Научная статья на тему 'Китайский опыт В. С. Филатова при создании Ярославской психологической школы'

Китайский опыт В. С. Филатова при создании Ярославской психологической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / сотрудничество / Китай / В С. Филатов / ЯГПУ / школьная реформа КНР / Министерство просвещения КНР. / education / cooperation / China / V. S . Filatov / YSPU / school reform in the People's Republic of China / the Ministry of Public Education of the People's Republic of China.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазилов Владимир Александрович

В статье описана командировка профессора Ярославского педагогического института В. С. Филатова в Китай в 1954-1956 гг. Описаны виды деятельности консультанта по вопросам культуры В. С. Филатова, охарактеризованы направления работы. Статья дает представление о характере реформ образования в КНР в пятидесятые годы ХХ столетия: обеспечение быстро растущей школьной сети кадрами квалифи-цированных учителей, взаимодействие института и школ, политехнизация школы, воспитание у учащих-ся чувства общественного долга, распространение метода проектов, Дальтон-плана и метода тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. S. F ilatov’s Chinese experience during the Yaroslavl psychological school foundation

In the article the business trip of Professor of Yaroslavl Pedagogical Institute V. S. Filatov to China in 1954-1956 is described. Types of activity of the consultant for questions of culture V. S. Filatov are described, work directions are characterized. The article gives an idea on the nature of education reforms in the People's Republic of China in the fifties of the XX century: provision of a quickly growing school network with staff of qualified teachers, interaction of the Institute and schools, polytechnicalization of school, education of pupils’ feeling of public duty, distribution of the method of projects, Dalton Plan and method of tests.

Текст научной работы на тему «Китайский опыт В. С. Филатова при создании Ярославской психологической школы»

УДК 37.013

В. А. Мазилов

https://orcid.org/0000-0003-0646-6461

Китайский опыт В. С. Филатова при создании Ярославской психологической школы

В статье описана командировка профессора Ярославского педагогического института В. С. Филатова в Китай в 1954-1956 гг. Описаны виды деятельности консультанта по вопросам культуры В. С. Филатова, охарактеризованы направления работы. Статья дает представление о характере реформ образования в КНР в пятидесятые годы ХХ столетия: обеспечение быстро растущей школьной сети кадрами квалифицированных учителей, взаимодействие института и школ, политехнизация школы, воспитание у учащихся чувства общественного долга, распространение метода проектов, Дальтон-плана и метода тестов.

Ключевые слова: образование, сотрудничество, Китай, В. С. Филатов, ЯГПУ, школьная реформа КНР, Министерство просвещения КНР.

V. A. Mazilov

V. S. Filatov's Chinese experience during the Yaroslavl psychological school foundation

In the article the business trip of Professor of Yaroslavl Pedagogical Institute V. S. Filatov to China in 1954-1956 is described. Types of activity of the consultant for questions of culture V. S. Filatov are described, work directions are characterized. The article gives an idea on the nature of education reforms in the People's Republic of China in the fifties of the XX century: provision of a quickly growing school network with staff of qualified teachers, interaction of the Institute and schools, polytechnicalization of school, education of pupils' feeling of public duty, distribution of the method of projects, Dalton Plan and method of tests.

Key words: education, cooperation, China, V. S. Filatov, YSPU, school reform in the People's Republic of China, the Ministry of Public Education of the People's Republic of China.

, - - # тшш -

Все, конечно же, помнят, как начинается «Лунь Юй» великого Конфуция: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?» Все просвещенное человечество ныне в XXI столетии через два с половиной тысячелетия после Кун Цзы, принимая доктрину «обучения через всю жизнь», действует в полном соответствии с заветами знаменитого китайского мыслителя.

Два года назад в России вышла интересная книга Цзинь Ли «Культурные основы обучения. Восток и запад» [8]. В ней отстаивается мысль, что «Восток и Запад имеют принципиально различные представления об обучении, которые влияют на отношение к детям и образованию. Рассматривая результаты многих лет исследований, показывает важное концептуальное различие между западной моделью образовательного процесса, ориентированной на разум, и восточной моделью, ориентиро-

ванной на добродетель» [8, с. 2]. Если для Запада на первом месте задача формирования разума для понимания мира, то для Востока наиболее значимо, как говорят в Китае, «сто лет взращивать человека», то есть уделяется внимание, прежде всего, нравственному и социальному самосовершенствованию. Книгу Цзинь Ли вспомнили, потому что в ней убедительно показано: эти модели - западная и восточная - имеют многовековые традиции, проявляются в психологии образовательного процесса, сказываются на результате обучения, отношении к другим обучающимся, выражении того, что знает человек, направляющих усилиях родителей и т. д. Несмотря на ускорение в наши дни культурного обмена, эти модели образовательного процесса не ослабевают, но выдерживают проверку временем [8, с. 2].

© Мазилов В. А., 2019

В жизни и отдельных людей, и целых стран бывают такие этапы, когда случается активно взаимодействовать: тогда соприкасаются традиции и культурные, и образовательные модели, в частности, происходит взаимное влияние культур...

В личном деле профессора Ярославского педагогического института В. С.Филатова хранится телеграмма, предписывающая директору Ярославского педагогического института Василию Степановичу Филатову передать дела заместителю и прибыть в Москву для отправки в командировку в Китайскую Народную Республику.

Так начался китайский этап деятельности создателя Ярославской психологической школы профессора Василия Степановича Филатова. Так профессор Филатов оказался «другом, прибывшим издалека» для того, чтобы способствовать развитию образования в стране Конфуция. Как мы увидим далее, это было «радостно».

В начале скажем несколько слов о профессоре Филатове...

Ровесник века, В. С. Филатов родился 24 августа 1900 года в крестьянской семье в селе Промзино Алатырского уезда Симбирской губернии. В 1915 году, закончив Высшее начальное училище, занимался репетиторством и готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. В 1917 году Василий Степанович выдержал экзамены (экстерном), дающие право преподавать в двухклассных сельских училищах, начал педагогическую работу. В том же 1917 году окончил восьмой (педагогический) класс гимназии и поступил на филологический факультет Казанского университета, где проучился 2 года. В 1921 г., по студенческой мобилизации был направлен на политпросветработу при штабе дивизии Казанского военного округа [2-4, 6]. Обратим внимание на то, что согласно архивным данным, обучался В. С. Филатов на филологическом факультете, а не на медицинском [1, л. 138]. После демобилизации В. С. Филатов работает лектором Губполитпросвета в Одессе. В 1922-1923 гг. - комиссар Опродкомгуба (Винница) [1, л. 138]. «Опродкомгуб» означал «Особую губернскую продовольственную комиссию», которая по замыслу новых властей должна была досыта накормить изголодавшихся жителей губернии. В 1923 году продолжает учебу: сначала в Одессе, где слушает лекции С. Л. Рубинштейна, а затем во 2-м МГУ. После реорганизации последнего

переводится в Ленинград в ЛГПИ им. Герцена, который оканчивает в 1926 году по педагогическому отделению. После окончания института работает преподавателем в Покровском педагогическом училище в Подмосковье, где преподает психологические и педагогические дисциплины. В августе 1927 года становится научным сотрудником и одновременно аспирантом научно-исследовательского института педагогики в Москве. С 1930 года В. С. Филатов работает на руководящих должностях в ряде вузов СССР: в 1930-1931 гг. доцент и заведующий кафедрой психологии Краснодарского педагогического института, в 1931-1933 гг. доцент кафедры психологии и заместитель директора педагогического института в Ставрополе; в 1933-1941 гг. доцент, заведующий кафедрой психологии и заместитель директора педагогического института в Калинине [3, 4].

В 1941-1942 - доцент в педагогическом институте г. Соликамск. В 1942-1944 гг. В. С. Филатов работает заведующим отделом пропаганды и агитации Кунцевского горкома КПСС Московской области. В 1944-1946 гг. директор областного института усовершенствования учителей и одновременно доцент Московского областного педагогического института. В 1946 году начинается ярославский период деятельности В. С. Филатова.

С 1 сентября 1946 года В. С. Филатов начинает свою работу в Ярославле в Ярославском педагогическом институте. Он назначен заместителем директора института и заведующим кафедрой психологии. Летом 1946 года он окончил Всесоюзные курсы преподавателей логики. Как мы увидим, факт, имеющий большое значение. И вообще можно сказать, что для Ярославского педагогического института начинается новый «филатовский» этап.

С приходом В. С. Филатова кафедра психологии становится самостоятельной (до 1946 года существовала кафедра психологии и педагогики, созданная в 1936 году после постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» «на месте» упраздненной кафедры психологии и педологии). Что важно - при кафедре открывается кабинет логики и психологии, в котором сосредоточивается психологическая литература, накапливается оборудование для проведения лабораторных занятий по психологии.

Мы уже упоминали, что Филатов закончил курсы по логике. По инициативе В. С. Филатова в институте открывается от-

деление логики и психологии, на котором готовили преподавателей этих дисциплин в средней школе. Напомним, что после войны какое-то время эти предметы преподавались в средней школе. Для интересующей нас темы важно подчеркнуть, что в Ярославле теперь появлялись выпускники, имеющие более глубокую психологическую подготовку, чем студенты чисто педагогических специальностей. Некоторые из них (как, например, Г. А. Мурашов, Н. П. Ерастов стали впоследствии членами кафедры). С другой стороны, преподавание психологии на более высоком уровне потребовало повышения квалификации преподавателей и привлечения кадров из Москвы и Ленинграда. По воспоминаниям Г. А. Мурашова, «для ведения отдельных дисциплин приглашались преподаватели и сотрудники московских и ленинградских вузов и научных учреждений. Так историю психологии читал старший научный сотрудник института психологии АПН М. Г. Ярошевский, историю логики ст. научный сотрудник института философии АН СССР А. И. Рубин, практикум по экспериментальной психологии вел старший преподаватель ЯГПИ И. А. Васильев» [6, с. 33].

Нужно согласиться с оценкой Г. А. Мурашова: «Несмотря на все издержки, открытие отделения логики и психологии знаменовало новый этап в развитии психологического образования в стране. поскольку значительно расширялось число центров психологической подготовки, ранее ограниченное четырьмя городами - Москвой, Ленинградом, Тбилиси и Киевом» [6, с. 33].

Сам В. С. Филатов читал лекции по общей психологии и логике. Как отмечает Г. А. Мурашов, В. С. Филатов был хорошим лектором, умел просто и доступно объяснить самые сложные вопросы. Важно отметить, что, способствуя повышению квалификации преподавателей кафедры психологии, Василий Степанович не забывал и о своем научном росте. В октябре 1949 года В. С. Филатов поступает в докторантуру при секторе психологии института философии АН СССР. Научным консультантом, как и ранее руководителем по кандидатской диссертации, был С. Л. Рубинштейн, с которым Филатов был знаком еще по Одессе 1923 года, когда в мореходке слушал лекции будущего классика отечественной психологии.

По окончании докторантуры в 1952 году В. С. Филатов защищает в институте филосо-

фии АН СССР докторскую диссертацию по философским вопросам характера и его формирования. В том же году получает звание профессора, в феврале 1952 года возвращается в Ярославль в качестве директора института и заведующего кафедрой психологии.

Как мы уже отметили, в октябре 1954 года В. С. Филатов отправляется в длительную (по август 1956 года) командировку в Китай, где работает советником Министерства просвещения КНР по высшему образованию, где оказывает помощь не только в развитии педагогических вузов Китая, но и, что особенно важно подчеркнуть, развертыванию научно-исследовательской работы и подготовке научно-педагогических кадров.

Два года в Китае. За это время В. С. Филатов проделал значительную работу по передаче советского опыта по высшему педагогическому образованию и оказал активную практическую помощь в перестройке учебно-организационной и учебно-методической работы педвузов КНР. В дальнейшем мы будем цитировать статью В. С. Филатова в «Учительской газете» [7].

Китайская Народная Республика была образована 1 октября 1949 года. У трудящихся в КНР появились новые перспективы. «Творчески используя советский опыт, Народное правительство Китая добилось больших успехов в народном просвещении путем проведения реформы обучения, расширения сети школ и организации широкой системы внешкольного образования. Уже в 1955-56 учебном году только в обе образовательных школах КНР обучалось около 57 миллионов детей (по сравнению с дореволюционным периодом, то есть с 1949 годом, количество учащихся увеличилось более, чем в 2,5 раза). Дети рабочих и крестьян составляли 80 % от общего числа учеников. В 1956-57 году, как отмечал В. С. Филатов, в школах Китая будет обучаться свыше 62 миллионов учащихся. Перспективным планом двух ближайших пятилеток предусматривается введение всеобщего обязательного обучения и ликвидация тяжелого наследия прошлого - неграмотности среди взрослого населения. С этой целью в настоящее время осуществляется крупное расширение сети педагогических высших учебных заведений и педагогических училищ для подготовки учительских кадров» [7, с. 3].

В. С. Филатов писал в «Учительской газете» в 1956 году: «До образования Китайской

народной республики в стране не было специальных высших учебных заведений. Подготовка учителей проводилась на гуманитарных факультетах университетов и в различного рода религиозных институтах, при этом в совершенно незначительных масштабах (число обучавшихся не превышало 12 тысяч). К началу 1956 года в 42 педагогических и учительских институтах нового Китая обучалось уже около 65 тысяч человек, а в 632 педагогических училищах - 370 тыс. учащихся. В 1956 году вновь открыто 13 педагогических высших учебных заведений (главным образом учительских институтов) и принято более 60.000 студентов, то есть количество учащихся в педагогических вузах только за один год увеличилось почти в два раза. В ближайшей пятилетке (1957-1962 гг.) число студентов в педагогических и учительских институтах вырастет в три раза, а в педучилищах в два раза» [7, ^ 3].

«Самой главной и самой важной задачей, определяющей все дальнейшие успехи в развитии народного образования в Китае в настоящее время руководители Министерства просвещения КНР справедливо считают обеспечение быстро растущей школьной сети кадрами квалифицированных учителей. «В течение ближайших 10-12 лет, - сказал в беседе с нами заместитель министра просвещения тов. Лю Ши, - нам нужно подготовить только для средней школы до полутора миллионов учителей, а это потребует широкого и быстрого развития педагогических и учительских институтов. При этом мы должны, - добавил тов. Лю Ши - готовить кадры быстро, хорошо, экономно и в большом количестве» [7, ^ 3]. В. С. Филатов отмечает, что «за последние два-три года педагогические и учительские институты Китая добились больших успехов в повышении качества подготовки учителей, установили тесную связь со школами» [7, а 3].

«Одним из таких примеров тесной и взаимно полезной связи института со школами может служить опыт Сычуанского педагогического института, находящегося в г. Нань-чуне. Начиная с 1952 года, Сычуанский институт широко использует самые разнообразные формы связи со школами города. Работники кафедр участвуют в деятельности школьных методических комиссий и объединений, а учителя в свою очередь посещают заседания соответствующих кафедр по методическим вопросам. Преподаватели ин-

ститута посещают отдельные уроки, а затем участвуют в их обсуждении. Кафедры института организуют открытые лекции для учителей города на различные темы, наиболее интересующие учителей» [7, ^ 3].

Как отмечает В. С. Филатов, китайских учителей волнуют вопросы: политехнизации школы, и воспитания у учащихся чувства общественного долга [7, а 3].

В. С. Филатов упоминает и о трудностях, которые приходится решать в ходе реформы образования. Это и иероглифика -В. С. Филатов пишет о реформах китайской письменности, предпринимаемых правительством и направленных на упрощение правил письменности, - и то, что реформа образования проводится в условиях многонационального государства...

Отмечает В. С. Филатов и то, что тормозом в реформе образования является наследие прошлого, в частности, прагматизм. «Свое конкретное выражение идеология прагматизма нашла в игнорировании системы в процессе обучения, в отрыве теории от практики, узком делячестве, в пренебрежительном отношении к методике обучения и организации педагогического процесса в целом. Широкое распространение получили метод проектов, Дальтон-план и метод тестов (последний до сих пор во многих случаях сохраняется в 100-балльной системе оценки знаний учащихся)» [7, ^ 3].

«Ученые, работающие на кафедрах философии, педагогики и психологии выступили в печати со статьями, а некоторые педагогические институты опубликовали сборники статей, разоблачающих реакционную сущность прагматизма» [7, ^ 3].

«При встречах с учителями школ и профессорами вузов в Китае я видел и чувствовал, с каким интересом многие из них занимаются изучением русского языка, читают советскую педагогическую прессу. Товарищи очень быстро реагируют на все злободневные вопросы, которые поднимаются в печати. На страницах китайских журналов по народному образованию и учительской газеты «Цзяо сы бао», начавшей выходить с мая 1956 года, нередко публикуются переводные статьи из нашей прессы по вопросам педагогики, психологии и народного образования.

В своих поездках по Китаю я неоднократно встречался и беседовал с профессором Мэн Сянь-чэном - директором педагогического института Восточного Китая в Шанхае,

одного из крупнейших вузов страны. Несмотря на свой весьма почтенный возраст, профессор Мэн с большим интересом занимается изучением русского языка, чтобы иметь возможность читать в оригинале советскую педагогическую литературу, и уже достиг в этом отношении значительных успехов: он не только читает, но и объясняется по-русски» [7, с. 3].

Профессор В. С. Филатов пишет: «Не раз мне приходилось встречаться со студентами факультета русского языка в китайских педагогических вузах, и всегда это встречи приносили глубокое удовлетворение. Нельзя было без волнения видеть тот исключительный энтузиазм, с которым студенты одолевали трудности в изучении русского языка, и ту искреннюю раюость, которая выражалась ими при достижении некоторых успехов» [7, с. 3].

«Глубокие искренние чувства дружбы питает китайский народ к нам, советским людям. Находясь в Китае, буквально на каждом шагу ощущаешь эту душевную теплоту, внимание, чуткий отклик на добрые пожелания и советы. Особенно ярко и непосредственно эти чувства проявляются со стороны китайской молодежи, отличающейся в массе своей любознательностью и горячим стремлением учиться всему, что помогает более активно служить своей Родине и участвовать в строительстве новой жизни, строительстве социализма» [7, с. 3].

В целях изучения состояния и перспектив дальнейшего развития высшего педагогического образования, а также оказания консультативной непосредственной помощи на местах В. С. Филатов принял активное участие в инспектировании 19 педагогических и учительских институтов. В. С. Филатовым была оказана большая помощь министерству просвещения в решении вопроса об упорядочении существующей сети педвузов (по факультетам и специальностям), перспективном планировании, в развертывании научно-исследовательской работы и подготовке научно-педагогических кадров для китайских педвузов. В. С. Филатов принял деятельное участие в подготовке и проведении четырех Всекитайских конференций и совещаний по вопросам культуры и просвещения, на которых выступил с докладами о задачах и путях улучшения дела высшего педагогического образования [1, л. 88].

За время работы в Министерстве просвещения КНР Филатов сделал большое количе-

ство докладов для работников аппарата главного управления высшего и среднего педагогического образования, для руководящего состава и профессорско-преподавательских коллективов педвузов по вопросам учебно-методической и научно-исследовательской работы, прочитал ряд лекций по актуальным проблемам философии и психологии. Часть этих материалов опубликована в трех изданиях на китайском языке. Проводил совещания с советскими специалистами, работающими в КНР [1, л. 88].

Не подлежит сомнению, что В. С. Филатов много сделал для развития высшей школы и науки в Китайской Народной Республике. Также несомненно, что сам В. С. Филатов, планируя и организуя учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по психологии, философии и педагогике, приобрел бесценный опыт, который, как мы увидим, успешно использовал при создании ярославской психологической школы.

По возвращении из Китая, с 1956 г. начинается целенаправленная работа В. С. Филатова по созданию ярославской школы. Есть основания считать, что ярославская школа именно создавалась ее руководителем, это не был стихийный процесс. При кафедре открывается аспирантура. В 1964 г. в Ярославле создается головная для Министерства просвещения РСФСР лаборатория психологии труда, трудового обучения и воспитания. Первым заведующим лабораторией стал А. В. Филиппов. Открытие же ее было подготовлено исследованиями В. В. Карпова по сигнальному программированию. Избранное им направление работы в области психологии труда и инженерной психологии, создание необходимой экспериментальной базы, поначалу очень скромной, послужило основой для исследований, проведенных позднее на кафедре ее многочисленными сотрудниками и аспирантами. Не останавливаясь подробно, обратим внимание на происходящие на кафедре изменения:

— Приток молодых и энергичных сотрудников.

— Успешная работа аспирантуры.

— Открытие диссертационного совета.

— Активная издательская деятельность, издание сборников научных трудов.

— Активные контакты с другими вузами и участие в научных конференциях.

Кафедра становится межвузовским центром психологии и приобретает заслуженный

авторитет в этой области. Начиная с 1963 г. каждые последующие два-три года здесь проводились межвузовские, а, по существу, всесоюзные и даже международные конференции по проблемам психологии труда, трудового обучения и воспитания. Раз от разу эти конференции становились все более представительными и популярными. В них принимали участие многие ведущие психологи страны: Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Добрынин, К. К. Платонов, Е. А. Климов, Д. А. Ошанин, Е. И. Игнатьев, Н. Ф. Талызина, А. В. Петровский, Е. В. Шорохова и мн. другие ученые, психологи из Венгрии и Чехословакии. Отметим и рост авторитета лидера школы: он становится соавтором программ по психологии для педвузов всего СССР, соавтором учебников по психологии. Это действительно стало «визитной карточкой» ярославской школы - сочетание научности и практической ориентированности. Вопрос о том, что считать критериями возникновения школы, несомненно, важен. Скорее всего, на роль критериев могут претендовать нижеприведенные: 1) общая для школы исследовательская проблематика; 2) пространственно-временное единство; 3) принципы, характеризующие исследовательский подход в данной школе; 4) наличие разных поколений ученых в школе; 5) организационные условия - наличие кафедры или лаборатории, института; 6) открытие аспирантуры и решение проблемы воспроизводства научных и преподавательских кадров; 7) проведение научных конференций; 8) издательская деятельность, отражающая научную продукцию школы; 9) признание достижений школы коллегами и научным сообществом. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. произошло становление ярославской психологической школы, которая возникла в ЯГПИ (ныне -Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского), где существует и по сей день.

Библиографический список

1. Архив ЯГПУ [Текст]. - Личное дело № 1291-П. Л. 12

2. Ермаков, А. М. Ректоры ЯГПУ (1908-2013) [Текст] / А. М. Ермаков. - Ярославль : ЯГПУ, 2013. - 128 с.

3. Мазилов, В. А. Профессор В. С. Филатов как основатель ярославской психологической школы [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 159-171.

4. Мазилов, В. А. Ярославская психологическая школа: замысел создания, возникновение, развитие [Текст] // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. - Москва : АСОУ, 2018. - С. 450-465.

5. Мурашов, Г. А. Из истории Ярославской психологии [Текст] // Психологический пульс Ярославля / под ред. В. В. Новикова. - Москва ; Ярославль : МАПН, 1998. - С. 21-47.

6. Профессора ЯГПУ (1908-2008): Биографические очерки [Текст] / сост. А. В. Еремин. - Ярославль : ЯГПУ, 2008. - 220 с.

7. Филатов, В. С. Китайская школа на новых путях [Текст] // Учительская газета. - 1956. - С. 3.

8. Цзинь Ли Культурные основы обучения. Восток и запад [Текст] / Цзинь Ли. - М. : Изд-во ВШЭ, 2017. - 464 с.

Reference List

1. Arhiv JaGPU = YSPU archive [Tekst]. Lichnoe delo. - № 1291-P. L. 12

2. Ermakov, A. M. Rektory JaGPU (1908-2013) = YSPU Rectors (1908-2013) [Tekst] / A. M. Ermakov. - Jaroslavl' : JaGPU, 2013. - 128 s.

3. Mazilov, V. A. Professor V. S. Filatov kak osnovatel' jaroslavskoj psihologicheskoj shkoly = Professor V. S. Filatov as a founder of Yaroslavl psychological school [Tekst] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015 - N 5. - S. 159-171.

4. Mazilov, V. A. Jaroslavskaja psihologicheskaja shkola: zamysel sozdanija, vozniknovenie, razvitie Yaroslavl psychological school: creation plan, emergence, development [Tekst] // Konferencium ASOU : sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Vyp. 2. - Moskva : ASOU, 2018. - S. 450-465.

5. Murashov, G. A. Iz istorii Jaroslavskoj psihologii = From history of Yaroslavl psychology [Tekst] // Psihologicheskij pul's Jaroslavlja / pod red. V. V. Novikova. - Moskva ; Jaroslavl' : MAPN, 1998. - S. 21-47.

6. Professora JaGPU (1908-2008) = YSPU Professors (1908-2008) : Biograficheskie ocherki [Tekst] / sost. A. V. Eremin. - Jaroslavl' : JaGPU, 2008. - 220 s.

7. Filatov, V. S. Kitajskaja shkola na novyh putjah = The Chinese school on the new ways [Tekst] // Uchitel'skaja gazeta. - 1956. - S. 3.

8. Czin' Li Kul'turnye osnovy obuchenija. Vostok i zapad = Cultural bases of training. The East and the West [Tekst] / Czin' Li. - M. : Izd-vo VShJe, 2017. -464 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.