Научная статья на тему 'Методология формирования трудового потенциала региона в соответствии со стратегией социальноэкономического развития территории'

Методология формирования трудового потенциала региона в соответствии со стратегией социальноэкономического развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА / THE STRATEGY OF ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION / THE STRATEGY OF FORMING LABOR POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Н. Ю.

Предложена методология формирования трудового потенциала региона, реализация которой позволит обеспечить сбалансированное развитие территории путем интеграции общей стратегии социально-экономического развития региона и функциональной стратегии формирования его трудового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A methodology of forming labor potential of the region in accordance with strategy of economic and social development of area

The article offers a methodology of forming labor potential of the region, implementation of which will ensure a balanced development of the area through the integration of the overall strategy of economic and social development and the functional strategy of forming labor potential of the region.

Текст научной работы на тему «Методология формирования трудового потенциала региона в соответствии со стратегией социальноэкономического развития территории»

2. Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки: выступление на круглом столе «Федеральные инструменты поддержки инвесторов», 10 октября 2006 г. // Сайт «Регионалистика». Режим доступа: http ://regionalistica.ru/project/investproject/fed instr.

3. Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство // Сайт «Экспертный канал Открытая экономика». Режим доступа: http://www.opec.ru/article doc.asp?d no=50578.

4. Амунц Д.М. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства в экономике России // Управление собственностью: теория и практика. 2005. № 3. С. 49-57.

5. Чонка А. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса // Бюджет. 2009. № 7. C. 28-31.

U.S. Provotorova

Use ofpotential of state-private partnership in public health services

In article the review of approaches to concept definition «public-private partnership» and application of its forms, receptions and methods in public health services system is given.

Key words: public-private partnership, participants of public-private partnership in public health services, investment project.

УДК 332.025.1

Н.Ю. Сорокина, канд. экон. наук, доцент, 8(4872)471278, N SOROKINA@tula.net. (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Предложена методология формирования трудового потенциала региона, реализация которой позволит обеспечить сбалансированное развитие территории путем интеграции общей стратегии социально-экономического развития региона и функциональной стратегии формирования его трудового потенциала.

Ключевые слова: стратегия регионального социально-экономического развития, стратегия формирования трудового потенциала региона.

Проблема формирования стратегий является одной из актуальных проблем современной теории и практики региональной экономики. Исследованию закономерностей и стратегических аспектов регионального соци-

ально-экономического развития посвящены работы Бабкова Г.А., Бадмае-ва С.С., Березина Л.Я., Гохберга М.Я., Золотарёва B.C., Иванченко Л.А., Ильина В.А., Кузнецова В.В., Матвеева В.А., Минакера П.А., Муратовой Л.И., Наливайского В.Ю., Озова A.A., Пашнанова Л.Э., Психомахо-ва Х.М., Татуева A.A. и других российских ученых. Однако вопросы формирования трудового потенциала региона в соответствии с приоритетами стратегии социально-экономического развития территорий до сих пор остаются недостаточно изученными.

Разработка стратегии формирования трудового потенциала региона в системе регионального управления предполагает:

- выявление потребности населения региона в государственной поддержке в процессе формирования трудового потенциала;

- анализ факторов, влияющих на уровень и динамику трудового потенциала региона;

- определение целей формирования трудового потенциала региона в системе регионального управления;

- разработку системы индикаторов и показателей оценки стратегии;

- выбор адекватных инструментов формирования трудового потенциала региона в соответствии с региональной стратегией социально-экономического развития;

- оценку результативности стратегии формирования трудового потенциала региона с позиций соответствия целям и задачам стратегии социально-экономического развития территории.

Разработка стратегии формирования трудового потенциала региона предполагает выявление специфических потребностей населения в государственной поддержке, возникающих в процессе его создания и реализации. Потребности должны быть системно изучены и классифицированы, при этом следует уделить внимание поиску способов измерения и оценки отдельных потребностей; выявлению и исследованию причин, обуславливающих развитие или деградацию отдельных групп потребностей.

В системе государственного управления РФ формирование трудового потенциала региона традиционно осуществляется по трем направлениям. К первому направлению относятся меры государственной социальной поддержки, нацеленные на решение проблем населения, находящегося в возрасте моложе трудоспособного; ко второму направлению — поддержка трудоспособного населения в рамках политики в сфере труда и занятости населения; к третьему направлению — программы поддержки населения старше трудоспособного возраста, прежде всего программы пенсионного обеспечения (рис. 1).

Государственная поддержка населения моложе трудоспособного возраста преимущественно нацелена на удовлетворение потребностей, связанных с рождением детей, уходом за ними, их воспитанием и социализацией. К такого рода потребностям относятся:

Рис. 1. Основные направления государственной социальной поддержки

населения в РФ

- потребность в специализированной медицинской помощи беременным женщинам и несовершеннолетним детям;

- потребность в обеспечении услугами учреждений дошкольного образования или материнским уходом детей в возрасте до 6-7 лет (по решению семьи);

- потребность в обеспечении услугами образовательных учреждений среднего общего (средних образовательных школ, лицеев, гимназий) и профессионального (учреждений начального, среднего и высшего профессионального) образования;

- потребность в обеспечении услугами учреждений дополнительного образования;

- потребность в государственном вспомоществовании семьям с несовершеннолетними детьми.

Государственная поддержка трудоспособного населения направлена на удовлетворение потребностей, связанных с созданием полноценных условий для трудовой деятельности, а именно:

- потребность в безопасных и хорошо оплачиваемых рабочих местах;

- потребность в социальной защите от безработицы;

- потребность в повышении квалификации и профессиональной переподготовке;

- потребность в охране здоровья, а также в социальной поддержке в период временной нетрудоспособности работника.

Государственная поддержка населения старше трудоспособного возраста преимущественно нацелена на удовлетворение следующих потребностей:

- потребность в государственном вспомоществовании (выплата трудовых пенсий и пенсий по инвалидности);

- потребность в социальном обслуживании;

- потребность в специализированной медицинской помощи (патронаж);

- потребность в продолжении трудовой деятельности.

Для целей государственного управления трудовым потенциалом региона из состава вышеперечисленных потребностей должны быть выделены потребности, имеющие непосредственное отношение к процессу формирования трудового потенциала региона. Их увязка с локальными потенциалами, формирующими трудовой потенциал региона, позволяет определить наиболее настоятельные потребности, возникающие в процессе формирования трудового потенциала, обеспечение которых должно осуществляться государством в лице региональных органов управления (табл. 1).

Анализ потребностей позволяет непосредственно перейти к процедуре целеполагания, которая заключается в построении иерархии целей формирования трудового потенциала региона, позволяющей осуществлять декомпозицию главной цели в задачи (рис. 2).

Иерархия целей построена с учетом следующих ограничений:

- реализация целей каждого последующего уровня управления является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;

- для каждого уровня управления цели вышестоящих уровней выступают как ограничения;

- цели каждого уровня управления являются независимыми друг от друга и не выводимыми друг из друга;

- формулировка главной цели должна содержать описание конечного результата.

Потребности населения в государственной поддержке в процессе формирования трудового потенциала региона

Трудовой потенциал региона

Ресурсный потенциал Физиологический потенциал Образовательный потенциал

- потребность в государственном вспомоществовании семьям, имеющим несовершеннолетних детей; - потребность в безопасных и хорошо оплачиваемых рабочих местах; - потребность в социальной защите от безработицы; - потребность в продолжении трудовой деятельности для нетрудоспособного населения. - потребность в специализированной медицинской помощи для детей, пенсионеров и инвалидов; - потребность в охране здоровья работающего населения и социальной поддержке в период временной нетрудоспособности. - потребность в обеспечении доступными и качественными услугами учреждений дошкольного, среднего общего и профессионального и дополнительного образования; - потребность в повышении квалификации и профессиональной переподготовке.

Главная цель формирования трудового потенциала трудонедостаточ-ного региона заключается в создании условий для его развития до уровня, определенного региональной стратегией. Эта цель является стратегической. В соответствии с системным подходом она тесно связана с приоритетной целью регионального управления как системы более высокого порядка — создание условий для повышения качества жизни населения.

Главная цель конкретизируется в этапных целях, дифференцированных по этапам формирования:

- на этапе создания — обеспечение непрерывности процесса воспроизводства трудового потенциала региона как важнейшего фактора успешной реализации региональной стратегии развития;

- на этапе реализации — создание условий для эффективного использования трудового потенциала в соответствии со стратегией социально-экономического развития территории.

В рамках каждого этапа устанавливаются приоритетные цели, а именно: количественное увеличение трудовых ресурсов до уровня, определенного стратегией; улучшение качественных характеристик трудовых ресурсов региона в соответствии с требованиями стратегии; повышение эффективности использования имеющихся в регионе трудовых ресурсов.

Фундамент иерархии целей составляют задачи, которые реализуются в конкретных инструментах формирования трудового потенциала региона — политике в сфере распределения доходов населения, образования и здравоохранения, пенсионном обеспечении, жилищной, демографической

и миграционной политике, политике в сфере труда и занятости населения, а также инвестиционной, инновационной и структурной политике государства.

Главная цель

Этапные цели

Приоритетные

цели (в рамках этапа)

Задачи

Рис. 2. Иерархия целей формирования трудового потенциала трудонедостаточного региона

Анализ факторов, влияющих на уровень и динамику трудового потенциала региона, предполагает их выявление, классификацию и описание. Он позволяет выявить причины изменения трудового потенциала региона, а также место и роль каждого фактора в этом процессе. Изменения в экономических, социальных, правовых и других факторах влияют на потребность населения в государственной поддержке в процессе формирования трудового потенциала, а также на цели и задачи региональной стратегии социально-экономического развития. Между тем реализация стратегии, в свою очередь, вызывает изменение в факторах под воздействием достигнутых результатов стратегии.

Факторы, влияющие иа трудовой потенциал региона, целесообразно классифицировать по сфере влияния и периоду воздействия, а именно выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные факторы наращивания трудового потенциала региона (табл. 2).

Таблица 2

Классификация факторов, влияющих на формирование трудового потенциала региона по сфере влияния и периоду воздействия

Период воздействия Сфера влияния

Правовые Организационные Экономические Социальные

Долгосрочные (более 5 лет) цели и задачи региональной социально- экономической политики уровень развития программ социального партнерства в регионе уровень развития экономики региона приоритеты демографической политики в регионе

Среднесрочные (3-5 лет) приоритеты регионального управления трудовым потенциалом региона специфика используемых методов управления трудовым потенциалом приоритеты политики в сфере распределения доходов качество и доступность услуг систем образования и здравоохранения; уровень пенсионного обеспечения граждан

Краткосрочные (до 1 года) состояние законодательства в сфере управления трудовым потенциалом особенности системы органов государственного и муниципального управления трудовым потенциалом в регионе состояние регионального рынка труда, уровень занятости и безработицы особенности программ содействия миграции; уровень развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров в регионе

К числу краткосрочных факторов могут быть отнесены: состояние законодательства в сфере управления трудовым потенциалом; особенности системы органов государственного и муниципального управления трудовым потенциалом; уровень развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров в регионе; состояние регионального рынка труда, уровень занятости и безработицы; особенности программ содействия миграции. Первые результаты мероприятий в сфере реформирования законодательства и организационной структуры органов регионального управления, содействия миграции, повышения уровня занятости населения, развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров могут вызвать изменения в трудовом потенциале региона, прежде всего в его ресурсной части, уже в течение года их реализации.

К факторам, действующим в среднесрочной перспективе, относятся такие, как приоритеты регионального управления трудовым потенциалом, особенности используемых методов управления трудовым потенциалом, приоритеты политики распределения доходов, меры в области развития отраслей социальной сферы региона и пенсионного обеспечения населения региона. Они должны быть отражены в среднесрочных программах развития трудового потенциала региона, разработка и реализация которых является действенным механизмом регулирования экономики и социальной сферы региона. Под влиянием указанных факторов заметные изменения в количественных и качественных характеристиках трудового потенциала региона следует ожидать в течение 1-3 лет с момента начала их реализации.

К числу долгосрочных факторов могут быть отнесены цели и задачи региональной социально-экономической политики; особенности развития системы социального партнерства в регионе; уровень развития региональной экономики и ее отраслевая структура; приоритеты демографической политики. Потребуется не менее 5 лет прежде, чем под их действием произойдут значимые изменения в трудовом потенциале региона. Указанные факторы должны быть отражены в региональной стратегии формирования трудового потенциала, являющейся неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития региона.

Разработка системы индикаторов и показателей оценки стратегии позволит своевременно отслеживать изменения в трудовом потенциале региона в процессе реализации стратегии и на этой основе оценивать ее результативно сть.

В качестве целевого показателя стратегии формирования трудового потенциала трудонедостаточного региона целесообразно использовать показатель ожидаемой продолжительности трудовой жизни населения — "ЬБ.

Формирование трудового потенциала региона представляет собой создание условий для перехода от фактического состояния ("ЬБ^акт) к стратегическому состоянию ("ЬБстрат) трудового потенциала региона. Результатом этого перехода должно стать количественное изменение и качественное улучшение трудового потенциала региона ( а "ЬБ) в соответствии с региональной стратегией социально-экономического развития:

"ЬБСтрат = "ЬБФ-т + д "ЬБ. (1)

Модель экономико-организационного состояния стратегического трудового потенциала региона может быть представлена в следующем виде:

ЖЬЕстрат = К * К * К * Я" (2)

п о э с ■> V /

где Кп — коэффициент, отражающий влияние правового фактора региональной стратегии социально-экономического развития на формирование трудового потенциала региона:

К = кчз *кпр *крз, (3)

К0 — коэффициент, отражающий влияние организационного фактора региональной стратегии социально-экономического развития на формирование трудового потенциала региона:

Ко = ксп *кму *ксу , (4)

Кэ — коэффициент, отражающий влияние экономического фактора региональной стратегии социально-экономического развития на формирование трудового потенциала региона:

К = крз *крд *ку5, (5)

Кс — коэффициент, отражающий влияние социального фактора региональной стратегии социально-экономического развития на формирование трудового потенциала региона:

к — 05*к *к *к *к *к *к

КС - 0,5 Кдп Кзн Кчу Кнп Кмп Кпк , (6)

где 0,5 — поправочный коэффициент, отражающий различия в составе показателей.

С целью отслеживания изменений в трудовом потенциале трудоне-достаточного региона под влиянием указанных факторов региональной стратегии социально-экономического развития может быть использована система количественных и качественных показателей и индикаторов, позволяющих дать описание каждого фактора в конкретном параметрическом пространстве (табл. 3, 4). Оценку качественных индикаторов и показателей формирования трудового потенциала целесообразно проводить с использованием метода экспертных оценок.

Для оценки показателей и индикаторов, имеющих количественное измерение, должны быть привлечены методы математической статистики, в частности корреляционно-регрессионный анализ. На материалах Тульской области за 2001-2010 гг. были сформированы уравнения регрессии, отражающие влияние экономических и социальных факторов на величину трудового потенциала региона (табл. 4). С использованием сформированных уравнений регрессии рассчитаны значения коэффициентов, позволяющие осуществить оценку величины стратегического трудового потенциала Тульского региона.

Качественные показатели и индикаторы оценки результативности формирования трудового потенциала региона

Обозна- Показатель, индикатор

чение

кцз Коэффициент, отражающий влияние целей и задач региональной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кпр Коэффициент, отражающий влияние приоритетов регионального управления трудовым потенциалом.

кр3 Коэффициент, отражающий влияния состояния регионального законодательства.

ксп Коэффициент, отражающий влияние программ социального партнерства в регионе.

к ^му Коэффициент, отражающий влияние используемых методов регионального управления.

ксу Коэффициент, отражающий влияние особенностей системы органов государственного управления и муниципального управления.

кдп Коэффициент, отражающий влияние приоритетов региональной демографической политики.

кПК Коэффициент, отражающий влияние развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Система показателей и индикаторов, позволяющая оценивать влияние отдельных мероприятий региональной стратегии социально-экономического развития на трудовой потенциал трудонедостаточного региона, может быть использована для следующих целей:

- отслеживание изменений в трудовом потенциале региона и в частных потенциалах, его составляющих, в процессе реализации региональной стратегии, а также прогнозирование наиболее вероятных тенденций в развитии трудового потенциала региона с целью повышения качества стратегического планирования на региональном уровне;

- оценка трудового потенциала региона, позволяющая определять степень интеграции стратегии социально-экономического развития региона и стратегии формирования трудового потенциала и на этой основе принимать обоснованные управленческие решения относительно хода их реализации и направлений корректировки.

Инструменты формирования трудового потенциала региона представляют собой рычаги воздействия, которые имеются в распоряжении администрации трудонедостаточного региона. Инструменты должны быть дифференцированы по этапам формирвоания трудового потенциала таким образом, чтобы обеспечить концентрацию ограниченных ресурсов на важнейших участках процесса. Выбор инструментов формирования трудового потенциала региона должен осуществляться в соответствии с приоритетами региональной стратегии социально-экономического развития.

Количественные показатели и индикаторы оценки результативности формирования трудового потенциала региона

Обозначение Показатель, индикатор Уравнение регрессии

крЭ Коэффициент, отражающий влияние уровня развития экономики региона. ТПр = 89115ЖЬЕ-°'493Ьс1, XI — величина показателя «ВРП на душу населения».

крд Коэффициент, отражающий влияние приоритетов политики в сфере распределения доходов. ТПр = 13,676Ж!Е0'0026 \ х2 — величина показателя «удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума».

куз Коэффициент, отражающий состояние регионального рынка труда. ТПр = 17,853Ж!Е~0,0035Хз, х3 — величина показателя «уровень занятости населения».

кзн Коэффициент, отражающий влияние качества и доступности услуг системы здравоохранения. ТПр = Ю,93ЖЬЕ0'0004Х4, х4 — величина показателя «уровень заболеваемости населения».

кчу Коэффициент, отражающий влияние качества и доступности услуг системы образования. ТПр = 13,458ШЬЕ 0 0004, х5 — величина показателя «численность учащихся в образовательных учреждениях региона».

кнп Коэффициент, отражающий влияние уровня пенсионного обеспечения граждан. ТПр = 14,487Ж!Е~0'0045Х6, х6 — величина показателя «средний размер назначенных месячных пенсий».

кнп Коэффициент, отражающий влияние особенностей программ содействия миграции. ТПр = 15,393ШЬЕ-0'0072 Х7, х7 — величина показателя «миграционный приток населения».

Примечание. Оценка статической надежности уравнений по 1-критерию Стъю-дента показала, что сформированные уравнения регрессии могут быть признаны пригодными для практических целей.

Формирование трудового потенциала региона должно основываться на единой системе стратегий, программ и планов, согласованных в организационно-правовом, информационном и методическом отношении. Это предполагает разработку, во-первых, стратегии формирования трудового потенциала региона; во-вторых, среднесрочной программы развития трудовых ресурсов региона; в-третьих, краткосрочных планов содействия созданию и реализации трудового потенциала региона.

Стратегия формирования трудового потенциала представляет собой документ, в котором в систематизированном виде изложены цели и основные проблемы развития трудового потенциала региона, определены направления их решения и представлен перечень программных мероприятий,

направленных на решение приоритетных проблем развития региона на долгосрочный период. Стратегия содержит обоснование необходимости разработки среднесрочной программы развития трудовых ресурсов региона и краткосрочных планов содействия формированию и реализации трудового потенциала.

Среднесрочная программа развития трудовых ресурсов региона - это комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий в области решения проблем развития трудовых ресурсов региона. Ее разработка и реализация должна осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

- соответствие целей и задач программы прогнозам и региональной стратегии социально-экономического развития;

- отнесение расходов на реализацию программы по их экономическому содержанию;

- соответствие расходов на реализацию программы с возможностями регионального бюджета в течение всего срока ее действия.

Организационно-экономический механизм разработки и реализации среднесрочной программы развития трудовых ресурсов региона должен включать описание системы управления программой, обеспечивающей в случае необходимости корректировку деятельности ее отдельных участников.

Краткосрочные планы содействия созданию и реализации трудового потенциала содержат систему мероприятий с указанием исполнителя, сроков исполнения, объемов финансирования.

Построенная таким образом система планов формирования трудового потенциала обеспечивает долгосрочную стратегическую согласованность действий органов регионального управления за счет лучшей координации процессов принятия управленческих решений в ее различных структурных подразделениях.

Оценка результативности стратегии должна быть нацелена на выявление степени согласования общей стратегии социально-экономического развития трудонедостаточного региона и стратегии формирования трудового потенциала, что позволит осуществить выработку адекватных мер по корректировке возникающих отклонений.

Определить степень интеграции стратегий можно с использованием коэффициента связанности ксвяз, рассчитываемого по формуле:

ЖЕ страт 1 _ дост

сеж? _ ШЬЕстрат , (7)

прогн

где — прогнозируемый уровень стратегического трудового по-

тенциала региона; — уровень трудового потенциала региона, дос-

тигнутый в процессе реализации региональной стратегии социально-экономического развития.

По результатам оценки принимаются управленческие решения, касающиеся продолжения реализации стратегии формирования трудового потенциала (0,7 < ксвяз < 1,3); внесения отдельных корректировок в стратегии; необходимости существенной доработки стратегии формирования трудового потенциала и соответствующих разделов региональной стратегии социально-экономического развития (ксвяз < 0,7; ксВЯЗ > 1,3).

Предложенная методология формирования трудового потенциала трудонедостаточного региона в соответствии со стратегией регионального развития, представленная в виде последовательности согласованных действий по разработке целей и задач стратегии, их достижению и оценке результатов, позволяет отслеживать взаимосвязь стратегии формирования трудового потенциала и общей стратегии социально-экономического развития региона и на этой основе разрабатывать управленческие решения в целях обеспечения сбалансированного развития территории.

N.Y. Sorokina

A methodology of forming labor potential of the region in accordance with strategy of economic and social development of area

The article offers a methodology of forming labor potential of the region, implementation of which will ensure a balanced development of the area through the integration of the overall strategy of economic and social development and the functional strategy of forming labor potential of the region.

Keywords: the strategy of economic and social development of the region, the strategy of forming labor potential of the region.

УДК 366.1

Л.И. Ростовцева, д-р соц. н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин, 8-915-686-60-07, rostovtsevali.@rambler.ru, (Россия, Тула, Тульский филиал РГТЭУ);

Е.Ю. Мирошина, аспирант кафедры общей экономической теории, 8-919070-44-9, Evgeniva-1808@vandex.ru, (Россия, Москва, РГТЭУ)

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ГЛАМУР В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Осуществлен институциональный анализ демонстративного потребления и гламура. Представлены результаты социологического исследования «Гламур в понимании студенческой молодежи».

Ключевые слова: демонстративное потребление, гламур, эффект сноба, эффект присоединения к большинству, эффект Веблена.

В рыночной экономике люди стремятся заработать деньги, чтобы потратить их на приобретение самых разных товаров и услуг, которые чаще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.