Научная статья на тему 'Личностные факторы профессиональной направленности студентов педагогического направления подготовки в колледже и вузе'

Личностные факторы профессиональной направленности студентов педагогического направления подготовки в колледже и вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костяк Т. В.

В статье рассматриваются личностные факторы профессиональной направленности студентов педагогического колледжа и вуза. У студентов вуза преобладает мотивация получения диплома, а у студентов педагогического колледжа мотивация приобретения знаний. Показаны сходство и различия в таких личностных факторах студентов, как перфекционизм, толерантность к неопределенности и направленность личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костяк Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные факторы профессиональной направленности студентов педагогического направления подготовки в колледже и вузе»

УДК 159.923.2

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В КОЛЛЕДЖЕ И ВУЗЕ

Т.В. Костяк

Аннотация. В статье рассматриваются личностные факторы профессиональной направленности студентов педагогического колледжа и вуза. У студентов вуза преобладает мотивация получения диплома, а у студентов педагогического колледжа - мотивация приобретения знаний. Показаны сходство и различия в таких личностных факторах студентов, как перфекционизм, толерантность к неопределенности и направленность личности.

Ключевые слова: профессиональная направленность, перфекционизм, толерантность к неопределенности.

PERSONAL FACTORS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL DIRECTION OF TRAINING IN COLLEGE AND UNIVERSITY

T.V. Kostyak

Abstract. The article discusses the personal factors of professional orientation of students of the pedagogical college and university. The University students tend to receive the qualification, and the College students tends to gain knowledge. The article reveals the similarities and differences in such personality factors as perfectionism, tolerance for uncertainty, the orientation of the personality.

Keywords: professional orientation, perfectionism, tolerance for uncertainty.

В юношеском возрасте происходит переход к самостоятельной взрослой жизни, связанный с личностным и профессиональным самоопределением и выбором жизненного пути в целом. Окончание школы сопряжено с выбором будущей профессии и необходимостью профессионального обучения, которое осуществляется в высших учебных заведениях. Поступление в вуз означает смену социальной ситуации развития и ведущей деятельности молодых людей, поэтому студенчество целесообразно рассматривать в качестве особой социально-психологической возрастной группы. В студенческие годы происходит интенсивное становление самосознания, формируется стабильный образ «Я», раскрываются интеллектуальные способности. Психологическое пространство человека обособляется чёткими границами. Познавательная деятельность студентов мотивирована стремлением получить общественно значимую профессию. Становление мотивации и развитие студента как субъекта обучения во многом зависит от осознанных целей получения высшего образования [3]. Принятие будущей профессии является движущим фактором развития личности молодых специалистов [4].

В период профессионального обучения формируется системное качество личности -профессиональная направленность, которое включает в себя положительное избирательное отношение к профессиональной деятельности (В.А. Сластенин); систему мотивов, по которым индивид отдал предпочтение данной профессии (Л.И. Божович); склонности и интерес к профессии (Н.В. Кузьмина). Н.С. Пряжников соотносит процесс профессионального самоопределения с обнаружением личностного смысла в трудовой деятельности, которую человек выбирает, осваивает, а затем выполняет [6].

Нахождение своего места в будущей профессии, выработка отношения к ней и обретение личностного смысла сталкивается в юношестве как с возрастными, так и с социально-экономическими факторами, затрудняющие процесс профессионального самоопределения. В связи с этим мы обратили внимание на роль перфекционизма и толерантности к неопределенности как факторов, опосредующих формирование профессиональной мотивации студентов. Содержательные характеристики перфекционизма как личностной черты чаще всего включают предъявление по отношению к себе и другим людям высоких требований, склонность к организованности жизни, беспокойство из-за совершаемых ошибок, неуверенность в совершаемых действиях [5]. Структурный подход в изучении перфекционизма связан с выделением трех его компонентов: Я-ориентированный перфекционизм (ориентированный на себя), объектно-направленный (ориентированный на других) перфекционизм, социально предписанный перфекционизм [9].

Поскольку неопределенность становится обычным условием жизни современного человека, то формирование отношения к ней можно рассматривать как одну из важных адаптивных задач юношеского возраста. Толерантность к неопределенности исследователи рассматривают или в качестве одной из характеристик когнитивного стиля и ее содержание раскрывают через понятие аттитюда [8], или как личностную черту [7]. Д. Элсберг, объединяя в своей концепции оба подхода, связывает отношение индивида к неопределённости с уверенностью в оценке вероятности развития событий, связанной с принятым решением [2].

В отечественной психологии изучаются проблемы межличностной толерантности, устойчивости толерантной личности (как представителя той или иной общности) и отношения отдельной личности к ситуации изменчивости [1].

Толерантность как качество личности можно отнести к профессиональным компетенциям специалистов в сфере образования. Как правило, при недостаточной толерантности у педагогов, для которых характерен авторитарный стиль педагогической деятельности, часто можно наблюдать проявления негативных психологических установок, направленных на учащихся. Зачастую это может приводить к нежелательным последствиям в практике таких педагогов. Интолерантность к неопределённости в свою очередь может выражаться в установлении преподавателем предвзятости в отношении учащихся. Толерантность к неопределенности предполагает принятие ответственности за свои решения, и это обоюдный процесс, поскольку педагог и ученики действуют внутри учебной ситуации как субъекты и реализуют свои цели в зависимости от требований ситуации. Толерантность к неопределённости, таким образом, определяет способы поведения человека в ситуациях, которые он воспринимает как сложные, незнакомые, непостоянные, имеющие несколько совершенно разных интерпретаций.

Целью исследования являлось выявление личностных факторов профессиональной направленности студентов педагогического колледжа и вуза. В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что ведущими личностными факторами профессиональной направленности студентов педагогического колледжа являются высокий уровень экстраверсии и эмоциональной возбудимости; а ведущими личностными факторами профессиональной направленности студентов педагогического вуза являются высокий уровень активности, перфекционизма и низкий уровень толерантности к неопределённости. Для реализации цели исследования и проверки гипотез были применены следующие методики:

- методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной;

- опросник «Направленность личности» Б. Басса;

- опросник психодинамических качеств Б.Н. Смирнова;

- многомерная шкала перфекционизма MPS Хьюитт-Флетт, модификация И.И. Грачевой;

- шкала толерантности к неопределенности Д. МакЛейна, модификация Е.Н. Осина;

- расчет коэффициента линейной корреляции Пирсона;

- оценка достоверности различий между выборками по U-критерию Манна-Уитни.

В исследовании приняло участие 200 испытуемых в возрасте от 17 до 20 лет: 100 студентов первого курса педагогического университета и 100 студентов четвертого курса педагогического колледжа.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе был собран эмпирический материал с применением выбранных методов исследования. Результаты двух исследуемых подвыборок (студенты колледжа и вуза) были подвергнуты сравнительному изучению. На втором этапе был проведен корреляционный анализ взаимосвязи профессиональной направленности и личностных особенностей студентов в двух подвыборках, сделаны предварительные выводы о сходстве и различиях между ними. На третьем этапе была изучена достоверность различий между личностными факторами профессиональной направленности студентов колледжа и вуза, сделаны выводы по исследованию.

Результаты методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной были проанализированы по двум параметрам: ведущий мотив и степень его выраженности (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Распределение студентов по ведущему мотиву обучения, %

Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

Студенты колледжа 63 12 25

Студенты вуза 38 6 56

Таблица 2

Распределение студентов по выраженности ведущего мотива обучения, %

Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

низкая средняя высокая низкая средняя высокая низкая средняя высокая

Студенты колледжа 17 31 52 35 39 26 21 51 28

Студенты вуза 9 53 38 32 54 15 26 31 43

Как видно из таблиц 1 и 2, более половины студентов колледжа мотивированы приобретением знаний в образовательной организации, в то время как больше половины студентов вуза - получением диплома. При этом степень выраженности мотива приобретения знаний у студентов колледжа в среднем выше, чем у студентов вуза. Мотив овладения профессией является ведущим у незначительной части студентов, причем наименее значим он для студентов педагогического вуза.

Результаты опросника «Направленность личности» Б. Басса показали, что наиболее выраженные различия между подвыборками отмечаются по направленности на себя и на задачу: студенты колледжа в большей степени направлены на решение конкретных задач, а студенты вуза - на удовлетворение своих потребностей (таблица 3).

Таблица 3

Распределение студентов по типу направленности личности, %

На себя На взаимодействие На задачу

Студенты колледжа 28 25 47

Студенты вуза 58 23 19

Как видно из таблицы 3, почти у половины (47 %) студентов педагогического колледжа доминирующей является направленность на задачу. Это говорит о том, что данные респонденты готовы работать вместе с коллективом, пренебрегая личными интересами. Однако такое будет происходить в том случае, если это поспособствует повышению продуктивности работы группы. Также данные респонденты обладают своим мнением относительно того, как лучше выполнить задание, и всеми силами пытаются отстоять его в коллективе. Больше половины студентов вуза (58 %), принявших участие в исследовании, в большей степени направлены на себя, что проявляется в восприятии данными респондентами учебной группы как своеобразного «театра», где есть возможность удовлетворить свои потребности. Все остальные члены группы, по их мнению, - это и зрители, и в то же время актёры. Перед ними такие респонденты могут демонстрировать трудности, с которыми им приходится сталкиваться, заслужить уважение, получить общественный статус, быть агрессивными или главенствовать. Они заняты собой, часто пренебрегают людьми и работой, которую должны выполнять.

Примерно четверть студентов и педагогического колледжа, и вуза направлены на взаимодействие: они стремятся быть в хороших отношениях с людьми, но только поверхностно. Это часто мешает им выполнять конкретные задания или оказывать искреннюю, настоящую помощь людям. Таких респондентов охватывает довольно большой интерес, когда разговор идёт о деятельности коллектива. Однако они сами не принимают участия в выполнении трудовых задач, стоящих перед группой, вся их активность сводится к обсуждению разных проектов без цели реализовать их.

Результаты исследования перфекционизма, проведенного нами при помощи Многомерной шкалы MPS Хьюитт-Флетт в модификации И.И. Грачевой, мы изучали по двум параметрам: преобладающий тип перфекционизма и степень его выраженности. Оказалось, что для студентов вуза более характерен перфекционизм, ориентированный на других, а для студентов колледжа - перфекционизм, ориентированный на других и социально-предписанный перфекционизм (таблицы 4 и 5).

Таблица 4

Распределение студентов по типу перфекционизма личности, %

Перфекционизм, ориентированный на себя Перфекционизм, ориентированный на других Социально-предписанный перфекционизм

Студенты колледжа 16 44 40

Студенты вуза 20 62 18

Перфекционизм, ориентированный на других, предполагает наличие у респондентов довольно высоких стандартов и требований для других людей. Социально-предписанный перфекционизм связан с ожиданиями завышенных и нереалистичных требований, которые

окружающие предъявляют к респондентам. Перфекционизм, ориентированный на себя, предполагает наличие весьма высоких стандартов и требований, которые респонденты предъявляют по отношению к самим себе.

Таблица 5

Распределение студентов по степени выраженности разных типов перфекционизма, %

Перфекционизм, ориентированный на себя Перфекционизм, ориентированный на других Социально-предписанный перфекционизм

низкая средняя высокая низкая средняя высокая низкая средняя высокая

Студенты колледжа 10 75 15 0 73 27 0 68 32

Студенты вуза 7 77 16 1 67 32 3 72 25

Как видно из таблицы 5, по всем трем видам перфекционизма выявлена средняя степень выраженности у студентов обеих подвыборок. При этом около 30 % студентов и колледжа, и вуза показали высокую степень выраженности перфекционизма в отношении других и социально-предписанного перфекционизма. Распределение оценок степени выраженности разных типов перфекционизма в обеих подвыборках значимо не различается.

Результаты изучения толерантности к неопределенности, проведенного нами при помощи Шкалы Д. МакЛейна в модификации Е.Н. Осина, мы сравнивали по двум параметрам: общий уровень и уровни отдельных компонентов толерантности к неопределенности. Оказалось, что распределение оценок толерантности к неопределенности в целом не различается в двух подвыборках (рисунок 1).

Больше половины студентов в обеих подвыборках показали низкий уровень толерантности к неопределённости. Это говорит о том, что данные участники исследования склонны ограничивать количество возможных вариантов в процессе выбора, либо же могут вовсе избегать непосредственно самого выбора. Наименьшее количество студентов в обеих выборках обладают высоким уровнем толерантности к неопределённости. О таких респондентах можно сказать, что они склонны делать выбор сразу и вместе с тем они не ограничивают себя и готовы к рассмотрению большого числа возможностей. Сравнение степени выраженности разных компонентов толерантности к неопределенности у студентов обеих подвыборок показало, что в целом студенты колледжа более устойчивы к неопределенности (таблица 6).

а Низкий уровень я Средний уровень

Я Высокий уровень

Толерантность к неопределенности у студентов колледжа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень Толерантность к неопределенности

г 5 % 1

41 %

1 Я 54 %

у студентов вуза

Рисунок 1. Общий уровень толерантности к неопределенности, %

Таблица 6

Распределение студентов по степени выраженности разных компонентов толерантности к неопределенности, %

Толерантность к новизне Толерантность к сложным задачам Толерантность к неопределенным ситуациям Предпочтение неопределенности

низкая сред- высокая низкая сред- высокая низкая сред- высокая низкая сред- высокая

Студенты колледжа 25 28 47 26 25 49 36 44 20 37 43 20

Студенты вуза 29 45 26 37 52 11 57 33 10 69 29 2

Студенты колледжа положительно относятся к новизне, более оптимистичны в оценке своих будущих успехов. У студентов вуза выявлены в основном средние уровни разных компонентов толерантности к неопределенности, что обнаруживает их стремление приспособиться к сложившейся ситуации, тревожность и пассивность в отношении новизны.

Для выявления личностных факторов профессиональной направленности студентов педагогического колледжа и вуза мы провели подсчет коэффициентов корреляции Пирсона с помощью программы Statistics 19.0 (SPSS). Оказалось, что чем больше студенты колледжа направлены на приобретение знаний, тем меньше их направленность на взаимодействие в группе (r=-0,263; значимость на уровне 0,01) и требовательность к окружающим (перфек-ционизм в отношении других людей) (r=-0,209; значимость на уровне 0,05). Чем больше студенты колледжа стремятся овладеть профессией, тем в меньшей степени они мотивированы своими субъективными потребностями и интересами (r=—0,214; значимость на уровне 0,05). Студенты колледжа, мотивированные общением со сверстниками, оказались более устойчивы к неопределенности (r=0,280 значимость на уровне 0,01). Таким образом, профессиональная направленность студентов педагогического колледжа значимо связана с такими личностными факторами, как направленность личности и перфекционизм в отношении других.

У студентов вуза выявилась только взаимосвязь между мотивацией получения диплома и социально-предписанным перфекционизмом (r=0,365 значимость на уровне 0,01): мотивированы получением диплома в основном те студенты, которые воспринимают требования к своей учебе как чрезмерно завышенные. Таким образом, один из параметров профессиональной направленности студентов педагогического вуза положительно связан с таким личностным фактором, как социально-предписанный перфекционизм.

Простое сопоставление данных по преобладающей мотивации к обучению (по «Методике изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной») показало, что у студенты колледжа более мотивированы на приобретение знаний, а студенты педагогического вуза - на получение диплома. Однако при сравнении показателей преобладающей мотивации у студентов колледжа и вуза посредством расчёта U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что эмпирическое значение (Шмп=4) находится в зоне незначимости: для большинства студентов педагогического колледжа и вуза характерен средний уровень мотивации, направленной на приобретение знаний.

При сравнении показателей доминирующего перфекционизма, у студентов колледжа и вуза посредством расчёта U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что эмпирическое зна-

чение (иэмп=3) находится в зоне незначимости: для большинства студентов педагогического колледжа и вуза характерен средний уровень выраженности по компонентам перфекционизма.

При сравнении показателей по параметру толерантности к неопределённости у студентов колледжа и вуза посредством расчёта и-критерия Манна-Уитни было выявлено, что эмпирическое значение (Шмп=4) находится в зоне незначимости: для большинства студентов педагогического колледжа и вуза характерна низкая толерантность к неопределённости, то есть данные респонденты имеют склонность к ограничению количества возможностей выбора либо вовсе избегают его.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Эмпирическое изучение сравнительных характеристик профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа и вуза позволило выявить общие и различные черты (характеристики) в профессиональной направленности.

2. Сходство студентов педагогического колледжа и вуза проявляется в высоком уровне перфекционизма, ориентированного на других, низкой толерантности к неопределённости, средним уровне мотивации, направленной на приобретение знаний. Это говорит о наличии у респондентов чрезвычайно высоких стандартов, установленных для других людей, и требований, предъявляемых ими к другим людям. Однако, оказываясь в ситуации выбора, они сильно ограничивают количество возможностей либо вовсе избегают его.

3. Различия в профессиональной направленности студентов педагогического колледжа и вуза проявляется в том, что у студентов вуза в основном преобладает мотивация, направленная на получение диплома, а у студентов педагогического колледжа преобладает мотивация, направленная на приобретение знаний.

4. Выявлены также и различия в личностных особенностях студентов. Студенты педагогического колледжа общительны и открыты, однако, по их мнению, требования, которые устанавливают для них и предъявляют к ним окружающие, являются завышенными и нереалистичными, но при этом они готовы к совместной работе с коллективом. Студенты педагогического вуза воспринимают группу сверстников как пространство для самовыражения и не учитывают групповые интересы.

Библиографический список

1. Кожухарь Г.С. Формы межличностной толерантности: критериальные признаки и особенности // Психологический журнал. 2008. № 3 (Т. 29).

2. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М., 2010.

3. Кучина О.П. Становление мотивации студентов при обучении в ВУЗе // Социосфера. 2011. № 8.

4. Максимова Н.Ю. К вопросу о профессиональной мотивации студентов // Молодой ученый. 2014. № 21.1.

5. Петровская Т.Ю. Перфекционизм в юношеском возрасте // Развитие человека в современном мире. 2014. № 1 (V).

6. ПряжниковН.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.

7. Чигринова И.А. Связи ригидности, толерантности к неопределённости и уровней нравственного самосознания личности с академической успеваемостью студентов // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2014. № 2.

8. Юртаева М.Н. Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределённости: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Hewitt Р. Perfectionism in the Self and Social Contexts, Conceptualisation, Assesment and Associetion with Psycopatology / P. Hewitt, G. Flett // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. № 5.

Т.В. Костяк

Кандидат психологических наук, доцент,

преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин, Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: tatianakost@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.