Научная статья на тему 'ДИНАМИКА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ'

ДИНАМИКА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная деятельность / мотивы / мотивация / будущие учителя физической культуры / инклюзивная практика / educational activity / motives / motivation / future physical education teachers / inclusive practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Рыжкова Надежда Николаевна, Мусатова Елена Геннадьевна

В статье рассматривается необходимость изучения у студентов будущих учителей адаптивной физической культуры мотивации к овладению выбранной профессией, а также мотивов учебной деятельности. Данная проблема обосновывается дефицитом в общеобразовательных организациях физкультурных кадров, ко всему имеющих опыт инклюзивной практики. В работе основной акцент сделан на изучении у студентов мотивов учебной деятельности и мотивации к профессии в динамике за весь трехлетний период обучения в колледже. В исследовании были задействованы две группы студентов: контрольная группа обучающиеся по традиционной программе подготовки учителей; экспериментальная группа, обучение которых было ориентировано на достижение расширенного числа профессиональных компетенций с погружением в инклюзивную среду. Исследование строилось на анализе результатов анкетирования студентов по адаптированной для колледжа методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Диагностика осуществлялась по трем показателям: приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома. Фиксировались результаты исследования на четырех этапах обучения: констатирующем (в начале обучения), по окончании первого и второго курсов, а также по завершении обучения в колледже. Исследование показало, что на начальном этапе обучения у студентов обеих групп превалирует мотив получения диплома. С каждым следующим этапом в экспериментальной группе сила мотивов приобретения знаний и овладения профессией имеет положительную динамику со средней в начале и до высокой к окончанию исследования. В контрольной группе динамика силы мотивов не имела существенных изменений, а мотив получения диплома остался ведущим. По окончании трехлетнего исследования выявлено, что мотивация к профессиональной деятельности в контрольной группе студентов повысилась незначительно и соответствовала среднему (продуктивному) уровню, а в экспериментальной группе студентов выявлен высокий (креативный) уровень мотивации, характеризующийся интересом к обучению и потребностью в приобретении профессиональных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Рыжкова Надежда Николаевна, Мусатова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the need for students future teachers of adaptive physical culture to study motivation to master the chosen profession, as well as the motives of educational activity. This problem is justified by the shortage of physical education personnel in general education organizations, who also have experience in inclusive practice. The paper focuses on the study of students' motives for academic activity and motivation for the profession in dynamics over the entire three-year period of study at the college. Two groups of students were involved in the study: a control group students enrolled in a traditional teacher training program; an experimental group whose training was focused on achieving an expanded number of professional competencies with immersion in an inclusive environment. The study was based on the analysis of the results of the survey of students according to the methodology adapted for college by T.I. Ilyina «Motivation for studying at a university». Diagnostics was carried out according to three indicators: acquisition of knowledge, mastery of a profession, obtaining a diploma. The results of the study were recorded at four stages of training: ascertaining (at the beginning of training), at the end of the first and second courses, as well as at the end of college. The study showed that at the initial stage of study, the motivation for obtaining a diploma prevails among students of both groups. With each subsequent stage in the experimental group, the strength of the motives for acquiring knowledge and mastering a profession has a positive dynamics from average at the beginning to high by the end of the study. In the control group, the dynamics of the strength of motives had no significant changes, and the motive for obtaining a diploma remained the leading one. At the end of the three-year study, it was revealed that the motivation for professional activity in the control group of students increased slightly and corresponded to the average (productive) level, and in the experimental group of students, a high (creative) level of motivation was revealed, characterized by interest in learning and the need to acquire professional knowledge.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ»

современными информационными технологиями; неумение четко планировать свою учебную деятельность (распределять время на подготовку к учебным предметам, активизироваться в периоды максимальной учебной нагрузки (аттестации, зачеты, экзамены, сессия); наличие трудностей на ранних курсах обучения в вузе.

3. Полученные результаты исследования могут служить исходными данными для проведения педагогического эксперимента с внедрением авторских моделей и технологий формирования общей культуры студента педагогического вуза, а также использоваться в практике профессиональной подготовки обучающихся разных профилей и специальностей.

Таким образом, методика сформированности общей культуры студента педагогического вуза позволяет оценить состояние внутренней зрелости обучающегося, понять потенциал его развития и готовность к самореализации в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гугин, Д.Н. Формирование общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д.Н. Гугин. - Нижний Новгород, 2007. - 171 с.

2. Дудкина, М.В. Развитие общей культуры у будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /М.В.Дудкина.-Чебоксары,2015. - 183 с.

3. Зимняя, H.A. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / H.A. Зимняя // Учительская газета. - 2004. - № 2. - С. 37-43

4. Селигеева, И.Р. Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования:дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Р. Селигеева. - Воронеж, 2004. - 157 с.

5. Цехмистренко, H.H. Развитие общей культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузах коммерции: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / H.H. Цехмистренко. - Тула, 2011. - 162 с.

Педагогика

УДК 377.8

кандидат педагогических наук, доцент Шеенко Евгений Иванович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); председатель предметно-цикловой комиссии преподавателей физической культуры и методики физвоспитания, методист Рыжкова Надежда Николаевна Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Барнаульский государственный педагогический колледж имени Василия Константиновича Штильке» (г. Барнаул); старший преподаватель Мусатова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул)

ДИНАМИКА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость изучения у студентов - будущих учителей адаптивной физической культуры мотивации к овладению выбранной профессией, а также мотивов учебной деятельности. Данная проблема обосновывается дефицитом в общеобразовательных организациях физкультурных кадров, ко всему имеющих опыт инклюзивной практики. В работе основной акцент сделан на изучении у студентов мотивов учебной деятельности и мотивации к профессии в динамике за весь трехлетний период обучения в колледже. В исследовании были задействованы две группы студентов: контрольная группа - обучающиеся по традиционной программе подготовки учителей; экспериментальная группа, обучение которых было ориентировано на достижение расширенного числа профессиональных компетенций с погружением в инклюзивную среду. Исследование строилось на анализе результатов анкетирования студентов по адаптированной для колледжа методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Диагностика осуществлялась по трем показателям: приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома. Фиксировались результаты исследования на четырех этапах обучения: констатирующем (в начале обучения), по окончании первого и второго курсов, а также по завершении обучения в колледже. Исследование показало, что на начальном этапе обучения у студентов обеих групп превалирует мотив получения диплома. С каждым следующим этапом в экспериментальной группе сила мотивов приобретения знаний и овладения профессией имеет положительную динамику со средней в начале и до высокой к окончанию исследования. В контрольной группе динамика силы мотивов не имела существенных изменений, а мотив получения диплома остался ведущим. По окончании трехлетнего исследования выявлено, что мотивация к профессиональной деятельности в контрольной группе студентов повысилась незначительно и соответствовала среднему (продуктивному) уровню, а в экспериментальной группе студентов выявлен высокий (креативный) уровень мотивации, характеризующийся интересом к обучению и потребностью в приобретении профессиональных знаний.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивы, мотивация, будущие учителя физической культуры, инклюзивная практика.

Annotation. The article considers the need for students - future teachers of adaptive physical culture to study motivation to master the chosen profession, as well as the motives of educational activity. This problem is justified by the shortage of physical education personnel in general education organizations, who also have experience in inclusive practice. The paper focuses on the study of students' motives for academic activity and motivation for the profession in dynamics over the entire three-year period of study at the college. Two groups of students were involved in the study: a control group - students enrolled in a traditional teacher training program; an experimental group whose training was focused on achieving an expanded number of professional competencies with immersion in an inclusive environment. The study was based on the analysis of the results of the survey of students according to the methodology adapted for college by T.I. Ilyina «Motivation for studying at a university». Diagnostics was carried out according to three indicators: acquisition of knowledge, mastery of a profession, obtaining a diploma. The results of the study were recorded at four stages of training: ascertaining (at the beginning of training), at the end of the first and second courses, as well as at the end of college. The study showed that at the initial stage of study, the motivation for obtaining a diploma prevails among students of both groups. With each subsequent stage in the experimental group, the strength of the motives for acquiring knowledge and mastering a profession has a positive dynamics from average at the beginning to high by the end of the study. In the control group, the dynamics of the strength of motives had no significant changes, and the motive for obtaining a diploma remained the leading one. At the end of the three-year study, it was revealed that the motivation for professional activity in the control group of students increased slightly

and corresponded to the average (productive) level, and in the experimental group of students, a high (creative) level of motivation was revealed, characterized by interest in learning and the need to acquire professional knowledge.

Key words: educational activity, motives, motivation, future physical education teachers, inclusive practice.

Введение. Барнаульский государственный педагогический колледж - единственная в Алтайском крае образовательная организация, осуществляющая подготовку специалистов в области физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Не смотря на ежегодное пополнение педагогических кадров с физкультурным образованием, не все выпускники связывают свою профессиональную деятельность с работой по специальности в образовательных организациях. Отмечаемое в работах Е.В. Новичихиной, А.И. Лынниковой (2016), A.B. Калачевой, Д.Е. Баянкиной (2022) «отсутствие специалистов по адаптивной физкультуре в регионе и в г. Барнауле, в частности, является слишком критичной, и в последнее время обострилось увеличением общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивную практику» [2, С. 338; 3]. Так, на данный момент в Алтайском крае 31 общеобразовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (общая численность более 3700 детей), и около 800 общеобразовательных школ, в которых более 9500 детей обучаются инклюзивно. Эти общеобразовательные организации, как раз и испытывают голод в специалистах адаптивной физической культуры, в том числе владеющих и инклюзивными компетенциями.

Таким образом, складывается ситуация, когда колледж готовит педагогов необходимой специальности, но выпускники «покидают стены учебного заведения, реализуют себя в других областях деятельности» [4, С. 210] либо по причине несознательного выбора профессии, либо по причине недостаточной «инклюзивной готовности, как составляющей общей профессионально-педагогической готовности» [5, С. 116].

Вследствие сложившейся ситуации возникает необходимость изучения у студентов - будущих учителей адаптивной физической культуры мотивации к овладению выбранной профессией, а также динамики мотивов учебной деятельности за период обучения в колледже.

Следует сказать, что проблема изучения мотивов учебной деятельности и мотивации к овладению профессией в науке не новая. Исследованиями в данном направлении в разное время занимались Н.В. Комусова (1983), В.Г. Леонтьев (1987), В.И. Ковалев (1988), В.А. Якунин (1994), A.A. Реан (1999), Е. П. Ильин (2002), К.С. Козляков (2012), A.B. Осиповская (2013), В.И. Мельников (2016), E.H. Галкина (2017), Т.Н. Бочкарева, C.B. Литвиненко, Л.В. Гусева, А.П. Тонких (2018) и др.

Также стоит обратить внимание на труды С.А. Пакулиной, С.М. Кетько (2010), A.C. Кривоноговой (2013), И.Ф. Албеговой, Ю.Н. Зарубиной, Ф.Г. Албегова (2015), Г.В. Ахметжановой (2015), М.В. Мухиной, О.В. Катковой, Е.С. Мухиной, В.В. Романова (2018), Н.М. Клепиковой (2019), занимающихся изучением мотивов учебной деятельности и мотивации к овладению профессией у студентов педагогических специальностей, обучающихся в ссузах и вузах.

В сфере подготовки будущих специалистов в области физической культуры по анализируемой нами проблеме можно выделить труды В.В. Кольтиновой (2001), И.Ю. Беловой (2008), Е.В. Быстрицкой (2011), С.И. Белых (2014), В.П. Умнова (2019), A.A. Зайцева, A.A. Зайцевой, K.M. Комиссарчика, Л.И. Халиловой (2020) и др.

Однако, с учетом имеющего уже в науке некоего фундамента в знаниях мотивов учебной деятельности и мотивации к овладению профессией, нами была предпринята попытка изучения этих категорий в динамике у студентов адаптивной физической культуры, задействованных в экспериментальной работе по формированию готовности к осуществлению ими инклюзивного образования в общеобразовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе Барнаульского государственного педагогического колледжа им. В.К. Штильке в период с 2020 по 2023 годы со студентами двух групп (экспериментальная -ЭГ (п=24) и контрольная - КГ (п=25), обучающихся по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура.

Изучение результатов обучения студентов - будущих учителей адаптивной физической культуры, в том числе, задействованных в экспериментальной работе по формированию готовности к инклюзивной практике, нами осуществлялось по адаптированной к ссузам методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе».

Согласно методике диагностика осуществлялась по трем показателям (шкалам): «стремление к приобретению знаний, любознательность; стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества; стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов» [1, С. 433].

Итак, оценивание сформированности мотивов учебной деятельности, мотивации к овладению профессией студентов КГ и ЭГ в начале обучения в колледже показало недостоверный результат между группами по всем трем оцениваемым показателям, на основании чего можно судить об однородности групп обеих (таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей по мотивам учебной деятельности и мотивации к овладению профессией у студентов ЭГ

и КГ за период обучения в колледже

Виды мотивов группа Конст. этап 1 этап 2 этап 3 этап Р Р 1,р

Х1±т Х2±т Х3±т Х4±т Х1-Х2 этап Х1-ХЗ этап Х1-Х4 этап

ПЗ* (тах 12,6) ЭГ 5,63 средний 6,53 выше среднего 8,73 высокий 10,16 высокий р<0,01 р<0,001 р<0,001

КГ 5,70 средний 6,37 выше среднего 7,34 выше среднего 8,54 высокий р>0,05 р<0,01 р<0,001

Р р>0,05 р>0,05 р<0,01 р<0,001

ОП (тах 10,0) ЭГ 3,76 ниже среднего 4,43 средний 6,43 выше среднего 8,18 высокий р<0,05 р<0,001 р<0,001

кг 3,71 ниже среднего 4,15 средний 5,15 средний 6,11 средний р>0,05 р<0,01 р<0,001

Р р>0,05 р>0,05 р<0,01 р<0,001

пд (тах 10,0) ЭГ 5,92 средний 5,35 средний 4,46 средний 3,90 ниже среднего р<0,05 р<0,01 р<0,01

кг 5,67 средний 6,17 средний 7,37 высокий 7,82 высокий р>0,05 р<0,001 р<0,001

Р р>0,05 р>0,05 р<0,001 р<0,001

Примечание: * ПЗ — приобретение знаний, ОП — овладение профессией; ПД— получение диплома

Детальный анализ по всем трем мотивам показал, что на начало исследования (начальный период обучения в колледже) в обеих группах преобладал мотив «Получение диплома». Так, на начало исследования у студентов ЭГ выявлен средней силы результат в 5,92 баллов, а в КГ - в 5,67 баллов (р>0,05). Показатели по двум другим мотивам «Получение знаний» и «Овладение профессией» были существенно ниже желания получить диплом. Вполне очевидно, что основной целью только что зачисленных на обучение в колледж студентов преимущественно является получение документа об образовании. В целом, уровень мотивации к овладению профессией на начальном этапе обучения соответствовал показателям ниже среднего (репродуктивному уровню), согласно шкалы Т.П. Ильиной.

После первого года обучения в колледже у студентов обеих групп видны положительные сдвиги по всем трем шкалам методики Т.И. Ильиной, но межгрупповые различия остались все также на недостоверном уровне.

Однородность ЭГ и КГ после первого года обучения можно объяснить тем, что подготовка студентов обеих групп, согласно Программе подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ), основана на базовых знаниях, умениях и навыках в области теории и методики физического воспитания. Вместе с тем, в ЭГ к окончанию первого курса берет начало постепенное погружение в инклюзию, т.е. создается ряд условий для постепенного перехода на непосредственное взаимодействие студентов со школьниками с ОВЗ и инвалидами, обучающимися как в специализированных, так и в общеобразовательных школах.

Изучая динамику результатов по каждому из мотивов, представленных в табл. 1, по окончании первого этапа исследования, не смотря на однородность групп, мы все же можем видеть, пусть и не существенные, но все же изменения:

- динамика по мотиву «Приобретение знаний» у студентов ЭГ составила 0,9 баллов (р<0,01), в КГ этот показатель зафиксирован в 0,67 баллов (р>0,05);

- динамика по мотиву «Овладение профессией» у студентов ЭГ составила 0,67 баллов (р<0,05), в КГ - 0,44 баллов (р>0,05);

- динамика по мотиву «Получение диплома» в ЭГ зафиксирована отрицательной и составила -0,57 баллов (р<0,05), тогда, как в КГ обнаружена положительная динамика в 0,5 баллов (р>0,05).

По итогам обучения студентов на первом курсе, опираясь на динамику мотивов учебной деятельности и мотивации к овладению профессией, можно констатировать, что мотив «Получение диплома» пока остается ведущим для обеих групп. Характеристика мотива «Овладение профессией» в КГ говорит о недостоверном характере результатов, что свидетельствует о неоднородности (скачкообразности) мотива внутри группы студентов - некоторые студенты кардинально поменяли свое отношение к желанию овладеть профессией, (одни - положительно, другие - отрицательно). В ЭГ студентов достоверность результатов свидетельствует о выравнивании внутри группы желания овладеть профессией, что, в свою очередь проявляется в стабильности повышения числового выражения данного показателя.

Динамика показателей по мотиву «Приобретение знаний» в обеих группах была аналогичной. Желание обогащать свои знания демонстрируют студенты обеих групп, но у студентов ЭГ эта динамика несколько выше (р<0,01), чем у студентов КГ (р>0,05). В целом, можно констатировать, что по окончании первого курса, не смотря на положительную динамику по всем мотивам, уровень мотивация к профессиональной деятельности в обеих группах остается все также на среднем (продуктивном) уровне.

По окончании второго курса обучения студентов нами было проведено повторное изучение состояния мотивов учебной деятельности и мотивации к овладению профессией.

Представленные в таблице 1 результаты исследования показывают, что у студентов ЭГ результаты по всем мотивам превышают результаты студентов КГ.

Так, в желании приобретения знаний у студентов ЭГ была выявлена положительная динамика в сравнении с констатирующим этапом и прирост составил 3,1 баллов (р<0,001), тогда как у студентов КГ динамика была почти в два раза ниже - 1,64 балла (р<0,01).

Желание овладения профессией у студентов ЭГ также оказалось высоким и составил к окончанию второго курса 6,43 баллов, что на 2,67 баллов выше в сравнении с началом исследования (р<0,001). У студентов КГ сила данного мотива составила к окончанию второго курса 5,15 баллов, что на 1,28 баллов ниже, чем в ЭГ, но прирост внутри группы все же был достоверным и составил 1,44 баллов (р<0,01).

А вот по мотиву «Получение диплома» между группами были обнаружены недостоверные результаты, что уже говорит о неоднородности ЭГ и КГ. Это объясняется тем, что каждая из групп, занятых в исследовании, шла уже своим путем: в КГ образовательный процесс проходил стандартно, а в ЭГ обучение осуществлялось согласно экспериментальному подходу к построению и реализации ППССЗ, ориентированной на достижение расширенного числа профессиональных компетенций за счет компетенций инклюзивного характера. Вследствие нестандартного подхода к обучению студентов ЭГ, путем их включения в инклюзивную практику и тем самым расширяя круг профессиональных знаний, умений и опыта, студент погружался в эмоционально и социально новую жизненную среду, практикуя в инклюзивных классах. Как результат, в ЭГ динамика в получении диплома стала отходить на задний план перед другими двумя мотивами. Так, мотив получения диплома в ЭГ к концу второго курса снизился на -1,46 баллов (р<0,01), тогда как у студентов КГ отчетливо прослеживается его повышение на 1,7 баллов (р<0,001).

В целом, по второму этапу экспериментальной работы у студентов ЭГ прослеживается очевидный «скачок» в желаниях приобретения профессиональных знаний и овладения профессией, тогда как мотив «Получение диплома» уходит из приоритетных. У студентов ЭГ прослеживается осознание значимости, востребованности профессии в обществе и необходимости освоения знаний в становлении себя, как профессионала.

По окончании второго курса обучения студентов можно подвести промежуточный итог достигнутому уровню мотивации к профессиональной деятельности. Гели в КГ уровень мотивации характеризовался все тем же средним (продуктивным) уровнем, то в ЭГ на данном этапе студентами был уже достигнут уровень мотивации выше среднего (продуктивный).

По окончании заключительного этапа обучения нами было выявлено явное преимущество по всем трем мотивам студентов ЭГ над студентами КГ.

Так, показатели по мотиву «Приобретение знаний» у студентов ЭГ в сравнении с началом исследования улучшились на 4,53 балла (р<0,001) и составили 10,16 баллов из 12,6 возможных. У студентов КГ динамика в желании приобретения знаний была также положительной, но почти в два раза ниже, чем в ЭГ и составила 2,84 балла (р<0,001). Вместе с тем и между группами разница в 1,62 балла была достоверной (р<0,001).

По мотиву «Овладение профессией» у студентов ЭГ к окончанию обучения в колледже произошел прирост на 4,42 баллов (р<0,001), тогда, как у студентов КГ результат прироста составил 2,4 баллов (р<0,001). Между группами была обнаружена достоверная разница в 2,07 баллов (р<0,001).

Желание получить диплом об образовании у студентов ЭГ осталось все также на последнем плане перед двумя другими мотивами и составило к окончанию обучения в колледже в числовом выражении 3,9 баллов. Разница в ЭГ с 1 этапом исследования составила 2,02 балла (р<0,01). В КГ по данному мотиву результаты существенно повысились, а динамика составила 2,15 баллов (р<0,001).

На основании этого видно, что у студентов ЭГ произошли планируемые изменения и мотив «Получения диплома» ушел из числа приоритетных, и хотя остался актуальным, однако не первостепенным. Преобладание мотивов «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» над показателями студентов КГ свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии и удовлетворенности ею. Резюмируя итог третьего этапа в формировании готовности студентов экспериментальной группы к осуществлению ими инклюзивного образования в общеобразовательных организациях стоит отметить достигнутый студентами ЭГ высокий (креативный) уровень мотивация к профессиональной деятельности. Вместе с тем, уровень мотивации к профессиональной деятельности у студентов КГ остался на среднем уровне.

Таким образом, наличие у студентов на начальный период обучения в колледже формального интереса к обучению, вызванного необходимостью получения диплома, и нейтрального восприятия инклюзивного образования постепенно заменяется стойкими мотивами к работе не только адаптированных условиях физического воспитания, но и в условиях инклюзии и принятием инклюзивной формы, как естественного процесса обучения и воспитания. Положительный результат работы со студентами ЭГ мы связываем с тем, что на этапах обучения происходит сначала постепенное и «мягкое» погружение студентов в инклюзию через волонтерскую деятельность, организацию и судейство соревнований по адаптивным видам спорта, участие в организации и проведении физкультурно-спортивных праздников, в совместных со школьниками мероприятиях и соревнованиях по адаптивным видам спорта, на которых студенты выступают в роли спортсмена-ведущего, члена команды или соперника. На втором и третьем курсах происходит уже «глубокое» погружение в инклюзию через различные виды практик, которые реализуются в общеобразовательных школах для обучающихся с ОВЗ, а затем в инклюзивных классах общеобразовательных школ, в которых совместно обучаются дети с разными образовательными возможностями.

Выводы. Анализируя динамику мотивов учебной деятельности и мотивации к овладению профессией у студентов КГ и ЭГ, нами обнаружено положительное изменение практически по всем мотивам в обеих группах, но с разной степень выраженности и достоверности.

Мотивация к профессиональной деятельности в КГ студентов на начало исследования соответствовала уровню ниже среднего (репродуктивному), а по окончании трехлетнего исследования повысилась не значительно и достигла среднего (продуктивного) уровня.

Мотивация к профессиональной деятельности у студентов ЭГ на начало исследования также соответствовало репродуктивному уровню, однако по окончании апробации экспериментальной методики у студентов ЭГ выявлен высокий (креативный) уровень мотивации, характеризующийся как высоким уровнем осознания необходимости приобретения профессиональных знаний, так и высоким желанием овладеть всеми нюансами педагогической деятельности.

Проведенный выше анализ достигнутых результатов экспериментальной работы дает достаточные основания утверждать, что предложенные методы, приемы, средства и формы, с помощью которых будущие учителя адаптивной физической культуры осваивают программу подготовки специалистов среднего звена, способствуют формированию стойких мотивов учебной деятельности. Говоря о сформированных на высоком уровне мотивов учебной деятельности, можно судить о достаточном уровне профессиональной готовности выпускников колледжа, чтобы не только успешно физически воспитывать по адаптированным программам обучающихся с ОВЗ, но также успешно, с желанием и интересом осуществлять обучение детей в инклюзивных условиях.

Литература:

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. - 2002. - 512 с.

2. Калачева, A.B. Перспективы развития адаптивной физической культуры и спорта в современном обществе на примере алтайского края / A.B. Калачева, Д.Е. Баянкина // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Л.Г. Пащенко. -Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. - С. 332-340

3. Новичихина, Е.В. Адаптивный спорт в Алтайском крае / Е.В. Новичихина, А.И. Лынникова // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016018978 (дата обращения: 11.08.2023)

4. Преснякова, Т.Н. Проблема сознательного выбора профессии педагога / Т.Н. Преснякова, С.А. Анкудинова, И.А. Непочатых // Образование. Наука. Научные кадры. -2019,- №2. - С. 209-216

5. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов: результативность дидактической модели / В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. -2015. -№5. - С. 112-120

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шерстобитова Ирина Анатольевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТА КАК ТЕКСТА «НОВОЙ ПРИРОДЫ» В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема методики и технологий освоения концепта как текста «новой природы» и развития педагогической рефлексии учителя в процессе повышения квалификации. Цель исследования на курсах повышения квалификации - оценить влияние изучения темы курса на мотивацию педагога к учебной-методической деятельности в процессе повышения квалификации, на результативность, выражающуюся в желании использовать приёмы работы с концептами как текстами «новой природы» в практической учебной деятельности. Методологической базой исследования стали как концепции, представленные в исследованиях образования взрослых. Актуальность курса повышения квалификации и эффективность его прохождения учителями анализировалась основе ряда подходов: деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев), компетентностного похода (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.А. Хуторской, М.А. Чошанов), антропологического подхода (В.И. Слободчиков, П. Херст). Основу исследования составили эмпирические методы: педагогическое наблюдение и рефлексивный анализ изменения уровня мотивации к учебно-методической деятельности и результативности освоения концептов как текстов «новой природы» в рамках курса средствами анализа продуктов учебной деятельности слушателей (решения практико-ориентированных задач, анкетного опроса). Проведён контент-анализ продуктов деятельности слушателей курсов. В статье приводятся авторские разработки заданий для учителей в рамках курсовой подготовки. На основе результатов исследования обозначены затруднения, которые испытывают преподаватели при подготовке и проведении учебного занятия на основе концепта как текста «новой природы». В выводах сформулированы теоретическая и практическая значимость проведённого исследования.

Ключевые слова: концепт как текст «новой природы», междисциплинарные курсы, концептно-ориентированная задача, концепт-эссе, контент-анализ.

Annotation. The article actualizes the problem of methods and technologies of mastering the concept as a text of "new nature" and the development of pedagogical reflection of the teacher in the process of professional development. The purpose of the study at the advanced training courses is to assess the impact of studying the course topic on the teacher's motivation for educational and methodological activities in the process of professional development, on the effectiveness expressed in the desire to use techniques of working with concepts as texts of a "new nature" in practical educational activities. The methodological basis of the study was both concepts presented in adult education studies. The relevance of the advanced training course and the effectiveness of its passage by teachers were analyzed on the basis of a number of approaches: an activity-based approach in teaching (L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, A.N. Leontiev), a competence-based campaign (I.A. Zimnaya, A.A. Verbitsky, A.A. Khutorskoy, M.A. Choshanov), an anthropological approach (V.I. Slobodchikov, P. Hurst). The research was based on empirical methods: pedagogical observation and reflexive analysis of changes in the level of motivation for educational and methodological activities and the effectiveness of mastering concepts as texts of a "new nature" within the course by means of analyzing the products of students' educational activities (solving practice-oriented tasks, questionnaire survey). A content analysis of the products of the students' activities was carried out. The article presents the author's development of tasks for teachers in the framework of course training. Based on the results of the study, the difficulties experienced by teachers in preparing and conducting a training session based on the concept as a text of the "new nature" are indicated. The conclusions formulate the theoretical and practical significance of the study.

Key words: concept as a text of "new nature", interdisciplinary courses, concept-oriented task, concept essay, content analysis.

Введение. В рамках междисциплинарных курсов повышения квалификации «Методы и приёмы работы с концептами как с текстами «новой природы»» было проведено комплексное исследование актуальности методики и технологий освоения концепта как текста «новой природы». Курсы были адресованы учителям и включали лекции-семинары и вебинары, мастер-классы, тесты, предполагали практическую работу слушателей.

Изложение основного материала статьи. Механизм мотивации к работе с текстом в современной мультимедийной и цифровой действительности усложняется. Концепт как текст «новой природы» (Е.И. Казакова), семиотический текст (В.И. Карасик), «синтезное образование» (С.Г. Воркачёв), «сверхтекст» (А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Н.Л. Мишатина, Т.М. Пахнова, Т.Н. Сокольницкая, Л.П. Сычугова, Л.А. Ходякова и др.), «открытый текст» (И.А. Шерстобитова) к желанию прочитать и усвоить текст добавляет желание «породить» (создать) свой собственный текст, отражающий личностное миропонимание молодого человека, живущего ещё и в сети, а значит, является мотивирующим дискурсом. Таким образом, концепт как текст «новой природы» - это «открытый текст», модель формирования «новой грамотности», или метаграмотности как совокупности многих грамотностей, в том числе и цифровой, неразрывно связанных с чтением и письмом.

Направление исследования концепта как текста «новой природы», которое является основой обучения в курсе повышения квалификации «Методы и приёмы работы с концептами как с текстами «новой природы»», имеет достаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.