С. А. Арефьева
9
УДК 372.8
С. А. Арефьева
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи»
В статье рассматриваются потенциальные возможности для формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» как дисциплины базового компонента ФГОС ВО. Цель статьи - раскрыть воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» для принятия обучаемыми системы социокультурных и духовнонравственных ценностей, этических норм и правил, регулирующих отношения личности в семье, обществе и государстве; обосновать педагогические возможности дисциплины «Русский язык и культура речи» для развития личностных качеств обучаемых, которые необходимы им для успешной социализации и подготовки к будущей профессиональной деятельности. В статье определяются задачи работы по культуре речи, направленной на формирование норм русского литературного языка и коммуникативных качеств речи; раскрывается содержание языкового, этического, коммуникативного и эстетического компонентов культуры речи; раскрывается взаимосвязь русского языка и культуры речи, обусловленная образовательными целями дисциплины: совершенствование культуры речи студентов на основе знаний о структуре русского языка и закономерностях функционирования единиц языка в различных функциональных стилях и типах речи, ознакомление с нормами русского литературного языка, механизмами речи, основами ораторского мастерства и речевого общения. В заключении статьи содержится вывод, что успешность работы по русскому языку и культуре речи определяется умением преподавателя раскрыть обучаемым воспитательные возможности учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», сформировать мотивационную устремленность к ее изучению.
Ключевые слова: русский язык, культура речи, воспитательный потенциал, ценностные ориентации, обучение и воспитание.
Каждая учебная дисциплина обладает педагогическим потенциалом, что определяется как ее содержанием, так и педагогическими целями образования, которое в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [3].
Воспитательной целью дисциплины «Русский язык и культура речи», изучаемой на первых курсах вузов, выступает использование педагогического потенциала дисциплины для воспитания и развития личностных качеств обучаемых, которые необходимы им для успешной социализации и подготовки к будущей профессиональной деятельности в процессе освоения и принятия
системы ценностей (социокультурных и духовно-нравственных), этических норм и правил, регулирующих отношения личности в семье, обществе и государстве.
«Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов балавриата. Логически, содержательно и методически данный учебный предмет связан с дисциплинами базовой части: философией, историей, иностранным языком, социологией. Этим подчеркивается значимость дисциплины, ее связь с философией, историей и социологией, обозначается воспитательный потенциал для формирования ценностных ориентаций личности студентов.
Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» складывается из двух основных компонентов: русского языка и культуры речи. Они определяют образовательные цели освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» - совершенствование культуры речи студентов на основе знаний о структуре русского языка и закономерностях функционирования единиц языка в различных функциональных стилях и типах речи, ознакомление с нормами русского литературного языка,
10
Педагогические науки
механизмами речи, основами ораторского мастерства и речевого общения в целях формирования патриотического сознания студентов как одного из факторов единения нации, бережного отношения к родному языку как создателю и хранителю культурных ценностей русского народа, любви и преданности своей Родине. При этом задачей педагога выступает организация образовательного процесса на основе принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, которые провозглашают «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [3].
Модернизация российского общества связана с совершенствованием системы образования, поиском новых форм и методов подготовки выпускников вузов к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. При этом развитие устной и письменной речи обучаемых как цель изучения «Русского языка и культуры речи» реализуется в процессе формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Работа по культуре речи ведется параллельно с освоением норм русского литературного языка, стилистики и теории текста. Русский язык выступает средством воспитания и развития личности студентов.
Культура речи - научная дисциплина, основным предметом которой являются изучение и кодификация норм русского литературного языка, а также регламентация речевой деятельности в соответствии с данными нормами.
В методическом аспекте под культурой речи понимается степень овладения нормами языка как результат обучения, выражающийся в сформированных у личности качествах «хорошей речи».
Культура речи как область языкознания имеет свою историю, начало которой было положено в работах М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, Я. К. Грота и других ученых. Однако лишь в начале ХХ века в труде В. И. Чернышева «Правильность и чистота русской речи» (1911 г.) были сформулированы основные положения, позволившие культуре речи развиваться как самостоятельной научной дисциплине, отграничившись от лингвистики, риторики и стилистики, но не потеряв с ними связи.
Большой вклад в развитие культуры речи как научного направления внесли Г. О. Винокур,
A. М. Пешковский, Л. В. Щерба, Д. Н. Ушаков, Р. И. Аванесов, С. И. Ожегов и др. Анализ лингвистической и научно-методической литературы позволяет определить потенциальные возможности дисциплины «Русский язык и культура речи» для осуществления воспитания студентов в соответствии с выделяемыми исследователями компонентами культуры речи: языковым, этическим, коммуникативным и эстетическим.
Языковой компонент. Центральным понятием культуры речи является понятие языковой нормы. Проблеме языковой нормы посвящены труды таких известных ученых, как Л. В. Щерба, Г. О. Винокур, Е. С. Истрина, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, Ф. П. Филин, В. Г. Костомаров, Г. В. Степанов, Н. Н. Семенюк, А. А. Леонтьев,
B. А. Ицкович, К. С. Горбачевич и других. Определяя понятие «языковая норма», ученые исходят из содержания понятий «узус» и «кодификация». Узус (от лат. usus - обычай) - традиция употребления языка. Кодификация (от лат. codex - книга и facere - делать) - изложение, описание норм (правил) русского языка в нормативных грамматиках, словарях, справочниках. Языковая норма, узус и кодификация взаимосвязаны и взаимообусловлены: основой появления языковой нормы выступает узус, а теоретическое обоснование и практическое применение в речи языковая норма получает благодаря кодификации. Ознакомление студентов с содержанием понятия «языковая норма», построенного на сопоставлении понятий «узус» и «кодификация», «общенациональный язык» и «литературный язык», позволяет им осознать природу языка как общенационального, общенародного достояния, роль литературного языка как государственного языка и средства межнационального общения.
Этический компонент. Ознакомление студентов с речевым этикетом, работа по осознанию ими важности общения, обучение правильному и целесообразному использованию языковых средств в различных сферах и ситуациях общения составляет содержание этического компонента культуры речи. Воспитательная значимость этического компонента культуры речи состоит в возможности формирования у студентов ценностных ориентаций, необходимых человеку для полноценной личной и общественной жизни.
В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» у студентов должны быть сформированы качества «хорошей» речи: чистота
С. А. Арефьева
11
(отсутствие нелитературной лексики: диалектизмов, жаргонизмов и т. д.); точность (адекватное обозначение в речи предметов, явлений и т. д. реальной действительности); логичность (отсутствие смысловой противоречивости высказывания); выразительность (выбор языковых средств, воздействующих на эмоциональную сферу сознания); богатство (разнообразие использованных в речи языковых средств); уместность (соответствие использованных языковых средств ситуации общения); образность (правильное и уместное использование образных средств языка); доступность (адекватное восприятие адресатом замысла адресанта); действенность (результативность речи, проявляющаяся в достижении цели и решении задач общения) [2].
Коммуникативный компонент. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета определяются функциями самого языка как одного из главных условий существования человеческого общества. Одной из основных функций русского языка выступает коммуникативная функция. Коммуникативные аспекты речи, исследованные психологами, педагогами, методистами, социологами и другими учеными, позволяют сделать выводы о важной роли языка в процессе развития человека и человеческого общества, основные из которых: язык - орудие мысли, язык - средство передачи жизненного опыта, язык - создатель и хранитель культурных ценностей народа.
Эстетический компонент связан с формированием у будущих специалистов, выпускников вузов, чувства прекрасного, которое передается с помощью слова. В этом плане культура речи связаны со стилистикой, которая помогает сформировать эстетический идеал: умение оценивать эстетические возможности языковых средств, отбирать и использовать их в собственной речи. Взаимосвязь культуры речи и стилистики проявляется в том, что формирование культуры речи в идеальном варианте (в соответствии с концепцией Г. О. Винокура о низшей и высшей ступенях речевой культуры) предполагает осознание стилистической нормы и овладение умениями использования стилистических ресурсов языка в соответствии с основным принципом стилистики - принципом коммуникативной целесообразности употребленных языковых средств.
Стилистический аспект культуры речи представлен в трудах виднейших отечественных ученых: Г. О. Винокура, Л. И. Скворцова, Б. Н. Головина, А. Н. Васильевой, Е. Н. Ширяева, Л. К. Грауди-ной, Д. Э. Розенталя и других.
Воспитательная ценность эстетического компонента культуры речи состоит в возможности формирования языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка, включаю -щей и стилистическую норму.
Таким образом, успешность работы по русскому языку и культуре речи во многом определяется умением преподавателя раскрыть обучаемым воспитательные возможности учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», сформировать мотивационную устремленность к ее изучению.
Ш
1. Арефьева С. А. Текст в системе обучения изложению и сочинению: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. 144 с.
2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: Высш. шк., 1988. 320 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.04.2015). Гл. I. Общие положения. Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, п. 3.
4. Христолюбова Т. А. Самостоятельная работа студентов на занятиях по чебной дисциплине «Русский язык и культура речи при изучении темы “Словари русского языка”» // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 46-54.
1. Arefeva S. A. Tekst v sisteme obuchenija izlozheniju i sochineniju: monografija, Mar. gos. un-t, Joshkar-Ola, 2014. 144 p.
2. Golovin B. N. Osnovy kul'tury rechi, M.: Vyssh. shk., 1988, 320 p.
3. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 06.04.2015). Gl. I. Obshhie po-lozhenija. St. 2. Osnovnye ponjatija, ispol'zuemye v nastoja-shhem Federal'nom zakone, p. 3.
4. Khristoljubova T. A. Samostojatel'naja rabota studentov na zanjatijah po chebnoj discipline «Russkij jazyk i kul'turv rechi pri izuchenii temy “Slovari russkogo jazyka”», Vestnik of the Mari State University, 2014, No. 3 (15), pp. 46-54.
12
Педагогические науки
S. A. Aref'eva
Mari State University, Yoshkar-Ola
The educational potential of the discipline «Russian language and speech culture»
In the article the potential opportunities for the formation of valuable orientations of students in the course of studying the discipline "The Russian language and speech culture" as the discipline of the basic component of FSES of HE are considered. The purpose of the article is to open the educational potential of the discipline "The Russian language and speech culture” for the acceptance by the trainees the system of socio-cultural and spiritual - moral values, ethical standards and rules governing the relations of the personality in the family, society and state; to prove the pedagogical opportunities of the discipline "The Russian language and speech culture” for the development of the trainees’ personal qualities which are necessary for them for successful socialization and the preparation for their future professional activity. In the article the problems of work on the speech culture directed to the formation of the standards of the Russian literary language and the communicative qualities of speech are defined; the contents of the language, ethical, communicative and esthetic components of speech culture are revealed; the interrelation of the Russian language and speech culture caused by the educational purposes of the discipline is revealed: the improvement of speech culture of the students on the basis of their knowledge about the structure of the Russian language and the regularities of functioning of language units in various functional styles and types of speech, the acquaintance with the standards of the Russian literary language, speech mechanisms, the bases of oratorical skill and speech communication. At the end of the article there is a conclusion that the success of the work at the Russian language and speech culture is defined by the ability of the teacher to show the educational opportunities of the discipline "The Russian language and speech culture" to the trainees, to create a motivational tendency to its studying.
Keywords: Russian language, culture of speech, educational potential, value orientation, training and education.