Научная статья на тему 'Оценка трудового потенциала региона в процессе разработки и реализации региональной стратегии социально-экономическогоразвития'

Оценка трудового потенциала региона в процессе разработки и реализации региональной стратегии социально-экономическогоразвития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1334
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGY OF REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / AN ESTIMATION OF LABOUR POTENTIAL OF REGION / REGIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Н. Ю.

Предложен подход к оценке трудового потенциала, основанный на учете его динамики в процессе реализации региональной стратегии социальноэкономического развития, что позволяет вносить своевременные корректировки в процесс реализации региональной стратегии и оценивать ее результативность с позиций достижения заданного уровня трудового потенциаларегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of labor building the region during the development and implementation of regional strategy for social and economic development

This article proposes an approach to estimating the labor potential, based on the account of its dynamics in the process of implementing a regional strategy for economic and social development that allows you to make timely adjustments in the process of implementing a regional strategy and to assess its effectiveness from the standpoint of achieving a given level of labor potential of the region.

Текст научной работы на тему «Оценка трудового потенциала региона в процессе разработки и реализации региональной стратегии социально-экономическогоразвития»

УДК 332.025.1

Н.Ю. Сорокина, канд. экон. наук, доцент, 8(4872) 47-12-78,

N SOROKINA@tula.net, (Россия, Тула, ТулГУ)

ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ

Предложен подход к оценке трудового потенциала, основанный на учете его динамики в процессе реализации региональной стратегии социальноэкономического развития, что позволяет вносить своевременные корректировки в процесс реализации региональной стратегии и оценивать ее результативность с позиций достижения заданного уровня трудового потенциаларегиона.

Ключевые слова: стратегия регионального социально-экономического развития, оценка трудового потенциала региона, региональное управление.

Процесс разработки и реализации стратегии социальноэкономического развития территории (региона, муниципального образования) в наиболее общем виде включает следующие основные этапы [1]: анализ текущего состояния и динамики развития региона,

формирование стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль стратегии. На каждом из указанных этапов целесообразно осуществлять оценку трудового потенциала региона, при этом в качестве субъекта оценки выступает администрация региона, объектом оценки является трудовой потенциал региона.

Оценка воздействия региональной стратегии на трудовой потенциал региона представляет собой управленческий инструмент, предназначенный для принятия качественных и своевременных управленческих решений. Она осуществляется посредством следующих шести этапов: подготовительного этапа, четырех основных этапов, на которых непосредственно осуществляется оценка трудового потенциала региона, и заключительного этапа.

Подготовительный этап, на котором осуществляется инициирование процесса оценки. В процессе его реализации администрация региона формирует нормативную и правовую основу оценки трудового потенциала региона в процессе разработки и реализации региональной стратегии развития; формирует концепцию оценки, определяющую цели и принципы оценки трудового потенциала региона; осуществляет планирование процедуры оценки, а именно: определяет параметры оценки, обосновывает выбор методов и инструментов оценки, регламентирует деятельность участников процесса оценки, устанавливает их полномочия и ответственность, принимает решение о привлечении экспертов и определяет их состав и т. д.

Модельная схема четырех основных этапов процедуры оценки трудового потенциала региона в процессе разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона представлена в табл. 1.

Таблица 1

Модельная схема структуры оценки трудового потенциала региона (ТПр) в процессе разработки и реализации стратегии социально-экономическогоразеитиярегиона

Этап Цель оценки Методы и Результаты Влияние на

разработки инструменты оценки процесс

и оценки разработки и

реализации реализации

стратегии стратегии

1 2 3 4 5

1. Анализ Сформироват - анализ - сформирован Определение

текущего ь массив социально- массив состава

состояния информации о демографических информации о тактических

и динамики состоянии и показателей. состоянии ТПр; мероприятий

социально- тенденциях в - определены стратегии.

экономиче развитии ТПр. тенденции в

ского развитии ТПр;

развития - выявлены

региона проблемные сферы и потенциальные возможности развития ТПр; - получена оценка величины фактического ТПр.

2. Оценить - прогнозирование - разработан Обоснование

Формирова ожидаемый величины ТПр; сценарный приоритет-

ние эффект от - экспертная оценка прогноз ных

стратегии реализации наиболее вероятных изменения направлений

социально- стратегии, тенденций в величины ТПр; долгосроч-

экономиче заключающий развитии ТПр; - получена ной

ского ся в - сценарный метод, прогнозная региональной

развития достижении позволяющий оценка политики в

региона соответствия сформировать стратегического области ТПр.

ТПр возможные ТПр;

требованиям варианты изменения - осуществлена

экономики величины ТПр; оценка затрат на

региона. - метод бальных оценок для оценки затрат формирование и реализацию ТПр. формирование и реализацию ТПр в соответствии со стратегией.

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

3. Оценить - метод балльных - установлено Осуществлен

Реализация влияние оценок для оценке соответствие (не ие

стратегии реализации перспектив соответствие) своевременн

социально- стратегии на развития достигнутого и ой

экономиче величину ТПр трудового прогнозного корректировк

ского путем потенциала уровней и стратегии в

развития сравнения региона; стратегического случае

региона достигнутого - экспертная ТПр на отдельных возникновен

и прогнозного оценка влияния этапах реализации ИЯ

уровней реализации стратегии; отклонений

стратегическо стратегии на - выявлены (в от заданного

го ТПр. отдельные случае уровня

составляющие необходимости) трудового

ТПр. причины возникновения отклонений в развитии ТПр. потенциала.

4. Оценка и Оценить - анализ - установлено Оценка

контроль результативно социально- соответствие (не результативн

реализации сть демографических соответствие) ости

стратегии реализации показателей. достигнутого стратегии,

социально- стратегии с уровня ТПр осмысление

экономиче позиций ТПр, потребностям уроков ее

ского заключающу экономики реализации,

развития юся в региона; оценка

региона достижении - установлено результативн

заданного позитивное ости

стратегией (негативное) управления

уровня воздействие трудовым

стратегическо изменений в ТПр потенциалом

го ТПр. на качество жизни населения региона. региона.

На этапе анализа текущего состояния и динамики социальноэкономического развития региона имеет место предварительная оценка, цель которой заключается в формировании массива информации о состоянии и тенденциях в развитии трудового потенциала региона. Данный вид оценки базируется на анализе основных социальнодемографических показателей региона, к числу которых относятся: численность экономически активного населения, уровень безработицы, профессионально-квалификационная структура рабочей силы,

образовательный уровень населения и т. п.

Оценка позволяет выявить тенденции в изменении трудового потенциала региона, проблемные сферы и потенциальные возможности развития трудового потенциала. Ее конченым результатом является получение оценки уровня фактического трудового потенциала региона.

Основными проблемами в сфере трудового потенциала региона, с которыми сталкиваются подавляющее большинство регионов России, являются следующие:

- сокращение численности трудовых ресурсов вследствие высокой смертности населения в трудоспособном возрасте, что создает опасность ухудшения количественных и качественных характеристик трудового потенциала;

- недоиспользование потенциала жилищного строительства, в первую очередь — ипотеки для молодых и многодетных семей как ведущего фактора улучшения демографической ситуации в регионе;

- низкий механический прирост населения как результат недоиспользования иммиграционных возможностей региона;

- высокие уровни заболеваемости, травматизма и инвалидности населения, находящегося в трудоспособном возрасте, приводящие к утрате трудоспособности;

- сокращение численности занятых в отраслях реального сектора экономики, в первую очередь — в промышленности вследствие недоиспользования научно-технического потенциала региона и низкой заработной платы по сравнению со средней по региону;

- низкий (по сравнению со средней по региону) уровень оплаты труда в отраслях экономики, где создается и поддерживается высокое качество трудового потенциала — в образовании, здравоохранении, культуре, спорте и др.;

- несоответствие состава и структуры выпуска специалистов системой образования потребностям регионального рынка труда, приводящие к дефициту квалифицированных кадров основных рабочих профессий и специалистов и усиливающие диспропорции в профессиональной структуре спроса и предложения рабочей силы.

К числу потенциальных возможностей развития трудового потенциала российских регионов относятся следующие:

- положительная динамика в изменении реальных денежных доходов населения, наблюдаемая в последние годы, как основа повышения уровня и качества жизни населения региона;

- высокий образовательный потенциал занятых в экономике, который выступает основой обеспечения эффективной занятости населения, в том числе трудоспособных инвалидов и пенсионеров;

- довольно высокий уровень доступности услуг учреждений здравоохранения региона, способствующий созданию условий для снижения уровня заболеваемости населения основными видами болезней;

- стабилизация уровня заболеваемости населения социально обусловленными заболеваниями, способствующая сохранению и улучшению уровня общественного здоровья;

- рост численности населения, занимающегося физической культурой и спортом, в том числе несовершеннолетних детей, как основы создания полноценных условий для формирования здорового образа жизни населения региона и др.

По результатам оценки формируется состав тактических мероприятий стратегии социально-экономического развития региона, к которым, в частности, могут быть отнесены:

- институционально-правовые преобразования — административная поддержка социально значимых с позиции занятости населения и развития территории предприятий, содействие бюджетообразующим предприятиям в получении кредитов и инвестиций для технического перевооружения производства ит. п.;

- создание условий для эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса, развитие социального партнерства между регионом и бизнесом для решения социальных задач;

- содействие формированию у молодежи высокой трудовой мотивации, направленности на реализацию профессионального потенциала в трудовой социально значимой деятельности в соответствии с требованиями общества, потребностями личности и рынка труда;

- обеспечение временной занятости населения, включая лиц пенсионного возраста и несовершеннолетнюю молодежь (в свободное от учебы время), и дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, путем организации общественных работ;

- осуществление поддержки кадрового обеспечения, организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров ведущих секторов экономики и социальной сферы региона;

- развитие жилищного строительства как основы сохранения и наращивания производственного и трудового потенциалов региона;

- содействие созданию действенных механизмов включения потенциала гражданского сообщества в разработку и внедрение социально значимых программ и инновационных проектов, формированию общественного социального заказа и др.

Оценка трудового потенциала на этапе формирования стратегии социально-экономического развития региона нацелена на выявление ожидаемого эффекта от реализации стратегии, заключающегося в достижении соответствия сформированного трудового потенциала требованиям экономики региона.

С этой целью осуществляется прогнозирование величины стратегического трудового потенциала региона с использованием показателя ожидаемой продолжительности трудовой жизни. Принципиальная схема расчетов довольно хорошо известна и детально описана в специальной литературе по демографии [2]. Для определения стратегического трудового потенциала используется система показателей, содержащихся в официальной статистической отчетности:

- распределение населения по полу и возрасту;

- возрастные коэффициенты смертности, дифференцированные по

полу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возрастные коэффициенты занятости населения.

Указанные показатели являются основой построения таблиц экономической активности (занятости) населения, позволяющих получать вполне достоверные оценки прогнозной величины стратегического трудового потенциала региона в достаточно отдаленной временной перспективе.

Качество оценки величины трудового потенциала региона обеспечивается использованием (в дополнение к вышеуказанному методу построения таблиц экономической активности (занятости) населения) методов экспертных оценок, сценарного подхода и балльных оценок.

Экспертные оценки позволяют определить возможные варианты развития объекта прогнозирования в ближайшем и отделенном будущем, а также осуществить согласование мнений экспертов относительно перспективных направлений развития. Для оценки величины стратегического трудового потенциала целесообразно использовать метод простой ранжировки, отличающийся сравнительной простотой процедуры получения оценок и привлечением небольшого (по сравнению с другими методами) числом экспертов [3]. Экспертам предлагается сформировать мнение относительно наиболее вероятных тенденций в динамике показателей, определяющих величину трудового потенциала региона, в частности в возрастных коэффициентах смертности, экономической активности и занятости населения, в уровнях его образовательной подготовки и состоянии здоровья. Опрос экспертов целесообразно проводить в форме анкетирования. Анкеты следует составлять так, чтобы предоставить каждому эксперту широкие возможности достаточно свободно высказать свое мнение по проблеме и привести аргументы в его пользу.

Сценарный метод основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях [4]. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта. При оценке стратегического трудового потенциала целесообразно использовать три варианта сценария:

1) оптимистический вариант, предполагающий, что показатели экономической активности и занятости проявят тенденцию роста, смертность населения снизится, а состояние здоровья и образовательная подготовка улучшатся;

2) пессимистический вариант, предполагающий, что показатели, характеризующие уровни смертности, экономической активности, занятости, здоровья и образовательную подготовку населения, ухудшатся;

3) нейтральный вариант, предполагающий, что уровни смертности, экономической активности и занятости стабилизируются, а состояние здоровья и образовательная подготовка населения улучшатся.

Реалистичность сценариев определяется полнотой и достоверностью информации, полученной в процессе оценки величины фактического трудового потенциала и в ходе опроса экспертов относительно тенденций в развитии стратегического трудового потенциала.

При оценке затрат на формирование и реализацию трудового потенциала целесообразно использовать балльный метод, основанный на использовании шкалы стандартов. Шкалирование по стандартной школе осуществляется на основании анализа практики финансирования расходов на трудовой потенциал, принятой в регионах, близких к исследуемому региону по специфике течения социально-экономических процессов, и которым удалось обеспечить заданный региональной стратегией уровень развития трудового потенциала. Достоинство данного метода заключается в том, что он обеспечивает стабильность получаемых результатов и сводит к минимуму возможные логические ошибки при оценке [5].

По результатам оценки формируется состав долгосрочных мероприятий стратегии социально-экономического развития региона, примером которых могут быть следующие:

- усиление ориентации экономики региона на повышение удельного веса видов экономической деятельности с высоким уровнем добавленной стоимости;

- повышение качества и доступности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг;

- создание и развитие новой системы здравоохранения, имеющей профилактическую направленность и предусматривающей расширение сети и мощности дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях, больницах и стационаров на дому;

- улучшение материально-технической базы образовательных учреждений как основы повышения качества подготовки учащихся на всех ступенях общего образования;

- поддержка сектора молодежного предпринимательства, социально значимых инновационных проектов молодежных организаций;

- строительство и реконструкция спортивных сооружений как важнейшее условие формирования здорового образа жизни населения региона;

- совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы с целью приближения ее размеров к уровню средней по региону заработной платы;

- согласование объемов профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования региона с потребностями регионального рынка труда;

- повышение регулярности движения пассажирского транспорта, его удобства и безопасности для пассажиров и др.

На этапе реализации стратегии социально-экономического развития региона имеет место оценка, нацеленная на выявление влияния реализации региональной стратегии социально-экономического развития на величину трудового потенциала региона. Она осуществляется посредством сравнения достигнутого и прогнозного уровней стратегического трудового потенциала региона в фиксированные моменты времени (как правило, ежегодно). Выявление места и причин отклонений от запланированных показателей развития трудового потенциала позволит своевременно осуществить корректировку хода реализации стратегии социальноэкономического развития региона для повышения эффективности ее программ и мероприятий.

Для оценки влияния реализации стратегии социальноэкономического развития на трудовой потенциал региона и его составляющие целесообразно использовать дополняющие друг друга методы балльных и экспертных оценок. Указанные методы позволяют, во-первых, учесть многофакторный характер процесса и, во-вторых, осуществлять оценку процессов, имеющих преимущественно качественный характер, к числу которых относится процесс формирования и реализации трудового потенциала региона.

Оценку влияния реализации стратегии социально-экономического развития на трудовой потенциал региона целесообразно осуществлять по следующей схеме.

1. Выбрать и обосновать показатели для осуществления балльной оценки трудового потенциала региона и его составляющих.

2. Обобщить информацию о динамике развития трудового потенциала региона в контексте выбранных показателей.

3. Осуществить шкалирование достигнутых значений показателей с привлечением экспертов.

4. Оценить влияние реализации региональной стратегии социальноэкономического развития на перспективы развития составляющих трудового потенциала с привлечением экспертов.

5. Определить суммарный уровень влияния реализации региональной стратегии на перспективы развития трудового потенциала реализации по формуле [7]:

Я = £ ПР,х В,,

I-1

где ПР, — балльная оценка перспектив развития трудового потенциала региона; В, — балльная оценка влияния реализации региональной стратегии на перспективы изменения трудового потенциала региона; п — количество показателей оценки (! = 1, 2,...,5).

6. Определить характер влияния стратегии социальноэкономического развития на трудовой потенциал региона, а также наличие (отсутствие) возможных ограничений реализации стратегии со стороны трудового потенциала (табл. 2):

Таблица 2

Определение елиянияреализациирегиональной стратегии социально-экономическогоразвития на трудовой потенциал региона

Значение суммарного рейтинга, балл Характер влияния региональной стратегии на трудовой потенциал

15-25 Реализация стратегии оказывает незначительное влияние на трудовой потенциал региона. Необходимо осуществить корректировку содержания стратегии с целью усиления ее ориентации на достижение целей развития трудового потенциала региона.

26-35 Стратегия оказывает определенное, но недостаточное влияние на трудовой потенциал. Необходимо осуществить активизацию реализации стратегии и предусмотреть альтернативы развития трудового потенциала региона в рамках реализации стратегии с целью достижения более реалистичных результатов.

36-45 Стратегия оказывает довольно сильное влияние трудовой потенциал. Необходимо принять адекватные меры по профилактике и своевременной корректировке ее программ мероприятий в случае возникновения отклонений.

46-55 Реализация стратегии вызывает существенные изменения в трудовом потенциале. Необходимо выявить и изучить возможные побочные последствия (положительные и отрицательные) реализации стратегии для трудового потенциала региона, а также степень их воздействия.

На этапе оценки и контроля реализации стратегии социальноэкономического развития региона оценка имеет обобщающий характер. Она нацелена на определение результативности реализации стратегии с позиций формирования и реализации трудового потенциала с

количественными и качественными характеристиками, соответствующими потребностям региональной экономики.

С этой целью осуществляется анализ достигнутых социальнодемографических показателей, характеризующих трудовой потенциал региона, который позволяет:

- установить соответствие (несоответствие) достигнутого уровня трудового потенциала потребностям экономики региона;

- оценить результативность управления трудовым потенциалом региона, которая определяется как соответствие результата поставленным целям стратегии;

- установить позитивное (негативное) воздействие изменений в трудовом потенциале региона на качество жизни населения региона.

На заключительном этапе осуществляется информирование администрации региона и общественности о результатах оценки трудового потенциала региона, представляются выводы и рекомендации относительно корректировки региональной стратегии социальноэкономического развития и политики в области трудового потенциала региона.

Таким образом, предложенный подход к оценке трудового потенциала региона, основанный на учете его динамики в процессе реализации региональной стратегии социально-экономического развития, позволяет:

- во-первых, определить состав тактических и стратегических мероприятий стратегии социально-экономического развития региона;

- во-вторых, выбрать адекватные методы и инструменты оценки трудового потенциала региона в процессе разработки и реализации стратегии, позволяющие выявлять изменения в трудовом потенциале, а также анализировать положительные и отрицательные последствия реализации стратегии;

- в-третьих, обеспечить адекватную «обратную связь» в процессе разработки и реализации стратегии, что позволяет своевременно выявлять проблемы и разрабатывать меры по их устранению путем корректировки региональной стратегии социально-экономического развития;

- в-четвертых, осуществить оценку воздействия стратегии на качество жизни населения и других субъектов региональной экономики с целью своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.

Библиографический список

1. Теоретико-методологические аспекты разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований: монография / Е.А. Федорова [и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. 248 с.

2. Бойко А.И., Карманов М.В. Экономическая демография: учеб.

пособие / Московский международный институт эконометрики,

информатики, финансов и права. М., 2003. 64 с.

3. Громова Н.М., Громова Н.И. Основы экономического

прогнозирования: учеб. пособие. М.: Изд-во «Академия естествознания», 2006. 213 с.

4. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002. 389 с.

5. Вудворте Р., Шлосберг Г. Психофизика II. Шкалирование // Проблемы и методы психофизики / под ред. А.Г. Асмолова, М.Б. Миха-левской. М.: Изд-во МГУ, 1974. 165 с.

6. Лапин Е.В. Экономический потенциал предприятия

промышленности: формирование, оценка, управление: дис. ... д-ра экон. наук. Сумы, 2006.

7. Общая теория статистики: Статистическая методология в

изучении коммерческой деятельности: учеб. / под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2001. 440 с.

N.Y. Sorokina

Assessment of labor building the region during the development and implementation of regional strategy for social and economic development

This article proposes an approach to estimating the labor potential, based on the account of its dynamics in the process of implementing a regional strategy for economic and social development that allows you to make timely adjustments in the process of implementing a regional strategy and to assess its effectiveness from the standpoint of achieving a given level of labor potential of the region.

Key words: strategy of regional social and economic development, an estimation of labour potential of region, regional management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.