БРЕНДБУК КАК СРЕДСТВО ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (на примере создания свода единых правил использования фирменного стиля в Оренбургском государственном университете)
Одной из самых характерных черт современности является бурное развитие коммуникативных процессов. Проблемы передачи информации в этих процессах привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов, при этом изобразительная информация является одним из важнейших средств коммуникации [1].
В конце XX вв. в экономической жизни стран и народов произошли колоссальные изменения. Усовершенствование технологических процессов в сфере производства материальных благ способствовало возникновению целой плеяды малых предприятий, своей продукцией составивших конкуренцию крупногабаритным промышленным образованьям. В первую очередь развитие малого и среднего бизнеса началось в пищевой промышленности, полиграфической промышленности, в производстве строительных материалов, строительстве, в индустрии моды, сфере услуг и т.д. Неимоверно возросла роль корпоративной символики товаропроизводителя, важнейшим элементом и материальной оболочкой, которой является торговая марка, знак, а также название фирмы. Как никогда ранее, все эти составляющие становятся объектами значительных материальных вложений, символами деловой репутации и качества, к которым предприятие двигалось, быть может, многие годы. В Великобритании, например, только работа по подбору названия фирмы оценивается суммами в десятки тысяч фунтов стерлингов. В идеале эти символы фирмы должны оставаться неизменными многие десятилетия [2].
История товарных знаков уходит в века и точно зафиксировать дату появления первых товарных знаков не представляется возможным. Однако примерно 5000 лет до нашей эры появились обозначения, которые в наше время классифицируются как товарные
знаки. Первый законодательный акт, касающийся Товарных знаков, был принят английским Парламентом в 1266 году.
Общепринято, что товарный знак - один из объектов промышленной собственности выполняющий функции гарантии качества товара и его рекламы. Фирменный стиль являет собой единство сложных визуальных и вербальных компонентов, имеющих в основе своей художественно-образное содержание и представляющих общую концепцию презентации объекта в массы. Впервые определение понятия «стиль» было дано в Европе в 12 веке. В данный момент их существует порядка двадцати. Мы будем рассматривать Г рафический фирменный стиль - термин, обычно обозначающий систему визуально-коммуникативных средств, спроектированную в целях создания определенного постоянного образа.
За рубежом используются также термины «проектирование внешнего облика предприятия», «система идентификации». Программа разработки фирменного стиля включает широкий комплекс работ. В каждом случае необходимо создавать целый ряд стилеобразующих элементов (своеобразных констант), правильное и последовательное применение которых индивидуализирует учреждение, делает его «лицо» узнаваемым. Основными стилеобразующими элементами являются товарный знак, фирменная надпись, символы товарных групп или услуг, тип шрифта, фирменный цвет или гамма цветов, модульная система верстки печатных материалов. Эти элементы должны гарантировать наибольший объем комбинаций и быть гибкими в такой степени, чтобы их можно было приспособить к меняющимся требованиям. И, главное, они должны производить одинаковое впечатление при всем многообразии их применения в рекламных средствах.
Теперь входят в обиход новые термины -«бренд» и «брендбук». Считается, что термин
«бренд» происходит от латинского brand -клеймо, тавро или от скандинавского brandr -жечь, выжигать. Одна из трактовок бренда -сумма всех характеристик, материальных или нематериальных, которая делает коммерческое предложение уникальным. Бренд - сумма всего, что люди знают, думают, чувствуют о вашей компании, услуге или товаре [3].
Теперь обратимся к понятию «брендбук».
Многие уже неоднократно слышали слово - «брендбук», которое прочно нашло свое место в русском лексиконе. Основное различие фирменного стиля и брендбука в целевой аудитории: фирменный стиль разрабатывается для потребителей продуктов и услуг компании, брендбук - для сотрудников и партнеров. Приведу несколько определений этого термина.
Brand-book (брендбук) - это свод единых правил презентации и идентификации бренда, его атрибутов. В обиходе brand-book часто путают с фирменным стилем, однако, фирменный стиль - это только часть brand-book [3].
Вся «книга» формулирует и объединяет ценности марки, ее миссию, позиционирование, фирменный стиль, требования к упаковке, маркировке, рекламным объявлениям. Брендбук определяет правила визуальной идентификации бренда, использования корпоративного стиля, регламентирует авторские права на представленные стилистические и цветовые решения.
Четкой системы создания брендбука не существует - структура и объем этого документа могут варьироваться в зависимости от того спектра задач, который необходим заказчику, а также в зависимости от рода деятельности компании.
На примере создания свода единых правил использования фирменного стиля в Оренбургском государственном университете можно рассмотреть один из приемов разработки брендбука для высшего учебного заведения.
Оренбургский государственный университет занимает среди других учебных учреждений города и области особое место. Сегодня - это один из крупнейших многопрофильных университетов России. Это вуз, который отражает новые реалии развития науки и образования, осуществляя подготовку по 105
специальностям высшего профессионального образования. В университете обучаются более 37 тысяч студентов. В составе ОГУ пять учебных и научно-исследовательских институтов, семь филиалов, восемнадцать факультетов, пять колледжей и два лицея, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, научно-технологический парк, шесть учебно-научных центров, динамично развивается информационная и телекоммуникационная инфраструктуры. Университет имеет большое количество корпусов, подразделений, аудиторий и вспомогательных помещений. Отсюда и возникла проблема систематизации визуальных коммуникаций в помещениях и на территории университета. Анализ ситуации показал, что необходимо создать «положительный» образ образовательного учреждения через фирменный стиль - как средство формирования имиджа университета и как определенный «информационный носитель». Компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить услуги образования и предложения, формируя у него положительное отношение к учебному учреждению. Это будет позиционировать Оренбургский государственный университет в качестве уникального, отличающегося от конкурентов учреждения. Актуальность и своевременность темы не вызывает сомнения.
Структура и объем этого проекта представляет: ребрендинг товарного знака, разработка фирменного стиля, элементов способствующих формированию бренда предприятия и создание четкой структуры брендбука.
Брендбук содержит пять разделов и электронное приложение:
1. Основные элементы фирменного стиля
2. Деловая полиграфия
3. Средства визуальной коммуникации
4. Сувенирная и рекламная продукция
5. Фирменная одежда.
Первый и самый важный раздел проекта выполнялся в три этапа.
Первый этап работы состоит из ребрендинга товарного знака - это приведение знаковой формы к более гармоничной модульной сетке и пропорциям.
Фирменный знак университета был зарегистрирован в Государственном Реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ от 27 октября 1998 г. Автор знака - дизайнер и художник Владимир Ерышев (см. рис. 1).
Разработанный знак характеризуется как простой, строгий, классический, легко узнаваемый, легко читаемый, современный, в нем нет сложных линий, мелких деталей, что позволяет масштабировать его без потери читаемости. Знак по смыслу отражает развитие человечества, стремление вверх, восхождение по ступеням знаний к вершине совершенства (что характеризуется доминированием вертикальной композиционной оси) и делится на два изобразительных элемента. Первый
Рисунок 1. Зарегистрированный итоговый знак 1998 года
Рисунок 2. Искажение знака в процессе эксплуатации
Рисунок 3. Реконструируемый фирменный знак ОГУ
изобразительный элемент - это начальные буквы названия учреждения. Буква О символизирует голову «человека», а соединение букв Г и У представляет собой лигатуру -плечи и руки «человека-мыслителя». Второй изобразительный элемент, дополняющий «мыслителя», олицетворяет ступени развития. У каждой последующей ступени увеличивается толщина на определенный модульный шаг, символизируя тем самым рост в накоплении знаний и опыта.
Первоначальное изображение знака носило более приземистый характер (см. рис.1). «Мыслитель» внутри изобразительного элемента имел неоднородные по толщине линии. Итоговый знак был изготовлен ручным способом, в связи с этим произошло допущение некоторых погрешностей в толщине линий и в вертикальных элементах. Электронная версия знака была выполнена одновременно несколькими подразделениями университета и в процессе эксплуатации претерпела некоторые искажения (см. рис. 2).
После ребрендинга реконструируемый знак вписан в прямоугольник с предлагаемым пропорциональным соотношением ширины знака к высоте - 1:2,5. Все графические элементы знака приведены в соответствие с модулем. Высота знака равна 54 модуля, ширина 23 модуля, радиус построения скругленного угла равен 3,2 модуля (см. рис. 3).
Большое внимание уделено применению фирменного знака университета. Варианты начертания знака позволяют более гибкое его использование. Инверсное начертание знака следует использовать на темном фоне. Также рассмотрены запрещенные варианты применения знака на различных фонах, запрещенные варианты деформации знака. Вокруг знака было рекомендовано выдерживать свободное пространство - просвет, который обеспечивает как удобочитаемость, так и чистоту восприятия знака. Пространство вокруг внешнего края равное высоте элементов - лигатур Г и У, образует просвет, который визуально можно выделить (см. рис. 4). Но если его в некоторых случаях необходимо уменьшить, то расстояние может быть равно ширине лигатуры, хотя этот вариант менее предпочтителен.
Предпочтительность в композиционном сочетании фирменного знака с фирменным наименованием была отдана нескольким вариантам расположения: центричному и флажковому. Все элементы фирменного знака имеют установленный размер и фиксированное расположение друг относительно друга. Не рекомендуется применять знак менее 14 мм в высоту (см. рис. 5).
Во всех случаях товарный знак не должен размещаться близко к другим элементам дизайна и отвлекающим внимание цветовым пятнам. Не следует также заключать товарный знак в круглые или квадратные рамки или иным образом сочетать его с другими сопутствующими посторонними элементами (см. рис. 6).
Второй этап работы заключается в подборе основной шрифтовой компоненты и фирменной колористической гаммы.
В качестве основного фирменного шрифта был выбран Arial, близкий по начертанию к графике фирменного знака. Это классический шрифт: четкий, простой и повсеместно доступный. Основной шрифт используется для любой печатной продукции: фирменных бланков, календарей, брошюр. Шрифт рубленный (гротесковый) без засечек, неконтрастный. Рубленый шрифт строится по модульной сетке. Строгая параллельность между главными элементами букв и симметрия отдельных букв обязательны. Межбуквенные просветы и выносные элементы соблюдаются по таблице шрифта.
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШ-
ЩЪЫЬЭЮЯ
абвгдежзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя
1234567890
В качестве дополнительного шрифта для работы над официальной документацией может быть использован традиционный -Times New Roman.
Умеренный контраст обеспечивает хорошую читаемость [4].
Удобочитаемость является одним из важнейших достоинств хорошего шрифта. Это не только общая оценка пригодности его формы, но и показатель красоты.
Ещё одна из важных составляющих фирменного стиля - цвет. Очень важно придер-
живаться единообразия цветов. Цвет несет большую смысловую нагрузку. В качестве основных цветов выбраны: темно-синий и желтый. Фон - белый. Дополнительный цвет
- серый. Новые цвета не должны добавляться без специальной разработки. Предложения по основным и дополнительным фирменным цветам были составлены в палитрах СМУК, РапЮпе, КвБ (см. Рис. 7).
Синий - это цвет информации. Он олицетворяет собой узы, которыми человек свя-
Рисунок 4. Модульная сетка знака и построение просвета
Рисунок 5. Композиционное построение и масштабирование знака
Рисунок б. Запрещенные варианты применения знака
зывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. Как говорят - это цвет верности. Синий также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Он вне времени, и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого. Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам.
Желтый - настраивает на коммуникабельность. Этот цвет открытости и общительности. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом.
Белый цвет - это чистый лист, на котором еще будет написана история. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество - равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру.
Рисунок 7. Фирменные цвета
Рисунок 8. Модульная система печатных изданий
Серый цвет - это не оккупированная территория, или пограничный район, служащий разделом между противоборствующими сторонами.
Третий этап заключается в формировании единого принципа создания модульной системы.
Прежде чем приступить к созданию модульной сетки, необходимо тщательно взвесить: количество и характер визуального материала; порядок и продолжительность его использования; степень выразительности, необходимую для выявления каждого элемента. Не просто количество слов и изображений, а степень придаваемой им выразительности будет в конечном итоге определять качество визуальной коммуникации.
Все элементы оформления деловой и рекламной документации предприятия должны увязываться друг с другом, представлять собой некое гармоничное единство. В основе совершенного художественного оформления лежит гармония всех элементов. Поэтому следующим шагом в процессе конструирования брендбука станет увязка всех его визуально-коммуникативных элементов для создания единой модульной концепции проекта. При этом нельзя забывать, что модульные сетки должны служить замыслу, а не диктовать его. Когда сетка доминирует в творческом процессе, возникает реальная опасность того, что она станет навязывать какое-то определенное решение.
Модульная система печатных изданий Оренбургского государственного университета, строилась на основе модульной сетки фирменного знака. Для увеличения печатного поля со всех сторон добавлен модульный элемент, созданный на основе лигатуры букв г и у (см. Рис. 8) . Судить о достоинствах сетки следует по качеству полученной конструкции, а не по сложности рисунка сетки. Рисунок сетки зависит от содержания и замысла проекта и может иметь практически неограниченное количество вариантов. Но в любом случае, вертикальные линии сетки контролируют внутренние и внешние поля, выделяют колонки и определяют расстояния между ними. Горизонтальные линии сетки определяют верхние и нижние поля, высоту коло-
нок, расположение заголовков и изобразительного материала. Тематические и содержательные акценты прослеживаются в её композиционном построении.
Второй раздел брендбука содержит проектное предложение по формированию деловой полиграфии университета.
Деловая документация мощный и важный инструмент в области делового общения. В данном разделе представлены примеры использования фирменного знака, фирменной цветовой гаммы и фирменных шрифтов в деловых документах.
Фирменный бланк. Фирменный бланк согласно ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации» имеет размеры 210 на 297 мм, формат А4. Печатный фирменный бланк - это один из основных способов знакомства с фирменным стилем университета. Поэтому письма, независимо от того, кому они адресованы, должны создаваться по единому образцу. В соответствии с ГОСТом в левой верхней части находится фирменный знак на расстоянии 28 мм от края (для прошивки документа). Разработано два варианта фирменного блока: с симметричной композицией и с флажковым расположением по левому краю (см. Рис. 9). Фирменный знак, применяемый в офисной продукции, исполняет роль акцента. Под фирменным знаком располагается адресная часть, указывается фактический адрес. Адресная часть выполняется гарнитурой Апа1 8 кеглем.
Визитная карточка. Это наиболее действенная форма рекламы, к тому же недорогая. В последние десятилетия визитки стали использоваться не только в официальных кругах, их активно применяют в рекламной, торговой, имиджевой и т.д. деятельности. Формат визитных карточек 90х50 мм. обусловлен международным стандартом. Карточка рядового сотрудника компании несколько отличается от визитки представителя руководящего аппарата. Классическое оформление визитной карточки ОГУ достаточно строгое: темный синий текст на светлом фоне. Фирменный знак расположен в верхнем левом углу. Во всех вариантах используется фирменный шрифт Апа! разного кегля.
Деловая визитная карточка - это один из важнейших элементов корпоративного стиля организации, поэтому для поддержания хорошего имиджа учебного учреждения все ее сотрудники должны иметь служебные визитные карточки, выполненные в едином стиле (см. Рис. 10).
Конверт. Конверт «Евростандарт» является основой для любого вида конвертов. Почтовый конверт имеет пустое поле, расположенное в левой верхней части для нанесения всевозможных изображений. В этой части и располагается фирменный знак университета и адресная часть. Логотип находится на расстоянии от левого края конверта 10 мм, от верхнего - 18 мм. Адресная часть выравнивается по левой стороне текстовой части фирменного знака. Знак с левой стороны выравнивается по блоку с индексом. Тем самым логотип максимально гармонично привязывается к стандартной компоновке почтового конверта. Курьерский конверт не имеет никаких четких норм. Поэтому выбор элементов, расположенных на лицевой
Рисунок 9. Фирменный бланк
Рисунок 10. Визитная карточка
стороне курьерского конверта, был продиктован функциональными причинами. Он выполнен с использованием единого стилистического приема с папкой и приглашением (см. Рис. 11).
Приглашение. Универсальное приглашение было разработано с использованием фирменного фона. Художественное оформление остается постоянным, изменение допускается только на вкладышах в зависимости от тематики мероприятия (см. Рис. 12).
Представительская папка. Композиционное решение папки поддерживает общее стилевое направление. Ключевым элементом является бумажный замок - вырубовка в виде лацкана делового пиджака с изображением на нем фирменного знака, что создает дополнительный образ торжественности. Пака проста в изготовлении, не имеет склеек, что способствует снижению себестоимости изготовления (см. Рис. 12).
Система верстки печатных изданий. Формат книги или журнала часто рассматривается как заранее заданное условие для всего оформления. С другой стороны выбор
Рисунок 11. Конверт
Рисунок 12. Приглашение и папка
формата зависит от характера помещенного материала; он обеспечивает целесообразную компоновку этого материала на страницах и разворотах. Формат листа - это ритмическое образование; ритм полосы набора соответствует ритму страницы или контрастирует с ним. Для определения формата печатного издания следует руководствоваться ГОСТом 9327-60. На основе разработанной модульной сетки - предложена типовая схема верстки, и ее различные варианты, соответствующие особенностям помещаемого на той или другой полосе материала. Она предназначена для размещения графического и текстового материала в рекламных изданиях в единой системе соразмерности и пропорций. При помощи модульной сетки могут создаваться различные решения-варианты верстки полос. Основой модульной сетки является модульный шаг, кратным которому должны быть все графические и шрифтовые элементы изданий. Благодаря последовательному жесткому проведению принципа модульной системы, все развороты отличаются четкой структурой, и вместе с тем каждый имеет свое, индивидуальное решение. Представлены способы заверстки иллюстраций:
1) «Открыто» - в верхней или нижней части полосы. Расположенные таким образом иллюстрации выглядят несколько обособленными от текста и тем самым более заметны.
2) На отдельной полосе с выходом на поля.
3) «Закрыто» - с расположением текста на полосе выше или ниже иллюстрации. В этом случае можно поместить иллюстрацию в непосредственной близости к «своему» тексту.
4) «Под разрез» - в книге этот способ позволяет при сравнительно небольшом формате издания поместить крупную иллюстрацию.
Третий раздел - средства визуальной коммуникации.
Развитие и становление университета происходило достаточно за короткий период (30 лет). Динамика увеличения количества открываемых специальностей, рост численности обучающихся студентов повлекли за собой череду мероприятий по увеличению учебных, лабораторных и научных площадей. Строительство велось этапами, развивая на территории сеть корпусов и переходов их
соединяющих. В результате образовалось сложное, в какой-то степени, запутанное ин-терьерное и экстерьерное пространство. Обеспечение четкой визуальной ориентации в университетском пространстве возможно лишь при создании, выдержанной в едином стиле, грамотно продуманной и организованной коммуникационной системы.
В разделе представлены основные носители фирменного стиля в интерьере и экстерьере, которые обеспечивают эффективное восприятие стиля и усиливают узнаваемость образа университета. Стела - объемная рекламная установка, на которой размещается знак ОГУ и информация для абитуриентов (см. Рис. 13). Указатели. Для визуальной ориентации в длинных переходах между корпусами университета необходимы подвесные указатели, имеющие внутреннюю подсветку (см. Рис. 13). Подвесной указатель представляет собой световой короб с изображением стрелки, указывающей направление движения. Указатель аудиторий в коридорах университета - табличка со стрелкой направления движения (см.
Рис. 13). Направляющая стрелка расположена в нижнем левом или правом углу, в зависимости от направления. Синяя полоса делит стрелку пополам; на синем фоне используется инверсное изображение части стрелки. Названия факультетов расположены на белом фоне.
Информационные таблички. Дверные таблички расположены на одном уровне от пола
- 1600 мм до нижней границы таблички и 100 мм от дверного проема. Ширина таблички -300 мм остается стандартной.
Высота таблички увеличивается или уменьшается в зависимости от информации. В верхнем левом углу на синем фоне расположена аббревиатура (сокращенное название факультета), а с правой стороны - указывается кафедра (на белом фоне синими буквами). В нижнем ле-
вом углу - номер аудитории, в правом - название аудитории или фамилия и должность руководителя обозначаемого подразделения.
Пропорциональное соотношение горизонтально расположенных синих и белых полос на информационных носителях должно соотносится, как 1:1 или 1:2, если большой объем информации.
Стенд. Особое внимание было уделено созданию серии стендов по иерархии: от территориального до кафедрального. Предложен пример территориального стенда расположения корпусов университета (см. Рис. 14). Он выполнен с использованием единого стилистического приема. Пропорциональное соотношение верхней синей полосы к белому полю равно 1:9. Корпусный стенд должен помогать быстро ориентироваться в помещениях университета и находить аудиторию (см. Рис. 14). Предусмотрен инверсный вариант информационного стенда для плохо освещенных помещений и коридоров. Соотношение синего и белого фона 1:2. Поэтажный стенд. Инфор-
Рисунок 13. Стела, подвесные указатели и указатели аудиторий
Рисунок 14. Стенды: территориальный, корпусный, этажный
мационный носитель на котором стрелки указывают направление и номер аудитории. С помощью него легко ориентироваться в направлении движения (см. Рис. 14).
Флаг. Это универсальное средство идентификации университета. Флаг - важный символ, способствующий созданию единого стиля и имиджа, цельной и стабильной организации. К тому же флаг обеспечивает визуальное присутствие корпоративного стиля, как на внутренней, так и на внешней среде. Основной вариант флагов используется для установки перед зданиями - корпусами университета. Большой флаг для наружного оформления представляет собой вертикальное полотнище на флагштоке (см. Рис. 15). Размеры флага 1000x3000 мм. На вертикальной синей полосе расположено название учреждения, на белом фоне в верхнем правом углу - фирменный знак ОГУ. Фирменный флаг на мачте-флагштоке подчеркивает авторитетность организации. Высота мачты флагштока варьируется в зависимости от высоты здания, перед которым она установ-
Рисунок 15. Флаг и знамя университета
Рисунок 16. Примеры сувенирной продукции
лена, либо от места установки флагштока (центральная часть города, района, крупная выставка, большое предприятие и т.д.).
Знамя. Знамя является официальным символом Оренбургского государственного университета. На синем фоне инверсный знак белого или «золотого» цвета. Размер знамя 1000x1500 мм (см. Рис. 15).
Четвертый раздел содержит проектные предложения по созданию сувенирной и рекламной продукции.
Подарки, сувениры воспринимаются людьми как проявление заботы и внимания. Сувенирная представительская продукция способствует узнаваемости образовательного учреждения, является частью рекламной кампании и должна состоять как минимум из настольного флага, вымпела, подарочного пакета, шариковой ручки, блокнота, календариков различного формата, кружки, брелока, значка и т.д. (см. Рис. 16). Это перечень стандартного подарочного набора. В зависимости от вида проводимого мероприятия содержание сувенирной продукции в презентационном пакете может принимать самые неожиданные формы. Например, юбилейный фирменный стиль кафедры дизайна содержал глиняные подвески, изготовленные ручным способом и подарочные открытки различного содержания.
Пятый раздел посвящен разработке эксклюзивной и презентационной фирменной одежды.
Фирменная одежда является элементом фирменной презентационной культуры, позволяющим отождествлять сотрудника или студента с учебным заведением. Майки, бейсболки, галстуки, шарфы, платки, ленты знаменосцев, мантии и т.д. по значимости относятся к одним из самых ярких форм презентационной культуры (см. Рис. 17).
На майках и бейсболках рекомендуется использовать всю цветовую гамму, как для фонового цвета ткани, так и для изобразительных элементов. Галстук и шарф - самые востребованные мужские ак-
Рисунок 17. Фирменная одежда
Рисунок 18. Электронное приложение
сессуары и практически единственный способ внести разнообразие в достаточно консервативную и однообразную мужскую одежду. По галстуку можно судить о характере, привычках и образе жизни владельца или получить представление о корпоративных традициях и ценностях. Платок является дополнительным фирменным аксессуаром, способным выражать характер человека.
Электронное приложение - электронная версия единых норм и правил использования фирменного стиля.
К брендбуку прилагается диск, на котором содержится в электронном виде фирменный знак университета и векторное изображение всех элементов составляющих его фирменный стиль (см. Рис. 18). Электронная версия предназначена для распространения правил применения фирменного стиля среди структурных подразделений университета с целью повышения уровня презентационной культуры данного предприятия и для удобства воспроизведения стиля и его тиражирования.
В результате можно отметить, что брендбук, как стандарт по применению
фирменного стиля, кроме того, что предусматривает совокупность художественных приемов, создающих единый характер подачи рекламных материалов, унифицирует единый фирменный стиль, объединяя различные точки зрения всех работников, занимающихся рекламой в той или иной организации, объединяет их в одну систему, приводит к созданию рекламы «одного почерка». В результате отпадает опасность принятия произвольных, недостаточно квалифицированных решений, сокращаются стоимость, время разработки и изготовления рекламных средств, что повышает их актуальность на рынке.
Развитие внутрикорпоративной культуры предполагает единый подход к использованию товарного знака во всех рекламных выступлениях: оформлении выставочных стендов, на корреспонденции (бланки писем, счета, техническая и товаросопроводительная документация), в рекламных изданиях и на упаковке товаров, на фасадах зданий и автотранспорте, сувенирных изделиях и визитных карточках. Однако успех этой функ-
ции зависит от настойчивых, последовательных и целенаправленных усилий всего коллектива фирмы.
«Высокий» фирменный стиль косвенно подтверждает высокий уровень культуры и грамотности руководящего аппарата и подтверждает надежность фирмы, как бы гаран-
тирует, что фирма во всем соблюдает определенный порядок, как в производстве, так и в любой другой деятельности.
В конечном итоге, брендбук сыграет на повышение внутрикорпоративной культуры предприятия и поможет потребителю четко его идентифицировать.
Список использованной литературы:
1. Ерошкин В.Ф. Промышленная графика: Учебное пособие для вузов. Омск. ОГИС, 1998. - 264 с./
2. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб.пособие/Науч.ред. М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 230 с./
3. www.none.ru/services/branding/brandbook/