Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАУЧНОЙ РЕЧИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАУЧНОЙ РЕЧИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ РЕЧИ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TEACHING SCIENTIFIC SPEECH / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / FOREIGN MILITARY STUDENTS / ELECTRONIC TEXTBOOK / GAME TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Ирина Александровна, Сидорова Ольга Юрьевна

Цель исследования - создание экспериментально проверенной методики обучения использованию научной речи курсантов военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются особенности работы по обучению научной речи на основных курсах на базе электронного учебного пособия, созданного на кафедре русского языка Военного университета. Научная новизна исследования выражается в том, что в нём разработана методика развития умений продуцирования устных и письменных научных текстов с применением игровой технологии. В результате разработанная методика по обучению научной речи позволила сформировать у иностранных военнослужащих предметную, лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции, которые необходимы им в процессе обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипова Ирина Александровна, Сидорова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TEACHING THE RUSSIAN SCIENTIFIC SPEECH TO FOREIGN MILITARY STUDENTS

The research objective includes development and approbation of methodology for teaching the Russian scientific speech to foreign military students. The article examines specificity of teaching the Russian scientific speech on the basis of an electronic textbook compiled at the Russian Language Department of the Military University. Scientific originality of the study lies in the fact that the authors propose a game technology to develop students’ oral and written proficiency in the Russian scientific speech. The conclusion is made that the developed methodology promotes formation of foreign military students’ thematic, linguistic, language and communicative competences required for studying at the Russian military higher school.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАУЧНОЙ РЕЧИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

^rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 6. С. 738-745 | 2020. Volume 5. Issue 6. P. 738-745

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Методика обучения использованию научной речи курсантов военного вуза

на занятиях по русскому языку как иностранному

Антипова И. А., Сидорова О. Ю.

Аннотация. Цель исследования - создание экспериментально проверенной методики обучения использованию научной речи курсантов военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются особенности работы по обучению научной речи на основных курсах на базе электронного учебного пособия, созданного на кафедре русского языка Военного университета. Научная новизна исследования выражается в том, что в нём разработана методика развития умений продуцирования устных и письменных научных текстов с применением игровой технологии. В результате разработанная методика по обучению научной речи позволила сформировать у иностранных военнослужащих предметную, лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции, которые необходимы им в процессе обучения в университете.

EN

Methodology of Teaching the Russian Scientific Speech to Foreign Military Students

Antipova I. A., Sidorova O. Y.

Abstract. The research objective includes development and approbation of methodology for teaching the Russian scientific speech to foreign military students. The article examines specificity of teaching the Russian scientific speech on the basis of an electronic textbook compiled at the Russian Language Department of the Military University. Scientific originality of the study lies in the fact that the authors propose a game technology to develop students' oral and written proficiency in the Russian scientific speech. The conclusion is made that the developed methodology promotes formation of foreign military students' thematic, linguistic, language and communicative competences required for studying at the Russian military higher school.

Введение

Информационно-коммуникационные технологии «адаптируются для доступа к аутентичным материалам, для коммуникации с представителями страны и культуры изучаемого языка, для ускорения процесса обмена изучаемой информацией» [13, ^ 4] и оказывают огромное влияние на образовательный процесс. В настоящее время преподавателями активно разрабатываются электронные учебные пособия, учебники и другие материалы, которые помогают осуществлять дистанционное обучение. С одной стороны, электронные учебники позволяют интенсифицировать процесс обучения, сделать его максимально интересным, а с другой - требуют от преподавателя колоссальной подготовки. Согласимся с мнением М. А. Пенно о том, что «электронный учебник в настоящее время не способен в полной мере заменить привычный печатный аналог, к тому же полный отказ от бумажных изданий не ведёт к повышению эффективности организации образовательного процесса, но разумное сочетание обоих средств обучения является наиболее оптимальным» [11]. Умелое сочетание электронного и печатного учебников позволит добиться эффективности процесса обучения. Объяснение сложного для восприятия материала становится легче за счёт использования обобщающих таблиц, схем, видеофрагментов. Согласно определению, приведённому О. В. Зиминой, назначение электронного учебника заключается в возможности более глубокого понимания и лучшего запоминания изучаемых тем с помощью иллюстративного материала [5]. Актуальность данной темы заключается в представлении методики обучения по использованию научной речи с применением электронного учебного пособия, разработанного на кафедре русского языка Военного университета.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200160

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- рассмотреть методическую литературу, которая содержит вопросы обучения иностранцев научной речи с использованием электронных учебных пособий;

- изучить особенности модели «перевёрнутого класса» и игровую технологию применительно к обучению научной коммуникации;

- представить методику обучения по использованию научной речи с применением электронных учебных пособий;

- внедрить в образовательный процесс Военного университета разработанную методику с целью повышения качества продуцирования письменных и устных текстов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ учебно-методической литературы, анализ учебных программ и тематических планов дисциплины, учебных пособий по русскому языку как иностранному в аспекте исследования; изучение опыта работы над научной речью преподавателей русского языка как иностранного;

- эмпирические: наблюдение за речевой деятельностью иностранных военнослужащих в процессе обучения; проведение констатирующего этапа эксперимента с целью определения уровня умений продуцирования научных текстов в устной и письменной формах, качественно-количественный анализ полученных экспериментальных данных и их статистическая обработка.

Теоретическая база исследования. Актуальные вопросы преподавания научной речи и лингводидактиче-ские основы обучения русскому языку как иностранному рассматриваются в работах Т. М. Ивановой [6], О. Д. Митрофановой [8], Е. И. Мотиной [9], Н. В. Писарь [12], Т. П. Скориковой [14], М. К. Тлехурай [15], С. А. Хаврониной [19]. Электронные образовательные ресурсы, их особенности и возможности применения освещаются в трудах Л. Б. Белоглазовой, А. А. Белоглазова, П. А. Копыловой [3], О. В. Зиминой [5], М. А. Пенно [11], Е. Н. Туаны, И. Ю. Смелковой [18].

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что:

- предложена методика обучения по использованию научной речи с применением электронного учебного пособия для первого-второго курсов основного этапа обучения;

- результаты исследования могут стать теоретической основой для дальнейшего обновления электронного учебного пособия «Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь»;

- описанная методика внедрена в образовательный процесс Военного университета;

- результаты исследования использованы в научной работе при создании научных статей и докладов, подготовленных иностранными военнослужащими, при проведении научно-практических конференций.

Обзор методической литературы по вопросам обучения иностранцев научной речи с использованием электронных учебных пособий

Иностранные военнослужащие всех специальностей изучают особенности функциональных стилей русского языка. Согласимся с О. Д. Митрофановой в том, что «первостепенная важность описания параметров речевых стилей, установления их взаимосвязи и взаимообусловленности, нахождения достоверных и строгих терминов описания композиционных схем, создающих научный, публицистический и другие тексты, несомненна» [8]. Курсантам необходимо уяснить законы построения научного текста для успешного овладения специальностью.

Т. П. Скорикова, М. К. Тлехурай отмечают, что при изучении научной речи курсанты должны овладеть навыками реферирования, что поможет им в дальнейшем в продуцировании устных и письменных научных текстов. По мнению Т. П. Скориковой, «для методики обучения русскому языку и культуре речи важен выход учебного ортологического анализа на ситуацию общения, на полноценные, реальные тексты разных жанров» [14]. В ходе изучения русского языка в его функциональных разновидностях происходит постепенное формирование вторичной культурно-языковой личности, готовой к решению разных коммуникативных задач. Использование полученных знаний в реальной языковой ситуации и поиск решения - это то, к чему должны прийти иностранные обучающиеся, то есть они должны научиться ориентироваться в языковой среде.

Обучение научному стилю речи с использованием электронного учебного издания сопряжено с некоторыми трудностями. Согласно Л. Б. Белоглазовой, А. А. Белоглазову, П. А. Копыловой, «информация по курсу, по-свящённому обучению научному стилю речи, должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты с ограниченным числом новых понятий, навыков и умений, которые могут быть проверены как запланированные результаты речевой деятельности (элементы коммуникативной компетентности)» [3]. Информация в электронном учебнике представлена в сжатом виде, так как теоретический и практический учебный материал должен быть размещён в рабочей области монитора и составлять одну полосу прокрутки, иначе он не так эффективно воспринимается. Несомненным плюсом электронных изданий является автоматическая проверка выполненных тестов, причём в зависимости от установленных настроек обучающийся может воспользоваться всплывающими подсказками и комментариями к сложным темам, которые могут содержать наводящие вопросы. Функция «перемешать вопросы» позволяет неоднократно выполнять тест. Таким образом, существует большое количество мнений о том, какой должна быть система работы

по обучению научному стилю, каким требованиям должно соответствовать электронное учебное издание, но нет методики обучения использованию научной речи с применением электронного учебного пособия.

Воспринимать, понимать, анализировать и создавать научные тексты - это сложная задача для иностранных военнослужащих. В Военном университете Министерства обороны Российской Федерации было найдено следующее решение этой проблемы. На кафедре русского языка разработано электронное учебное пособие «Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь», основу которого составляет тексто-центрическая парадигма, то есть любая тема курса изучается на базе комплексной работы с текстом: сначала предлагаются небольшие по объёму тексты общенаучного характера, в которых нужно определить тему, выделить основные вопросы, найти ключевые слова, охарактеризовать структуру, выделить стилевые черты и языковые особенности; затем работа продолжается на материале объёмных текстов по специальности обучающихся. В задачу преподавателя русского языка как иностранного входит не только рассмотрение стилевых черт и языковых особенностей научной речи, но и объяснение алгоритма построения текстов докладов, научных сообщений, статей, рефератов, курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Преподаватель русского языка как иностранного помогает обучающимся в языковом оформлении научных текстов, тем самым разгружая преподавателей-предметников.

Модуль «Научная речь. Развитие навыков и умений в разных видах речевой деятельности в сфере научной коммуникации» изучается на втором или третьем курсе в зависимости от специальности. На подготовительном курсе курсанты уже работали над профессионально ориентированной лексикой в рамках практического курса русского языка как иностранного, благодаря чему оказались подготовленными к восприятию нового материала на первом курсе (подробно с системой работы над профессионально ориентированной лексикой на подготовительном курсе можно ознакомиться в статье И. А. Антиповой, О. Ю. Сидоровой «Система работы над профессионально ориентированной лексикой с курсантами военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному» [2]).

Данный модуль на основных курсах включает в себя следующие темы: «Стилевые черты и языковые особенности научной речи» (8 часов - практические занятия; 2 часа - лекция); «Первичный научный текст. Работа с текстом профессиональной направленности» (4 часа - практические занятия); «Вторичные научные тексты: аннотация» (6 часов - практические занятия); «Вторичные научные тексты: реферат» (6 часов -практические занятия); «Вторичные научные тексты: реферат» (4 часа - контрольная работа); «Способы передачи чужой речи» (4 часа - практические занятия); «Реферат-обзор. Составление реферата-обзора» (10 часов - практические занятия); «Реферат-обзор. Составление реферата-обзора» (6 часов - контрольная работа); «Научный доклад, сообщение» (4 часа - практические занятия); «Курсовая работа как тип текста» (2 часа -лекция, 4 часа - практические занятия); «Текст оценочного характера: рецензия, отзыв» (6 часов - практические занятия); «Устная научная речь» (6 часов - практические занятия); «Устная научная речь» (2 часа - контрольная работа); «Научный стиль: работа с текстами профессиональной направленности» (10 часов - практические занятия); «Научный стиль: работа с текстами профессиональной направленности» (6 часов - контрольная работа); «Дискутивно-полемическая речь» (2 часа - лекция; 8 часов - практические занятия); «Дис-кутивно-полемическая речь» (2 часа - контрольная работа); семинарское занятие по научному стилю (4 часа). Всего на рассматриваемый модуль отводится 104 учебных часа.

Электронное учебное пособие «Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь» представляет собой мультимедийный обучающий продукт, включающий в себя двенадцать параграфов, целью изучения которых является развитие устной и письменной научной коммуникации. «Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь» [17] включает следующие компоненты: Дополнительная информация (Обложка 1, Обложка 2 с аннотацией и выходными данными пособия), Предисловие, 12 Параграфов (каждый параграф содержит Практикум (система заданий), Теоретическое ядро (теоретические справки, иллюстрированные примерами, снабжённые в случае необходимости историческим комментарием), Тесты (тренировочный и контрольный тесты для подготовки и осуществления промежуточной аттестации)); Приложения (Приложение 1 включает ключи к заданиям, отмеченным знаком ^; Приложение 2 содержит систему заданий для семинара; Приложение 3 - обобщающие таблицы и материалы для самостоятельной работы обучающихся), Входной тест, Выходной контроль (выходной тест), Литература, настоящая Инструкция пользователя. Все названные части учебника доступны в Содержании (см. Рисунок 1).

Занятия по изучению научной речи проводятся в соответствии с моделью «перевёрнутого класса», которую относят к смешанному обучению. «В коммуникативном аспекте смешанное обучение состоит из двух типов: синхронная и асинхронная коммуникация» [1, с. 116], то есть контактная работа с преподавателем и выполнение заданий вне класса. На самостоятельной подготовке в специализированных классах обучающиеся изучают теорию по электронному учебному пособию. Далее во время занятия в аудиторное время преподаватель обращает внимание на трудности, оценивает степень усвоения темы. Акцент же делается на проделанной (практической) работе (ролевая игра «Научная редакция»), тем самым повышается уровень коммуникативных умений и навыков. Благодаря использованию этой модели «обучение непосредственно переходит от пространства обучения группы к отдельному, индивидуальному пространству обучения, а конечное пространство группы преобразуется в динамичную интерактивную среду обучения, где преподаватель ведет студентов, когда они применяют концепции и творчески участвуют в изучении предмета» [4, с. 41].

й- С Русский язык. Основы речевой комму Дополнительная информация <- Входной тест V Предисловие

■ Параграф 1. Стилевые черты

ш Теоретическое ядро ф Практикум а С] Тесты 1.И Параграф 2, Абзац как структур но-О) Параграф 3. Функционально-семан СП Параграф 4. Вторичные научные те Параграф 5, Вторичные научные те Параграф б. Способы передачи чу» Параграф 7. Реферат-обзор 1_1 Параграф 8. Научный доклад, сооб) Параграф 9. Курсовая/ Дипломная ] С] Параграф 10. Текст оценочного дар Параграф 11. Устная научная речь

□ Параграф 12. Днскутивно-полемиЧ'

□ Приложение 1 СИ Приложение 2 С] Приложение 3 =■ Выходной контроль = Литература

™ Инструкция пользователя

Карта раздела «Параграф 1. Стилевые черты и языковые особенности научной речи. Первичный научный текст»

Параграф 1. Стилевые черты и языковые особенности научной речи. Первичный научный текст Теоретическое ядро

• Подстили и жанры научной речи

в Стилевые черты и языковые особенности научной речи

• Таблица Языковые и текстовые особенности научной речи Практикум

• Задание 1 в Задание 2 в Задание 3 в Задание 4 в Задание 5

• Задание € в Задание 7

• Задание 3 в Задание 9

• Задание 10

• Задание 11 г Тесты

• Тренировочный тест

• Контрольный тест

Рисунок 1

Игровая форма занятия позволяет не только повысить мотивацию к изучению сложной темы, но и «содержит момент социального взаимодействия, готовит к конструктивному профессиональному общению» [10, с. 16], то есть обучающиеся смогут успешно решить поставленные коммуникативные задачи. Весь цикл занятий по изучению научной речи проходит в игровой форме: курсанты становятся работниками научной редакции. Преподаватель («главный редактор») делит обучающихся на две группы: авторы (курсанты этой группы составляют аннотации, рецензии) и редакторы, которые устраняют неточности и ошибки, оценивают текст. В процессе изучения данного модуля обучающиеся из одной группы переходят в другую, так они «пробуют» себя и в роли авторов научного текста, и в роли редакторов. «Верховным судьёй» выступает преподаватель: он является главным редактором и выносит окончательную оценку написанных текстов. Таким образом, материал высокого уровня сложности преподносится в форме ролевой игры, что способствует лучшему усвоению материала и повышению мотивации к изучению русского языка.

Занятия по электронному учебному пособию включают этапы, которые можно проиллюстрировать на примере темы «Текст оценочного характера: рецензия, отзыв». В ходе организационного этапа курсанты приветствуют преподавателя. Затем обучающиеся знакомятся с темой, целью и задачами урока, придумывают название своей редакции, после чего все сотрудники редакции проводят речевую разминку, которая направлена на активизацию речемыслительных умений. Для речевой разминки обучающимся предлагается несколько афоризмов известных деятелей науки и искусства, из которых им необходимо выбрать один и аргументировать свою позицию. В целях развития умений продуцирования письменных текстов можно предложить обучающимся расширить устный ответ, дополнить его аргументами и представить в письменной форме к следующему занятию. В менее подготовленных группах (особенно в группах курсантов из дальнего зарубежья) мы рекомендуем проводить фонетические зарядки, в которые целесообразно включать фразы, скороговорки, стихотворения на отработку сложных звуков и звуковых сочетаний.

Методика обучения использованию научной речи с использованием электронных учебных пособий

Первичное усвоение новых знаний проверяется следующим образом: обучающиеся знакомились с теоретическим материалом в ходе самостоятельной подготовки, поэтому на занятии им предлагается ответить на несколько вопросов по новой теме (выполнение задания 1). В случае затруднения курсанты могут обратиться к блоку «Теоретическое ядро», перейдя по гиперссылке в Содержании. Если обучающимся что-то непонятно из изученного самостоятельно материала, преподаватель помогает курсантам разобраться в сложном материале. Задание 1 представляет собой «утреннюю летучку», в процессе которой все сотрудники под руководством главного редактора (преподавателя) активизируют свои знания.

Задание 1

Проверим, как вы поняли новый теоретический материал. Поразмышляйте над следующими вопросами.

у Что такое текст оценочного характера? У Что такое рецензия? У Из каких структурных элементов состоит рецензия? У Что такое отзыв? У Какова структура отзыва. У Чем отличается текст рецензии от текста отзыва?

На этапе первичной отработки материала в активную фазу работы вступают члены редакции (авторы и редакторы). Авторам предлагается написать отзывы о статьях по специальности (задание 2 пункт 1), редакторам вспомнить алгоритм составления отзыва (обратиться к заданию 2 пункт 2).

Задание 2

1. Напишите отзывы о статьях по вашей специальности.

2. Определите, насколько полно и точно переданы основные положения источника; корректно осуществлена интерпретация источника; аргументированы замечания по содержанию и форме источника. Отредактируйте текст отзыва.

И авторы, и редакторы приходят к выводу об особенностях изучаемого жанра на этапе первичной проверки понимания текста (обсуждения пункта 3).

3. Охарактеризуйте отзыв как жанр: скажите, каковы его назначение, структура и содержание.

После работы над текстом отзыва в нашу редакцию поступает другой текст оценочного характера - рецензия (выполнение задания 3). И авторы, и редакторы внимательно изучают предложенный текст на предмет соответствия его жанровым особенностям и языковым средствам. В то время как авторы работают над выполнением задания 3 пункта 3, редакторы составляют модель текста рецензии на основе прочитанного произведения.

Задание3

1. Прочитайте рецензию на новый Русский синонимический словарь К. С. Горбачевича.

2. Проанализируйте содержание и структуру прочитанного оценочного текста. Составьте модель текста.

3. Напишите на один и тот же словарь научный отзыв и научно-популярную рецензию. Определите общее и различие.

В нашу редакцию поступают и внешние тексты на проверку. В настоящий момент портфель редакции заполнен наполовину, так как поступило две аннотации, один монографический реферат, два реферата-обзора, пять отзывов и четыре рецензии. Преподаватель обращает особое внимание курсантов на составление отрицательной рецензии и культуру критики. При продуцировании отрицательной рецензии нужно в доброжелательной форме сформулировать замечания и высказать предложения. В случае затруднения курсанты могут обратиться к таблице с языковыми средствами, представленной в электронном учебном пособии.

Пример отрицательной рецензии курсанта на статью по психологии [7, с. 162-163] (исправленный редактором вариант)

Рецензия на статью «Различные точки зрения на природу и значение эмоций» К. Э. Изарда

Статья посвящена рассмотрению разных точек зрения на природу и значение эмоций. Автор приводит некоторые классификации ученых-психологов. Например, одни ученые утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека, а другие пишут о том, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека. Автор задается вопросом о роли, которую играют эмоции в жизни человека. Одни ученые склонны думать, что основу человеческой жизни составляет познавательная деятельность, а другие - относят человека к эмоциональному или социально-эмоциональному существу.

Актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнения, поскольку эмоции непрерывно связаны с психическими процессами человека и влияют на деятельность человека на протяжении всей жизни.

В тексте мы сталкиваемся с множеством противоречий, что мешает понять основную мысль статьи. Тема эмоций, которая была вынесена в название, к сожалению, до конца не раскрыта.

Данная статья адресована людям, интересующимся психологией, в частности эмоциями. Также текст будет интересен школьникам и студентам.

Научная статья не совсем соответствует всем требованиям, предъявляемым к таким работам, поэтому она не может быть рекомендована к публикации, материал нуждается в доработке.

В итоге получился текст, который содержит критические замечания по тексту статьи.

Все курсанты под руководством преподавателя активно редактируют полученные тексты. На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся выявляют отличительные признаки изученных жанров (выполнение задания 4).

Задание 4

1. Сравните аннотацию - монографический реферат - реферат-обзор - отзыв - рецензию. Выявите общее и различия. Аргументируйте ваше понимание.

2. Выявите наиболее типичные трудности при составлении отзыва и рецензии. Посоветуйте, как их можно избежать.

3. Определите представленность текста оценочного характера в вашей учебной и профессиональной деятельности.

Задание 5, направленное на отработку изученного материала, курсанты выполняют в ходе самостоятельной подготовки. Цель первого пункта - отработка предложно-падежной системы русского языка на материале имён существительных, которые активно используются в научной речи. Второй пункт направлен на обобщение и систематизацию знаний о текстах оценочного характера. Развитие аргументативных умений - цель третьего пункта. На следующем занятии после выступления каждого обучающегося преподавателю необходимо проанализировать выступление и дать рекомендации, так как уже с первого занятия начинается подготовка к защите разных научных работ.

Задание 5

1. Составьте словосочетания с предложенными именами существительными: анализ, формирование, синтез, изучение, актуальность, вывод, развитие, характеристика, выявление, определение, рассмотрение, описание.

2. Составьте текст-рассуждение о роли критики в профессиональной деятельности. Выступите с ним.

В хорошо подготовленных группах можно предложить обучающимся творческое задание, направленное на развитие умений продуцирования письменных текстов, развитие связной речи, на отработку полученных знаний, умений и навыков. Творческие задания выполняют и авторы, и редакторы, а затем курсанты обмениваются работами и оценивают их. Затем преподаватель проверяет получившиеся «проверенные тексты» (выполнение задания 6).

Задание 6 (дополнительное)

Напишите эссе научно-популярного подстиля, посвященное рассмотрению вопроса о достоинствах и недостатках электронных книг. Проанализируйте языковые особенности получившегося текста.

Результатом изучения научной речи является сформированность умений продуцировать научные тексты разных подстилей, выступать перед аудиторией и участвовать в обсуждении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Военный компонент в научной речи реализован в текстах биографического характера известных полководцев (задания на составление аннотации, реферата, отзыва, рецензии); фрагментах, посвящённых деятельности военачальников (задания на выявление стилевых черт и языковых особенностей).

От общей характеристики научного стиля к продуцированию собственных текстов, от репродуктивных заданий к продуктивным идёт процесс обучения научной речи.

Внедрение в образовательный процесс Военного университета разработанного перечня заданий с целью повышения качества продуцирования письменных и устных текстов

Гипотеза эксперимента - обучение научной речи с использованием электронного учебного пособия позволяет повысить процент усвоения изученного материала. Эксперимент проводился в группах курсантов из стран дальнего и ближнего зарубежья (30 человек). Одна группа проходила обучение по материалам электронного учебного пособия, а другая - по печатному учебному пособию. На первом этапе был предложен входной диагностический тест по основным вопросам научной речи с целью выявления уровня подготовленности. Затем, согласно тематическому плану, курсанты выполняли все контрольные работы на проверку уровня сформированности теоретических знаний и практических умений по продуцированию вторичных научных текстов. На завершающем этапе был проведён выходной диагностический тест, содержащий и теоретические, и практические задания. Результаты выполнения входного диагностического тестирования показали, что курсанты обладают информацией по научной речи примерно в равном объёме: группа курсантов, изучающая научную речь с использованием печатного учебного пособия [16] (далее - первая группа) - 53%, другая группа (далее - вторая группа) - 55%; результаты контрольных работ: первая группа - 60%; вторая группа - 75%; выходное диагностическое тестирование: первая группа - 65%; вторая группа - 85%. Представленная диаграмма (см. Рисунок 2) позволяет увидеть динамику изменения показателей эффективности предложенного перечня заданий. По сравнению с входным диагностическим тестированием в группе курсантов, изучающих научную речь с использованием электронного учебного пособия, процент усвоения материала и количество хороших и отличных оценок повысились на 30%.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

>5 *

>5 щ О ¡г

Я Н и О

я

Б* Св

Н

>5 *

и Щ

В1

Н и О

я

Б* Св

Н

□ Группа курсантов, изучающая научную речь с использованием печатного учебного пособия

□ Группа курсантов, изучающая научную речь с использованием электронного учебного пособия

Рисунок 2

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Поставленная цель нашла отражение в разработанной методике обучения по использованию научной речи, которая включает языковые упражнения, направленные

на выявление стилистических особенностей слов (выявить лексические и грамматические особенности текста); речевые (коммуникативные) упражнения, целью которых является умение решить предложенную коммуникативную ситуацию (подобрать нужные языковые средства и оформить свой ответ в устной или письменной форме) или прокомментировать высказывание, афоризм. Предложенные задания направлены на развитие у обучающихся умений аргументации, продуцирования устных и письменных текстов научно-популярного и собственно научного подстилей, участия в научных дискуссиях, круглых столах и конференциях. Задачи исследования решены, так как проанализирована литература, содержащая вопросы обучения научной речи и аспекты создания электронных учебников. Изучение научной речи с использованием электронного учебного пособия позволяет преподавателю выбрать индивидуальную траекторию обучения, в ходе которой раскрыть творческие способности курсантов (участие в круглых столах, конференциях). Реализация игровой технологии обучения на занятии позволила повысить мотивацию к изучению научного стиля и дала возможность обучающимся выступить как в роли автора, так и в роли редактора. Применение модели «перевёрнутого класса» и электронного учебного пособия сделало процесс объяснения нового материала эффективным, так как курсанты смогли усвоить новый материал самостоятельно, обдумывая каждый рассматриваемый вопрос. В ходе проведенного эксперимента была апробирована и внедрена предложенная методика обучения использованию научной речи, была подтверждена ее эффективность. Количество хороших и отличных оценок увеличилось на 30%, объективность результатов определяется участием в эксперименте обучающихся из разных национальных групп и разного уровня владения русским языком в количестве 30 человек. Благодаря тренировочным и контрольным тестам возросла объективность оценки результатов.

Перспективой дальнейшего исследования может выступать методика обучения использованию научной речи в рамках модели «ротации станций».

Список источников

1. Абрамова Я. К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология // Перспективы развития информационных технологий. 2014. № 17. С. 115-119.

2. Антипова И. А., Сидорова О. Ю. Система работы над профессионально ориентированной лексикой с курсантами военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 3. С. 297-302. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.3.4.

3. Белоглазова Л. Б., Белоглазов А. А., Копылова П. А. Направления использования электронных средств в обучении научному стилю речи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2015. № 4. С. 33-41.

4. Воронина М. В. «Перевёрнутый» класс - инновационная модель обучения // Открытое образование. 2018. № 5. С. 40-51.

5. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. М.: МЭИ, 2003. 335 с.

6. Иванова Т. М. Система упражнений на занятиях по русскому языку как иностранному (из опыта работы) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия «Филология, история, востоковедение». 2013. № 2 (49). С. 221-228.

7. Изард К. Э. Различные точки зрения на природу и значение эмоций // Виноградова Е. Н. Русский язык для психологов: учебное пособие для иностранных учащихся первого курса факультетов психологии вузов России. М.: Рус. яз. Курсы, 2007. С. 162-163.

8. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Рус. яз., 1985. 128 с.

9. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Рус. яз., 1988. 176 с.

10. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.: Академия, 2009. 192 с.

11. Пенно М. А. Преимущества и недостатки электронных учебников [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № S7. С. 46-50. URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm (дата обращения: 20.10.2020).

12. Писарь Н. В. Проблемы и перспективы обучения научному стилю речи иностранных студентов технического вуза в рамках дисциплины «Деловой иностранный язык (русский)» // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С. 316-323.

13. Скакунова В. А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у будущих учителей иностранного языка посредством веб-проектов: дисс. ... к. пед. н. Тамбов, 2020. 190 с.

14. Скорикова Т. П. Методические аспекты обучения научному стилю речи в неязыковом вузе // Гуманитарный вестник. 2015. № 5 (31). С. 7-9.

15. Тлехурай М. К. Методические аспекты развития научной речи обучающихся нефилологических вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 2. С. 98-106.

16. Токарева Т. Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь. М.: ВУ, 2016. 428 с.

17. Токарева Т. Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь: электронное учебное пособие. М.: ВУ, 2016.

18. Туана Е. Н., Смелкова И. Ю. Комплексный подход как современное требование к созданию учебника и учебного пособия по научному стилю речи для иностранных студентов неязыковых специальностей // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. 2018. № 1. С. 102-111.

19. Хавронина С. А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный». М.: РУДН, 2008. 198 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Антипова Ирина Александровна1, к. филол. н. Сидорова Ольга Юрьевна2, к. филол. н.

1 2 Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

EN

Antipova Irina Alexandrovna1, PhD Sidorova Olga Yurievna2, PhD

1 2 Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow

1 irina-antipova.83@rambler.ru, 2 future4you@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 30.10.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): обучение научной речи; русский язык как иностранный; иностранные военнослужащие; электронное учебное пособие; игровая технология; teaching scientific speech; Russian as a foreign language; foreign military students; electronic textbook; game technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.