ных региональных и федеральных средствах массовой информации, а также сайтах федерального университета, соорганизаторов проекта Русской общины Республики Саха (Якутия) и партнёров проекта: Государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина, Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), АО «Алмазы Анабара», а также рекламные акции в популярных социальных сетях (^адгат, Facebook, Вконтакте), в том числе видеохостинге «МиТиЬе», и мессенджерах (Whatsapp).
Выбор рекламных и PR-технологий осуществляли студенты ФЛФ, они же разрабатывали тексты рекламных и информационных сообщений, фирменный стиль проекта и все необходимые графические, дизайнерские решения по оформлению рекламных и PR-продуктов. Будущие филологи, учителя, журналисты и специалисты сферы общественных коммуникаций самостоятельно занимались продвижением проекта в рамках учебной практики и внеаудиторной работы. Так, например, особый интерес студенты проявили к созданию буктрейлера, в группу разработчиков которого вошли бакалавры, магистранты и молодые преподаватели ФЛФ СВФУ. Продуктом их профессионально-творческой, профори-ентационной деятельности явился видеоролик, отвечающий всем требованиям жанра: нескучный, красочный, познавательный, информационно насыщенный и сохраняющий интригу для будущих читателей сказок РУ - школьников Якутии. В проектировании обучающиеся совершенствовали свои универсальные и профессиональные компетенции, обогащали знания о малой родине и её истории, постигали специфику своей будущей профессии в контексте решения актуальных социально-культурных проблем региона. Результат информационно-рекламной кампании, пропаганды чтения превзошёл все ожидания составителей и издателей книги, грантодателей (администрация ГО «Г Якутск»), организаторов проекта: спрос на книгу в бумажном формате (есть и оцифрованный вариант) превысил предложение; стали востребованными информационные сообщения о проекте «Сказки Русского Устья», популярные лекции о Русском Устье в образовательных организациях г Якутска; целевая аудитория проекта расширилась до возрастного ценза «6+» и на сегодняшний день включает в себя дошкольников, школьников, студентов, родителей, учителей литературы, истории и национальной культуры, а также всех неравнодушных к истории родного края и его людям.
Данные выводы подтверждают проведённые филологическим факультетом СВФУ презентационные мероприятия, в которых приняли участие организаторы образовательного проекта, а также представители дошкольных учреждений, школ, библиотек, национальных общин, профильных министерств и ведомств. Участники презентаций нового издания смогли увидеть инсценировки сказок, поставленные детсадовцами и учениками школы-интерната, послушать народные произведения в исполнении актёров-профессионалов, узнать историю возникновения в Якутии поселения русских старожилов, а также посмотреть аутентичные национальные костюмы и танцы, услышать песни и речь их потомков, приехавших на встречу с читателями из далёкого, труднодоступного Русского Устья. Особый интерес аудитории вызвало художественное оформление книги, выполненное М. Мищенко - первым графиком из числа русскоустинцев и ставшее основой фирменного стиля образовательного проекта «SKAZKI.RU».
Библиографический список
Презентационные мероприятия дали мощный импульс к дальнейшему продвижению образовательного проекта и положили начало его саморазвитию, в чём убеждают новые акции и проекты, осуществляемые разными сегментами целевой аудитории: например, конкурс рисунков по мотивам сказок РУ среди детских садов, квесты школьников, чтение сказок на уроках в начальной школе и другие. Так, образовательно-просветительский проект «Сказки Русского Устья» (SKAZKI.RU) вступил в третий этап реализации, главная цель которого - включение уникального фольклорного материала в национально-региональный блок учебных программ школ Якутии. Основные задачи, решаемые на данном этапе:
- актуализация деятельности по разработке лингводидактического мультимедийного варианта проекта;
- участие во всероссийских и международных научных конференциях членов коллектива экспертов проекта с презентацией результатов научных исследований произведений устного народного творчества РУ, популяризация научных результатов проекта среди профессионального сообщества;
- внедрение в учебный процесс образовательных организаций Якутии лингводидактического материала сказок РУ;
- проведение викторин, конкурсов, квестов и других просветительских мероприятий среди читателей в Дни славянской письменности и День русского языка;
- организация и проведение художественного онлайн-чтения сказок РУ школьниками и династиями жителей республики, в том числе русскоустинцев;
- создание стажировочных и консультационных сетевых площадок для учителей, включающих в образовательный процесс или внеклассную работу лингводидактический потенциал сказок РУ для практического поли- и билингваль-ного изучения языка в единстве с культурой народа; актуализация ключевых концептов, в которых нашли отражение жизнь русского народа, его история, культура, обычаи, миропонимание, верования, взаимоотношения с другими народам;
- другое.
На данном этапе реализации научный, образовательный и воспитательный ресурс «Сказок РУ» обеспечивает и высокую социальную эффективность проекта: способствует популяризации в Республике Саха (Якутия) и за её пределами уникального народного достояния - языка русских старожильческих говоров Якутии; актуализирует ценностный потенциал фольклора народов Арктики; стимулирует внимание широкой общественности к проблемам сохранения единственного в своём роде исторического феномена Русского Устья. Общественная миссия проекта требует привлечения новых материальных и человеческих ресурсов, ориентирует его участников на расширение сети социальных партнёров, в число которых входят общественные и государственные структуры, жители республики разных возрастов, профессий и социального статуса; на совершенствование социального пространства и повышение социальной активности субъектов муль-тикультурной Якутии; на широкий общественный резонанс посредством инструментов масмедиа. Миссия обеспечивает перспективное развитие проекта при условии обеспечения сильного менеджмента, заинтересованного в его дальнейшем продвижении.
1. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела (отрывки). Русский космизм: Антология философской мысли. Москва: Педагогика-Пресс, 1993: 69 - 78.
2. Каган М.С. Философия культуры: учебное пособие. Санкт-Петербург, 1996.
3. Рабочая программа дисциплины «Проектная деятельность в филологическом образовании». Available at: http://yagu.s-vfu.ru/enrol/index.php?id=17218.
4. Дружинина М.Ф. Словарь русских старожильческих говоров на территории Якутии. Г - И. Якутск, 2002.
5. Фольклор Русского Устья. Ленинград: Наука, 1986.
6. Архив Якутского филиала СО РАН, Институт языка литературы и истории. АЯНЦ: ед. хр. 453, инв. № 1040; ед. хр. 779, инв. № 1235; ед. хр. 780, инв. № 1236; ААН: Фонд 47, оп. 2, д. 171; [141].
7. Зензинов В.М. Старинные люди у холодного океана. Якутск: Якутский край, 2001.
8. Сказки Русского Устья. Составитель Г.Е. Жондорова и др. Красноярск: ИЦ «Инспаер», 2019.
References
1. Fedorov N.F. Filosofiya obschego dela (otryvki). Russkij kosmizm: Antologiya filosofskoj mysli. Moskva: Pedagogika-Press, 1993: 69 - 78.
2. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 1996.
3. Rabochaya programma discipliny «Proektnaya deyatel'nost' v filologicheskom obrazovanii». Available at: http://yagu.s-vfu.ru/enrol/index.php?id=17218.
4. Druzhinina M.F. Slovar'russkih starozhil'cheskih govorov na territorii Yakutii. G -1. Yakutsk, 2002.
5. Fol'klor Russkogo Ust'ya. Leningrad: Nauka, 1986.
6. Arhiv Yakutskogo filiala SO RAN, Institut yazyka literatury i istorii. AYaNC: ed. hr. 453, inv. № 1040; ed. hr. 779, inv. № 1235; ed. hr. 780, inv. № 1236; AAN: Fond 47, op. 2, d. 171; [141].
7. Zenzinov V.M. Starinnye lyudi u holodnogo okeana. Yakutsk: Yakutskij kraj, 2001.
8. Skazki Russkogo Ust'ya. Sostavitel' G.E. Zhondorova i dr. Krasnoyarsk: iC «Inspaer», 2019.
Статья поступила в редакцию 06.02.20
УДК 372.851
Kashitsyna Yu.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Social Management (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Vasilieva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Social Management (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF TEACHING THE SOLUTION OF WORD PROBLEMS IN MATHEMATICS USING ICT FACILITIES. The article is based on the requirements for the planned results of the development of the approximate basic educational program, one of which is the ability to solve text problems, model reasoning when searching for solutions to problems, and design your own problems of these types. The article substantiates the actual problem of increasing the level of professional
competence of mathematics teachers in the field of information technologies in teaching mathematics. The possibility of using the IISS computer program "Mathematics on computers"is shown. Methodical recommendations and examples of solving traffic problems in grades 5-6 are given. Special attention is paid to the meaning and role of text problems solved by arithmetic. The article is addressed to teachers and students of pedagogical universities, methodologists, and math teachers. Key words: information technology, multimedia programs, task editor, word problems, problems on motion, methods of solving problems.
Ю.Н. Кашицына, канд. пед. наук., доц., Академия социального управления, г. Москва, Е-mail: [email protected] М.В. Васильева, канд. пед. наук., доц. Академия социального управления, г. Москва, Е-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ
Статья основывается на требованиях к планируемым результатам освоения примерной основной образовательной программы, одним из которых является умение решать текстовые задачи, моделировать рассуждения при поиске решения задач; конструировать собственные задачи указанных типов. Обосновывается актуальная задача повышения уровня профессиональной компетентности учителей математики в области применения информационных технологий при обучении математике. Показана возможность использования компьютерной программы ИИСС «Математика на компьютерах». Приведены методические рекомендации и примеры решения задач на движение в 5 - 6 классах. Особое внимание в статье уделено значению и роли текстовых задач, решаемых арифметическим способом. Статья адресована педагогам и студентам педагогических вузов, методистам, учителям математики.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийные программы, редактор задач, текстовые задачи, задачи на движение, методика решения задач.
Образовательную политику в области общего математического образования сегодня определяют Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования, профессиональный стандарт педагога, Концепция развития математического образования, приоритетный национальный проект «Образование» [1, 2]. Успех нашей страны, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов [3]. Современная система математического образования является прямой наследницей советской системы. В России исторически уделялось особое внимание арифметическим текстовым задачам и текстовым задачам практического содержания. К арифметическим задачам относятся все текстовые задачи, решение которых осуществляется по действиям или составлением выражения.
Обучение арифметике традиционно основывалось на освоении вычислительных умений, связанных с практическими расчетами. Но основная линия арифметики - линия числа - была еще не разработана, поэтому все обучение вычислениям велось через текстовые задачи. С помощью текстовых задач как старинного способа передачи математических знаний и приемов рассуждений в обществе научились формировать важные общеучебные действия: анализ текста, выделение условия задачи и главного вопроса, составление плана решения; поиск решения; проверка полученного результата. К середине 50-х годов ХХ века сложилась развитая типология задач, включающая задачи на части, проценты, совместную работу и другие. Оформились в методике преподавания математики этапы решения задачи: 1. Восприятие и анализ текста, представление о происходящем процессе, визуализация; 2. Поиск решения (составление плана): построение наглядной модели условия задачи (рисунка), в которой даны значения; 3. Процесс решения (реализация плана): запись решения задачи, интерпретация вычислительных результатов в задаче; 4. Проверка решения задачи, запись ответа, обобщение и конкретизация задачи, составление аналогичных задач, поиск других способов решения, возможно, алгебраического способа («взгляд назад» Пойа) [4, 5].
Учитель всегда организует свою деятельность с предвидением того результата, который хочет получить в итоге, ориентиром ему сегодня служит Примерная основная образовательная программа общего образования. Текстовые задачи сначала предъявляются обучающимся начальной школы, процесс формирования умения решать текстовые задачи арифметическим способом продолжается в 5 - 6 классах. Проблемы, связанные с неверным решением задачи, с затруднением в решении текстовых задач появляются у учителя основной школы при переходе учащихся в 5 класс. Учителю необходимо решить эти проблемы по завершении курса математики в 6 классе, до появления курсов алгебры и геометрии. Примерная основная образовательная программа основного общего образования выделяет текстовые задачи как результат усвоения содержания курса математики основного общего образования [2].
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом, вызывают затруднения у обучающихся, которые отчётливо видны по результатам ВПР по математике в 5 и 6 классах. Более миллиона пятиклассников страны 20 апреля 2017 года писали Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по математике. Из них 51 119 (пятьдесят одна тысяча сто девятнадцать) учащихся пришлось на Московскую область. Назначение ВПР по математике - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся пятого класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО [6]. Работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированно-сти универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. ВПР содержат 14 заданий. Оцениваются по 1 или 2 баллам. Всего 20 баллов. Рассмотрим пример текстовой задачи из ВПР для пятого класса. В матче ба-
скетбольная команда набрала 112 очков. Лучший игрок этой команды заработал четверть всех очков. Сколько очков заработали все остальные игроки команды вместе? Текстовую задачу на нахождение части от числа в 2 или 3 действия выполнили чуть больше половины пятиклассников (56%). Задание лучше было выполнено в тех вариантах, где нужно было найти дробь с числителем 1 (например, четверть числа). Основные ошибки связаны с непониманием условия и вопроса задачи. Другой пример текстовой задачи. В парке отдыха в течение недели брали напрокат роликовые коньки 900 человек, а велосипеды за эту же неделю — на 20% меньше. На сколько меньше человек брало в аренду велосипеды, чем роликовые коньки? Это текстовая задача на нахождение процента от числа стала одним из самых сложных заданий, с ним справились 43% пятиклассников. Частично это можно объяснить той же причиной, что и в задании 3: в ряде УМК тема «Проценты» изучается в 6 классе. Тем не менее очевидно, что задания, связанные с вычислением процентов, являются традиционно сложными для учащихся и требуют кропотливой работы учителя для формирования навыка их решения у учащихся.
Использование возможностей современных средств информационных технологий на уроках математики имеет очевидные преимущества: это и большая наглядность, и значительная экономия времени на различных этапах урока. Информационные технологии при организации учебного процесса становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов [7, 8, 9]. Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь, осуществлять дифференцированный подход, интерактивное взаимодействие [10, 11]. Для учителей математики на сегодняшний день разработано много компьютерных программ, адаптированных к школьным курсам математики: «Живая математика», «Математика на компьютерах», «GeoGebra», «Математический конструктор», применение которых позволяет наиболее эффективно организовывать уроки математики в процессе освоенияфункцийиграфнков,решения текстовых задач, планиметрическихн стереометрических понятий и теорем, а также задач проектного и исследователь-ссоио характера [12,13].
Мультимедийные технологии с элементами интерактивного взаимодействия с пользователем, используемые авторами-разработчиками ИИСС «Мате-наоикеиакснпаюсо^х», грияваны автомаяизнроиась всеисновныенгахы об-
'JfJfCC "'Математика на '1&мпъютерах" 5 ' 6 классы
Рис. 1. Вид ИИСС «Математика на компьютерах» при запуске
Задачи на движение
учения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода мультимедийную форму с использованием графики, анимации (в том числе интерактивной, звуковых эффектов игтлосового сопровоапнФ.Рассмотрим особевности оодер-жаниякомпьюнеднойсреды. При запуеке Фф01"нРммыФткр|в1вееосяобщрй пнтер-фейс (рис. 1). Нас интересуют программные модули (рис. 2).
¡Программные модули
¿> Демонстрационные и обучающие программы ¡>> Тренажеры и тестирующие программы
Развивающие программы ~~7 Веселая минутка
Рис. 2.1йрогрйФмныемодрле ИЫСС «натематика на компыщеерахо
Рассмотрим раздел: демонстрационные и обучающие программы. Задачи на движеыое н жбуйФющаяпрсгремыоиойеФь«Ыешоние зндаы не дтиже-нж»,содеежащняеемонстртцеотндю и театифующусеани. Префамна приддттеленав в идролоеа, деоеестрируржего вед двежения объектов с подробным описанием решений задач, позволяющим учащимся са-мосихяттльно новость спаннптееогыП анасиз-адти еаз но го тпиа, нем саоым усучшае качестве усооевия исоРРис. «. Имеетвяестроенжпй недактор тейьмонетпользееаеьыя пиойодпочоеке дедаетичеекоео мае териала, например, моделировать задачу на движение по суше или воде (рис. 4).
Рис. 5. Программа по теме «Решение задач на движение»
Открыть задачу
■"3 М С-
Рабочий стол
у Вертолет и ветер.Ьвк ^Догнать Джип.1:5к
Лодке и ппот.Ьк 3Погоня с собакой.^к у Поезда навстречу Лзк
пы
Мои иокуменгы
Ат
Мой компьютер
Тип файлов: | Зааачи на движение Г-1*К1
I | ОТКРЫТЬ
^ Отмена |
Задачи на движение
М^^пн-------
"цтажьТ
|Г,. - 5пВ пене. Л I
Рис.б.Окновыбора задачнадвижение
Чтобы запустить редактор задач модуля «Задачи на движение», необходимо запустить обучающую (либо тестирующую) программу «Задачи на движение». В окне программы появится меню (рис. 7), в перечне которого необходимо выбрать пункт «Конструктор задач» (рис. 8). Появится окно редактора задач (рис. 9).
Урок
Решение задач Конструктор задач
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 3., Рис. 4. Программа по теме «Решение задач на движение»
В некоторых программах раздела «Тренажеры и тестирующие программы» присутствует краткая теоретическая часть, предназначенная для повторения знаний. Практически во всех программах присутствует контроль времени, помогающий учителю дифференцировать задания и корректировать оценку. Задачи на движение - тестирующая программа по теме «Решение задач на движение». После запуска программы появляется окно выбора задач (рис. 5), (рис. 6).
Редактор задач позволяет создавать иллюстрации различных текстовых задачнадвижение:движениепогрунту, асфальту, железной дороге,реке,небу.
Рассмотрим процесс создания задачи на конкретном примере.
Задача № 1. Автомобиль выехал из пункта А со скоростью 60км/ч. Через 1,5 ч вслед за ним выехал второй автомобиль со скоростью 80 км/ч. Через какое время второйавтомобильдогонитпервый?
Шаг 1: запуск редактора задач.
Шаг 2: в окне «Условие задачи» (рис. 10) записываем текст условия нашей задачи.
Автомобиь выехал из пункта А со скоростью бОкм/м.Через 1,5ч вслед за ним выехал второй автонобиль со скоростью 80 км/ч. Через какое вреня второй автонобиль догонит первый?
Рис. 10
Шаг 3:выбираем поверхностьдвижения-Асфальт(рис.11).
Грунт
Железная дорога
Река
Небо
Рис. 11
Шаг 4: выбираем «участников» задачи. В данном случае это два автомобиля. Для этогоспомощью левой клавиши мыши перетаскиваем выбранные объек-тыизвкладки «Персонажи»(рис.12)вполеасфальтированнойдороги.
Рис. 12
Шаг 5: выбираем названия пунктаотправления автомобилей(рис.13).
Рис. 13
Шаг 6: чтобы автомобили двиллись.неоПход имо зпдатьсксрлсть,врпмя движения и расстояние, которые они проходят. При этом надо указать, задан тот или иной параметр в условии или нет, кликнув по соответствующему параметру правой кнопкой мыши. В появившемся окне (рис. 14) отмечаем, что скорости автомобилей заданы условием задачи.
Шаг 7: задаем расстояние (строка «Путь»), устанавливаем опцию «Пара-метрвычисляется»(рис. 15).
Рис.15
Шаг 8: во вкладке «Вопросы» задаем вопросы и ответы нашей текстовой задачи (рис. 16). Программа также предусматривает возможность создания подсказок (наводящих вопросов).
Включить подсказки
Рис. 16
Шаг 9: в нижнем левом углу окна редактора задаем продолжительность событии! (6ч) и единицы сомерлнпя (|сис. 17С
Рис. 17
ШагЮ: есливсе сделаноправильно, принажатии накнопку«Жарт»ав-томобили уоржнртачатндвогатьряи оьтановитисьтрауаиним мтсте (аис. 1 8), (рис««92
Задачи ил движение
Рис. 18
Рис. 14
Рис. 19
Ш аг 11: сохранлем задачу нажатием кнопки «Сохранить». В появившемся о кне (ри с. 20) в ыбилмям место, где будет храниться данная задача.
а»
ие
а ] is.uk а ,гг,нк
Вертолет и ««ep.tik Д . Две машины из пункта A.tsfc рднмыйь iUk
|_| ДОГНАТЬ ДжипЛзк
L 1 Лодке и rViOT.tik
а . М1ШИНЫ ив »СТДОчу.Кк
I" 1 Пфгеня с co6*ti«A.tfk Г i Поезда ийистре-чу-t-s к д , Lu/Mna.tsfc
(S ci im-
Длтл изменения
11,10.2016 0:31 11.10-2016 0:42 11-10-201« 0tS7
еммоое IIKH ia.ii.20ia 2:0i
чи. МП1Р7 04*06.2006 Iii» 06.06.2008 11:12 ы.чли 1*Ы
06-06-2006 5:31 06.06J000 10:4а 10-11-2018 0:17
а
| Задачи и
Рис.20
Шаг12:решимиокддннуюпамизюдачу. мию выбе-
рем пункт «Решение задач». Указываем путь к нахождению задачи. При открытии змоави иояииисяокно з иллюстрацмзйиуслевием зад ичи. ердражитиикнопки «Старт» автомобили начнут движение и остановятся на месте встречи. Решив зад зади сатз итиек. Ои^сз <2 реу
зультатом решения задачи появится после нажатия кнопки «Готово».
Расвмотмим в качестее еримера решение текстовой задачи на движение по воде.
Задачи 2:Папм и сынплв.нртнд лодке мюдент
сын уронил за борт папину шляпу. Только через 15 мин папа заметил пропажу. О к солкво дки опкиудв этот мoм«нтнaxодили«ьлoлкои шляда, есюи се1Д ственная скорость лодки 8 км/ч, а скорость течения 3 км/ч?
Тркдпдимнно вметуадирчанмза в соотвотсмвад с этапаквкешения задучу должна быть краткая запись, чертёж. Интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи. Рассмотрим решение етмйиара2ие плиммзeнкeмпpoгpaммы«мlетeмд2исa нпкоспьютерохй.Учи-тель заранее создаёт задачу в конструкторе задач и предъявляет её учащимся ПрУсН1).
Рис.22
Ответ: расстояние между лодкой и шляпой через 15 минут равно 2 км. Записьрешения втетрадиобучающегося (2вариант):
1) 3 * 0,25 = 0,75 (км/ч) - путь шляпы за 15 минут;
2)5*0,25 = 1,25(км/ч)-путьлодки за15минут;
3) 1,25 + 0,75 = 2 (км)
Ответ:расстояниемеждулодкойишляпойчерез 15минутравно2км. В результате программа выдаст результат о правильности решения задачи (рис.23).
Задачи на движение
Рис. 21
С помощью анимации появляется демонстрация движения лодки и шляпы по рекм(еим.22).
В конструкторе учитель задаёт вопросы, которые помогают обучающемуся осущеснв ить поиск решения задачи.
Решение задачи по действиям может быть выполнено двумя способам и. Запись решения в тетради обучающегося (1 вариант):
1) 5 + 3 = 8 (км/ч) - скорость удаления;
2) 8 * 0,25 = 2 (км)
Библиографический список
Рис. 23
В процессе исследования задачи, обнаружения другого способа решения можно поставить перед учащимися проблему: как изменилось бы решение задачи, если бы вместо реки было озеро? Есть ли лишние условия в исходной задаче?
Вашему вниманию сейчас была представлена возможность использования программы «Математика на компьютерах». В отличие от классических методов работы с текстовыми задачами «Математика на компьютерах» позволяет построить наглядную модель условия задачи, что способствует более эффективному поиску правильного решения задачи. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом, или арифметические текстовые задачи традиционно входят в содержание Контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации по математике в форме ВПР ОГЭ ЕГЭ и, как показывает статистика, вызывают затруднения у учащихся чаще всего на этапе моделирования. Из этого следует, что учителю необходимо больше времени уделять работе с текстовыми задачами, анализу условий, умению грамотно излагать шаги решения, аргументации своего решения, применять возможности компьютерных технологий и помнить свою историю для поддержки высокого качества математического образования внашей стране.
1.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015). Available at: http://www. rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017). Available at: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html
Приоритетный национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16).
Стефанова Н.Л., Подходова Н.С. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов. Москва: Дрофа, 2008.
Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учебное пособие для учителей и студентов педагогических вузов и колледжей. Москва: Шк. Пресса, 2002.
Всероссийские проверочные работы. Информационный портал. Available at: https://vpr.statgrad.org/#vpr2017/
Кашицына Ю.Н. Возможности программы «Живая математика» в процессе решения задач по геометрии на доказательство. Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе:межвузовский сборник трудов. Москва, 2018; Выпуск 26: 107 - 112.
Васильева М.В. Использование и реализация средств современных информационных технологий при обучении математике. Конференциум АСОУ: сборник научных трудовиматериалов научно-практическихконференций.Москва:АСОУ 2016;Выпуск2:1104 -1112. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. Москва: Просвещение, 2011.
Васильева М.В., Алексеева Е.Е., Кашицына Ю.Н. Использование интерактивных сред при решении математических задач. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов иматериаловнаучно-практическихконференций. Москва: АСОУ 2019;Выпуск3,Ч.1:155 -164. Availableat: http://new.asou-mo.ru/index.php/ru/izdaniya-asou
11. Кашицына Ю.Н. Использование возможностей программы «Живая математика» в процессе дистанционного обучения геометрии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва: АСОУ, 2018; Выпуск 1: 1048 - 1055.
12. Васильева М.В., Мардахаева Е.Л. Геометрические модели при изучении задач на движение с использованием возможностей компьютерного моделирования. ЦИТИСЭ. 2017; № 2 (11): 16.
13. Кашицына Ю.Н. Методика формирования коммуникативных учебных действий при обучении решению задач на составление уравнений. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва: АСОУ, 2015; Выпуск 1: 2995 - 3003. Available at: http://e.asou-mo.ru/index.php/en/explore/ elektronnye-sborniki-asou?limitstart=0
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.12.2010 № 1897 (red. ot 31.12.2015). Available at: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html
2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.05.2012 № 413 (red. ot 29.06.2017). Available at: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html
3. Prioritetnyj nacional'nyj proekt «Obrazovanie». Utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24.12.2018 № 16).
4. Stefanova N.L., Podhodova N.S. Metodika i tehnologiya obucheniya matematike. Kurs lekcij: posobie dlya vuzov. Moskva: Drofa, 2008.
5. Fridman L.M. Syuzhetnye zadachi po matematike. Istoriya, teoriya, metodika: uchebnoe posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej. Moskva: Shk. Pressa, 2002.
6. Vserossijskieproverochnyeraboty. Informacionnyj portal. Available at: https://vpr.statgrad.org/#vpr2017/
7. Kashicyna Yu.N. Vozmozhnosti programmy «Zhivaya matematika» v processe resheniya zadach po geometrii na dokazatel'stvo. Aktual'nye problemy obucheniya matematike v shkole i vuze: mezhvuzovskij sbornik trudov. Moskva, 2018; Vypusk 26: 107 - 112.
8. Vasil'eva M.V. Ispol'zovanie i realizaciya sredstv sovremennyh informacionnyh tehnologij pri obuchenii matematike. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2016; Vypusk 2: 1104 - 1112.
9. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M. Teoriya obucheniya v informacionnom obschestve. Moskva: Prosveschenie, 2011.
10. Vasil'eva M.V., Alekseeva E.E., Kashicyna Yu.N. Ispol'zovanie interaktivnyh sred pri reshenii matematicheskih zadach. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2019; Vypusk 3, Ch. 1: 155 - 164. Available at: http://new.asou-mo.ru/index.php/ru/izdaniya-asou
11. Kashicyna Yu.N. Ispol'zovanie vozmozhnostej programmy «Zhivaya matematika» v processe distancionnogo obucheniya geometrii obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2018; Vypusk 1: 1048 - 1055.
12. Vasil'eva M.V., Mardahaeva E.L. Geometricheskie modeli pri izuchenii zadach na dvizhenie s ispol'zovaniem vozmozhnostej komp'yuternogo modelirovaniya. CITIS'E. 2017; № 2 (11): 16.
13. Kashicyna Yu.N. Metodika formirovaniya kommunikativnyh uchebnyh dejstvij pri obuchenii resheniyu zadach na sostavlenie uravnenij. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2015; Vypusk 1: 2995 - 3003. Available at: http://e.asou-mo.ru/index.php/en/explore/elektronnye-sborniki-asou?limitstart=0
Статья поступила в редакцию 06.02.20
УДК 378.183
Nikulin A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vologda State University (Vologda, Russia), E-mail: [email protected]
Katkanova I.N., senior teacher, Vologda State University (Vologda, Russia), E-mail: [email protected]
Konovalov V.L., senior teacher, Vologda State University (Vologda, Russia), E-mail: [email protected]
STUDENTS' ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS. In the article, the problem of students' attitude to physical culture and sports is considered as an actual socio-pedagogical problem. The necessity of increasing the motivation of students for systematic physical culture and sports in the educational space of the University is justified. The main activities of students in their free time are defined, the main motivations of students to engage in physical culture and sports are formulated, and the results of a study conducted at the Vologda State University are presented. The paper gives the author's interpretation of the reasons for the decrease in students' interest in regular physical education and sports, and suggests ways to solve this problem.
Key words: students, physical culture and sports, motivation, motive, students' motor activity.
A.В. Никулин, канд. пед. наук, доц., Вологодский государственный университет, г. Вологда, E-mail: [email protected]
И.Н. Катканова, ст. преп., Вологодский государственный университет, г. Вологда, E-mail: [email protected]
B.Л. Коновалов, ст. преп., Вологодский государственный университет, г. Вологда, E-mail: [email protected]
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
В статье вопрос отношения студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом рассматривается как актуальная социально-педагогическая проблема. Обоснована необходимость повышения мотивации обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве вуза. Определены важнейшие виды деятельности студентов в свободное от учебы время, сформулированы основные мотивы студентов к занятиям физической культурой и спортом, представлены результаты исследования, проведенного в Вологодском государственном университете. В работе дана авторская интерпретация причин снижения интереса студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом и предложены пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: студенты, физическая культура и спорт, мотивация, мотив, двигательная активность студентов.
Высокая учебная нагрузка, трудовая занятость в режиме рабочего дня, «уход» из реального в виртуальное пространство общения и, как следствие, вытекающие из этого проблемы в межличностном общении приводят к снижению уровня здоровья, умственной и физической работоспособности [1, с. 23].
Одной из приоритетных задач, стоящих перед высшей школой, является повышение мотивации у студенческой молодежи в регулярных, целенаправленно организованных занятиях физической культурой и спортом. Формирование мотивации и на ее основе организация регулярных занятий физической культурой и спортом позволит не только эффективно решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, но и создать условия для всестороннего развития личности, повышения успеваемости, организации досуга [2, 3].
Анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме и ее современное состояние позволили выявить основные противоречия: с одной стороны, реализуется целенаправленная государственной политика по созданию условий для занятий физической культурой и спортом всех групп населения, в том числе
и студенческой молодежи, с другой стороны, в образовательном пространстве вуза отсутствует системно организованная работа по созданию комфортной среды для реализации потребностей в области физической культуры и спорта; в вузе имеются возможности по формированию мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, и отсутствует системно организованная работа в данном направлении; признается необходимость формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, и отсутствует научно-методическое обеспечение подготовки в образовательной деятельности вуза.
Отмеченные противоречия обусловили обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы оптимальные педагогические условия формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве вуза?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Поиск эффективных путей разрешения обозначенных выше противоречий привел нас к постановке следующих задач: изучить отношение студентов Во-