Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные образовательные ресурсы / умственно отсталые учащиеся / уроки истории / коррекционная школа / учителя / средства обучения / electronic educational resources / mentally retarded students / history lessons / correctional school / teachers / teaching aids

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Хохлова Ольга Сергеевна

В статье рассматривается понятие, функции и виды электронных образовательных ресурсов. Доказывается необходимость их использования в практике обучения умственно отсталых обучающихся на уроках истории. Подчеркивается важность использования электронных образовательных ресурсов для формирования исторических представлений у школьников с умственной отсталостью. Описываются результаты экспериментального исследования особенностей и частоты применения электронных образовательных ресурсов в коррекционной школе учителями. Уточняются представления обучающихся с умственной отсталостью о данных средствах обучения. Отображаются интересы обучающихся в практике их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Хохлова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept, functions and types of electronic educational resources. The necessity of their use in the practice of teaching mentally retarded students in history lessons is proven. The importance of using electronic educational resources for the formation of historical ideas among schoolchildren with mental retardation is emphasized. The results of an experimental study of the characteristics and frequency of use of electronic educational resources by teachers in a correctional school are described. The ideas of students with mental retardation about these teaching aids are clarified. The interests of students in the practice of their application are displayed.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

5. Лихачев, Д.С. Школа на Васильевском: Кн. для учителя / Д.С. Лихачев. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

6. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения: в восьми томах. Т. 4. Педагогические работы 1936-1939 / A.C. Макаренко. - Москва: Педагогика, 1984. -412 с.

7. Национальные проекты России. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», реализация - 2021-2024 гг. - URL: М1рз://национальныепроекты.рф/рго]ес1з/оЬга20Уате/ра1гюйсЬезкое-уозрйате (дата обращения: 22.03.2024)

8. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы; 5-е изд. -М.: Просвещение, 2015. -241 с.

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 21.03.2024)

10. Словарь русского языка: в 4 т. Т 2./ Под ред. А.П. Евгеньевой. -М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 736 с.

11. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы / В.Я. Стоюнин // Избр. пед. соч. / Сост. Г.Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991. -460 с.

12. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце [вступит, статья Л. Голованова]. 2-е изд. / В.А. Сухомлинский. - Москва: Молодая гвардия, 1980. - 192 с.

13. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11 т. / К.Д. Ушинский // Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, Т. 2. -1948.-655 с.

УДК 371

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Ольхина Елена Александровна кандидат психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Хохлова Ольга Сергеевна бакалавр

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются неотъемлемой частью уроков в современной школе. Их использование позволяет систематизировать и совершенствовать учебный процесс, делая его более результативным. Внедрение ЭОР относится к важнейшему направлению развития образовательной среды в школе. Новиков М.А. в понятие "электронные образовательные ресурсы" вкладывает формы представления образовательной информации посредством информационно-коммуникативных технологий [3, С. 270].

Проблема применения ЭОР в обучающих и коррекционных целях исследована отечественной дефектологической наукой относительно недавно [2, 4, 5, 6, 7]. Однако до сих пор единично представлены научные и методические разработки, обеспечивающие учителей специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками их реализации.

В связи с этим использование ЭОР в обучении умственно отсталых школьников еще не носит систематического характера. Практический опыт показывает, что многие учителя, реализующие обучение умственно отсталых школьников, пользуются поисковыми системами сети Интернет. Находя там практически любой материал для занятий, вынуждены его компилировать, адаптировать, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Изложение основного материала исследования. В процессе обучения умственно отсталых обучающихся необходимо правильно подобрать и адаптировать электронные образовательные ресурсы, что связано с большими временными и ресурсными потерями. Этот процесс связан с большим количеством трудностей практического и методического характера. К ним следует отнести отсутствие определенных критериев, по которым учитель мог бы правильно и органично подобрать материал для проведения урока. В настоящей статье мы будем рассматривать электронные образовательные ресурсы, как электронные средства, которые используются педагогами для достижения целей обучения и формирования интереса к учебному процессу у умственно отсталых школьников. Для построения логики экспериментального исследования мы определили функции электронных образовательных ресурсов для педагогов опираясь на исследования Бакаевой O.A. [1, С. 38]. Демонстрация цифровых объектов.

- Компьютерное тестирование, использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей учебного комплекта.

-Возможность оперативного получения дополнительной информации.

- Развитие творческого потенциала обучающихся.

Функции актуальные для обучающихся:

- Организация и проведение индивидуальной исследовательской, творческой работы обучающихся на уроке.

- Помощь в организации обучения в удобном темпе и на выбранном учеником уровне освоения материала.

- Автоматизированный самоконтроль.

- Повышение учебных интересов.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу было выявлено, что вопрос использования электронных образовательных ресурсов в практике обучения умственно отсталых обучающихся на уроках истории недостаточно изучен. В связи с этим была определена цель констатирующего эксперимента - анализ трудностей и частоты использования электронных образовательных ресурсов на уроках истории в практике обучения умственно отсталых обучающихся.

В эксперименте приняли участие учителя истории коррекционных школ Нижегородской области и обучающиеся 6-9 классов с умственной отсталостью в количестве 24 человек. Диагностический комплекс исследования составили: структурированное наблюдение направленное на выявление частоты использования различных электронных образовательных ресурсов на этапах урока, опрос учителей и обучающихся.

Нами было разработано авторское онлайн анкетирование, вопросы подбирались исходя из интересующих нас вопросов. Анкетирование разделено на два этапа, на первом этапе исследовалась компетентность учителей в применении электронных образовательных ресурсов, Вторая часть анкеты включала в себя вопросы, связанные непосредственно с частотой использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения умственно отсталых детей. В исследовании

учитывался стаж учителей истории, что помогло нам сделать вывод о том, кто чаще применяет электронные образовательные ресурсы в своей работе, учителя с «нового поколения» или учителя, имеющие большой педагогический

В анкетировании содержались вопросы о трудностях использования и специфике адаптации электронных образовательных ресурсов в процессе обучения умственно отсталых обучающихся. Исследовалось мнение учителей о необходимости внедрения электронных образовательных ресурсов в программу обучения истории в коррекционной школе, а также уровень осведомленности учителей о требованиях к электронным образовательным ресурсам и их видам.

После проведения электронного анкетирования нами был сделан вывод, о необходимости проведения структурированного наблюдения, чтобы наглядно зафиксировать частоту использования электронных образовательных ресурсов на уроках истории в практике обучения умственно отсталых обучающихся.

Нами было разработано авторское структурированной наблюдение, позволяющее определить уровень адаптации различных электронных образовательных ресурсов. Нами было учтен стаж педагогов и какие виды электронных образовательных ресурсов использовались на уроке на определенных этапах. Важным на наш взгляд является пункт наличия заинтересованности обучающихся на занятиях с использованием цифровизации обучения.

Заключительной методикой являлась беседа с обучающиеся 6-9 классов. Беседа содержала 9 вопросов с возможным включением произвольных или уточняющих тем. Данная методика выяснить уровень заинтересованности умственно отсталых обучающихся в цифровизации обучения.

При анализе онлайн анкетирования было установлено, что 80% опрошенных учителей имеют достаточный уровень компетенций о назначении и видах электронных образовательных ресурсов. Было обнаружено, что только 20% опрошенных учителей иногда используют электронные ресурсы в своей работе, 80% практически не используют. 100% учителей высказались о том, что основные трудности связаны с поиском подходящих под тему ресурсов, и необходимости их адаптации под данный контингент детей с умственной отсталостью.

Учителя отмечают, что имеются трудности в подборе электронных образовательных ресурсов с включением всего класса, не могут в полной мере подобрать ресурсы, которые могли бы быть понятны каждому школьнику с умственной отсталостью. При опросе, о том, какие чаще всего электронные образовательные ресурсы используют учителя в своей практике, 40% отметили, что показывают кинофильмы, 20% интерактивные кроссворды, оживленные карты и интерактивные ленты времени.

Таким образом, онлайн анкетирование показало, что учителя истории в практике обучения умственно отсталых обучающихся редко используют электронные образовательные ресурсы, что определило актуальность формирующего эксперимента.

Анализ структурированного наблюдения проводился 6 раз в 6-9 классах и показало, что электронные образовательные ресурсы в 100% случаях используются учителем истории при объяснении новой темы и занимают 15% от всего урока получения новых знаний. На уроках проверки (контроля) знаний электронные образовательные ресурсы не использовались. Структурированное наблюдение показало, что на практике учитель истории чаще всего использовал интерактивные презентации и кинофильмы.

Использование кинофильмов наблюдалось в 66% от всего количества уроков. Они применялись для разделения нового материала на смысловые отрезки, при этом сохранялась хорошая динамика привлечения умственно отсталых обучающихся. Учитель чётко соблюдал временные отрезки и комбинировал их с уточняющими комментариями. В момент комментирования, около 50% обучающихся задавали уточняющие вопросы. В 33% случаях учитель использовал интерактивные презентации. Это помогало добавить наглядности и включить интерактивные разминки в процесс обучения умственно отсталых обучающихся. При использовании интерактивных презентаций было включено около 75% обучающихся, что является хорошим показателем. В редких случаях учителем истории применялся интерактивный кроссворд, как актуализация знаний, интерактивная лента времени, использовалась для выстраивания наглядных логических отрезков.

Таким образом, структурированное наблюдение показало, что обучающиеся с умственной отсталостью на уроках истории при демонстрации электронных образовательных ресурсов в большинстве случаях были заинтересованы в работе, активно себя проявляли и лучше усваивали программный материал. Выяснилось, что на практике учитель использовал электронные образовательные ресурсы, только на этапе объяснения нового материала.

После проведения структурированного наблюдения, нами была проведена беседа с учащимися 6-9 классов, Выяснилось, что обучающимся 6-7 классов недостаточно, то количество электронных образовательных ресурсов, которые предлагает учитель, об этом высказалось 83% опрошенных. В 8-9 классах, только 50% высказалось, что им недостаточно, то количество электронных образовательных ресурсов, которые им предлагает учитель.

Анализ показал, что в 6 классах 50% опрошенным нравится смотреть кинофильмы на исторические темы и работать с оживленными картами. Другая часть опрошенных обучающихся 6 класса, высказались, что им не нравится, так как это вызывает у них трудности.

В 7 классе 100% обучающимся нравится включение электронных образовательных ресурсов в процесс обучения истории, но иногда это доставляет дискомфорт и трудности. Выяснилось, что 33% имеют трудности с получением информации из кинофильмов и с пониманием интерактивных презентаций.

В 8 классе 100% обучающимся нравится включение на уроках истории электронных образовательных ресурсов. 50% опрошенных отметили, что хотели бы больше видеть кинофильмов и интерактивных презентаций, так как это облегчает понимание исторического материала. Другая половина опрошенных высказались о том, что они не видят пользы в применении электронных образовательных ресурсов, так как имеют трудности в восприятии данного материала.

В 9 классе также 100% опрошенных обучающихся с умственной отсталостью выступают за включение электронных образовательных ресурсов на уроках истории. 42% отмечают, что материал понятнее и интереснее получать из кинофильмов, 28% высказались, что использование интерактивных и оживленных карт доставляет больший интерес, так как они напрямую могут с этим взаимодействовать. 30% проголосовали за задания с интерактивными картинками (презентации).

Выводы. Таким образом, беседа с обучающимися с умственной отсталостью показало, что большинству нравится работать с электронными образовательными ресурсами, это делает процесс обучения истории наиболее красочным и понятным.

Итоги констатирующего эксперимента показали, что обучающиеся с умственной отсталость желают большего включения электронных образовательных ресурсов в своё обучение, так как это делает уроки истории намного интереснее и информативнее. Большинство учителей истории практически не используют электронные образовательные ресурсы в своей практике, так как имеют определённые трудности с поиском нужного материала, также необходимостью адаптации под контингент детей.

Аннотация. В статье рассматривается понятие, функции и виды электронных образовательных ресурсов. Доказывается необходимость их использования в практике обучения умственно отсталых обучающихся на уроках истории. Подчеркивается важность использования электронных образовательных ресурсов для формирования исторических представлений у школьников с умственной отсталостью. Описываются результаты экспериментального исследования особенностей и частоты применения электронных образовательных ресурсов в коррекционной школе учителями. Уточняются представления обучающихся с умственной отсталостью о данных средствах обучения. Отображаются интересы обучающихся в практике их применения.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, умственно отсталые учащиеся, уроки истории, коррекционная школа, учителя, средства обучения.

Annotation. The article discusses the concept, functions and types of electronic educational resources. The necessity of their use in the practice of teaching mentally retarded students in history lessons is proven. The importance of using electronic educational resources for the formation of historical ideas among schoolchildren with mental retardation is emphasized. The results of an experimental study of the characteristics and frequency of use of electronic educational resources by teachers in a correctional school are described. The ideas of students with mental retardation about these teaching aids are clarified. The interests of students in the practice of their application are displayed.

Key words: electronic educational resources, mentally retarded students, history lessons, correctional school, teachers, teaching

Литература:

1. Бакаева, O.A. О сущности информационных технологий / O.A. Бакаева // Юность и Знания - Гарантия Успеха -2018: Сборник научных трудов 5-й Международной молодежной научной конференции. В 2-х томах, Курск, 20-21 сентября 2018 года / Ответственный редактор A.A. Горохов. Том 2. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 36-39

2. Дьякова, Б.А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Б.А. Дьякова, Г.Г. Сечкарева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. -С. 24-35

3. Новиков, М.А. Педагогика: словарь система основных понятий / М.А. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.-С. 268.

4. Ольхина, Б.А. Роль учебной презентации в формировании исторических понятий у умственно отсталых школьников / Б.А. Ольхина // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 919-923

5. Сидорова, И.В. Актуальные проблемы инновационной деятельности педагога в свете теории и практики / И.В. Сидорова // Мир науки. Вопросы педагогики и психологии. - 2021. -Т.9.- №2.

6. Сидорова, И.В. Применение информационно- коммуникативных технологий обучающихся на примере проектно-исследовательской деятельности на уроках истории / И.В. Сидорова, О.Г. Сиротина // Наука и Образование. - 2022. -Т. 5,№ 1.

7. Фадеев, И.В. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе современной школы / И.В. Фадеев // Преподавание истории в школе и вузе: актуальные проблемы методологии и методики. - 2019. -С. 198-202

УДК 378.2

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Панфилова Анна Алексеевна студент

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный Федеральный Университет» (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. В современном обществе существует растущая проблема недостаточного развития мелкой моторики у детей и взрослых, что может привести к ограничениям в повседневных деятельностях и нарушениям в учебном и профессиональном процессе. Недостаточная внимательность к этому аспекту развития может привести к дальнейшим затруднениям в усвоении навыков письма, манипулирования предметами, выполнении творческих заданий и поддержании общего физического здоровья. Поэтому важно изучить различные подходы и методики, способствующие эффективному развитию мелкой моторики через разнообразные виды деятельности.

Изложение основного материала исследования. Развитие мелкой моторики играет ключевую роль как в детстве, так и во взрослом возрасте, поскольку оно напрямую связано с выполнением повседневных задач, обучением и профессиональной деятельностью. Развитие мелкой моторики в детстве способствует развитию навыков письма, координации движений и улучшению когнитивных функций, что важно для успешной адаптации в школе и взаимодействия со сверстниками, точность движений и в целом качественное выполнение задач как на рабочем месте, так и в повседневной жизни.

Учеными давно доказано, чем больше продуктивных видов деятельности задействовано в жизни дошкольника, тем более развита его мелкая моторика и, соответственно, психические процессы [4, С. 591].

Упражнения играют ключевую роль в развитии мелкой моторики, поскольку они помогают укрепить мышцы, улучшить координацию движений и повысить точность движений. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, такие как манипуляции с мячом, игра пальцами, складывание конструкторов, развивают мелкую моторику и улучшают координацию движений. Упражнения способствуют активизации мозговой деятельности и стимулируют нейронные связи, что благотворно влияет на когнитивные функции и общее физическое здоровье. Существует множество эффективных упражнений, которые помогают развить мелкую моторику у детей и взрослых. К ним относятся массажные шарики, которые помогают укрепить мышцы рук и пальцев и улучшить тактильную чувствительность. Лепка из глины или пластилина также является отличным способом развить моторику и творческое мышление. Использование веревок и скакалок помогает улучшить координацию движений и точность реакций. Помимо того, игры, упражнения, в которых используются мелкие предметы, такие как сортировка и подсчет бусинок, собирание мозаики и пазлов, также эффективно развивают моторику и логическое мышление. Такие упражнения не только способствуют развитию мелкой моторики, но и доставляют удовольствие, что стимулирует интерес к занятиям и учебе. Физические упражнения очень положительно влияют на развитие мелкой моторики. Они помогают укрепить мышцы, улучшить координацию движений и улучшить ловкость рук и пальцев. Регулярные упражнения также способствуют развитию тактильной чувствительности и улучшению координации движений, что важно для выполнения различных повседневных задач, но также важно для успешного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.