Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Oral speech / educational material / listening / Russian as a foreign language (RFL)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарина Зафаровна Басырова

This article is devoted to the topic of teaching oral speech in classes of Russian as a foreign language. The article touches on methods for learning the Russian language, teaching oral speech, which is the main form of communication, one of the main practical goals of teaching the Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hjrchiqdavlat^edagGgika^niversiteti^^^^^^^Za

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО

ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Зарина Зафаровна Басырова

студентка 1 курса Чирчикский государственный педагогический университет кафедра методики обучения русскому языку и литературе Электронная почта: basirovazarina05 @gmail.com

ABSTRACT

This article is devoted to the topic of teaching oral speech in classes of Russian as a foreign language. The article touches on methods for learning the Russian language, teaching oral speech, which is the main form of communication, one of the main practical goals of teaching the Russian language.

Keywords: Oral speech, educational material, listening, Russian as a foreign

language (RFL)

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена теме обучения устной речи на занятиях русского языка как иностранного. В статье затрагивается методы для изучения русского языка, обучение устной речи, которая является основной формой общения, одна из основных практических целей преподавания русского языка.

Ключевые слова: Устная речь, учебный материал, аудирование, русский язык как иностранный (РКИ).

Обучение устной речи, которая является основной формой общения, одна из основных практических целей преподавания русского языка. Она складывается из двух взаимосвязанных компонентов: устного выражения своих мыслей и понимания на слух чужой речи на русском языке. Целью практического урока русского языка является обучение учеников умению вести устный диалог и правильно выражать на русском языке свои мысли, используя изученный лексический и грамматический материал. Важнейшая задача усиленного обучения в начальных классах — это развитие интереса детей к русскому языку. В основе методики лежит социально-коммуникативный принцип, нацеливающий на достижение сознательного осмысленного усвоения материала.

Обычно под устной речью подразумевают вид речевой деятельности, которая включает понимание звучащей речи и умение реализовать речевые высказывания в звуковой форме (говорение). Она может осуществляться непосредственно (при контакте собеседников) или опосредованно с помощью технических средств (телефон, Skype и др.). Существует принцип устной основы обучения, предполагающий: (1) устный ввод и закрепление учебного материала; (2) речевую

April 23-24, 2024

852

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

практику, которая проводится в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения. Диалогическая речь, как форма устного общения, характеризуется ситуативностью од ним из важных положений в обучении говорению [1, с. 227].

Диалогическая речь связана с речевым поведением собеседников, каждый из которых может выступать в качестве и говорящего, и слушающего. С этой целью у учеников необходимо сформировать навыки и умения ведения беседы друг с другом на занятиях (учебные ситуации),а также с носителями русского языка в школе, дома, на улице, в транспорте и т.д. (бытовые ситуации). В процессе организации обучения устной речи национальном классе преподаватель формулирует учебные задачи, которые направлены на то, чтобы:

• научить учеников речевым приемам создания устной речи: отработать речевые образцы

• заучить с учениками и довести до автоматизма отобранные языковые клише с тем, чтобы уметь употреблять их в конкретной речевой ситуации [2, с. 13].

Коммуникативные упражнения являются наиболее эффективным путём выработки речевых навыков и умений в силу их следующих особенностей: во-первых, они являются показателем свободного владения речью, во-вторых, имеют воспитательную и познавательную ценность, в-третьих, в процессе формирования коммуникативных умений и навыков одновременно отрабатываются и орфоэпические, и грамматические, и орфографические навыки. Ценность использования коммуникативных упражнений в целях развития интереса к овладению навыками речи на втором языке заключается в том, что обучение приближается к жизненной практике.

Важную роль в усвоении учебного материала будут играть базовые знания, полученные в дошкольном образование. Важнейшая задача усиленного обучения в начальных классах — это формирование и развитие интереса детей к русскому языку.

ТЛ u W

В основе методики лежит социально-коммуникативный принцип, нацеливающий на достижение сознательного осмысленного усвоения учащимися языкового и речевого материала.

Примеру, можно использовать небольшие по объему речевые упражнения:

Преподаватель дает образец, затем студенты обращаются друг к другу с вопросом по цепочке. Следует указать в задании, чтобы ученики задавая вопрос ,варьировали лицо подлежащего. Такой встречный вопрос приближает искусственные условия речи к реальным, а также дает учителю возможность отработать формально-грамматическую сторону речевого образца. При выполнение данных заданий происходит не повторение одного и того же вопроса, а формулирование нового вопросительного предложения . То есть необходимость, прежде всего ответить на вопрос, а затем задавать встречный вопрос .

853

April 23-24, 2024

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

Chirchiq davlat pedagogika universiteti Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari

Рассмотрим другой способ .Это вопрос-перенос. Например, один ученик говорит : "Я приехал из России", "Мне десять лет". Задача другого ученика задать вопрос так, как будто он не расслышал, то есть переспросить: "От куда ты приехал?" или "Сколько тебе лет?". Данный прием дает возможность многократно повторять закрепляемый грамматический образец, но в почти реальной речевой ситуации.

Работу над языковым материалом параграфа следует заканчивать выполнением заданий без предварительной подготовки. Это могут быть упражнения следующего типа: рассказ о себе на заданную тему, постановка уточняющих вопросов к тексту с целью получения дополнительной информации, передача содержания рассказа от лица героя, превращение диалогической части рассказа в описание. Также можно предложить студентам выполнить задание «интервью», когда один из них должен изобразить персонаж из текста, отвечая на различные вопросы, задаваемые группой. Особый интерес у студентов вызывают так называемые «проблемные» вопросы, которые требуют оценки событий. Например: «Как бы вы поступили на месте данного персонажа? Правильно ли поступил главный герой?» и т.д.Отметим, что при составлении монологического высказывания на основе прочитанного текста ученики должны использовать отдельные слова и словосочетания, но не целые предложения их них.

В результате исследования можно сделать вывод, что рассмотренные виды упражнений достаточно эффективны. Они способствуют формированию и совершенствованию у иностранных учащихся навыков говорения и аудирования на русском языке, а также помогают им преодолеть языковой барьер и повышают мотивацию к изучению языка. Материал исследования может быть положен в основу разработки пособия, направленного на формирование и развитие навыков устной речи на начальном этапе обучения русскому языку.

REFERENCES:

1. Фомина Е.В. Обучение диалогической речи студентов-иностранцев на начальном этапе // Теория и практика преподавания РКИ: тради ционный и инновационный подход: сб. науч. метод. ст. М.: Прометей, 2009. С. 225-231

2. Воробьева С.Н. Обучение диалогической речи на занятиях по дисциплине «Русский язык как иностранный» // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. № 1. T. 9. С. 13.

854

April 23-24, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.