Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РОЛЬ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ / АВТОНОМИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщева Вероника Владимировна

Роль учебной автономии студентов в условиях перехода в онлайн-среду и использования гибридных форм обучения выходит на передний план, поскольку именно автономия учащегося позволяет ему находить эффективные варианты и способы работы с учебным материалом для достижения образовательных целей. В статье обсуждаются основные характеристики концепта учебной автономии, его отличия от самостоятельной работы, его содержание и суть. Формирование учебной автономии напрямую связано с формированием индивидуальных учебных стратегий, позволяющих наиболее эффективно усваивать материал. Одним из инструментов формирования и развития учебной автономии сегодня становятся средства ИКТ, предлагающие широкий спектр вариантов индивидуальной и групповой работы. Очевидно, что вопросами формирования учебной автономии необходимо заниматься на системном уровне и интегрировать эту работу в учебные программы и стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEARNER AUTONOMY IN THE PROCESS OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF ONLINE LEARNING: PROBLEMS AND PROSPECTS

The role of learner autonomy in the transition to online and hybrid forms of learning comes to the fore, since it allows them to find effective options and ways to work with educational material to achieve educational goals. The article discusses main characteristics of the concept of educational autotomy, its differences from independent work, its content and essence. The formation of learner autonomy is directly related to the formation of individual learning strategies that allow the most effective study of the material. One of the tools for the formation and development of learner autonomy today is the use of IT technologies, which offer a wide range of options for individual and group work. It is evident that the formation of educational autonomy must be dealt with at the system level and integrated into curricula and standards.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Теория и методика профессионального образования

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-93-102

В.В. Борщева

Институт востоковедения Российской академии наук, 107031 г. Москва, Российская Федерация

Роль учебной автономии студентов в процессе освоения иностранного языка в вузе в условиях онлайн-обучения: проблемы и перспективы

Роль учебной автономии студентов в условиях перехода в онлайн-среду и использования гибридных форм обучения выходит на передний план, поскольку именно автономия учащегося позволяет ему находить эффективные варианты и способы работы с учебным материалом для достижения образовательных целей. В статье обсуждаются основные характеристики концепта учебной автономии, его отличия от самостоятельной работы, его содержание и суть. Формирование учебной автономии напрямую связано с формированием индивидуальных учебных стратегий, позволяющих наиболее эффективно усваивать материал. Одним из инструментов формирования и развития учебной автономии сегодня становятся средства ИКТ, предлагающие широкий спектр вариантов индивидуальной и групповой работы. Очевидно, что вопросами формирования учебной автономии необходимо заниматься на системном уровне и интегрировать эту работу в учебные программы и стандарты.

© Борщева В.В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

Ключевые слова: учебная автономия, автономия в преподавании иностранных языков, онлайн-обучение, преподавание иностранных языков в вузе

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Борщева В.В. Роль учебной автономии студентов в процессе освоения иностранного языка в вузе в условиях онлайн-обучения: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 93-102. DOI: 10.31862/2500-297Х-2022-3-93-102

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-93-102

V.V. Borshcheva

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, 107031, Russian Federation

The role of Learner autonomy in the process of studying a foreign language at university in the conditions of online learning: Problems and prospects

The role of learner autonomy in the transition to online and hybrid forms of learning comes to the fore, since it allows them to find effective options and ways to work with educational material to achieve educational goals. The article discusses main characteristics of the concept of educational autotomy, its differences from independent work, its content and essence. The formation of learner autonomy is directly related to the formation of individual learning strategies that allow the most effective study of the material. One of the tools for the formation and development of learner autonomy today is the use of IT technologies, which offer a wide range of options for individual and y m group work. It is evident that the formation of educational autonomy must o_-e- £ be dealt with at the system level and integrated into curricula and standards. log Key words: learner autonomy, autonomy in ELT, online learning, teaching foreign languages at university

ro t;

^ о

x I

° 5

h го

ш m

Z о

о;

CITATION: Borshcheva V.V. The role of learner autonomy in the process of studying a foreign language at university in the conditions of online learning: Problems and prospects. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3. Pp. 93-102. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-93-102

Учебная автономия учащихся изучается уже многие годы, как в теоретических трудах, диссертационных исследованиях, так и в практико-ориентированных методических материалах. Сегодня учебная автономия в условиях распространения новой ковидной инфекции, переходе на онлайн-образование, смешанные и гибридные форматы обучения, приобретает все большее значение. От того, насколько учащийся готов брать на себя ответственность за результаты образовательной деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность, зависит успешность или, наоборот, неуспешность образовательных процессов и результатов. И работа педагога по формированию и развитию учебной автономии учащихся именно сейчас становится как нельзя более актуальной и в то же время сложной, поскольку в настоящих условиях снижаются возможности личного контакта между субъектами образовательного процесса, общение «через экран» требует большего уровня концентрации всех участников процесса, переключаются акценты, меняется психологическая составляющая учебной деятельности.

Отметим, что в данной статье онлайн-обучение понимается в широком смысле, во всех проявлениях перехода учебной аудитории в онлайн-пространство через любые программные решения, которые происходили в нашей стране в период пандемии 2020-2022 гг., без дифференциации дистанционного, онлайн-, смешанного или гибридного образования. В статье речь пойдет о тех механизмах, которые можно использовать для более эффективной работы по формированию учебной автономии именно в условиях онлайн-обучения.

Обратимся к самому понятию учебной автономии. Трактовок достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной литературе, но все они объединяют основные свойства этого понятия, а именно ответственность учащегося, как ключевое положение, за свои образовательные результаты. Именно такое первое понимание этого понятия вкладывал | о в него Генри Холек, которого наиболее часто цитируют при исследова- Jf нии вопроса учебной автономии [13]. Из современных подходов к ана- S^ g | лизу автономии можно отметить более практический подход к вопросу. ^ 5 2 Методисты говорят о помощи учащимся понять или осознать процес- ^-е-й сы обучения, как в классе, так и вне учебной

в эти процессы и целеполагание, и учебные стратегии, необходимые

для достижения поставленных результатов [15]. В то же время некоторые исследователи обращают внимание на проблему отождествления учебной автономии с самообучением, поскольку не всегда возможно четко разграничить эти понятия [14]. Действительно, автономия предполагает самообучение, но, на наш взгляд, это разные понятия. Самообучение и самообразование невозможны без должного уровня учебной автономии, а автономия в свою очередь связана с образовательным процессом, в котором принимает участие человек и которым управляет специалист-преподаватель. Таким образом, формирование учебной автономии - это направляемый преподавателем процесс, когда учащийся занимает активную позицию, осознает свою ответственность за результаты обучения и активно вовлечен в разные виды деятельности, интенсифицирующие учебный процесс.

В чем отличие учебной автономии от самостоятельной работы или дополнительной работы учащихся с изучаемым материалом? В исследовательской литературе можно найти разные критерии, но среди основных характеристик автономии выделяют следующие:

- смещение фокуса от преподавания на продуктивное изучение;

- возможность активного влияния на процесс обучения со стороны студентов;

- взаимопомощь учащихся;

- рефлексия, оценка и самооценка учащихся в учебном процессе;

- поддерживающая роль преподавателя в создании пространства для реализации и развития учебной автономии учащихся;

- использование разнообразных инструментов для формирования и развития автономии учащихся [5, с. 126].

Е.А. Насонова выделяет четыре компонента учебной автономии, среди которых психологический, методический, социальный и когнитивный [9, с. 321]. Психологический компонент связан с мотивацией, социальный - с коммуникацией с другими, изучающими язык, либо с носителями изучаемого языка, когнитивный - с индивидуальными учебными стратегиями, а методический - с планированием, выбором средств, самооценкой и анализом [Там же]. На наш взгляд, все эти компоненты важны и будут также присутствовать при обучении онлайн или дистанционно, только в другой пропорции, выводя на передний план

аг ко ин

^ когнитивныи и психологическим компоненты. тая ени

2 I 1

х у 2 щегося, ее формирование зачастую ложится на преподавателя, особен™ но в нашей стране, где все же до сих пор в системе общего образования ш рэ мало внимания уделяется этому аспекту. На наш взгляд, эти сложности

Несмотря на то, что учебная автономия является характеристикой уча-

m и-ш

г- С О

в России носят социокультурный характер. Сама система образования

не дает свободы учащимся в учебном процессе как в школе, так и в вузе, учащиеся привыкают к довольно пассивной роли, делать то, что задают педагоги [2, с. 44-45]. А учебная автономия требует активной позиции учащегося. Следовательно, для формирования и развития учебной автономии учащихся необходимо интегрировать такие задания, которые по сути и содержанию будут способствовать творческой активности, самостоятельному поиску информации, индивидуальному планированию и учету времени и прочих ресурсов и т.д. Интересна позиция ряда исследователей, которые делают акцент на парадигме «обучение - учение». Р.П. Мильруд и А.В. Матиенко подчеркивают, что «учебная автономия является важным условием реализации учащимися своих познавательных возможностей в процессе овладения иностранным языком, превращая обучение в учение» [7, с. 52].

Как уже было отмечено выше, сегодня роль учебной автономии выходит на передний план для самого учащегося, поскольку меняется образовательная парадигма, традиционный формат очного обучения в силу новых обстоятельств, связанных с пандемией, сегодня невозможен в полной мере. В каких-то учебных заведениях образовательные программы реализуются в гибридном или смешанном формате, в каких-то - полностью с использованием дистанционных технологий. Контакт преподавателя с группой учащихся в таких условиях является опосредованным, живое общение подменяется виртуальным, и несмотря на то, что через монитор можно видеть друг друга, слышать, осуществлять взаимодействие, все же такое общение значительно отличается от привычного нам. Меняется формат, подходы, требования, перед преподавателем встает ряд вопросов и проблем, которых не было ранее.

В преподавании иностранных языков учебную автономию часто связывают с мотивацией учащихся. Интерес и познавательная активность обучающихся важны для успешного вовлечениях их в работу по формированию учебной автономии. В последние годы появился ряд исследований по формированию учебной автономии в процессе преподавания иностранного языка через использование обучающей среды Moodle [11], с использованием подкастов [1], МООК [8; 10], на основе мобиль- 0 ных технологий [3; 6]. Можно заметить, что на переднем плане боль- | о шинства исследований выходят информационно-коммуникационные

t: ? к

технологии, что созвучно реалиям современной жизни, а также самим -т о i условиям обучения, когда именно средства ИКТ дают новый импульс ^ у 2 развития педагогических технологий. Именно ресурсы ИКТ сейчас ¡^-е-й обладают наибольшим потенциалом не только для самого учебного про- ^ s—o цесса, но и для развития учебной автономии.

Отметим, что на настоящий момент разнообразие информационных ресурсов таково, что ориентироваться в нем становится все сложней и сложней. В последние годы заметны тренды, как в публикациях, так и в различных методических дискуссиях в ходе круглых столов и конференций. Как только появляется новая программа, продукт, приложение или что-то подобное, оно очень быстро набирает аудиторию пользователей и получает широкое распространение, а затем или интерес к нему угасает, или приходит что-то более актуальное и современное, и уже практически никто не пользуется одними и теми же инструментами годами, как было раньше. Большинство этих новинок изначально приходят в учебную аудиторию в качестве вариантов самостоятельной работы, но они также прекрасно подходят и для автономной работы студентов. Можно перечислить огромное количество примеров таких трендов. Когда появились мобильные телефоны, то творческие задания стали включать в себя отправку смс на иностранном языке одногруппникам или преподавателю, или перевод языка мобильного устройства на иностранный, чтобы получить больше языкового окружения. То же самое было с электронной почтой, задания на написание электронных писем были как во всех современных УМК, так и просто в аудитории. Как только социальные сети вошли в нашу жизнь, началась активная работа по созданию тематических групп в этих сетях на иностранном языке, участие в форумах, ведение блогов и т.д. Буквально каждый инновационный инструмент давал огромный толчок как в практическом, так и в теоретическом плане: мы видим большое количество не только публикаций, но и защищенных диссертаций по технологиям вики, использованию подкастов, блогов, социальных сетей и прочего. С одной стороны, такое разнообразие значительно расширяет спектр инструментов, которыми можно пользоваться, но с другой - усложняет работу преподавателю, которому нужно всегда следить за новинками, осваивать их, быть готовым к работе с новыми и непривычными ресурсами.

Как уже было обозначено выше, многие такие инструменты, которые изначально рекомендуются специалистами для самостоятельной или дополнительной работы учащихся, можно успешно использовать и для автономной работы. Например, когда появилась игровая обучающая платформа Kahoot, она очень быстро завоевала популярность за счет своей интерактивности, оригинальности, удобства использования и простоты. Сейчас даже некоторые иноязычные учебники инте-

го ~ ^ о

X I ^ л

° 5 ^ ? ^

ф I X 2 § 1

у 2 грировали задания на этой платформе для каждого урока или раздела,

CK

^.д. ¡^ что, с одной стороны, говорит об очень широкой практике применения 8 этих заданий, а с другой - о большом интересе к таким формам рабо-

m

г- С О

ты. Поскольку сама платформа очень проста в использовании, для того

чтобы запустить викторину (и даже создать собственную), достаточно самых базовых навыков работы в интернете, то ее применение для автономной работы учащихся подходит как нельзя лучше. Практика показывает, что любая группа учащихся после прохождения викторины на платформе Kahoot с большим интересом создает свои проекты на платформе, которые потом можно проводить в классе. А если творчески подойти к процессу, вовлечь их интересными темами или сюжетами (например, создать викторину про свою учебную группу, про популярных музыкантов или актеров, про сюжеты видеоигр и так далее в рамках той тематики, которая отвечает интересам группы учащихся), то уровень вовлеченности и желания работать автономно и самостоятельно повышается в разы. Это лишь один из примеров, а подобных программ, приложений и прочих информационных новинок огромное количество.

Для учащегося автономия связана со многими аспектами, не только его учебной деятельности, но и личностными качествами, а также стратегиями, которые он использует в учебной деятельности. Принимая во внимание тот факт, что студенты - уже взрослые люди, имеющие длительный опыт обучения в школе, в том числе в системе дополнительного образования, зачастую преподаватели не уделяют должного внимания учебным стратегиям. Но не всегда и не все студенты знают, какие формы, методы и алгоритмы работы с материалом могут быть более эффективны, а пользуются теми, к которым привыкли. Мы согласны с точкой зрения о важности имплицитного способа формирования учебных стратегий учащихся, когда они знают, в чем суть стратегии, как ее можно применять и адаптировать для другой деятельности и как можно оценить успешность этой стратегии [12, с. 70]. Это, на наш взгляд, одна из важнейших задач преподавателя - помочь сформировать учебные стратегии, которые учащиеся затем смогут применять автономно и осознанно.

Несомненно, проблема формирования учебной автономии в условиях онлайн-обучения становится более актуальной и значимой. Поскольку реального контакта с учащимися становится все меньше, то научить их рационально использовать время и ресурсы для достижения поставленных целей является одной из важнейших задач, определяющих обра-

место в учебной программе, интегрировать такие задания в программы, особенно на начальных этапах, когда учебная автономия еще не сформирована и нужно сообща работать над процессом ее формирования

зовательные результаты. Этому аспекту необходимо уделять отдельное * о

Ё| л

° 5 ^ ? ^

Ш X X Е О I

^ го ^ и ш

и развития. Такой вывод созвучен результатам педагогических экспе- 5-еТ

риментов коллег со студентами профильных языковых факультетов, ^ —э' которые подчеркивают важность проектирования процесса автономного

обучения студентов в ходе языкового образования [4]. Очевидно, что для учебной группы нужно предлагать широкий спектр заданий и возможностей, т.к. отличаются учебные стили, опыт, знания, темперамент и характер учащихся. К сожалению, на данный момент в системе образования не заложена работа по формированию учебной автономии учащихся на глобальном, системном уровне, это ложится на каждого конкретного преподавателя, поэтому говорить о результатах этого процесса можно довольно однобоко.

— го

U Ш

и -01

Библиографический список / References

1. Аникина Ж.С. Развитие умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку с использованием подкастов: Дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2013. [Anikina Zh.S. Razvitie umeniy uchebnoy avtonomii u studentov vuza pri obuchenii inostrannomu yazyku s ispolzovaniem podkastov [Development of academic autonomy skills among university students when teaching a foreign language using podcasts]. PhD Dis. Tomsk, 2013.]

2. Борщева В.В., Григорян Я.Г. Развитие учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 1. С. 43-48. [Borshcheva V.V., Grigoryan Ya.G. Development of students' academic autonomy in the process of learning a foreign language in a non-linguistic university. Pedagogy and Psychology of Education. 2014. No. 1. Pp. 43-48. (In Rus.)]

3. Борщева В.В. Технология m-learning для формирования учебной автономии студентов в неязыковом вузе // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сборник научных трудов / Отв. ред. О.А. Чекун. М., 2015. С. 74-77. [Borshcheva V.V. M-learning technology for the formation of students' academic autonomy in a non-linguistic university. Sovremennoe yazykovoe obrazovanie: innovatsii, problemy, resheniya. Collection of scientific papers. O.A. Chehun (ed.). Moscow, 2015. Pp. 74-77. (In Rus.)]

4. Быстрай Е.Б., Заседателева М.Г., Штыкова Т.В. Формирование навыков автономного обучения у студентов факультета иностранных языков педвуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 3. С. 40-54. [Bystrai E.B., Sessateleva M.G., Shtykova T.V. Formation of autonomous learning skills among students of the Faculty of Foreign Languages of the pedagogical university. Herald of South-Ural State Humanities-Pedagogical University.

ro t; ^ о x i

4 £

£ i § 2019. No. 3. Pp. 40-54. (In Rus.)]

z о

5. Игнатенко И.И. Формирование автономии студентов магистратуры в изу-к о чении иностранного языка // Преподаватель XXI век. 2017. № 2-1.

о С. 120-126. [Ignatenko I.I. Formation of autonomy of Master's degree

^ jpg students in learning a foreign language. Prepodavatel XXI vek. 2017. No. 2-1.

Pp. 120-126. (In Rus.)]

6. Маскинскова И.А., Уханова Е.А. Классификация заданий, направленных на развитие учебной автономии студентов-бакалавров лингвистики на основе мобильных технологий // Дневник науки. 2019. № 11 (35). С. 11-16. [Maskinskova I.A., Ukhanova E.A. Classification of tasks aimed at developing the educational autonomy of bachelor students of linguistics based on mobile technologies. Dnevnik nauki. 2019. No. 11 (35). Pp. 11-16. (In Rus.)]

7. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Учебная автономия учащихся и языковое тестирование // Иностранные языки в высшей школе. 2007. № 5. С. 43-54. [Milrud R.P., Matienko A.V. Student autonomy and language testing. Foreign Languages in Tertiary Education. 2007. No. 5. Pp. 43-54. (In Rus.)]

8. Молчанская О.Я. Формирование учебной автономии студентов с использованием образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку // Преподаватель XXI век. 2017. № 4-1. С. 108-114. [Molchanskaya O.Ya. Formation of educational autonomy of students using educational online platforms in the process of teaching a foreign language. Prepodavatel XXI vek. 2017. No. 4-1. Pp. 108-114. (In Rus.)]

9. Насонова Е.А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. № 4. С. 318-322. [Nasonova E.A. Development of educational autonomy of students of non-linguistic universities in teaching foreign language communication. Vestnik gumanitarnogo fakulteta Ivanovskogo gosudarstvennogo himiko-tekhnologicheskogo universiteta. 2009. No. 4. Pp. 318-322. (In Rus.)]

10. Петрищева Н.С., Рыбалко Т.Г. Формирование учебной автономии студентов посредством массовых открытых онлайн-курсов в профессиональном лингвообразовании // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 3. С. 91-96. [Petrishcheva N.S., Rybalko T.G. Formation of educational autonomy of students through massive open online courses in professional language education. Pedagogy. Theory & Practice. 2019. Vol. 4. No. 3. Pp. 91-96. (In Rus.)]

11. Хмелидзе И.Н., Моор Э.И. Потенциал обучающей среды Moodle в формировании автономии студентов неязыкового вуза (элективный курс немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-1 (24). С. 205-207. [Khmelidze I.N., Moor E.I. The potential of the learning environment Moodle in the formation of the autonomy of students of a non-linguistic university (an elective German course). Philology. Theory & Practice. 2013. No. 6-1 (24). Pp. 205-207. (In Rus.)]

12. Якушева Е.Г. Технология формирования стратегий автономной учеб- о ной деятельности по освоению лексики немецкого языка у студентов не- Ц ° языковых специальностей // Известия Волгоградского государственного g: ¡5 педагогического университета. 2019. № 2 (135). С. 69-75. [Yakusheva E.G. ¡5 i

z о х

го m

The technology of forming strategies for autonomous learning activities for

mastering German vocabulary by students of non-linguistic specialties. Ivzestia c; § o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of the Volgograd State Pedagogical University. 2019. No. 2 (135). Pp. 69-75. c^"©" ro^

(In Rus.)] ,8 ¡°g

13. Holec H. Autonomy in foreign language learning. Oxford, 1981.

14. Little D. Language learner autonomy: Rethinking language teaching. Language Teaching, 2020.

15. Thaine С. Teacher Training Essentials: Workshops for Professional Development. Cambridge University Press, 2010.

Статья поступила в редакцию 08.02.2022, принята к публикации 01.04.2022 The article was received on 08.02.2022, accepted for publication 01.04.2022

Сведения об авторе / About the author

Борщева Вероника Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент; помощник директора по образовательным программам Дирекции института, Институт востоковедения Российской академии наук, г. Москва

Veronika V. Borshcheva - PhD in Pedagogy; assistant director for Educational Programs of the Directorate of the Institute, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow

E-mail: veronicaengels@gmail.com

о

TO

^ о

X X

.0

о

1— го к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о

Ш о_ю

F с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.