Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вуз / дисциплина / иностранный язык / методика / практическое занятие / русский язык / самостоятельная работа / студент / university / discipline / foreign language / methodology / practical lesson / Russian language / independent work / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пань Ди

В центре внимания современных исследователей находится проблематика выработки эффективных методик организации самостоятельной работы обучающихся высших учебных заведений, изучающих русский язык как иностранный. Особо подчеркивается гуманистический подход. В рамках данной статьи рассматриваются соответствующие стратегии, которые не только улучшают лингвистические компетенции, но и способствуют самостоятельности, повышению мотивации (заинтересованности), культурному осмыслению. Описанные методики объединяют современные педагогические концептуальные наработки с практическим применением, обеспечивая всеобъемлющий базис для преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пань Ди

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF UNIVERSITY STUDENTS IN PREPARATION FOR PRACTICAL CLASSES IN THE DISCIPLINE "RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE"

The focus of modern researchers is on the problem of developing effective methods for organizing independent work of students of higher educational institutions studying Russian as a foreign language. The humanistic approach is particularly emphasized. Within the framework of this article, appropriate strategies are considered that not only improve linguistic competencies, but also promote independence, increase motivation (interest), and cultural understanding. The described methods combine modern pedagogical conceptual developments with practical application, providing a comprehensive basis for teachers.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»

Пань Ди, магистрант

Российский университет дружбы народов (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-105-108

Аннотация. В центре внимания современных исследователей находится проблематика выработки эффективных методик организации самостоятельной работы обучающихся высших учебных заведений, изучающих русский язык как иностранный. Особо подчеркивается гуманистический подход. В рамках данной статьи рассматриваются соответствующие стратегии, которые не только улучшают лингвистические компетенции, но и способствуют самостоятельности, повышению мотивации (заинтересованности), культурному осмыслению. Описанные методики объединяют современные педагогические концептуальные наработки с практическим применением, обеспечивая всеобъемлющий базис для преподавателей.

Ключевые слова: вуз, дисциплина, иностранный язык, методика, практическое занятие, русский язык, самостоятельная работа, студент.

В условиях современности изучение иностранного языка на вузовском уровне опирается на многоаспектный (комплексный) подход, в рамках которого обеспечивается сочетание теоретических познаний и практического применения. Для студентов, изучающих русский язык как иностранный, самостоятельная работа выступает в качестве важнейшего компонента их образовательного пути. В увязке с этим необходимо ознакомиться с методиками, которые задействуются в целях эффективной организации этой самостоятельной деятельности, позволяющими достичь того, чтобы обучающиеся были хорошо подготовлены к занятиям, могли успешно продвинуться к по-настоящему глубокому пониманию как языковых основ, так и культуры, которая в связи с ними воплощается.

Результаты и обсуждение

В первую очередь, целесообразно подчеркнуть, что сама самостоятельная работа по изучению языка выполняет ряд ключевых функций:

- закрепление обучения в классе / аудитории;

- развитие автономии;

- социокультурное погружение [1].

Так, фиксация пройденного материала

даёт учащимся возможность практиковать, а также планомерно усваивать концепции, представленные во время очных занятий.

Что касается развития автономии, то в данном ключе уместно сослаться на поощрение обучающихся брать на себя ответственность за собственное обучение (на первый план выходит проблематика воспитания чувства независимости).

С позиций культурного погружения следует упомянуть о значимости знакомства учащихся с социокультурным контекстом языка, что немаловажно для целостного овладения им.

Переходя к более конкретизированному рассмотрению методик, прежде всего, целесообразно систематизировать их. В результате обозначаются следующие категории (рис.).

Обучение, базирующееся на задачах (ТВЬ)

Смешанное обучение

) Проектные форматы (РВЬ)

Журналы для размышлений

Коллегиальное обучение, сотрудничество

Рис. Систематизация методических подходов

Так, при обучении на основе задач фокусируются на выполнении значимых действий, шагов с применением целевого языка. Для студентов это представлено сценариями из реальной жизни (написание электронных писем, участие в он-лайн-форумах либо подготовка презентаций на темы русской культуры). Задания следует грамотно составить, они должны соответствовать уровню знаний учащихся, а также целевым ориентирам обучения [2].

Приведём пример. На первом этапе следует предварительное задание, предоставляется необходимый словарный запас, грамматические конструкции. Затем учащиеся выполняют задачи самостоятельно либо в небольших группах. Постзадача - поразмышлять, обсудить проблемы, решения, исправить ошибки.

В свою очередь, смешанное обучение сочетает традиционные методы (в классе) с онлайн-ресурсами. Подобный подход обеспечивает гибкую среду, в которой учащиеся получают полноценный доступ к материалам (в комфортном для них темпе).

К примеру, могут быть использованы платформы для предоставления доступа к конспектам лекций, викторинам, интерактивным упражнениям. Задействуются вспомогательные инструменты: поощряется обращение к языковым приложениям, российским СМИ (в частности, но-

востным веб-сайтов, каналам YouTube), программам виртуального языкового обмена.

В рамках реализации проектно-ориентированного обучения предусматривается, что учащиеся работают над проектом в течение длительного периода. Соответствующие методики содействуют более глубокому взаимодействию с языком, его культурным контекстом [3].

Так, на стартовой стадии составляется дизайн проекта: это варьируется (от исследовательских работ по истории России до создания короткометражного фильма на русском языке). Далее проект дифференцируется на ряд управляемых этапов, при этом обеспечивается обратная связь на каждом из них. Завершением служит презентация - студенты представляют свои результаты самостоятельной работы, что помогает развивать языковые навыки, укреплять уверенность в себе.

Относительно журналов для размышления уместно подчеркнуть, что они побуждают учащихся документировать свой учебный процесс, проблемы, с которыми они сталкиваются, а также стратегии, используемые для их преодоления. Рассматриваемый методический приём положительным образом сказывается на метапо-знании, позволяя обучающимся лучше осознавать свои стратегические действия и прогресс [4].

Так, преподаватель даёт отчётливые указания на предмет того, что именно должно содержаться в журнале (например, ежедневное использование языка, новый словарный запас, культурные наблюдения). Важно запланировать периодические проверки, чтобы обеспечить обратную связь, стимулировать рефлексивную практику.

Наконец, взаимное обучение способствует формированию коллективной среды, в которой студенты имеют возможность учиться друг у друга [5]. Соответствующие методические инициативы не только помогают в овладении языком, но и создают поддерживающее сообщество.

Выводы

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов вузов по дисциплине РКИ требует продуманной интеграции различных обучающих методик. Используя подход на основе задач, смешанный формат, обучение на базе проектирования, рефлексивные журналы, а также взаимные варианты, преподаватели тем самым принимают деятельное и позитивное участие в создании динамичной, благоприятной среды (воспитательно-образовательного содержания). Современные методики не только улучшают лингвистические навыки, но и содействуют углублённому восприятию культуры и автономии учащихся, что необходимо для овладения русским языком как

иностранным.

Библиографический список

1. Вазанова М.Г. Организация самостоятельной работы студентов при изучении русского языка как иностранного / М.Г. Вазанова // Вектор научной мысли. - 2023. -№ 4 (4). - С. 144-148.

2. Мельникова Т.Н. Самостоятельная работа при обучении русскому языку как иностранному в вузах в условиях дистанционного формата образования / Т.Н. Мельникова, Е.И. Гринкевич, И.А. Ковынева, Н.Э. Петрова // Коллекция гуманитарных исследований. - 2022. - № 1 (30). - С. 39-45.

3. Скляр Е.С. Проектная деятельность как вид самостоятельной работы по русскому языку как иностранному / Е.С. Скляр // Региональный вестник. - 2019. - № 8 (23). -С. 43-44.

4. Арефьева С.А. Самостоятельная работа студентов при изучении русского языка как иностранного / С.А. Арефьева, О.В. Арефьева // Вестник Марийского государственного университета. - 2020. - Т. 14. - № 4 (40). - С. 409-414.

5. Надха С.Э. Мобильные приложения как средство обучения русскому языку как иностранному при организации самостоятельной работы иностранных студентов / С.Э. Надха, А.М. Маслова, Е.О. Кузьмина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 13. - № 1. - С. 335-340.

METHODOLOGY OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF UNIVERSITY STUDENTS IN PREPARATION FOR PRACTICAL CLASSES IN THE DISCIPLINE

"RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE"

Pan Di, Graduate Student

Peoples' Friendship University of Russia

(Russia, Moscow)

Abstract. The focus of modern researchers is on the problem of developing effective methods for organizing independent work of students of higher educational institutions studying Russian as a foreign language. The humanistic approach is particularly emphasized. Within the framework of this article, appropriate strategies are considered that not only improve linguistic competencies, but also promote independence, increase motivation (interest), and cultural understanding. The described methods combine modern pedagogical conceptual developments with practical application, providing a comprehensive basis for teachers.

Keywords: university, discipline, foreign language, methodology, practical lesson, Russian language, independent work, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.