Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
436
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ESP / ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлюкевич Любовь Владиславовна, Пирогова Яна Геннадьевна

В данной статье рассматриваются различные методики преподавания английского языка для специальных целей в сфере туризма и гостеприимства в специально разработанном для данного исследования курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Павлюкевич Любовь Владиславовна, Пирогова Яна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING METHODOLOGY OF ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES IN TOURISM AND HOSPITALITY

His article discusses various methods of teaching English for specific purposes in the sphere of tourism and hospitality in a course specially designed for this study.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Павлюкевич Любовь Владиславовна

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: pavlovely@yandex.ru

Пирогова Яна Геннадьевна

студентка 751 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: pirogova.jana@gmail.com

TEACHING METHODOLOGY OF ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES IN

TOURISM AND HOSPITALITY

Lubov Pavliukevich

Associate Professor, Chair of the English Language, Philology and Translation,

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: pavlovely@yandex.ru

Jana Pirogova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 751, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: pirogova.jana@gmail.com

Аннотация', в данной статье рассматриваются различные методики преподавания английского языка для специальных целей в сфере туризма и гостеприимства в специально разработанном для данного исследования курсе.

Ключевые слова: английский для специальных целей, ESP.

Abstract: this article discusses various methods of teaching English for specific purposes in the sphere of tourism and hospitality in a course specially designed for this study.

Key words: English for specific purposes, ESP.

Интеграция России в единое европейское общеобразовательное пространство, процесс реформирования и модернизации российской школьной системы образования в целом и языкового образования в частности привели к переосмыслению целей, задач и содержания обучения иностранным языкам, в частности английского, который на сегодняшний день является важнейшим коммуникативным средством на международном уровне [1, 2].

Все сферы нашей жизнедеятельности в той или иной мере требуют знаний английского языка, а его изучение становится с каждым годом все более востребованным. Но если в учебных заведениях основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной

© Павлюкевич Л.В., Пирогова Я.Г., 2020

компетенции обучающихся, то по окончании вузов и колледжей целью может стать необходимость использования языка для профессиональных целей [2].

Появление английского языка для специальных целей, как и многих других видов деятельности человека, связано с изменениями современного мира и его потребностей. Эпоха всеобъемлющей глобализации обусловила значительные изменения в структуре подготовки будущих специалистов. Развитие высоких технологий, тесные научно-технические связи требовали новых подходов к формированию комплекса компетенций, включающих в том числе коммуникативную и социально-культурную в рамках родного языка и как минимум одного-двух иностранных языков [6].

Термин «английский язык для специальных целей» (English for specific purposes или ESP) появился в 60-е гг. XX в. в англоязычных странах одновременно и как научное направление, и как тип обучения английскому языку, отвечающие потребностям обучающихся. Направление профильного обучения английскому языку (ESP) является одним из наиболее быстроразвивающихся в настоящее время. Это отражено в университетских программах, предлагающих магистерский курс в данной области, а также в появлении огромного количества курсов для иностранных студентов, действуют научные сообщества, проводятся международные конференции [3].

В настоящее время существует несколько видов ESP, таких как:

1. Английский для академических целей (English for Academic Purposes) представляет собой одно из приоритетных направлений языковой подготовки современности. Содержание данного направления определяется, с одной стороны, практическими потребностями студентов, связанными с выполнением академических и профессиональных задач, с другой стороны, требованиями, предъявляемыми образовательными программами к качеству языковой подготовки. Этот курс включает в себя работу с большим количеством аутентичных текстов, а также разнообразные упражнения и задания, направленные на развитие и совершенствование лексических и грамматических навыков, отработку языковых и академических умений. Этим курсом чаще всего пользуются студенты по всему миру, получая ту или иную профессию в вузе своей страны или за рубежом [5].

2. Английский для работы (English for Occupational Purposes). Этот курс подразумевает под собой семинары в течение года для тех, кому требуются особые языковые навыки для работы, так как в постоянно меняющейся рабочей среде необходимо уметь адаптироваться, получать новые знания и повышать эффективность, увеличивая возможности трудоустройства с более высокой степенью оплаты труда [5].

3. Английский для бизнес-целей (English for Business Purposes) пользуется спросом среди «не носителей» английского языка и изучается с целью ведения бизнеса с англоязычными странами или компаниями, расположенными за пределами англоязычного мира, но которые, тем не менее, используют английский как международный. В таких случаях объектом упражнения является и эффективное общение. Строгие правила грамматики

в таких случаях иногда игнорируются, например, когда единственной целью переговорщика является достижение максимально быстрого соглашения [5].

4. Английский для профессиональных целей (English for Professional Purposes) предполагает увеличение навыков на устном и письменном английском языке, с целью уверенного самовыражения и потенциального продвижения в профессиональных условиях. Например, этот курс часто необходим врачам для изучения и внедрения новых технологий, а также в связи с тем, что большая часть врачебной литературы и терминологии имеют латинские обозначения [5].

5. Английский для туристических целей (English for Vacational Purposes). Этот курс специально разработан, чтобы помочь профессионалам в международной индустрии туризма улучшить свои навыки общения на английском языке, а также их методы международного туризма. Этот курс даст студентам более широкое понимание международного туристического сектора, а также оснастит их полезными навыками при работе с клиентами. Кроме того, этот курс открывает границы общения для обычного туриста на каждом этапе своего путешествия в любой точке земного шара [5].

6. Английский для авиации (English for Aviation) - это английский язык, специально разработанный для обучения навыкам общения на английском языке пилотами и диспетчерами воздушного движения, а также для оказания им помощи в достижении и поддержании операционного уровня 4 (теперь это требование Международной организацией гражданской авиации). Также авиационный английский включает в себя так называемый язык полета (the language of a flight), который содержит около трехсот слов и является сочетанием профессионального «жаргона» и простого английского языка. (Например: approach - приземляемся; mayday - сообщение о тревоге, угрожающей жизни; pan-pan - сообщение о тревоге, не угрожающей жизни; standby - режим ожидания; wilco - образовано от «will comply» означает, что пилот получил сообщение и будет ему следовать; и многое другое). Этот лексический запас был создан для того, чтобы не допустить неправильного понимания друг друга пилотами и диспетчерами воздушных судов вследствие неправильного произношения, что потенциально может привести к несчастному случаю со смертельным исходом [5].

Для нашего исследования интерес представляет изучение особенностей английского языка для специальных целей в сфере туризма и гостеприимства, а также специфики его преподавания.

На данный момент сфера туризма является одной из самых популярных. Многие выпускники выбирают работу в сфере туризма по окончании высших учебных заведений или получают второе высшее образование по этой специальности. Школьный курс английского языка не предполагает получение таких специфических знаний, поэтому данный курс предназначен для учащихся, которые желают расширить знания английского языка по такой специальности, как туризм [7, 8].

Еще двадцать лет назад в основе любого обучения лежала классическая методика, в которой большая часть времени уделялось теории иностранного языка. На уроках студенты изучали синтаксические конструкции, новую лексику, обсуждали грамматические правила, а также читали и переводили тексты, делали письменные задания и иногда слушали аудиозаписи. На развитие разговорных навыков уходило лишь десять процентов времени всего занятия. В результате учащийся понимал тексты на английском языке и знал грамматические правила, но не мог излагать свои мысли. Именно поэтому в разработанном нами курсе ESP для туризма существует кардинально другой подход, в котором максимальное количество времени уделено развитию коммуникативных навыков, а именно - аудированию и говорению [7].

Таким образом, в разработанном нами курсе мы применили следующие методики:

Коммуникативная - главный ее принцип заключается в использовании изучаемых на уроках лексических единиц и грамматических конструкций в речи, как устной, так и письменной. Все занятия разрабатываются и проводятся на иностранном языке либо с минимальным включением родной речи. Учитель только направляет студентов, задает им вопросы и создает коммуникативную ситуацию, в то время как 70 % времени всего занятия говорят ученики.

Проектная - изначально данная методика преподавания английского языка была предназначена для детей, но сегодня она приобрела большую актуальность и для взрослых с начальным уровнем английского языка и особенно для тех, кто хочет овладеть им для работы в сфере туризма. Ее смысл состоит в использовании изученного материала на практике и является оптимальным для организации контроля знаний по окончании целого модуля.

Интенсивная - эта методика приобрела особую популярность среди тех, кто стремится научиться говорить по-английски за максимально короткий срок. Достичь этой, казалось бы, нереальной цели позволяет высокий уровень шаблонности языка и хороший базовый уровень знаний учащегося. Благодаря изучению большого количества устойчивых выражений, их запоминанию и отработке, студент может за достаточно сжатые сроки научиться объясняться на иностранном языке и понимать собеседника [4].

В процессе изучения вышеперечисленных методик, их влияния на процесс организации и результативности обучения, а также при разработке курса ESP в сфере туризма мы пришли к выводу, что такие формы работы, как проектные, практические занятия в форме экскурсий, а также обширное применение ролевых игр, можно назвать «активными» формами работы в классе. Они способствуют наибольшей вовлеченности студентов в процесс обучения, а значит, и его усвоению. Благодаря такому подходу студенты учатся так называемому устному опережению, т.е. они запоминают и отрабатывают грамматически корректные фразы для поддержания беседы (заказа блюда в ресторане, покупки в магазине, прохождения таможенного контроля и т.д.), при этом не углубляясь в саму грамматику. Также нами предусмотрены практические уроки с носителями языка, поскольку именно они способствуют

формированию правильного ударения и интонации, учат воспринимать речь на слух и будут крайне актуальны для преодоления языкового барьера.

Кроме того, в разработанном нами курсе мы использовали некоторые приемы, которые также направлены на улучшение качества уроков, восприятия информации и, как следствие, на повышение мотивированности студентов. Примеры некоторых из них приведены в таблице:

Круглый стол (Community circle) Учитель формулирует проблему по заданной теме и предлагает ученикам задание: оценить значимость проблемы, продемонстрировать все за и против, определить возможный результат и т.д. Учащиеся должны высказаться по представленному вопросу, аргументировать свою позицию и в итоге прийти к общему решению.

Мозговой штурм (Brain storm) Данная техника также нацелена на обсуждение и решение какой-либо проблемы. Однако согласно этому приему аудитория делится на две группы - «генераторов идей», которые собственно предлагают идеи, и «экспертов», которые по окончании «штурма», оценивают позицию каждого «генератора».

Игровая методика (Games) Ее главными достоинствами являются отсутствие механизма принуждения к занятиям и большой интерес со стороны учащегося. Учитель проводит самые разнообразные игры, в том числе ролевые. Они направлены на отработку старой или изучения новой лексики и/или грамматических конструкций. В ходе игр студенты их быстро запоминают и учатся применять в речи.

Разговорный клуб с носителем языка (Speaking lessons with native speakers) Главным отличием данного курса являются уроки непосредственно с носителями языка. Зачастую это студенты вузов, приехавшие учиться по обмену. Общение учащихся с иностранцами на английском языке незаменимо в процессе обучения говорению и аудированию, особенно в сфере туризма и гостеприимства. Такие уроки обычно отличаются живостью и неподдельным интересом со стороны студентов, что неизменно ведет к получению наилучших результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование данных методик и приемов на уроках ESP способствует расширению и углублению знаний английского языка на достаточном уровне, чтобы ориентироваться в сфере туризма и гостеприимства. Разработанные методики будут эффективны для обучения навыкам проектной работы, выработки правильного произношения, помогут студентам преодолеть языковой барьер и научиться без смущения и неловкости вступать в разговор с иностранными гостями и поддерживать беседу на разные темы (о традициях и культуре страны, о достопримечательностях города и т.д.). Для человека, планирующего связать свое будущее с трудоустройством в данной сфере деятельности, овладение профессиональным языком является актуальным и целесообразным, поскольку туризм - это не только способ познания человеком мира, но и самая перспективная сфера экономики, которая способствует интенсификации международных контактов и расширению межкультурных связей.

Список литературы

1. Гак В.Г. Прагматика, узус и грамматика речи // Иностранные языки в школе. - 1982. - № 5. - С. 11 -17.

2. Добровольский Е.П., Смирнова С.М., Пронь И.А. Роль английского языка в современном мире // Юный ученый. - 2015. - № 3. - С. 28-30.

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. - Страсбург; Cambridge: Cambridge University Press: МГЛУ, 2003. - 242 c.

4. Роль английского языка в современном мире. Актуальность изучения английского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://fb.ru/article/277662/rol-angliyskogo-yazyika-v-sovremennom-mire-aktualnost-izucheniya-angliyskogo-yazyika

5. Huang J., Morgan G. A functional approach to evaluating content knowledge and language development in ESP students' science classification texts // International Journal of Applied Linguistics. - 2003. - № 13. - Р. 234-262.

6. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - Р. 9-15.

7. Martin J., White, P. The language of evaluation: Appraisal in English. - New York: Palgrave Macmillan, 2005 - 278 p.

8. Wood N. Tourism and Catering. Workshop. - Oxford: Oxford University Press, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.