Научная статья на тему 'Аргументация использования простейших критериев отбора в спортивных школах при комплектации некоммерческих групп начального обучения плаванию'

Аргументация использования простейших критериев отбора в спортивных школах при комплектации некоммерческих групп начального обучения плаванию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
875
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНЫЙ ОТБОР / ПЛАВАНИЕ / ТРЕНЕР / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амелин Никита Сергеевич, Стефановский Михаил Васильевич, Труднева Маргарита Ивановна, Федорова Татьяна Юрьевна, Шарагин Виктор Иванович

Подготовка пловцов высокого класса в спортивных школах является основополагающим направлением их работы, в связи с чем, актуальным для тренеров-практиков является выбор перспективных детей из колоссального объема желающих научиться плавать и не потерять их для спорта. На наш взгляд, целесообразным будет применение элементарных критериев отбора для формирования групп начальной подготовки детей склонных к плаванию на некоммерческой основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амелин Никита Сергеевич, Стефановский Михаил Васильевич, Труднева Маргарита Ивановна, Федорова Татьяна Юрьевна, Шарагин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Argument for using the easiest selection criteria at sports schools when completing the non-profit groups of elementary swimming training

Preparation of the top-class swimmers at sports schools is a fundamental focus of the work, and, therefore, the selection of the promising children from the enormous amount of the trainees is relevant to the coaches-practitioners, with the aim not to lose them for the sport. In our view, it is appropriate to apply the basic eligibility criteria for the formation of groups for initial training of children prone to swim on the non-profit basis.

Текст научной работы на тему «Аргументация использования простейших критериев отбора в спортивных школах при комплектации некоммерческих групп начального обучения плаванию»

No 5, pp. 19-22.

2. Alikhodzhin, R.R. (2018), "The system of pedagogical learning management motor actions of students RUT (MIIT)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 160, No 6, pp. 12-15.

3. Alikhodzhin, R.R. (2018), "Technology pedagogical influences on motor actions of students transport universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No 9, pp. 27-29.

4. Anokhin, P.K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.

5. Gurevich, K.M. (1970), Professional suitability and basic properties of the nervous system Science, Moscow.

6. Dyachkov, V.N. (1975), "The problem of errors in the technical training of athletes of higher qualification", Materials of the final conference, VNIIFK, Moscow, pp. 49-53.

7. Korenberg, V. B. (1965), "On the problem of reliability of physical exercise", conference "Cybernetics and sport", pp. 47-48.

8. Korenberg, V. B. (1983), "Motor error in the gymnastics", Gymnastics: collection of articles, Physical Culture and sport, Moscow, pp. 29-30.

9. Menhin, Yu.V. (2003), Physical education: theory, methodology, practice, Physical Culture and sport, Moscow.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2018

УДК 797.212.7

АРГУМЕНТАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТЕЙШИХ КРИТЕРИЕВ ОТБОРА В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПРИ КОМПЛЕКТАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ГРУПП НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Никита Сергеевич Амелин, магистрант, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Михаил Васильевич Стефановский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва; Маргарита Ивановна Труднева старший преподаватель, Татьяна Юрьевна Федорова, кандидат социологических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Подготовка пловцов высокого класса в спортивных школах является основополагающим направлением их работы, в связи с чем, актуальным для тренеров-практиков является выбор перспективных детей из колоссального объема желающих научиться плавать и не потерять их для спорта. На наш взгляд, целесообразным будет применение элементарных критериев отбора для формирования групп начальной подготовки детей склонных к плаванию на некоммерческой основе.

Ключевые слова: первичный отбор, плавание, тренер, физическая подготовленность, мотивация, здоровый образ жизни, перспективные дети.

ARGUMENT FOR USING THE EASIEST SELECTION CRITERIA AT SPORTS SCHOOLS WHEN COMPLETING THE NON-PROFIT GROUPS OF ELEMENTARY

SWIMMING TRAINING

Nikita Sergeevich Amelin, the undergraduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Mikhail Vasilyevich Stefanovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, University of Civil Engineering, Moscow; Margarita Ivanovna Trudneva, the senior teacher, Tatiana Yurievna Fedorova, the candidate of social sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education

Annotation

Preparation of the top-class swimmers at sports schools is a fundamental focus of the work, and, therefore, the selection of the promising children from the enormous amount of the trainees is relevant to

the coaches-practitioners, with the aim not to lose them for the sport. In our view, it is appropriate to apply the basic eligibility criteria for the formation of groups for initial training of children prone to swim on the non-profit basis.

Keywords: primary selection, swimming coach, physical readiness, motivation, healthy lifestyle, promising children.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема спортивного отбора является одной из основных в спорте высших достижений, она исследуется на протяжении многих десятилетий и до сих пор является весьма актуальной.

Первоначально с данной проблемой тренер по плаванию сталкивается при наборе в группы начальной подготовки, поскольку при превышении плана комплектования групп, что бывает, фактически, повсеместно, руководство спортивных школ, следуя Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «плавание» [6], принимает решение о зачислении детей в группы начальной подготовки с учетом результатов оценки их физической подготовленности, а также мотивации и особенностей телосложения. Следовательно, первый шаг в подготовке перспективного спортсмена состоит в умении тренера увидеть во всей массе пришедших детей наиболее одаренных или предрасположенных к занятиям плаванием.

В настоящий период времени перед спортивными школами поставлено ряд задач, среди которых приоритет отдан проведению массовой физкультурно-спортивной деятельности, направленной на формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни, всестороннего физического развития профессионального самоопределения и воспитания высококлассных спортсменов - резерва сборной страны [6]. На достижение высоких спортивных результатов ориентированы только одаренные спортсмены, прошедшие весьма жесткий отбор на этапах многолетней подготовки. Причем осуществление отбора на этих этапах обеспечивает не только тренер, но и научные работники различных специальностей - комплексные научные группы [1, 2, 5].

Изначально тренер остается один на один с большим потоком детей, желающих записаться в группу начальной подготовки по плаванию. Из-за этого тренеры не могут обеспечить качественное, серьезное изучение и оценку исходной физической подготовленности и мотивации пришедших к ним детей, адекватно оценить их антропометрические данные и перспективы.

Мы предположили, что в процессе педагогической деятельности у каждого тренера появились собственные наработки, средства, критерии первичного отбора на начальном этапе спортивной тренировки, позволяющие, с их точки зрения, определить перспективных детей для дальнейшей специализации в плавании.

Мы посчитали целесообразным выявить и апробировать эти средства в ходе педагогического эксперимента и при получении положительных результатов рекомендовать тренерам их применение.

При изучении программ спортивных школ были обнаружены рекомендации, согласно которым следует проводить оценку мотивации, антропометрических данных и физической подготовленности младших школьников при условии превышении планируемого лимита записи в группы начальной подготовки, однако средств, методических указаний и четких критериев в документах не дано.

Согласно указаниям руководства спортивных школ и положениям о наборе в «Спортивной школе олимпийского резерва № 23» и «Спортивной школе № 2» г. Москвы, тренеры должны набирать в группы начальной подготовки всех желающих, независимо от их предрасположенности к плавательному спорту и без учета каких-либо показателей отбора. Данное положение вещей аргументируется одной из ведущих задач спортивных школ - обеспечение массового обучения плаванию. Однако Федеральным стандартом, действовавшим при в 2016/17 уч. году [6] предусмотрены нормативы по общей и

специальной физической подготовленности для зачисления в группы на этапе начальной подготовки. На практике набор детей производится в коммерческие абонементные группы, многочисленность которых обеспечивает спортивным школам приток денежных средств [5] и колоссальную нагрузку на тренеров. Вопросы бюджетного или внебюджетного обеспечения тренировочного процесса с детским контингентом в стандартах не затронуты [6]. Однако не все родители могут оплатить такое обучение, к тому же коммерциализация содействует потере, возможно, в будущем перспективных спортсменов. В нашей стране в социалистический период развития, в самые трудные годы детско-юношеский спорт никогда не был подвержен коммерциализации: даже в 1943 году, во время Отечественной войны, детские школы плавания возобновили учебно-тренировочную работу [3, 4]. В настоящее время, по мнению тренеров, в погоне спортивных школ за прибылью происходит значительная физическая и моральная перегрузка тренерских кадров, снижается эффективность их деятельности, к тому же - это одна из причин возможной потери будущих талантливых спортсменов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании, проведенном 2016/17 учебном году, приняли участие дети 7-8 лет - воспитанники московских спортивных школ № 2 и № 23. Занятия в группах осуществлялись строго по единой программе для спортшкол по плаванию Москомспорта, разработанной на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание» [6]. В ходе бесед с тренерами было выявлено, что при проведении первичного отбора специалисты на первое место ставят визуальную оценку телосложения ребенка и наличие желания заниматься плаванием.

Для оценки целесообразности проведения первичного отбора на этапе начальной подготовки юных пловцов руководство спортивной школы № 2 позволило создать экспериментальную некоммерческую группу (ЭГ) из 10 мальчиков и 10 девочек, сформированную с учетом основных рекомендаций тренеров по критериям первичного отбору. Нами учитывалось: наличие у ребенка желания заниматься плаванием; близость места жительства от бассейна и возможность регулярно посещать занятия; положительная визуальная оценка телосложения ребенка (рост, осанка, телосложение: широкие плечи, узкий таз, длинные конечности, большие кисти и стопы) [1, 2]; хорошая гибкость, (результаты теста ГТО 1 ступени: наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу); спортивное прошлое родителей. Дети обеих спортшкол, зачисленные в группы начальной плавательной подготовки без прохождения процедуры первичного отбора, вошли в контрольную группу (КГ). Дети обеих групп изначально не умели плавать, но беспроблемно входили в воду и перемещались в опорном положении, не боялись попадавших в лицо брызг; на первом занятии все освоили погружение в воду с головой.

После завершения основного курса обучения плаванию, состоявшего из 35 занятий, на 36-м занятии были проведены соревнования, согласно программному материалу спортивных школ: 50 м вольным стилем, 50 м брассом и 50 м кролем на спине; в ходе соревнования проводилась оценка техники плавания. Тестирование физической подготовленности было проведено на первом вводном занятии и после соревнований на 37 занятии: наклон вперёд, стоя на гимнастической скамейке (см); выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата в см); сгибание-разгибание рук в упоре лежа (количество раз); прыжок в длину с места (см). Оценка плавательной и физической подготовленности детей проводилась комиссией, состоящей из тренеров обеих школ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По итогам проведенного набора было выявлено, что у 5 детей ЭГ (25%) родители занимались плаванием и были мастерами или кандидатами в мастера спорта; в КГ лишь у одного ребенка отец занимался тяжёлой атлетикой и имел I спортивный разряд.

В конце года в обеих группах была выявлена положительная достоверная динамика показателей по всем тестам физической подготовленности (p <0,05). Дети, у которых изначально было выявлено личное желание заниматься спортивным плаванием, и визуально определена антропометрическая предрасположенность к плаванию, т.е. - это дети ЭГ, показали достоверный приоритет перед своими сверстниками из КГ в освоении всех нормативов спортшкол (p<0,05); средняя оценка техники плавания в ЭГ соответствовала 4,7±0,1 балла, в КГ - 3,5±1,35 балла (p<0,05). На соревнованиях все дети ЭГ (100%) выполнили требования III юношеского разряда и были зачислены в учебно-тренировочные группы (УТГ), из КГ требования III юношеского разряда выполнили лишь 40,0% занимавшихся, и им было предложено продолжить тренировки в УТГ. Через год из детей ЭГ отсева не произошло, 50,0% детей из КГ, зачисленных в УТГ, прекратили тренировки. Следовательно, целесообразность проведения простейшего первичного отбора детей в группы начальной подготовки по плаванию была подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, критерии начального отбора, использованные нами при формировании ЭГ, доступны каждому тренеру и в тоже время малозатратны по времени. Считаем целесообразным осуществлять зачисление всех детей, успешно прошедших конкурсный отбор в группы начальной подготовки по плаванию, на некоммерческих условиях во избежание потери талантливых, но материально недостаточно обеспеченных детей.

В предшествующем и в ныне действующем Федеральном стандарте [6] указано, что спортсмены, не выполнившие программные требования одного из этапов подготовки, вправе продолжить тренироваться на этом же этапе. Учитывая запросы действительности, на наш взгляд, возможно, будет целесообразным, предложить спортсменам, не имеющим прогресса, повторно не освоившим переводные нормативы, продолжать тренировки на коммерческой основе, а всем перспективным новичкам осваивать спортивное плавание в некоммерческих группах начальной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова, А.В. Отбор и ориентация юных пловцов по морфологическим показателям / А.В. Абросимова, В.Ю. Карпов // Физическая культура и спорт в инклюзивном образовании детей и учащейся молодежи : материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции. - М., 2016. - С. 11-14.

2. Давыдов, В.Ю. Отбор и контроль в плавании на этапе многолетней подготовки спортсменов : учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко, В.Ю. Карпов. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. - 101 с.

3. Карпов, В.Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева. - Самара : Изд-во Самарск. гос. пед. ун-та, 2002. -168 с.

4. Савельева, О.Ю. История возникновения и развития плавания : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / О.Ю. Савельева. - М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2016. - 132 с.

5. Особенности обеспечения учебного процесса по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста в ДЮСШ и фитнес-клубах / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Р.В. Козьяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 211-217.

6. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «плавание» / Министерство спорта Российской Федерации. - М. : Советский спорт, 2013. - 24 с.

REFERENCES

1. Abrosimova, A.V. and Karpov, V.Yu. (2016), "Selection and orientation of young swimmers on morphological indicators", Physical culture and sports in inclusive education of children and young people, Proceedings of the All-Russian students science and practice conference, Russian state social university, Moscow, pp.11-14.

2. Davydov, V.Yu., Avdienko, V.B. and Karpov, V.Yu. (2003), Selection and control in the phase of a multi-year training athletes. Tutorial, Publishing house Theory and practice of physical culture,

Moscow.

3. Karpov, V.Yu. and Savelieva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara.

4. Savelieva O.Yu. (2016), The history of the emergence and development of swimming: Tutorial, part No. 2, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow.

5. Savelieva O.Yu., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Kozyakov R.V. (2017), "Providing features of educational process in swimming with preschool age children at the youth sport schools and fitness clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 211-217.

6. Ministry of sport of the Russian Federation (2013), Federal standard of swimming sports training, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2018

УДК 378

УРОВЕНЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ БИОЛОГИЯ - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ПОСТУПАЮЩИХ В ВЫСШИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Елена Александровна Андросова, учитель биологии, Средняя общеобразовательная школа № 100 Калининского района, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель; Андрей Петрович Гайкалов, старший преподаватель, Алексей Витальевич Горохов, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается уровень сформированности межпредметных и метапредметных знаний предметных областей биология и физическая культура, полученных на основе интегрированных уроков, выпускников средних общеобразовательных школ, поступающих в высшие учебные заведения технического профиля и высшие военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации. Кратко анализируются причины совершенствования межпредметных и метапредметных знаний в области биологии и физической культуры. Для этого рассматривается теория физического воспитания и спорта как междисциплинарная область знаний. Приводятся результаты собственных исследования, характеризующие возможности курсантов Военной академии применять полученные знания в области физиологии и строения тела человека на практических занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка» в интересах повышения их эффективности и взаимосвязи педагог-ученик-педагог. Делается заключение о необходимости совершенствования межпредметных и метапредметных знаний в области биологии и физической культуры.

Ключевые слова: биология, физическая культура, физическая подготовка, трансдисципли-нарность физической подготовки.

LEVEL OF INTERDISCIPLINARY KNOWLEDGE OF BIOLOGY - PHYSICAL CULTURE AMONG GRADUATES OF SCHOOLS ENTERING THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Elena Aleksandrovna Androsova, the biology teacher, Secondary school No. 100, Kalininsky district, St. Petersburg; Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, head of the Department, Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Petrovich Gaykalov, the senior teacher, Aleksey Vitalievich Gorokhov, the senior teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the level of formation of interdisciplinary and metadisciplinary knowledge of such subject areas as biology and physical culture, obtained on the basis of integrated lessons, by graduates

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.