УДК 332.025.1
Н.Ю. Сорокина, канд. экон. наук, доцент, 8(4872)471278, N [email protected]. (Россия, Тула, ТулГУ)
МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ СТРАТЕГИИ НАРАЩИВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРУДОНЕДОСТАТОЧНОГО РЕГИОНА
Представлена методика мониторинга результатов стратегии наращивания трудового потенциала региона. Ее использование будет способствовать росту результативности регионального управления за счет своевременного осведомления всех участников системы наращивания трудового потенциала региона о возможности наступления событии, препятствующих развитию региона в целом и его социально-трудовой сферы.
Ключевые слова: трудовой потенциал региона, региональное управление, мониторинг
Мониторинг является универсальным инструментом управления как процессами, протекающими в экономике страны в целом, так и в ее отдельных регионах. Этим объясняется его активное использование в практике современного государственного управления на всех уровнях федерального устройства России. Между тем до сих пор вопросы методического обеспечения мониторинга остаются не до конца разработанными [4], прежде всего, это касается процедур отслеживания результатов реализуемых стратегий.
В отечественной научно-практической литературе мониторинг рассматривается с позиций двух основных исследовательских подходов. В соответствии с первым подходом под мониторингом понимается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [1, 5]. В соответствии со вторым подходом мониторинг представляет собой наблюдение, оценку и прогноз состояния определенных процессов и явлений в экономической среде в ближайшей и отдаленной перспективе [2, 3]. Представляется, что для целей государственного управления на региональном уровне в наибольшей степени подходит второй подход. В этом случае конечной целью мониторинга является управление изменениями, отклонениями в развитии социально-экономических процессов в регионе путем своевременного информирования управляющих структур государственного уровня о возможности наступления неблагоприятных изменений, препятствующих развитию региона в целом и его социально-трудовой сферы в частности.
Мониторинг включает в себя следующие основные процедуры [4]: 1) накопление фактов, характеризующих исследуемый объект; оценку и анализ этой информации;
2) отслеживание изменений в исследуемом объекте путем периодического наблюдения за контролируемыми показателями изучаемого объекта и их изменением с оценкой размеров и причин отклонений;
3) управление контролируемыми показателями путем своевременного информирования субъекта управления о возможности наступления неблагоприятных, критических или недопустимых изменений;
4) разработка рекомендаций по устранению выявленных изменений и (или) пересмотру заданных показателей, а также прогнозирование будущего состояния объекта управления.
Вышесказанное позволяет выделить следующие основные процедуры мониторинга результатов стратегии наращивания трудового потенциала региона:
- организация наблюдения с целью получения достоверной и объективной информации об изменениях в трудовом потенциале региона, особенностях течения социально-экономических процессов на его территории;
- оценка и системный анализ результатов реализации стратегии: оценка степени достижения ее целей и задач, основных контрольных показателей, выявление причин и анализ факторов, вызвавших отклонения от заданного режима реализации стратегии;
- выработка заключения об адекватности процесса реализации стратегии наращивания трудового потенциала ситуации, складывающейся в региональной социально-экономической системе, а в случае необходимости — разработка рекомендаций относительно корректировки процесса реализации стратегии;
- обеспечение органов регионального управления, бизнес-сообщества, общественных объединений и населения информацией, полученной при осуществлении мониторинга результатов реализации стратегии наращивания трудового потенциала региона.
При таком подходе к мониторингу особый акцент ставится на сравнении достигнутых результатов стратегии и ее запланированных целей, что обеспечивает условия для повышения результативности реализации стратегии и системы регионального управления в целом. Основная задача при этом состоит не сколько в выявлении отклонений в развитии, столько в определении их влияния на достижение целей и задач стратегии, а также разработке корректирующих действий по устранению выявленных отклонений в ходе реализации и результатах стратегии.
Методика мониторинга результатов стратегии наращивания трудового потенциала трудонедостаточного региона, отражающая его основные этапы, может быть представлена модельной схемой (рисунок).
Входная информация
Выходная информация
Модельная схема методики мониторинга результатов стратегии наращивания трудового потенциала трудонедостаточного региона
1. Определение целей проведения и планирование мониторинга Главной целью мониторинга результатов стратегии наращивания трудового потенциала трудонедостаточного региона является формирование информационной основы для принятия управленческих решений, обеспечивающих своевременную корректировку процесса реализации
стратегии для более полного достижения ее целей и задач, а также целей и задач региональной стратегии социально-экономического развития.
Планирование мониторинга, помимо определения его целей, предполагает осуществление следующих действий: определение ключевых принципов мониторинга, установление периодичности проведения оценочных процедур, определение параметров мониторинга - конкретных направлений оценки ит. д.
Основными принципами мониторинга являются следующие [4]:
1) целенаправленность — мониторинг должен быть ориентирован на решение конкретных проблем в сфере наращивания трудового потенциала конкретного трудонедостаточного региона;
2) системный подход — рассмотрение региона как социально-экономической системы, структурно состоящей из ряда подсистем более низкого порядка (муниципальных образований), находящейся в динамической взаимосвязи с внешней средой (с другими регионами России) и являющейся элементом социально-экономической системы более высокого порядка (РФ в целом);
3) комплексность — мониторинг отдельных сфер и направлений развития региона должен осуществляться во взаимосвязи друг с другом;
4) непрерывность в наблюдении за объектом;
5) периодичность снятия информации о происходящих изменениях;
6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени и т. д.
Частота проведения мониторинга зависит от характера исследуемого процесса и специфики информационных потребностей администрации региона. Мониторинг результатов стратегии наращивания трудового потенциала региона целесообразно проводить ежеквартально. Такая периодичность, с одной стороны, обеспечивает необходимую степень новизны информации и более ранее выявление отклонений, с другой — позволяет наиболее эффективно расходовать ограниченные временные, трудовые и финансовые ресурсы администрации региона. Мониторинг наращивания трудового потенциала региона относится к категории относительно малозатратных, поскольку:
- основывается на данных официальной статистической отчетности и информации, предоставляемой подразделениями администрации региона, в компетенцию которых входят вопросы управления социально-трудовой сферой;
- экспертные опросы проводятся в форме письменного анкетирования и телефонных интервью, проводимых сотрудниками администрации региона; дополнительная рабочая сила не привлекается;
- не требует выделения дополнительных финансовых ресурсов на проведение мониторинга из бюджета региона.
2. Организация мониторинга
Для проведения мониторинга целесообразно создание экспертной группы в составе 1-3 человек. В целях обеспечения независимости мониторинга в ее состав не могут входить лица, уже принимавшие участие в реализации стратегии в качестве экспертов, а также члены Координационного комитета по вопросам наращивания трудового потенциала региона. Экспертная группа составляет отчет по мониторингу, который представляется руководителю подразделения администрации региона, в компетенцию которого входят вопросы управления трудовыми ресурсами. Отчет распространяется среди участников системы наращивания трудового потенциала, принимавших участие в процессе разработки и реализации стратегии наращивания трудового потенциала региона. Отчет по мониторингу должен содержать информацию, представляющую интерес для администрации региона, представителей бизнес-сообщества, общественных объединений и населения региона.
На данном этапе осуществляется формирование методических основ мониторинга, в основу которого может быть положен комплекс методик управления трудонедостаточным регионом на основе наращивания его трудового потенциала. Сбор и предоставление информации должны осуществляться в разрезе системы показателей оценки результативности регионального управления с позиций трудового потенциала. Система показателей мониторинга может быть скорректирована с учетом изменений происходящих в региональной социально-экономической системе, приоритетах регионального управления трудовым потенциалом, уровне доступности источников информации и т. п. При этом могут пересматриваться не только состав показателей, но и периодичность наблюдения за ними, а также методики их расчета.
3. Сбор и накопление информации
Информационной основой мониторинга выступают систематизированные данные государственной статистической отчетности, результаты социологических обследований, проведенных в регионе и РФ, нормативно-справочные материалы, аналитическая информация органов государственного и муниципального управления региона, доклады международных организаций (МОТ, ООН, ЮНЕСКО и др.), доклады и аналитические записки отечественных и международных экспертов в области управления трудовыми ресурсами и т.п. Собранная информация может быть положена в основу формирования региональной базы данных о трудовом потенциале региона, которая может быть использована:
- при анализе тенденций в развитии регионального рынка труда и его ведущих секторов;
- при разработке прогнозов развития трудового потенциала региона;
- при разработке аналитического раздела областных целевых программ содействия занятости населения региона, развития систем здравоохранения и образования, демографической политики и др.;
- при подготовке статистических отчетов о состоянии социально-экономических процессов на территории региона, в частности при подготовке отчетов и аналитических материалов органов государственного управления, в компетенцию которых входят вопросы наращивания трудового потенциала — министерств (департаментов) экономического развития, труда, социальной защиты населения и др.
4. Выводы и рекомендации
По итогам анализа экспертная группа составляет отчет о мониторинге, который должен содержать информацию: о состоянии и тенденциях в развитии трудового потенциала и трудовых ресурсов региона; ходе и полноте выполнения региональных программ в сфере наращивания трудового потенциала; результатах реализации стратегии наращивания трудового потенциала трудонедостаточного региона.
Особое внимание в отчете должно быть уделено ответу на следующий вопрос: оказала ли реализация стратегии ожидаемое воздействие на всех участников системы наращивания трудового потенциала региона? При ответе на вопрос должны быть указаны не только положительные, но и отрицательные эффекты реализации стратегии.
Помимо отчета должны быть подготовлены следующие документы:
- заключение о степени достижения целей и задач стратегии наращивания трудового потенциала региона, позволяющее оценивать ее результативность за отчетный период;
- рекомендации о направлениях корректировки стратегии наращивания трудового потенциала региона, а также о необходимости разработки новых программ в области управления социально-трудовой сферой региона.
5. Информирование о результатах мониторинга
О результатах мониторинга должны быть проинформированы все за -интересованные участники системы наращивания трудового потенциала региона. С этой целью отчет о мониторинге должен быть опубликован в открытой печати, на официальном портале органов исполнительной власти региона. Результаты мониторинга должны быть представлены членам Координационного комитета по наращиванию трудового потенциала, который утверждает отчет по мониторингу.
Реализация предложенной методики мониторинга результатов стратегии наращивания трудового потенциала региона, представляющей собой комплексную систему наблюдения, оценки и прогноза состояния и изменений в трудовом потенциале, позволяет выявить наиболее проблемные области управления трудовыми ресурсами региона. Это будет способствовать росту результативности регионального управления за счет своевременного осведомления всех участников системы наращивания трудового потенциала региона о возможности наступления неблагоприятных собы-
тий, препятствующих развитию региона в целом и его социально-трудовой сферы.
Библиографический список
1. Территориальное управление экономикой: словарь-справочник / гл. ред. В.П. Колесов, В.М. Шупыро. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001.
2. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Лука-нин, О.С. Кошевой, под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. 321 с.
3. Лексин В.Н., Селиверстов В.Е., Швецов А.Н. О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ieie.nsc.ru.
4. Федорова Е.А., Федорова Т.А., Болдырева Р.Ю., Преображенский Д.А., Сорокина Н.Ю., Запарин В.А. Эффективность муниципального управления: методический подход к оценке и мониторингу: монография. Тула: ООО «Риони», 2010. 174 с.
5. Эффективные модели и инструменты муниципального управления. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. 16 с.
N.Y. Sorokina
Monitoring of results of strategy of upbuilding of labor potential region
In article the monitoring of results of strategy of escalating of labor potential of region is presented. Its use will promote growth of productivity of regional government at the expense of timely notification of all participants of system of upbuilding of labor potential of region about approach possibility the events interfering development of region in whole and its social and labor sphere.
Keywords: labor potential of region, regional government, monitoring.