Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая карта / картографический материал / урок истории / коррекционная школа / обучающиеся с умственной отсталостью / умственно отсталые школьники / методика обучения / historical map / cartographic material / history lesson / correctional school / students with mental retardation / mentally retarded schoolchildren / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна, Уромова Светлана Евгеньевна

В статье актуализируется проблема формирования исторических пространственных представлений умственно отсталых детей с помощью картографического материала. Дается характеристика данному виду условно-графической наглядности. Доказывается, что методика работы с исторической картой в коррекционной школе разработана недостаточно, несмотря на его весомую научную и практическую значимость. В материале статьи дается краткая характеристика трудностей формирования у умственно отсталых школьников представлений об историческом пространстве. Определяются проблемные зоны обучения работе с картой на уроках истории в коррекционной школе. В материале дается анализ результатов констатирующего эксперимента. По его данным определяются виды учебных заданий при работе с картой, вызывающих у учеников наибольшие сложности. В статье описывается алгоритм работы с исторической картой на всех этапах урока. Приводятся конкретные приемы и методы обучения умственно отсталых детей ориентировке на карте и ее чтения. Предлагаются варианты и этапы использования картографической наглядности с учетом уровня обучаемости учеников с умственной отсталостью. Доказывается эффективность предлагаемой методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна, Уромова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of the formation of historical spatial representations of mentally retarded children using cartographic material. The characteristic of this type of conditional graphic visibility is given. It is proved that the methodology of working with the historical map in the correctional school is insufficiently developed, despite its significant scientific and practical significance. The article gives a brief description of the difficulties of forming ideas about historical space in mentally retarded schoolchildren. The problem areas of learning to work with the map in history lessons at a correctional school are determined. The material provides an analysis of the results of the ascertaining experiment. According to his data, the types of educational tasks are determined when working with the map that cause the greatest difficulties for students. The article describes the algorithm of working with the historical map at all stages of the lesson. Specific techniques and methods of teaching mentally retarded children orientation on the map and its reading are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования исторических пространственных представлений умственно отсталых детей с помощью картографического материала. Дается характеристика данному виду условно-графической наглядности. Доказывается, что методика работы с исторической картой в коррекционной школе разработана недостаточно, несмотря на его весомую научную и практическую значимость. В материале статьи дается краткая характеристика трудностей формирования у умственно отсталых школьников представлений об историческом пространстве. Определяются проблемные зоны обучения работе с картой на уроках истории в коррекционной школе. В материале дается анализ результатов констатирующего эксперимента. По его данным определяются виды учебных заданий при работе с картой, вызывающих у учеников наибольшие сложности. В статье описывается алгоритм работы с исторической картой на всех этапах урока. Приводятся конкретные приемы и методы обучения умственно отсталых детей ориентировке на карте и ее чтения. Предлагаются варианты и этапы использования картографической наглядности с учетом уровня обучаемости учеников с умственной отсталостью. Доказывается эффективность предлагаемой методики.

Ключевые слова: историческая карта, картографический материал, урок истории, коррекционная школа, обучающиеся с умственной отсталостью, умственно отсталые школьники, методика обучения.

Annotation. The article actualizes the problem of the formation of historical spatial representations of mentally retarded children using cartographic material. The characteristic of this type of conditional graphic visibility is given. It is proved that the methodology of working with the historical map in the correctional school is insufficiently developed, despite its significant scientific and practical significance. The article gives a brief description of the difficulties of forming ideas about historical space in mentally retarded schoolchildren. The problem areas of learning to work with the map in history lessons at a correctional school are determined. The material provides an analysis of the results of the ascertaining experiment. According to his data, the types of educational tasks are determined when working with the map that cause the greatest difficulties for students. The article describes the algorithm of working with the historical map at all stages of the lesson. Specific techniques and methods of teaching mentally retarded children orientation on the map and its reading are given.

Key words: historical map, cartographic material, history lesson, correctional school, students with mental retardation, mentally retarded schoolchildren, teaching methods.

Введение. Обучение умственно отсталых детей истории широко обсуждаемый вопрос в олигофренопедагогике. Большинство исследователей и практических работников образования считают, что данный предмет объективно сложен для учащихся с умственной отсталостью. Исторические знания обладают высокой долей абстрактности, оторваны от современности и недоступны для непосредственного чувственного восприятия умственно отсталых детей. В силу чего усвоение исторических представлений и понятий крайне сложная задача для школьников этой категории [11, 13].

Историко-пространственные представления умственно отсталых обучающихся и трудности их формирования достаточно подробно изучены в психолого-педагогической литературе [7]. Достоверно установлено, что дети с большим трудом понимают направление, место совершения исторических событий. Географическое взаиморасположение объектов относительно друг друга, расстояние, влияние местности и географической среды на события и факты в отечественной истории ученики специальной школы усваивают крайне сложно [1, 2, 5].

Эффективным средством формирования представлений о пространстве на уроках истории в специальной школе считается историческая карта. Это наглядное условно-графическое пособие, служащее для демонстрации и локализации исторических событий в определенном месте. Карта позволяет создать представления обучающихся о географической среде, направлении действий событий, процессов и явлений в отечественной истории. Необходимость ее активного применения в учебном процессе подтверждается ФГОС. Среди элементов содержания и требований к уровню подготовки школьников по истории, в документе указывается на использование на уроках условно-графического материала, в том числе картографического [3, 6, 15].

Эффективность исторических карт как средства обучения в большинстве случаев зависит от грамотной методики их применения. Данный вопрос еще не стал предметом специального изучения, в науке. Методика преподавания истории (специальная) располагает только общим алгоритмом использования картографического материала на уроке [8, 9]. Недостаточно разработаны приемы и методы работы с различными видами исторических карт, что делает настоящее исследование актуальным. Весомое практическое значение имеют и наработки в области применения карт на уроках «История Отечества» в контексте межпредметных связей. Нуждается в разработке дифференцированный подход к работе с историческими картами с разными группами обучающихся с учетом уровня их обучаемости.

Изложение основного материала статьи. Недостаточное методическое обеспечение процесса применения исторических карт на уроках в специальной школе побудили нас провести экспериментальное исследование, целью которого стало изучение трудностей формирования историко-пространственных представлений умственно отсталых обучающихся и разработка алгоритмов работы с разными видами исторических карт.

Констатирующий этап эксперимента позволил установить, что у умственно отсталых обучающихся фиксируются сложности в понимании расстояний, в ориентировке по направлениям, расположению исторических объектов относительно друг друга, а также восприятии масштаба события истории нашей страны.

У школьников наблюдаются специфические сложности при работе с исторической картой. Им проще даются разнообразные задания на поиск, определение, показ конкретного события, а также соотнесение исторического события с исторической эпохой. Особые трудности составляют учебные задания на составление рассказа по исторической карте. Определение названия исторической карты по ее содержанию оказывается им недоступным даже к концу обучения в школе и при обучающей помощи педагога.

Необходимо отметить, что учебник «История Отечества» для общеобразовательных организаций, реализующих АООП, под редакцией И.М. Бгажноковой и Л.В. Смирновой содержит небольшое количество исторических карт. Они наглядно представлены в соответствии с программой к крупным и значимым историческим событиям [16, 17]. Карты располагаются в середине параграфа и занимают не больше половины страницы учебника, что затрудняет их восприятие учениками. Задания после параграфа не предполагают работу с исторической картой. В связи с этим нами была предпринята попытка предложить методику работы с исторической настольной и интерактивной картой [4, 9, 18, 19].

Разработка методики и алгоритмов проходила в несколько этапов. Не первом подготовительном этапе была подробно проанализирована рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» и оценен арсенал исторических карт, имеющихся в образовательной организации в кабинете истории. Были определены темы урока, на которых требуется использование картографического материала [10].

Анализ дидактических и методических пособий, в том числе и электронных, показал, что в школе у учителя истории присутствуют в должном объеме настенные исторические карты по всем разделам программы. Учебный кабинет, как правило, оснащен интерактивной доской и персональным компьютером, что дает возможность использовать интерактивные карты и презентации систематически.

На втором этапе была проанализирована возможность использования исторических карт на каждом этапе урока с учетом его типа и вида. В организационном начале урока осуществляется настрой обучающихся на рабочий лад, и мотивация школьников к усвоению исторических знаний. На данном этапе целесообразно использовать задания при работе с картой «Найди ошибку» и «Покажи правильный условный знак». При проведении первого задания на интерактивный экран учителем выводилась историческая карта (ее фрагмент) на тему предыдущего урока. Предлагаемая карта содержит ошибку и задачей обучающихся найти ее. Такое задание вызвало огромный интерес у умственно отсталых обучающихся. Второе задание, предполагает работу с серией предметных картинок с изображением основных условных знаков исторических карт. Задачей обучающихся после доклада дежурного об отсутствующих поднять «наверх», показать учителю тот условный знак, который мы просили, используя словесное описание.

На этапе актуализации ранее полученных знаний в структуру урока включаются задания на проверку знаний и умений работы с исторической картой. На основном этапе урока изучения новых знаний работа сопровождалась показом исторического явления или объекта на карте. На уроке закрепления ранее полученных знаний умственно отсталым школьникам предлагались разнообразные методы и приемы работы с исторической интерактивной и контурной картой.

На этапе закрепления знаний педагогом использовались задания, ориентированные на показ исторических событий, составления по содержанию карты рассказа и пр. Внедрение исторической карты было и на этапе получения домашнего задания. Нами были предложены дополнительные задания с исторической картой.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы была проанализирована возможность использования исторических карт для обучающихся с разным уровнем подготовленности:

Первый вариант работы с исторической картой был предусмотрен для слабо успевающих по истории обучающихся. Методика работы представляла собой следующую последовательность действий учителя и ученика:

1. Показ педагогом верной позиции обучающегося при работе с картой. На данном этапе учитель собственным примером показывает, как необходимо встать по отношению к карте, как держать указку (Стоять от карты нужно справа, лицом к свету, указку держать в правой вытянутой руке).

2. Постановка обучающегося в верную позицию для последующей работы с картой. На данном этапе педагог оценивает действия обучающегося, помогает ему при необходимости.

3. Знакомство с содержанием карты (географическое положение, цвет местности, масштаб, условные знаки) по наводящим вопросам: Посмотри внимательно на карту. Что ты можешь сказать о географическом положении? Где происходят исторические действия? На суше или на воде? Обрати внимание на природные ориентиры. Исторически действия происходят на ровной местности или в горах? Посмотри внимательно на условные обозначения карты. Они помогут тебе. На территории какой страны происходя исторические действия? Как ты это понял? Найди и покажи столицу страны и пр.

Основной этап работы с картой предусматривает задания «Найди и покажи». Педагог сначала предоставляет возможность обучающемуся самостоятельно показать конкретный исторический объект. Если совершается ошибка, учитель с помощью вопросов помогает данную ошибку исправить. Могут быть заданы следующие наводящие вопросы: Скажи, что помогает нам ориентировать в исторической карте? Посмотри внимательно на условные знаки карты и найти в них тот знак, который изображает нужное? Покажи указкой нужный исторический объект. Что это? Прочитай.

4. Соотнесение информации с настенной исторической карты и иллюстрацией в учебнике. На данном этапе учитель предлагает обучающемуся сесть за парту, найти аналогичную карту в учебнике и показать тот же исторический объект.

5. Сопоставление информации с настенной исторической карты и интерактивной. На данном этапе учитель предлагает обучающемуся найти аналогичный исторический объект на интерактивной карте.

6. На следующем уроке работа повторятся по аналогичному алгоритму с обучающемся для автоматизации навыка.

Второй вариант работы с исторической картой был предусмотрен для обучающихся, демонстрирующих достаточный

уровень предметных результатов по программе. Методика работы представляла собой аналогичную последовательность действий учителя и ученика, что и в предыдущем варианте. Однако в данном случае учитель предоставлял умственно отсталому школьнику большую долю самостоятельности:

1. Вызов обучающегося к доске. На данном этапе учитель сообщает школьнику конкретное задание по работе с исторической картой, например, найди и покажи границы и столицу государства при правлении Александра I.

2. Проверка верной позиции обучающегося при работе с картой. Педагог оценивает позицию школьника. В случае ошибки просит вспомнить, как необходимо встать, по отношению к карте и как держать указку. Просит занять верную позицию. Если обучающейся после повтора инструкции не занимает верную позицию, педагог помогает ему.

3. Основной этап работы с картой. Задания по типу «Найди и покажи». Педагог сначала предоставляет возможность обучающемуся самостоятельно показать конкретный исторический объект. В случае ошибки педагог напоминает отвечающему о необходимости ознакомиться с содержанием карты. Школьнику дается некоторое время. После чего инструкция к заданию повторяется педагогом. Если после этого наблюдаются ошибки, то педагог прибегает к пунктам 3-4 первого варианта работы с исторической картой.

4. Соотнесение информации с настенной исторической карты на ту, что представлена в учебнике.

5. Соотнесение информации с настенной исторической карты на контурную карту и нанесение соответствующего исторического объекта с помощью системы условных знаков. Учитель контролирует правильность выполнения.

Выводы. Историко-пространственные представления умственно отсталых обучающихся формируются медленно и своеобразно, что требует особого внимания со стороны практических работников образования. Эффективным средством формирования представлений детей с умственной отсталостью об историческом пространстве считается карта.

Настоящее исследование показало, что использование картографического материала возможно на каждом этапе урока с позиции дифференцированного подхода. Алгоритм работы с разными видами исторических карт может быть реализован с учетом уровня обучаемости детей.

С целью оценки эффективности разработанного и апробированного алгоритма работы с историческими картами нами было проведен контрольный эксперимент. Он показал качественные изменения в учебной мотивации детей на уроках истории, увеличение темпа в выполнении заданий с исторической картой, уменьшение количества ошибок и т.д., Следовательно, предложенную методику работы с исторической картой можно считать эффективной.

Литература:

1. Аптикиев, А.Х. Психолого-педагогические аспекты формирования пространственных представлений у старших школьников с умственной отсталостью на уроках истории / А.Х. Аптикиев, Р.Л. Аптикиева // Концепт. - 2016. - Т. 20. -С. 11-15

2. Аптикиев, А.Х. Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.Х. Аптикиев, Р.Л. Аптикиева // Концепт. - 2014. - №26. - С. 1-7

3. Бекузарова, Н.В. Использование интерактивной карты для формирования исторических знаний / Н.В. Бекузарова, О.И. Шумовский // IJAS. - 2018. - №4. - С. 22-27

4. Глазырина, Т.Н. Методика преподавания истории / Т.Н. Глазырина. - Новополоцк: ПТУ, 2011. - 356 с.

5. Голикова, Б.Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И Данилкина. - Л. - Москва, 2011.-С. 16-23

6. Донирова, Д.Б. Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории / Д.Б. Донирова // Молодой ученый. - 2018. - № 25 (211). - С. 296-297

7. Иванов, М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М.В. Иванов // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2012,-№28. - С. 1245-1251

8. Кузнецов, Ю.Ф. Словарная работа на уроках истории в специальной школе VIII вида / Ю.Ф. Кузнецов // Специальное образование. -2010. -№3. - С. 95-102

9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - №1. - Т. 10. -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1324/867 (дата обращения: 19.05.2023)

10. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин [и др.]; ред. Б.П. Пузанов. -М.: Академия, 2003. -272 с.

11. Ольхина, Б.А. Представления умственно отсталых школьников об историческом времени и пространстве / Б.А. Ольхина, Д.А. Гаврина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 34-38

12. Петрова, М.Н. Методика преподавания истории в коррекционных школах / М.Н. Перова. - М.: ВЛАДОС, 2009.-208 с.

13. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, Н.В. Белякова. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

14. Сарапулова, Б.А. Проблемно-деятельностный подход при обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках истории в специальной (коррекционной) школе / Б.А. Сарапулова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. - Чебоксары, 2018. - С. 269-272

15. Сухонина, Н.С. Особенности развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста / Н.С. Сухонина, М.М. Эннанова // Academy. - 2018. - № 6 (33). - С. 85-89

16. Темушев, В.Н. Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории: практическое пособие / В.Н. Темушев. - Минск, 2019. - 89 с.

17. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учебно-метод. пособие / Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

18. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учебно-метод. пособие / Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

19. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. - Москва: Юрайт, 2019. - 433 с.

Педагогика

УДК 378.8

кандидат педагогических наук, доцент Мельникова Елена Петровна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

НЕЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА В ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы апробации и внедрения в практику учебного процесса инновационных педагогических технологий, в частности, технологии модульного обучения. С переносом акцента на обучаемого в системе образования важно формирование активного процесса иноязычных коммуникативных умений и навыков студентов на занятиях иностранного языка в вузе. С практической точки зрения даётся разъяснение понятий модуля, модульного подхода, и модульного обучения, модульной технологии, которые могут помочь преподавателям вуза освоить инновационные методы и приёмы обучения современному иностранному языку. Технология модульного обучения как интенсивная технология направлена на оптимизацию, систематизацию и актуализацию получения знаний на уроках иностранного языка в вузе.

Ключевые слова: модуль, модульный подход, технология модульного обучения.

Annotation. This article considers the issues of approbation and introduction in educational process practice innovative pedagogical technologies, in particular, modular training technology. With the student focus in the current educational system it is important to create an active process of students' foreign language communicative skills in foreign language classes at the university. From a practical view point the concepts of module, modular approach, and modular training technology can help a university teacher to master innovative methods and techniques in modern foreign language teaching. Modular training technology as an intensive technology is aimed at improvement, classifying and updating foreign language knowledge acquisition in classes at university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.