Научная статья на тему 'Динамика психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста при обучении плаванию'

Динамика психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста при обучении плаванию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
575
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лобанова Юлия Олеговна

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, непоседливы. Но движения их еще несовершенны. Чем подвижнее дошкольник, тем быстрее развивается его мускулатура и совершеннее становится координация движений. В возрасте 6-7 лет у детей более уверенными становятся те движения, которыми они овладели в преддошкольном возрасте: ходьба, бег, лазание, бросание, ловля мяча и др. В ходе исследования был использован метод тестирования, анкетирование и метод математической статистики. Типоспецифичная методика начального обучения плаванию с учетом конституциональных особенностей детей дошкольного возраста улучшает атмосферу в группах, повышает продуктивность, увлеченность и удовлетворенность занятиями, ускоряет процесс формирования навыков элементов плавания, обеспечивает эффективность начального обучения плаванию, повышает экономичность учебного процесса, создает предпосылки для повышения качества подготовки юных пловцов на начальных этапах тренировки. Библиогр. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лобанова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF PRESCHOOL AGE CHILDREN AT SWIMMING LESSONS

At preschool age children are very mobile and restless. But their movements are still imperfect. The more mobile they are, the faster their muscular system develops, and the coordination of their movements becomes more perfect. At the age of 6-7 children's movements that they mastered at their early age like walking, running, climbing, throwing and catching a ball, etc. become more confident. For the given research the method of testing, questionnaires and method of mathematical statistics have been used. Type specific technique for elementary swimming training and taking into consideration constitutional features of preschool age children improves the atmosphere in groups, raises efficiency, enthusiasm and satisfaction with lessons, accelerates elements formation process of swimming skills, provides efficiency of elementary swimming training, raises profitability of educational process, creates prerequisite for quality improvement of young swimmers at the initial stages of training.

Текст научной работы на тему «Динамика психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста при обучении плаванию»

ББК 74.100.54:88.840.3

Ю. О. Лобанова Астраханский государственный технический университет

ДИНАМИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ

Введение

В дошкольном возрасте ребенок еще очень импульсивен, свои решения он принимает под влиянием непосредственных побуждений, а не в результате обдумывания. Его действия характеризуются непроизвольностью, подражательностью, внушаемостью. На протяжении дошкольного возраста в развитии воли происходят существенные изменения; поведение ребенка становится все более произвольным, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Ребенок приобретает способность к преодолению препятствий, освобождается от случайной внешней зависимости. Он ведет себя адекватно не только в условиях, когда ждет награды или наказания, но и на основе внутренних побуждений - данного слова, данного обещания, какого-то правила [1, 2].

В деятельности ребенка возникает совпадение мотивов, умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени.

Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто являются показателем чрезмерности этой помощи и служат препятствием для осознания ребенком своих возможностей, саморегуляции и развития и инициативности. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Для дошкольников характерна завышенность самооценки, что позволяет им свободно осваивать новые сферы действительности и является, с одной стороны, залогом успешности, а с другой - служит источником противоречия между желаемым и действительным. Это противоречие обнаруживается необходимость соответствия своей завышенной самооценке, что влечет за собой развитие. Условиями, определяющими развитие, является все то, что определяет развитие вышеперечисленных базисных характеристик личности ребенка [3, 4].

Средства и методы физического воспитания в этом возрасте связаны с развитием двигательной активности, формированием целей и мотивов, которые побуждают детей этого возраста выполнять физические упражнения.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, непоседливы. Но движения их еще несовершенны. В скелете дошкольника много хрящевой ткани, поэтому он очень гибок, а мышцы его слабы, следовательно, в этот период ребятам доступны упражнения, требующие быстроты, ловкости, но небольших мышечных усилий. Чем подвижнее дошкольник, тем быстрее развивается его мускулатура и совершеннее становится координация движений. Как показывает практика, дети в 6-7 лет могут начинать заниматься фигурным катанием, плаванием, общеразвивающими гимнастическим упражнениями, могут учиться бегать на коньках, ходить на лыжах. В этот период у детей более уверенными становятся те движения, которыми они овладели в преддошкольном возрасте: ходьба, бег, лазание, бросание, ловля мяча и др. В дошкольном возрасте дети учатся выполнять некоторые новые движения (например, прыжки с места и с разбега и др.). Дошкольники могут специально сосредоточивать свое внимание на выполняемых движениях, у них увеличивается возможность к волевому напряжению, они способны прилагать достаточные волевые усилия для достижения даже отдаленной цели [5-8].

В успешном овладении физическими упражнениями в возрасте 5-6 лет огромную роль играют конкретно поставленные задачи, их понимание, действенные мотивы, которые побуждают ребенка выполнять данные упражнения [9-11].

В ходе исследования был использован метод тестирования, анкетирование и метод математической статистики.

Характеризуя отношение детей к учебным занятиям плаванием, можно констатировать что у мальчиков и девочек экспериментальной группы достоверно улучшились показатели активности (соответственно 13,9 и 14,3 %), желания заниматься плаванием (18,4 и 16,2 %), настроения (20,0 и 17,1 %). В этой группе (при 5 %-м уровне значимости) позитивно изменились показатели способности к преодолению трудностей (мальчики - 8,3 %, девочки - 15,2 %) и дисциплинированности (мальчики - 7,5 %, девочки - 10,0 %).

Средний показатель, характеризующий отношение к занятиям плаванием, также изменился существенно (5 %-м уровень значимости) (мальчики - 13,5 %, девочки - 14,4 %) (табл. 1).

Таблица 1

Отношение детей различных групп к занятиям плаванием (по данным экспертов), баллы

Группа

контрольная экспериментальная

Этапы обследования

Показатель Пол

Началь- Конеч- При- рост, Достовер- ность Началь- Конеч- При- рост, Достовер- ность

% различии % различий

Настроение м д 3,6 3,5 3,9 3,8 8,3 8,6 < 0,05 < 0,05 3.5 3.5 4,2 4,1 20,0 17,1 < 0,01 < 0,01

Активность м 3,7 3,8 2,7 > 0,05 3,6 4,1 13,9 < 0,01

д 3,6 3,7 2,8 > 0,05 3,5 4,0 14,3 < 0,01

Дисципли- м 4,0 4,1 2,5 > 0,05 4,0 4,3 7,5 < 0,05

нированность д 4,1 4,2 2,4 > 0,05 4,0 4,4 10,0 < 0,05

Желание м 3,9 4,1 5,1 > 0,05 3,8 4,5 18,4 < 0,01

плаванием д 3,7 4,0 8,1 < 0,05 3,7 4,3 16,2 < 0,01

Способность к преодолению трудностей м д 3,6 3,3 3,7 3,4 2,8 3,0 > 0,05 > 0,05 3,6 3,3 3,9 3,8 8,3 15,2 < 0,05 < 0,05

Средний показатель м д 3,76 3,64 3,92 3,82 4,3 4,9 > 0,05 < 0,05 3,70 3,60 4,20 4,12 13,5 14,4 < 0,01 < 0,01

В контрольной группе только отдельные анализируемые показатели (настроение, желание заниматься физической культурой) изменились достоверно. Несколько улучшились, но остались на недостаточном уровне показатели способности к преодолению трудностей, активности и дисциплинированности.

По большинству анализируемых показателей отношения детей к занятиям плаванием отмечается достоверное преимущество испытуемых экспериментальной группы в конечном обследовании.

Таким образом, специфичная методика обучения плаванию способствует позитивному отношению дошкольников к данным занятиям, а традиционная методика обучения плаванию оказывает меньшее влияние на данные характеристики.

В начальном обследовании показатели взаимоотношения детей в группах были приблизительно одинаковы. В основном все анализируемые характеристики (средние показатели) варьировали в диапазоне 4-5 баллов.

В конечном обследовании у мальчиков экспериментальной группы достоверно улучшились показатели дружелюбия, удовлетворенности, продуктивности, сотрудничества и успешности. Средний показатель анализируемых характеристик составил 2,45 балла.

У девочек данной группы наиболее существенно изменились показатели теплоты в отношениях, взаимной поддержки, дружелюбия. Средний результат также существенно улучшился и составил 2,53 балла. У испытуемых контрольной группы анализируемые показатели взаимоотношения изменялись несущественно.

Таким образом, экспериментальная методика обучения технике плавания с учетом конституциональных особенностей позволяет улучшить атмосферу в группах, повысить продуктивность и сотрудничество, увлеченность, удовлетворенность и успешность.

Личность ребенка состоит из комплекса устойчивых признаков, куда входит и темперамент. Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает влияние на особенности деятельности и поведения детей. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к общению и воспитанию. Различия темперамента детей проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении.

В табл. 2, 3 представлено процентное соотношение девочек и мальчиков дошкольного возраста с учетом типа конституции и темперамента.

Таблица2

Определение темперамента у девочек 5-6 лет с учетом типа конституции, %

Тип темперамента Возраст (лет) Тип конституции

А-Т Д М

Меланхолик 5-6 12,5 7,5 5

Холерик 5-6 3,75 12,5 16,25

Сангвиник 5-6 6,25 6,25 7,5

Флегматик 5-6 6,25 10 6,25

Таблица 3

Определение темперамента у мальчиков 5-6 лет с учетом конституции, %

Тип темперамента Возраст (лет) Тип конституции

А-Д Т М

Меланхолик 5-6 15 7,5 2,5

Холерик 5-6 5 10 18,75

Сангвиник 5-6 6,25 5 7,5

Флегматик 5-6 10 7,5 5

Девочки. В А-Т типе преобладают меланхолики - 12,5 %, а холериков наименьшее количество - 3,75 %. Количество сангвиников и флегматиков одинаково - 6,25 %. В Д типе холериков 12,5 %, флегматиков - 10 %, меланхоликов - 7,5 %, сангвиников - 6,25 %. В М типе конституции преобладание холериков - 16,25 %, наименьшее количество меланхоликов - 5 %, сангвиников и флегматиков - 7,5 и 6,25 % соответственно.

Мальчики. В А-Т типе преобладают меланхолики - 15 %, в М типе - холерики - 18,75 %, в Д - 10 % холерики. В меньшей мере в типе А-Т выражены холерики и сангвиники - 5 и 6,25 % соответственно, в М типе - меланхолики - 2,5 % и флегматики - 5 %, в Д типе - сангвиники - 5 %. У мальчиков Д типа равное процентное соотношение меланхоликов и флегматиков - 7,5 %. В качестве ведущего типа темперамента в А-Т типе выделяется флегматик - 10 %, в М типе - сангвиник - 7,5 %.

Преобладание типа темперамента в значительной мере влияет на сроки освоения упражнений на воде школьниками с различными типами конституции.

Идентификация типов конституции открывает широкие возможности для внедрения дифференцированного подхода в практику начального обучения плаванию. Проблема индивидуализации в условиях массового обучения плаванию - наиболее важная и трудная задача организации физкультурно-оздоровительного процесса. Открывается возможность учета индивидуально-типологических особенностей ребенка, что, безусловно, повышает эффективность начального обучения плаванию. Учебный процесс по начальному обучению плаванию становится управляемым и гарантирует успешное усвоение программы обучения всеми дошкольниками.

Наибольший эффект в начальном обучении плаванию был достигнут при применении типоспецифичной методики формирования двигательных действий. Одним из важных достижений, позволяющих говорить о позитивном влиянии новой организационной формы занятий, явилось повышение социального комфорта, а также социальной активности испытуемых.

Заключение

Типоспецифичная методика начального обучения плаванию с учетом конституциональных особенностей детей дошкольного возраста улучшает атмосферу в группах, повышает продуктивность, увлеченность и удовлетворенность занятиями, ускоряет процесс формирования навыков элементов плавания, обеспечивает эффективность начального обучения плаванию, повышает экономичность учебного процесса, создает предпосылки для повышения качества подготовки юных пловцов на начальных этапах тренировки.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Алабин Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника: Учеб. пособие. - Мурманск, 1998. - 114 с.

2. Апанасенко Г. П. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоров' я, 1985. - 77 с.

3. Губа В. П., Никитушкин В. Г., Квашук П. В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. - Смоленск: СГИФК, 1997. - 220 с.

4. Кузнецова З. И. Критические периоды развития двигательных качеств у школьников // Физкультура в школе. - 1975. - № 1. - С. 7-9.

5. Бальсевич В. К., Запоражанов В. А. Физическая активность человека. - Киев: Здоров'я, 1987. - 226 с.

6. Бочарова Н. П. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 12. - С. 72-75.

7. Бунак В. В. Нормальные конституционные типы в свете данных о корреляции отдельных признаков // Ученые записки МГУ. - М.: МГУ, 1940. - С. 64-87.

8. Давыдов В. Ю., Шамардин А. И., Лущик И. В. Методика оценки морфофункционального статуса и физической подготовленности детей 3-6-летнего возраста разных типов конституции // Методическое пособие. - Волгоград, 1996. - 47 с.

9. Жукова Е. С. Возрастная дифференцировка средств обучения технике плавания школьников 7-17 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1990. - 19 с.

10. Казаковцева Т. С. Организационные и педагогические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1989. - 22 с.

11. Вискне З. А. Возрастные закономерности развития двигательных возможностей. - Алма-Ата, 1987. - 96 с.

Получено 22.12.2006

CHANGES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF PRESCHOOL AGE CHILDREN AT SWIMMING LESSONS

Yu. O. Lobanova

At preschool age children are very mobile and restless. But their movements are still imperfect. The more mobile they are, the faster their muscular system develops, and the coordination of their movements becomes more perfect. At the age of 6-7 children's movements that they mastered at their early age like walking, running, climbing, throwing and catching a ball, etc. become more confident. For the given research the method of testing, questionnaires and method of mathematical statistics have been used. Type specific technique for elementary swimming training and taking into consideration constitutional features of preschool age children improves the atmosphere in groups, raises efficiency, enthusiasm and satisfaction with lessons, accelerates elements formation process of swimming skills, provides efficiency of elementary swimming training, raises profitability of educational process, creates prerequisite for quality improvement of young swimmers at the initial stages of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.