Научная статья на тему 'Текст-рассуждение на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе (на военно-историческом материале)'

Текст-рассуждение на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе (на военно-историческом материале) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2034
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ / ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ТИПЫ ТЕКСТОВ / ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ-ИНОФОНЫ / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH TO TEACHING / COMMUNICATIVE TEACHING / SCIENTIFIC STYLE OF SPEECH / TEXT-CENTRED APPROACH TO TEACHING / TYPES OF TEXTS / ARGUMENTATIVE TEXT / FOREIGN LEARNERS / MILITARY-HISTORICAL TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушина Елена Анатольевна

Статья посвящена вопросу обучения курсантов основных курсов составлению текста-рассуждения на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе. Говорится о необходимости использования данного типа текста при развитии умений письма и говорения в ходе работы с текстами научного стиля речи в рамках реализации компетентностного подхода к обучению. Проблема обучения иностранных военнослужащих написанию текста-рассуждения раскрывается на военно-историческом материале: определены основные трудности, возникающие у обучающихся в процессе составления рассуждения по тексту, разработана система заданий по формированию умений написания текста-рассуждения на военно-историческую тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трушина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARGUMENTATIVE ESSAY AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT MILITARY HIGHER SCHOOL (ON THE BASIS OF MILITARY-HISTORICAL TEXT)

The article is devoted to the problem of teaching to write an argumentative essay at the lessons of Russian as a foreign language at military higher school. The author justifies the necessity to use argumentative texts when developing learners’ written and oral foreign-language competence within the framework of the competence-based approach. The problem of teaching to write an argumentative essay to foreign military students is examined by the example of military-historical texts. The author identifies the basic difficulties that learners come across when writing an argumentative essay, offers a system of exercises to form the skills of writing an argumentative essay on a military-historical subject.

Текст научной работы на тему «Текст-рассуждение на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе (на военно-историческом материале)»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.78

Трушина Елена Анатольевна

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В

ВОЕННОМ ВУЗЕ (НА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ)

Статья посвящена вопросу обучения курсантов основных курсов составлению текста-рассуждения на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе. Говорится о необходимости использования данного типа текста при развитии умений письма и говорения в ходе работы с текстами научного стиля речи в рамках реализации компетентностного подхода к обучению. Проблема обучения иностранных военнослужащих написанию текста-рассуждения раскрывается на военно-историческом материале: определены основные трудности, возникающие у обучающихся в процессе составления рассуждения по тексту, разработана система заданий по формированию умений написания текста-рассуждения на военно-историческую тему.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272019/12/78.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 387-391. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/12/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

9. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 5 (24). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

10. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 26.07.2019) № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 12.10.2019).

11. Студенкина Л. И. Педагогические условия эффективности использования элементов электронного обучения в вузовской профессиональной подготовке студентов: на материале математической подготовки: дисс. ... к. пед. н. Курск, 2007. 168 с.

12. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 800 с.

13. Фельдман А. Б. Клиповое мышление [Электронный ресурс]. URL: http://nk-tv.com/65930.html (дата обращения: 20.05.2018).

14. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. URL: https://www.topos.ru/ article/7371 (дата обращения: 25.06.2018).

15. Чуксина И. Г. Педагогические основы обучения студентов русскому языку как иностранному средствами компьютерных технологий: дисс. ... д. пед. н. Калининград, 2003. 269 с.

ELECTRONIC COURSE AS A FORM OF TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE "CLIP THINKING" PHENOMENON

Belyaeva Elena Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Mart'yanova Natal'ya Anatol'evna, Ph. D. in Philology Siberian Federal University, Krasnoyarsk lena1306@mail.ru; nata-m@bk.ru

The article is devoted to the problem of clip thinking. The authors justify the necessity to reconsider the existing forms and methods of teaching and to create new ones taking into account the peculiarities of clip thinking. The paper shows that under the current situation, educational process should include electronic teaching. In this connection, the article presents experience of compiling an electronic course of Russian as a foreign language based on such features of clip thinking as fragmentariness, visualization, multichannel nature of perception, need for novelty, practical orientation. The course tries to neutralize negative effects of a new type of thinking using interactive tasks aimed to develop intellectual skills, attention and memory.

Key words and phrases: clip thinking; characteristics of clip thinking; clip; image; electronic course; Russian as a foreign language.

УДК 37; 811.161.1 Дата поступления рукописи: 19.02.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.78

Статья посвящена вопросу обучения курсантов основных курсов составлению текста-рассуждения на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе. Говорится о необходимости использования данного типа текста при развитии умений письма и говорения в ходе работы с текстами научного стиля речи в рамках реализации компетентностного подхода к обучению. Проблема обучения иностранных военнослужащих написанию текста-рассуждения раскрывается на военно-историческом материале: определены основные трудности, возникающие у обучающихся в процессе составления рассуждения по тексту, разработана система заданий по формированию умений написания текста-рассуждения на военно-историческую тему.

Ключевые слова и фразы: методика преподавания русского языка как иностранного; коммуникативная компетенция; компетентностный подход к обучению; коммуникативный метод обучения; научный стиль речи; текстоцентрический подход в обучении; типы текстов; текст-рассуждение; обучающиеся-инофоны; военно-исторический текст.

Трушина Елена Анатольевна, к. филол. н.

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва

(филиал) в г. Пензе

rousebude@rambler.ru

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ (НА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ)

Основная цель обучения курсантов-инофонов на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе - формирование коммуникативной компетенции для успешного освоения профессиональных дисциплин. Ведущим в этом процессе выступает коммуникативный метод обучения [9].

Учащиеся основных курсов военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному работают в первую очередь с военно-профессиональными текстами по таким дисциплинам, как «Тактика», «Военная топография», «Боеприпасы», «РАВ» и т.д., при этом внимание обучающихся концентрируется на терминологии и структурно-синтаксических моделях научного стиля речи. Данные тексты выполняют учебные функции: дидактическую, познавательную, обучающую, развивающую, коммуникативную, но, как справедливо пишет И. Б. Веденеева, «тексты по военным дисциплинам по способу изложения чаще всего представляют собой два самых распространенных в научном стиле типа: описание и повествование» [3, с. 28], в то время как работе с текстом-рассуждением уделяется недостаточно внимания. Между тем данная проблема является актуальной в методике преподавания русского языка как иностранного, так как курсанты должны не только репродуцировать, но и продуцировать тексты-рассуждения, уметь грамотно и логично аргументировать собственную точку зрения, что лежит в основе написания таких научных работ, как доклад, реферат или рецензия, и показать данное умение при защите дипломных проектов. Как отмечается в «Лингводидактической программе по русскому языку как иностранному» (2013), в процессе говорения учащийся, владеющий русским языком на уровне В1-В2, «должен уметь строить монологическое высказывание репродуктивно-продуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста различной формально-смысловой структуры и коммуникативной направленности с опорой на план, вопросы, таблицы и т.д. Тип текста: описание, сообщение, объяснение, а также тексты смешанного типа с элементами рассуждения и доказательства» [5, с. 10]. Принципиально важную роль играет текст-рассуждение и в процессе обучения иностранных адъюнктов, готовящихся к написанию диссертации по военной специальности [2; 4]. Таким образом, актуальность нашего исследования определяется важностью формирования навыков написания текста-рассуждения в системе изучения русского языка как иностранного курсантами, а также практической значимостью работы, заключающейся в том, что её результаты могут быть использованы на занятиях по РКИ в военном вузе.

Цель исследования - определение роли текста-рассуждения в формировании умений продуктивной устной и письменной речи на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе.

Задачи исследования можно определить следующим образом: сформулировать отличительные особенности текста-рассуждения применительно к занятиям по русскому языку как иностранному и основные трудности, возникающие у обучающихся при составлении текста-рассуждения на определенную тему; отобрать речевые клише для написания текста-рассуждения; разработать систему предтекстовых и послетекстовых заданий по составлению текста-рассуждения.

Научная новизна исследования заключается в выборе методики обучения иностранных военнослужащих написанию текста-рассуждения, в разработке системы заданий по формированию умений написания текста-рассуждения на военно-историческую тему.

Как отмечает Т. Е. Токарева, «развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, являясь целью и содержанием обучения, имеет многоуровневый и многоступенчатый характер, тесным образом связанный с развитием личности обучающегося как языковой / культурно-языковой» [10, с. 14]. А. Н. Щукин подчеркивает, что в рамках компетентностного подхода к обучению необходимо сформировать у учащихся способность «эффективно и самостоятельно использовать русский язык для решения как учебных, так и профессиональных задач на основе приобретенных знаний и умений» [12, с. 166], что в полной мере можно отнести к иностранным курсантам.

В основе профессионально-ориентированного обучения русскому языку как иностранному лежит тек-стоцентрический подход. Текст - это образец того, как функционирует язык. При коммуникативном подходе именно он является исходной и конечной единицей обучения.

Тексты-рассуждения есть во всех функциональных стилях речи, но основная область использования подобных текстов - научный стиль (например, теорема и её доказательство), которым наиболее часто пользуются курсанты-инофоны в процессе профессиональной подготовки. Л. С. Крючкова и Н. В. Мощинская дают следующее определение текста-рассуждения: «Рассуждение является мыслительным процессом, направленным на обоснование какого-либо положения или на формулирование вывода из имеющихся фактов, аргументов и зафиксированным в письменной форме» [7, с. 411].

Традиционно говорят о следующих видах текстов-рассуждений: рассуждение-доказательство (почему? что из этого следует?), доказательство истинности тезиса становится основной частью подобного текста; рассуждение-объяснение (что это такое? почему предмет именно такой?), данный текст предполагает, что главное утверждение истинно, поэтому нет необходимости доказывать его истинность или ложность, главная задача текста заключается в объяснении содержания тезиса; рассуждение-размышление (как быть? что делать?).

На занятиях по русскому языку как иностранному чаще используется рассуждение-доказательство.

Обычно выделяют следующие компоненты текста-рассуждения: тезис (мысль, суждение, положение, которое сформулировали и которое нужно доказать), основную часть (аргументы, или доказательства), заключение (вывод, к которому пришёл автор рассуждения). Все части рассуждения подчинены одной цели - аргументированно раскрыть тезис, доказать его истинность. Основой рассуждения являются причинно-следственные связи. Рассуждение может быть основано как на доказательствах-утверждениях, подтверждающих тезис, так и на доказательствах-опровержениях, говорящих о ложности тезиса. Обучающиеся должны уметь использовать разные виды доказательств. Выстраивая аргументы, учащийся может приводить примеры, научные и исторические факты, цитаты, афоризмы, статистические данные. Доказательства необходимо логично выстроить. Курсанты

должны знать, что самый убедительный аргумент лучше привести последним. Важно, чтобы в процессе доказательства тезиса аргументы соответствовали именно этому утверждению, а не какому-либо другому.

Вывод должен быть четким и убедительным. Он может почти дублировать тезис, но при этом выводить его на другой уровень за счет обобщения или рекомендаций; не совпадать с ним; представлять собой альтернативу между обоснованием и опровержением.

Текст-рассуждение имеет определенные лексические и грамматические особенности: в нем присутствуют абстрактная лексика, простые распространенные предложения с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами, обстоятельствами цели, причины, следствия, уступки; риторические вопросы; сложные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки; бессоюзные предложения. Данная грамматика должна быть знакома обучающемуся-инофону, составляющему текст-рассуждение.

Для доказательства тезиса иностранные обучающиеся обычно используют 2-3 аргумента, редко больше. Учащиеся должны знать слова и сочетания слов (клише), которые помогут им построить текст-рассуждение, например: обратимся к факту, научным данным; это можно доказать следующим образом; можно привести такой пример; приведем ещё один пример, доказывающий данную точку зрения; в этом можно убедиться, обратившись к...; например...; допустим...; по свидетельству (кого-либо)...; предположим...; так как; во-первых, во-вторых и т.д.; итак, следовательно, таким образом.

На занятиях по русскому языку как иностранному курсанты знакомятся с образцами текстов-рассуждений и их структурой, выделяют тезис, доказательства и выводы автора. При этом обучающийся должен уметь хорошо ориентироваться в научном тексте, находить главную и второстепенную информацию. Учащимся можно предложить следующие задания: сформулируйте тему и проблему текста; выделите части текста; найдите введение, определите его назначение; выделите тезис, охарактеризуйте его соответствие теме; найдите доказательства, определите, сколько их и достаточно ли их; проанализируйте вывод; охарактеризуйте заглавие текста, скажите, соответствует ли оно теме и проблеме текста. Основой рассуждения является чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль.

Конечным этапом работы является построение собственного текста- рассуждения на определенную тему на основе прочитанного текста, в полной мере показывающее умение курсантов понимать и интерпретировать содержание исходного текста; последовательно, логично, грамотно и связно выражать мысли в письменной и устной форме с соблюдением языковых норм; сравнивать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения; формулировать собственное мнение о прочитанном; уметь создавать текст, соответствующий определенным требованиям.

Построение текста-рассуждения, как показывает практика, вызывает у обучающихся большие трудности, так как «подразумевает, что учащиеся владеют языковыми компетенциями на значительном уровне» [Там же], и относится к заданиям повышенной сложности. Как справедливо отмечает Н. Л. Федотова, чтобы составить текст-рассуждение «по проблемам специальности или социально-культурной тематике, обучаемые должны иметь достаточно высокий уровень сформированности лексико-грамматических навыков и уметь оперировать изученным материалом для адекватного развертывания смысловой информации» [11, с. 110]. К сложностям, возникающим в процессе написания текста-рассуждения, можно отнести следующие: курсанты затрудняются в определении темы и основной мысли текста, в выделении смысловых частей текста, основной и второстепенной информации, в высказывании собственного мнения о прочитанном и особенно в письменном оформлении текста-рассуждения - при этом имеют место многочисленные ошибки, нарушения логики и последовательности изложения. Только систематическое включение заданий по составлению текстов-рассуждений в структуру занятий по русскому языку как иностранному позволяет свести подобные трудности к минимуму, что предполагает большую работу как преподавателя, так и обучающихся.

Приведем пример составления текста-рассуждения на определенную тему на военно-историческом материале о маршале Михаиле Николаевиче Тухачевском с курсантами 4 курса, имеющими языковую подготовку на уровне В2. Перед началом работы обучающиеся получают бланк задания с опорными словами и тезисом, который они должны будут доказать или опровергнуть в ходе занятия:

Самый молодой маршал Советского Союза, блестящий полководец Михаил Николаевич Тухачевский был выдающейся личностью в военной истории ХХ века.

По моему мнению, автор высказывания прав (неправ), так как ... . Я согласен (не согласен) с этим утверждением, так как ... . Во-первых, ... . Во-вторых, ... . В-третьих, ... . Для доказательства своей точки зрения я хочу привести пример ... . Следовательно, ... (таким образом, ...).

Учащиеся должны использовать всю информацию занятия для построения текста-рассуждения.

Перед чтением текста курсанты выполняют предтекстовые задания, направленные на снятие лексико-грамматических трудностей, например:

Задание 1. Объясните значение слов и словосочетаний, при необходимости обратитесь к словарю.

Бонапарт, инициатива, РККА, милитаризация, реорганизация, реформирование, наземно-зенитная артиллерия, безоткатная пушка и т.д.

Задание 2. Прочитайте комментарии к тексту.

1-я Пензенская мужская гимназия (1804-1917) - учебное заведение в г. Пензе, сейчас классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского.

Московский 1-й кадетский корпус - военно-учебное заведение Российской империи, готовившее юнкеров военных училищ (1863-1918). Сейчас в его здании находится Военная академия бронетанковых войск и т.д.

Затем учащиеся читают текст о деятельности маршала, его военных заслугах и выполняют послетексто-вые задания, направленные на проверку правильности понимания текста, на определение тематики и проблематики, выделение главной и второстепенной информации текста:

Задание 1. Задайте вопросы к следующим ответам.

1. ... ? Выдающимся советским военным деятелем. 2. ... ? В Пензенской мужской гимназии, Московском кадетском корпусе и Александровском училище. 3. ... ? За храбрость. 4. ... ? В военной операции по взятию Симбирска. 5. ... ? За разгром войск Колчака и Деникина и т.д.

Задание 2. Допишите предложения, пользуясь информацией текста.

1. Михаил Николаевич Тухачевский ... . 2. ... с золотой медалью. 3. ... шесть орденов. 4. ... четыре попытки убежать из плена. 5. ... орденом Красного Знамени. 6. ... производство ста тысяч танков в год. 7. ... учить войска тому, что требуется на войне. 8. Тухачевский поддерживал ученых, ... . 9. Ворошилов и Буденный ... . 10. Тухачевский признал себя виновным ... . 11. ... был реабилитирован.

Задание 3. Раскройте скобки, поставьте слова в скобках в нужном падеже, употребляя, где необходимо, предлоги. Прочитайте текст. Какая информация в нем повторяется по сравнению с основным текстом, какая является новой? (Все микротексты, с которыми работают курсанты, связаны с тематикой основного текста, но не дублируют, а дополняют его.)

Поступив (первый Московский кадетский корпус), Тухачевский сразу выделился среди учеников (острый ум, физические способности и необыкновенное старание). Учителя отмечали, что «военное дело является подлинным призванием этого мальчика». Училище Тухачевский окончил первым по успеваемости и был отправлен (Семеновский полк).

Тухачевский участвовал (Первая мировая война), и даже недоброжелатели отмечали его отчаянную храбрость на поле боя и (разведке). (Героизм) он был награжден пятью различными орденами за полгода.

Михаил Николаевич навсегда остался в истории (самый молодой советский маршал). Он сделал (блестящая военная карьера), был одним из главных военачальников самой многочисленной армии мира, пользовался (огромное уважение) в главных военных кругах Парижа, Лондона, Берлина.

Тухачевский свободно владел (три иностранных языка), интересовался (музыка), играл (скрипка), увлекался (верховая езда, танцы, спортивная борьба), был блестящим оратором.

Предлоги: о, в, за, благодаря, на.

Задание 4. Подберите к началу предложения его окончание. Прочитайте полученный текст. Как вы думаете, зачем маршал решил призвать на службу в Советской Армии царских офицеров? Как он смог, по вашему мнению, завоевать доверие солдат?

1. Тухачевский стал инициатором. 1. боеспособной армии нужны опытные руководители.

2. Из его приказа: «Для организации. 2. за ним.

3. Поэтому приказываю... 3. военно-полевому суду».

4. Не появившиеся будут отданы. 4. записи бывших царских офицеров в Красную армию.

5. Тухачевский писал: «Я помог им пойти. 5. бывшим офицерам немедленно прибыть ко мне.

6. Офицеры пошли. 6. завоевать и доверие солдат.

7. А позже, несмотря на аристократические манеры, он сумел. 7. вместе с народом, а не против него».

Затем обучающиеся читают и комментируют высказывания о Тухачевском, соглашаются или спорят с ними, высказывают собственное мнение:

1. Г. К. Жуков: «На посту первого заместителя наркома обороны Михаил Николаевич Тухачевский вёл большую организаторскую, творческую и научную работу, и все мы чувствовали, что главную, руководящую роль в Наркомате обороны играет он. При встречах с ним меня привлекала его разносторонняя осведомлённость в вопросах военной науки. Умный, широко образованный профессиональный военный, он великолепно разбирался как в области тактики, так и в стратегических вопросах. М. Н. Тухачевский умел творчески подойти к любой проблеме» [6, с. 114].

2. Кристофер Макпадден, бригадный генерал (США): «Мало кто из военных мыслителей в армиях других стран приближался к Тухачевскому по глубине и широте используемых подходов на всех уровнях военного искусства. Из-за всеобъемлющего характера и точности своих теорий он заслужил место в зале славы полководцев и военных теоретиков всех времен» (2016) [8].

Перед написанием текста-рассуждения курсанты доказывают следующие утверждения, приводя 1-2 аргумента: 1. Тухачевский являлся теоретиком военного искусства и новатором в военной науке. 2. Тухачевский был выдающимся практиком в военном деле. 3. Тухачевский был разносторонним человеком. 4. Жизнь Тухачевского была связана с Пензой.

В заключение занятия обучающиеся составляют письменно текст-рассуждение, доказывающий или опровергающий заявленный в начале занятия тезис, на основе информации прочитанных текстов. В группе со слабой языковой подготовкой можно сначала построить текст-рассуждение устно, а затем его записать.

Написанный учащимися текст-рассуждение обязательно должен быть проверен и проанализирован на следующем занятии, речевые, фактические, логические ошибки объяснены и откорректированы, в противном случае проделанная курсантами работа окажется безрезультатной. При этом, как отмечают А. А. Акишина,

0. Е. Каган, «исправление грамматических ошибок не ведет к улучшению навыков письма. Студенты не обращают внимания на наши исправления грамматики и орфографии, но с интересом выслушивают замечания о содержании и организации» [1, c. 128].

Таким образом, в ходе исследования приходим к выводу, что систематическая отработка на занятиях по русскому языку как иностранному навыков составления текста-рассуждения способствует развитию умений продуктивной устной и письменной речи обучающихся-инофонов. Текст-рассуждение имеет свои определенные особенности: лексические, синтаксические, композиционные; написание текста-рассуждения, как правило, вызывает у иностранных учащихся значительные трудности, поэтому преподаватель обязан выстроить систему предтекстовых и послетекстовых заданий при работе с первичным текстом так, чтобы свести эти трудности к минимуму и сформировать у курсантов умения анализировать текст с различных позиций и доказывать свою точку зрения (система должна включать задания на нахождение главной и второстепенной информации в тексте, определение темы и проблемы текста, составление различных видов планов к тексту, на отработку структуры текста-рассуждения, клише для его написания, на построение собственного текста-рассуждения). Подобная система заданий была нами разработана и реализована на примере конкретного военно-исторического текста.

Работа с текстами-рассуждениями обязательно должна проводиться с курсантами на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе не эпизодически, как это обычно происходит, а систематически. Именно умение составлять текст-рассуждение в письменной и устной формах свидетельствует об овладении иностранными обучающимися русским языком и о сформированности у них коммуникативной компетенции на достаточно высоком уровне.

Список источников

1. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 256 с.

2. Ардатова Е. В., Фокин В. И. Защищаем магистерскую диссертацию: пособие по русскому языку для иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2012. 116 с.

3. Веденеева И. Б. Использование текста-описания и текста-повествования при изучении языка специальности на подготовительном курсе // Обучение русскому языку как иностранному и как родному. Диалог культур: сб. материалов докладов IV Межвуз. науч.-практ. конф. Ярославль: Канцлер, 2017. С. 28-33.

4. Грекова О. К., Кузьминова Е. А. Обсуждаем, пишем диссертацию и автореферат: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2014. 296 с.

5. Есина З. И., Соболева Н. И., Василишина Т. И., Пугачев И. А., Яркина Л. П. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному. Первый и второй сертификационные уровни. Естественно-технический профиль. М.: РУДН, 2013. 89 с.

6. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: в 2-х т. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Т. 1. 415 с.

7. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2013. 480 с.

8. Макпадден К. Михаил Николаевич Тухачевский (1893-1937): практик и теоретик войны [Электронный ресурс] // Улица Московская. 2016. № 2. URL: http://ym-penza.ru/analitika/novejshaya-istoriya/item/2490-mikhail-nikolaevich-tukhachevskij-1893-1937-praktik-i-teoretik-vojny (дата обращения: 16.02.2019).

9. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. 208 с.

10. Токарева Т. Е. Лингводидактическая стратегия обучения русскому языку как иностранному на этапе вузовской подготовки. М.: Военный университет, 2014. 190 с.

11. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). СПб.: Златоуст, 2013. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2018. 508 с.

ARGUMENTATIVE ESSAY AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT MILITARY HIGHER SCHOOL (ON THE BASIS OF MILITARY-HISTORICAL TEXT)

Trushina Elena Anatol'evna, Ph. D. in Philology General of the Army A. V. Khrulev Military Logistics Academy (Branch) in Penza rousebude@rambler. ru

The article is devoted to the problem of teaching to write an argumentative essay at the lessons of Russian as a foreign language at military higher school. The author justifies the necessity to use argumentative texts when developing learners' written and oral foreign-language competence within the framework of the competence-based approach. The problem of teaching to write an argumentative essay to foreign military students is examined by the example of military-historical texts. The author identifies the basic difficulties that learners come across when writing an argumentative essay, offers a system of exercises to form the skills of writing an argumentative essay on a military-historical subject.

Key words and phrases: methods of teaching Russian as a foreign language; communicative competence; competence-based approach to teaching; communicative teaching; scientific style of speech; text-centred approach to teaching; types of texts; argumentative text; foreign learners; military-historical text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.