Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОТБОРА ДЕТЕЙ В ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПЛАВАНИЮ'

МЕТОДИКА ОТБОРА ДЕТЕЙ В ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПЛАВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
384
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОВЦЫ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дарвиш Т.А., Кугушева Т.В., Галанова С.С., Баклакова М.В.

Цель исследования - изучить эффективность методики отбора детей семи-восьми лет в группу начальной подготовки по плаванию, дополненной блоком психолого-педагогической оценки личностных качеств. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие дети в возрасте семи-восьми лет, желающие заниматься плаванием, общий состав испытуемых составил 16 человек. Для достижения цели были изучены и оценены блоки: физической подготовленности юных пловцов, психолого-педагогической оценки, а также проведено тестирование для выявления уровня мотивации к занятиям плаванием (на основе «Лесенки побуждений» А.И. Божовича, И.К. Марковой). Результаты исследования и выводы. Выявлено, что отличительными особенностями содержания экспериментальной методики отбора детей семи-восьми лет в группу начальной подготовки по плаванию является дополнение блока психолого-педагогической оценки, основанного на оценке личностных качеств (тип темперамента, психотип) и характеризующего предрасположенность и готовность детей к занятиям плаванием. Согласно выявленным личностным качествам, наиболее перспективные дети семи-восьми лет при отборе в группу начальной подготовки по плаванию - это дети с типом темперамента сангвиник или флегматик, по психотипу - интроверты. Юные пловцы, прошедшие отбор по экспериментальной методике, ощущают потребность в личном достижении высоких результатов, участии в соревнованиях, тогда как у детей контрольной группы мотивы основаны поимущественно на признании и одобрении другими (родителей, товарищей, тренера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дарвиш Т.А., Кугушева Т.В., Галанова С.С., Баклакова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR SELECTING CHILDREN IN GROUPS OF INITIAL TRAINING IN SWIMMING

Objective of the study was to study the effectiveness of the methodology for selecting children of seven to eight years old in the group of initial swimming training, supplemented by a block of psychological and pedagogical assessment of personal qualities.Methods and structure of the study. The study involved children aged seven to eight years who wished to go in for swimming, the total composition of the subjects was 16 people. To achieve the goal, the following blocks were studied and evaluated: the physical fitness of young swimmers, psychological and pedagogical assessment, and testing was carried out to identify the level of motivation for swimming (based on the “Ladders of motives” by A.I. Bozhovich, I.K. Markova).Results and conclusions. It was revealed that the distinctive features of the content of the experimental methodology for selecting children of seven to eight years old in the group of initial training in swimming is the addition of a block of psychological and pedagogical assessment, based on the assessment of personal qualities (type of temperament, psychotype) and characterizing the predisposition and readiness of children for swimming lessons. According to the identified personal qualities, the most promising children of seven to eight years of age, when selected for the group of initial training in swimming, are children with a sanguine or phlegmatic temperament type, and introverts according to their psychotype. Young swimmers who passed the selection according to the experimental method feel the need to personally achieve high results, participate in competitions, while in children of the control group, the motives are mainly based on the recognition and approval of others (parents, comrades, coaches).

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОТБОРА ДЕТЕЙ В ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПЛАВАНИЮ»

МЕТОДИКА ОТБОРА ДЕТЕЙ

В ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПЛАВАНИЮ

УДК/UDC 796.015.12

Поступила в редакцию 21.12.2021 г.

Информация для связи с автором: tarabaxa85@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Дарвиш1

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Кугушева1

С.С. Галанова1

М.В. Баклакова1

1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

METHODOLOGY FOR SELECTING OHiLDREN iN GROUPS OF iNiTiAL TRAiNiNG iN SWiMMiNG

PhD, Associate Professor T.A. Darvish1 PhD, Associate Professor T.V. Kugusheva1 S.S. Galanova1 M.V. Baklakova1

1 Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

Аннотация

Цель исследования - изучить эффективность методики отбора детей се-ми-восьми лет в группу начальной подготовки по плаванию, дополненной блоком психолого-педагогической оценки личностных качеств. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие дети в возрасте семи-восьми лет, желающие заниматься плаванием, общий состав испытуемых составил 16 человек. Для достижения цели были изучены и оценены блоки: физической подготовленности юных пловцов, психолого-педагогической оценки, а также проведено тестирование для выявления уровня мотивации к занятиям плаванием (на основе «Лесенки побуждений» А.И. Божовича, И.К. Марковой).

Результаты исследования и выводы. Выявлено, что отличительными особенностями содержания экспериментальной методики отбора детей семи-восьми лет в группу начальной подготовки по плаванию является дополнение блока психолого-педагогической оценки, основанного на оценке личностных качеств (тип темперамента, психотип) и характеризующего предрасположенность и готовность детей к занятиям плаванием. Согласно выявленным личностным качествам, наиболее перспективные дети семи-восьми лет при отборе в группу начальной подготовки по плаванию - это дети с типом темперамента сангвиник или флегматик, по психотипу - интроверты. Юные пловцы, прошедшие отбор по экспериментальной методике, ощущают потребность в личном достижении высоких результатов, участии в соревнованиях, тогда как у детей контрольной группы мотивы основаны поимущественно на признании и одобрении другими (родителей, товарищей, тренера).

Ключевые слова: пловцы, спортивный отбор, психолого-педагогическая оценка, личностные качества, методика, физическая подготовка.

Abstract

Objective of the study was to study the effectiveness of the methodology for selecting children of seven to eight years old in the group of initial swimming training, supplemented by a block of psychological and pedagogical assessment of personal qualities.

Methods and structure of the study. The study involved children aged seven to eight years who wished to go in for swimming, the total composition of the subjects was 16 people. To achieve the goal, the following blocks were studied and evaluated: the physical fitness of young swimmers, psychological and pedagogical assessment, and testing was carried out to identify the level of motivation for swimming (based on the "Ladders of motives" by A.I. Bozhovich, I.K. Markova).

Results and conclusions. It was revealed that the distinctive features of the content of the experimental methodology for selecting children of seven to eight years old in the group of initial training in swimming is the addition of a block of psychological and pedagogical assessment, based on the assessment of personal qualities (type of temperament, psychotype) and characterizing the predisposition and readiness of children for swimming lessons. According to the identified personal qualities, the most promising children of seven to eight years of age, when selected for the group of initial training in swimming, are children with a sanguine or phlegmatic temperament type, and introverts according to their psychotype. Young swimmers who passed the selection according to the experimental method feel the need to personally achieve high results, participate in competitions, while in children of the control group, the motives are mainly based on the recognition and approval of others (parents, comrades, coaches).

Keywords: swimmers, sports selection, psychological and pedagogical assessment, personal qualities, methodology, physical training.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. В настоящее время спортивные педагоги при отборе перспективных пловцов ориентируются на степень быстроты овладения техникой вида спорта, интенсивность роста спортивных результатов, уровни развития физических способностей [1, 4].

Ошибочная спортивная ориентация детей и подростков приводит к большим потерям: во-первых, травмируется психика ребенка, а во-вторых, не позволяет повысить качество тренировочного процесса.

Проблема дальнейшего повышения уровня спортивных достижений сводится не только к разработке новых методов тренировки, но и к поиску одаренных в спортивном отноше-

нии детей и их подготовке с применением наиболее эффективных современных методик [2, 5, 6].

Цель исследования - выявить эффективность методики отбора детей в группу начальной подготовки по плаванию, дополненной блоком психолого-педагогической оценки личностных качеств.

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось на базе КГБУ «СШОР по базовым и олимпийским видам спорта «Старт», г Чайковский (Пермский край), в котором приняли участие дети в возрасте семи-восьми лет, желающие заниматься плаванием, общий состав испытуемых составил 16 человек. По результатам

психолого-педагогической оценки были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная, по восемь человек в каждой (по пять мальчиков и три девочки).

Алгоритм деления детей на контрольную и экспериментальную группы заключался в следующем:

- Дети прошли отбор по результатам тестирования (показателям физической подготовленности) в группу начальной подготовки, все выполнили нормативные требования для зачисления согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «плавание» [3].

- Согласно существующей методике отбора в спортивной практике были применены следующие критерии отбора: возраст, благоприятный для начала занятий плаванием; отсутствие серьезных отклонений в состоянии здоровья и склонности к заболеваниям, препятствующим занятиям спортом; соответствие морфотипа требованиям плавания; соответствие уровня двигательных способностей требованиям плавания.

- Согласно выявленным личностным качествам деление детей (16 человек) произошло по следующему принципу: ЭГ (восемь человек) - дети, с типом темперамента сангвиники, флегматики, по психотипу - интроверты; имеющие оценку личностных качеств (согласно методике Л. С. Солнцевой, В. В. Медведева) - высокий и средний уровень; КГ (восемь человек) - остальные дети.

Далее, в процессе реализации опытно-экспериментальной работы, проводились тренировочные занятия в группах начальной подготовки согласно утвержденного плана три раза в неделю по 40 мин. Все испытуемые занимались по общему плану спортивной тренировки. В конце проведенного нами эксперимента (апрель 2021 г) было проведено повторное тестирование показателей физической подготовленности и изучен вопрос мотивации детей семи-восьми лет к занятиям плаванием.

Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке продемонстрирована схема реализации методики, направленной на эффективный отбор детей семи-восьми лет

Цель - определение уровня двигательной подготовки всех здоровых детей и показателей строения их тела, желающих заниматься спортом, в том числе определение отклонений от нормы.

Изучение параметров, характеризующих состояние здоровья (отсутствие наследственных заболеваний: болезни сердца, нарушение обмена веществ, психологические расстройства, травмы опорно-двигательного аппарата)

Организационно - педагогические блоки

Блок оценки физической подготовленности

Блок психолого-педагогической оценки

Осуществление отбора детей в группы начальной подготовки по плаванию

Контроль эффективности

Коррекция

Результат: юный пловец, заинтересованный в спортивной деятельности-

Алгоритм реализации методики, направленной на эффективный отбор детей семи-восьми лет в группы начальной подготовки по плаванию

в группы начальной подготовки по плаванию. Далее рассмотрим результаты реализации данной методики.

Блок оценки физической подготовленности. Согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «плавание» в данный блок входит развитие физических качеств: скоростно-силовых, гибкости. Эффективность реализации экспериментальной методики подтверждена следующими результатами:

- «Бросок набивного мяча 1 кг»: в ЭГ наблюдается прирост высокого уровня сформированности - на 12,5 % выше, чем в КГ, также сократилось на 12,5 % детей ЭГ, выполнивших тест на низком уровне;

- «Челночныйбег3к10»: в ЭГ на 37,5 % увеличилось количество детей, показавших результаты высокого уровня сформированности скоростно-силовых способностей, а в КГ лишь на 12,5 %;

- «Выкрут прямых рук вперед-назад»: в ЭГ выполнивших этот тест на низком уровне сократилось на 37,5 % и увеличились на 50,0 % результаты, отражающие высокий уровень, в то время как в КГ изменения произошли незначительные;

- «Наклон вперед из положения стоя на возвышении»: в КГ и ЭГ на 12,5 % сократилось количество занимающихся, выполнивших тест на низком уровне, а количество детей, выполнивших тест на высоком уровне, увеличилось в ЭГ на 25,0 % больше, чем в КГ.

Блок психолого-педагогической оценки. В типовых методиках отбора в группы начальной подготовки тренерами уделяется внимание оценке таких психологических качеств ребенка, как упорство, настойчивость, выдержка и др. Однако, многие ученые, изучающие проблему отбора детей в спортивные секции, говорят о необходимости включения в оценку личностных качеств ребенка. На начальном этапе опытно экспериментальной работы при отборе детей в группы начальной подготовки нами было проведено тестирование показателей физической подготовленности детей семи-восьми лет согласно нормативным показателям, представленным в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «плавание» [3].

Дети, справившиеся с нормативами, были зачислены в группы начальной подготовки по плаванию (16 человек). Результаты анкетирования по методике Ганса Айзенка позволили определить детей, наиболее склонных к занятиям плаванием по типу темперамента и психотипу.

Результаты проведенного исследования показали следующее распределение детей:

- по типу темперамента: сангвиники - восемь человек, флегматики - два человека, холерики и меланхолики - по три человека;

- по психотипу: интроверты - девять человек, экстраверты - семь человек;

- совмещение темперамента и психотипа, наиболее предпочтительное для пловцов: флегматик-интроверт - три человека, сангвиник-интроверт - пять человек.

Таким образом, по результатам психолого-педагогической оценки детей были сформированы две группы, продемонстрированные в таблице.

Необходимо отметить, что исследуемых детей, полностью соответствующих нашим принципам распределения, практически не оказалось. Поэтому был определен приоритет при отборе - это темперамент и психотип.

В завершении опытно-экспериментальной работы было проведено тестирование для определения уровня мотивации к занятиям плаванием (на основе «Лесенки побуждений» А. И. Божовича, И. К. Марковой) среди занимающихся контрольных и экспериментальной групп. По результатам

№5 • 2022 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

Принцип преимущественного распределения согласно комплексной оценке личности в группы (КГ, ЭГ) детей семи-восьми лет для осуществления опытно-экспериментальной работы

Тип группы Количество детей,человек Тип темперамента Психотип Уровень оценки личностных качеств

Всего Мальчики Девочки

ЭГ 8 5 3 Сангвиник Флегматик Интроверт Высокий Средний

КГ 8 5 3 Сангвиник Холерик Меланхолик Экстраверт Средний Низкий

тестирования было выявлено, что дети ЭГ лестницу мотивов «построили» так: 1. Получение высоких результатов. 2. Участие в спортивных соревнованиях. 3. Одобрение родителей и др. В целом, мотивы занимающихся КГ основаны преимущественно на признании и одобрении другими (родителей, товарищей, тренера), а дети экспериментальной группы ощущают потребность в личном достижении высоких результатов, участия в соревнованиях.

Стоит отметить, что к окончанию опытно-экспериментальной работы в ЭГ все дети продолжали тренировочный процесс в группе, в то время как в КГ количество детей сократилось на 37,5 %.

Выводы. Результаты исследования показали, что юные пловцы группы начальной подготовки, прошедшие отбор по экспериментальной методике, имеют мотивацию к занятиям плаванием, преимущественно основанную на возможности участвовать в спортивных соревнованиях, получать высокие результаты. Эффективность реализации экспериментальной методики подтверждена положительными сдвигами в проявлении гибкости и скоростно-силовых способностях юных спортсменов.

Литература

1. Войтенко, Ю.Л. Критерии отбора в спортивном плавании на начальном этапе подготовки юных пловцов / Ю.Л. Войтенко, К.О. Ольховикова // Сборник трудов студентов и молодых ученых. - М., 2016. - С. 57-61.

2. Малкин, В.Р. Психологическая работа в детско-юношеской спортивной школе: учебное пособие / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева. -Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 104 с.

3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание. - М.: Советский спорт, 2018. - 36 с.

4. Федоров, С.А. Оценка перспективности юных пловцов при отборе в учебно-тренировочные группы спортивных школ: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Федоров. - М., 1998. - 118 с.

5. Херувимова, Т.А. Применение метода круговой тренировки на начальном этапе подготовки гимнастов / Т.А. Херувимова, Т.В. Кугушева // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 3.

- С. 61-64.

6. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учеб. пособие / Б.П. Яковлев. - 2-е изд., стер. - М.: Лань, 2019.

- 312 с.

References

1. Voitenko Yu.L., Olkhovikova K.O. Kriterii otbora v sportivnom plavanii na nachalnom etape podgotovki yunyh plovcov [Criteria for selection in sports swimming at the initial stage of training young swimmers]. Collection of works of students and young scientists. Moscow, 2016. pp. 57-61.

2. Malkin V.R., Rogalev L.N. Psihologicheskaya rabota v detsko-yunosheskoj sportivnoj shkole [Psychological work in a children's and youth sports school]. Study guide. Ekaterinburg: Uralskij federalnyj universitet publ., 2016. 104 p.

3. Federalnyj standart sportivnoj podgotovki po vidu sporta plavanie [Federal standard of sports training for the sport of swimming]. Moscow: Sovetskij sport publ., 2018. 36 p.

4. Fedorov S.A. Ocenka perspektivnosti yunyh plovcov pri otbore v uchebno-trenirovochnye gruppy sportivnyh shkol [Evaluation of the prospects of young swimmers in the selection for training groups of sports schools]. PhD diss.. Moscow, 1998. 118 p.

5. Kheruvimova T.A., Kugusheva T.V. Primenenie metoda krugovoj trenirovki na nachalnom etape podgotovki gimnastov [Application of the circuit training method at the initial stage of training gymnasts]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 61-64.

6. Yakovlev B.P. Motivaciya i emocii v sportivnoj deyatelnosti [Motivation and emotions in sports activities]. 2nd ed., ster. Moscow: Lan publ., 2019. 312 p.

ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О (U .с Н

В апреле 2022 года в Чайковской государственной академии физической культуры и спорта состоялась IX Международная научно-практическая конференция «Подготовка единоборцев: Теория, методика и практика».

В работе конференции приняли участие свыше 500 специалистов из шести стран, среди которых были: иностранные и российские ученые, руководители спортивных учреждений, руководители комплексных научных групп, преподаватели, тренеры и специалисты по разным видам единоборств, учителя физической культуры общеобразовательных учреждений, аспиранты и студенты.

Почетными гостями конференции стали:

- Карелин Александр Александрович - сенатор Российской Федерации, заслуженный мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, доктор педагогических наук, профессор;

- Иванов Дмитрий Эдуардович - президент Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская федерация рукопашного боя», судья международной категории экстра-класса;

- Чеснокова Татьяна Васильевна - министр физической культуры и спорта Пермского края;

- Третьяков Александр Владимирович - депутат законодательного Собрания Пермского края, президент Федерации спортивной борьбы Пермского края, заслуженный мастер спорта России по греко-римской борьбе;

- Обвинцев Алексей Анатольевич - и.о ректора ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет спорта», доктор педагогических наук, мастер спорта СССР;

- Зекрин Фанави Хайбрахманович - ректор ФГБОУ ВО «Чайковская государственная академия физической культуры и спорта», к.п.н., профессор, МСМК СССР по дзюдо.

Значимыми мероприятиями конференции явились панельная дискуссия с руководителями комплексных научных групп по спортивной борьбе, боксу, дзюдо, тхэквондо на тему: «Проблемы научно-методического обеспечения подготовки национальных сборных команд по спортивным единоборствам, работы комплексных научных групп и пути их решения» и «Фестиваль уроков физической культуры средствами единоборств», который прошел на базе МАОУ СОШ НьюТон г. Чайковский.

Состоявшаяся конференция продемонстрировала важность обсуждаемых вопросов и необходимость дальнейшего продвижения и развития спортивных единоборств.

ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

«Теория и практика физической культуры»

5'22

Нынешний выпуск «Тренера» открывает статья, подготовленная группой авторов из Белгорода под руководством доцента А. Г. Самборского. Авторы актуализируют проблему развития скоростно-силовых способностей футболистов высокого класса. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что уровень развития скоростно-силовых качеств футболистов клубов Российской Премьер-лиги ниже, чем у зарубежных спортсменов такого же уровня квалификации. В частности, на 15-метровом отрезке российские футболисты проигрывают игрокам национальной лиги Швеции 0,15 с, что на таких скоростях составляет около 1 м. В оперативном контроле скоростно-силовой подготовленности футболистов авторами рекомендуется использовать эргометрический анализ скорости бега, позволяющий определить информативные показатели, характеризующие различные стороны беговой работоспособности.

В статье, подготовленной С. С. Клименко, Л. А. Кадуцкой, к. п.н. Е. Ю. Домрачевой, доцентом Г.Л. Нестеренко (г Белгород), выявлены основные педагогические условия, необходимые для повышения результативности соревновательной деятельности бегунов на средние дистанции с учетом особенностей энергообеспечения их мышечной деятельности. Выявлено, что эффективность подготовки легкоатлетов может быть повышена за счет рационализации методики тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей энергообеспечения их мышечной деятельности.

Авторский коллектив из г. Хабаровска под руководством С. С. Добровольского предложил тренерам методику совершенствования двигательной деятельности юных бегунов с учетом индивидуального психофизического состояния спортсменов. В ходе исследования доказано, что психоэмоциональное состояние «успешных» бегунов характеризуется высоким значением психорегуляции, энергичности, уравновешенности, что указывает на способность спортсменов к мобилизации ресурсов для эффективной соревновательной деятельности.

Авторы И. С. Безматерных, доцент С. С. Горбунов, С. В. Костарева, Р. Р. Ибрагимов (г. Чайковский) в ходе исследования выявили эффективность различных подходов в спортивной подготовке молодых лыжников-гонщиков. Авторами установлено, что среднегорье является положительным фактором, который может давать спортсменам внушительную добавку к спортивному результату при условии постепенного повышения уровня высот, начиная с 900-1500 м до 2500 м над уровнем моря.

В заключительной статье «Тренера» доцент Е. О. Рыбакова, Ю. Ю. Борина и В.А. Куликов (г. Чайковский) предложили тренерам эффективную методику силовой подготовки молодых девушек, занимающихся бодибилдингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.