Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / МОТИВАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / ПРИНЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЦЕЛЕЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипчук Лариса Сергеевна, Ковалева Анна Сергеевна

В данной статье представлены результаты исследования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Исследование проведено сотрудниками лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики АлтГПУ (2020-2022г.г) и состояло из двух этапов. На первом этапе изучались особенности профессиональной готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривались такие показатели как: мотивы обучения, установки, уровень эмпатии и принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Второй этап исследования состоял в изучении потенциала учебной дисциплины «Специальная педагогика и психология» в процессе формирования инклюзивной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилипчук Лариса Сергеевна, Ковалева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE CULTURE OF A TEACHER AS AN INDICATOR OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article presents the results of a study of the readiness of pedagogical university students for professional activity in inclusive education. The study was conducted by the staff of the laboratory "Diagnosis and correction of developmental disorders of children with disabilities" of the Institute of Psychology and Pedagogy of AltGPU (2020-2022) and consisted of two stages. At the first stage, the peculiarities of students' professional readiness to work with children with disabilities were studied. Such indicators as: learning motives, attitudes, the level of empathy and acceptance of a child with disabilities were considered. The second stage of the study was to study the potential of the discipline "Special Pedagogy and Psychology" in the process of forming an inclusive culture of students.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

11. Петрунина, М.А. Особенности музыкально-творческой деятельности в образовательном пространстве школы / М.А. Петрунина // Начальная школа. - 2019 г. - № 11. - С. 65-69

12. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального го... Система ГАРАНТ (garant.ru) (дата обращения: 21.05.2022).

13. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избр. Труды. В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - М.: «Издательство Московского психолого-социального института. - 2005. - Т. 1. - 568 с.

14. Хресина, Т.И. Интеграция предметов эстетического цикла в педагогической практике / Т.И. Хресина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 2 (13). - С. 79-87

15. Шостакович, Д.Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью / Д.Д. Шостакович. - М.: «Молодая гвардия». - 1958.

16. Щуркова, Н.Е. Лекции о воспитании / Н.Е. Щуркова. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2009. - 208 с.

17. Щуркова, Н.Е. Воспитание - XXI век. Методика и искусство / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин. - Волгоград: Учитель. -2016. - 177 с.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат психологических наук, доцент Пилипчук Лариса Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Ковалева Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Исследование проведено сотрудниками лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики АлтГПУ (2020-2022г.г) и состояло из двух этапов. На первом этапе изучались особенности профессиональной готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривались такие показатели как: мотивы обучения, установки, уровень эмпатии и принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Второй этап исследования состоял в изучении потенциала учебной дисциплины «Специальная педагогика и психология» в процессе формирования инклюзивной культуры студентов.

Ключевые слова: инклюзивная культура, профессиональная готовность, социальные установки, мотивация, эмпатия, принятие и понимание целей инклюзивного образования инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. This article presents the results of a study of the readiness of pedagogical university students for professional activity in inclusive education. The study was conducted by the staff of the laboratory "Diagnosis and correction of developmental disorders of children with disabilities" of the Institute of Psychology and Pedagogy of AltGPU (2020-2022) and consisted of two stages. At the first stage, the peculiarities of students' professional readiness to work with children with disabilities were studied. Such indicators as: learning motives, attitudes, the level of empathy and acceptance of a child with disabilities were considered. The second stage of the study was to study the potential of the discipline "Special Pedagogy and Psychology" in the process of forming an inclusive culture of students.

Key words: inclusive culture, professional readiness, social attitudes, motivation, empathy, acceptance and understanding of the goals of inclusive education inclusive culture, children.

Введение Развитие системы инклюзивного образования (на нормативно-правовой основе с 2016 года) предъявляет новые требования к подготовке педагогических кадров. Важной задачей современного этапа является формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация инклюзивного образования качественно меняет и расширяет требования к деятельности педагога, его функциональным обязанностям. [1, 5]. В структуре профессиональной готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной организации на первое место выходят следующие компоненты: инклюзивная культура педагога (понимание и принятие философии инклюзивного образования), мотивация профессиональной деятельности, знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей с разными видами нарушений развития и особыми образовательными потребностями.

Изложение основного материала статьи. В этой связи сотрудниками лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики АлтГПУ в 2020-2022 годах было проведено исследование, направленное на изучение готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной организации. Готовность будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается нами как система профессионально значимых показателей личности, которая включает: принятие и понимание целей инклюзивного образования (как проявление инклюзивной культуры педагога), установки на профессиональную деятельность, мотивацию, эмпатию [6].

Цель нашего исследования - выявить особенности профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования.

В соответствии с целью, определены следующие задачи исследования:

1. Изучить характеристики готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: мотивация; эмпатия; социальные установки, включая отношение к целям, задачам, принципам инклюзивного образования; уровень подготовки по дисциплине «Специальная педагогика и психология».

2. Актуализировать потенциал учебной дисциплины «Специальная педагогика и психология» в процессе формирования инклюзивной культуры студентов, как компонента психологической готовности к реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

Гипотеза исследования:

- уровень готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в инклюзивном образовании будет недостаточным;

- изучение студентами курса учебной дисциплины «Специальная педагогика и психология» способствует становлению инклюзивной культуры, как базового компонента психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования Алтайский государственный педагогический университет, института Психологии и педагогики. В исследовании принимали участие 143 студента 2-х и 4-х курсов, которые обучаются по программам бакалавриата, профиль подготовки: «Начальное образование» «Психология образования», «Логопедия», «Дошкольная дефектология».

На этапе пилотажного исследования, использовались методики для диагностики мотивации («Мотивация учения студентов педагогического вуза» Пакулиной С.А., Овчинниковой М.В.), эмпатии («Методика диагностики уровней эмпатических способностей» Бойко В.В.), методика диагностики социально-психологических установок личности (методика Потемкиной О.Ф.). [2, 7], анкета, определяющая отношение студентов к реализации педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования.

На этапе основного исследования была расширена выборка респондентов, и дополнительно к указанным методикам применялся контрольный тест по дисциплине «Специальная педагогика и психология» для уточнения уровня знаний студентов о нарушениях развития и об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обработка данных осуществлялась с помощью пакетов Microsoft Office Excel; SPSS (t-критерий Стъюдента; U-критерий Манна-Уитни; корреляционный анализ). Описание полученных результатов приведено с учетом анализа их статистической достоверности ( на уровне значимости р < 0,05 и р < 0,01).

Исследование структурных компонентов профессиональной готовности позволило выделить уровни их сформированности. Были получены следующие результаты: у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» преобладал средний уровень развития эмпатии, средний уровень осведомленности о психологии и методах работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологические установки на процесс, альтруизм и свободу, внешняя мотивация учебной и профессиональной деятельности.

Для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», характерны: средний уровень эмпатии, социально-психологические установки на труд и свободу, внешние мотивы не связанные с самим процессом учения.

Для студентов направления «Психолого-педагогическое образование» характерны низкий уровень эмпатии, базовая установка - ориентация на свободу, средние показатели установок на альтруизм и труд. В учебной деятельности преобладает внешняя мотивация (узкие познавательные мотивы).

По результатам анкетирования респондентов цель инклюзивного образования студентам понятна - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, в тоже время не готовыми к реализации данной цели чувствую себя от 73% до 86% респондентов на разных курсах обучения, по различным направлениям. Исключение составляет выборка студентов, обучающихся по профилю «Логопедия», «Дошкольное (специальное) образование», по их мнению, они смогут успешно решить практические вопросы, связанные с обучением и развитием детей с особыми образовательными потребностями.

Полученные данные фиксируют, что у студентов недостаточно сформирована профессиональная психологическая готовность к работе в условиях инклюзивного образования. Отмечается низкая мотивация учебной и профессиональной деятельности, недостаточный уровень знаний об особенностях нарушений развития и технологиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поверхностное понимание принципов, ценностей инклюзивного образования, недостаточная выраженность эмпатии и необходимых, для реализации деятельности, социальных установок. Подготовка будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна быть направлена на получение сведений и формирование базы профессиональных знаний об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также на профессионально-личностное развитие студента, формирование ценностной позиции будущего педагога, его инклюзивной культуры.

Следующий этап нашего исследования (2021-2022 г.) состоял в практической реализации краткосрочного проекта. Сотрудниками лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО АлтГПУ был реализован краткосрочный проект по исследованию потенциала формирования инклюзивной культуры, как компонента психологической готовности будущих педагогов, посредством углубленного рассмотрения проблем и перспектив инклюзивного образования в процессе изучения дисциплины базового курса «Специальная педагогика и психология» с использованием специализированных учебных пособий Ковалевой А.С. «Технология создания толерантной образовательной среды» (Барнаул, 2015) и «Специальная педагогика и психология: аспекты воспитания толерантности в условиях инклюзии» (Барнаул, 2017).

В качестве методов исследования были определены: анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ результатов. Выборку составили студенты выпускных курсов по направлению подготовки «Педагогическое образование», число респондентов составило 50 обучающихся.

Практический этап начался с проведения констатирующих замеров в экспериментальной и контрольной группах по выбранным методикам. Изначально была предложена комбинированная анкета, состоящая из 7 вопросов. Комбинированный характер вопросов анкеты стимулировал опрашиваемых к большей искренности, вдумчивости, уходу от формальных ответов, индивидуализировал и качественно оптимизировал результативность анкетирования.

С целью выявления практической готовности к толерантному взаимодействию в инклюзивной образовательной организации был исследован уровень социального дистанцирования с помощью методики «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус) [3]. В рамках нашего исследования изучалась социальная дистанция по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В завершении реализации диагностического комплекса мы располагали следующими данными: осведомленность и осознание социальной значимости инклюзивного образования, понимание достоинств и недостатков данного явления современной социально-педагогической действительности; качество психолого-педагогических знаний; уровень принятия нетепичности в ситуации межличностного взаимодействия [4].

Анализ результатов анкетирования показал, что в представлениях большей части опрошенных корректно понимание инклюзивного образования как явления современной социально-педагогической действительности еще не сформировалось. Среди респондентов контрольной группы на начальном этапе эксперимента не могли дать определение инклюзивного образования и обозначить его нормативно-правовые основы 68% и 72% соответственно. На этапе контрольных замеров в контрольной группе этот показатель изменился незначительно и составил 60% и 64% соответственно.

В экспериментальной группе динамика данного показателя оказалась выраженной и положительной. Так, дать определение инклюзивного образования, назвать нормативные документы, на основании которого дети с ОВЗ имеют право

на создание условий, гарантирующих реализацию потенциала их стартовых образовательных возможностей, при констатирующих замерах могли лишь 36% и 32% соответственно. Однако при контрольных замерах справиться с данными вопросами анкеты смогли 100% респондентов, принимавших участие в эксперименте.

Произошли изменения и в представлениях будущих педагогов о возможности и ценности инклюзивного образования для всех категорий детей. Так, в экспериментальной группе, отвечая на вопросы относительно стратегии поведения в случае появления «особого» ребенка в их классе (в квазипрофессиональном ракурсе) на этапе контрольных замеров звучали ответы о негативном отношении к этому факту и желании высказать свои претензии администрации. После проведения экспериментальной работы в числе ответов подавляющее большинство (92%) сводилось к варианту «буду учить ребят общаться с разными детьми (в том числе и с теми, у которых есть ограниченные возможности здоровья)». Также изменился характер представлений о потенциале инклюзивного образования и характере трудностей, связанных с его распространением. В числе преимуществ совместного обучения стали доминировать выборы вариантов «получат навыки оказания поддержки», «расширят представления о жизни». Некоторые респонденты в качестве своего варианта ответа добавили «научаться общаться на равных с детьми-инвалидами», что свидетельствует о проникновении в истинную суть инклюзии и разделении идеи включающего общества, общества, основанного на уважении и равноправном общении.

Что касается рисков совместного обучения, выделяемых респондентами экспериментальной группы, к их числу отнесены «снижение успеваемости и темпа развития» и «возникновение конфликтов в детском коллективе». Данные показатели составили по 32% соответственно на этапе констатирующих замеров. Ко времени контрольных замеров эти значения сохранили ведущие позиции, однако их доля уменьшилась вдвое.

В контрольной группе таких положительных тенденций по данным показателям выявлено не было, все также отмечались преимущественно риски инклюзивного образования, нежели его преимущества. В числе собственных вариантов ответов фигурировали «дети получат психологическую травму», «учитель не готов к совместному обучению таких детей» и т.д., что составило 24% опрошенных контрольной группы, и эти показатели сохранили свою стабильность до контрольных замеров.

Интересные данные получены в ответе на вопрос «Как Вы считаете, дети с какими нарушениями в развитии могут обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе?». Как в контрольной, так и в экспериментальной группе сохранили позиции недопущения совместного обучения такие нарушения как расстройства аутистического спектра и нарушение интеллекта. Лишь 16% респондентов экспериментальной группы в ситуации контрольных замеров отметили свое положительное отношение к совместному обучению с детьми, имеющими подобные нарушения развития. Максимально принимаемыми в контексте инклюзивного образования респонденты обеих групп отмечают детей с нарушениями речи, зрения и опорно-двигательного аппарата.

Показатели социальной дистанции и степени принятия детей с ограниченными возможностями в процессе реализации проекта также претерпели значительные изменении. Анализ результатов констатирующих замеров ярко демонстрирует преобладание средней социальной дистанции, что с одной стороны, является позитивным показателем, однако негативный характер при этом несет высокий процент длинной социальной дистанции и низкого уровня принятия (32% и 34% в контрольной и экспериментальной группе соответственно). При контрольных замерах в экспериментальной группе показатель принятия и короткой социальной дистанции увеличился вдвое, чего не отмечалось в контрольной группе. Примечателен факт изменений не только общего показателя социальной дистанции по отношению к детям с ОВЗ, но и динамика данного показателя по конкретным диагностическим шкалам. Так, длина дистанции увеличивается и степень принятия уменьшается по мере проникновения вероятности коммуникации с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в ближайшую, наиболее вероятную среду жизнедеятельности индивида. Если принятие ребенка с ОВЗ как гражданина страны еще возможно на среднем уровне, то, начиная со шкал «одноклассник», «друг» и, заканчивая шкалой «родственник», длина дистанции увеличивается максимально. Положительная динамика отмечена в экспериментальной группе по всем диагностическим шкалам, кроме шкалы «родственник». Однако, следует отметить, что изменение по данной шкале не являлось самоцелью нашего проекта и невозможно за столь ограниченный отрезок времени. Перед нами стояла задача снизить длину дистанции и повысить уровень принятия ребенка с ОВЗ как ученика школы, одноклассника и друга, что и получилось достичь.

Выводы Таким образом, качественный и количественный анализ результатов реализации проекта по формированию готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной организации позволяет сделать вывод о положительной динамике становления компонентов и проявлении критериев эффективности деятельности в обозначенном направлении.

Готовность студентов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивной образовательной организации возможно сформировать, посредством определенного уровня личностной готовности и нового типа культуры -инклюзивной, которая представляется как особая система взаимоотношений всех субъектов образовательных отношений, особое мировоззрение, в рамках которого истинный смысл инклюзии, как социокультурного явления, принимаются всеми участниками образовательных отношений, что способствует созданию уникального микроклимата доверия, комфорта, поддержки, принятия разнообразия, взаимопонимания и партнерства.

Литература:

1. Алехина, С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования / С.В. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 1 (44). - С. 26-32.

2. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер. - 2001. - 560 с.

3. Ковалева, А.С. Создание толерантной среды и формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса: некоторые теоретические и практические аспекты / А.С. Ковалева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 4(71). - С. 266-268.

4. Ковалева, А.С. Формирование толерантного отношения будущих педагогов к детям с ОВЗ: проблемы и перспективы / А.С. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - 55-10. - С. 116-120.

5. Кузьмина, О.С. Особенности организации и подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.С. Кузьмина // Инклюзивное (интегрированное) образование: от теории к практике: сб. материалов научно-практической конференции с международным участием. - Омск. - 2013. - С. 39-48

6. Пилипчук, Л.С. Психологическая готовность студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования / Л.С. Пилипчук, Е.В.Жилкина // Вестник АлГПУ. - №43. - 2020. - С. 59-66

7. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - Москва: Бахрах-М, 2011. - 672 с.

Педагогика

УДК 781 (045)

ассистент Пожарова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Серикова Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Вопрос формирования ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности в последнее время стоит наиболее остро, так как качество информационного потока, имеющего тенденцию к навязыванию определенных смыслов, зачастую низкого качества, имеет повсеместный характер. Для решения основных проблем становления творческой личности, необходимо знать ключевые критерии ценностного отношения к творческой деятельности у младших школьников. В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года особое внимание уделяется значимости развития нравственных, эстетических и ценностных идеалов, норм и образцов поведения, соблюдение национальных традиций и обычаев, обогащение результатов и методов научных исследований культурной деятельности, сохранение уникальных в историко-культурном отношении территорий и объектов. Одним из основополагающих условий развития ценностного отношения к творчеству и творческой деятельности является уровень культурного развития человека, его способность к отождествлению себя как части культурного и исторического наследия. Путь к более высокому качеству общества видится нам как процесс перехода к формированию нравственной, ответственной, ценностно-ориентированной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, воспитанной в духе патриотизма; через передачу новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей. Вопрос формирования системы ценностей личности имеет свою актуальность в контексте утверждающейся педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательных парадигм. Принципы обучения при таком подходе ориентированы на создание условий среды, формирующей личность, развитие которой предполагает обогащение содержания человеческой субъективности: чувств, воли, эмоций, ценностей. Формирование ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности эффективно реализовываться при гармоничном взаимодействии когнитивного, мотивационного, эмоционально-оценочного и проективного компонентов, а также при оптимальном учёте окружающей среды, в частности социального контекста. В статье представлены результаты диагностики уровня сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к творческой деятельности у младших школьников, с использованием анкетирования. По итогам констатирующего эксперимента подведены итоги анкетирования детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: ценностное отношение, диагностика, когнитивный компонент, критерии, младший школьный возраст.

Annotation. The question of the formation of the value attitude of younger students towards creative activity has recently become the most acute, since the quality of the information flow, which tends to impose certain meanings, is often of poor quality, is ubiquitous. To solve the main problems of the formation of a creative personality, it is necessary to know the key criteria for the value attitude to creative activity among younger students. In the Concept for the development of additional education until 2030, special attention is paid to the importance of developing moral, aesthetic and value ideals, norms and patterns of behavior, observing national traditions and customs, enriching the results and methods of scientific research of cultural activities, preserving historically and culturally unique territories and objects . One of the fundamental conditions for the development of a value attitude to creativity and creative activity is the level of cultural development of a person, his ability to identify himself as part of the cultural and historical heritage. We see the path to a higher quality of society as a process of transition to the formation of a moral, responsible, value-oriented, independently thinking, creative personality, brought up in the spirit of patriotism; through the transfer to new generations of a set of moral, ethical and aesthetic values. The issue of forming a system of personal values has its relevance in the context of the emerging pedagogical science and practice of humanistic and socio-cultural educational paradigms. The principles of learning in this approach are focused on creating the conditions of the environment that forms the personality, the development of which involves the enrichment of the content of human subjectivity: feelings, will, emotions, values. The formation of the value attitude of junior schoolchildren to creative activity can be effectively implemented with the harmonious interaction of cognitive, motivational, emotional-evaluative and projective components, as well as with optimal consideration of the environment, in particular the social context. The article presents the results of diagnosing the level of formation of the cognitive component of the value attitude to creative activity among younger schoolchildren, using a questionnaire. Based on the results of the ascertaining experiment, the results of the survey of children of primary school age were summed up.

Key words: value attitude, diagnostics, cognitive component, criteria, primary school age.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет» и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева по теме: «Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к творческой деятельности у

младших школьников»

Введение. В последнее время проблема формирования системы ценностей личности приобретает особую актуальность. Все чаще поднимается вопрос о преобразовании ценностной сферы, изменении в иерархии ценностных ориентиров. Все это связано с экономическими и социально-политическими изменениями в стране и мире в целом. В то время как цифровизация всех сфер жизни набирает обороты, а «погружение» детей в виртуальный мир имеет повсеместный характер, родительское и педагогическое сообщество ставит перед собой одну из важнейших задач воспитательного и развивающего характера -сформировать у ребенка потребность в живом общении, интерес к познанию мира через взаимодействие с этим миром, уважение к физическому труду, способность к созиданию, ценностное отношение к творчеству и любовь к искусству.

Человек, способный творчески и нестандартно мыслить, решать поставленные задачи быстро, при этом, не теряя индивидуальности высказывания при их решении, обладающий универсальными способностями в разных сферах жизни -так выглядит «портрет» современного, успешного специалиста, профессионала. Именно поэтому, сегодня все больше родителей заинтересованы в разностороннем и гармоничном развитии своего ребенка, отдавая предпочтение не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.