Научная статья на тему 'Основные направления научно-технической политики МЧС России в области го и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций'

Основные направления научно-технической политики МЧС России в области го и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / научно-техническое обеспечение / ИССЛЕДОВАНИЯ / система / развитие / результаты / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / safety / scientific and technical support / research / System / Development / results / government policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Kalashniov S.

В статье рассмотрены основные положения научно-технической политики МЧС России. Научно-техническая политика МЧС России предусматривает повышение эффективности, социальной значимости планируемых научных исследований и внедрение их результатов в практическую деятельность в системе МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Kalashniov S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the basic principles of the scientific and technical policy of MChS of Russia. The scientific and technical policy of MChS of Russia provides for higher efficiency and social significance of planned research works and practical implementation of their results in the system of MChS of Russia.

Текст научной работы на тему «Основные направления научно-технической политики МЧС России в области го и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

УДК 616061.2

Основные направления научно-технической политики МЧС России в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

© Технологии гражданской безопасности, 2009

С.В. Калашнёв

Аннотация

В статье рассмотрены основные положения научно-технической политики МЧС России. Научно-техническая политика МЧС России предусматривает повышение эффективности, социальной значимости планируемых научных исследований и внедрение их результатов в практическую деятельность в системе МЧС России.

Ключевые слова: безопасность, научно-техническое обеспечение, исследования, система, развитие, результаты, государственная политика.

Key areas of scientific and technical policy of Mchs of Russia in the field of cd and population and territorial protection against emergencies

© Civil Security Technology, 2009

S. Kalashniov

Abstract

The paper deals with the basic principles of the scientific and technical policy of MChS of Russia. The scientific and technical policy of MChS of Russia provides for higher efficiency and social significance of planned research works and practical implementation of their results in the system of MChS of Russia.

Key words: safety, scientific and technical support, research, system, development, results, government policy.

Формирование научно-технической политики МЧС России осуществляется с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, основных направлений фундаментальных исследований Российской академии наук, отечественных достижений в области науки и техники, федеральных целевых программ и результатов ранее выполненных НИОКР.

Основные положения научно-технической политики МЧС России оформляются в виде базовых направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на долгосрочную перспективу и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на среднесрочную перспективу.

Базовые и приоритетные направления научно-технической политики МЧС России на 2008-2010 годы были сформулированы в решении коллегии МЧС России от 21 марта 2007 г. № 2.

К базовым направлениям научно-технической политики МЧС России отнесены следующие 6 направлений:

1. Развитие общей теории безопасности и прикладных методов анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций.

2. Научно-методическое обеспечение государственной политики в сферах ответственности МЧС России.

3. Научно-техническое и информационное обеспечение управления деятельности МЧС России и РСЧС.

4. Научно-практическое обеспечение законодательного и правового регулирования в сферах ответственности МЧС России.

5. Научно-методическое обеспечение формирования безопасности жизнедеятельности.

6. Техническое и технологическое обеспечение деятельности сил и средств МЧС России.

По каждому базовому направлению были также определены приоритетные направления, среди которых можно выделить следующие:

По первому направлению:

— научный анализ современных проблем безопасности жизнедеятельности;

— оценка и прогноз современных вызовов и угроз, методов их парирования;

— междисциплинарные исследования проблем безопасности жизнедеятельности, направленные на создание общей теории безопасности;

— совершенствование прикладных методов анализа и управления риском и создание системы научного мониторинга кризисов и катастроф современной России.

По второму направлению:

— в области гражданской обороны;

— в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повышения защищенности критически важных объектов;

— в области обеспечения пожарной безопасности;

— в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;

— в области чрезвычайного гуманитарного реагирования.

По третьему направлению:

— научно-методическое обеспечение совершенствования системы управления в кризисных ситуациях;

— создание технологического, математического, программного и информационного обеспечения автоматизированных систем управления, связи и оповещения в чрезвычайных ситуациях;

— совершенствование управления функциональными и территориальными подсистемами РСЧС;

— научно-практическое обеспечение мероприятий по переводу сил гражданской обороны на правоохранительную службу и передаче функций ГО в федеральную противопожарную службу;

— научный анализ эффективности и результативности управления в сферах ответственности МЧС России.

По четвертому направлению:

— научно-практическое обеспечение законодательного и правового регулирования в сферах ответственности МЧС России;

— научно-методическое обеспечение создания и совершенствования системы независимой оценки риска,

Рис. 1. Схема управления рисками

Рис. 2

Рис. 3. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС имени П.С. Непорожнего

страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.

По пятому направлению:

— создание методов, средств и технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

— научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— научно-методическое обеспечение кадровой политики и формирование корпоративной культуры МЧС России.

По шестому направлению:

— разработка технических средств и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. борьбы с пожарами, обеспечения безопасности людей на водных объектах;

— развитие авиационных пожарно-спасательных технологий;

— развитие технического оснащения сил ГО;

— научный анализ мирового уровня развития спасательной и пожарной техники.

Отчет о выполнении плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России в 2008 г. и основных направлениях данной работы на 2009—2010 годы был заслушан на заседании Коллегии МЧС России 4 марта 2009 г.

Отмечено, что целевая направленность научных исследований и их практическая реализация в системе МЧС России должны быть ориентированы на получение новых результатов, внедрение новейших разработок техники и технологий, совершенствование и развитие нормативной правовой базы, создание научного задела для проведения дальнейших работ в

Рис. 4. Приоритетные направления научно-технической политики МЧС России

рамках основных задач и функций, возложенных на МЧС России.

На начало 2009 года в системе МЧС России создано и передано 149 результатов НИОКР, в том числе: 8 образцов техники, 31 программно-аппаратный комплекс и специальное программное обеспечение, 116 работ реализованы в нормативно-правовых и методических документах. Еще около 200 результатов НИОКР находятся в дальнейшей разработке.

Наибольший интерес представляют следующие результаты, полученные в 2008 г.:

создание и функционирование Национального ЦУКС;

разработка медицинского комплекта гражданского защиты (закуплено 5 тыс. шт.);

создание пожарных напорных рукавов специального назначения (закуплено 7,3 тыс. м.) и др.

Основными направлениями научно-технической политики МЧС России на 2009—2010 годы являются:

совершенствование вопросов управления в РСЧС, в том числе развитие региональных сегментов Национального центра управления в кризисных ситуациях;

внедрение комплексных подходов по обеспечению безопасности при реализации экономических и инфраструктурных объектов;

повышение эффективности деятельности сил постоянной готовности, в том числе создание экспериментального пожарно-спасательного подразделения; более широкое внедрение авиационных технологий. Целевая направленность научно-технической политики МЧС России в 2009—2010 г. обусловлена новыми

задачами, решаемыми министерством (подготовка и проведение Зимней Олимпиады-2014 в г. Сочи, освоения Северных территорий, совершенствование системы управления и др.), а также работами по повышению результативности ведомственной науки и внедрению механизмов инновационной деятельности.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу были сформулированы в поручении Президента РФ от 30 марта 2002 г. № 576.

Отмечено, что целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.

Одним из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий является формирование национальной инновационной системы, которая определена в качестве важнейшей задачи, неотъемлемой части экономической политики государства, призванной обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Дальнейшее развитие этого положения государственной политики в области развития науки и технологий, механизмы и основные меры по ее реализации были утверждены Председателем Правительства РФ 5 августа 2005 г. №2473п-П7, где также даны основные термины инновационной деятельности.

Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов РФ: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол № 1 от 15 февраля 2006 г.) была утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

Инновационная деятельность — выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

— создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

— создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

— применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Центральное, основополагающее место в инновационном процессе занимает наука.

В системе МЧС России вопросы инновационной системы нашли отражение в приказе МЧС России от 19 апреля 2006 года № 249 «О реализации в системе МЧС России основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.

Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.

Основные требования к инновационному процессу

1. Концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях.

2. Сокращение сроков реализации научных результатов.

3. Создание механизма финансовой заинтересованности.

4. Повышение эффективности научно-исследовательских работ.

5. Создание условий, стимулирующих повышение уровня подготовки кадров.

Новые вызовы и угрозы обусловливают необходимость применения инновационного подхода — новых знаний и технологий в области защиты населения и территорий от ЧС.

Центральной проблемой была и остается проблема эффективности защиты населения и его жизнеобеспечения при ЧС.

Важнейшей составляющей инновационной политики должно являться внедрение многочисленных результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в практику ГО.

Инновационная деятельность в области ГО должна развиваться по следующим основным направлениям:

1. Создание новых и реконструкция существующих систем оповещения населения на основе использования современных телекоммуникационных систем.

2. Разработка и внедрение новых подходов к организации и проведению массовых эвакуационных мероприятий. При этом должное внимание должно быть уделено проблеме обеспечения миграции населения при гуманитарных катастрофах.

3. Поиск новых путей и способов накопления фонда защитных сооружений ГО и использования в этих целях подземного пространства городов.

4. Разработка новых технологий и средств пожаротушения и профилактики пожаров.

5. Совершенствование методов и способов предупреждения о ЧС, особенно землетрясениях; развитие сети мониторинга и прогнозирования ЧС, а также технических средств контроля за состоянием окружающей среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Разработка нового поколения средств индивидуальной защиты населения.

7. Разработка и внедрение комплексов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

8. Создание оптимальной группировки сил ГО и РСЧС. Оснащение этих сил современными средствами ведения спасательных работ.

9. Разработка и внедрение эффективных способов повышения защищенности критически важных объектов.

10. Внедрение в систему подготовки и обучения населения современных информационных технологий.

11. Решение проблем управления в кризисных ситуациях.

Необходимо обратить внимание на вопросы научной проработки использования современных высоких

технологий для решения задач ГО, защиты населения и территорий от ЧС. В частности, на использование на-нотехнологий при создании:

— распределенных сетей для мониторинга состояния окружающей среды, КВО и территорий;

— устройств (детекторов) оперативного обнаружения химических и биологических загрязнений;

— фильтров для очистки воды в районах ЧС;

— защитной одежды для спасателей;

— защиты от техногенных аварий и др. Научно-техническая политика МЧС России предусматривает повышение эффективности, социальной значимости планируемых научных исследований и внедрение их результатов в практическую деятельность в системе МЧС России.

Литература

1. Основные направления политики Российской Федерации в об-

ласти развития инновационной системы на период до 2010 года. Руководство. Правительство РФ. 5 августа 2005 года. N 2473п-П7.

2. Положение о конкурсе среди образовательных учреждений МЧС

России на лучшие инновационные разработки в области комплексной безопасности.2009 г Проект.

3. Инструкция о порядке внедрения и сопровождения научно-

технической продукции (НТП) в системе МЧС России. 2009г. Проект.

4. Базовые и приоритетные направления научно-технической политики МЧС России на 2008-2010 годы (Из Решения коллегии МЧС России от 21 марта 2007 г № 2)

5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации

на период до 2015 года. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2006.

6. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Поручение Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г № 576.

7. Приказ МЧС России от 19 апреля 2006 года № 249 «О реализа-

ции в системе МЧС России основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».

8. Шапошников C.B. Инновационные пути развития гражданской обороны. «Право и безопасность», №1, 2009.

9. Положение об организации научно-технической деятельности в

МЧС России, 2009. Проект.

10. Доклад Министра образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. «О стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года» на заседании Правительства РФ 15 декабря 2005 г.

11. Отчет о выполнении плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России в 2008 г. и основных направлениях данной работы на 2009-2010 годы на заседании Коллегии МЧС России 4 марта 2009 г

12. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году (раздел 7.4.). — М.: ФГУ ВНИИ.

13. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы».

14. Стратегия развития наноиндустрии. Поручение Президента Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № Пр-688.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 988 г. Москва «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».

Сведения об авторе

Калашнев Сергей Викторович: МЧС России, заместитель начальника научно-технического управления, 131352, Москва, ул. Давыдковская, д.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.