Научная статья на тему 'Методика обучения русскому языку и Русистика в очерках об ученых Сибири и Дальнего Востока: биобиблиографический справочник / Т. А. Острикова, С. Н. Карамышева, Н. С. Болотнова, В. Я. Булохов, Л. В. Черепанова, А. А. Чувакин и др. ; сост. И ред. Т. А. Острикова; зав. Каф. Т. В. Викторина. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2013. 200 с'

Методика обучения русскому языку и Русистика в очерках об ученых Сибири и Дальнего Востока: биобиблиографический справочник / Т. А. Острикова, С. Н. Карамышева, Н. С. Болотнова, В. Я. Булохов, Л. В. Черепанова, А. А. Чувакин и др. ; сост. И ред. Т. А. Острикова; зав. Каф. Т. В. Викторина. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2013. 200 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванова Антонина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика обучения русскому языку и Русистика в очерках об ученых Сибири и Дальнего Востока: биобиблиографический справочник / Т. А. Острикова, С. Н. Карамышева, Н. С. Болотнова, В. Я. Булохов, Л. В. Черепанова, А. А. Чувакин и др. ; сост. И ред. Т. А. Острикова; зав. Каф. Т. В. Викторина. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2013. 200 с»

Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об ученых Сибири и Дальнего Востока: биобиблиографический справочник / Т.А. Острикова, С.Н. Карамышева, Н.С. Болотнова, В.Я Булохов, Л.В. Черепанова, А.А. Чувакин и др.; сост. и ред. Т.А. Острикова; зав. каф.

Т.В. Викторина. Абакан: Хакасский государственный университет им.

Н.Ф. Катанова, 2013. 200 с.

Рецензируемая книга дает федерально-региональный срез развития двух разных, но дидактически связанных наук: методики преподавания русского языка (научная область - педагогические науки); русского языкознания (научная область - филологические науки). Издание не имеет аналогов в биобиблиографической литературе.

Структура справочника традиционна для биобиблиографических изданий и содержит наряду с основными разделами, в которых представлены сведения о персоналиях (с. 9-194), следующие: Алфавитный указатель персоналий (с. 4-5), Предисловие (с. 6-8), Источники информации (с. 195), Список основных сокращений (с. 196-197), Информационное письмо (с. 198-199).

В Предисловии сформулирована актуальность издания и очерчены его основные характеристики: принципы отбора и группировки материала, главные источники информации, а также дана краткая историческая справка о названиях научных специальностей и др.

Основное содержание справочника составляют биобиблиографические описания 162 персоналий. Описания представлены в форме биобиблиографического очерка или библиографического сообщения и располагаются в трех разделах.

В первом разделе «Биобиблиографические очерки», состоящем из двух подразделов, представлены авторские очерки о 43 специалистах. Подраздел Педагогические науки (с. 9-87) содержит очерки о 8-ми докторах педагогических наук (В.Я. Булохов, Г.Б. Вершинина, Н.И. Колесникова, Т.А. Новикова, Т.А. Острикова, С.М. Петрова, Л.М. Федоряк, Л.В. Черепанова) и 23 кандидатах педагогических наук.

Подраздел Филологические науки (с. 87-157) включает очерки о 14 докторах филологических наук (Л.А. Араева, А.Г. Антипов, Н.С. Болотнова, М.С. Выхрыстюк, Т.А. Демешкина, П.А. Катышев, Г.А. Копнина, Г.В. Кукуева, Н.А. Лукьянова, Н.В. Мельник, Г.И. Панова, Л.Б. Парубченко, А.П. Сковородников, А.А. Чувакин). Данные о кандидатах филологических наук в первый раздел не включены.

Биобиблиографические очерки в целом имеют однотипную структуру: Фамилия, имя, отчество (ФИО). Год и место рождения. Общее и профессиональное образование. Основные места работы, включая последнее. Долж-

ность (должности). Работа по совместительству. Поощрения, знаки отличия, награды. Послевузовское образование. Ученая степень (степени). Ученое звание (звания). Повышение квалификации. Общественная работа. Обеспечение вузовской и послевузовской подготовки специалистов. Тема кандидатской и докторской диссертаций. Научная школа, ее краткая характеристика. Наличие аспирантуры и докторантуры. ФИО аспирантов, докторантов, соискателей, защитивших диссертации и продолжающих обучение. Научное руководство и консультирование соискателей. Научная лаборатория (руководство, участие, деятельность). Участие в работе диссертационных советов. Экспертная деятельность. По желанию - хобби, художественное творчество и др. Однако фактически между отдельными очерками имеются различия в структуре, объеме и содержании. Это объясняется тем, что очерки являются авторскими и каждый автор сам выбирал те факты и события, которые лучше представляют его профессиональную личность.

Второй раздел «Они были первыми» (с. 157-174) содержит 7 очерков и 3 сообщения об ученых, ушедших из жизни. Очерки, написанные С. Н. Карамы-шевой (В.А. Малаховский, В.Д. Кудрявцев, М.М. Власенко, А.И. Исакова, Е.С. Клебанов, В.Ф. Мейеров) и Т.А. Стеганцевой (А.Г. Григорьев) по материалам государственных и семейных архивов, имеют научную значимость. Сообщения о В.В. Осокине, Е.И. Коптевой и Р.Т. Гриб подготовлены составителем издания.

Важным компонентом описания являются перечни основных публикаций специалистов. Публикации сгруппированы по рубрикам, в т.ч.: 1) Книжные издания и брошюры (указаны также имеющиеся рецензии и отзывы). 2) Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК. 3) Иные статьи и сообщения. 4) Составленные и отредактированные издания. В рубриках 1-3 литература дана в обратнохронологическом порядке.

Третий раздел «Библиографические сообщения» (с. 175-194) написан Т.А. Остриковой. В нем представлены короткие библиографические справки о 109 персоналиях: вначале дана информация о 54 докторах филологических наук по русистике, их диссертациях и важнейших публикациях, а также о двух кандидатах филологических наук - профессорах; затем помещены основные сведения о 53 кандидатах педагогических наук - специалистах по методике преподавания русского языка.

Рецензируемое издание считаем важным и перспективным с точки зрения жанра и концептуально обусловленного содержания. Можно пожелать, чтобы издание стало продолжающимся: в нем помещались бы сведения о новых докторах и кандидатах наук по методике преподавания русского языка и русистике, а биобиблиографические сообщения, имеющиеся в рецензируемой книге, постепенно заменялись бы очерками.

Биобиблиографический справочник необходим студентам-филологам, аспирантам, докторантам (лингвистам и методистам), учителям-словесникам, методистам ИПК / ИУУ, вузовским преподавателям русского языка и его методики. Книга будет нужна также исследователям, приступающим к изучению вклада ученых Сибири и Дальнего Востока в русистику и русскую лингводи-

дактику, и - шире - историкам науки, образования и культуры. Издание начало большой и сложный процесс ликвидации белого пятна в коллективном портрете научного сообщества Сибири и Дальнего Востока.

Книга выполнена качественно и по содержанию, и полиграфически, хотя встречаются отдельные опечатки (например, на с. 167, в 1-ой строке сверху, вместо слова говоров напечатано городов).

В заключение отметим, что трудно переоценить значимость рецензируемого труда, и выскажем слова глубокой благодарности редактору-составителю справочника, разработавшему и реализовавшему его концепцию.

Обращаемся к специалистам, работающим в вузах и научно-исследовательских учреждениях Сибири и Дальнего Востока, с предложением принять участие в издании: присылать составителю авторские биобиблиографические очерки, информацию о первых в Сибири и на Дальнем Востоке дипломированных специалистах по методике преподавания русского языка и русистике.

А.Е. Иванова, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.