Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВОЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ'

ЯЗЫКОВОЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РКИ / дистанционное обучение / языковой клуб / коммуникативная компетенция / RFL / distance learning / language club / communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Забудряева, А.Г. Острякова, М.А. Вахрушева

В статье представлено описание проекта дистанционного языкового клуба для студентов подготовительных факультетов. Клуб является курсом внеклассных занятий, призванных адаптировать иностранцев к жизни в России, а также помочь им преодолеть коммуникативный барьер. Клуб проходит в форме еженедельных встреч, посвященных различным темам: семье, учёбе, онлайн-среде, эмоциям, хобби, жизни в городе, форс-мажорным ситуациям и т.д. Для подготовки к встречам студенты используют разработанные преподавателем материалы, дополняющие предлагаемый большинством учебников лексико-грамматический минимум. Встречи клуба способствуют развитию у студентов навыков говорения, чтения, аудирования, а также межкультурной коммуникации. В статье рассмотрены также виды языковых, условно-речевых и собственно речевых упражнений, используемых на встречах клуба. На основе опроса учащихся составлены графики посещаемости клуба участниками встреч, выявлены наиболее интересные задания с точки зрения учащихся. В заключение авторами рассматривается перспектива дальнейшего развития языкового клуба для студентов нефилологических специальностей, проходящих обучения на основных курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.А. Забудряева, А.Г. Острякова, М.А. Вахрушева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE CLUB AS A TUTORIAL OF SPEAKING ACTIVITY OF STUDENTS IN ONLINE TRAINING

Description of a project of a distant language club for students of department faculty is presented in the article. The club is a type of the out-of-school activities aimed at adaptation foreigners to life in Russia and help them to overcome the language barrier. The club is having weekly meetings on different themes: family, study, online environment, emotions, hobbies, urban life, force majeure and etc. To prepare for meetings students use materials developed by their teachers that add lexical and grammatical minimum suggested in the majority of textbooks. Meetings contribute development of speaking, reading and listening skills and communicative competence. Types of language and speech exercises that used at the meetings are also detailed in the article. Based on the survey, the researchers make the attendance graphic and found the most interesting tasks for foreign students. In conclusion the authors consider the prospect of the language club development for students of different non-philological specialties that study core courses at universities.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВОЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ»

УДК 372.881.161.1

Zabudryaeva Yu.A, postgraduate, Moscow State University; teaching assistant, Moscow Power Engineering Institute (Moscow, Russia),

E-mail: zabudryaeva96@mail.ru

Ostryakova A.G., teaching assistant, Moscow Power Engineering Institute (Moscow, Russia), E-mail: ostryakova_anna@mail.ru

Vahrusheva M.A., teaching assistant, Moscow Power Engineering Institute (Moscow, Russia), E-mail: vahrusheva.mariya@mail.ru

LANGUAGE CLUB AS A TUTORIAL OF SPEAKING ACTIVITY OF STUDENTS IN ONLINE TRAINING. Description of a project of a distant language club for students of department faculty is presented in the article. The club is a type of the out-of-school activities aimed at adaptation foreigners to life in Russia and help them to overcome the language barrier. The club is having weekly meetings on different themes: family, study, online environment, emotions, hobbies, urban life, force majeure and etc. To prepare for meetings students use materials developed by their teachers that add lexical and grammatical minimum suggested in the majority of textbooks. Meetings contribute development of speaking, reading and listening skills and communicative competence. Types of language and speech exercises that used at the meetings are also detailed in the article. Based on the survey, the researchers make the attendance graphic and found the most interesting tasks for foreign students. In conclusion the authors consider the prospect of the language club development for students of different non-philological specialties that study core courses at universities.

Key words: RFL, distance learning, language club, communicative competence.

Ю.А. Забудряева, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, асс., НИУ «Московский энергетический

институт», г. Москва, E-mail: zabudryaeva96@mail.ru

А.Г. Острякова, асс., НИУ «Московский энергетический институт», г. Москва, E-mail: ostryakova_anna@mail.ru

М.А. Вахрушева, асс., НИУ «Московский энергетический институт», г. Москва, E-mail: vahrusheva.mariya@mail.ru

ЯЗЫКОВОЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

В статье представлено описание проекта дистанционного языкового клуба для студентов подготовительных факультетов. Клуб является курсом внеклассных занятий, призванных адаптировать иностранцев к жизни в России, а также помочь им преодолеть коммуникативный барьер. Клуб проходит в форме еженедельных встреч, посвященных различным темам: семье, учёбе, онлайн-среде, эмоциям, хобби, жизни в городе, форс-мажорным ситуациям и т.д. Для подготовки к встречам студенты используют разработанные преподавателем материалы, дополняющие предлагаемый большинством учебников лексико-грамматический минимум. Встречи клуба способствуют развитию у студентов навыков говорения, чтения, аудирования, а также межкультурной коммуникации. В статье рассмотрены также виды языковых, условно-речевых и собственно речевых упражнений, используемых на встречах клуба. На основе опроса учащихся составлены графики посещаемости клуба участниками встреч, выявлены наиболее интересные задания с точки зрения учащихся. В заключение авторами рассматривается перспектива дальнейшего развития языкового клуба для студентов нефилологических специальностей, проходящих обучения на основных курсах.

Ключевые слова: РКИ, дистанционное обучение, языковой клуб, коммуникативная компетенция.

Важнейшей задачей методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) является формирование различных видов компетенций учащихся: языковой, лингвокультурологической, коммуникативной и др. Для полноценного общения на иностранном языке учащиеся должны овладеть всеми видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом и аудированием.

Цель методики обучения иностранным языкам, в том числе РКИ, сводится к «формированию навыков и умений, позволяющих успешно осуществлять коммуникацию» [1, с. 18]. Успешное овладение иностранным языком обусловлено развитием коммуникативной компетенции, которая включает в себя и другие типы компетенций. В «Современном словаре методических терминов и понятий» коммуникативная компетенция определена как «способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» [2, с. 118].

Существенную проблему для иностранцев, изучающих русский язык, представляет собой преодоление коммуникативных барьеров и выход в речь за пределами учебной аудитории. За неимением достаточного количества аудиторных часов задача развития коммуникативных навыков учащихся не реализуется в полной мере. В связи с этим целесообразно рассматривать возможность формирования коммуникативной компетенции в ходе внеаудиторной работы со студентами. А.Н. Щукин отмечал важность проведения подобной работы с учащимися, которая является значительным средством в достижении учебных целей и поддерживании интереса к изучаемому языку [3].

Одним из интерактивных методов организации внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование коммуникативной компетенции, является языковой клуб. Наиболее известной практикой ведения внеаудиторной деятельности можно считать разговорные и дискуссионные клубы. О пользе и преимуществах организации подобных клубов писали С.Э. Надха, Т.Н. Домино-ва, Д.А. Скубченко, М.С. Логинова. Исследователь Е.А. Сергиевская также отмечает, что после посещения встреч разговорного клуба учащиеся проявляют интерес к изучаемой дисциплине, становятся увереннее в себе и в целом получают положительные эмоции [4].

Стоит отметить, что разговорные и дискуссионные клубы являются широко применимой практикой на высоком уровне владения языком. На начальном этапе овладения иностранным языком полноценная коммуникация невозможна. Освоение базы РКИ на элементарном уровне требует значительного пополнения лексическими и грамматическими средствами языка. Наша статья посвящена

описанию концепции языкового клуба для студентов, изучающих русский язык на подготовительных факультетах.

Актуальность исследования заключается в том, что оно посвящено одному из вариантов внеаудиторной работы, нацеленной на преодоление студентами коммуникативного барьера.

Новизна исследования состоит в том, что описанный вариант клуба предназначен для работы со студентами подготовительных факультетов, а также рассчитан на дистанционную работу.

Целью нашего исследования была разработка проекта языкового клуба и проведение педагогического эксперимента, призванного оценить результативность таких внеаудиторных занятий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующий в методике РКИ опыт проведения разговорных клубов.

2. Разработать концепцию языкового клуба для студентов подготовительных факультетов.

3. Провести курс экспериментальных занятий в интернациональной аудитории.

4. Осуществить анкетирование с целью оценки результативности работы клуба.

В ходе работы над исследованием мы использовали следующие методы: метод анализа и синтеза информации, метод проектов, метод педагогического эксперимента и метод анкетирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результат является полностью проработанной концепцией дополнительного языкового курса для иностранцев. Описанный вариант занятий может быть использован для развития языковых и коммуникативных навыков студентов в ситуации, когда материалов учебника для этого недостаточно.

Предлагаемый нами языковой клуб представляет собой активное взаимодействие между учащимися одного уровня и преподавателями, направленное на развитие продуктивных (преимущественно говорение) и рецептивных (аудирование) видов речевой деятельности. Задачами языкового клуба является реализация эффективной формы внеаудиторной работы, отвечающей целям формирования коммуникативной компетенции, преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения иностранному языку, повышение общего уровня знаний.

Программа клуба рассчитана на студентов подготовительного факультета, находящихся на дистанционном обучении. Отличительной чертой языкового

клуба является адаптированность встреч под онлайн-формат обучения. Встречи проходят в дистанционном формате на платформе Webex.

Идея создания разговорных клубов в методике преподавания РКИ существует достаточно долгое время. Практика применения такой внеаудиторной деятельности учащихся осуществляется преподавателями русского языка во многих учебных организациях [5; 6]. В отличие от разговорных и дискуссионных клубов, нацеленных на работу с обучающимися базового и более высокого уровней владения русским языком, языковой клуб позволяет задействовать в образовательном процессе даже иностранцев, изучающих язык с нуля. Дружеская атмосфера, интерактивные и игровые упражнения, разнообразие языковых, речевых и коммуникативных заданий позволяют привлечь студентов к подобному проекту и достичь хороших результатов в освоении иностранного языка.

Программа языкового клуба рассчитана на два семестра. В первом полугодии основной целью клуба является пополнение лексического запаса учащихся за счет большого количества новых слов, которые не всегда встречаются в учебниках по РКИ, но часто употребляются в разговорной речи носителями языка. Учащиеся овладевают необходимыми навыками коммуникации в условиях бытовых ситуаций. Встречи второго семестра включают задание на развитие навыков аудирования, коммуникативные упражнения и создание групповых мини-проектов учащихся.

Встречи клуба посвящены темам бытовой, учебной и социально-культурной сфер общения. Тематическая направленность клуба включает следующие блоки:

1) знакомство, рассказ о себе («Это моя семья», «Мой дом», «Спорт - моя жизнь», «Мой день», «С утра до ночи и еще чуть-чуть»);

2) городская жизнь («Город-сказка», «Жизнь в городе. В магазине», «Куда поехать в каникулы?», «Купить или не купить?», «Куда пойдем сегодня?»);

3) еда и здоровье («Жизнь в городе. В кафе», «Что мы едим?», «Доктор, у меня проблемы...»);

4) учеба («Университет - мой второй дом», «Добро пожаловать!»);

5) праздники («С наступающим!», «Каждый день - праздник», «День Победы»);

6) дополнительные темы («В сети» - обсуждение дистанционного образования и социальных сетей; «Не было печали...» - непредвиденные ситуации и их решение; «Все профессии важны, все профессии нужны» - работа и подработка, составление резюме; «Я на седьмом небе от счастья» - выражение эмоций).

Упражнения, отрабатываемые на встречах языкового клуба, выстаиваются по определенной системе: от повторения лексико-грамматического материала к коммуникативно-ориентированным заданиям. Отдельно к каждой встрече преподаватели заранее готовят справочные материалы с новыми словами. Материалы для встречи рассчитаны на самостоятельную работу учащихся.

Все виды заданий условно можно разделить на три группы:

1) языковые лексико-грамматические (задание на соотнесение, заполнение пропусков, нахождение соответствий, выбор правильного ответа);

2) речевые (описание иллюстраций, обсуждения в виде вопросно-ответной формы, работа с инфографикой);

3) коммуникативные задания (составление диалогов или мини-проектов).

Структура встреч включает лексико-грамматические задания для повторения новой и ранее усвоенной на встречах клуба и аудиторных занятиях лексики и грамматики. В качестве разминочных упражнений и заданий на формирование лексико-грамматических навыков преподавателями привлекаются игры, выполненные в электронных учебных ресурсах Wordwall.net, LearningApps.org, Genially, ly, Mentimetr.com, OnlineTestPad.com. Студенты работают все вместе: отвечают устно или письменно в чате. На встречах приветствуется работа с чатом, поскольку некоторые студенты, у которых сохраняется страх преодоления коммуникативного барьера, могут фиксировать свои ответы в письменной форме и таким способом проявлять активность на встречах.

Речевые упражнения включают в себя работу с иллюстрациями разного типа. Это описание рисунков, работа с картами (встречаются в блоке темого-родской жизни) и инфографикой. Подобные типы заданий способствуют развитию речевых умений учащихся и формируют логическое мышление. Более того, работа с картами и инфографикой для многих студентов является новой, поэтому вызывает еще больший интерес к обсуждаемой теме.

Одним из важнейших компонентов встреч языкового клуба являетпяобя-зательное наличие заданий по аудированию. Как отмечает И.А. Гончар, обучение аудированию должно представлять процесс, который вызовет у учащихся

желание слушать и думать [7]. С целью привлечения внимания учащихся, повышению их интереса к заданию все аудиозаписи сопровождаются визуальным рядом. Преподаватели самостоятельно записывают аудио и монтируют видео для встреч клуба. Проверка аудиотекстов проводится в форме игровых упражнений соревновательного характера, выполненных с помощью ресурсов Kahoot и Quizizz. Каждый участник встречи отвечает на вопросы самостоятельно, результаты и имена победителей фиксируются на экране преподавателя, их же могут увидеть и участники по завершении игры.

Заключительным этапом встречи является работа в группах (в онлайн-ком-натах), где учащиеся строят свои диалоги, проводят обсуждения и совместную работу над проектами. На уровне А1 учащиеся проводят диалоги по представленному в предыдущих заданиях (обычно в аудировании) образцу Приветствуется самостоятельное составление диалогов в условиях заданной речевой ситуации. На уровне А2 и выше заключительным заданием становится создание собственных групповых проектов учащихся, например, составление совместного резюме для персонажа (тема «Все профессия важны...»), обсуждение плюсов и минусов проживания в общежитии и арендованной квартире («Здравствуйте, я хочу...»), обсуждение решений выхода из непредвиденных ситуаций («Не было печали»), проектирование идеального города («Город-мечта, город-сказка»).

Коммуникативные задания студенты выполняют в отдельных онлайн-ком-натах, которые создает организатор встречи. Группы работают в отдельной «комнате», организатор следит за процессом выполнения заданий, переходя из одной «комнаты» в другую. По завершении заданий работа в онлайн-комнатах завершается организатором, и участники возвращаются в основной сеанс.

Как отмечают преподаватели, работающие в группах подготовительного факультета, после регулярных посещений языкового клуба учащиеся используют лексику, изученную на встречах клуба. Некоторые студенты чувствуют себя более уверенно на основных занятиях и проявляют больший интерес к теме.

По завершении первого семестра среди студентов подготовительного факультета был проведен опрос о качестве работы языкового клуба. В опросе приняли участие 15 человек. Студентов попросили оценить качество работы клуба и пользу предложенных тем, а также отметить наиболее интересные моменты встреч.

Ниже представлена диаграмма посещаемости студентов (см. рис. 1). Количество участников

■ Был(а) на всех встречах ■ 9-11 встреч

■ 6-8 встреч ■ 3-5 встреч

■ 1-2 встречи ■ Еще не был(а), но очень хочу пой™

Рис.1.Количествоучастников, посетившихвстречиклуба

В диаграмме отражены результаты опроса студентов, которые согласились заполнить анкету, при этом общее количество зарегистрированных и подавших заяскуна участиочясыксуом клиСедостогает 24 оолооек. В поеднемчоваждот встрече клуба присутствовали от 5 до 10 человек. Некоторые из участников, нахо-дсушиееи в ооочойеточн е^е песе щоочитепчиоубспскхпччнтплотой снтзв.

Результаты опросы о встречах языкового клуба представлены в табл. 1.

^гоасво^з^ьиатсм оп^та .олчшая иасоь тчсщихся подзнуосчтенсного фкссочтеоа главзой целью поотсония и^у уосвю

знаний. Поскольку количество часов, отведенных на изучение языка, ограничено, но^с^псщсор^г^пч^^^е^р оОдем ученого мaтeнкanоФaтaняпвяx ч аудитории. Благодаря встречам клуба учащиеся могут пополнить активный и пассивный лек-ииотсксч мапао.

Таблица 1

Результаты опроса участников ЯК

Статистика Почему вы ходите на встречи клyесе Самытинтор ес ные задания Салые ныинте ренные зсднмис

Ответили 7-8 респондентов Получать новые знания и изучать русский язык Аудировантеии-рыКо1ют1 и Quizizz Отмебсни.ччх все задания нра-вятс я

Ответили 3-6 респондентов Улучшить русскую речь Работа в онлайн-комнатах

Ответили 1-2 респондента Только из интереса к подобному формату Задания на отработку лексико-грамма-тических и речевых навыков Отметили, что из-за плохого интернет-соединения не всегда удобна чабота в oноФЙв-кнpкaтах и ифо-вые зчаиния

Так, 33% участников опроса отметили важным улучшение качества устной речи на иностранном языке: на встречах студенты получают возможность пообщаться с представителями других учебных групп, найти новых друзей и отработать модели речевого поведения в социально-бытовых ситуациях. Только 15% отметили, что у них вызывает интерес сам проект языкового клуба и необычная подача материала.

Самыми интересными участники считают задания на развитие навыков аудирования и говорения. 47% отметили, что особого внимания заслуживают аудио- и видеотексты с игровой формой проверки услышанного, 33% считают необычным заданием работу в мини-группах, 20% назвали важной практику лек-сико-грамматических навыков.

Несмотря на многие преимущества языкового клуба, минусом является вероятность неустойчивого соединения и потери связи. Как показывает практика, почти на каждой встрече один участник сталкивается с подобной проблемой. Именно поэтому важным условием посещения языкового клуба является стабильное подключение, от которого главным образом зависит успешность и эффективность проведения встреч.

Практическую пользу тем также оценили участники опроса. Соотношение голосов представлено в диаграмме на рис. 2.

Участники отметили, что встречи и материалы клуба помогают выучить новую лексику, повторить грамматику русского языка, улучшить устную речь и узнать больше информации о культуре России и жизни в стране.

В результате проведения исследования и опроса участников мы пришли к выводу, что языковой клуб является эффективной формой внеаудиторной работы при формировании у иностранных учащихся речевой деятельности. Встречи клуба позволяют вводить новый материал, который не всегда может охватить преподаватель за время аудиторных занятий, развивать грамматические, речевые и коммуникативные навыки студентов, знакомить с культурой страны и таким образом способствовать адаптации к жизни в России.

Несмотря на возможность возникновения проблем технического характера, в целом встречи языкового клуба представляют собой удобный формат взаимодействия между преподавателями и студентами, а также между студентами

Библиографический список

■ Да ■ Нет Не знаю

Рис. 2. Полезны ли материалы для жизни и учебы?

разных стран, так как удаленное подключение доступно участникам клуба практически из любой точки мира.

Структура встреч и актуальность обсуждаемых тем вызывают живой интерес участников клуба и открывают новые возможности для изучения иностранного языка.

Предложенный нами проект языкового клуба рассчитан на студентов подготовительных факультетов. Одной из перспектив развития проекта является подготовка схожих по форме занятий для студентов уровня В1+. Во многих вузах (особенно нефилологических) ощущается острая нехватка практики «бытовой» лексики. На занятиях студенты, как правило, изучают язык специальности, а пополнение разговорного словарного запаса происходит за счёт самостоятельной работы. В таких условиях проведение языкового клуба с использованием заранее подготовленных лексико-грамматических материалов кажется более чем оправданной формой обучения. Детальной проработке концепции языкового клуба для уровня В1+ должно быть посвящено отдельное исследование, где будут учтены все нужды и потребности высокоуровневых студентов.

1. Васильева Т. В., Левина Г.М., Ускова О.А. Еще раз о коммуникативной компетенции: возвращение к истокам. Русский язык за рубежом. 2012; Выпуск № 4 (233): 17 - 23.

2. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва: Русский язык. Курсы, 20l8.

3. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. Москва: Флинта, 2017.

4. Сергиевская Е.А. Дискуссионный клуб как средство развития иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей. Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2016: 71 - 72.

5. Доминова Т.Н., Скубченко Д.А. Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов на занятиях в «Языковом кафе». Вопросы методики преподавания в вузе. 2018; Т. 7, Выпуск 26: 25 - 34.

6. Косарева Е.В., Масленникова З.С. Разговорный клуб: опыт внеаудиторной работы с иностранными студентами. Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы IV Международной научно-методической конференции. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016: 54 - 59.

7. Гончар И.А. Модель обучения аудированию иноязычного текста. Мир русского слова. 2010; Выпуск 1: 86 - 92.

References

1. Vasil'evaT.V., Levina G.M., Uskova O.A. Esche raz o kommunikativnoj kompetencii: vozvraschenie k istokam. Russkijyazykza rubezhom. 2012; Vypusk № 4 (233): 17 - 23.

2. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Sovremennyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij. Teoriya ipraktika obucheniyayazykam. Moskva: Russkij yazyk. Kursy, 2018.

3. Schukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2017.

4. Sergievskaya E.A. Diskussionnyj klub kak sredstvo razvitiya inoyazychnoj kompetentnosti studentov neyazykovyh special'nostej. Nauka kak dvizhuschaya antikrizisnaya sila: innovacionnye preobrazovaniya, prioritetnye napravleniya i tendencii razvitiya fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij: sbornik nauchnyh statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Kul'tlnformPress, 2016: 71 - 72.

5. Dominova T.N., Skubchenko D.A. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii inostrannyh studentov na zanyatiyah v «Yazykovom kafe». Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze. 2018; T. 7, Vypusk 26: 25 - 34.

6. Kosareva E.V., Maslennikova Z.S. Razgovornyj klub: opyt vneauditornoj raboty s inostrannymi studentami. Problemy prepodavaniya filologicheskih disciplin inostrannym uchaschimsya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Voronezh: IPC «Nauchnaya kniga», 2016: 54 - 59.

7. Gonchar I.A. Model' obucheniya audirovaniyu inoyazychnogo teksta. Mir russkogo slova. 2010; Vypusk 1: 86 - 92.

Статья поступила в редакцию 15.03.22

УДК 378:17.02

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: zarechnev1964@mail.ru

SPIRITUAL AND MORAL BASES OF EDUCATION OF STUDENTS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS. The content of the article reveals the role and significance of spiritual and moral education of students in the pedagogical process. The essence of the concept of spirituality and its manifestation in social processes are clarified. Spiritual and moral security in society is revealed as an important priority of national security. The content of spiritual and moral education and the direction of its implementation in educational activities are determined. The ways of spiritual and moral education through the formation of such personality structures as value orientations and needs are proposed. The principles and patterns of spiritual and moral education of the individual are revealed. The method of spiritual and moral development of student youth is revealed through the proposed directions, forms and methods of education. Results of a pedagogical experiment confirming the effectiveness of the proposed approach are given.

Key words: spiritual and moral education, spirituality, morality, student youth, regularities, principles of spirituality education, methods of spiritual and moral education.

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: fedulovb@mail.ru

Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: zarechnev1964@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.