Библиографический список
1. Ежова, Т.Б. Субъект-субъектное диалогическое взаимодействие студента и преподавателей как условие построения гуманитарного педагогического дискурса // Инновации в образовании. - 2008. - № 2.
2. Шабанов, А.Г. Формирование информационной культуры обучающих и обучающихся как условие эффективности дистанционного обучения//Инновации в образовании. - 2008. - № 7.
3. Пикатова, Н.Б. Педагогические условия становления технологической компетенции студентов // Формирование картины мира человека XXI века: мат. Международной научно-практической конф, 1-4 февр. 2011 г. - Горно-Алтайск, 2011.
Bibliography
1. Ezhova T.B. Subekt-subektnoe dialogicheskoe vzaimodeystvie studenta i prepodavateley kak uslovie postroeniya gumanitarnogo pedagogicheskogo diskursa // Innovatsii v obrazovanii. - 2008.- № 2. - s.16-25.
2. Shabanov A.G. Formirovanie informatsionnoy kul'tury obuchayuschih i obuchayuschihsya kak uslovie effektivnosti distantsionnogo obucheniya/ /Innovatsii v obrazovanii. - 2008. - № 7.- s.57-65.
3. Pikatova N.B. Pedagogicheskie usloviya stanovleniya tehnologicheskoy kompetentsii studentov// formirovanie kartiny mira cheloveka XXI veka. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 1-4 fevralya 2011 g. - Pervaya chast'. - Gorno-Altaysk: Izd-vo «Ladomir», 2011. - s. 232-238.
Статья поступила в редакцию 03.11.11
УДК 796.838
Tcinis A.V. TECHNIQUE OF INITIAL PREPARATION IN THAI BOXING OF THE STUDENTS-SPORTSMEN CONSTANTLY LIVING IN CONDITIONS EVROPEJ-SKOGO OF THE NORTH. In article the questions opening features of initial preparation in are stated thaw-skom boxing of the students-sportsmen constantly living in environmental conditions of the European North. The basic means and training methods, raskry-vajutsja responses of leading functional systems of an organism to influence of training means and climatic factors in a year cycle of preparation reveal.
Key words: Thai boxing, technique, respiratory system, cardiovascular system, the central nervous system, technics, physical readiness.
А.В. Цинис, ст. преп. каф. физической культуры Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТАЙСКОМ БОКСЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА
В статье излагаются вопросы, раскрывающие особенности начальной подготовки в тайском боксе студентов-спортсменов, постоянно проживающих в климатических условиях Европейского Севера. Раскрываются основные средства и методы тренировки, ответные реакции ведущих функциональных систем организма на воздействие тренировочных средств и климатических факторов в годичном цикле подготовки.
Ключевые слова: тайский бокс, методика, дыхательная система, сердечно-сосудистая система, центральная нервная система, техника, физическая подготовленность.
Эффективность подготовки студентов в тайском боксе отягощается необходимостью сочетать физические нагрузки с учебными. Приходящиеся на это время интеллектуальные, физические и функциональные нагрузки в сочетании с психоэмоциональным напряжением и не всегда благоприятными социально-бытовыми, климатическими условиями жизни сопровождаются постоянным нарушением режимов труда, отдыха, питания.
Чрезвычайную актуальность имеют вопросы сохранения здоровья студентов-спортсменов, вследствие специфичности условий тренировки, сложности и многообразия решаемых задач, высоких требований, предъявляемых к тайскому боксёру, особенностями их психофизиологического состояния в учебно-тренировочном процессе и комплексной реакцией организма на воздействие указанных факторов в климатических условиях их проживания [1, с. 47; 2, с. 22]. Все это, естественно, оказывает негативное влияние на функциональный и психофизиологический статус студентов-спортсменов.
При этом ряд имеющихся рекомендаций по организации учебно-тренировочной работы не могут быть в достаточной мере использованы для спортсменов, тренирующихся в климатических условиях северного региона, их фактического места проживания, т.к. адаптация организма к среде обитания обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными во времени и пространстве и соподчиненными между собой специализированными функциональными системами [3, с. 94; 4, с. 19].
Задачи исследования
1. Выявить особенности начальной подготовки в тайском боксе на основе анализа динамики технико-тактического ар-
сенала, физических качеств и адаптационных перестроек психофизиологических функций студентов-спортсменов, проживающих в климатических условиях Европейского Севера.
2. Разработать программу и методику начальной подготовки студентов-спортсменов постоянно проживающих в климатических условиях Европейского Севера и выявить ее эффективность.
Методы исследования включали: теоретический анализ и обобщение данных литературных данных; анализ учебных и рабочих программ подготовки в единоборствах, педагогические наблюдения; тестирование уровня проявления и оценки физической и технико-тактической подготовленности, функционального состояния организма; эффективности соревновательной деятельности (анализ видеозаписей, стенографирование и расшифровка соревновательных схваток); педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация исследований. Исследование проводилось в три этапа с 2003 по 2011 годы на базе кафедры физической культуры Архангельского государственного технического университета (с 2010 года - Северный Арктический Федеральный университет). На констатирующем этапе эксперимента приняли участие 62 студента-спортсмена, (17,64±0,08 лет (рост - 177,63±0,67 см; масса тела - 68,76±0,94 кг). На формирующем этапе исследования приняло участие 108 сту-дентов-спортсменов, занимающихся тайским боксом первый год в возрасте возраст - 18,14±0,18 лет; рост - 172,3±0,67 см; масса тела - 66,76±0,74 кг практически здоровых.
Методика. Программа начальной подготовки студентов-спортсменов в вузе разрабатывалась исходя из двух позиций:
перспективы развития вуза и конкретного студента. Со стороны вуза это соблюдение культурных традиций, в том числе и спортивных, поддержание престижа и статуса вуза, сохранение здоровья всех участников образовательного процесса и пр. Со стороны студента - достижение индивидуальных результатов в спорте, сохранение здоровья, продуктивное времяпровождения досуга и пр.
Подготовка осуществляется на основе алгоритма следующих мыслей и действий: ответственность - образованность
- стиль жизни - контроль и самоконтроль на пути к достижению результатов: знаю - хочу - умею - делаю. Соблюдение условий индивидуальных правил, так называемого «кодекса поведения спортсмена» потребовало от каждого спортсмена, в первую очередь, ответственности за своё здоровье. Эффективность процессом начальной подготовки определяется взаимодействием трех групп факторов: особенностями тренировочных нагрузок (направленность, объем, интенсивность, продолжительность, нервно-эмоциональная напряженность и др.); состоянием спортсмена (возраст, уровень тренированности, индивидуальные особенности и пр.); экологическими факторами окружающей среды.
Принципиальными отличиями экспериментальной методики от традиционной являются: использование средств различной направленности в рамках годичного цикла подготовки в зависимости от характера воздействия природно-климатических условий места проживания и условий обучения в вузе; конкретизация объемов подготовки и регулирование времени разучивания технических действий в соответствии с индивидуальными возможностями спортсмена; совершенствование технико-тактических действий в типовых и разнообразных боевых ситуациях; формирование наиболее значимых качеств и свойств; активная тактика ведения соревновательных поединков.
Полагаем, что обучение тактико-техническим действиям является важнейшим разделом начальной подготовки студен-тов-спортсменов, не прошедших предварительную подготовку в условиях ДЮСШ. Программа начальной подготовки сту-дентов-спортсменов имеет свои особенности и должна представлять собой целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения умениями, навыками и получением знаний.
Наряду с общепедагогическими принципами и методами в программе подготовки использовались подходы, с одной стороны, рассматривающие специальную работоспособность и ее повышение как результат целостной морфофункциональной системы организма, связанной с экономизацией функций в привычных условиях. А с другой стороны, - как результат воспитания надлежащих характеристик двигательного действия, связанного с непривычностью условий выполнения. Основной акцент делался на выборе упражнений статокине-
тической направленности, которые представляют собой своего рода смесь равновесия и движения; упражнения, обеспечивающие чередование работы мышц сгибателей и разгибателей, с соблюдением высокой степени однообразия повторений движений (циклов); усложнение внешней обстановки (сенсорная перегрузка, сопряженное воздействие, сопротивление условного противника, выключение или ограничение поля зрения, эмоциональное воздействие); создание вариативных условий выполнения двигательного действия с сокращением отрезков времени во внутренней структуре двигательного действия (исходных и конечных положений); соизмерение и регулирование динамических и временных параметров жизненного или двигательного пространства (моделируемые экстремальные условия, максимальная быстрота и точность выполнения действий, выполнение двигательных действий без излишней скованности).
С целью изыскания дополнительных резервов, проверки эффективности выработанной методики учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности без ущерба их здоровью и основной - учебной деятельности, проведен формирующий эксперимент, включающий 4 основных этапа тренировки: обще-подготовительный (втягивающий) (сентябрь
- ноябрь), (подготовительный) (декабрь - январь), соревновательный (февраль - июнь), переходный (рекреационный) (июль - август).
Результаты и их обсуждение. В результате анализа учебно-тренировочной деятельности выявлено, что при выполнении технических действий при заранее определенных условиях, координационная структура выполнения двигательного действия усваивается значительно быстрее, чем при неопределенности их выполнения. Следует допустить, что по мере проведения эксперимента процесс обучения техническим действиям сопровождается коррекцией той нервной модели, которая сложилась в памяти испытуемых в начале эксперимента. Это свидетельствует о том, что механизм опознания выступает как результат многоактной деятельности, а фазы опознания - как постепенный переход от грубой дифференциации к более тонкой.
Проведенное наблюдение и последующий анализ позволили оценить техническую подготовленность студентов-спорт-сменов в годичном цикле начальной подготовки и выявить наиболее отстающие от эталона технические действия. Коэффициент эффективности техники определялся по степени отклонений от эталонной техники в различных фазах ударного движения.
Из полученных результатов следует, что во втягивающем периоде исследуемые показатели начинающих спортсменов имели коэффициент рационального включения звеньев тела в ударное движение правой рукой - 54,25%, левой рукой -50,91%, что находится ниже уровня 3 юношеского разряда (табл. 1).
Таблица 1
Степень отклонения от рациональной техники ударных движений тай боксёров в различных фазах
в годичном цикле подготовки, (%)
Показатели Периоды Отклонения в различных фазах движения, %
Ногой Туловищем Рукой
Слабая рука Втягивающий 15,86 8,69 24,54
Подготовительный 14,77 7,83 22,60
Соревновательный 11,10 7,76 18,85
Сильная рука Втягивающий 13,91 8,97 22,87
Подготовительный 13,69 7,04 20,72
Соревновательный 8,75 8,07 16,81
В подготовительном периоде в результате улучшения координационных возможностей начинающих спортсменов на ударное движение правой рукой приходится 58,55%, а левой руки - 54,80%. Дальнейшее улучшение координационных ха-
рактеристик спортсменов наблюдается в соревновательном периоде, где показатель ударного движения правой рукой равняется 66,37%, а левой рукой - 62,29%, что соответствует уровню 2 разряда (рис.1).
70
60
50
40
%
30
20
10
■ слабая рука □ сильная рука
периоды
Рис. 1. Изменение коэффициента эффективности ударных движений студентов-спортсменов в динамике годичного цикла начальной подготовки
Как показали результаты исследования, отстающими фазами в ударном движении являются отталкивающее разгибание ноги и вращательно-поступательное движение туловища, рациональная согласованность которых является важнейшим фактором, определяющим эффективность удара. Исходя из этого, процесс специальной физической подготовки строили с учетом индивидуальных скоростно-силовых способностей боксеров, что дает возможность реализовать в тренировочном процессе принцип динамического соответствия, подбирая средства тренировки с учетом степени развития групп мышц, участвующих в ударном движении.
Увеличение разброса физиологических показателей ЦНС, их «неустойчивость» во времени является наиболее ранним и универсальным критерием сдвигов функционального состояния организма. В результате сравнительного анализа статистических параметров уровня проявления и стабильности простой зрительно-моторной двигательной реакции (ПЗМР), среднеквадратического отклонения, суммарном числе ошибок, максимальном времени ответа, а также в амплитуде моды и оценки стабильности реакции в ответ на световые раздражители у студентов-спортсменов в условиях Архангельской области выявлены статистически значимые различия. Между остальными сравниваемыми показателями выявлены статистически значимые различия лишь на отдельных этапах тренировочного процесса.
Исследование сложной зрительно-моторной реакции свидетельствует лишь о тенденции к позитивным изменениям показателей в годичном цикле начальной подготовки при увеличении парасимпатической активности и уменьшении симпатической активности вегетативной нервной системы к соревновательному периоду подготовки.
Это на наш взгляд объясняется значительным увеличением количества новых раздражителей к концу учебного года, на переработку которых спортсмены тратят больше времени и недостатком энергетических компонентов адаптационных возможностей организма. Жесткие требования, предъявляемые студентам-спортсменам, вызывают значительные трудности со стороны ЦНС студентов-спортсменов при выполнении заданий на опознание стимул-сигнала в простой и сложной зрительно-моторной реакции.
Анализ деятельности сердечно-сосудистой системы в годичном цикле начальной подготовки студентов-спортсменов показал особенности колебательных процессов в ряде показателей. В ритмах ЧСС и АДс в соревновательном периоде (весна) наблюдаются процессы рассогласования, высокий разброс амплитуды АДд, значительно превышающий таковые в подготовительный (зимний) и, особенно, втягивающий (осенний) периоды. Это приводит к гиперсинхронизации АДд, его ритма (избыточно жесткий «захват» биоритма), что приводит к напряжению адаптивных механизмов к летнему сезону года,
проявляющийся максимальными сезонными величинами АДд. Такая реакция сердечно-сосудистой системы может снижать пластичность циркадной системы организма в целом.
Проведенные исследования показали, что ритмические характеристики функционирования сердечно-сосудистой системы в соревновательный период характеризуется ее структурной неустойчивостью относительно других периодов года, что выражается как в повышении самих значений, так и амплитуды ритма. В процессе тренировочной подготовки, от втягивающего периода к подготовительному, наблюдается рост парасимпатической активности ВНС.
К концу подготовительного периода отмечен рост RRNN (Р<0,01), SDNN (Р<0,01), Ме (Р<0,01), Мо (Р<0,01) на фоне тенденции к снижению АМо и SI. Усиление парасимпатической активности вегетативной нервной системы у спортсменов можно интерпретировать как нарушение регуляторной функции и напряжение адаптивных механизмов сердечно-сосудистой системы, что может быть ответной реакцией на сочетанное действие тренировочной нагрузки в цикле подготовки и негативного воздействия климатических факторов (период «полярной ночи»). В соревновательном периоде показатель 1С достигает своих пиковых величин относительно втягивающего и подготовительного периодов (Р<0,001; Р<0,001), что также указывает на активность центрального контура регуляции. Индекс функционального состояния повышается от подготовительного к соревновательному периоду, и достигает оптимальных значений, отражающий высокий уровень функциональных возможностей организма.
Выводы. К особенностям начальной подготовки в тайском боксе студентов-спортсменов, проживающих в климатических условиях Европейского Севера следует отнести: наличие личностного роста, который провоцируется соревновательными ситуациями, возникающими в процессе тренировочных занятий и спортивной деятельности; выраженной проявлением уровня тревожности в подготовительном периоде («полярная ночь») при Р<0,001, с последующим снижением к соревновательному (весеннему) сезону года при Р<0,001 и последующим увеличением к рекреационному периоду подготовки («белых ночей») при Р<0,05. На подготовительном этапе подготовки отмечается более низкая самооценка, характерны частые смены настроения, отмечается снижение эмоциональности и большая внешняя зависимость.
На фоне роста физического состояния организма и улучшения технических характеристик, наблюдается напряжение компенсаторно-приспособительных механизмов центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.
В процессе подготовки основной акцент делался на выборе упражнений статокинетической направленности, которые представляют собой своего рода смесь равновесия и движения; также включением упражнений, обеспечивающие чередование работы мышц сгибателей и разгибателей, с соблюдением высокой степени однообразия повторений движений (циклов); усложнение внешней обстановки (сенсорная перегрузка, сопряженное воздействие, сопротивление условного противника, выключение или ограничение поля зрения, эмоциональное воздействие); создание вариативных условий выполнения двигательного действия с сокращением отрезков времени во внутренней структуре двигательного действия (исходных и конечных положений); соизмерение и регулирование динамических и временных параметров жизненного или двигательного пространства (моделируемые экстремальные условия, максимальная быстрота и точность выполнения действий, выполнение двигательных действий без излишней скованности).
Эффективность предложенной методики подготовки сту-дентов-спортсменов в годичном цикле начальной подготовки детерминирована улучшением показателей физической подготовленности и ростом координационных возможностей, про-
0
2
3
Изменения в координационной структуре ударного движения также связаны с тенденцией к позитивным изменениям показателей сложной зрительно-моторной реакции и более выраженной функциональной активностью сердечно-сосудистой системы к соревновательному периоду. Рост симпатической активности на фоне улучшения IC и NSR (Р<0,01) у спортсменов указывает на высокую психофизиологическую готовность к соревновательной деятельности после подготовительного периода, а не на снижение и перенапряжение функциональных систем организма.
Библиографический список
1. Шаренкова, Л. А. Динамика функционального состояния организма студентов на начальном этапе обучения в техническом вузе: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Архангельск, 2001.
2. Загородников, Г.Н. Об адаптации военнослужащих к военной службе // Воен. - мед. журн. - 1992. - № 12.
3. Агаджанян, Н.А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / Н.А. Агаджанян, И.В. Ружникова, Ю.П. Старшинов [и др.] // Физиология человека. - 1997. - Т. 23. - № 1.
4. Неверова, Н. П. Состояние вегетативных функций у здоровых людей в условиях Заполярья // Вопросы здоровья и акклиматизации человека на Европейском Севере. Архангельск, 1973.
Bibliography
1. Sharenkova L. A. Dinamika funkcional'nogo sostojanija organizma studentov na nachal'nom jetape obuchenija v tehnicheskom vuze : avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. Arhan-gel'sk, 2001.
2. Zagorodnikov G.N. Ob adaptacii voennosluzhawih k voennoj sluzhbe /G.N. Zago-rodnikov // Voen.- med. zhurn. ... 1992. № 12.
3. Agadzhanjan N.A. Osobennosti adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy junoshesko-go organizma / N.A. Agadzhanjan, I.V. Ruzhnikova, Ju.P. Starshinov [i dr.]// Fiziologija cheloveka. - 1997. - T. 23, № 1.
4. Neverova N. P. Sostojanie vegetativnyh funkcij u zdorovyh ljudej v uslovijah Zapoljar'ja // Voprosy zdorov'ja i akklimatizacii cheloveka na Evropejskom Severe. Arhangel'sk, 1973.
Статья поступила в редакцию 31.10.11
являемых в динамике коэффициента рационального включения звеньев тела в ударное движение. Во втягивающем периоде: правой рукой 54,25%, левой - 50,91%, в подготовительном периоде: 58,55%, 54,80%; и в соревновательном периоде 66,37% правой, 62,29% левой соответственно. Выявлено, что успех техники ударного движения является не только делом «чистой моторики», а также определяется характером предлагаемых упражнений и тренировок, нагрузкой, их соотношением и рядом других факторов.
УДК 378.22
Bykadorova E.S. THE CONTENT AND THE STRUCTURE OF MULTIMEDIA EDUCATIONAL COMPLEX «ENGLISH FOR MECHANICAL ENGINEERS». In the article, the content and the structure of multimedia educational complex for mechanical engineers are considered. The term “profession-oriented learning” is specified. The content of methodological and ergonomic support of multimedia educational complex is determined.
Key words: multimedia educational complex, profession-oriented learning, pedagogic technology, pedagogic monitoring, professional language culture.
Е.С. Быкадорова, преп. каф. иностранных языков Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ИНЖЕНЕРОВ-МЕХАНИКОВ»
В статье рассмотрены структура и содержание мультимедийного учебно-методического комплекса, предназначенного для инженеров-механиков. Уточнено понятие «профессионально-ориентированного обучение». Определено содержание научно-методического и эргономического сопровождения мультимедийного учебно-методического комплекса.
Ключевые слова: мультимедийный учебно-методический комплекс, профессионально-ориентированное обучение, педагогическая технология, педагогический мониторинг, профессиональная языковая культура.
Развитие общества, науки и производства в современных условиях быстро изменяющихся технологий, проникающих во все сферы деятельности человека, испытывает острую необходимость в грамотных выпускниках образовательных учреждений разного уровня и профиля.
Необходимо качественное преобразование системы образования и ее более динамичное развитие не просто предоставлением «сферы услуг». В своем развитии система образования должна достичь новой фазы на новой технологической основе - использования информационных технологий, вновь обратив внимание на воспитание личности.
В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации» (2008 г.), «Образованием» (2005 г.), «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года для решения этой задачи необходимо целенаправленно использовать высокие технологии, в том числе и современные средства информатизации, которые представляют собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных средств и различ-
ного вида обеспечения (технического, программного, психологического, педагогического, методического, эргономического и др.), направленных на подготовку компетентных специалистов в различных областях науки и образования, в том числе и в сфере машиностроения.
Проведенный анализ современной психологической, педагогической, методической и технической литературы показал, что наименее изученной и разработанной является сфера программного обеспечения учебного назначения, которая способствует высокой результативности подготовки специалистов в вузе по различным областям знаний. Эта проблема является основной в звене информатизации образования. При этом одним из главных вопросов, на разработку которого следует сосредоточить усилия разработчиков, является создание целесообразных и эффективных мультимедийных образовательных продуктов [1; 2].
В настоящее время все чаще в информационной среде используются такие понятия, как мультимедиа, медийное устройство, мультимедийные приложения, мультимедийные про-