтов, как «школа молодых ученых», совместные научные семинары по передаче опыта, лекционные занятия, проводимые заслуженными учеными для молодых сотрудников, конкурсы на лучшую работу, выполненную коллективом молодых ученых и т.п.

10. Отсутствие утвержденных единых требований к квалификации научных сотрудников различных уровней и жёсткого контроля за соблюдением этих требований. Это приводит к тому, что многие научные должности высокого ранга занимают лица, не имеющие опыта научной деятельности. Это, в свою очередь, является причиной достаточно простого роста в НИУ без одновременного совершенствования научного мастерства, неграмотного руководства проведением НИОКР.

11. Крайне низкий научный уровень диссертационных работ, особенно в области гуманитарных наук, защищаемых в ряде советов при НИУ. Отсутствие внутриведомственного контроля за качеством диссертаций приводит к тому, что показателем эффективности некоторых диссертационных советов является количество проведенных защит диссертаций без учета качества таких работ, их научной новизны, связи с практикой, основными направлениями деятельности МЧС России.

12. Низкий уровень требований к обучению в учреждениях послевузовского профессионального образования (аспирантуре, адъюнктуре). Достаточно часто наблюдаются факты окончания этих учреждений и дальнейший карьерный рост сотрудников без последующей защиты диссертации.

13. Отсутствие в МЧС России такого важнейшего института подготовки научных кадров высшей квалификации, как докторантура. При наличии связи темы диссертационного исследования с тематикой НИР министерства подготовка докторов наук по данной форме может быть крайне эффективной.

14. Отсутствие системы регулярного массового привлечения научных сотрудников на различные практические мероприятия (учения, ликвидация ЧС и т.п.) для обобщения опыта их проведения, сбора необходимой информации, исходных данных. Это приводит к отрыву научных исследований от реалий деятельности МЧС России.

15. Отсутствие системы морального и материального стимулирования научных сотрудников. В частности, ограничение в настоящее время размеров фонда оплаты труда до 30% от цены договорной работы в значительной степени подрывают основы такого стимулирования, делают участие в таких важных работах малопривлекательным, приводит к тому,

что договорные НИОКР в интересах МЧС России выполняют сторонние коммерческие организации, не имеющие соответствующего опыта, научного задела и т.п.

В связи с изложенным важнейшим направлением совершенствования научно-технической и инновационной деятельности МЧС России является создание сбалансированных центров исследований и разработок, имеющих оптимальную институциональную (системную) структуру, обеспечивающих широкое воспроизводство знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий, а также эффективной инновационной системы в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, основанной на взаимодействии ведомственного сектора исследований и разработок с академическим сектором, высшими образовательными учреждениями, а также с отечественными и зарубежными предпринимательскими структурами.

Базовые направления научно-технической политики МЧС России - направления, которые определяют долгосрочную деятельность Министерства исходя из задач, возложенных на него, тенденций изменения характера угроз и опасностей интересам общества и государства, прогноза развития науки и техники, технологических инноваций в нашей стране и за рубежом.

Базовые направления инновационной политики МЧС России - направления, которые ориентированы на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции для обеспечения функционирования системы МЧС России на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства и системе их реализации на отечественном и мировом рынках.

Приоритетные направления научно-технической политики МЧС России - направления, проводимые в рамках долгосрочных базовых направлений научно-технической политики с учётом специфики текущего момента, военно-политической и социально-экономической обстановки сегодняшнего дня, а также с учётом реального состояния постоянно изменяющегося нормативного правового поля в области фундаментальных и прикладных исследований.

Приоритетные направления инновационной политики МЧС России - направления, проводимые в рамках долгосрочных базовых направлений инновационной политики с учётом специфики текущего момента, военно-политической и социально-экономической обстановки сегодняшнего дня, а также с учётом реального состояния постоянно изменяющегося нормативного правового поля в государственной научно-технической политике.

Реализация базовых и приоритетных направлений в системе МЧС России осуществляется через единые тематические планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России.

В соответствии с решением Коллегии МЧС России от 21 марта 2007 г. № 2 и от 23 марта 2010 г. разработаны первая редакция Системы (Комплекса) базовых направлений научно-технической и инновационной политики МЧС России на долгосрочную перспективу (до 2020 года), таблица 1, и Система (Комплекс) приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики МЧС России на среднесрочную перспективу, таблица 2.

При разработке Систем были учтены предложения структурных подразделений центрального аппарата Министерства и Управления Государственной инспекции по маломерным судам.

Таблица 1 - Система базовых направлений научно-технической и инновационной политики МЧС России на долгосрочную перспективу (на период до 2020 г.)

№ п/п Базовые направления научно-технической и инновационной политики Приоритетные НИР и НИОКР в рамках базовых направлений научно-технической и инновационной политики

1 Развитие общей теории безопасности и прикладных методов анализа и управления риском чрезвычайных 1. Научный анализ современных проблем безопасности жизнедеятельности с учетом современных достижений в области естествен-

№ п/п Базовые направления научно-технической и инновационной политики Приоритетные НИР и НИОКР в рамках базовых направлений научно-технической и инновационной политики

ситуаций ных, общественных, гуманитарных и технических наук. 2. Оценка и прогноз современных вызовов и угроз, методов их парирования. 3. Междисциплинарные исследования проблем безопасности жизнедеятельности, направленные на создание общей теории безопасности. 4. Совершенствование прикладных методов анализа и управления риском катастроф и стихийных бедствий. 5. Создание системы научного мониторинга кризисов и катастроф современной России.

2 Научно-методическое обеспечение государственной политики в сферах ответственности МЧС России НИР и НИОКР в области: гражданской обороны; защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повышения защищенности критически важных объектов; обеспечения пожарной безопасности. обеспечения безопасности на водных объектах; чрезвычайного гуманитарного реагирования.

3 Научно-техническое и информационное обеспечение управления деятельности МЧС России и РСЧС 1. Научно-методическое обеспечение совершенствования системы управления в кризисных ситуациях. 2. Создание и совершенствование технологического, математического, программного и информационного обеспечения автоматизированных систем управления, связи и оповещения в чрезвычайных ситуациях. 3. Совершенствование управления функциональными и территориальными подсистемами РСЧС. 4. Научный анализ эффективности и результативности управления в сферах ответственности МЧС России.

4 Научно-практическое обеспечение законодательного, правового и нормативного регулирования, надзорных и контрольных функций в сферах ответственности МЧС России 1. Научно-практическое обеспечение законодательного и правового регулирования в сферах ответственности МЧС России. 2. Разработка нормативов и технических регламентов в сферах ответственности МЧС России. 3. Совершенствование специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в сферах ответственности МЧС России. 4. Научно-методическое обеспечение создания и совершенствования системы незави-

№ п/п Базовые направления научно-технической и инновационной политики Приоритетные НИР и НИОКР в рамках базовых направлений научно-технической и инновационной политики

симой оценки риска, страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.

5 Научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности 1. Создание методов, средств и технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности, научных основ оценки уровня ее развития. 2. Научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности. 3. Научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. 4. Научно-методическое обеспечение кадровой политики и формирование корпоративной культуры МЧС России.

6 Техническое и технологическое обеспечение деятельности сил и средств МЧС России 1. Разработка технических средств и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Разработка технических средств и технологий борьбы с пожарами, развитие авиационных пожарно-спасательных технологий. 3. Разработка технических средств и технологий спасения на водных объектах, развитие технического оснащения сил ГО. 4. Научный анализ мирового уровня развития спасательной и пожарной техники, разработка системы требований к перспективным образцам технических средств и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таблица 2 - Система приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики МЧС России на среднесрочную перспективу (на период 2011-2015 гг.)

2.1. Приоритетные направления научно-технической и инновационной полити-__ки в области гражданской обороны_

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области гражданской обороны Основание (Обоснование)

1 Обоснование государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выработка сис- Решение Коллегии МЧС России от 23 марта 2010 г.

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области гражданской обороны Основание (Обоснование)

темы и механизмов оценки эффективности ее формирования и реализации

2 Создание автоматизированной информационно-управляющей системы гражданской обороны (АИУС ГО). Создание АИУС ГО позволит обеспечить в автоматизированном режиме обмен формализованными отчетными и распорядительными документами по ГО между региональными, межрегиональными и федеральным уровнями управления. Использование специального программного обеспечения (геоинформационного, расчетного, информационно-справочного) позволит обеспечить информационную поддержку и оперативное принятие управленческих решений должностными лицами ГО

3 Совершенствование нормативной правовой базы, направленной на обеспечение деятельности сил МЧС России в период военного времени в составе, установленном нормативными правовыми актами мирного времени В настоящее время отсутствует нормативная правовая база по обеспечению деятельности сил МЧС России в период военного времени в составе, установленном нормативными правовыми актами мирного времени

4 Нормативно правовое и организационное обеспечение создания специальных формирований (СФ) для решения задач в области гражданской обороны в военное время в составе сил МЧС России, а также в составе других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) В настоящее время отсутствует нормативная правовая и организационная база создания специальных формирований; не разработаны обоснование состава, численности, структуры и технической оснащенности СФ и принципов их дислокации; порядок комплектования СФ мобилизационными (людскими и транспортными) ресурсами; организация накопления, приписки, подготовки (переподготовки) специалистов для СФ; порядок отмобилизования, проведения слаживания и передачи СФ из ФОИВ в МЧС России для выполнения задач по предназначению

5 Развитие системы информатизации МЧС России, обеспечивающей развитие информационно-телекоммуникационных технологий и автоматизацию приоритетных направлений деятельности МЧС России в соответствии с выполняемыми задачами Решение Коллегии МЧС России от 23 марта 2010 г.

6 Разработка научно обоснованных подходов по дальнейшему совершенствованию кадрового, социального и медицинского обеспечения сотрудников МЧС России Решение Коллегии МЧС России от 23 марта 2010 г.

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области гражданской обороны Основание (Обоснование)

7 Разработка типовых комплексов маскировки критически важных объектов, имеющих важное оборонное и экономическое значение Создание комплексов позволит обеспечить эффективную защиту критически важных объектов в условиях военного времени, а также в вооруженных конфликтах, что позволит снизить потери населения и производственных мощностей в случае применения современных средств поражения

8 Формирование методологии и инструментария для решения типовых задач стратегического и антикризисного управления, учитывающих специфику основных направлений деятельности МЧС России Решение Коллегии МЧС России от 23 марта 2010 г.

9 Развитие цифровой сети связи с интеграцией услуг МЧС России В соответствии с Программой развития системы связи МЧС России на период до 2015 г., утверждённой решением Коллегии МЧС России от 16.02.2010 г.

10 Развитие системы шифрованной связи МЧС России Обусловлено совершенствованием сил и средств ГО

2.2. Приоритетные направления научно-технической и инновационной политики в области защиты населения и территорий от ЧС

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области защиты населения и территорий от ЧС Основание (Обоснование)

1 Развитие нормативной и методической базы предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных выбросом нефтепродуктов из подводных переходов магистральных из магистральных и морских нефтепродукто-проводов В РФ нет документа, определяющего требования по снижению последствий воздействия на окружающую среду в результате выбросов нефтепродуктов из подводных переходов магистральных из магистральных и морских нефтепродук-топроводов. Все документы содержат в основном технические нормы и требования, тогда как требования и методы оценки риска, зон ЧС, характер воздействия на население, природную среду и материальные объекты отсутствуют. Реализация нормативной и методической базы позволит устранить пробелы в этой части проблемы.

2 Модернизация федеральной системы сейсмологических наблюдений и обеспечение сейсмической устойчивости объектов МЧС России в рамках реализации федеральных целевых программ Решение Коллегии МЧС России от 9 октября 2009 г. № 11/2/Ш

3 Разработка методических рекомендаций по Методические рекомендации предназна-

№ п/п

Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области защиты населения _и территорий от ЧС_

Основание (Обоснование)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышению готовности органов управления и сил МЧС России к действиям по минимизации последствий радиационных аварий на основе совершенствования технической, технологической, нормативно-методической и организационной базы

чены для повышения готовности органов управления и сил МЧС России к действиям по минимизации последствий радиационных аварий, повышения эффективности оперативного контроля за радиационной обстановкой с целью обеспечения органов государственного управления Российской Федерации и заинтересованные организаций информацией о характере радиоактивного загрязнения и ликвидации последствий аварий

Обеспечение готовности органов исполнительной власти и населения к действиям по минимизации последствий радиационных аварий

Обеспечение готовности органов исполнительной власти и населения к действиям по минимизации последствий радиационных аварий заключается в создании правовых, организационных, материальных основ минимизации последствий радиационных аварий_

Совершенствование Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

Решение Коллегии МЧС России от 16 февраля 2010 г. № 1/2. Дальнейшее совершенствование ОКСИОН - одна из важнейших задач в области обеспечения безопасности населения в современных условиях (предупреждение населения о террористических актах)_

Разработка и создание информационной системы комплексной оценки безопасности территорий РФ при разливах пожароопасных жидкостей

Создание информационной системы комплексной оценки безопасности территорий РФ при разливах нефти и нефтепродуктов позволит в целом определить подверженность территорий риску разливов нефти и нефтепродуктов, оптимизировать структуру мероприятий по их предупреждению и ликвидации, а также привлечение аварийно-спасательных формирований на территориях, в пределах которых проводятся работы по использованию, транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов

Создание системы мониторинга безопасности критически важных, потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, как составляющей комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Внедрение системы мониторинга позволит учесть влияние критически важных, потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов на уровень безопасности населения.

Основание: Решение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 3 ноября 2009 г. № Пр-2937 (п. 3)_

Создание пилотной зоны мониторинга

В соответствии с Программой раз-

4

5

6

7

8

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области защиты населения и территорий от ЧС Основание (Обоснование)

транспортных средств МЧС России с использованием Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) вития системы связи МЧС России на период до 2015 г., утверждённой решением Коллегии МЧС России от 16.02.2010 г.

9 Создание объединённой с системами ФО-ИВ системы космического мониторинга Создание объединённой системы космического мониторинга должно обеспечить качественное прогнозирование реализации ЧС природного и техногенного характера в масштабе страны

10 Развитие системы оказания адресной специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию (группа риска) Оказание адресной специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, является наиболее эффективным методом защиты жизни и здоровья населения на индивидуальном уровне

11 Разработка и внедрение современных технологий и средств в Общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения. Совершенствование существующей системы оповещения и информирования населения за счет разработки и внедрения новых форм и методов использования современных технических средств передачи и отображения аудио и видео информации в местах массового пребывания людей, позволит повысить эффективность информирования и оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, а также подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей. Основание: Решение коллегии МЧС России от 16.02.2010 по вопросу «О совершенствовании ОКСИОН».

12 Разработка перспективных систем оповещения населения В соответствии с Программой развития системы связи МЧС России на период до 2015 г., утверждённой решением Коллегии МЧС России от 16.02.2010 г.

13 Создание в системе МЧС России информационно-телекоммуникационной структуры и единого информационного пространства Создание в системе МЧС России информационно-телекоммуникационной структуры и единого информационного пространства повысит защищенность населения от воздействия ЧС природного и техногенного характера

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области защиты населения и территорий от ЧС Основание (Обоснование)

14 Разработка системы медицинского обеспечения спасателей МЧС России в условиях ЧС Необходима разработка комплексных мер по охране здоровья спасателей МЧС России в условиях ЧС на едином системном подходе к решению задач в данной области

15 Создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Выполнение данной работы позволит обеспечить единый подход к созданию, развитию и эксплуатации в субъектах Российской Федерации комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, с учетом сопряжения существующих разнородных информационных и технических систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в интересах информационно-аналитического обеспечения принятия решений, направленных на предупреждение и ликвидацию кризисных ситуаций различного характера Основание: Решение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 3 ноября 2009 г. №Пр-2937(п.1).

2.3 Приоритетные направления научно-технической и инновационной полити-_ки в области пожарной безопасности_

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области пожарной безопасности Основание (Обоснование)

1 Проведение технологической модернизации деятельности подразделений МЧС России путем разработки и внедрения современных способов, методов и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров, оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также создания качественно новых видов пожарно-спасательной техники и специального оборудования Решение Коллегии МЧС России от 23 марта 2010 г.

2 Создание пилотных зон системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (Система-112) в Курской и Архангельской областях В соответствии с Программой развития системы связи МЧС России на период до 2015 г., утверждённой решением Коллегии МЧС России от 16.02.2010 г.

3 Организация мобилизационной подготовки сил МЧС России постоянной готовности (спасательные воинские формирования постоян- Предполагается создание единых основ мобилизационной подготовки сил МЧС России постоянной готовности и

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области пожарной безопасности Основание (Обоснование)

ной готовности, подразделения федеральной аварийно-спасательной службы (ФАСС), подразделения Федеральной противопожарной службы (ФПС), в новых условиях развития сил МЧС России на период до 2015 года подразделений Федеральной противопожарной службы

4 Создание документально-технического центра МЧС России по документационному обеспечению аварийно-спасательных и других неотложных работ при тушении пожаров и ЧС на основе микрофильмирования электронного копирования документов на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения Создание документально-технического центра МЧС России по документационному обеспечению аварийно-спасательных и других неотложных работ позволит повысить эффективность обеспечения безопасности объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения.

5 Создание передовых технических средств и технологий борьбы с пожарами и совершенствование различных видов средств индивидуальной защиты пожарных Существующие технические средства и технологии борьбы с пожарами, а также средства защиты пожарных не в полной мере отвечают требованиям международных стандартов

2.4. Приоритетные направления научно-технической и инновационной политики в области безопасности людей на водных объектах

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области безопасности людей на водных объектах Основание (Обоснование)

1 Разработка Технического регламента эксплуатации АИС ГИМС МЧС России Технический регламент России позволит нормализовать порядок эксплуатации АИС ГИМС МЧС России

2 Совершенствование водолазных технологий поиска, обследования подводных объектов и ведения спасательных работ на водных объектах Протокол заседания Коллегии МЧС России от 27 октября 2009 г. № 9

3 Сравнительный анализ характеристик существующих сорбентов нефти и нефтепродуктов Существующие сорбенты нефти и нефтепродуктов различаются по виду (порошкообразные, гранулированные, в виде полотен нетканых материалов); по происхождению (растительные, минеральные, синтетические); по техническим характеристикам (сорбционной способности, по скорости сорбции, по коэффициенту регенерации сорбента и т.д.). Отсутствие утверждённых критериев оценки сорбентов, а также информации о них приводит к их нерациональному использованию, необоснованному перерасходу материальных и денежных средств

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области безопасности людей на водных объектах Основание (Обоснование)

4 Разработка классификатора маломерных судов с учетом новых направлений и технологий в развитии маломерных судов, а также с учетом требований Директивы Европейского Совета 94/25/ЕС Разработка классификатора маломерных судов позволит привести классы и типы маломерных судов в соответствии общепринятыми нормами и требованиями Директивы Европейского Совета 94/25/ЕС

5 Разработка электронного интерактивного учебника для подготовки судоводителей маломерных судов Разработка электронного интерактивного учебника для подготовки судоводителей маломерных судов, который может быть внедрён в систему дистанционного обучения личного состав маломерных судов МЧС России

6 Разработка и создание современных технических средств и технологий ликвидации ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов Существующие технические средства и технологии ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов морально и физически устарели

2.5. Приоритетные направления научно-технической и инновационной политики в области нормативного правового обеспечения деятельности МЧС России

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области нормативного правового обеспечения деятельности МЧС России Основание (Обоснование)

1 Формирование в системе МЧС России функциональных элементов инфраструктуры «электронного правительства» В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённой поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-1663-р.

2 Создание правовой автоматизированной информационно-поисковой системы РСЧС (ПАИПС РСЧС) В системе МЧС России отсутствует правовая автоматизированная информационно-поисковая система; её разработка и реализация позволит обеспечить законопроектную и правоприменительную практику в области РСЧС (ПАИПС РСЧС)

3 Разработка Кодекса безопасности жизнедеятельности (Кодекса гражданской защиты) Кодекс безопасности жизнедеятельности (Кодекс гражданской защиты) позволит систематизировать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ГО и РСЧС, с целью создания Российской системы гражданской защиты (РСГЗ)

4 Реализация целенаправленной информационной политики по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и безопасного проживания населения Целенаправленная информационная политика предусматривает бесперебойное обеспечение населения в части преодоления последствий радиационных аварий и безопасного проживания населения

5 Создание нормативной правовой базы функционирования Системы-112 и её Создание нормативной правовой базы обеспечит гарантированное функционирова-

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области нормативного правового обеспечения деятельности МЧС России Основание (Обоснование)

развёртывание в субъектах Российской Федерации ние Системы-112 и её развёртывание в субъектах Российской Федерации

6 Создание страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения в целях выполнения функций государственного заказчика, возложенных на МЧС России Создание страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения обеспечит выполнения функций государственного заказчика, возложенных на МЧС России

7 Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей решение задач МЧС России, надзорной и правоприменительной практики Решение Коллегии МЧС России от 23 марта 2010 г.

8 Разработка нормативных правовых, методических документов в области стандартизации систем мониторинга критически важных, потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Разработка документов позволит определить основные принципы построения, основные требования к процессам проектирования, создания и эксплуатации систем мониторинга. Обеспечит их функционирование в едином правовом поле Основание: приказ МЧС России от 27 ноября 2009 г. №612

9 Нормативное правовое и организационное обеспечение применения сил ФПС в условиях выполнения возложенных отдельных задач гражданской обороны Необходима разработка: нормативной правовой и материально-технической базы обеспечения действий сил ФПС в новых условиях; научно-технического обоснования тактики действий подразделений ФПС в связи с возложением на них отдельных задач ГО; технического обоснования дообеспечения пожарно-спасательных подразделений ФПС аварийно-спасательным оборудованием техникой

10 Разработка законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих гарантированность воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в системе ФПС, ФАСС и других составляющих системы МЧС России. В настоящее время отсутствуют законодательные и иные нормативные правовые акты, обеспечивающие гарантированность воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в системе ФПС, ФАСС и других составляющих системы МЧС России.

11 Разработка методов независимой оценки риска и страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации объектов системы МЧС России В настоящее время МЧС России не располагает подобными методами и методиками

12 Разработка положения о нормативном правовом обеспечении медико-биологической адаптации малочислен- В соответствии с решением президиума Государственного совета №36 по «Основным направлениям государственной поли-

№ п/п Наименование приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики в области нормативного правового обеспечения деятельности МЧС России Основание (Обоснование)

ных народов Севера и Дальнего Востока в условиях интенсивного промышленного освоения этих регионов тики в отношении северных территорий России» № 36 от 28 апреля 2004 года. Положение должно обеспечить охрану здоровья как коренного малочисленного населения, так и безопасность жизнедеятельности переселенцев и временного контингента промышленного комплекса

13 Разработка системы правового обеспечения защиты населения Российской Федерации от деструктивного информационного воздействия Такая система крайне необходима в современных социальных условиях существования и деятельности населения Российской Федерации. В последнее время наблюдается активное использование деструктивной информации, направляемой с помощью специальных технических средств на психику человека, которая рассчитана на усвоение её объектом помимо его воли. В связи с этим правовое обеспечение защиты населения и программа подготовки населения, особенно молодого поколения в области КБЖ, должны предусматривать обучение населения способам её распознания

14 Разработка атласа КВО и ПОО Российской Федерации Руководство ряда КВО и ПОО в силу различных причин зачастую скрывает от надзорных организаций и общества негативную информацию о состоянии защищенности объектов, оборудования и протекания производственных процессов, что способствует повышению уровня аварийности, а аварии на подобных объектах могут сказаться на ходе социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и Российской Федерации в целом

15 Разработка концепции межведомственного научно-координационного Совета по проблемам защищенности КВО и ПОО от ЧС природного и техногенного характера По настоящее время в Российской Федерации нет ни организационной структуры, централизованно занимающейся вопросами заказа и использования результатов научно-исследовательских работ, ни руководящих документов, регламентирующих процедуры формирования плана НИОКР, сопровождения их выполнения, предоставления отчетности по выполненным работам и оценки качества полученных результатов исследований

Заключение

Базовые и приоритетные направления научно-технической и инновационной политики МЧС России должны быть ориентированы на решение проблем в области развития теории и практики функционирования системы МЧС России, законодательного, нормативного и методического обеспечения деятельности по развитию системы гражданской обороны, включая вопросы реформирования войск гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Одновременно необходимо акцентировать внимание на создание системы независимой оценки рисков ЧС; формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения; научно-техническое и информационное обеспечение управления деятельностью МЧС России и РСЧС; развитие систем связи и оповещения, в том числе систем спутниковой связи; развитие средств защиты информации от несанкционированного доступа.

С целью повышения эффективности прогнозирования ЧС природного и техногенного характера предстоит создание и развитие космического мониторинга чрезвычайных ситуаций, навигационного обеспечения и применения системы ГЛОНАСС; интенсифицировать разработку и внедрение технических средств и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, борьбы с пожарами; технических средств гражданской обороны, спасательной и пожарной техники.

Необходимо активизировать изучение передовой зарубежной практики в части разработки технических средств защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и террористического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.