Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
УДК796.072.2. DOI 10.14526/01_1111_81
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСАНКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Назаренко Л.Д. - доктор педагогических наук, профессор Касаткина Н.А. - кандидат педагогических наук, доцент Мингалишева И.А. - аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»,
432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4
METHODOLOGY OF STATIC AND DYNAMIC BEARING CONTROL AND
CORRECTION IN SPORTS AEROBICS
Nazarenko L.D. - doctor of pedagogics, professor Kasatkina N.A. - candidate of pedagogics, associate professor Mingalisheva I.A. - post-graduate Federal State Budgetary Educational Establishment "Ulyanovsk State Pedagogical
University named after I.N. Ulyanov", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4
e-mail: [email protected]
Аннотация. Спортивная аэробика, интегрирующая в себе многие художественные виды спорта, приобретает все большую популярность и имеет высокие перспективы включения в программу Олимпийских игр. В настоящее время российские гимнасты являются сильнейшими представителями данного вида спорта и для сохранения своего авторитета должны стремиться к постоянному совершенствованию технического мастерства и повышению артистичности. Эстетичность движений в данном виде спорта в значительной мере определяется степенью сформированности осанки, делающей движения выразительными и эстетическими. Идеальная осанка требует определенного уровня развития мышечной силы спины, живота, плечевого пояса, нижних конечностей; навыков своевременного распределения и перераспределения мышечного напряжения. Практика показывает, что тренеры и хореографы решают задачи формирования идеальной осанки путем словесных указаний, распоряжений, приказов, разъяснений и других методов. Однако при этом спортсменам трудно уловить момент реализации данных указаний , так как подобная информация не обладает своевременным эффектом. Материалы. Теоретическое обоснование значимости осанки для достижения высокого спортивного мастерства в избранном виде спорта. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, киносъемка, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье представлена оригинальная методика, обеспечивающая точность и своевременность получения информации о степени отклонения от рациональной осанки, что позволяет вовремя скорректировать характер движений, предпринять дополнительные мышечные усилия для сохранения идеальной осанки в нужный момент, что особенно важно для высокого уровня артистичности выполнения соревновательной программы. Такой подход способствует осознанию значимости усвоения и поддержания идеальной осанки как условия
для яркого зрелищного выступления. Заключение. Данная методика была апробирована в ходе педагогического эксперимента; ее простота, доступность и информативность позволяют добиться значительно большего эффекта при решении задачи формирования и коррекции рациональной осанки за более короткий промежуток времени и при меньших энергетических тратах. Использование разработанной методики позволяет совершенствовать навыки сохранения идеальной осанки в технически сложных элементах, составляющих определенную группу трудности в спортивной аэробике.
Ключевые слова: спортивная подготовка, рациональная осанка, методика, хореографические упражнения, педагогический эксперимент.
Annotation. Sports aerobics, which integrates many artistic kinds of sport, becomes more and more popular and has great prospects of being included into the program of the Olympic Games. Nowadays Russian gymnasts are one of the most powerful representatives of this kind of sport and in order to preserve their authority should aim at a constant improvement of technical mastery and artistry increase.Aesthetic beauty of movements in this kind of sport is mainly determined by the degree of bearing formation, which makes movements expressive and aesthetic. An ideal bearing demands a definite development level of back, abdomen, shoulder girdle, lower extremities muscular power; the skills of a timely distribution and redistribution of muscular tension. Practice shows that the trainers and choreographers solve the problems of an ideal bearing formation by means of word indications, orders, explanations and other methods. However, in this case it is difficult for sportsmen to gain the moment of these orders realization, as such kind of information doesn't have a timely effect. Materials. Theoretical substantiation of bearing importance for a high level of sportsmanship achievement in a chosen kind of sport. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, observation, testing, video, statistical data manipulation. Results. The article presents an original methodology, which provides the accuracy and timeliness of getting information about the degree of deviation from a rational bearing and it helps to correct the character of movements in time, to make additional muscular efforts for an ideal bearing preservation, which is important for a high level of artistry of the competitive program fulfillment. Such kind of an approach provides importance realization of an ideal bearing mastering and support as the condition for a vivid spectacular performance. Conclusion. This methodology was approved during a pedagogical experiment; its simplicity, availability and informativeness help to get a better effect while solving the problem of a rational bearing formation and correction within a shorter time period and with less energetic expenses. The use of the created methodology helps to develop the skills of an ideal bearing preservation in technically difficult elements, which form a definite group of difficulty in sports aerobics.
Keywords: sports training, rational bearing, methodology, choreographic exercises, pedagogical experiment.
Актуальность. Реализации
двигательного потенциала в спортивной аэробике способствует не только опыт соревновательной деятельности, но, прежде всего, рациональная организация тренировочного процесса с учетом основных закономерностей спортивной подготовки, общепедагогических и специфических принципов обучения и тренировки [1, 4, 5, 8]. Спортивная аэробика как симбиоз акробатических и гимнастических элементов, танцевальных движений и музыки предоставляет широкие возможности для
разностороннего развития, гармонизации личности, ее эстетического и интеллектуального воспитания. При выступлении гимнастов судьи оценивают не только уровень технической подготовленности спортсменов, но и артистичность, обусловливающую
соразмерность движений, пластичность, степень сформированности чувства красоты, общей и двигательной культуры спортсменов. В процессе систематических занятий аэробикой формируются музыкально-ритмические ощущения,
чувства, представления о прекрасном,
возвышенном; способности к воплощению музыкальных произведений в симфонию движений.
Единство мелодии и движений достигается с помощью средств хореографии, обеспечивающих укрепление осанки - стержнеформирующего условия достижения грациозности, виртуозности, гармонии с внешним миром. Хореографические и танцевальные движения способствуют укреплению крупных мышц спины, плечевого пояса, живота, верхних и нижних конечностей. Оптимальные показатели мышечной силы обусловливают выбор необходимой амплитуды двигательных действий, формирование тонких мышечных ощущений, точность и элегантность движений, чувство меры, изящность линий [2, 6, 7].
Четкая выраженность статической и динамической осанки обеспечивает улучшение показателей устойчивости тела - основы выразительности двигательных действий, статодинамических поз, равновесий. Особая роль в достижении грациозности отводится движениям головы, завершающим отдельные части выступления, придающим законченность серии прыжков, танцевальной дорожки. Зрелищность спортивной аэробики, высокий уровень исполнительского мастерства в значительной мере детерминированы уровнем
сформированности осанки.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости осанки для достижения высокого спортивного мастерства в избранном виде спорта.
Задачи:
1. Выявить способы контроля рациональной осанки в научной и научно-методической литературе.
2. Разработать методику контроля статодинамической и динамической осанки при выполнении композиции и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.
Материалы. Спортивная аэробика является высоко динамичным видом двигательной деятельности, содержание
которого составляют сложные
акробатические и гимнастические элементы: сальто, перевороты, прыжки, круги ногами из упора лежа, повороты, вращения и др., техничность и артистичность исполнения которых в решающей мере зависят от степени сформированности статической и динамической осанки.
Успешное выполнение сложных моторных актов связано с высоким уровнем ориентирования в их кинематических, динамических,
ритмических, пространственно-временных параметрах. Это позволяет спортсмену выявить момент для фиксирования внимания судей и зрителей на степени выраженности осанки, придающей особую эстетическую привлекательность и эффективность.
Для концентрации внимания на осанке важно формировать
индивидуальный ритм двигательных действий, детерминирующий темп выполнения отдельных фаз моторного акта. Сформированность ритмических параметров движений позволяет рационально чередовать мышечное напряжение и расслабление, выявлять точный момент для демонстрации динамической и статической осанки, как значимого эстетического компонента выполняемых спортивных упражнений.
Удачное сочетание разнообразных двигательных действий подчеркивает оригинальность композиции, яркость созданного художественного образа. В спортивной аэробике самобытное исполнение деталей, дополнительных элементов придает особую оригинальность программному выступлению; например, акцентированные движения головой вверх, вниз, вправо и влево подчеркивают завершенность моторного акта, оригинальность позы, утонченность линий, что особенно четко подчеркивается идеальной осанкой. Поэтому средства хореографии, прежде всего, используются для формирования красивой осанки -основы грациозного и виртуозного исполнения композиции.
Хореографические упражнения требуют
многократного выполнения, что обусловлено необходимостью:
- укрепления и развития широких мышц спины, живота, плечевого пояса, бедра и др.
- формирования навыков четкого и своевременного перераспределения мышечных усилий;
- рационального распределения частей и звеньев тела в пространстве и времени;
- усвоения четких линий, высокой точностью воспроизведения формы и содержания моторного акта и другими факторами.
Сформированность осанки
обусловливает эффективный выбор оптимальной амплитуды двигательных действий; ощущение соразмерности движений, тонкого мышечного чувства, постоянного распределения и
перераспределения мышечных усилий при переходе от одного моторного акта к другому. Наиболее эффективным средством хореографии, обеспечивающим упрочение осанки, являются упражнения классического бального танца, благодаря которым повышается устойчивость тела, выразительность и эстетичность двигательных действий.
Сформированность сохранения идеальной осанки способствует повышению уверенности в себе, самооценки [3, 7].
Анализ специальной литературы показал, что для формирования красивой осанки хореографы и тренеры используют специальные методы и методические приемы:
- выполнение специальных упражнений классического бального танца, стоя левым, затем правым боком к гимнастической стенке, с опорой одной рукой на рейку на уровне плеча. Внимание занимающихся обращается:
- на сохранение вертикального положения спины; смотреть следует прямо перед собой;
- использование серии упражнений, стоя лицом к гимнастической стенке с опорой руками на рейку на уровне пояса;
- те же упражнения, выполняемые без опоры с различными положениями и движениями рук.
Дополнительным приемом
формирования осанки является
применение специального предмета: брошюры, прямоугольника из плотного картона и т.д., расположенного на голове как средства контроля рационального положения головы и спины. Хореограф или тренер дают соответствующие указания по сохранению вертикального положения спины и головы.
Основным арсеналом
педагогических средств формирования рациональной осанки являются словесные объяснения, разъяснения, рекомендации, указания, приказы, распоряжения, показ, образные сравнения. Однако при выполнении целостной композиции в тренировочных и соревновательных условиях при значительном увеличении нервно-мышечной нагрузки спортсмену трудно концентрировать внимание на оценке тонких мышечных ощущений, необходимых для сохранения и поддержания идеальной осанки.
Результаты и их обсуждение. Нами разработана методика контроля и управления процессом формирования красивой осанки. В ее основе заложено использование объемной пластиковой повязки, наполненной водой и герметично запаянной. Повязка шириной 12-14 см, длиной 28-30 см надевается на голову спортсмена и закрепляется эластичной тесьмой таким образом, чтобы при активной двигательной деятельности она достаточно надежно удерживалась на голове (рисунок 1).
При выполнении двигательных действий, требующих сохранения идеальной осанки: позы, исходного или конечного положения, равновесия и т.д., жидкость, содержащаяся в повязке, распределяется равномерно, придавая телу дополнительную устойчивость, даже при незначительном отклонении от правильной осанки: вперед, вправо и влево и т.д. Большая часть воды перемещается в сторону наклона, гимнаст получает информацию о нарушении осанки и
совершает дополнительные мышечные усилия для рационального расположения
частей и звеньев тела в пространстве.
Рисунок 1. Методика контроля и коррекции осанки 1. Пластиковая повязка, наполненная водой 2. Эластичная тесьма, закрепляющая повязку под подбородком
Для проверки эффективности разработанной нами методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 квалифицированных гимнасток 18-20 лет I разряда и КМС. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 12 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня физической
подготовленности спортсменов КГ и ЭГ. Применялись следующие тесты: бег на 100 м (с); бег 3000 м (мин); прыжок в длину с места (см); прыжок в длину с поворотом, кругом; прыжок в высоту с места с поворотом, кругом (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке до касания пола руками (см).
Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности гимнасток КГ и ЭГ (р>0,05). Кроме того, определялась степень сформированности рациональной осанки по следующей
методике: спортсмен становился спиной к стене, касаясь ее поверхности затылком, плечами, спиной, тазом и пятками; положение рук произвольное (в стороны, вверх, вверх - в стороны). По команде тренера спортсмен выполняет три шага вперед, сохраняя заданную позу; затем три шага назад, принимая заданное первоначальное положение. Группа экспертов из пяти человек: тренеров и хореографов - оценивает
сформированность осанки по следующим критериям: способность спортсмена к четкому расположению частей и звеньев тела в пространстве; принятие и сохранение идеальной осанки; прямое положение тела; взгляд направлен вперед, живот подтянут; ОЦМ располагается над опорой и равномерно распределяется на обе ноги. По команде тренера гимнаст выполняет три шага вперед, сохраняя заданную позу; затем три шага назад, принимая заданное первоначальное положение.
Критерии оценки:
5 баллов - голова, туловище и ноги составляют одну вертикальную линию;
мышцы спины, живота, плечевого пояса, нижних конечностей напряжены; выполняя один или несколько шагов вперед, спортсмен уверенно сохраняет заданную позу и идеальную осанку;
4 балла - принимая рациональную позу у опоры с правильным расположением частей и звеньев тела в пространстве, спортсмен, делая несколько шагов вперед, предпринимает
дополнительные усилия для сохранения осанки в безопорном положении;
3 балла - при правильном положении тела у стены, спортсмен, делая несколько шагов вперед, допускает незначительные отклонения от идеальной осанки;
2 балла - рациональное расположение частей и звеньев тела у стены; спортсмен делает движения для сохранения правильной осанки;
1 балл - для принятия и сохранения идеальной осанки спортсмен вовлекает в работу дополнительные группы мышц.
Анализ полученных данных не выявил существенных отличий у спортсменов КГ и ЭГ по степени сформированности идеальной осанки (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных
гимнастов, утвержденной РФ гимнастики. В ЭГ использовалась разработанная нами методика контроля осанки в подготовительной и заключительной частях тренировочного занятия при выполнении серии специальных упражнений; средств хореографии, направленных на формирование осанки, выразительности движений, тонких мышечных ощущений. Это
способствовало более эффективному управлению процессом спортивной подготовки.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической подготовленности. Было выявлено, что результаты улучшились в обеих группах, КГ и ЭГ, однако, степень их прироста
оказалась различной. Так, в КГ при исходных данных выполнения прыжка в длину с места с поворотом кругом при исходных данных 0,89±0,09 м к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 0,94±0,08 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 0,88±0,07 м к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 1,09±0,12 м (р<0,05). В КГ при выполнении прыжка в высоту с места с поворотом при исходных показателях 516,4±21,1° к завершению педагогического
эксперимента данные возросли и составили 527,6±18,3° (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 513,4±29,4° к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 569,9±19,6° (р<0,05). Подобная динамика прироста показателей физической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим тестам.
Анализ результатов
совершенствования осанки также свидетельствует об их улучшении у гимнасток КГ и ЭГ. Так, при исходных данных в КГ 4,11±0,23 балла к завершению педагогического
эксперимента показатели возросли до 4,26±0,19 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 4,09±0,26 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,59±0,20 балла (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и
эффективность применения данной методики, позволяющей совершенствовать навыки сохранения идеальной осанки в технически сложных элементах, составляющих определенную группу трудности при их артистичном, виртуозном исполнении, а также при выполнении дополнительных моторных актов как связующих движений между сложными моторными актами. Навыки сохранения идеальной осанки должны совершенствоваться постоянно при усвоении новых моторных актов, разработке оригинальных композиций.
Результаты педагогического эксперимента показали, что информация о характере распределения частей и звеньев тела в пространстве и времени позволяет своевременно осуществить
перераспределение мышечных усилий для сохранения идеальной осанки как базиса для виртуозных, пластичных и грациозных движений, обеспечивающих высокий уровень артистичности.
Литература
1. Гущина, Н. В. Формирование профессиональной компетенции будущего тренера по спортивной аэробике / Н. В. Гущина, Л. Д. Назаренко. - Ульяновск : УлГПУ, 2009. - 92 с.
2. Касаткина, Н. А. Структура и содержание надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике / Н. А. Касаткина, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 77-80.
3. Касаткина, Н. А. Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности / Н. А. Касаткина, Л. В. Разумова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2012. - №1. - С. 4755. (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.).
4. Касаткина, Н. А. Модель совершенствования технической подготовленности в спортивной аэробике / Н. А. Касаткина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 46-53. http ://elibrary.ru/item.asp?id=25373062. DOI: 10.14526/01_1111_06
5. Кузнецова, З.М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 10. [Электронный ресурс]. (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.).
6. Назаренко, Л. Д. Эстетика физических упражнений. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. - 249 с.
7. Назаренко, Л. Д. Повышение надежности и стабильности соревновательной деятельности в спортивной аэробике : монография / Л. Д.
Статья поступила в редакцию: 3.03.2016 г.
Назаренко, Н. А. Касаткина. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 176 с.
8. Nazarenko,L.The methodological aspect of the training process pedagogical monitoring effectiveness organization in sports aerobics / L.Nazarenko, N.Kasatkina, E. Funina// Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 522530 р.
Reference
1. Gushchina N. V., Nazarenko K.D. Formirovanie professional'noi kompetentsii budushchego trenera po sportivnoi aerobike [Professional competence formation of the future sports aerobics trainer], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University, 2009, 92 p.
2. Kasatkina N. A., Nazarenko L. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2011, No.9, pp. 77-80.
3. Kasatkina N. A., Razumova L. V., Nazarenko L. D. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 1, pp. 47-55. Access mode to a journal: http ://www/kamgifk. chelny.net/j ournal.
4. Kasatkina N. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2 (35), pp. 4653. http://elibrary.ru/item.asp?id=25373062. DOI: 10.14526/01_1111_06
5. Kuznetsova Z. M., Simakov Y.P. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2009, No. 10. Access mode to a journal: http://www/kamgifk.chelnv.net/iournal.
6. Nazarenko L. D. Estetika fizicheskikh uprazhnenii [Aesthetics of physical exercises], Moscow : "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2004, 249 p.
7. Nazarenko L. D., Kasatkina N.A. Povyshenie nadezhnosti i stabil'nosti sorevnovatel'noi deyatel'nosti v sportivnoi aerobike [Competitive activity reliability and stability increase in sports aerobics], Ulyanovsk : Ulyanovsk Pedagogical University, 2012, 176 p.
8. NazarenkoL.The methodological aspect of the training process pedagogical monitoring effectiveness organization in sports aerobics / L.Nazarenko, N.Kasatkina, E. Funina// Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). VolumeIII. "UFRJPress", 2015. - 522530 р.
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека и животных ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: [email protected]
Касаткина Наталья Александровна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4 Мингалишева Ирина Александровна - аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4