Научная статья на тему 'Методика обсуждения нравственного идеала и счастья современного человека в образовательных организациях МВД России'

Методика обсуждения нравственного идеала и счастья современного человека в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственный идеал / счастье / социальные педагоги / развитие личности специалиста / методы воспитания и самовоспитания / moral ideal / happiness / social workers / personal development specialist / methods of education and self-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна

В статье рассматривается значение и возможности обсуждения нравственного идеала и образа счастья современного человека в процессе профессиональной подготовки специалистов, работающих с подростками и молодёжью: социальных педагогов. Особое внимание уделяется методическим приёмам обсуждения этих тем на практических и семинарских занятиях. Приводятся примеры и конкретное содержание дискуссий. Частные задачи соотнесены с общими целями развития личности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods to discuss a moral ideal and happiness of modern man in the educational institutions of the MIA of Russia

This article discusses the value and discussion of the moral ideal and happiness of modern man in the process of professional training of specialists working with adolescents and youth: social pedagogues. Special attention is paid to methodological techniques discussions on practical and seminars. Provides examples and specific content of the discussions. Specific tasks associated with the overall goals of personal development specialist.

Текст научной работы на тему «Методика обсуждения нравственного идеала и счастья современного человека в образовательных организациях МВД России»

Педагогика

£ УДК 37.011.31:111.84

о

(N

Н. Ф. Гейжан

^ ГЕЙЖАН, Наталия Федоровна, профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского

^ университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы к Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8911-771-6485. у E-mail: naftus@yandex.ru.

£ GEYZHAN, Natalya Fyodorovna, professor of the department of pedagogics and psychology, St. Petersburg

!_, University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker pq of higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: § naftus@yandex.ru. а

H

h Методика обсуждения нравственного идеала и счастья современного человека

о в образовательных организациях МВД России

«

s Methods to discuss a moral ideal and happiness of modern man

^ in the educational institutions of the MIA of Russia

S

§ В статье рассматривается значение и возможности обсуждения нравственного идеала и образа счастья

Ü современного человека в процессе профессиональной подготовки специалистов, работающих с подростка-^ ми и молодёжью: социальных педагогов. Особое внимание уделяется методическим приёмам обсуждения а этих тем на практических и семинарских занятиях. Приводятся примеры и конкретное содержание дискус-g сий. Частные задачи соотнесены с общими целями развития личности специалиста.

С Ключевые слова: нравственный идеал, счастье, социальные педагоги, развитие личности специалиста,

методы воспитания и самовоспитания.

^ This article discusses the value and discussion of the moral ideal and happiness of modern man in the process

ик of professional training of specialists working with adolescents and youth: social pedagogues. Special attention is paid to methodological techniques discussions on practical and seminars. Provides examples and specific content of и the discussions. Specific tasks associated with the overall goals of personal development specialist. ® Keywords: moral ideal, happiness, social workers, personal development specialist, methods of education and

self-education.

Формирование духовно-нравственных основ личности в последнее десятилетие осознаётся как важная задача воспитания всё более отчетливо. В Федеральном законе 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» социокультурные и духовно-нравственные ценности представлены в определении воспитания как основа самоопределения и социализации личности [1]. Теоретические и методические исследования в этой сфере остаются постоянно актуальными. Вместе с тем понятие нравственного идеала практически исчезло из тематики психолого-педагогических работ (хотя обсуждается в публикациях по философской и религиозной тематике).

В философии нравственный идеал обсуждался со времён античности. Устоялось мнение, что идеал этот, во-первых, обусловлен культурно-историческими особенностями конкретного времени и, следовательно, в разные эпохи является разным; во-вторых, его сформированность определяет цель нравственного самовоспитания личности и моральные принципы поведения, влияет на оценочные суждения субъектов взаимодействия и взаимоотношений. Именно поэтому формирование нравственного идеала имеет такое важное значение для формирования личности специалиста, в т.ч. в органах внутренних дел и, что не менее важно, для внутреннего комфорта человека, устойчивости его самооценки и самоощущения в условиях неопределённости нравственных ориентиров в обществе, плюрализма мнений, свободы слова и выбора мировоззренческих позиций.

Современная психолого-педагогическая наука рассматривает личность как социальную характеристику человека, отражающую его отношение к себе (особенности самооценки), к другим (нравственные характеристики), к делу (ответственность за свои выборы). Развивая личность, воспитатель развивает потребностно-мотивационную и ценностно-смысло-

вую основу жизнедеятельности человека. По содержанию воспитание устремляет его к высшим смыслам бытия, в то время как социализация адаптирует к правилам и нормам взаимодействия в окружающей человека действительности.

Понимание процесса воспитания как возвышающего, обогащающего биологические и социально-биологические потребности человека социальными ценностями, с необходимостью приводит преподавателя к обсуждению идеала современного человека, смысла его жизни и условий счастья.

Методика формирования нравственных идеалов была разностороннее разработана в советский период развития педагогической науки и практики. Использовались эти методы в эпоху единой идеологии, определённых ценностных ориентиров в общественном сознании, менее выраженного экономического расслоения граждан страны и распространённости психологии потребления. Многие методические приёмы могут быть использованы и в современных условиях, особенно это касается подразделений правоохранительных органов, где нормы поведения и деятельности в гораздо большей степени определены уставными и директивными документами [3].

Тем не менее среда, окружающая современного человека, гораздо более многообразна, чем это было ещё три десятилетия назад. Духовные, нравственные и материальные потребности нередко входят в противоречие друг с другом. Поэтому нравственное самоопределение является непростым процессом и требует поиска методических приёмов, приемлемых для реальных условий жизнедеятельности молодых людей нашего времени.

В практике профессиональной подготовки (и переподготовки) сотрудников органов внутренних дел наибольшие возможности для обсуждения нравственного идеала человека имеются в процессе

Гейжан Н.Ф. Методика обсуждения нравственного идеала и

освоения гуманитарных, в т.ч. психолого-педагогических дисциплин. Далее речь пойдёт о методике, которая использовалась нами на занятиях по педагогике, социальной педагогике, теории и методике воспитания при подготовке специалистов по работе с молодёжью, психологов, социальных педагогов в Санкт-Петербургском университете МВД России. Учебные дисциплины по этим специализациям дают обширный материал при обсуждении вопросов целей воспитания и обучения, образования и социализации, самовоспитания и самосовершенствования, их содержания и организации. Какие-то из тем позволяют говорить о нравственном идеале (и счастье) целенаправленно, другие затрагивают эти вопросы косвенно. Рассмотрим далее ряд методических приёмов, которые использовались в процессе их обсуждения на лекционных, семинарских и практических занятиях в практике работы автора статьи.

В разговоре о целях воспитания ставился вопрос о том, должен ли современный человек (в других случаях речь шла о сотруднике ОВД) иметь идеалы, в т.ч. нравственные, или достаточно соблюдать нормы закона, моральные и нравственные требования, принятые в данном сообществе. Нужно отметить, что ответ на этот вопрос не является однозначным и вызывает столкновение разных точек зрения. Одна из них заключается в том, что современный человек должен иметь конкретные цели, иначе в обществе потребления выжить невозможно. Целеустремленные люди достигают жизненного и карьерного успеха быстрее, «идеалы» только мешают. Противоположный взгляд (активизируемый и преподавателем) состоял в утверждении цели самосовершенствования, осмысленной жизни и перспектив развития общества, которые требуют признания не только материальных целей. Центром дискуссии стало суждение «не хлебом единым». Обсуждался духовный нравственный идеал, фактически единый в христианской, мусульманской, буддистской религиях.

Одновременно в рамках семинарского и практического занятия рассматривался идеал человека светского и необходимость-возможность нравственного идеала специалиста в различных подразделениях ОВД. Нравственно-профессиональный аспект вопроса в обязательном порядке рассматривался через подчеркивание нормативных требований к личностным качествам специалиста. Оживить и эмоционально окрасить эту часть занятия позволило обсуждение стихотворения Р. Киплинга «Марш разведчиков» [4]. Его начальные строки - «Нет вождей, чтоб вести нас к славе, мы без них на врага наступаем, Каждый свой долг выполняет сам, не слыша чужого шага, Нет трубы, чтоб сзывать батальоны, без трубы мы ряды смыкаем...» позволили говорить о внутреннем пафосе, идеале, который опирается на собственные - патриотические и профессиональные - ценности в сложных условиях борьбы и службы. Использование художественных примеров позволяет сделать обсуждение личностно-значимым и, как ни странно, реалистическим, поскольку талантливый образ всегда объективно сложен, а значит, интересен, эмоционально обогащает сухие требования нормативных документов.

Другой пример использования художественной литературы связан с обсуждением нравственного идеала светского (т.е. нерелигиозного). В публицистической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что современная культура не даёт образцов для подражания подрастающему поколению. В процессе интерактивного занятия со слушателями такой «идеальный образ» был сконструирован, однако оказалось, что он подходит больше для оценивания

гстья современного человека...

других, чем для собственного совершенствования: е качества, желательные для себя лично (активность, ^ целеустремленность, профессионализм и ряд других), ^ значительно отличались от перечня качеств, которыми должны обладать окружающие (доброта, чест- а ность, порядочность и др.). Само сопоставление этих к двух перечней носило продуктивный характер. П

Для преодоления этого противоречия слушате- т лям были предложены для обсуждения результаты р исследовательской работы Ш. Чхартишвили «Ари- у стономия». Автор поставил задачу рассмотреть, ка- Г кие наилучшие черты накопило и сохранило челове- Я чество на протяжении всей истории своего развития д («аристо» в греческом языке - лучший, отсюда ари- у стократия - власть лучших). В результате серьёзного и исследования автор выводит «формулу» аристонома е (носителя лучших качеств), которая была бы исчерпывающей, и в то же время не содержала ничего из- е лишнего, необязательного. Черты аристономической а личности Ш. Чхартишвили делит на две группы: пер- ^ вая отражает отношение к себе, вторая - к окружаю- В щим [2]. Согласно определению лучшего, первым и притом основополагающим признаком такого чело- о века является нацеленность на развитие, на самосо- о вершенствование, т.е. осознание цели своей жизни, § стремление к Расцвету. Это качество может прояв- № ляться в служении некой миссии или в увлеченности § своей профессией и является основой для чувства 7 собственного достоинства. §

Второй элемент - аристоном всегда обладает 0 развитым самоуважением. Это чувство сильнее жи- 7 вотных инстинктов, в т.ч. инстинкта самосохранения, и основывается на признании того факта, что на свете есть вещи более существенные, чем выживание.

Третий элемент - чувство ответственности за свои поступки. Оно базируется не на стыде (боязни жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (стремлении выглядеть достойным в собственных глазах). Поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей.

Четвертый элемент - умение владеть собой, способность к самоконтролю. Аристотель считал умеренность и сдержанность главным элементом аресте в личности. Отсутствие выдержки часто приводит к тяжёлым, а подчас совершенно недостойным последствиям.

Пятый элемент связан с самообладанием, но всё же это особое и очень важное качество - стойкость перед лицом испытаний.

Автор обсуждает многие другие положительные качества, свойственные человеку, такие как альтруизм, развитое эстетическое чувство, сильный интеллект, щедрость, открытость, способность к большой любви, бессребренничество, отважность, однако не включает их в число обязательных для аристономи-ческой личности, рассматривая их как желательные.

Вторая группа качеств определяет отношение аристонома к другим людям. Первое из них - это уважение окружающих. Оно конкретизируется высказыванием И. Канта: нельзя относиться к окружающим как к средствам достижения собственной цели. Нормально осуждать плохие поступки и противостоять им, но никого нельзя унижать и растаптывать. Аристоном твердо знает, что нет людей высокого и низкого сорта, кто ниже тебя в чем-то одном, вполне может оказаться выше в чем-то другом.

Второе качество - способность к активному состраданию в сочетании с великодушием по отношению к побежденному противнику. Это качество исключает жестокость и мстительность. В целом Ш. Чхартишвили определяет формулу аристономиче-

Педагогика

ской личности следующим образом: «Человека мож-^ но назвать аристономом, если он стремится к развитию, обладает самоуважением, ответственностью, выдержкой и мужеством, при этом относясь к дру-^ гим людям с уважением и эмпатией» [2]. ^ Достоинством этой «формулы» является и то,

ии что автор показывает, как отсутствие даже одного из У качеств меняет тип личности человека. Например, (£ рассматривается образ капитана Тушина из рома-^ на Л. Н. Толстого «Война и мир», который обладал Ю всеми качествами аристонома, кроме первого. Иной 2 тип - князь Мышкин в романе Ф. М. Достоевского н «Идиот», который описан как аристоном без второго ^ качества - самоуважения. При этом наличие осталь-^ ных качеств доказывается.

й Самым важным этапом обсуждения идеала в

§ воспитании на занятии со слушателями было сопо-^ ставление качеств личности, выделенных в психо-оог логических исследованиях, в установлениях профессиональной этики сотрудника ОВД, в эталонном а образе личности, сконструированном в процессе интерактивного обсуждения, и представленных в фор-& муле аристонома. Такое сопоставление позволило с Д разных точек зрения обсудить важную нравственно-^ этическую информацию, рассмотреть её примени-Й тельно к себе, близким людям и подчинённым, на-^ метить цели дальнейшего самосовершенствования, а и также освоить интерактивную технологию воспита-я ния в процессе профессионального образования. о Обсуждение необходимости и возможности

И формирования нравственного идеала так или иначе затрагивает проблему счастья современного человека. Отдельные аспекты этой проблемы предусмотрены для рассмотрения в основном при освоении философских и культурологических дисциплин. Однако темы воспитания и самовоспитания не должны обходиться без поиска ответов на вопрос, что такое счастье и как оно соотносится со строительством жизни каждого человека. В рамках семинарского занятия по истории педагогики обсуждался реферат одного из слушателей по статье А. С. Макаренко «Счастье». В ней педагог пишет: «Испокон веков люди привыкли вести учёт только бедственным явлениям жизни. Свои горести, болезни, падение, нищету, оскорбления и унижения, катастрофы и отчаяние люди давно научились подробно анализировать, до самых тонких деталей называть и определять. Это они умели делать и в жизни, умели делать и в литературе. Художественная литература прошлого, собственно говоря, и есть бухгалтерия человеческого горя. В то же время мы не можем назвать ни одной книги, в которой с такой же придирчивой добросовестностью, так же пристально, с таким же знанием дела разбиралось и показывалось человеческое счастье» [5].

Обсуждение этой статьи вызвало активный интерес и непростую дискуссию в связи с жизнью самих слушателей, но главное, в связи с жизнью тех детей и подростков, с которыми им приходится работать в качестве инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции, дознавателей. Анализу были подвергнуты суждения самого А. С. Макаренко, взгляды слушателей по этому вопросу, возможное содержание бесед, которые на эту тему можно проводить с подростками. По результатам дискуссии было сделано несколько важных выводов.

Во-первых, слушатели в большинстве своём согласились, что профилактическая работа с подростками группы риска ведётся в основном в плоскости устрашения за нарушение правовых норм, иногда -как обсуждение благополучия в ближайшей или отдаленной перспективе, и очень редко - в аспекте «за-

втрашней радости», о которой писал в своё время А.С. Макаренко. Понимая сложность социально-экономических условий, в которых живут подростки группы риска, и - часто - низкий уровень их интеллектуального развития, большинство слушателей осознавали роль нравственного идеала и образа счастья, который может вдохновлять молодого человека на активное строительство своей жизни и противостояние неблагоприятным условиям. Особенно это важно в тех ситуациях, когда подростки и молодые люди входили в группу риска употребления наркотиков, алкоголя, деструктивного протестного поведения.

Второй вывод из дискуссии по теме «счастье современного человека» заключался в осознании и признании важности конструктивного и позитивного мышления как самих специалистов, так и их подопечных. Неконструктивная критичность свойственна современному восприятию многих граждан. Не являются исключением и курсанты, и преподаватели кафедр. Обсуждение повседневных событий на уровне обыденного сознания распространено в большой степени. Такая позиция оценивается в самовосприятии как признак ума и осведомлённости. На самом деле она свидетельствует о слабом знакомстве с законами развития общества и человека в нём на протяжении исторических эпох. Недостаточное понимание исторической миссии каждого этапа в развитии общества (и человека), своего места в этом процессе приводит к социальному пессимизму, заставляет направлять внимание преимущественно на негативные стороны жизни при обесценивании позитивных. Позитивное и конструктивное видение мира - основа не только более гармоничной жизни каждого человека, но и мировоззренческая основа отношения к профессии, образовательному учреждению, родному городу, стране и государству на каждом этапе его развития.

Третий вывод из обсуждения темы счастья в процессе освоения социально-педагогических дисциплин связан с более полным пониманием структуры жизни счастливого человека. Этот материал обсуждался на одном из практических занятий, когда учебная группа была разделена на подгруппы (по четыре человека) и выполняла задание на построение образа счастливой жизни. Затем представители групп докладывали о результатах своего конструирования и распределяли предложенные признаки по трём основным группам, которые были выделены с помощью преподавателя.

В основу этой группировки положен материал книг М. Селигмана [7] и М. Чиксентмихайи [8]. Селигман предлагает уравновесить (можно это положение проиллюстрировать равнобедренным треугольником) три составляющих счастья. Каждая из них дополняет две другие. В отсутствие одной или двух счастье не будет полновесным. Именно в процессе развития человек движется от одного состояния к другому и сплавляет их в единое целое. Расчленить их можно только для учебных целей. Помимо общих положений, в книгах приведено множество конкретных рекомендаций по достижению желаемых состояний. Данные ркомендации также были использованы в процессе рассмотрения составляющих счастливой жизни.

Одна составляющая (и вершина треугольника)

- это жизнь в своё удовольствие с максимальными положительными эмоциями и умением их усиливать

- вкусная еда, секс, здоровье, безопасность, осознание своей неповторимости, острые ощущения, разнообразные и легкие победы, музыка, живопись, чтение, путешествия. Ориентация на этот тип жизни весьма распространена среди современной молодёжи, и слу-

Гейжан Н.Ф. Методика обсуждения нравственного идеала и счастья современного человека...

шатели довольно разнообразно аргументировали её недостаточность для счастья. Среди социально опасных признаков такой позиции назывались такие, как насыщаемость материальных потребностей, психология потребления, инфантилизм, неумение справляться с трудностями и, как следствие, стремление к забвению в разного рода «уходах» от жизни - компьютер, алкоголь, наркотики и т.п. Нужно сказать, что модель благополучной жизни, которая входит в эту группу, вызывала положительную оценку многих слушателей, которые считали, что этого достаточно для счастья. Дискуссия на эту тему была весьма полезной.

Второй вершиной треугольника, выделенного в процессе обсуждения, являлась «жизнь в потоке». Сюда относилась поглощенность любимым делом, любовью, воспитанием детей, семейными радостями, увлечениями. В отличие от «жизни в удовольствие», здесь много самоотдачи, радости от созидания, творчества, свершения, достижения. Эта составляющая счастья активно поддерживалась слушателями и принималась как желательная подавляющим большинством. Среди возражений, которые требовали обсуждения, назывались такие, как усталость, неоце-ненность усилий в конечном итоге близкими и обществом, а также вынужденный характер многих поначалу интересных действий.

Третья вершина треугольника - осмысленная жизнь. Она требует осознания своих сильных сторон и использования их во имя принадлежности и служения чему-то большему, чем ты сам. Такая осмысленность приходит с возрастом, опытом, когда более ясным становится собственное предназначение и смысл жизни. Эта позиция тесно смыкается с осознанием своего нравственного идеала, его поиском, стремлением к нему и выстраиванием на его основе собственной жизни.

Следует сказать, что третья составляющая счастья воспринималась слушателями сложнее, чем первая и вторая. Это можно объяснить, с одной стороны, недостаточным жизненным опытом молодых людей (хотя среди слушателей заочного факультета немало лиц тридцати- и даже сорокалетнего возраста); с другой - отсутствием опыта рассмотрения такого рода тем, их осознания и осмысления. Подтверждением служат результаты опроса, который был проведён при подготовке обсуждения темы «счастье» на практическом занятии. Слушателей попросили описать те моменты жизни, когда они были счастливы. Неширокий диапазон полученных ответов ещё больше заставляет задуматься о необходимости обсуждения такого рода тем в процессе профессиональной подготовки специалистов, которым приходится работать с подростками, молодёжью, и служба которых проходит в процессе общения с нелучшими представителями человечества. Это существенно и для профи-

лактики профессиональных деформаций, и для более е комфортного самочувствия, психологического со- ^ стояния сотрудников правоохранительных органов. ^ В связи с задачами формирования социализи- § рованного специалиста, способного передать основы а оптимистической жизненной позиции, собственных к убеждений своим подопечным, можно предложить П актуальную воспитательную технологию. Она заклю- т чается в рефлексивном анализе содержания образо- р вания, формирующего личность современного че- у ловека - его ценностные ориентации, нравственные Г идеалы, образ счастливой и осмысленной жизни [6]. Я Важно сосредоточить внимание на технологиях, д развивающих мировоззрение социализированного у специалиста, способного к самостоятельным выбо- и рам и ответственности за свои выборы, позитивно и е масштабно мыслящего человека, понимающего исторические закономерности развития личности, обще- е ства, государства. Это должны быть технологии, все- а мерно поощряющие и развивающие сравнительный ^ анализ различных мировоззренческих и бытовых В суждений. Уникальность ситуации в этом случае состоит в том, что, обучая этому специалиста, мы го- о товим его к точно такой же работе с подростками и о молодыми людьми. Здесь нет разрыва между знанием § и жизнью, потому что речь идёт об убеждениях, кото- № рые каждый человек реализует в своей жизни, через § призму которых он её рассматривает и оценивает. 7 По методам эти технологии не обязательно § должны использовать остромодные формы. Это рас- 0 смотрение реальных ситуаций, социально направлен- 7 ных передач, документальных или художественных фильмов, литературных произведений. Но в каждом случае должен быть анализ ситуации, особенно ее мо-тивационной, ценностной причины с разных сторон. Выбор и ответственность за него (не правовая или административная, а моральная и пожинающая) - это реальная деятельность, которая развивает главную компетенцию специалиста, работающего с подростками и молодыми людьми - убеждать.

Таким образом, осознание и осмысление таких важнейших для любого человека тем требуют одновременного развития целого ряда личностных и субъектных характеристик. Это масштаб мышления, его позитивность, мировоззренческая позиция, нравственность и гражданственность, патриотизм. Личность не формируется по частям, развитие свойств личности взаимосвязано. Любовь и ответственность, право и обязанность, свобода и долг, уважение себя и уважение других, чувство собственного достоинства и достоинство того, с кем ты взаимодействуешь, - все эти сопряжения необходимо включать в систему обсуждений, дискуссий, оценок и самооценок в процессе воспитания личности специалиста.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

2. Акунин-Чхартишвили, Ш. Аристономия. - М.: АСТ, 2012. -з 544 с.

3. Андриянов, Е. В. Формирование профессионально-нравственного идеала офицера внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Андриянов Евгений Валентинович. - М., 2014. - 178 с.

4. Киплинг, Р. Рассказы. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1989. - 326 с.

5. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 7-ми тт. - Т. 7. - М.: Педагогика, 1960.

6. Педагогика: учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.

7. Селигман, М. В поисках счастья. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2011. - 310 с.

8. Чиксентмихайи, М. Поток: Психология оптимального переживания. - М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. - 461 с.

© Гейжан Н. Ф., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.