Научная статья на тему 'Содержание формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе служебной подготовки'

Содержание формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе служебной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAFFIC POLICE STAFF / PROFESSIONAL CULTURE / THE CONTENT OF THE FORMATION OF A PROFESSIONAL CULTURE / SERVICE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарских Анатолий Борисович

В статье рассматриваются актуальность, задачи и содержание формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции. Профессиональная культура определяется как интегральная характеристика специалиста, объединяющая осознанный опыт в профессиональной и нравственной сфере. Представлены вопросы, требующие обсуждения и освоения в процессе служебной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татарских Анатолий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the formation of professional culture of traffic police officers in service training

The article deals with the relevance, objectives and content of the formation of professional culture of traffic police officers. Professional culture is defined as the integral characteristic of a specialist, combining conscious experience in a professional and moral sphere. Presents issues for discussion and development in-service training

Текст научной работы на тему «Содержание формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе служебной подготовки»

14. Екатерина II. Наставление касательно знания и того, что потому от детей требуется // История педагогики в России : хрестоматия // сост. С. Ф. Егоров. - М., 1999. - С. 108-109.

15. Дашкова, Е. Р. О смысле слова «воспитание» // Собеседник любителей российского слова.

- Ч. 2. - СПб., 1783. - С. 12-28.

16. Новиков, Н. И. О воспитании и наставлении детей // Антология педагогической мысли России ХУШ в. - М., 1985. - С. 293-296.

17. Новиков, Н. И.. Об образовании разума // Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Трушин; под ред. М.Ф. Шабаевой. - М., 1959. - С. 128-132.

18. Новиков, Н. И. О сократическом способе учения // Антология педагогической мысли России ХУШ в. - М., 1985. - С. 338-340.

19. Радищев, А. Н. Беседа, о том, что есть сын Отечества // Полн. собр. соч. - Т. 1. - М.-Л., 1938. - С. 44-56.

УДК 378.1 А.Б. Татарских*

Содержание формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции в процессе служебной подготовки

В статье рассматриваются актуальность, задачи и содержание формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции. Профессиональная культура определяется как интегральная характеристика специалиста, объединяющая осознанный опыт в профессиональной и нравственной сфере. Представлены вопросы, требующие обсуждения и освоения в процессе служебной подготовки.

Ключевые слова: сотрудники Госавтоинспекции, профессиональная культура, содержание формирования профессиональной культуры, служебная подготовка.

A.B. Tatarskych*. The content of the formation of professional culture of traffic police officers in service training. The article deals with the relevance, objectives and content of the formation of professional culture of traffic police officers. Professional culture is defined as the integral characteristic of a specialist, combining conscious experience in a professional and moral sphere. Presents issues for discussion and development in-service training.

Keywords: traffic police staff, professional culture, the content of the formation of a professional culture, service training.

Становление службы по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения в России происходило на протяжении трех столетий, при этом специальные подразделения были сформированы лишь в 30-е гг. ХХ в. в связи с ростом автомобильного парка страны и увеличением интенсивности движения на дорогах. По мере развития автомобильного транспорта и сети дорог усложнялась структура подразделений, ответственных за безопасность дорожного движения, существенно расширилось техническое обеспечение контрольно-надзорной функции, повысились требования к профессиональной подготовленности сотрудников Госавтоинспекции. Эти требования постоянно и постепенно усложняются.

Известно, что постоянно возрастал, а к концу 90-х гг. многократно увеличился поток машин на дорогах, снизился профессионализм водителей, что усилило напряженность работы инспекторов дорожнопостовой службы. При этом расширение прав и свобод граждан происходило при отставании ответственности и необходимого уважения прав окружающих, в частности, участников дорожного движения. Существенно увеличилось количество ситуаций служебного взаимодействия и конфликтов с лицами, нарушающими правила поведения на дорогах - находящимися в состоянии алкогольного опьянения, неадекватно оценивающими свои возможности, агрессивными молодыми людьми, высокопоставленными лицами, руководителями и т.п. С профессиональной точки зрения постоянно росло количество документации, процессуальных требований и технических средств, которые определяют содержание деятельности сотрудников Госавтоинспекции, ее нормативно-правовое обеспечение. С коммуникативной точки зрения усложнились условия взаимодействия с гражданами различной направленности, что требует большей быстроты и гибкости, оценивания большого количества признаков, которые необходимо учитывать при общении с гражданами.

Таким образом, и деятельность, и требования к специалисту постоянно усложняются. Постепенно сложился определенный психологический тип успешного сотрудника ДПС, для которого характерны активность личностной позиции, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация

* Татарских, Анатолий Борисович, соискатель кафедры педагогики и общей психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, заместитель начальника МРЭО-14 Управления ГАИ ГУ МВД России по СПб и ЛО. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-901-372-30-25. E-mail: [email protected].

* Tatarskych, Anatoly Borisovich, seeker of pedagogy and general psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, Deputy Chief IRED-14 Traffic Police Department of the MOI of Russia for St. Petersburg and Leningrad. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel.: 8-901-372-30-25. E-mail: [email protected].

© Татарских А.Б., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Педагогика

достижения, экстраверсия, чувство собственного достоинства [1]. Одновременно недостаточное (в недавнем прошлом) материальное обеспечение и целенаправленно формируемый отрицательный имидж сотрудников ОВД в целом и Госавтоинспекции, в частности, приводил к возрастанию противоречий между морально-нравственными и нормативно-правовыми основами служебной деятельности.

Закономерно, что и формированию профессионализма, и воспитанию морально-нравственных качеств личного состава руководство уделяет постоянное внимание, в т.ч. в процессе служебно-боевой подготовки. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что с точки зрения знаний и умений подготовленность личного состава подразделений дорожно-постовой службы находится на достаточно высоком уровне. Об этом свидетельствуют данные о стаже работы сотрудников, уровне их образования, а также о видах нарушений и взысканий, которые характерны для сотрудников обследованной группы. Большинство этих нарушений относятся не к сфере знаний и умений, а к сфере мотивов, ценностей, отношения к делу и к другим людям, т.е. связаны с показателями профессиональной культуры [2]. Именно поэтому технологии формирования и развития этого интегрального качества специалиста было выбрано нами для специального исследования.

Формирование профессиональной культуры достаточно широко изучено в связи с подготовкой будущих преподавателей в педагогических вузах, а также применительно к другим специальностям. Более всего последняя задача решается в литературе, посвященной маркетингу, работе с персоналом в крупных фирмах, компаниях. Здесь речь идёт о развитии организационной, управленческой, менеджерской культуры.

В разных исследованиях убедительно доказывается ее значительное влияние на эффективность деятельности и сохранность личности. Кроме того, показывается обратная связь, удовлетворенность людей, включенных в профессиональное и личностное взаимодействие со специалистом. Однако соответствующая работа в правоохранительных органах отличается определенной спецификой, которая вытекает из жесткой регламентированности прав и обязанностей сотрудников ОВД, в т.ч. обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Содержание и условия формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции практически не изучены, а актуальность этой задачи подтверждается запросами практики и нормативно-правовыми актами руководства МВД, в частности, законом «О полиции», Этическим кодексом сотрудника ОВД, материалами международных форумов, на которых обсуждаются факторы, влияющие на безопасность дорожного движения.

Исследование этого вопроса требует решения множества задач, среди которых наиболее важные - разработка содержания и современных методов формирования профессиональной культуры на разных этапах организации воспитательной работы с личным составом. Содержание определяется пониманием сущности понятия «профессиональная культура», требований служебной деятельности, объективными и субъективными условиями ее формирования.

Сегодня существует множество различных трактовок и подходов к пониманию профессиональной культуры. Современные исследования показывают, что в основе этого понятия лежат не только знания, умения и навыки, осведомленность и широкий кругозор в области конкретной профессии, но и личностные характеристики - нравственность, отношение к окружающим. По аналогии с педагогической культурой, которая в большей мере структурирована в литературе [3; 4], можно утверждать, что профессиональная культура включает в себя:

- уровень реальных знаний, умений, возможностей, опыта, способностей, мышления, речи, в целом - компетентности;

- социальное качество профессиональной мотивации: осознания целей, средств, оценки результатов, важного и неважного в профессиональной деятельности, в целом - направленности;

- уровень развития личностных качеств, которые определяют социальное право специалиста влиять на людей, самооценки, самосознания, миропонимания, в целом - гражданственности и нравственности.

Именно эти составляющие определяют содержание формирующей работы с сотрудниками Госавтоинспекции.

Формирование профессиональных компетенций с введением Государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения стало ведущим при отборе содержания профессиональной подготовки в высшей школе. Однако требование непрерывного образования, необходимость постоянного повышения квалификации сотрудников Госавтоинспекции в разных подразделениях требуют пересмотра содержания традиционной служебной подготовки в соответствии с общекультурными и профессиональными компетенциями, определяемыми для выпускников вуза. Такая коррекция важна, поскольку интегральные качества специалиста, к которым относятся компетенции, являются потребностью времени, отвечают запросам быстро развивающегося общества, самосознанию всех участников дорожного движения.

Если содержание профессиональных компетенций относительно определено, то два других компонента профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции - мотивационная и личностная - содержательно раскрыты в меньшей степени. Соответственно, их формирование проходит чаще всего лишь в рамках освоения нормативно-правовых документов, инструкций, требований к общению, внешнему виду, культуре речи. Необходима более глубокая разработка содержания и внедрение его в практику воспитательной работы.

Традиционно в процессе служебной подготовке даются знания о профессиональной этике, основах взаимодействия с гражданами в различных ситуациях. Профессиональная культура

понимается как более зрелая форма развития профессионала, ориентация на интересы ведомства, эффективность деятельности которого в современных условиях оценивается гражданами. Требуется более высокий уровень самосознания, масштабности, мышления, чувства собственного достоинства. Повышению уровня профессиональной культуры способствует и развитие у сотрудников государственного мышления, которое развивает чувство собственной значимости, основанной на защите государственных интересов, а главное - на защите граждан.

При этом уровень развития профессиональной культуры может быть соотнесен с социальным здоровьем специалиста [5]. Его критериями являются, во-первых, гармоничность отношений личности с социальным окружением (ее показателями является субъективная оценка межличностных отношений и самоотношение), во-вторых - социальная зрелость личности (ответственность, толерантность, просоциальная направленность, осмысленность жизни).

Как видно, по сравнению с традиционно проводимой воспитательной работой в подразделениях, формирование профессиональной культуры означает обращение к более глубинным психологическим механизмам поведения и деятельности специалиста. Это непростая задача хотя бы уже потому, что повседневное выполнение служебных обязанностей проходит в русле четких инструкций, процессуальных требований. Но одновременно сотрудники подразделений Госавтоинспекции, особенно инспекторы дорожно-постовой службы, постоянно сталкиваются с разнообразными ситуациями нравственного выбора, нравственных и правовых противоречий. Профессиональная культура с этой точки зрения помогает преодолевать условия для профессиональной деформации.

Для повышения уровня профессиональной культуры не требуется принципиально новых форм и методов воспитания. Но его содержание важно поднять на более высокий уровень осознанности и масштабности. Этой идее подчинялись разнообразные методы профессионально-нравственного развития сотрудников в процессе служебно-боевой подготовки, ежедневных инструктажей перед выездом на линию, наставничества и самообразования. План служебной подготовки сотрудников Госавтоинспекции предусматривает множество методов повышения их профессионализма. Это лекции, практические занятия, семинары, беседы, ежедневный инструктаж при разводе нарядов, на которых происходит изучение нормативных документов, обсуждение конкретных профессиональных ситуаций, анализ административных нарушений сотрудников подразделения. Отдельную группу методов представляют тестирование и беседы психолога, закреплённого за подразделением. Содержанием этого вида работы является выявление признаков психологической усталости, профессиональной деформации, причин конфликтных ситуаций, возникающих у сотрудников.

По сути, методы служебной подготовки формируют знания и умения, важные для профессиональной культуры, психолог обращается к внутреннему миру специалиста, развивая самосознание и возможности его саморегуляции, т.е. создаются предпосылки для нее. Однако развитие осознанности в своей жизнедеятельности - это не только задача психолога.

В нашем опыте формирование профессиональной культуры осуществлялось в экспериментальном подразделении и строилось по следующим направлениям.

1. Изучение нормативно-правовых документов с позиции критериев профессиональной культуры.

2. Развитие профессионального самосознания через обогащение мотивации, средств и оценки результатов профессиональной деятельности - как своей, так и других сотрудников.

3. Анализ типовых профессиональных ситуаций и ошибок, административных нарушений в деятельности.

4. Анализ профессионально-нравственных противоречий.

5. Использование материалов видеофиксации и других мультимедийных средств на учебных занятиях по критериям профессиональной культуры.

6. Анализ ролевых отношений и типовых ошибок общения, в т.ч. в процессе служебно-боевой подготовки и повседневного общения сотрудников между собой.

В процессе экспериментальной работы были апробированы и показали свою эффективность следующие направления и методы развития профессиональной культуры.

Первое направление - это работа с руководящим составом отдела. И первым по степени важности здесь является метод примера. Если в образовательном учреждении этот метод можно рассматривать как важный в ряду других, то в процессе служебной деятельности он является ведущим. Руководители подразделений, командиры отдельной роты дорожно-постовой службы ГИБДД и их заместители ежедневно организуют деятельность своих подчинённых. От их отношения к себе (самооценки, самоуважения), окружающим людям, своему делу в большой мере зависит эффективность работы каждого наряда или подразделения.

Сюда же относится деятельность наставников, которые прикрепляются к каждому новичку в службе безопасности дорожного движения. Как правило, опытный и молодой сотрудник от одного до трёх месяцев работают в паре. И формирование культуры деятельности новичка в большой мере определяется уровнем культуры его наставника и руководства. Конкретные приёмы работы с руководящим составом сходны с приемами работы с личностью каждого сотрудника, но должны быть организованы специально.

Другим направлением развития профессиональной культуры, показавшим свою продуктивность на практике, является формирование самосознания сотрудников ГИБДД. По содержанию здесь выделяется множество ответвлений, таких как расширение масштаба видения себя в пространстве социальных ситуаций, формирование конструктивной позиции решения конфликтных ситуаций, продуктивное использование критических ситуаций, формирование здоровьесберегающего мышления (термин предложен Н.В.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Педагогика

Самсоновой [6]), собственный анализ глубинных причин ошибок и нарушений в выполнении служебных обязанностей. Наряду с методами беседы здесь широко использовалось обсуждение профессиональных затруднений и ошибок с позиций современной практической психологии и работы с персоналом [7; 8], а также некоторые элементы ролевых игр, моделирующих разные способы решения конфликтных ситуаций в работе с гражданами. Особое значение придавалось стимулированию самообразования, расширению общей культуры, осознанию её роли в жизни человека и профилактики профессиональных деформаций, в частности.

Третье направление формирования профессиональной культуры заключалось в разностороннем использовании современных мультимедийных средств. Это не только специально подобранные презентации при проведении теоретических занятий, но и более широкое использование кино- и фотодокументов для иллюстрации профессиональных, нравственных и здоровьесберегающих аспектов ситуаций взаимодействия с гражданами. Особую роль здесь играют новые технические средства фиксации дорожной обстановки и действий сотрудников Госавтоинспекции, которыми в последние два года оборудуются все машины дорожнопостовой службы. Эти средства предназначены для контроля и практически ранее не использовались для обучающих целей. Реально же они открывают большие возможности не только для анализа нарушений, ошибок, ненормативных форм поведения участников ситуации. Просмотр записей позволяет обратить внимание на интонацию, с которой разговаривают люди, обсудить признаки проявления позиции в общении, внешнего вида, невербальных средств общения, возможных сценариев поведения и конструктивных выходов из ситуации.

Другой вид возможностей технических средств в формирующих целях - это видеосъёмка фрагментов реальных ситуаций собственной деятельности (например, наставником или напарником) или поведения в процессе ролевой игры, обмена ролями. Современные возможности видеосъемки, даже на фотоаппарат, дают возможность зафиксировать разнообразные события. Оказалось очень продуктивным увидеть себя со стороны, глазами других участников ситуации.

К этому же направлению можно отнести обсуждение публикаций в современных социальных сетях: на тематических форумах, в живом журнале, твиттерах, блогах. Рассмотрение материалов этих ресурсов также позволяет видеть собственную деятельность более объемно и объективно. Задача руководителя занятий заключается в том, чтобы помочь осознать закономерное и случайное в этих материалах, научить продуктивным приемам взаимодействия с гражданами разного культурного уровня.

Четвертое направление в процессе формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции связано с изменением соотношения методов поощрения и наказания в системе воспитания. Традиционно сложилось, что надлежащее исполнение своих обязанностей, служба без нареканий оценивается как должное, и внимание руководства направлено на искоренение отклонений от нормативного исполнения обязанностей. Изменение приоритетов в оценке деятельности давно показало свою эффективность (например, во многих фирмах поощряются сотрудники неболеющие или некурящие, в работе которых нет сбоев, потому что они заботятся о профилактике и т.п.). Традиционно при разводе нарядов ДПС внимание уделяется анализу происшествий за предыдущий день, нарушителям и провинившимся. Увеличение количества даже только устных поощрений на ежедневных инструктажах заметно снизило количество нарушений в выполнении профессиональных обязанностей, поскольку они выполняются на фоне социального уважения, повышенной самооценки, соревновательной мотивации. Позитивная направленность жизнедеятельности - один из показателей общей культуры человека.

Таким образом, высокий уровень профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции является необходимым условием их успешной профессиональной деятельности, важным профессиональным качеством, фактором, определяющим отношение граждан к представителям власти. Формирование профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции будет успешным, если воспитательная направленность служебной подготовки в подразделениях Госавтоинспекции будет осознана руководством подразделений как важная составляющая формирования профессионализма сотрудников и обеспечена ее технологическая поддержка. Важно при этом, чтобы работа подразделений, ответственных за служебную подготовку и работу с личным составом, была скоординирована на единой целевой основе с учетом особенностей деятельности сотрудников разных подразделений, на разных этапах освоения ими профессии.

Список литературы

1. Маслова, Ж. М. Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД : автореферат дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2010.

2. Гейжан, Н. Ф, Татарских, А. Б. Социально-психологические предпосылки формирования профессиональной культуры сотрудников Госавтоинспекции // Человек - гражданин - гражданское общество - правовое государство : материалы международной научной конференции «XVI Царскосельские чтения». - Т. II. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - С. 304-307.

3. Педагогика : курс лекций // А.А. Кочин, Н.Ф. Гейжан, Я.Н. Мусин, Г.А. Витольник. - СПб.: СПбУ МВД России, 2011. - С. 109-123.

4. Рыбин, С. С. Сущность и критерии оценки профессиональной культуры специалиста гуманитарного профиля // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 4. - С.78-87.

5. Анисимов, А. И. Социально-психологические критерии оценки социального здоровья учителей : автореферат дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 2011. - 21 с.

6. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования : монография. - М., 2002. - 178 с.

7. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009. - 478 с.

8. Некрасов, А. А. Жизнь без кризисов: кризис открывает ваши возможности. - М.: АСТ, 2009. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.