Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПОСТРОЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ С ВРЕМЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПОСТРОЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ С ВРЕМЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / ВРЕМЕННЫ́Е ОТНОШЕНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краузе Елена Николаевна

В статье представлена динамика работы по формированию в ходе коррекционного обучения навыка построения синтаксических конструкций с временным значением в письменной речи обучающихся основной школы с умственной отсталостью. Трудности формирования временных представлений у детей и подростков с нарушением интеллекта существенно осложняют их обучение и социализацию в обществе. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) расширение временных представлений умственно отсталых школьников в процессе обучения русскому языку выделяется в отдельную задачу, подчеркивается необходимость использования письменной коммуникации для решения практических задач. С целью решения поставленной задачи разработана и апробирована педагогическая технология коррекционного обучения для школьников, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью. Разработан методический инструментарий и проведено экспериментальное обучение. Учебный процесс в рамках технологии представлен цепочкой коррекционных занятий. Занятия разбиты на три блока по числу микроцелей. Во время обучения уточнялся и расширялся временной словарь обучающихся и последовательно вводился в синтаксические конструкции. Положительные результаты экспериментального исследования показали, что для формирования в письменной речи у школьников с умственной отсталостью осознанных, обобщенных, дифференцированных языковых средств выражения времени особенно важна специальная, логически выстроенная технология обучения, обеспечивающая методически планомерное и стойкое формирование временных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краузе Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF FORMATION OF THE SKILL OF USING SYNTACTIC CONSTRUCTIONS WITH A TEMPORAL MEANING IN THE WRITTEN SPEECH OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY

The article presents the dynamics of formation of the skill of using syntactic constructions with a temporal meaning in the written speech of special basic school students with intellectual disability. The difficulties of the formation of temporal ideas in children and adolescents with intellectual disabilities significantly complicate their learning and socialization in society. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for the Education of Students with Mental Retardation (Intellectual Disabilities), the expansion of the temporal ideas of schoolchildren with intellectual disability in the process of learning Russian is singled out as a separate task. The need to use written communication to solve practical problems is specially emphasized.In order to solve this problem, a pedagogical technology of special education of schoolchildren learning in accordance with the adapted basic general education program for students with intellectual disability has been developed and tested. The study presents the methodological tools and describes the experimental training that has been carried out. The educational process within the framework of the technology is represented by a chain of rehabilitation lessons. The lessons are subdivided into three blocks according to the number of micro-goals. During training, the temporal vocabulary of the students was refined and expanded and was consistently introduced into syntactic constructions.The positive results of the experimental study have shown that a special, logically structured teaching technology, providing regular and stable formation of temporal ideas, is especially important for the formation of conscious, generalized, and differentiated linguistic means of expressing time in the written speech of schoolchildren with intellectual disability.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПОСТРОЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ С ВРЕМЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 376.42:372.881.161.1 DOI 10.26170/1999-6993_2021_04_02

ББК 4455.681.9=411.2 ГСНТИ 14.29.21 Код ВАК 13.00.03 (5.8.3)

Е. Н. Краузе E. N. Krauze Москва, Россия Moscow, Russia

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПОСТРОЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ С ВРЕМЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлена динамика работы по формированию в ходе коррекционного обучения навыка построения синтаксических конструкций с временным значением в письменной речи обучающихся основной школы с умственной отсталостью. Трудности формирования временных представлений у детей и подростков с нарушением интеллекта существенно осложняют их обучение и социализацию в обществе. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) расширение временных представлений умственно отсталых школьников в процессе обучения русскому языку выделяется в отдельную задачу, подчеркивается необходимость использования письменной коммуникации для решения практических задач.

С целью решения поставленной задачи разработана и апробирована педагогическая технология коррекци-онного обучения для школьников,

DYNAMICS OF FORMATION OF THE SKILL OF USING SYNTACTIC CONSTRUCTIONS WITH A TEMPORAL MEANING IN THE WRITTEN SPEECH OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY

Abstract. The article presents the dynamics of formation of the skill of using syntactic constructions with a temporal meaning in the written speech of special basic school students with intellectual disability. The difficulties of the formation of temporal ideas in children and adolescents with intellectual disabilities significantly complicate their learning and socialization in society. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for the Education of Students with Mental Retardation (Intellectual Disabilities), the expansion of the temporal ideas of schoolchildren with intellectual disability in the process of learning Russian is singled out as a separate task. The need to use written communication to solve practical problems is specially emphasized.

In order to solve this problem, a pedagogical technology of special education of schoolchildren learning in accordance with the adapted basic general education program for students with intellectual disability has been developed and tested. The study presents the methodological

обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью. Разработан методический инструментарий и проведено экспериментальное обучение. Учебный процесс в рамках технологии представлен цепочкой коррекцион-ных занятий. Занятия разбиты на три блока по числу микроцелей. Во время обучения уточнялся и расширялся временной словарь обучающихся и последовательно вводился в синтаксические конструкции.

Положительные результаты экспериментального исследования показали, что для формирования в письменной речи у школьников с умственной отсталостью осознанных, обобщенных, дифференцированных языковых средств выражения времени особенно важна специальная, логически выстроенная технология обучения, обеспечивающая методически планомерное и стойкое формирование временных представлений.

Ключевые слова: синтаксические конструкции; временные отношения; языковые средства; технологии обучения; русский язык; методика преподавания русского языка; письменная речь; олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети.

Сведения об авторе: Краузе Елена Николаевна, соискатель ученой степени кандидата наук.

Место работы: государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Контактная информация: 119261,

E-mail: vivlen@mail.ru.

tools and describes the experimental training that has been carried out. The educational process within the framework of the technology is represented by a chain of rehabilitation lessons. The lessons are subdivided into three blocks according to the number of micro-goals. During training, the temporal vocabulary of the students was refined and expanded and was consistently introduced into syntactic constructions.

The positive results of the experimental study have shown that a special, logically structured teaching technology, providing regular and stable formation of temporal ideas, is especially important for the formation of conscious, generalized, and differentiated linguistic means of expressing time in the written speech of schoolchildren with intellectual disability.

Keywords: syntactic constructions; temporal relations; language means; teaching technologies; Russian language; methods of teaching Russian; written speech; olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disability.

About the author: Krauze Elena Nikolaevna, Candidate of Science Degree Applicant.

Place of employment: Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

[, г. Москва, ул. Панферова, д. 8.

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одной из актуальных проблем продолжает оставаться проблема формирования представлений о времени, в том числе выражения временных отношений в письменной речи, более того, ее значение возрастает в контексте современного подхода к обучению школьников с умственной отсталостью.

У детей с нарушением интеллектуального развития формирование временных представлений осуществляется с большим трудом (И. В. Белякова, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, И. И. Фин-кельштейн, Ж. И. Шиф) и затрудняет усвоение знаний по различным учебным предметам, в том числе по русскому языку.

В научных исследованиях и в практических работах отечественных ученых (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, А. Г. Галунчи-кова, М. Ф. Гнездилов, Э. В. Якубовская, С. Ю. Ильина) представлены подходы, приемы и упражнения по развитию временных представлений в устной и письменной речи школьников с нарушениями интеллекта, однако они связаны с изучением отдельных тем (глагол, предложение) и носят эпизодический характер.

© Краузе Е. Н., 2021 30

Важнейшей составляющей успешной подготовки выпускников образовательных учреждений, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу (далее — АООП) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является сформированность достаточного уровня временных представлений в устной и письменной речи школьников, которые будут способствовать социализации и успешному профессиональному обучению учащихся этой категории.

Наше исследование было направлено на изучение особенностей употребления языковых средств выражения времени в письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на разработку технологии формирования языковых средств выражения временных отношений в письменной речи школьников с умственной отсталостью.

Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе 6— 7 классов СКОШИ VIII вида № 79 ЮАО г. Москвы, СКОШ VIII вида № 567 ЮАО г. Москвы, СКОШИ VIII вида № 35 СВАО г. Москвы, ОПМПК ЮАО г. Москвы, ЦДиК «Южный» г. Москвы в период с 2012 по 2014 г., целью которого было изучить особенности формирования временных отношений в

письменной речи учеников с интеллектуальными нарушениями. Эксперимент состоял из трех практических заданий: изложение, сочинение по серии сюжетных картинок, сочинение-описание по картине.

Каждому школьнику предлагалось выполнить одно задание в день. Время на выполнение задания не ограничивалось. Задание 1 — изложение по готовому плану. Для изложения использовалась краткая биография Л. Н. Толстого. Задание 2 — сочинение по серии сюжетных картинок. Для данного блока эксперимента использовалась серия картинок датского художника Харлуфа Бидструпа «Домашнее задание». Задание 3 — сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» с использованием готового плана.

Результаты констатирующего исследования позволили сделать вывод о низком уровне сформи-рованности языковых средств выражения временных отношений в письменной речи школьников с умственной отсталостью. В том числе отмечено, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают

значительные затруднения в использовании синтаксических конструкций, передающих значение времени. У них слабо сформирован навык построения простых предложений с обстоятельством времени. В письменных работах практически не используются сложные синтаксические конструкций с временным значением. Данные трудности обусловлены не только особенностями обучающихся с нарушениями интеллекта, но и сложностями в осознании времени как достаточно абстрактной логико-философской категории.

Исходя из теоретических положений, опираясь на анализ психолого-педагогической и методической литературы, учитывая результаты констатирующего исследования, была разработана и апробирована-эксперименталь-ная образовательная технология формирования языковых средств выражения временных отношений в письменной речи школьников с умственной отсталостью.

Условно-графическая схема технологии представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Технология формирования языковых средств выражения временных отношений в письменной речи умственно отсталых

школьников

Учебный процесс в рамках технологии — это цепочка кор-рекционных занятий, выстроенных определенным образом, которые разбиваются на блоки по числу микроцелей. Количество блоков занятий — три. В процессе экспериментального обучения изучалась, а затем поэтапно вводилась в синтаксические конструкции лексика с временной семантикой.

Продолжительность каждого блока занятий условна для разных групп учащихся и зависела от возможности усвоения ими учебного материала.

Микроцель первого блока — уточнение и активизация лексики с временной семантикой.

Микроцель второго блока занятий — конструирование синтаксических конструкций с временным значением по образцу и схемам.

Микроцель третьего блока занятий — формирование навыка самостоятельного конструирования синтаксических конструкций с временным значением. Конечной задачей данного обучающего эксперимента являлось формирование навыка составления мини-текстов, содержащих языковые средства, выражающие временные отношения, по репродукциям и заданной теме.

Экспериментальное обучение проводилось на базе 7-х классов СКОШИ № 79 г. Москвы, СКОШ

№ 567 г. Москвы, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в течение 2015—2018 гг.

Эти классы были выбраны в соответствии с результатами анализа констатирующего эксперимента, которые показали, что учащиеся 7 класса не владеют навыками выражения временных отношений в письменной речи.

Работу же над этими конструкциями целесообразно начинать именно в 7 классе, так как обозначенная выше АООП в 7 классе как нельзя лучше подходит для формирования временных отношений в письменной речи, введения лексики с временной семантикой в синтаксические конструкции на коррекционных занятиях и закрепления пройденного материала на уроках русского языка, где в разделе «Предложение. Текст» начинается обучение составлению коротких повествовательных текстов с последовательным развертыванием событий или действий во времени с использованием обстоятельств времени. Также работа над видо-временными формами глагола на уроках русского языка в этот период гармонично сочетается с опытным обучением по усвоению временных отношений. Конечной целью обучающего эксперимента являлось формирование языковых средств выражения времен-

ных отношений в письменной речи обучающихся с умственной отсталостью.

По результатам контрольного эксперимента, проведенного в завершение обучающего эксперимента в 2018—2019 гг., были проанализированы письменные работы экспериментальной (далее — ЭГ) и контрольной групп (далее — КГ) обучающихся. В ЭГ вошли ученики школ, где проводилось опытное обучение. В КГ вошли ученики школы № 895 г. Москвы, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью, не участвующие в экспериментальном обучении. Рассматривалась временная лексика и синтаксические конструкции с временным значением, использованные учащимися. Была проведена математическая и статистическую обработка данных. Выводы о статистической значимости различий сделаны на основе статистик Pearson chi2 и Fisher's exact.

Рассмотрим динамику формирования навыка построения синтаксических конструкций на примере написания сочинения по серии картинок. Для констатирующего эксперимента использовалась серия картинок Харлуфа Бидструпа «Домашнее задание». Цель задания — определение количественного и качественного состава временной лексики и сформированное™ умения вклю-

чать ее в синтаксические конструкции (простые и сложные предложения) у обучающихся с умственной отсталостью.

Обучающиеся использовали в основном простые распространенные предложения — более 60 % от всего количества синтаксических конструкций. Сложные предложения с временным значением не использовал ни один ученик. Только 11 % предикативных синтаксических конструкций содержали в своем составе обстоятельство времени. Прослеживаются лексические ошибки и пропуск членов предложения. Можно отметить лексически неправильное употребление обстоятельства времени в синтаксической конструкции. Например: «Потом мальчик на следущий день пошол в школу и ему поставили оценку и похвалили», «В друг зовет его домой мама делать уроки».

Среди пропусков членов предложения отмечается пропуск сказуемого. Например: «Потом мама помогала ему ... домашнюю работу».

Для аналогичного задания в контрольном эксперименте использовалась серия картинок Хар-луфа Бидструпа «Спать пора».

Обучающиеся ЭГ и КГ использовали разнообразные синтаксические конструкции при написании сочинения по серии картинного материала. Процент

употребления сложноподчиненных предложений с придаточным времени у обучающихся ЭГ — 4 % (Рг < 0,05). Такие результаты показывают хорошие потенциальные возможности учеников, подтверждают необходимость продолжить работу над формированием навыка построения данной синтаксической конструкции. Наблюдаются многочисленные пунктуационные ошибки в сложных предложениях во всех работах. Данный факт свидетельствует о сложности пунктуационных правил для обучающихся с умственной отсталостью и необходимости разработки дополнительных технологий, способствующих усвоению этого раздела русского языка.

При выполнении задания некоторые обучающиеся КГ использовали словосочетания — 1,5 % (существительное с прилагательным, глагол с наречием и др.). В работах школьников ЭГ такая конструкция не встречается, что обусловлено специальным обучением, которое было направлено на построение полноценных синтаксических конструкций.

Также показательны результаты статистической обработки количества употребления простых предложений с обстоятельством времени.

Таблица 1 отражает статистические данные анализа употребления синтаксических конструкций при написании сочинения по серии картинок учащимися ЭГ и КГ.

Статистические дан-

ные

Синтаксическая конструкция Pearson chi2(1) Fisher's exact

Pr

Простое нераспространенное предложение 0,639 1

Простое распространенное предложение 0,162 0,35

Сложное бессоюзное предложение 0,639 1

Сложносочиненное предложение 0,639 1

Сложноподчиненное предложение 0,154 0,329

Словосочетание 0,452 1

Сложноподчиненное предложение с придаточ- 0,042 0,111

ными времени

Простое предложение с обстоятельством вре- 0,05 1

мени

Таблица 1

Статистические данные анализа употребления синтаксических конструкций обучающимися ЭГ и КГ при написании сочинения по серии картинок

Аналогичную статистику можно увидеть и при обработке результатов других заданий (изложения и сочинения по картине).

На основании обработки результатов и полученных статистических данных прослеживается значительная динамика формирования навыка построения синтаксических конструкций с временным значением в письменной речи умственно отсталых обучающихся, а именно:

- минимизировалось количество словосочетаний при написании сочинений, что свидетельствует о формировании навыка построения полноценного предложения;

- значительно увеличилось количество простых предложений с обстоятельством времени;

- сформировался определенный навык построения сложных предложений с придаточным времени.

Такая динамика в результате проведенного обучения позволяет сделать вывод, что формирование языковых средств выражения временных отношений в письменной речи умственно отсталых школьников может быть достаточно эффективным в результате применения разработанной нами педагогической технологии коррекционной работы. Использование результатов исследования в практике обучения будет способствовать решению дидактических и коррекционно-

развивающих задач, подготовке обучающихся к успешной социальной и трудовой адаптации.

Литература

1. Аксёнова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учеб. для студентов пед. вузов/ А. К. Аксёнова, С. Ю. Ильина. — Москва : Просвещение, 2011. — Текст : непосредственный.

2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. А. Ип-политова, П. Ф. Ивченков. — Москва : Просвещение, 1990. — Текст : непосредственный.

3. Барская, Н. М. Обучение русскому языку в 5—9 классах вспомогательной школы : пособие для учителя/ Н. М. Барская, Л. А. Нисевич. — Москва : Просвещение, 1992. — Текст : непосредственный.

4. Бондарко, А. В. Темпоральность. Модальность / А. В. Бондарко. — Ленинград : Наука, 1990. — Текст : непосредственный.

5. Бидструп, Х. Комиксы и графика / Х. Бидструп. — Москва : Издательский дом Мещерякова, 2019. — Изображения : непосредственные.

6. Воронина, М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы/ М. В. Воронина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 1996. — № 3.

7. Всеволодова, М. В. Способы выражения временных отношений : сборник упражнений / М. В. Всеволодова, Г. Б. Потапова. — Москва : Изд-во Московского университета, 1973. — 249 с. — Текст : непосредственный.

8. Галунчикова, Н. Г. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол : учеб. пособие для учащихся 5—9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида/ Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. — Москва : Просвещение, 2002. — 141 с. — Текст : непосредственный.

9. Гнездилов, М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы / М. Ф. Гнездилов. — Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. — 200 с. — Текст : непосредственный.

10. Зикеев, А. Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных ) школ : пособие для учителя-дефектолога/ А. Г. Зи-кеев. — Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. — 272 с. — Текст : непосредственный.

11. Левицкий, Ю. А. Основы теории синтаксиса : учеб. пособие по спецкурсу / Ю. А. Левицкий ; Пермский университет. — Пермь : [б. и.], 2001. — 418 с. — Текст : непосредственный.

12. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейро-лингвистические исследования / А. Р. Лу-рия. — Москва : Академия, 2002. — 352 с. — Текст : непосредственный.

13. Ольхина, Е. А. Представления умственно отсталых школьников об историческом времени и пространстве/ Е. А. Оль-хина, Д. А. Гаврина. — Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1—2. — С. 156—172.

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/do c/70760670. — Текст : электронный.

15. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — URL: https://fgosreestr.ru/registry/ umstven-otstal-intellekt-narush-4klass. — Текст : электронный.

References

1. Aksenova, A. K. Methods of teaching the Russian language for children with intellectual disabilities: textbook. For ped stu-

dents. Universities / A. K. Aksenova, S. Yu. Ilyin. — Moscow : Education, 2011.

2. Baranov, M. T. Methods of teaching the Russian language / M. T. Baranov, T. A. La-dyzhenskaya, M. R. Lvov, N. A. Ippolitova, P. F. Ivchenkov. — Moscow : Education, 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Barskaya, N. M. Teaching the Russian language in grades 5-9 of an auxiliary school: a guide for a teacher / N. M. Barskaya, L. A. Nisevich. — Moscow : Education, 1992.

4. Bondarko, A. V. Temporality. Modality / A. V. Bondarko. — Leningrad : 1990.

5. Bidstrup, H. Comics and graphics / H. Bidstrup. — Moscow : Meshcheryakov Publishing House, 2019.

6. Voronina, M. V. Ideas about the measures of time among students of the auxiliary school / M. V. Voronina // Defectology. — 1996. — No. 3.

7. Vsevolodova, M. V. Ways of expressing temporary relations / M. V. Vsevolodova, G. B. Potapova // Collection of exercises. — Moscow : Publishing house of Moscow University, 1973.

8. Galunchikova, N. G. Workbook 4 on the Russian language. Verb : Textbook for students in grades 5-9 of special (correctional) institutions of the VIII type / N. G. Galun-chikova, E. V. Yakubovskaya. — Moscow : Education, 2002.

9. Gnezdilov, M. F. Teaching the Russian language in the senior classes of the auxiliary school / M. F. Gnezdilov. — Moscow : Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1962.

10. Zikeev, A. G. Methods for working on complex sentences in Russian language lessons in primary grades of special (correctional) schools: A manual for a teacher-defectologist / A. G. Zikeev. — Moscow : Humanit. Ed. center "VLADOS", 2004.

11. Levitsky, Yu. A. Basics of syntax theory : Textbook for a special course / Yu. A. Levitsky / Perm University. — Perm, 2001.

12. Luria, A. R. Writing and speaking. Neuro-linguistic research / A. R. Luria. — Moscow : Publishing Center "Academy", 2002.

13. Olkhina, E. A. Ideas of mentally retarded schoolchildren about historical time and space / E. A. Olkhina, D. A. Gavrina // Modern problems of science and education. — 2015. — No. 1—2.

14. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1599 "On approval of the federal state educational standard for the

education of students with mental retardation (intellectual disabilities)". — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7076 0670.

15. Approximate adapted basic general education program for students with mental retardation (intellectual disabilities). — URL: https://fgosreestr.ru/registry/umstven-otstal-intellekt-narush-4klass.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.