Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая культура человека / общая культура студента / освоение / созидание / творчество / познавательная активность / когнитивность / креативность / операционно-деятельностная готовность / general human culture / general student culture / mastering / creation / creativity / cognitive activity / cognitiveness / creativity / operational and activity readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцов Николай Алексеевич

В статье представлены теоретические аспекты формирования общей культуры студента педагогического вуза. Проведен анализ структуры общей культуры студента, на основе которой представлена авторская методика определения её уровня. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий оценить состояния познавательной активности, когнитивности, операционно-деятельностной готовности и креативности студента педагогического вуза на разных этапах его учебной деятельности. Совокупность представленных критериев позволяет профессорско-педагогическому составу, а также самим студентам комплексно оценить состояние внутреннего развития обучающихся и наметить предпосылки к глубокому преобразованию внутреннего мира и тех профессиональных компетенций, которые необходимы для реализации образовательных целей и задач. Настоящая работа ставит своей целью исследовать состояние уровня общекультурного развития студента в рамках его учебной деятельности и определить достоинства и недостатки рассматриваемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцов Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents theoretical and practical aspects of the formation of the general culture of a student of a pedagogical university. A theoretical analysis of the structure of the student's general culture is carried out, on the basis of which the author's methodology for determining its level is presented. Diagnostic tools have been developed to assess the state of cognitive activity, cognition, operational and activity readiness and creativity of a pedagogical university student at different stages of his educational activity. The totality of the presented criteria allows the teaching staff, as well as the students themselves, to comprehensively assess the state of internal development of students and outline the prerequisites for a profound transformation of the inner world and those professional competencies necessary for the implementation of educational goals and objectives. The present work aims to investigate the state of the level of general cultural development of the student within the framework of his educational activities and to determine the advantages and disadvantages of the process under consideration.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Когнитивный барьер основывается на особенностях мыслительной деятельности человека, несформированности некоторых мыслительных операций у детей с ОВЗ, которые мешают полноценному взаимодействию со здоровыми сверстниками.

Физический барьер связан с заболеваниями, которые ограничивают свободу передвижения. Детский возраст отличается активностью, подвижностью, и значительная часть общения протекает в различного рода подвижных играх, мероприятиях. Школьники с некоторыми видами заболеваний (например, слепые, слабовидящие, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата) ограничены в возможности свободно передвигаться, что мешает их полноценной интеракции в коллектив ровесников.

Педагогический барьер свойствен учителям, работающим в инклюзивных классах. Здесь уместно обратиться к типологии коммуникативных барьеров В.А. Кан-Калика. Барьеры, обозначенные им в работе с нормотипичными детьми, особенно остро проявляются в инклюзивной среде. Обучение детей с ОВЗ требует специальной подготовки, дополнительных усилий по поддержанию дисциплины, что вызывает боязнь не справиться с ситуацией, допустить педагогические ошибки.

Для выявления типов барьеров, преобладающих в детском инклюзивном коллективе, нами был проведен опрос учащихся с ОВЗ (16 чел.) и нормотипичных школьников 2-4 классов (62 чел.). Исследование показало, что обучающиеся с ОВЗ в качестве основной проблемы назвали психологический барьер (13 чел. - 81%). Школьники отмечали, что они испытывают страх допустить ошибку и стать предметом насмешек, не знают, как построить общение. На втором месте оказался мотивационный барьер (3 чел. - 19%), который, исходя из ответов, продиктован малым опытом общения в прошлом, изоляцией от социума. Отсутствие стремления к общению для таких детей является привычным и воспринимается как менее стрессовое.

Другие барьеры не были отмечены в процессе опроса детей, в частности, не были обозначены физический и средовый барьеры, что, скорее всего, объясняется отсутствием типов заболеваний, требующих создания дополнительных условий для обучения, препятствующих свободному передвижению.

Школьники с нормативным развитием преимущественно обозначили мотивационный барьер (47 чел. - 76%). Свой выбор они объясняли отсутствием интереса к общению и наличием друзей среди сверстников с нормативным развитием. Восемь человек (13%) отметили в качестве наиболее значимой причины психологические трудности, указывая, что испытывают неуверенность и тревожность в процессе взаимодействия с детьми с ОВЗ. Семь школьников (11%) назвали речевой барьер в качестве основного затруднения, отметив, что не всегда понимают речь обучающихся с ОВЗ. Остальные барьеры не были отмечены при опросе, что, возможно, объясняется возрастом и неумением анализировать причины неудачной коммуникации.

Выводы. Таким образом, возникающие в инклюзивной среде коммуникативные барьеры препятствуют эффективному взаимодействию обучающихся в инклюзивных классах. Это приводит к разобщенности в коллективе, обособленности школьников с ОВЗ, в результате не реализуется основная задача инклюзивного образования - обеспечение равных условий и возможностей обучения для всех. Наличие барьеров не способствует формированию инклюзивной культуры, происходит деление на «своих» и «чужих», что может порождать неконструктивное поведение: игнорирование, конфликты, буллинг, агрессию.

Результативность обучения во многом зависит от того, насколько эффективно складывается процесс общения между ребенком с ОВЗ и нормотипичными детьми, поэтому работу по преодолению коммуникативных барьеров следует вести комплексно, задействуя всех участников образовательного процесса. Необходимо формировать правильное, толерантное отношение к обучающимся с ОВЗ не только на законодательном уровне, но и на уровне социального восприятия. Все еще актуальным остается вопрос о создании доступной среды, методическом обеспечении образовательного процесса.

Одним из способов преодоления коммуникативных барьеров в инклюзивном образовании является работа по подготовке педагогических кадров в условиях инклюзии, поскольку отношение педагога к обучающимся с ОВЗ зачастую определяет мнение детей и родителей. Требуется также комплексная работа школы с обучающимися, имеющими нормативное развитие, и их родителями по формированию толерантного отношения, желания к взаимодействию с детьми с ОВЗ, так как это один из наиболее важных факторов снятия барьеров.

Литература:

1. Ерохин, В.В., Коммуникативные барьеры как проблемное поле в современной инклюзивной практике / В.В, Ерохин, В.Л. Крайник // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сборник научных трудов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / под ред. Г.Ю. Лизуновой. - Горно-Алтайск: ГорноАлтайский гос. ун-т, 2029. - С. 279-283

2. Зимняя, H.A. Педагогическая психология / H.A. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

3. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987.- 190 с.

4. Куницина, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, М.В. Погольша. - СПб.: ПИТЕР, 2001.-544 с.

5. Основы теории коммуникации: Учебник / [М.А. Василик]; под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003-615 с.

Педагогика

УДК 378.637+37.013.43

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Шевцов Николай Алексеевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты формирования общей культуры студента педагогического вуза. Проведен анализ структуры общей культуры студента, на основе которой представлена авторская методика определения её уровня. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий оценить состояния познавательной активности, когнитивности, операционно-деятельностной готовности и креативности студента педагогического вуза на разных этапах его учебной деятельности. Совокупность представленных критериев позволяет профессорско-педагогическому составу, а также самим студентам комплексно оценить состояние внутреннего развития обучающихся и наметить предпосылки к глубокому преобразованию внутреннего мира и тех профессиональных компетенций, которые

необходимы для реализации образовательных целей и задач. Настоящая работа ставит своей целью исследовать состояние уровня общекультурного развития студента в рамках его учебной деятельности и определить достоинства и недостатки рассматриваемого процесса.

Ключевые слова: общая культура человека, общая культура студента, освоение, созидание, творчество, познавательная активность, когнитивность, креативность, операционно-деятельностная готовность.

Annotation. The article presents theoretical and practical aspects of the formation of the general culture of a student of a pedagogical university. A theoretical analysis of the structure of the student's general culture is carried out, on the basis of which the author's methodology for determining its level is presented. Diagnostic tools have been developed to assess the state of cognitive activity, cognition, operational and activity readiness and creativity of a pedagogical university student at different stages of his educational activity. The totality of the presented criteria allows the teaching staff, as well as the students themselves, to comprehensively assess the state of internal development of students and outline the prerequisites for a profound transformation of the inner world and those professional competencies necessary for the implementation of educational goals and objectives. The present work aims to investigate the state of the level of general cultural development of the student within the framework of his educational activities and to determine the advantages and disadvantages of the process under consideration.

Key words: general human culture, general student culture, mastering, creation, creativity, cognitive activity, cognitiveness, creativity, operational and activity readiness.

Введение. Подготовка будущих учителей строится на основе формирования их профессиональной компетентности. Направленность усилий студентов в процессе учебной деятельности основывается на освоении академических знаний, умений и навыков, увеличении доли самостоятельного и дистанционного обучения в рамках подготовки к учебным дисциплинам, взаимодействии и сотрудничестве с участниками образовательного процесса и др. Данный подход не совсем вписывается в реалии современного общества, ведь основная задача системы образования является подготовка учителя не как носителя информации, способного к её трансляции и моделированию, а как созидателя, обладающего багажом культурологический знаний и ценностей, способного к реализации образцов культуры в процессе профессиональной деятельности. Поэтому рассмотрение настоящей работы является актуальным и обоснованным.

Говоря об общей культуре, И.А. Зимняя достаточно подробно раскрывает содержательную часть внутренних и внешних проявлений человека отвечающих требованиям высокоинтеллектуальной и духовно-нравственной личности, выражающаяся следующим образом:

- уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции;

- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

- соблюдение этносоциокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;

- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

- не насыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;

- социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия [3, С. 39].

Подробное рассмотрение вышеизложенных положений позволяет определить осязаемые границы трактовки общей культуры человека и наметить предпосылки к её структурированию. При этом, данное понимание находит свое отражение и в жизнедеятельности студента, но в более узком значении. Это связано с тем, что система высшего образования предъявляет требования к профессиональной компетенции будущих учителей согласно их специализации и направлению подготовки. Поэтому общая культура студента понимается как интегративная характеристика, предполагающая как совокупность культурных знаний и ценностей, морально-нравственных качеств, норм поведения, так и способность к их реализации в учебной деятельности.

Взгляды И.А. Зимней находят свое отражения в трудах и других педагогов, занимающиеся вопросом общекультурного развития студента, где отдельные стороны структуры его содержания подробно исследовались Д.Н. Гугиным, М.В. Дудкиной, И.Р. Селигеевой, И.Н. Цехмистренко и др. [2, 3, 4, 5].

Например, в работе И.Н. Цехмистренко, определяющими компонентами общей культуры студента являются аксиологический, когнитивный, деятельностно-практический. [5]. Несколько иной подход к пониманию структуры общей культуры, с акцентом на освоение образцов культуры и креативное развитие студента представлен в работе И.Р. Селигеевой: культурно-знаниевый,деятельностный,личностно-творческий компоненты [4].

В исследовании М.В. Дудкиной в отличии от И.Н. Цехмистренко и И.Р. Селигеевой актуализируется роль познавательной активности обучающегося как основа межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, а её проявление находит отражение в одном из компонентов в структуре общей культуры студента: мотивационный, личностный, когнитивный, деятельностный [2]. Наиболее развернутая структура представлена Д.Н. Гугиным, рассматривающий общую культуры студента вуза через интегративное личностное образование: гуманистический, аксиологический, обучающий, нормативный, регулятивный, воспитательный и ценностный компоненты [1].

Представленные авторские структуры общей культуры студента имеют интегративную характеристику, а, следовательно, свидетельствуют о квалиметрическом выражении её критериев. Поэтому, основываясь на результатах авторских исследований, логике работы, а также личном опыте профессионально-педагогической деятельности, в качестве критериев представлены следующие: внутренняя активность, когнитивность, операционно-деятельностная готовность и креативность. Глубокое и всестороннее изучение различных аспектов рассматриваемого понятия позволяет разработать собственную методику определения уровня сформированности общей культуры студента педагогического вуза.

Изложения основного материала статьи. Методика имеет структуру личностного опросника, состоит из 4 групп утверждений (внутренняя активность, когнитивность, операционно-деятельностная готовность и креативность) по 10

вопросов в каждом. Ответы на вопросы выставляются в баллах от 0 до 4. Обучающимся последовательно необходимо ответить на все вопросы, предлагаемые в методике, выбранные ответы необходимо подчеркнуть или обвести.

Таблица 1

Методика определения уровня общей культуры студента педагогического вуза

№ Критерий «Внутренней активности» Баллы

1 - я уверен, что по окончанию вуза, высокий уровень интеллектуальных знаний, духовного развития и творческой активности студента, является критерием профессионального отбора у работодателей 4 3 2 1 0

2 - мне интересно слушать и перенимать знания у интеллектуальных и духовно богатых людей 4 3 2 1 0

3 - я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии 4 3 2 1 0

4 - в свободное от учебной деятельности время, я посещаю театры, оперу, культурно-массовые мероприятия 4 3 2 1 0

5 - я мотивирован закончить вуз без троек в дипломе 4 3 2 1 0

6 - до поступления в вуз я давно интересовался профессией учителя, педагога 4 3 2 1 0

7 - мотивом моей учебной деятельности является познавательная, культурно-нравственная и творческая деятельность 4 3 2 1 0

8 - у меня достаточно силы воли, чтобы учится без напоминания родителей, педагогов и администрации вуза 4 3 2 1 0

9 - прочтение новых книг и получения новых знаний, придает мне моральное удовольствие и возможность самообразование 4 3 2 1 0

10 - в процессе жизнедеятельности, я принимаю активное участие и разумную инициативу 4 3 2 1 0

Критерий «Когнитивности»

1 - гуманитарные предметы учебной деятельности, позволяют расшить поле моих интеллектуальных и духовных возможностей 4 3 2 1 0

2 - я считаю, что понятия «культура речи», «культура мышления», «рефлексивная культура» и «эмоциональная культура» являются основными составляющими элементами общей культуры студента 4 3 2 1 0

3 - я хорошо понимаю подходы и методы структурирования общей культуры студента 4 3 2 1 0

4 - я критически подхожу к результатам своей учебной деятельности 4 3 2 1 0

5 - мне нравится читать книги, в свободное от учебной деятельности время 4 3 2 1 0

6 - высокий уровень общей культуры позволяет достойно выйти из трудных учебных и жизненных ситуаций 4 3 2 1 0

7 - самоконтроль и своевременная коррекция полученных знаний, умений и навыков, являются залогом интеллектуального, духовного развития и творческой активности студента 4 3 2 1 0

8 - в общении мне комфортно с эмоциональными, культурно развитыми людьми 4 3 2 1 0

9 - я считаю, что если буду хорошо учиться, то стану более интеллектуальным и духовно богатым человеком 4 3 2 1 0

10 - в процессе учебной деятельности усвоение знаний, умений и навыков проходят быстрее на эмоционально насыщенных учебных занятиях 4 3 2 1 0

Критерий «Операционно-деятельностной готовности»

1 - я считаю, что студент является творцом своей жизнедеятельности, а задатки закладываются в школьное и студенческое время 4 3 2 1 0

2 - я считаю, что педагог должен направлять студента в его учебных и творческих начинаниях 4 3 2 1 0

3 - культурно образовательное пространство вуза для меня является комфортной средой обитания 4 3 2 1 0

4 - я систематически посещаю театры, оперу, культурно-массовые мероприятия, выставки 4 3 2 1 0

5 - для выполнения задания, я построю план в голове и буду придерживаться его алгоритму 4 3 2 1 0

6 - в вузе, я принимаю участия в культурно-массовой и творческой деятельности 4 3 2 1 0

7 - прежде чем сдать самостоятельную работу на проверку педагогу, я перепроверю её на несколько раз 4 3 2 1 0

8 - я считаю, что педагог является посредником культурного развития 4 3 2 1 0

9 - я считаю, что студент должен нести персональную ответственность за свои поступки, действия и бездействия 4 3 2 1 0

10 - я очень мобилен в поиске необходимой информации, как на специальных образовательных порталах, так и во всемирной паутине 4 3 2 1 0

Критерий «Креативности»

1 - я полагаю, что творческий человек способен придумывать уникальные идеи, отклоняясь от общепринятых и стандартных решений 4 3 2 1 0

2 - я сравниваю свой уровень сформированности общей культуры с результатами других студентов вуза 4 3 2 1 0

3 - в школьные годы я активно принимал участия в культурно-массовых мероприятиях 4 3 2 1 0

4 - для решения административных и учебных вопросов, я стараюсь использовать различные виды и категории идей 4 3 2 1 0

5 - в процессе учебной деятельности, в общении, в публичных выступлениях я стараюсь проявлять воображение, иронию и чувство юмора 4 3 2 1 0

6 - для решения учебных проектов, индивидуальных заданий, я руководствуюсь нестандартными творческими подходами 4 3 2 1 0

7 - я считаю, что творческая активность является двигателем развития общей культуры 4 3 2 1 0

8 - для разрешения спорных и конфликтных ситуаций в коллективе, группе, курсе, я беру на себя ответственность в их решении 4 3 2 1 0

9 - самообразования и самовоспитания являются приоритетными качествами моего личностного развития 4 3 2 1 0

10 - в качестве отдыха, я люблю перечитывать понравившийся мне книги 4 3 2 1 0

Полученные баллы во всех группах утверждений суммируются и делятся на общее количество баллов 160. Выявленный результат является индексом сформированности общей культуры. Для определения уровня сформированности общей культуры необходимо сопоставить данное значение с табличным.

Таблица 2

Уровень сформированности общей культуры студента педагогического вуза

Уровень сформированности общей культуры студента Индекс сформированности общей культуры студента

Освоения 0,00 - 0,50

Созидания 0,51-0,84

Творчества 0,85 - 1,00

В исследовании участвовали студенты первых курсов Алтайского государственного педагогического университета и Горно-Алтайского государственного университета (373 человек).

Так, по результатам тестирования получены следующие результаты. 48,5% от общего числа студентов соответствуют уровню освоения. Вго характерной особенностью является не высокая мотивация к учебной и внеучебной деятельности. Подготовка к занятиям носит в большей степени эпизодический характер и без использования дополнительной литературы. Беседа строится из номинального набора слов, часто прослеживаются в речи простые обороты и словосочетания, в редких случаях обучающийся основывается на примерах из художественной и научной литературы. Посещение культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий не высокая, в частных случаях отсутствует полностью. При этом, студент понимает необходимость своего личностного становления, но инициативность, ответственность, дисциплина имеет слабо выраженный характер. Операционно-деятельностная готовность и творческий активность студентов прослеживается практически сведена к нулю.

Относительно близкие показатели представлены на уровне созидания (46,4%). Студенты данного уровня характеризуются заинтересованностью к учебной и внеучебной деятельности. Подготовка к занятиям носит системный характер с использованием дополнительной литературы. В процессе беседа обучающийся проявляет активность, пытается рассуждать на разные темы и использовать сложные обороты и словосочетания, старается апеллировать примерами из художественной и научной литературы. В целом студент посещает культурно-массовые и физкультурно-спортивных мероприятия, но на непостоянной основе. Он проявляет дисциплинированность и ответственность, хотя в отдельных случаях возникают трудности. Инициативность в учебной деятельности адекватна учебной ситуации. Операционно-деятельностная готовность обусловлена необходимостью поиска новых способов работы с учебной информацией. Обучающийся берет на себя персональную ответственность за свои поступки, действия и бездействие.

При этом только незначительная часть студентов (5,1%) соответствует творческому уровню сформированности общей культуры. Для таких студентов характерно активный интерес к учебной и внеучебной деятельности. Подготовка к занятиям занимает значительную часть времени с использованием дополнительной литературы, видео и мнений экспертов. Навыки коммуникации обучающихся на достаточно высоком уровне. В процессе беседы они внимательно слушают собеседника, корректно и развернуто отвечают на поставленные вопросы и используют разнообразные примеры и сравнения. Являются активными участниками культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятия. Студенты находятся в постоянном процессе самосовершенствования и личностного развития, познают новые образцы культуры, делятся опытом с другими участниками образовательного процесса. У них сформирована система знаний и готовность к реализации их прикладного значения. Систематическое проявление инициативы позволяет студентам выходить за рамки обозначенных образовательной программой. Операционно-деятельностная готовность высока и обусловлена личной ответственностью за сложные решения и возможные риски в процессе учебной деятельности. Проявляется высокая степень применения на практике нестандартных решений и новаторских идей для создания новых образцов культуры, где значительная роль отводится интуиции и импровизации.

Выводы. Проведенные исследования дают основание для следующих выводов:

1. Анализ результатов исследования показал, что в целом общая культура студента педагогического вуза соответствует требованиям, необходимым для номинальной результативности учебной деятельности. Данные уровни были выявлены в процессе анкетирования и подсчета полученных результатов ответов исследуемой группы студентов, что позволило констатировать следующее: 48,5% опрошенных студентов находится на уровне освоения, 46,4% - созидания, 5,1% - на творческом уровне развития общей культуры студента педагогического вуза.

Столь значительное преобладание результатов уровня освоения (48,5%) над уровнем творчества (5,1%) свидетельствует о том, что обучающийся уделяет не должное время своему культурному развитию. Неготовность к творческой реализации в процессе учебной деятельности существенно снижает возможности его освоения знаний, умений и навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вместе с тем, выявлен ряд существенных недостатков в формировании общей культуры студента педагогического вуза, устранение которых выведет исследуемый процесс на более высокий уровень, а именно: низкая посещаемость академических занятий; негативное отношение к предмету и/или педагогу; приоритет личных дел над учебными занятиями; недоброжелательные отношения с одногруппниками; раннее трудоустройство и т.д.; невысокая компетентность в работе с

современными информационными технологиями; неумение четко планировать свою учебную деятельность (распределять время на подготовку к учебным предметам, активизироваться в периоды максимальной учебной нагрузки (аттестации, зачеты, экзамены, сессия); наличие трудностей на ранних курсах обучения в вузе.

3. Полученные результаты исследования могут служить исходными данными для проведения педагогического эксперимента с внедрением авторских моделей и технологий формирования общей культуры студента педагогического вуза, а также использоваться в практике профессиональной подготовки обучающихся разных профилей и специальностей.

Таким образом, методика сформированности общей культуры студента педагогического вуза позволяет оценить состояние внутренней зрелости обучающегося, понять потенциал его развития и готовность к самореализации в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гугин, Д.Н. Формирование общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д.Н. Гугин. - Нижний Новгород, 2007. - 171 с.

2. Дудкина, М.В. Развитие общей культуры у будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /М.В.Дудкина.-Чебоксары,2015. - 183 с.

3. Зимняя, H.A. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Учительская газета. - 2004. - № 2. - С. 37-43

4. Селигеева, И.Р. Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования:дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Р. Селигеева. - Воронеж, 2004. - 157 с.

5. Цехмистренко, И.Н. Развитие общей культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузах коммерции: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Н. Цехмистренко. - Тула, 2011. - 162 с.

Педагогика

УДК 377.8

кандидат педагогических наук, доцент Шеенко Евгений Иванович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); председатель предметно-цикловой комиссии преподавателей физической культуры и методики физвоспитания, методист Рыжкова Надежда Николаевна Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Барнаульский государственный педагогический колледж имени Василия Константиновича Штильке» (г. Барнаул); старший преподаватель Мусатова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул)

ДИНАМИКА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость изучения у студентов - будущих учителей адаптивной физической культуры мотивации к овладению выбранной профессией, а также мотивов учебной деятельности. Данная проблема обосновывается дефицитом в общеобразовательных организациях физкультурных кадров, ко всему имеющих опыт инклюзивной практики. В работе основной акцент сделан на изучении у студентов мотивов учебной деятельности и мотивации к профессии в динамике за весь трехлетний период обучения в колледже. В исследовании были задействованы две группы студентов: контрольная группа - обучающиеся по традиционной программе подготовки учителей; экспериментальная группа, обучение которых было ориентировано на достижение расширенного числа профессиональных компетенций с погружением в инклюзивную среду. Исследование строилось на анализе результатов анкетирования студентов по адаптированной для колледжа методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Диагностика осуществлялась по трем показателям: приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома. Фиксировались результаты исследования на четырех этапах обучения: констатирующем (в начале обучения), по окончании первого и второго курсов, а также по завершении обучения в колледже. Исследование показало, что на начальном этапе обучения у студентов обеих групп превалирует мотив получения диплома. С каждым следующим этапом в экспериментальной группе сила мотивов приобретения знаний и овладения профессией имеет положительную динамику со средней в начале и до высокой к окончанию исследования. В контрольной группе динамика силы мотивов не имела существенных изменений, а мотив получения диплома остался ведущим. По окончании трехлетнего исследования выявлено, что мотивация к профессиональной деятельности в контрольной группе студентов повысилась незначительно и соответствовала среднему (продуктивному) уровню, а в экспериментальной группе студентов выявлен высокий (креативный) уровень мотивации, характеризующийся интересом к обучению и потребностью в приобретении профессиональных знаний.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивы, мотивация, будущие учителя физической культуры, инклюзивная практика.

Annotation. The article considers the need for students - future teachers of adaptive physical culture to study motivation to master the chosen profession, as well as the motives of educational activity. This problem is justified by the shortage of physical education personnel in general education organizations, who also have experience in inclusive practice. The paper focuses on the study of students' motives for academic activity and motivation for the profession in dynamics over the entire three-year period of study at the college. Two groups of students were involved in the study: a control group - students enrolled in a traditional teacher training program; an experimental group whose training was focused on achieving an expanded number of professional competencies with immersion in an inclusive environment. The study was based on the analysis of the results of the survey of students according to the methodology adapted for college by T.I. Ilyina «Motivation for studying at a university». Diagnostics was carried out according to three indicators: acquisition of knowledge, mastery of a profession, obtaining a diploma. The results of the study were recorded at four stages of training: ascertaining (at the beginning of training), at the end of the first and second courses, as well as at the end of college. The study showed that at the initial stage of study, the motivation for obtaining a diploma prevails among students of both groups. With each subsequent stage in the experimental group, the strength of the motives for acquiring knowledge and mastering a profession has a positive dynamics from average at the beginning to high by the end of the study. In the control group, the dynamics of the strength of motives had no significant changes, and the motive for obtaining a diploma remained the leading one. At the end of the three-year study, it was revealed that the motivation for professional activity in the control group of students increased slightly

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.