Научная статья на тему 'Тестовые задания как форма организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Литературный язык - основа культуры речи»'

Тестовые задания как форма организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Литературный язык - основа культуры речи» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1571
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / ЯЗЫК И РЕЧЬ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арефьева Олеся Викторовна, Арефьева Светлана Александровна, Христолюбова Татьяна Анатольевна

Данная статья посвящена проблеме формирования познавательной самостоятельности учащихся и студентов как фактора развития личности на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». В статье раскрываются понятия «самостоятельность» (под которым понимается качество личности, проявляющееся в умениях производить аналитико-практические действия с языковым материалом и развитых навыках самоконтроля) и «самостоятельная работа» (которая является методом формирования самостоятельности как качества личности школьников и студентов, влияющего на развитие всех сторон личности (интеллектуальной, эмоциональной и волевой)). Также рассматриваются особенности развития психики обучаемых (увеличение объема внимания и памяти, развитие способности к абстрактному мышлению, стремление осознать себя как личность, становление объективного отношения подростков к окружающей действительности, формирование таких черт характера, как самостоятельность, настойчивость и целеустремленность, существенное изменение мотивов учения, возникновение потребности в самостоятельных формах учебной деятельности), виды самостоятельной работы (воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные и творческие самостоятельные работы). Кроме того, выделяются умения и навыки самостоятельной работы студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи (репродуктивные, реконструктивно-вариативные и творческие умения и навыки), приводятся тестовые задания по теме «Литературный язык - основа культуры речи», эталон ответов и комментарий к некоторым вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Арефьева Олеся Викторовна, Арефьева Светлана Александровна, Христолюбова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tests as a form of organization of independent work of students when studying the subject of “The Literary Language is a Basis of the Standard of Speech”

This article is devoted to the problem of the formation of the cognitive independence of pupils and students as a factor of the development of the personality in classes on the subject “The Russian language and the Standard of Speech”. The article describes the concept of “independence” (which refers to the quality of the individual, manifested in the ability to produce analytical and practical activities with the language material and the development of skills of self-control) and “independent work” (which is a method of forming self-reliance as the quality of the individual pupils and students, influencing the development of all aspects of personality (intellectual, emotional and volitional)). The article also discusses the features of mental development of students (an increase in attention and memory, development of the ability to abstract thinking, striving to realize himself as a personality, the formation of the objective attitude of teenagers towards surrounding reality, the formation of such traits as self-reliance, perseverance and dedication, a significant change in motives for learning, the emergence of the need for an independent form of training activities), the types of independent work (self-reproducing the work on a sample, reconstructive and divergent creative and independent work). In addition, the study highlighted the skills of independent work of students in classes on the Russian language and the Standard of Speech (reproductive, reconstructive divergent and creative skills). The paper also presents tests on the theme “The Literary Language is a Basis of the Standard of Speech”, standard responses and comments to some issues.

Текст научной работы на тему «Тестовые задания как форма организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Литературный язык - основа культуры речи»»

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

9

УДК 378.14:82.085

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК - ОСНОВА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

Данная статья посвящена проблеме формирования познавательной самостоятельности учащихся и студентов как фактора развития личности на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». В статье раскрываются понятия «самостоятельность» (под которым понимается качество личности, проявляющееся в умениях производить аналитико-практические действия с языковым материалом и развитых навыках самоконтроля) и «самостоятельная работа» (которая является методом формирования самостоятельности как качества личности школьников и студентов, влияющего на развитие всех сторон личности (интеллектуальной, эмоциональной и волевой)). Также рассматриваются особенности развития психики обучаемых (увеличение объема внимания и памяти, развитие способности к абстрактному мышлению, стремление осознать себя как личность, становление объективного отношения подростков к окружающей действительности, формирование таких черт характера, как самостоятельность, настойчивость и целеустремленность, существенное изменение мотивов учения, возникновение потребности в самостоятельных формах учебной деятельности), виды самостоятельной работы (воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные и творческие самостоятельные работы). Кроме того, выделяются умения и навыки самостоятельной работы студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи (репродуктивные, реконструктивно-вариативные и творческие умения и навыки), приводятся тестовые задания по теме «Литературный язык - основа культуры речи», эталон ответов и комментарий к некоторым вопросам.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа, тестовые задания, литературный язык, происхождение русского языка, язык и речь, культура речи.

Одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка является проблема формирования познавательной самостоятельности учащихся и студентов как фактора развития личности.

В качестве практической основы может выступать разнообразный лингвистический материал, предлагаемый для анализа в разнообразных формах (таких, например, как тестовые задания). В процессе выполнения тестовых заданий студенты систематизируют знания по всем разделам курса «Русский язык и культура речи» и совершенствуют умения и навыки, приобретенные ими ранее. В результате происходит формирование специальных и общедидактических умений и навыков, овладение которыми позволяет развивать самостоятельность учащихся в работе с языковыми единицами всех уровней. Формированию общедидактических умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности способствует система самостоятельной работы, которая

дает обучающимся возможность овладевать знаниями по русскому языку и культуре речи на основе переноса имеющихся знаний, умений и навыков в новую ситуацию.

Проблеме познавательной самостоятельности обучаемых посвящена обширная психолого-педагогическая и научно-методическая литература. Исследованием данной проблемы занимались такие известные ученые, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. А. Данилов, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М. Н. Скаткин, Б. П. Есипов, Н. Г. Дайри, Л. П. Аристова, Е. Я. Голант, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский, И. И. Малкин, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова, Н. Ф. Талызина, М. С. Лапатухин, А. В. Дудников, М. Т. Баранов, Т. В. Напольнова, Л. Г. Вяткин, А. Д. Дейкина и многие другие.

Важная тенденция современного образования -вооружить обучающихся такими формами деятельности и видами работы, которые позволяли бы ощущать приобретаемые знания как самостоятельно

© Арефьева О. В., Арефьева С. А., Христолюбова Т. А., 2015

10

Педагогические науки

добытые. Самостоятельность как фактор развития личности учащегося и студента проявляется в развити его самостоятельной познавательной деятельности, что выражается в совершенствовании умения самостоятельно пополнять свои знания и использовать их в практической жизни. С этой точки зрения можно говорить, что самостоятельность является показателем развивающего обучения, которое предполагает формирование творческой самостоятельности: ученик должен не только самостоятельно находить, выявлять, опознавать, классифицировать языковые явления, но и отбирать готовые конструкции и создавать собственные для выражения определенной мысли в конкретных условиях общения.

В связи с этим представляется необходимым определить понятие «самостоятельность» с точки зрения методики преподавания русского языка и раскрыть его сущность: самостоятельность -это качество личности, проявляющееся в умениях производить аналитико-практические действия с языковым материалом и развитых навыках самоконтроля [1, с. 7]. При определении данного понятия как методического мы исходили из воспитательных возможностей учебного предмета «Русский язык и культура речи» и содержания обучения, важнейшим компонентом которого является формирование умений (умственных и практических действий с языковым материалом): общедидактических (логического мышления, самостоятельной работы, самоконтроля) и специальных (учебноязыковых, правописных, речевых) [2, с. 9].

Анализ трудов известных ученых-психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. А. Крутец-кого, А. К. Марковой, В. В. Давыдова, А. М. Орловой, Л. П. Аристовой, Б. С. Волкова и др.) позволяет определить следующие особенности развития психики учащихся старших классов: увеличение объема внимания и памяти, развитие способности к абстрактному мышлению, стремление осознать себя как личность, становление объективного отношения молодых людей к окружающей действительности, формирование таких черт характера, как самостоятельность, настойчивость и целеустремленность, существенное изменение мотивов учения, возникновение потребности в самостоятельных формах учебной деятельности. Способность студентов к осуществлению самостоятельной деятельности обусловлена не только особенностями развития их психики, но и появлением необходимых интеллектуальных возможностей, связанных с активизацией умственной деятельности студентов и овладением такими

мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение. В практике же преподавания разных учебных предметов, в том числе и русского языка и культуры речи, наблюдается противоречие между тем, в какой мере учащиеся готовы к выполнению всех видов самостоятельной работы (от воспроизводящей до творческой) и в какой степени они ею «обеспечены». Неудовлетворенность предлагаемыми формами и методами обучения возникает из-за несоответствия этих форм и методов психическим особенностям и способностям обучающихся. В противоречие приходят потребности студентов и стереотипные формы организации их учебной деятельности. Выход из данного положения ученые-психологи видят в более широком использовании самостоятельной работы на занятиях, поскольку самостоятельная деятельность является ведущим типом учебной деятельности студентов и средством активизации их мыслительных способностей.

Пути развития творческой активности учащихся могут быть определены через соотношение процессов развития и обучения. В отечественной психологии это было сделано Л. С. Выготским, установившим уровни развития ребенка и их «отношения к возможностям обучения» на основе учения о зоне ближайшего развития, суть которого выражается формулой: «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию» [4]. Зона ближайшего развития ребенка -это его потенциальные возможности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы по проблеме самостоятельной работы позволил сделать вывод, что в современной педагогической науке нет единого определения понятия «самостоятельная работа», так как основанием могут служить: 1) формальные признаки учебно-познавательной деятельности (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Р. Б. Срода, Н. Г. Дайри, А. С. Лында, Р. Г. Лемберг, Т. И. Шамова, Л. Г. Вяткин, Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, Н. А. Козлова и другие); 2) единство и взаимообусловленность двух сторон обучения: преподавания и учения (П. И. Пидкасистый); 3) способы мышления учащихся, организуемые учителем (А. В. Те-кучев, А. В. Дудников, М. С. Лапатухин, М. Т. Баранов, Т. В. Напольнова, Т. И. Чижова и другие).

Вслед за известными учеными-методистами (Ф. И. Буслаевым, А. В. Текучевым, А. В. Дудниковым, М. Т. Барановым, М. С. Лапатухиным,

Т. В. Напольновой, Т. И. Чижовой) самостоятельная работа рассматривается как метод обучения,

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

11

влияющий на развитие самостоятельности учащихся. Новым взглядом на проблему самостоятельной работы как метод обучения является то, что самостоятельность рассматривается нами, с одной стороны, как «продукт», результат самостоятельной работы, с другой - как фактор развития личности ученика в целом. Самостоятельная работа является методом формирования самостоятельности как качества личности школьников и студентов, влияющего на развитие всех сторон личности (интеллектуальной, эмоциональной и волевой), так как самостоятельность выступает интегральным качеством личности, проявляющимся в разных сферах человеческого общения, в частности, учебно-научной, обиходно-бытовой, эстетической, официальной, общественно-политической.

Из существующих классификаций видов самостоятельных работ: по источнику получения знаний (Е. Я. Голант, В. П. Стрезикозин, В. А. Доб-ромыслов, Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, Н. А. Козлов), в зависимости от целей обучения (Б. П. Есипов, Т. С. Панфилова, Е. Н. Власова,

М. С. Лапатухин) и характера познавательной деятельности (И. И. Малкин, Л. Г. Вяткин, Т В. На-польнова, П. И. Пидкасистый) - при создании методики самостоятельной работы учащихся выбрана классификация П. И. Пидкасистого, в соответствии с которой все задания для самостоятельной работы могут быть представлены следующими группами:

• воспроизводящие самостоятельные работы по образцу;

• реконструктивно-вариативные самостоятельные работы;

• творческие самостоятельные работы.

В соответствии с видами самостоятельной познавательной деятельности можно выделить следующие умения и навыки самостоятельной работы студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи:

1) репродуктивные умения и навыки, формируемые на уровне репродуктивной (копирующей) самостоятельности и связанные с воспроизведением знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи» и в готовом виде (по образцу);

2) реконструктивно-вариативные умения и навыки, которые развиваются на основе реконструктивно-вариативной (воспроизводяще-выборочной) самостоятельности и проявляются в умении студентов воспроизводить данный преподавателем образец в измененном виде на новом языковом материале;

3) творческие умения и навыки, основанные на продуктивной (творческой) самостоятельности сту-

дентов и выражающиеся в умении строить тексты различных функциональных стилей и типов речи.

На основе перечисленных выше умений и навыков самостоятельной работы у учащихся развивается мыслительная самостоятельность как свойство личности, способной к самостоятельному решению лингвистических проблем и самостоятельному приобретению знаний после окончания школы.

Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что основным путем является параллельно рассредоточенный путь, который предполагает развитие умений и навыков самостоятельной работы в процессе изучения лингвистической теории и в процессе работы по развитию речи. Умения и навыки самостоятельной работы студентов опираются на сформированные у них способности совершать умственные действия, поэтому вопрос о формировании умственных действий может быть рассмотрен как один из путей развития самостоятельности.

Познавательная самостоятельность формируется и развивается в учебной деятельности. Ведущую роль в учебной деятельности играет процессуальная сторона, содержанием которой является процесс развития имеющихся у студентов умственных действий и формирование новых на основе приобретаемых знаний и перевода их в способы действий, то есть умения и навыки (классификация М. Т. Баранова [3] специальных и общедидактических умений и навыков).

Самостоятельная работа, стимулирующая учебно-познавательную деятельность учащихся, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна соответствовать следующим требованиям:

- опираться на базовые знания, умения и навыки по русскому языку и культуре речи;

- способствовать развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи);

- быть направлена на овладение учащимися приемами мыслительной познавательной деятельности (анализом, синтезом, сравнением, сопоставлением, противопоставлением, обобщением);

- включать задания разной степени трудности, направленные на развитие разных уровней самостоятельности;

- развивать самостоятельность как качество личности.

При соблюдении данных требований можно говорить, что характер задания для самостоятельной работы влияет на мотивы и интересы студентов в учении, способствуя развитию социально значимых качеств личности: системы взглядов,

12

Педагогические науки

ценностей, способностей, потребностей, моральных убеждений.

В данной статье предлагаются тестовые задания по некоторым теоретическим темам учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». Цель данной самостоятельной работы - формирование умений и навыков применять теоретические знания на практике: самостоятельно работать с лингвистической литературой, анализировать ее, отбирать соответствующий материал для раскрытия избранной темы, содействовать формированию умения пользоваться средствами обучения. Подобная работа была уже показана в статье Т. А. Христолюбовой [5].

Для того чтобы выполнить тестовые задания по теме «Литературный язык - основа культуры речи», студентам сначала необходимо рассмотреть следующие вопросы:

• литературный язык, его признаки;

• происхождение русского языка;

• устная (подготовленная и неподготовленная) и письменная разновидности речи;

• книжная и разговорная речь;

• функции языка;

• язык и речь. Внешняя и внутренняя речь;

• учебный предмет «русский язык»;

• роль русского языка в жизни человека и общества.

Количество вопросов можно уменьшить в зависимости от уровня подготовленности студенческой группы.

Для изучения данной темы студенты могут воспользоваться следующей литературой:

1. Бобылев Б. Г. Русский язык. Культура речи. Тестовые задания. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Б. Г. Бобылев, М. И. Давыдова. М.: Просвещение, 2011. 191 с.

2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 544 с.

3. Иванов В. В. Русский язык: от древнерусского языка к языку русской нации / В. В. Иванов // Русская словесность. 1993. № 3. С. 3-7.

4. Кодухов В. И. Тема «Общие сведения о языке» в VIII классе / В. И. Кодухов // Русский язык в школе. 1977. № 2. С. 21-29.

5. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: учебник / Н. В. Кузнецова. М.: ФОРУМ, 2012. 368 с.

6. Русский язык и культура речи: учебное пособие / О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова, О. Н. Лапши-

на и др. / под ред. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 2004. 192 с.

7. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов / М. В. Невежина, Е. В. Шарохина, Е. Б. Михайлова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 351 с.

8. Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи: курс лекций / Г. К. Трофимова. М.: Флинта: Наука, 2004. 160 с.

9. Фурсова А. А. Урок-семинар «Язык - универсальная знаковая система» / А. А. Фурсова // Русский язык в школе. 2005. № 5. С. 35-38.

10. Шанский Н. М. Русский язык в кругу индоевропейских языков / Н. М. Шанский // Русский язык в школе и дома. 2001. № 5. С. 130-131.

11. Шанский Н. М. Русский язык в кругу славянских языков / Н. М. Шанский // Русский язык в школе и дома. 2001. № 4. С. 130-131, 135.

12. Шанский Н. М. Что такое современный русский язык / Н. М. Шанский // Русский язык в школе и дома. 2001. № 6. С. 130-132.

13. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Н. Ю. Штре-кер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 383 с.

В конце изучения темы «Литературный язык -основа культуры речи» студенты могут выполнить проверочную работу, состоящую из трех частей (А, В и С). Первая часть представляет собой тест из 50 вопросов (это задания закрытого типа). Во второй части предлагаются вопросы (их 20), на которые студент должен сформулировать и записать краткий ответ (это задания открытого типа). В третьей части обучающимся рекомендуется написать эссе. Преподаватель может уменьшить количество вопросов в зависимости от уровня подготовленности студентов. В конце теста предлагается эталон ответов и приводится комментарий к некоторым вопросам частей А и В.

Тестовые задания по теме «Литературный язык -основа культуры речи»

ЧАСТЬ А. Выберите правильный ответ (или правильные ответы).

1. Что такое литературный язык?

а) общий язык всей нации, формирующийся вместе с ее становлением и в значительной мере обусловливающий ее становление, существование и развитие;

б) искусство слова, речевая реализация творческих художественных замыслов;

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

13

в) основная разновидность национального языка: общий исторически сложившийся язык, обработанный мастерами слова и потому принимаемый за образцовый;

г) язык межгосударственного общения (русский язык входит в число международных языков), а также личного общения представителей разных стран.

2. Какой из перечисленных признаков не относится к литературному языку?

а) нормативность;

б) вариативность языковых единиц;

в) необработанность;

г) наличие функциональных стилей;

д) наличие устной и письменной формы.

3. Как называется наука о языке, его роли в обществе, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития, о классификации языков?

а) лексикология;

б) морфология;

в) психолингвистика;

г) лингвистика.

4. Как заканчивается приведенное ниже высказывание о литературном языке выдающегося лингвиста Л. В. Щербы?

«Суть всякого литературного языка в его стабильности, в его_».

а) изменчивости;

б) вариативности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) традиционности;

г) функционировании.

5. Какие из утверждений о литературном языке являются верными?

а) «Литературный язык еще называют кодифицированным, стандартным, нормированным».

б) «Отличительная характеристика литературного языка - анормативность».

в) «Литературный язык представлен только в письменной форме».

г) «Литературный язык обслуживает все сферы деятельности человека».

д) «Первым литературным языком, общим для всех славян, был язык первых переводов священных христианских книг - старославянский».

е) «Для носителей языка литературный язык -это низшая форма существования национального языка».

ж) «Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие».

з) «Русский литературный язык образован на основе народной разговорной речи и не имеет других источников».

и) «Объем понятия “литературный язык” совпадает с объемом понятия “язык художественной литературы”».

6. Какая из точек зрения о происхождении языка получила отражение в Библии?

а) «Язык был дан человеку извне: Богом или силами природы».

б) «Язык был создан самим человечеством без участия каких-либо внешних сил».

в) «Бог дал человеку дар речи, однако конкретные языки создали сами люди».

7. Одна из теорий о происхождении языка, основы которой были заложены античными учеными, заключается в том, что язык возник потому, что древние люди когда-то условились между собой, как пользоваться языком. Эта теория утверждает социальный характер языка. О какой теории идет речь?

а) о теории звукоподражания;

б) о теории междометий;

в) о теории общественного договора;

г) о теории трудовых выкриков.

8. Какая теория о происхождении языка была выдвинута еще древнегреческими философами и заключалась в том, что язык возник из тех звуков, которые древний человек произносил, подражая пению птиц, шуму ветра, журчанию воды и другим звукам, слышимым им в природе?

а) о теории звукоподражания;

б) о теории междометий;

в) о теории общественного договора;

г) о теории трудовых выкриков.

9. Как называется совокупность родственных между собой языков?

а) языковая семья;

б) языковая группа (ветвь).

10. К какой группе славянских языков относится русский язык?

а) южнославянской;

б) западнославянской;

в) восточнославянской.

11. Какой язык является мертвым в группе славянских языков?

а) русский;

б) польский;

в) болгарский;

г) старославянский.

12. В каком веке русский язык выделился из группы славянских языков?

а) в V-VI вв.;

б) в X в.;

в) в XVIII в.;

г) в XX в.

14

Педагогические науки

13. На каком языке до XVII в. составлялись буквари, азбуки в России?

а) на латинском языке;

б) на церковнославянском языке;

в) на древнерусском языке;

г) на русском языке.

14. Когда сформировался современный русский литературный язык?

а) в начале VIII века;

б) в середине XIX века;

в) в середине XX века;

г) в начале XXI века.

15. Кто стоял у истоков формирования общественных представлений о русском языке?

а) К. Д. Ушинский;

б) Ф. де Соссюр;

в) М. В. Ломоносов;

г) Ф. И. Буслаев.

16. Кто является основателем славянской филологии?

а) Н. Курганов;

б) А. Х. Востоков;

в) П. Соколов;

г) М. В. Ломоносов.

17. Какие из утверждений о русском языке являются неверными?

а) «Русский язык - один из международных языков».

б) «По происхождению языки бывают естественными и искусственными».

в) «Мертвый язык - это тот язык, который служит для повседневного устного общения, который для всех является родным с детства».

г) «Мировые языки - языки, широко используемые как средство международного общения (английский, русский, испанский)».

д) «Русский, белорусский и украинский языки составляют западнославянскую группу».

е) «Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН».

ж) «Родственными называют такие языки, которые возникнув из одного и того же источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы, регулярные фонетические соответствия».

з) «Родственные языки не имеют семьи и группы».

и) «Язык, который послужил источником для образования родственных языков, называется праязыком (языком-основой, общим языком)».

к) «Национальный язык обязательно имеет письменную обработанную форму, которая получает повсеместное распространение, и развитую систему стилей».

18. Как называются естественные знаки? Они неотделимы от природы, явлений, они их часть.

а) знаки-признаки;

б) знаки-информанты.

19. Информативные знаки - это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Как по-другому называется смысл?

а) означаемое;

б) означающее.

20. Вы слышите вой сирены. Что будет означающим?

а) звуковой сигнал;

б) опасность.

21. Что является самостоятельным языковым знаком?

а) слово;

б) морфема;

в) предложение;

г) высказывание.

22. Какой из знаков является коммуникативным?

а) фонема;

б) морфема;

в) лексема;

г) словосочетание;

д) предложение.

23. Что такое семиотика?

а) наука о знаковых системах;

б) наука о значении языковых единиц;

в) раздел языкознания, изучающий онимы, т. е. собственные имена;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) отрасль языкознания, изучающая процессы образования и восприятия речи.

24. Какое языковое средство принадлежит только устной форме?

а) вводные слова;

б) обращение;

в) интонация;

г) причастный оборот.

25. Как называется форма русского литературного языка, которая рассчитана на зрительное восприятие, графически оформлена и обычно обращена к отсутствующему лицу?

а) устная;

б) письменная.

26. Что не является формой устной речи?

а) монолог;

б) диалог;

в) полилог;

г) эпилог.

27. Чем отличается подготовленная устная речь от неподготовленной?

а) продуманностью;

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

15

б) присутствием множества пауз;

в) спонтанностью;

г) заученностью.

28. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями литературного языка. Для какого стиля она наиболее характерна?

а) научного;

б) разговорного;

в) художественного;

г) публицистического;

д) официально-делового.

29. В какой форме существует литературный язык?

а) только в устной форме;

б) только в письменной форме;

в) в устной и письменной формах.

30. Что относится к информационной монологической речи?

а) речь на митинге;

б) напутствия, поздравления;

в) доклад, выступление, сообщение.

31. Как называется диалог, который возникает тогда, когда у собеседников к началу общения есть разрыв в знаниях?

а) информационный;

б) интерпретационный.

32. В какой речи совершается перевод замысла высказывания, еще словесно не оформленного, содержащего понятный лишь самому объекту смысл, в систему речевых единиц, понятных другим?

а) во внешней речи;

б) во внутренней речи.

33. Какие из перечисленных признаков характерны разговорной речи?

а) общелитературные и специфические книжно-письменные языковые средства;

б) экспрессивные языковые средства;

в) кодификация - письменная фиксация в словарях, справочниках и т. д.;

г) экстралингвистические приметы: неподготовленность, неофициальность ситуации речи, жесты и мимика;

д) функциональные стили речи.

34. Какое слово пропущено в приведенном ниже высказывании о литературном языке выдающегося лингвиста Л. В. Щербы?

«Литературный язык принимает многое, навязываемое ему___языком».

а) книжным;

б) разговорным;

в) устным;

г) письменным.

35. Как называется функция языка, которая означает, что язык служит средством общения?

а) познавательная;

б) аккумулятивная;

в) эстетическая;

г) коммуникативная.

36. К. Г. Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов, полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий... » Сущность какой функции раскрывается в данном высказывании?

а) номинативная;

б) коммуникативная;

в) познавательная;

г) эмоциональная.

37. Какие из высказываний о функциях языка являются неверными?

а) «Коммуникативная функция заключается в том, что язык служит средством общения».

б) «Познавательная (когнитивная, гносеологическая) функция заключается в том, что язык не участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание)».

в) «Аккумулятивная (эпистемическая) функция -функция хранения и передачи информации».

г) «Фатическая (контактоустанавливающая, контактная, социальная) функция - функция создания и поддержания контакта между собеседниками в свободном общении (формулы приветствия, прощания, обмен репликами о погоде и т. д.)».

д) «Эмотивная (эмоционально-экспрессивная) -выражение чувств и личностных особенностей говорящего».

е) «Апеллятивная - функция воздействия на слушателей».

ж) «Метаязыковая функция (или речевой комментарий) - функция истолкования языковых единиц».

з) «Эстетическая функция способна воздействовать на читателя при помощи специально организованного по языку образного содержания».

и) «Волюнтативная функция - функция призыва, побуждения к тем или иным действиям».

к) «Конативная функция - функция ориентации на адресата».

л) «Магическая функция языка заключается в том, что слова не обладают магической силой и не способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу».

16

Педагогические науки

м) «Поэтическая - язык служит материалом и формой художественного творчества».

38. Какое слово пропущено в приведенном ниже определении?

«__- это совокупность средств общения лю-

дей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств».

а) язык;

б) речь.

39. Что представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей?

а) язык;

б) речь.

40. А. Н. Толстой писал: «_- орудие мышления. Обращаться с____________кое-как - значит и мыс-

лить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Какие слова должны быть вместо пропусков?

а) язык, языком;

б) речь, речью.

41. Что может быть выражено вербально и невербально?

а) язык;

б) речь.

42. Что возникает из потребности общения с другими людьми, а также служит средством выражения мыслей человека?

а) язык;

б) речь.

43. Избыточность чего может привести к падению интереса к воспринимаемой информации?

а) языка;

б) речи.

44. Отличительным свойством чего является непосредственная связь с объектами действительности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) языка;

б) речи.

45. Какие утверждения о языке являются неверными?

а) «Язык - это средство общения».

б) «Язык материален».

в) «Язык стабилен, статичен».

г) «Язык индивидуален, он отражает опыт лишь отдельного человека».

д) «Для языка характерна уровневая организация».

е) «Язык контекстно и ситуативно обусловлен».

ж) «Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу)».

з) «Язык полифункционален».

и) «Язык - это система знаков».

46. В каком году русский язык обрел статус учебного предмета?

а) в 1689 г.;

б) в 1786 г.;

в) в 1903 г.;

г) в 1917 г.

47. В какой период отечественной истории русский язык фактически был исключен из учебных планов?

а) 1880-1899 гг.;

б) 1804-1828 гг.;

в) 1900-1917 гг.;

г) 1800-1867 гг.

48. В какой период XIX в. происходит наибольшее совершенствование курса «русский язык»?

а) с 20-х гг.;

б) с 30-х гг.;

в) с 50-х гг.;

г) с 80-х гг.

49. В каком городе впервые в 1967 году была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)?

а) в Киеве;

б) в Москве;

в) в Париже;

г) в Санкт-Петербурге.

50. Кто был первым президентом МАПРЯЛ?

а) В. И. Даль;

б) С. И. Ожегов;

в) Д. Э. Розенталь;

г) В. В. Виноградов.

ЧАСТЬ В. Сформулируйте краткий ответ на приведенные ниже вопросы.

1. Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Из каких элементов (единиц) состоит язык?

2. Относится ли к языку как знаковой системе высказывание «У писателя Н. С. Лескова замечательный язык»?

3. Каковы основные признаки литературного языка?

4. Кто из ученых доказывал, что в первом русском университете преподавать должны российские профессора и на русском языке? Напишите полностью фамилию, имя и отчество этого ученого.

5. Кого по праву считают создателем современного русского литературного языка? Напишите полностью фамилию, имя и отчество этого человека.

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

17

6. Кто является автором стихотворения в прозе «Русский язык»? Напишите полностью фамилию, имя и отчество этого писателя.

7. Как известно, в своем развитии язык проходит несколько стадий и зависит от степени этноса. Как правильно расположить приведенные ниже стадии в порядке их возникновения? Запишите правильную последовательность букв.

а) язык народности;

б) национальный язык;

в) язык племени.

8. Какие слова пропущены в предложении

«Современный русский язык входит в а) семью

языков, в группу б)____ языков, относится

к в) ветви языков»?

9. Какой год ознаменовался в русской истории изобретением первой азбуки (кириллицы), и, следовательно, появлением письменности на Руси?

10. Как известно, старославянский язык -это язык древнейших славянских переводов с греческого. Кем они были сделаны в середине IX в. ?

11. Когда началось формирование русской нации?

12. Что является основной единицей письменной речи?

13. Восстановите таблицу, заполнив ее недостающими ответами.

Различия между устной и письменной формами литературного языка

№ п/п Параметры Устная форма (речь) Письменная форма (речь)

1. Форма реализации Графически оформленная речь

2. Отношение к адресату Предполагает наличие собеседника, слушателя (т. е. непосредственное отношение)

3. Порождение формы Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст

4. Характер восприятия речи Воспринимается на слух

14. Каковы признаки подготовленной устной речи?

15. Что такое диалог?

16. На какую функцию языка указывает высказывание «Язык - это то, что объединяет нас, когда мы говорим»?

17. Что имеет две материальные основы - букву (основа письменной речи) и звук (основа устной речи)?

18. Что не передает готовую мысль, а участвует в ее формировании?

19. Каковы функциональные свойства речи?

20. Каковы различия между языком и речью. Восстановите приведенную ниже таблицу.

Различия между языком и речью

№ п/п Язык Речь

1. Язык - это средство общения

2. Речь материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке

3. Язык стабилен, статичен

4. Язык является достоянием народа

5. Речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в тексте

6. Язык независим от ситуации и обстановки общения

ЧАСТЬ С. Напишите эссе на одну из предложенных тем:

• Что представляет собой русский язык?

• Почему государственным языком РФ стал русский язык?

• Может ли русский язык занять ведущее место в мире среди других языков?

• Различаются ли понятия «русский язык», «современный русский язык», «современный русский литературный язык»?

• Какова роль русского языка в жизни человека и общества?

Эталон ответов и комментарий

к некоторым вопросам тестовых заданий по теме «Литературный язык - основа культуры речи» (части А и В)

ЧАСТЬ А.

1. в), под буквой а) национальный язык, под буквой б) художественная речь (язык художественной

18

Педагогические науки

литературы), под буквой г) международный язык. 2. в) 3. г) 4. в). 5. а), г), д) ж). 6. в) 7. в). 8. а) 9. а), б) языковая группа (ветвь) - это группа языков внутри семьи. 10. в) 11. г) 12. а) 13. б). 14. б). 15. в). 16. б). 17. в), д), з). 18. а), под буквой б) знаки-информанты - это искусственные знаки. Они условны, создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. 19. а); под буквой б) означающее - это способ выражения. 20. а), под буквой б) опасность - это означаемое. 21. а), под буквой б) морфема самостоятельно не функционирует в языке; под буквами в) и г) предложение и высказывание - это составные знаки разной степени сложности. 22. д). 23. а), под буквой б) семантика (семасиология), под буквой в) ономастика, под буквой г) психолингвистика. 24. в). 25. б). 26. г). 27. а). 28. б). 29. в). 30. в), под буквой а) побуждающая речь, под буквой б) убеждающая речь. 31. а), под буквой б) в интерпретационном диалоге знания примерно равны, но получают разную интерпретацию. 32. б). 33. б), г), под буквами а), в) и д) признаки, свойственные книжной речи. 34. б). 35. г). 36. а). 37. б), е), и), л). 38. а) 39. б). 40. а). 41. а). 42. а). 43. б). 44. б). 45. б), г), е). 46. б). 47. б). 48. б). 49. в) 50. г).

ЧАСТЬ В.

1. Из звука, морфемы, слова, фразеологической единицы, свободного словосочетания, предложения (простого, сложного), текста. 2. Нет. 3. Обра-ботанность мастерами слова, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения. 4. Михаил Васильевич Ломоносов. 5. Александр Сергеевич Пушкин.

6. Иван Сергеевич Тургенев. 7. в), а), б). 8. а) индоевропейскую, б) славянских, в) восточнославянской. 9. 863 год. 10. Кириллом и Мефодием. 11. Формирование русской нации началось со второй половины XVII века; особенно бурно этот процесс протекал во второй половине XVIII века -первой половине XIX века. 12. Предложение.

13. 1. Звучащая речь; 2. Обычно обращена к отсутствующему лицу (т. е. опосредованное отношение); 3. Говорящий создает, творит свою речь сразу; 4. Рассчитана на зрительное восприятие.

14. Подготовленная устная речь отличается про-

думанностью, четкой структурной организацией, при этом она не похожа на книжную. 15. Диалог -это процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами. 16. На коммуникативную. 17. Язык. 18. Речь. 19. Эмоциональность, экспрессивность, выразительность, акцентуализация. 20. 1. Речь - это воплощение и реализация языка;

2. Язык абстрактен, формален; 3. Речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность; 4. Речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека; 5. Для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; 6. Речь контекстно и ситуативно обусловлена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_________Ш__________

1. Арефьева О. В. Систематизация знаний как самостоятельная деятельность в процессе изучения современного русского литературного языка в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 5-8.

2. Арефьева С. А. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 912.

3. Баранов М. Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. 1979. № 4. С. 18-24.

4. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Л.: Учпедгиз, 1935. С. 15.

5. Христолюбова Т. А. Самостоятельная работа студентов на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка» // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 46-54.

1. Arefeva O. V. Sistematizatsiya znanii kak samostoyatel'naya deyatel'nost' v protsesse izucheniya sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka v vuze. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta: nauchnyi zhurnal. 2015. No. 2 (17). Pp. 5-8.

2. Arefeva S. A. Vospitatel'nyi potentsial distsipliny «Russ-kii yazyk i kul'tura rechi». Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta: nauchnyi zhurnal. 2015. No. 2 (17). Pp. 9-12.

3. Baranov M. T. Umeniya i navyki v shkol'nom kurse russkogo yazyka. Russkii yazyk v shkole. 1979. No. 4. Pp. 18-24.

4. Vygotskii L. S. Umstvennoe razvitie detei v protsesse obucheniya. L.: Uchpedgiz, 1935. P. 15.

5. Khristolyubova T. A. Samostoyatel'naya rabota studentov na zanyatiyakh po uchebnoi distsipline «Russkii yazyk i kul'tura rechi» pri izuchenii temy «Slovari russkogo yazyka». Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. No. 3 (15). Pp. 46-54.

Статья поступила в редакцию 9.10.2015 г.

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

19

UDK 378.14:82.085

O. V. Aref'eva, S. A. Aref'eva, T. A. Khristolyubova

Mari State University, Yoshkar-Ola

TESTS AS A FORM OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WHEN STUDYING THE SUBJECT OF “THE LITERARY LANGUAGE IS A BASIS OF THE STANDARD OF SPEECH”

This article is devoted to the problem of the formation of the cognitive independence of pupils and students as a factor of the development of the personality in classes on the subject “The Russian language and the Standard of Speech”. The article describes the concept of “independence” (which refers to the quality of the individual, manifested in the ability to produce analytical and practical activities with the language material and the development of skills of self-control) and “independent work” (which is a method of forming self-reliance as the quality of the individual pupils and students, influencing the development of all aspects of personality (intellectual, emotional and volitional)). The article also discusses the features of mental development of students (an increase in attention and memory, development of the ability to abstract thinking, striving to realize himself as a personality, the formation of the objective attitude of teenagers towards surrounding reality, the formation of such traits as self-reliance, perseverance and dedication, a significant change in motives for learning, the emergence of the need for an independent form of training activities), the types of independent work (self-reproducing the work on a sample, reconstructive and divergent creative and independent work). In addition, the study highlighted the skills of independent work of students in classes on the Russian language and the Standard of Speech (reproductive, reconstructive divergent and creative skills). The paper also presents tests on the theme “The Literary Language is a Basis of the Standard of Speech”, standard responses and comments to some issues.

Keywords: independence, independent work, tests, literary language, the origin of the Russian language, language and speech, standard of speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.