Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
gaming technologies / pedagogical games / educational games / the game "Extra" / the game "Auction" / the game "One Day in the Life of..." / the game "Dropped Endings".

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аль-Мария Хасановна Бабарахимова

The article discusses the feasibility of using gaming technologies in Russian language classes for better mastery of grammatical material. The author defines the concepts of ―game‖ and ―game-based learning‖, and considers groups and types of games. The researcher gives examples of games that can be used in the classroom in the process of teaching Russian to future primary school teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hjrcMq^avlat^edagogika^niViiiiiiH

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аль-Мария Хасановна Бабарахимова

самостоятельный соискатель ТГПУ им. Низами Электронная почта: prof.mari.tdu@gmail.com

ABSTRACT

The article discusses the feasibility of using gaming technologies in Russian language classes for better mastery of grammatical material. The author defines the concepts of "game" and "game-based learning", and considers groups and types of games. The researcher gives examples of games that can be used in the classroom in the process of teaching Russian to future primary school teachers.

Keywords: gaming technologies, pedagogical games, educational games, the game "Extra", the game "Auction", the game "One Day in the Life of...", the game "Dropped Endings".

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается целесообразность применения игровых технологий на занятиях по русскому языку для лучшего усвоения грамматического материала. Автором дано определение понятиям «игра», «игровое обучение», рассмотрены группы и типы игр. Исследователем приведены примеры игр, которые можно использовать на занятиях в процессе обучения русскому языку будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: игровые технологии, педагогические игры, учебные игры, игра «Лишний», игра «Аукцион», игра «Один день из жизни ...», игра «Выпавшие окончания».

Сегодня, в век информатизации и цифровизации, остро стоит вопрос повышения интереса к занятиям русского языка в педагогических высших учебных заведениях и вовлечения будущих педагогов в учебный процесс. Обучение неродному языку невозможно представить без двух составляющих: грамматики и устной речи. Если задания, связанные с говорением и слушанием (аудированием) на занятиях по русскому языку, вызывают интерес у обучающихся, то грамматические задания, в частности, упражнения на склонение или спряжение, не вызывают заинтересованности, учитывая сложность языковых норм русского языка. Обучающимися такое нежелание

April 23-24, 2024

1014

Chirchik State Pedagogical University Staatliche Pädagogische Universität Chirchik ^hirchiqdavlat^edagogika^niversitet^^^^

заниматься грамматикой объясняется тем, что их поймут, даже, если они будут говорить с ошибками. Долгие объяснения о том, как важно говорить правильно, приведут лишь к потере времени на занятиях. Целесообразным считается сделать процесс обучения грамматическим нормам русского языка более занимательным. Правильно организовать подобный процесс преподавателю помогут игровые технологии. Такой метод поможет повысить интерес и мотивацию к занятиям по русскому языку.

Понятие «игра», в воспитательном значении, не ново в обучении. Ещё Л.С. Выготский отмечал тесную связь между обучением и игрой, в частности, по его словам, игра создает «зону ближайшего развития» [2]. Именно в игре мы становимся на одну ступень выше себя.

По определению С.М. Вишняковой, такая технология обучения как игровое обучение ставит перед собой цель усвоения знаний через приобретение умений и навыков, при этом, активизируя «самостоятельную познавательную деятельность, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации с помощью игровых методов вовлечения обучаемых в творческую деятельность» [1].

Педагогические игры бывают разных типов, но в основном их можно разделить на три большие группы:

- ориентированные на физическую активность;

- активирующие мыслительные процессы;

- социальные, психологические игры, погружающие в определенную ситуацию.

Рассмотрим тип игр, активирующих мыслительные процессы, которые в свою очередь можно разделить на следующие виды: учебные, познавательные, репродуктивные и коммуникативные. Коммуникативные игры способствуют ускоренному развитию устной речи, но сегодня мы говорим о грамматике, поэтому рассмотрим учебные игры.

При изучении имен существительных на практических занятиях по русскому языку можем в разной вариации предложить будущим учителям начальных классов сыграть в игру «Лишний». При составлении заданий необходимо обратить внимание на правила русского языка по

April 23-24, 2024

1015

Chirchik State Pedagogical University Staatliche Pädagogische Universität Chirchik ^hirchiqdavlat^edagogika^niversitet^^^^

категории рода, падежа и числа имен существительных. Задания можно составлять как в виде теста на распечатанном листе, так и на слайдах презентации с картинками.

А лучше всего воспользоваться возможностями ^^ сайта https://logiclike.com, в базе которого более тысячи красочных и озвученных заданий для учащихся начальных классов и не только. Ьо§1сНке - это международная образовательная онлайн-платформа по развитию логики и мышления, с банком заданий на разные темы. Сервис работает на русском, украинском, английском, немецком, польском, чешском языках.

Данная образовательная платформа хороший инструмент для будущих учителей начальных классов.

Игра «Аукцион» поможет закрепить тему «Род имен прилагательных». Преподаватель просит обучающихся по очереди называть прилагательные мужского (женского либо среднего) рода, как и в процессе настоящего аукциона, выигрывает тот, кто последним назовет слово. Задание можно усложнить, изначально задав определенную букву: назовите прилагательные женского рода на букву «А».

Как закрепление пройденной темы «Глаголы совершенного и несовершенного вида», можно попросить обучающихся сыграть в игру «Корректор». Задача участников игры: прочитать предложение, найти ошибку, допущенную при выборе категории вида глагола и исправить ее.

При изучении лексической темы: «Мой

«Один день из жизни...» УЧИТЕЛЯ Утро - завтрак -урок - вопрос -ответ - пятерка -звонок-перемена -шум -учительская -звонок - урок -звонок - дом -подготовка - сон.

Найдите ошибку при выборе вида глагола. 1. Наташа решала задачу и показала тетрадь учителю. 2. Каждый день магазин открылся в 9:00. 3. Я продал свою

машину, поэтому разместил на сайте объявление о продаже.

4. Мама покупает мне мороженое и сама

день», можно сыграть в игру «Один день из жизни ...», где обучающимся предлагается составить рассказ о рабочем дне представителей разных профессий. Каждый из обучающихся может назвать только одно существительное (прилагательное, глагол - ту часть речи, которую проходили на занятии), следующий сначала назвать предыдущее слово, а потом продолжить, назвав

April 23-24, 2024

1016

Chirchik State Pedagogical University Staatliche Pädagogische Universität Chirchik

^hjrchiqdavlat^edagogjka^niViiiiiii^^^B

своё слово и так до последнего. Последний участник игры должен повторить все слова начиная с первого и закончить рассказ своим словом.

Игра «Выпавшие окончания» ] поможет закрепить тему «Категория рода имен существительных, прилагательных и прошедшего времени глагола». Обучающимся предлагается прочитать предложения и из списка окончаний,

подобрать

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные окончания.

1. ПасмурнН утр I превратил! сь

в дождлив ■ день.

2.ЛлН солнце закатил Нсь за тёмн|

5. СильнН ветер срывал последн| листья с деревьев.

представленных слева, правильное для каждого слова (существительного, прилагательного либо глагола). Усложнить задание можно добавив категорию падежа, составив предложения на все падежные формы имен существительных и прилагательных.

Таким образом, игровой процесс на занятии создает элемент соревновательности и конкуренции между обучающимися, что повышает их самомотивацию, т.е. обучающиеся осознают важность выполнения задания, чувствуют ответственность за результат и пытаются контролировать ход его выполнения. Подобные занятия всегда будут иметь успех среди обучающихся, и достигать поставленных методических целей самого занятия. Кроме того, данные игровые технологии послужат хорошим инструментом, который может быть применен будущими учителями начальных классов в их дальнейшей деятельности.

REFERENCES

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. С. 62-76.

3. Ермолаева Ж.Е. 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку. https://www.eduneo.ru/5-slovesnyx-i-lingvisticheskix-igry-na-zanyatiyax-po-russkomu-yazyku/

4. Онлайн-платформа https://logiclike.com

1017

April 23-24, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.