2018, том 20 [7]
УДК 37.022
ОБУЧЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЮ АРГУМЕНТАТИВНОГО ТИПА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ СТАРШИХ КУРСОВ И ОРДИНАТОРОВ
Глазова О.Г., Маслова И.Б., Шаталова Л. С.
Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается авторская методика продуктивного обучения научной аргументации в письменной и устной форме будущих иностранных специалистов-медиков (студентов старших курсов и ординаторов) на русском языке. Актуальность данного исследования состоит в том, что указанная категория иностранных студентов в процессе обучения должна самостоятельно писать научные статьи, выступать со специальными сообщениями на конференциях и профессиональных собраниях, где необходимо уметь аргументировать свою точку зрения, концепцию, метод лечения и т.д. Цель статьи - представить вниманию преподавателей РКИ систему приемов формирования устойчивых навыков умения анализировать научную статью, выявлять авторскую позицию, вычленять информацию для структуры аргументов, строить высказывание аргументативного типа, доказательство, беседу, диалог с коллегами, больным, клиентами, а также проходить аккредитацию. В статье приводятся примеры типовых текстовых заданий, необходимых групп лексико-грамматических моделей, удачных логико-структурных композиций медицинских статей, фрагментов научных текстов и примеры построения доказательства с опорой на них, которые могут
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-7-25-32
ARGUMENTATIVE EXPRESSION TYPE TEACHING COURSE IN PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF MEDICAL STUDENTS OF SENIOR COURSES AND INTERNSHIP GRADUATES
Glazova O.G., MaslovaI.B., ShatalovaL.S.
R UDN University, Moscow, Russian Federation
Annotation. The article provides author's methodic of an effective education system of scientific argumentative discussion in written and verbal form for the future foreign medical specialists (students of senior courses and interns) in Russian language. Actuality of the current study is that the mentioned category of foreign students during the course has to learn to write scientific articles, give a speech at different conferences as well as professional meetings where it Ss important to state your argumentative point of view, method of treatment therapy etc. The aim of the article is to present the system of teaching Russian as a foreign language to the teachers to help them to form basic skills for analyzing a scientific article, determine author's position, break up information for the structure of arguments, build an argumentative type of discussion, evidence, communication, dialogue with colleges, patients, clients, as well as for passing an accreditation. The article also provides samples of typical text tasks, necessarily groups of vocabulary and grammar models, successful logically structured compositions of medical articles, fragments of scientific texts and samples for formation evidence based on them which can be used for practical classes during the education process of foreign students and interns of medical background. The education system is being held step by step. Initially students get acquainted with the structure of building text of evidence
—--—
~ 25 ~
—--
быть использованы на практических занятиях в процессе обучения иностранных студентов и ординаторов медицинского профиля. Обучение проводится поэтапно. Сначала студенты знакомятся со структурой построения текста-доказательства и примерами такого текста из научных статей, затем предлагаются лексико-грамматические модели, необходимые для текстов данного типа. После этого вводятся стратегии построения текста-доказательства, композиционная и логико-смысловая схемы построения аргументирующего высказывания, лексико-грамматические модели для связи тезиса, аргументирующей части и вывода, ссылок на источник информации, обоснования эффективности метода лечения, собственной точки зрения. Такие методические шаги, на наш взгляд, обеспечивают реализацию поставленной цели - обучение высказыванию аргу-ментативного типа.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативные компетенции, композиционная и логико-смысловая схемы научного текста, высказывание аргумен-тативного типа.
and samples of such texts from scientific articles. Then the strategies offormation text of evidence, composition and logical themes of building argumentative discussion, vocabulary and grammar models for thesis connection, argumentative part and conclusion, sources" information references, proof of a treatment methods effectiveness and personal point of view. Those methodological steps we believe to conduct goal formation - teaching of argumentative type of discussion.
Key words: professional communicative competence, composition and logical scientific text, argumentative type of discussion.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учимся общению: курс культуры русской речи для учащихся вузов. М., РУДН, 2010.
[2] Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., Изд-во ЛКИ, 2008.
[3] Гостева Ю.Н., Маслова И.Б. Аргументативное высказывание в структуре компетентностно ориентированной модели экзамена по русскому языку и культуре речи (для студентов нефилологических факультетов. // Инновационные педагогические подходы, средства, технологии, приёмы в системе профессионально-коммуникативного образования будущих врачей.
[4] Государственный образовательный стандарт РКИ. 1999. Третий уровень. Общее владение. М.-СПбю Златоуст.
[5] Глазова О.Г., Туманова С.Р., Куриленко В.Б., Давыдова Е.В. Читаем научные статьи по стоматологии. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2017. 52 с.
[6] Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М., 2-е изд. 1987.
[7] Воронова Е.Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе//Пер-спективы науки и образования.2014. Вып.1. С.189-194.
REFERENCES
[1] Balyhina T.M., Lysjakova M.V., Rybakov M.A. Uchimsja obshheniju: kurs kul'tury russkoj rechi dlja uchashhihsja vuzov. M., RUDN, 2010.
[2] Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi. M., Izd-vo LKI, 2008.
[3] Gosteva Ju.N., Maslova I.B. Argumentativnoe vyskazyvanie v strukture kompetentnostno orientiro-vannoj modeli jekzamena po russkomu jazyku i kul'ture rechi (dlja studentov nefilologicheskih fakul'tetov.//Innovacionnye pedpgogicheskie pod-hody, sredstva, tehnologii, prijomy v sisteme profes-sional'no-kommunikativnogo obrazovanija budush-hih vrachej.
[4] Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart RKI. 1999. Tretij uroven'. Obshhee vladenie. M.-SPbju Zlatoust.
[5] Glazova O.G., Tumanova S.R., Kurilenko V.B., Da-vydova E.V. Chitaem nauchnye stat'i po stoma-tologii. M.: JeKON-INFORM, 2017. 52 p.
[6] Sovremennye metody obuchenija russkomu jazyku inostrancev. M., 2-e izd. 1987.
[7] Voronova E.N. Sovremennye tehnologii i metody obuchenija inostrannomu jazyku v vuze//Perspektivy nauki i obrazovanija.2014. Vyp.1. p.189-194.
—--—
~ 26 ~
—--
Для написания научных статей, составления устных научных сообщений необходимо уметь аргументировать свою точку зрения, концепцию и т.д. Доказательство (или аргументация) - это приведение неопровержимых доводов или фактов, подтверждающих истинность какого-либо положения. Для студентов-медиков и ординаторов умение доказывать, аргументировать, пояснять имеет особую значимость, так как оно необходимо при прохождении аккредитации, в работе в клинике при общении с коллегами, пациентами и их родственниками [1, с.1-5; 2, с.22-25.].
Цель статьи - ознакомить специалистов в области РКИ с реальными материалами, используемыми в курсе подготовки иностранных студентов и ординаторов. В ней минимизирована теоретическая часть и уделяется внимание практической составляющей. Данные задания необходимы для формирования у учащихся умения анализировать научную статью, определять позицию автора, вычленять из текста информацию, необходимую для обоснования собственной точки зрения, доказательства необходимости использовать определённый метод лечения или лекарственный препарат.
Курс «Русский язык и культура речи» для русскоговорящих студентов-медиков также ориентирован на создание аргументативного высказывания. Профессионально-коммуникативная компетенция студента интегрирует как когнитивный, операционально-технологический компоненты, так и мотивационную, этическую, социальную составляющие, что позволяет связать компетентность обучающегося с его деятельностью, актуализировать профессионально-деятельностные аспекты. В этом цели и задачи обучения русских и иностранных студентов и ординаторов во многом схожи. Они должны быть готовы и способны участвовать в научно-профессиональном и деловом общении, уметь формулировать свою внутреннюю позицию, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к предмету [3, с. 155; 4, с. 30-32].
Однако обучение иностранных студентов-медиков старших курсов и ординаторов (уровень владения языком В2) несколько отличается от
обучения русских студентов. Оно подразумевает умение составить самостоятельное высказывание аргументативного типа с опорой на научный текст (статью), в котором содержится информация о лекарственном препарате или методе лечения (Ср.: русские студенты-медики должны уметь самостоятельно аргументировать собственную точку зрения) [5, с.76; 6, с.51-57; 7, с.14-21.].
Специалистами кафедры русского языка медицинского института РУДН была разработана и прошла апробацию концепция обучения студентов-иностранцев высказыванию аргументатив-ного типа. Материалы включены в учебные пособия и экзаменационные билеты. Сформированные умения и навыки успешно применяются студентами и ординаторами при прохождении медицинской клинической практики, аккредитации, а также в дальнейшей работе.
В научно-методической литературе сегодня описаны разные стратегии построения текста-доказательства.
Текст-доказательство 1
• Тезис
• Аргументирующая часть
• Вывод
Доказательство 1.
(1) Как полагает ученый N глюкокортикосте-роиды (ГКС) не являются эффективными противоаллергическими препаратами. Нельзя согласиться с мнением учёного N так как оно не имеет достаточных оснований.
(2) Мы можем подтвердить собственную точку зрения (опровергнуть точку зрения учёного N такими фактами. ГКС уменьшают эозинофильную инфильтрацию и секреторную активность желез слизистой оболочки, снижают степень сосудистой проницаемости, тормозят синтез проаллер-гических посредников, контролируют экспрессию клеточных рецепторов и т.д. Аргументом в пользу правомерности нашей точки зрения (опровергающим мнение учёного N служит также то, что под влиянием этих препаратов уменьшаются отёк слизистой оболочки полости носа, количество слизисто-водянистых выделений и объём полипов, улучшается проходимость носовых ходов
~ 27 ~
—--
и естественных соустьев околоносовых пазух. Хотелось бы также отметить, что большинство исследователей (например, Ю. Овчинников., С. Овчаренко) придерживается той же точки зрения, считая ГКС эффективными препаратами.
(3) Таким образом, можно сделать вывод о том, что мнение учёного N неверно: ГКС, действительно, являются эффективными противоаллергическими препаратами. Текст-доказательство 2:
• Аргументирующая часть.
• Тезис-заключение. Доказательство 2.
(1) Как показали исследования, глюкокортико-стероиды уменьшают эозинофильную инфильтрацию и секреторную активность желез слизистой оболочки, снижают степень сосудистой проницаемости, тормозят синтез проаллергических
Композиционная и логико-смысловая схема
посредников, контролируют экспрессию клеточных рецепторов и т.д. Было также установлено, что под влиянием этих препаратов уменьшаются отёк слизистой оболочки полости носа, количество слизисто-водянистых выделений и объём полипов, улучшается проходимость носовых ходов и естественных соустьев околоносовых пазух.
(2) Всё вышеизложенное позволяет утверждать, что глюкокортикостероиды являются эффективными противоаллергическими препаратами.
Кроме существующих стратегий построения текстов-доказательств на занятиях студентам-медикам предлагаются также композиционная и логико-смысловая схемы построения аргументирующего высказывания. Например:
Таблица 1
•строения аргументирующего высказывания
Композиционная схема Логико-смысловые схемы
Схема 1 Схема 2
Тезис 1. Утверждение другого лица, в котором сообщается о каком-либо объекте (методе лечения, способе применения лекарственного средства и т.п.) или выражается его оценка (обычно с указанием на источник информации). 2. Согласие / несогласие автора с данным утверждением (подтверждение или опровержение точки зрения другого лица). 3. Оценка утверждения. Утверждение, в котором выражается собственная точка зрения автора о каком-либо объекте и/или его оценка.
Аргументирующая часть 1. Эмпирические данные (факты, результаты исследований, применения лекарственного препарата, метода лечения и т.д.), подтверждающие или опровергающие точку зрения другого лица. 2. Мнение других исследователей (как правило, имеющих авторитет в этой области знания), подтверждающее или опровергающее точку зрения другого лица. 1. Эмпирические данные, подтверждающие точку зрения автора. 2. Мнение других исследователей, совпадающее с точкой зрения автора.
Вывод Подтверждение/ опровержение точки зрения другого лица. Утверждение о правильности собственной точки зрения.
Вместе с преподавателем, а также самостоя- - Это подтверждают / опровергают следующие
тельно студент анализирует структуру высказы- (такие) факты (данные, результаты исследований,
вания и средства связи его частей. ...);
1. Для связи тезиса и аргументирующей части - Это утверждение / мнение / точку зрения
используют следующие слова и выражения: можно подтвердить / опровергнуть следующими
—--—
~ 28 ~
—--
(такими) фактами (данными, результатами исследований, ...);
- Приведённые ниже факты (данные, результаты исследований, ...) подтверждают правильность / опровергают это (утверждение, мнение, точку зрения);
- Доказательством правильности (правомерности) / ошибочности (несостоятельности) этого утверждения (мнения, точки зрения) служат такие факты (данные, результаты исследований, ...);
- Сходной (аналогичной, подобной) точки зрения придерживаются;
- Сходное (аналогичное, подобное) мнение высказывают учёные (исследователи).
2. Для связи аргументирующей части и вывода используют следующие слова и выражения:
- Итак, . / Таким образом, . /, следовательно, ... ?
- На основании сказанного выше / приведенных выше фактов, данных, результатов исследований;
- Основываясь на сказанном выше / приведенных выше фактах, данных, результатах исследований, мы можем сделать вывод о том, что .прийти к заключению, что.
Важно отметить, что умение строить самостоятельное высказывание аргументативного типа проверяется в КИМах, предлагаемых студентам на экзамене. Модель существующего задания такова: в научном тексте, посвящённом актуальным вопросам современной медицины, стоматологии и фармакологии (в зависимости от специальности), предлагается выделить часть, описывающую методы лечения заболевания. На основе предлагаемой авторами информации экзаменуемый должен доказать, что данный препарат (метод) эффективен при лечении данного заболевания. Например:
«Одним из наиболее эффективных средств лечения пародонтита является комплексное применение лечебной зубной пасты «Пародонтакс» и геля «Холисал». Гель «Холисал» содержит хо-лина салицитат, хлорид цеталкония, а также анисовое масло, этанол. Благодаря содержанию хо-лина салицетата, гель «Холисал» оказывает про-
тивовоспалительное и анальгезирующее действие; тормозит активность циклооксигеназы, функции макрофагов и нейтрофилов. Кроме того, «Холисал» обладает противомикробным и противогрибковым действием. «Холисал» - прекрасный антисептик, действует на бактерии, грибы и вирусы. Обезболивающее действие наступает через 2-3 минуты, при этом его продолжительность составляет 2-8 часов. При нанесении на десны он обычно хорошо всасывается. Кроме того, «Холи-сал» усиливает действие других противовоспалительных, жаропонижающих и болеутоляющих средств. Гель «Холисал» выпускается в удобных алюминиевых тубах. Гель вводится в карманы или применяется в виде компрессов, или осторожно втирается в десны 1-2 раза в день.
Задание, предлагаемое на экзамене:
Как вы считаете, целесообразно ли использовать гель «Холисал» для лечения пародонтоза? Докажите свою точку зрения.
Используя информацию текста, студент составляет аргументы, на основе которых строится доказательство.
Аргументы для доказательства, выделенные студентами из текста:
«Холисал» — это препарат, используемый для лечения парадонтита.
Во-первых, благодаря содержанию холина са-лицилата он оказывает противовоспалительное и анальгезирующее действие.
Во-вторых, он тормозит активность циклоок-сигеназы, функции макрофагов и нейтрофилов.
В-третьих, «Холисал» обладает противогрибковым и противомикробным действием.
Кроме того, он действует на бактерии, грибы и вирусы.
К тому же, он оказывает обезболивающее действие, которое наступает через 2-3 минуты, при этом его продолжительность составляет 2-8 часов.
Наконец, «Холисал» усиливает действие других противовоспалительных, жаропонижающих и болеутоляющих средств.
На этом основании можно сделать вывод, что «Холисал» эффективен для лечения парадонтита.
~ 29 ~
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 7
—--—
Как уже было сказано выше, текст-доказательство обязательно содержит тезис (положение, которое доказывается) и аргументирующую часть.
В медицинской научной литературе наиболее распространены тезисы двух типов.
Первый тип включает следующие компоненты:
1) указание на источник информации;
2) сообщение о сущности какого-либо метода лечения (диагностики) или о лекарственном препарате;
Выражения сообщающие
3) оценка метода или лекарственного препарата.
Второй тип представляет собой собственное утверждение (мнение) автора.
Задание, предлагаемое на экзамене: Прочитайте часть статьи «Современные методики местного лечения инфицированных ран» (Приводится оригинальная статья). Найдите слова, с помощью которых указывается на источник информации.
Ниже даются выражения, с помощью которых сообщают об источнике информации [1, с.57]:
Таблица 2
об источнике информации
Ссылка на источник информации Ссылка на конкретное лицо
Установлено, что... Нам известно, что... Общеизвестно, что... Мало кому известно, что... По мнению специалистов, . По современным представлениям, . Традиционно принято считать, что... Как утверждает (считает, полагает), . По (Павлову, Мечникову и т.п.) ... Как следует (видно) из статьи.
Например:
1. По современным представлениям, раневый процесс разделяют на три фазы. Общеизвестно, что стенокардия распространена у пациентов в возрасте 40-60 лет.
2. Как следует из статьи А.П. Чадаева и А.Д. Кли-миашвили, новое направление в совершенствовании местного лечения ран заключается в разработке носителей лекарственных средств.
3. Как утверждают А.П. Чадаев и А.Д. Климиа-швили, применение повязок воскопран существенно повышает скорость заживления ран.
Тренировочное задание.
Предлагается сообщить об источнике информации, используя материал таблицы 3.
Таблица 3
Тренировочное задание
Источник информации Утверждение
А.П. Чадаев, А.Д. Климиашвили Использование повязок воскопран при применении мази левомеколь эффективнее её нанесения непосредственно на поверхность раны.
Ссылка на коллективное знание Наиболее древним способом лечения ран является нанесение контактных лекарственных средств на раневую поверхность.
Ссылка на коллективное знание В фазе воспаления вначале преобладают сосудистые реакции.
Ссылка на коллективное знание Реорганизация рубца и эпителизация являются завершающими фазами заживления раны.
А.П. Чадаев, А.Д. Климиашвили Применение повязок воскопран обеспечивает оптимальный процесс заживления.
А.П. Чадаев, А.Д. Климиашвили Повязки воскопран не прилипают к ране и менее болезненны.
Об эффективности метода лечения (диагностики, лекарственного препарата) и т.п. сообщают, используя следующие формулировки.
Положительная оценка: Метод, безусловно, эффективен. Метод представляется действенным.
—--—
~ 30 ~
—--
Метод обладает рядом достоинств. Метод имеет ряд преимуществ. Отрицательная оценка: Метод представляется малоэффективным. Метод является несовершенным.
Тренировочные задания.
1. Студентам предлагается оценить эффективность метода лечения (лекарственного препарата).
Таблица 4
Оценка эффективности метода лечения
Метод лечения, лекарственный препарат Оценка: (+) положительная \ (-) отрицательная
Лечение ран при помощи повязок воскопран. +
Лечение ран традиционными методами. -
Мазь левомеколь. +
Используя информацию статьи «Современные методики лечения инфицированных ран», необходимо сформулировать тезисы по плану:
1) указание на источник информации;
2) сущность традиционной методики лечения инфицированных ран;
3) оценка эффективности традиционного подхода;
4) указание на источник информации;
5) сущность методики лечения инфицированных ран, предлагаемой авторами статьи;
6) оценка эффективности предлагаемой методики.
2. Для анализа предлагается статья «О понятии критического стеноза в кардиохирургии» (приводится оригинальная статья), даётся задание найти информацию о сущности методов:
1) искусственного кровообращения в кардиохирургии;
2) метода реваскуляризации миокарда без применения ИК.
Оценивая какой-либо метод, выражают уверенность / предположение и сообщают о собственной точке зрения: Уверенность
• Без сомнения, ...
• Нет сомнения в том, что ...
• Не оставляет сомнения, что ...
• Вряд ли можно сомневаться в том, что ...
• Едва ли можно сомневаться в том, что ...
• Доказано, что. Предположение
• Как нам представляется, ...
• Как нам кажется, ...
3. В данной для анализа статье студент должен найти слова, с помощью которых автор указывает на то, что точка зрения принадлежит именно ему, после чего предлагается дать положительную или отрицательную оценку эффективности методов лечения и выразить собственную точку зрения, уверенность, предположение. Например:
1) метод искусственного кровообращения (-);
2) метода двухкамерной эхокардиографии (+);
3) метод реваскуляризации миокарда без применения ИК (+);
4) хирургический метод лечения ИБС (+).
5) указание на источник информации;
6) сущность метода;
7) оценка эффективности метода + выражение собственной точки зрения, уверенности, предположения.
4. Используя информацию статьи «Бактериальные менингиты в отделении интенсивной терапии» (приводится оригинальная статья), даётся задание сформулировать тезисы, включив в них:
1) указание на источник информации;
2) сущность метода;
3) оценку эффективности метода (положительную или отрицательную) + выражение собственной точки зрения, уверенности, предположения.
Таким образом, приведённые выше задания позволяют сформировать у иностранных студентов и ординаторов умение анализировать содержание и структуру читаемого текста (научной статьи); формулировать позицию автора; находить в тексте аргументы в пользу выбора определённого метода лечения или лекарственного препарата;
~ 31 ~
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 7
—--—
структурно и композиционно грамотно аргументировать правильность выбора лекарственного препарата (метода лечения); использовать при составлении аргументативного высказывания разнообразные лексико-грамматические средства, как то ссылаться на источник информации, выразить свою точку зрения, дать оценку метода диагностики и лечения, связывать части доказательства, оформлять тезис и выводы.
Включённые в учебные пособия и экзамен задания ориентируют студентов и ординаторов на создание аргументативного высказывания-доказательства (уровень владения РКИ В2), способствуют их профессиональной языковой ориентации, необходимой для прохождения клинической практики, аккредитации, дальнейшей профессиональной деятельности.
~ 32 ~