Научная статья на тему 'Методика организации проектной деятельности на примере разработки визуальной айдентики в графическом дизайне'

Методика организации проектной деятельности на примере разработки визуальной айдентики в графическом дизайне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1036
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН / АЙДЕНТИКА / ГРАФИКА / АРТ-ОБЪЕКТ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Неженцев М.М.

Организация проектной деятельности является важным инструментарием в педагогической практике, связанной с освоением различных направлений в дизайне. На примере разработки графического объекта рассматриваются новые подходы к проектированию, а именно создание стилистически единой, объединенной общей концепцией, визуальной айдентики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика организации проектной деятельности на примере разработки визуальной айдентики в графическом дизайне»

2. Ваторопина Е.В. Дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vatoropinaelena.ucoz.ru/publ/-1-0-18 (дата обращения: 31.07.2014).

3. Плотер Н.А. Дискуссионный клуб на английском языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. myshared.ru/slide/391414 (дата обращения: 02.08.2014).

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ВИЗУАЛЬНОЙ АЙДЕНТИКИ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

© Неженцев М.М.*

Орловский государственный университет, г. Орёл

Организация проектной деятельности является важным инструментарием в педагогической практике, связанной с освоением различных направлений в дизайне. На примере разработки графического объекта рассматриваются новые подходы к проектированию, а именно - создание стилистически единой, объединенной общей концепцией, визуальной айдентики.

Ключевые слова методика, проектирование, дизайн, айдентика, графика, арт-объект, концепция.

В проектировании графических образов можно выделить основные этапы разработки, которые характерны для смежных направлений в дизайне, таких как графический дизайн, дизайн интерьера, одежды, и т.д. Данная практическая работа ставит целью изучение процесса разработки на примере создания визуальной айденики. Арт-объектом в данном исследовании был взят центр декоративно-прикладного искусства.

При подготовке к практической части мы изучили информацию о центре декоративно-прикладного искусства. Наш центр - альтернативный социокультурный проект. Помимо выставочного пространства, он является также культурно-образовательной платформой посвященной изучению, развитию и консервации декоративно-прикладного и народного искусства. Для того чтобы создать концепцию в графике, на данном этапе была разработана сюжетная основа для данного проекта - «легенда». Согласно ей, уникальность данного объекта заключается в том, что это единственный в своем роде центр по исследованию проблем ДПИ в условиях современной социаль-

* Аспирант кафедры Декоративно-прикладного искусства.

но-культурной парадигме постмодерна. Инновации и проведение экспериментов это основные качества центра, где для этого созданы все условия. Здесь все открыто для изучения, развития и интеграции ДНИ и народной культуры в общую научно-культурную структуру современного общества. Рассматривая истоки происхождения данной структуры, важным является определение формирования самого искусства.

«То, что является фундаментом искусства и принадлежит к древнейшим формам художественного творчества, имеющим огромный потенциал исторического развития, кажется ... лежащим вне сферы искусства» [1, с. 28]. Тем не менее, несмотря на кажущееся отсутствие связей, подобные формы в искусстве должны рассматриваться как взаимосвязанные.

Номимо научно-исследовательской работы деятельность центра включает в себя выставки, мастер классы, тематические мероприятия, лектории и встречи. Центр оснащен современным оборудованием, что позволяет производить необходимые исследования. В центре также есть музейно-выста-вочный комплекс, состоящий из нескольких разно-уровневых площадок, библиотека, аудитории для встреч и лекций, зона фудкорта и магазин сувенирной продукции. Основная аудитория нашего центра - молодые люди, с высшем гуманитарным образованием, представители среднего класса. Они интересуются культурой, историей и искусством, являются сторонниками западной модели развития общества, и осознают важность сохранения национальной культуры. Несмотря на это центр открыт для всех желающих, так как он должен стать вдохновляющим и познавательным местом для людей разных интересов и возрастов, а также для профессионального сообщества.

В современном мире, в социально-культурной сфере действуют законы рыночной экономики. Вопросы создания и поддержания положительного образа в конкурентной среде являются актуальными как для государственных, так и для частных культурных заведений. В эпоху мультимедийных и интернет технологий культурные центры требуют постоянной мобильности и изменений в своем визуальном образе. Это является залогом его успешности и востребованности в среде потребителей и способствует повышению его внутрикорпоративной культуры.

В настоящий момент необходимо усиление центра «КРАДА» посредством создания запоминающейся визуальной айдентики. Это важно как для внутренней среды: сотрудников центра, кураторов, лекторов и дирекции так и для внешней среды: потенциальных потребителей. Центр Крада стремиться к активной научной, познавательной и творческой деятельности. Он организует выставки, семинары, мастер-классы, научные исследования и другие мероприятия. Созданная для него визуальная айдентика поможет решить важные стратегические задачи:

- повышение внутрикорпоративной культуры;

- повышение уровня оказания услуг;

- повышение престижа научной гуманитарной деятельности;

- повышение конкурентоспособности и лояльности общества.

В дальнейшей работе было определено название для нашего центра декоративно-прикладного искусства. Славянское слово «Крада» означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Руна Крада -руна огня, а огонь есть дар богов и сила, воплощающая божественное в Срединном мире. Это - руна устремления и воплощения стремлений, а значит -руна речи, поскольку в нордической Традиции речь, глагол всегда ассоциировались с воплощением намерения. Магическое значение руны Крада -очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация. Все эти качества очень хорошо подходят и нашему центру, так как одним из важных его функции являются исследовательские работы, реализация интегрированных проектов на грани искусства и науки. В эта темы станет основным лейтмотивом всей дальнейшая работа над визуальной айдентикой. Мы будем создавать коммуникацию путем переосмысления символики и сакрального значения огня как силы созидания в контексте современного дизайна.

Поскольку центр декоративно-прикладного искусства Крада имеет три основных функции: выставочная, познавательно-развлекательная, научно-исследовательская, мы концептуально разделили их на три визуальные части и для каждой части создали свою графическую тему. Каждая графическая тема представляет собой геометрический орнамент, в основе которого лежит решетка, еще один символ огня и его структурная основа. Каждая графическая тема имеет свой цвет, что также концептуально связанно с той деятельностью, которую она отражает. Красный цвет имеет выставочная часть проекта. Это цвет народного искусства, солнца, корней и родовой памяти. Его основные качества: ярость, запоминаемость, он привлекает и акцентирует внимание. Синий цвет поддерживает графическую тему познавательно-развлекательной части проекта. Это цвет развития, познания и переосмысления. Для графической темы отвечающей за научную деятельность центра мы использовали серый цвет. Это цвет интеллекта, исследования и раскрытия сути. Выбранные цвета хорошо проанализированы, они взаимодействуют друг с другом, внося индивидуальность каждого цвета. Разрабатывая новый образ «Крада» мы также используем фотоматериалы. Перед использованием изображение следует обработать в программе Adobe Photoshop фильтром «цветные полутона» в радиусе от 5-8.

Знак центра декоративно-прикладного искусства состоит из двух частей: графического знака и логотипа. Вместе они образуют уникальную символику бренда. Знак представляет собой стилизованное в геометрическом стиле изображение пламени, в основу которого помещен треугольник как

еще один из огненных символов. Логотип проекта состоит из двух шрифтовых композиций: выполненное в квазиславянском стиле название центра, отделяемое сверху и снизу прямоугольными узкими плашками.

«Категории композиции отражают наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. Их два: тектоника и объемно-пространственная структура. Эти понятия тесно связаны между собой» [4, с. 9].

Вторая композиция представляет собой выполненную шрифтом Ristret-to Pro надпись «Центр декоративно-прикладного искусства 2010» В зависимости от рекламных, информационных, функциональных задач может использоваться в разных комбинациях. При разработке учитывается так же пропорциональное соотношение частей композиции.

«Пропорции (лат. proportio) - взаимосвязи частей целого, выступающие в виде различных математических отношений (арифметических, геометрических, иррациональных)» [5, с. 29].

Также в рамках проекта мы придумали дизайн системы навигации для центра Крада. Значки выполнены в линейном стиле с фольклорными элементами, что помимо отличных навигационных качеств создает эстетический эффект. Система включает в себя: выставочный зал, гардероб, видеозал, касса, зона фудкорта, туалет, парковка, исследовательский центр, место для курения, магазин, отдел реставрации, навигационные стрелки, указатели для всех трех этажей центра.

Так же, необходимо определить понятие фирменного стиля. «Фирменный стиль - это знаковая система идентификации, устанавливающая закономерности пропорционального и цветового соотношения элементов в пространстве» [2, c. 417].

В практической части нашего проекта нами была проведена подготовительная работа по сбору и анализу информации. Мы определили, что в рамках визуальной айдентики для центра декоративно-прикладного искусства нам необходимо создание брендбука.

Как правило, брендбук является сборником правил и инструкции по использованию различных элементов айдентики: фирменные шрифты, логотипы, корпоративные цвета, шаблоны оформления документации, офисная навигация и многое другое. Брендбуки разных компаний существенно отличаются друг от друга. Эти различия связанны с родом деятельности и поставленными задачами. На состав брендбука влияют такие факторы как особенности аудитории компании, разнообразие носителей визуальной айдентики. По заказу компании брендбук может содержать разработку продвижения бренда на рынок услуг, подробные записи о применении того или иного рекламного носителя, а может иметь лишь алгоритм применения логотипа и деловой документации. Для того что бы брендбук был создан максимально грамотно необходимо учесть ряд существенных деталей таких как: допустимое использование логотипа, цветовое решение, предназначение, оформ-

ление, размещение и стандарты того или иного презентационного материала, рекламного стенда, табличек на дверях офиса, атрибутики и сувениров, писем и документов. Все это играет важную роль в жизни идентификации, ведь от того насколько грамотно и вразумительно составлен брендбук зависти будущая коммуникация с потребителем. Бренд должен ассоциироваться с определенным цветом, логотипом, слоганом и другими константами. Они не должны изменяться, каждая деталь должна быть прописана и зарегистрирована.

Наш брендбук имеет восемь разделов:

- Введение.

- Логотип.

- Фирменная графика.

- Основные цвета бренда.

- Корпоративная типографика.

- Примеры использования визуальной айдентики.

- Примеры сувенирной продукции и других носителей.

Важной частью нашей визуальной айдентики являются постоянно используемые для оформления информационных материалов шрифты. Главной их чертой является концептуальная близость к проекту и элементам айдентики. Шрифт является одним из главных составляющих визуального образа бренда, поэтому в качестве основной гарнитуры для проекта мы выбрали «Museo Sans Cyrl». Он используется для афиш, постеров, обложек каталогов и других материалах в рамках айдентики. В качестве текстового шрифта мы использовали PT Serif. Он имеет 6 начертаний, отличается ясностью форм и удобочитаемостью.

В разрабатываемой нами визуальной айдентики были выбраны фирменные цвета, такие как: красный (С9; M95; Y94; K1), синий (С71; M28; Y22; K16), серый (С18; M17; Y13; K0), также добавлен белый цвет. Также наш брендбук имеет ряд примеров использования символики на различных сувенирах.

Созданное нами руководство для айдентики можно также использовать в качестве учебного пособия по дисциплине проектирование в графическом дизайне.

Необходимым условием для жизни айдентики является ее внедрение в среду обитания посредством визуальных носителей. Именно посредством визуальных носителей и происходит коммуникация бренда с потребителем. Такой визуальный способ коммуникации обусловлен природным фактором восприятия окружающего мира через зрительный контакт.

Итак, проанализировав всевозможные носители визуальной айдентики, нами были выбраны такие как: набор деловой документации, корпоративный журнал, каталог, серия афиш, значки, кружки, рекламные gif-баннеры для интернета и много вариаций печати с атрибутикой.

Далее мы рассмотрим с вами выбранный нами список деловой документации.

Визитка. Этот носитель является важным лицом фирмы, так зачастую именно с нею начинается знакомство потребителя с брендом. Также визитная карточка не только элемент документации бренда, но и доступный рекламный носитель, который формирует у потребителя впечатление и представление о деятельности бренда, дает ему необходимую информацию. В создания проекта мы разработали бланк и конверт для деловой переписки. Они являются одним из главных каналов коммуникации организации с внешним миром. Деловое письмо помогает вести переговоры, выяснять отношения между организацией и потребителем, в них бывают просьбы, претензии, соглашения. Каждая визуальная часть айдентики имеет собственный бланк и конверт евростандарт с логотипом, фирменного цвета. Также в рамках деловой документации нами были разработанными бэйджи для сотрудников центра. Бэйдж является элементом униформы центра и содержит данные, позволяющие идентифицировать объект, который его носит. Наличие бэйджа является одним из важных факторов успешной коммуникации во время проведения конференций и массовых мероприятий. Поскольку на базе центра проводятся исследования связанные с декоративно-прикладным искусством, появилась необходимость в оформлении научной документации. Важной ее частью стал созданный нами бланк анализа материала. Он имеет фирменный цвет и символику, связанную с научно-исследовательской деятельностью центра. Для библиотечных книг центр нами были спроектированы суперобложки, которые выгодно подчеркнут статус самого центра и его внимание к собственной визуальной культуре.

Для улучшения внутрикорпоративной коммуникации и настройки на продолжительные контакты с потребителем центром Крада было решено издавать свой корпоративный журнал. Такой журнал является важным корпоративным СМИ, а также содержит информационно-развлекательный и научный контент. Журнал центра Крада является, прежде всего, клиентским изданием и ориентирован на информационность и рекламность. Основной его функцией является повышение лояльности потребителя к деятельности центра. Данная корпоративная пресса являться эффективным инструментом косвенной рекламы. Журнал получил название ПОСОЛОНЬ, что в переводе с древнеславянского означает «по движению солнца». Нами был разработан визуальный образ журнала, в который входит: собственный логотип, спроектированный на основе логотипа центра, фирменная графика и цвет для познавательно-развлекательной части визуальной айдентики. Также для журнала нами была спроектирована типографическая сетка.

«Графика - на редкость подвижное искусство, она быстро откликается на меняющиеся потребности общества, на все разновидности и все изменения его настроений и вкусов» [3, а 8].

Центр декоративно-прикладного искусства выпускает также собственные каталоги, приуроченные к проходящим на его территории выставкам. Такой каталог предназначен для продвижения выставочной деятельности центра, а также мотивирует потребителей на его посещение. Мы спроектировали типографическую сетку и оформление обложек.

В рамках визуальной айдентики была разработан комплект упаковки DVD диска. В центре Крада на него записываются всевозможные лекции, посвященные декоративно-прикладному искусству, а также документальные фильмы снятые самим центром. Комплект состоит из одного стандартного DVD диска и картонной упаковки конвертного типа размером 125 ><125 мм. В качестве удобного рекламного носителя нашего центра мы разработали несколько вариантов плакатов для лайтбоксов. Лайтбоксы представляет собой объемную пространственную конструкцию из металла или пластика, обшитую со всех сторон алюминием или любым другим декоративным материалом. При небольшой поверхности светового короба, он может быть целиком выполнен из пластмассы. В качестве лицевой поверхности лайтбокса могут использоваться либо светорассеивающий пластик с нанесенным на него изображением либо световой баннер (плакат) с печатью. Таким способом центр Крада может рекламировать выставки, лекции и другие культурные мероприятия, проводимые в центре. Графический ряд, используемый на данных рекламных носителях сходен с визуальной частью, к которой относится рекламируемое событие. Еще одной рекламой в рамках визуальной айдентики центра являются рекламные gif-баннеры для интернета. Рекламная Гиф-анимация в интернете это графические изображения в формате GIF где эффект движения достигается чередованием нескольких изображений. Несмотря на появление новых видов рекламы в интернете такая анимация по-прежнему пользуется высоким спросом.

В процессе нашего проекта мы разработали еще несколько вариантов носителей: значки, футболки, кружки, открытки. Нанесение корпоративной символики на значки при большой их эффективности является одним из самых доступных и мало затратных способов рекламы. Яркая фирменная символика на значках способна быстро привлечь внимание и напомнить о деятельности центра. Также значки можно использовать в рамках мероприятий, часто проводимых, в рамках фестивалей, а также как опознавательный знак центра. Кружка с логотипом или фирменной символикой также является эффективный рекламоносителем, универсальный и беспроигрышный бизнес сувенир. Из за своей высокой функциональности она всегда востребована, а, следовательно, может постоянно напоминать о центре Крада. Фирменные принты на футболках также могут быть эффективным рекламным средством. Такие футболки, использованные в качестве сувенирной продукции или униформы сотрудников, дают мощный толчок к развитию корпоративной этики.

Продолжая линию сувенирной продукции, нами были спроектированы открытки в рамках айдентики центра Крада. Корпоративная открытка - это приятный знак внимания потребителю. Яркая, красочная открытка в фирменном конверте с эксклюзивным дизайном и элементами айдентики подчеркнет престиж и надежность деятельности центра и оставит о нем приятное впечатление.

В результате проделанной практической работы, на основе проведенных исследований, описанных в первой главе, нами была разработана визуальная айдентика для центра декоративно-прикладного искусства Крада. Работа над айдентикой проходила в несколько этапов.

На первом этапе нами была собрана необходимая информация о центре Крада. Так же мы выявили целевую аудиторию данного культурного учреждения.

На втором этапе, исходя из собранной и проанализированной информации, мы разработали концепцию визуальной айдентики, основываясь на том, что наша целевая аудитория представляет собой молодых людей с высшем гуманитарным образованием, представителей среднего класса, интересующихся культурой и историей своей страны. На этом этапе были заложены основы для подбора изобразительного ряда при оформлении фирменных носителей.

Следующим и одним из главных этапов создания нашей визуальной айдентики стал этап разработки и создания брендбука. Была проделана большая работа идеи многочисленных переработок образа и стилистики. В результате был создан брендбук со всеми основополагающими требованиями и составляющими.

Далее нами была проделана работа по созданию элементов и носителей визуальной айдентики.

На следующем этапе мы разработали визуальное решение айдентики, то есть фирменные цвета, графика и шрифт. Фирменными были выбраны следующие цвета: красный, синий,серый. В качестве основной гарнитуры мы выбрали «Museo Sans Cyrl». Она на этапе вхождения в тему лучше всего отражает суть бренда и доступность нашей визуальной айдентики. «PT Serif» будет использоваться как основной носитель информации, как текстовой шрифт, как шрифт, который очень хорошо комбинируется и обладает нейтральностью и удобочитаемостью.Далее мы разработали носители визуальной айдентики, необходимые для центра декоративно-прикладного искусства Крада: деловая документация, корпоративный журнал, каталог значки, кружки, рекламная гиф-анимация, и много вариаций печати с фирменной графикой центра. Разработанный нами логотип центра декоративно-прикладного искусства был удачно использован на носителях визуальной ай-дентики, являясь акцентом, привлекающим внимание и поясняющим информационную составляющую айдентику.

Итак, нами была разработана визуальная айдентика центра декоративно-прикладного искусства Крада, представляющая собой совокупность графических, цветовых и других приемов, формирующих единый образ всех рекламных носителей, улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только образа центра, но и ее деятельности, а также позволяющих выделить свои услуги среди конкурентов.

В результате проделанной нами работы на тему «Визуальная айдентика центра декоративно-прикладного искусства Крада» мы пришли к выводу, что проект успешно состоялся. Он удовлетворяет поставленной цели по разработке визуальной айдентики как целостной структуры, в рамках которого был создан брендбук.

Определяющими направлениями в разработке визуальной айдентики были: исследовательская деятельность, предполагающая анализ специализированной литературы и электронных источников по тематике данной работы, выявление основополагающей деятельности центра Крада, и на основе собранного материала формирование ассоциативного ряда.

Успешная проектная деятельность в данной работе представлена совокупностью теоретического и практического видов деятельности с целью формирования графического образа для центра декоративно-прикладного искусства Крада.

Достижение сформулированной цели исследования осуществлялось посредством решения совокупности заданных нами задач. Так же нами были изучены структурообразующие элементы визуальной айдентики, с целью исследования технологии его создания.

Следующим этапом была организация проектной деятельности, создание брендбука, направленного на продвижение бренда центра декоративно-прикладного искусства Крада.

В результате был разработана современная визуальная айдентика, адаптированная на носители.

Основными достоинствами разработанной визуальной айдентики для центра декоративно-прикладного искусства Крада являются: узнаваемость, динамичность, современность и практичность.

Разработанная нами айдентика позволяет потребителю без особых усилий выделить данные услуги из ряда подобных. Наличие разработанной в процессе исследования визуальной айдентики значительно повышает эффективность рекламы.

Главная функция разработанной айдентики - закрепление в сознании аудитории положительных эмоций, а так же формирования визуальной идентификации бренда центра декоративно-прикладного искусства Крада и необходимости повышения внутрикорпоративной культуры центра.

В процессе работы решены задачи поэтапной разработки визуальной ай-дентики, подразумевающей использование необходимых структурообразующих элементов визуальной айдентики, с учетом потенциальной аудитории.

Результат проведенных исследований и проделанной творческой работы представляет собой стилистически единой, объединенной общей концепцией и целью визуальной айдентики, являющийся одной из составляющих успешного имиджа центра и способствующего его выходу на новый уровень.

Список литературы:

1. Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. - М., 1992.

2. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: учеб.пособие. - М.: Фаир-пресс, 2001.

3. Герчук Ю. Советская книжная графика. - М.: Изд-во Знание, 1986.

4. Мазурина Т.А., Халиуллина О.Р. Макетирование в графическом дизайне. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2005. - 144 с.

5. Лесняк В. Графический дизайн (Основы профессии). - 2011. - 416 с.

СИСТЕМА ИТОГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

(БАКАЛАВРИАТ, НЕЯЗЫКОВЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ)

© Трифонова Е.В.*

Псковский государственный университет, г. Псков

В статье рассматривается подход к итоговому оцениванию иноязычной компетенции студентов бакалавриата неязыковых факультетов. Разработаны три итоговых уровня владения иностранным языком, представлена реализация всех уровней по четырем видам речевой деятельности.

Ключевые слова: итоговый уровень (высокий, удовлетворительный, недостаточный), виды речевой деятельности, дифференцированный подход.

Для максимально эффективного преподавания иностранного языка в вузе и дальнейшей оптимизации учебного процесса в связи с переходом на европейские стандарты и интеграцией в Болонский процесс мы предложили в начале обучения иностранному языку на неязыковых факультетах разделять студентов на разноуровневые группы [2, с. 211-213].

Для этого нами было выделено три уровня владения иностранным языком студентами неязыковых факультетов при поступлении в вуз и разрабо-

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков для гуманитарных и естественнонаучных факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.