Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ'

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАМОЖНИ / РЕГИОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА / ПЛАНОВОЕ ЗАДАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич, Шарощенко Ирина Валерьевна

В статье предложена методика комплексного анализа региональных факторов, влияющих на выполнение плановых заданий по формированию таможенных доходов федерального бюджета. Основой разработки методики является теоретический анализ администрирования таможенных доходов как целенаправленной деятельности. Обосновано использование комплексного подхода к анализу факторов эффективности администрирования таможенных доходов. Исходя из соотношения региональных факторов выполнения планового задания построена поэтапная схема реализации предложенной методики. В рамках отдельных этапов раскрыт механизм влияния факторов на выполнение планового задания по формированию таможенных доходов. Методика комплексного анализа региональных факторов эффективности администрирования таможенных доходов может рассматриваться как инструмент обоснования, уточнения и выполнения плановых заданий по формированию таможенных доходов в зависимости от условий, сложившихся в регионе деятельности таможенного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич, Шарощенко Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS FOR A COMPLEX ANALYSIS OF REGIONAL FACTORS OF CUSTOMS REVENUE ADMINISTRATION

The article proposes the methods for a complex analysis of regional factors affecting completion of planned task for the formation of customs revenues of the federal budget. The basis for the development of the methods was a theoretical analysis of the administration of customs revenues as a purposeful activity. The use of a complex approach to the analysis of efficiency factors for the administration of customs revenues has been proposed. Based on the ratio of regional factors affecting the completion of planned task, a phased scheme for the realization of the proposed methods has been built. Within separate phases the mechanism of the influence of factors on the completion of planned task for the formation of customs revenues is covered. The proposed methodology for a complex analysis of regional factors of efficiency of customs revenue administration can be considered as a tool for substantiating, adjusting and completing planned tasks for the formation of customs revenue, depending on the conditions prevailing in the region of the customs authority.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ»

точка зрения point of view

уДК 336.24.07

DOI 10.54048/20727240_2021_04_78

методика комплексного анализа региональных факторов эффективности администрирования таможенных доходов

В. В. горчаков1, И. В. шарощенко1

1 Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Владивосток, Российская Федерация

Аннотация. В статье предложена методика комплексного анализа региональных факторов, влияющих на выполнение плановых заданий по формированию таможенных доходов федерального бюджета. Основой разработки методики является теоретический анализ администрирования таможенных доходов как целенаправленной деятельности. Обосновано использование комплексного подхода к анализу факторов эффективности администрирования таможенных доходов. Исходя из соотношения региональных факторов выполнения планового задания построена поэтапная схема реализации предложенной методики. В рамках отдельных этапов раскрыт механизм влияния факторов на выполнение планового задания по формированию таможенных доходов. Методика комплексного анализа региональных факторов эффективности администрирования таможенных доходов может рассматриваться как инструмент обоснования, уточнения и выполнения плановых заданий по формированию таможенных доходов в зависимости от условий, сложившихся в регионе деятельности таможенного органа.

Ключевые слова: администрирование таможенных доходов, таможенное администрирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы, центры электронного декларирования, электронные таможни, регион деятельности таможенного органа, плановое задание, таможенные доходы.

the methods for a complex analysis of regional factors of customs revenue administration

V. V. Gorchakov1, I. V. sharoshchenko1

1 Vladivostok branch of the Russian Customs Academy, Vladivostok, Russian Federation

Abstract. The article proposes the methods for a complex analysis of regional factors affecting completion of planned task for the formation of customs revenues of the federal budget. The basis for the development of the methods was a theoretical analysis of the administration of customs revenues as a purposeful activity. The use of a complex approach to the analysis of efficiency factors for the administration of customs revenues has been proposed. Based on the ratio of regional factors affecting the completion of planned task, a phased scheme for the

© Горчаков В. В., Шарощенко И. В., 2021

realization of the proposed methods has been built. Within separate phases the mechanism of the influence of factors on the completion of planned task for the formation of customs revenues is covered. The proposed methodology for a complex analysis of regional factors of efficiency of customs revenue administration can be considered as a tool for substantiating, adjusting and completing planned tasks for the formation of customs revenue, depending on the conditions prevailing in the region of the customs authority.

Keywords: administration of customs revenues, customs administration, foreign economic activity, customs authorities, centers of electronical declaration, electronical customs, the region of the customs authority, planned task, customs revenues.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения факторов эффективности деятельности таможенных органов по администрированию таможенных доходов обусловлена тем, что, во-первых, формирование доходной части бюджета страны является одной из важных функций экономической политики государства, во-вторых, необходима адаптация механизмов деятельности таможенных органов к постоянно меняющимся условиям, в том числе для достоверного прогнозирования доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Значение эффективного администрирования таможенных доходов для государства во многом определяется высокой долей поступлений от доходов, адми-нистрируемых Федеральной таможенной службой (ФТС России), в общем объеме доходов федерального бюджета. По информации Министерства финансов Российской Федерации (РФ), в 2020 г. рассматриваемая доля составляла 26,7% всех доходов федерального бюджета (рис. 1).

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

61,30%

29,30%

61,80%

30,30%

63,10%

27,8

64,00%

26,70%

2020 г. Казначейство России

2017 г. 2018 г. 2019 г.

□ ФНС России □ ФТС России И Росимущество ■ Минфин России

Рис. 1. Динамика ведомственной структуры доходов федерального бюджета за 2017-2020 гг. по данным ФТС России [1]

Основным фактором, влияющим на содержание и результаты администрирования таможенных доходов, является регион деятельности таможенных органов. В зависимости от региона будут существенно различаться темпы развития и отраслевая структура экономики, уровень доходов населения, количество, организационно-правовые формы и размер предприятий - участников ВЭД, инвестиционный климат и другие условия предпринимательской деятельности. В свою очередь, региональные условия предпринимательской деятельности будут определять уровень, структуру и направления внешнеэкономических связей региона, необходимые меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, систему таможенного администрирования. Данные характеристики отражают ключевые факторы, влияющие на объем и структуру таможенных доходов.

Таким образом, актуальной научной и практической задачей администрирования таможенных доходов является анализ региональных факторов его эффективности. Реализация подобного анализа требует разработки специальной методики, позволяющей оценивать влияние изучаемых факторов.

обоснование подхода к разработке методики

Исходный момент разработки методики анализа региональных факторов эффективности администрирования таможенных доходов состоит в определении содержания понятия «администрирование таможенных доходов».

Под таможенным администрированием в целом понимается организационно-управленческая деятельность таможенных органов, направленная на реализацию контрольно-надзорной функции во внешнеэкономической сфере путем обеспечения качественного и эффективного контроля за соблюдением таможенного законодательства [2].

В соответствии с положениями «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» таможенное администрирование осуществляется по ряду направлений, одним из которых является администрирование таможенных доходов [3]. Под администрированием таможенных доходов понимается процесс обоснования плановых показателей доходов федерального бюджета, ад-министрируемых ФТС России, своевременного мониторинга и анализа факторов, влияющих на их исполнение, взаимодействия субъектов администрирования, направленный на обеспечение устойчивого поступления таможенных доходов в федеральный бюджет [4].

В целях стабильного поступления таможенных доходов и создания благоприятных условий развития ВЭД необходимо формирование гибкого механизма администрирования таможенных доходов, способного оперативно реагировать на внешние и внутренние изменения. Главное преимущество такого механизма «заключается в изменении основных принципов администрирования таможенных платежей и упрощении таможенных операций в целях соблюдения баланса интересов государства в части полноты формирования бюджета и участников

внешнеэкономической деятельности в снижении финансовых издержек и административной нагрузки» [3].

Гибкий механизм администрирования предполагает выявление и учет всех значимых факторов выполнения планового задания по перечислению таможенных и иных платежей в федеральный бюджет, в том числе региональных. Поэтому целесообразно использовать комплексный подход к анализу факторов эффективности администрирования таможенных доходов.

Базовым руководящим документом при обосновании плановых заданий по формированию таможенных доходов является методика, утвержденная приказом ФТС России от 12.11.2020 № 978 [5]. В то же время анализ факторов выполнения планового задания проводится таможенными органами, исходя из сложившейся практики. Необходимая для его проведения методика отсутствует.

Целью настоящей статьи является представление методики комплексного анализа региональных факторов эффективности деятельности таможенного органа (электронной таможни - ЭТ) или центра электронного декларирования (ЦЭД) по администрированию таможенных доходов. Предлагаемая методика разработана на основе обобщения опыта авторов по проведению анализа реализации фискальной функции таможенными органами Дальневосточного региона, в том числе представленного в статье [4].

Разработка методики продиктована необходимостью точного обоснования плановых заданий по поступлению таможенных доходов и стабильного исполнения таких заданий на основе анализа факторов, влияющих на полноту поступления таможенных платежей в регионе деятельности таможенного органа.

Схема реализации методики представлена в виде последовательности этапов, показанных на рис. 2.

Основная часть этапов относится к блоку 1 «Изучение условий и особенностей осуществления ВЭД в регионе» и направлена на изучение влияния на выполнение плановых заданий условий ВЭД в регионе. В качестве таких условий выделены структура ввоза и вывоза товаров, изменение таможенной стоимости, виды и дифференция ставок ввозных таможенных пошлин, предоставление тарифных преференций и тарифных льгот.

Блок 2 «Анализ организации и осуществления деятельности таможенного органа по исполнению планового задания» охватывает анализ направлений таможенного администрирования, связанных с фактическим контролем, учетом задолженности по уплате таможенных платежей, таможенным контролем после выпуска товаров.

В совокупности блоки и этапы методики отражают порядок действий должностных лиц ЭТ или ЦЭДа по анализу уровня выполнения планового задания в разрезе отдельных видов таможенных доходов, поиску причин, оказывающих влияние на существующий в отчетный период уровень выполнения планового задания, и по использованию собранной аналитической информации о влиянии факторов при обосновании плановых заданий на очередной период.

Блок 1. Изучение условий и особенностей осуществления ВЭД в регионе

Этап 1. Анализ выполнения плановых заданий по видам таможенных доходов:

- по перечислению сумм НДС и таможенных сборов;

- по перечислению ввозной таможенной пошлины;

- по перечислению вывозной таможенной пошлины.

Выявление причин сложившейся ситуации

Этап 2. Анализ структуры ввоза и вывоза товаров:

- по всем основным товарным группам;

- по товарным группам с высоким уровнем таможенной стоимости

Этап 3. Анализ изменения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров

Этап 4. Анализ видов и вариации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых при ввозе, выявление особенностей региона деятельности

Этап 5. Анализ предоставления тарифных преференций и тарифных льгот:

- анализ ввоза преференциальных товаров;

- анализ ввоза товаров в рамках соглашений о свободной торговле и др.

Блок 2. Анализ организации и осуществления деятельности таможенного органа по исполнению планового задания

Этап 6. Анализ работы исследуемой таможни по отдельным направлениям:

- по применению мер фактического контроля;

- по организации, координации и учету задолженности по уплате таможенных платежей;

- по таможенному контролю после выпуска товаров

Этап 7. Обоснование плановых заданий на основе анализа факторов, влияющих на полноту и правомерность взимания таможенных доходов

Источник: составлено авторами.

Рис. 2. Схема реализации методики комплексного анализа региональных факторов эффективности администрирования таможенных доходов

Более подробно содержание предложенной методики раскрывается при характеристике этапов ее реализации, представленной далее.

характеристика этапов реализации методики

Этап 1 представленной методики является наиболее трудоемким и основополагающим с точки зрения понимания региональных особенностей, факторов и условий администрирования таможенных доходов. На данном этапе проводится анализ и описание тенденций изменения:

1) количества деклараций на товары, оформленных на таможенных постах;

2) сумм фактически перечисленных таможенных доходов, структуры таможенных и иных платежей, взимаемых таможенным органом;

3) удельного веса перечислений таможенных доходов таможенным органом в объеме перечислений по региональному таможенному управлению;

4) степени выполнения планового задания по перечислению таможенных доходов в федеральный бюджет, установленного вышестоящим таможенным органом, в целом и по видам доходов, как это представлено на рис. 1.

Анализ показателей 1-4 позволит сделать вывод о стабильности (или нестабильности) декларирования товаров, исполнении планового задания и, следовательно, об эффективности их администрирования таможенным органом.

На данном этапе следует проанализировать факторы, влияющие на деятельность предприятий - участников ВЭД региона и задающих условия деятельности таможенного органа. Внешняя среда постоянно меняется, усложняется, что формирует условия неопределенности. По мнению М. В. Бойковой, анализ факторов такой среды следует проводить по группам: политические, экономические, социальные, технологические [2].

К числу основных социально-экономических факторов, оказывающих влияние на динамику таможенных доходов, можно отнести:

1) темпы развития предпринимательской деятельности в регионе (количество зарегистрированных предприятий, темпы роста объемов деятельности, дохода таких предприятий и др.);

2) цены и тарифы на товары и услуги;

3) активность развития ВЭД, количество участников ВЭД и др.

Для более детального анализа следует выделить подгруппы социально-экономических факторов, которые оказывают влияние на суммы таможенных доходов при экспортных и импортных операциях. Так, основные факторы, оказывающие влияние на сумму таможенных доходов от экспортных операций, включают цену на нефть, объем экспорта сырой нефти, объем экспорта нефтепродуктов, курс доллара, цену на газ, объем экспорта газа [6]. Такие факторы могут быть использованы для анализа реализации фискальной функции на уровне ФТС России в целом и тех таможен, в компетенции которых находится администрирование экспорта нефти и нефтепродуктов.

К основным факторам, оказывающим влияние на сумму таможенных доходов от импортных операций, относятся: стоимостной объем импорта, средневзвешенная ставка НДС, средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины, курс доллара. Влияние таких факторов закономерно и существенно.

Влияние технологических факторов на реализацию фискальной функции таможенных органов также достаточно велико и носит прогрессивный характер. В последнее время ФТС России проведена работа, направленная на повышение эффективности таможенного администрирования и внедрение информационных технологий в целях оптимизации процесса уплаты таможенных платежей. В частности, концентрация таможенного декларирования в ЭТ и ЦЭДах [7], развитие электронных инструментов таможенного администрирования, в том числе «Личного кабинета участника ВЭД», «Единого лицевого счета», информационных порталов для участников ВЭД [8], в значительной степени способствуют повышению результативности государственного контроля за уплатой таможенных платежей и упрощают процедуры реализации фискальной функции.

Этап 2 методики предполагает выявление закономерностей в структуре ввоза и вывоза товаров по физическим и стоимостным показателям (сравнение между собой темпов их роста), а также выделение товарных групп с высоким уровнем таможенной стоимости. В рамках выделенных товарных групп следует оценить стабильность количества участников ВЭД. Это позволит определить стабильность динамики количества оформленных деклараций на товары и степень его зависимости от деятельности отдельных участников ВЭД.

Важная роль таможенной стоимости в качестве инструмента реализации фискальной функции во многом определяется преобладанием в структуре Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) адвалорных ставок таможенных пошлин. В связи с этим на этапе 3 методики необходимо оценить, насколько выполнение плановых показателей зависит от факторов, определяющих уровень таможенной стоимости. Среди данных факторов значимыми являются следующие: конъюнктура товарных рынков, динамика курсов иностранных валют, степень развитости транспортно-логистической инфраструктуры, индекс таможенной стоимости.

Как уже было отмечено, на размер администрируемых таможенных доходов в значительной степени влияет структура ввоза, а следовательно, и применяемые ставки таможенных пошлин. Поэтому на этапе 4 методики необходимо проанализировать виды ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых при ввозе, и степень их вариации, что позволит выявить ряд особенностей, характерных для региона деятельности исследуемого таможенного органа, и понять вектор изменения сумм таможенных пошлин. Достаточно информативным будет анализ видов ставок, на основе которых производилось начисление таможенных пошлин на ввезенные товары. В частности, анализ необходимо провести по каждому виду ставок (комбинированные, адвалорные, специфические) по показателям:

- конкретный размер ставок ввозных таможенных пошлин;

- количество применений по товарным подсубпозициям единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Следует оценить влияние и особых видов пошлин, в частности специальных защитных и антидемпинговых пошлин, так как оно может быть существенным. Информативным будет анализ количества товарных групп, в отношении которых применялись специальные и антидемпинговые пошлины, и сумм специальных и антидемпинговых пошлин за конкретный период времени.

Знание степени вариации ставок ввозных таможенных пошлин на разные группы товаров и их сезонных колебаний позволит оценить влияние изменений структуры ввоза на объем таможенных доходов. Таким образом, применение принципа тарифной эскалации и сезонных ставок на определенные товары (исходя из региональных особенностей ввоза) должны учитываться при анализе эффективности администрирования таможенных доходов [4].

Тарифные преференции и тарифные льготы - это те инструменты регулирования ВЭД, которые направлены на стимулирование мировой торговли, развитие

национальной экономики и удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Но ввоз товаров из развивающихся и наименее развитых стран может значительно осложнять исполнение планового задания по формированию доходной части бюджета государства, тем более когда такой ввоз не был учтен при обосновании плановых показателей. Именно поэтому на этапе 5 методики необходимо проанализировать объемы ввоза, количество предоставленных преференций, статистическую стоимость отгруженных/ввезенных товаров, страной происхождения которых являются развивающиеся страны, и товаров, ввозимых в рамках соглашений о свободной торговле (тем более что список стран, с которыми заключены соглашения о свободной торговле, расширяется).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях значительного упрощения порядка совершения таможенных операций увеличивается риск уплаты таможенных платежей в неполном объеме. Поэтому на выполнение планового задания значительно влияет деятельность таможенных органов по контролю за соблюдением законодательства о таможенном регулировании, в том числе за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей [1, 9]. В связи с этим на этапе 6 методики следует провести анализ деятельности по применению мер фактического контроля, таможенного контроля после выпуска товара, организации учета и взыскания задолженности по таможенным платежам. В частности, на данном этапе следует проанализировать:

1) удельный вес количества товарных партий, по которым применялись меры фактического контроля, в общем объеме всех экспортируемых партий;

2) суммы платежей по товарным группам, дополнительно начисленных по результатам контроля при декларировании и после выпуска товаров;

3) долю уплаченных (взысканных) таможенных платежей в общей сумме дополнительно начисленных таможенных платежей.

Сравнение фактической доли уплаченных (взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно начисленных в течение анализируемого периода, с суммой планового задания позволит сделать вывод об эффективности таможенного администрирования.

В настоящее время активно развивается взаимодействие таможенных администраций стран мира. Так, ФТС России заключила базовые соглашения об оказании помощи в таможенной сфере с 70 государствами, в 20 странах мира работают ее представительства [6]. Поэтому слагаемым оценки эффективности таможенного администрирования может быть оценка активности запросно-справочной работы таможенного органа по взаимодействию с таможенными администрациями зарубежных государств и бизнес-объединениями по обмену информацией для целей взимания таможенных платежей. Такое взаимодействие предусмотрено разделом «Международная торговля» рейтинга Doing Business и «Планом мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» [10, 11].

На этапе 7 методики результаты комплексного анализа факторов эффективности деятельности ЭТ или ЦЭДа по администрированию таможенных доходов

могут быть использованы при уточнении величин плановых заданий, рассчитанных на основании экстраполирования тенденций к изменению основных показателей декларирования товаров (физического объема и среднего индекса таможенной стоимости, средних ставок таможенных пошлин, акцизов и НДС). Это позволит установить более обоснованное (незаниженное и незавышенное) плановое задание, что соответствует интересам государства по формированию доходной части федерального бюджета путем внедрения гибкого механизма таможенного администрирования, а также интересам участников процесса выполнения планового задания - таможенных органов, осуществляющих контроль за полнотой уплаты таможенных платежей, и участников ВЭД, несущих издержки в зависимости от сценария взимания таможенных платежей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье на основе результатов исследования современных задач и проблем деятельности таможенных органов обоснована необходимость формирования методики анализа региональных факторов эффективности администрирования таможенных доходов. Формирование методики базировалось на анализе содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов», позволившем установить актуальные цели администрирования таможенных доходов и зависимость их достижения от создания гибкого механизма администрирования таможенных доходов.

Для создания гибкого механизма администрирования предложено использовать комплексный подход к анализу факторов его эффективности. В рамках подхода определены основные значимые факторы выполнения планового задания по формированию таможенных доходов, относящихся к особенностям ВЭД региона и направлениям таможенного администрирования.

На базе комплексного подхода к исследованию факторов эффективности администрирования таможенных доходов построена схема реализации предложенной методики, отражающая порядок действий должностных лиц ЭТ или ЦЭДа по анализу уровня выполнения планового задания в разрезе отдельных видов таможенных доходов (НДС, таможенные сборы, ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина), поиску причин, влияющих на существующий в отчетный период уровень выполнения планового задания, и по использованию собранной аналитической информации о влиянии факторов при обосновании плановых заданий на очередной период.

В структурном отношении предложенная методика представляет собой совокупность блоков и этапов анализа региональных факторов выполнения планового задания по формированию таможенных доходов. Основная часть этапов методики относится к блоку 1 «Изучение условий и особенностей осуществления ВЭД в регионе». В качестве факторов, определивших этапы реализации блока 1, выделены структура ввоза и вывоза товаров, изменение таможенной стоимости, виды и дифференция ставок ввозных пошлин, тарифные преференции и льготы.

Блок 2 «Анализ организации и осуществления деятельности таможенного органа по исполнению планового задания» включает этапы анализа направлений таможенного администрирования, связанных с фактическим контролем, организацией взыскания и учета задолженности по уплате таможенных платежей, таможенным контролем после выпуска товаров.

Исследование содержания и связей региональных факторов на каждом из этапов реализации методики позволило раскрыть механизм влияния факторов на выполнение планового задания по формированию таможенных доходов, что создает возможность их формализованного учета при планировании.

Таким образом, предложенная методика комплексного анализа региональных факторов эффективности администрирования таможенных доходов может стать действенным инструментом адаптации таможенных органов к изменяющимся условиям ВЭД и таможенного администрирования. Это выражается в создании возможностей для повышения обоснованности плановых заданий по формированию доходной части федерального бюджета, оперативного мониторинга региональной обстановки и уточнения плановых заданий с учетом сложившихся условий, повышения достижимости плановых заданий в результате акцентированного применения инструментов таможенного администрирования к проблемным факторам и условиям.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.05.2021).

2. Бойкова М. В. Стратегическое управление в системе таможенного администрирования // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 28-39.

3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

4. Шарощенко И. В. Администрирование таможенных доходов: факторы эффективности и направления его совершенствования // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 4. C. 48-56.

5. Приказ ФТС России от 12.11.2020 № 978 «Об утверждении методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, администрируе-мых ФТС России».

6. Мешечкина Р. П. Цифровизация как фактор повышения эффективности администрирования таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 33-39.

7. Распоряжение ФТС России от 29.10.2020 № 395-р «О проведении эксперимента».

8. Информационный портал для участников ВЭД. URL: https://customsforum.ru (дата обращения: 15.07.2021).

9. Новиков С. В. Таможенный контроль после выпуска товаров как инструмент реализации государственных услуг в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 140-147.

10. Давыдов Р. В. Единый стандарт таможенного администрирования как инструмент развития Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 9-18.

11. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 4 «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».

12. План мероприятий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, «Трансформация делового климата» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р).

REFERENCES

1. OficiaVnyj sajt FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" [Official site of the Federal Customs Service of Russia. URL: http://www.customs.ru (date of access: 15.05.2021). (In Russ.).

2. Boykova M. V. Strategicheskoe upravlenie v sisteme tamozhennogo administrirovaniya [Strategic management in the system of customs administration]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj aka-demii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2021, no. 1, pp. 28-39. (In Russ.).

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2020 no. 1388-r "Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2030 goda" [Order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030"]. (In Russ.).

4. Sharoshchenko I. V. Administrirovanie tamozhennyX dokhodov: faktorys effektivnosti i naprav-leniya ego sovershenstvovaniya [Administration of customs revenues: efficiency factors and directions of its improvement]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2019, no. 4, pp. 48-56. (In Russ.).

5. Prikaz FTS Rossii ot 12.11.2020 no. 978 "Ob utverzhdenii metodik prognozirovaniya postuplenij dohodov v byudzhet byudzhetnoj sistemy^Rossijskoj Federacii, administriruemy^x FTS Rossii" [Order of the Federal Customs Service of Russia dated November 12, 2020 no. 978 "On approval of methods for forecasting revenues to the budget of the budget system of the Russian Federation, administered by the FCS of Russia"]. (In Russ.).

6. Meshechkina R. P. Cifrovizaciya kak faktor povyssheniya effektivnosti administrirovaniya tamozhennoj deyatel'nosti [Digitalization as a factor for improving the efficiency of customs administration]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2020, no. 3, pp. 33-39. (In Russ.).

7. Rasporyazhenie FTS Rossii ot 29.10.2020 no. 395-r "O provedenii e'ksperimenta" [Order of the Federal Customs Service of Russia dated October 29, 2020 no. 395-r "On conducting the experiment"]. (In Russ.).

8. Informacionny^jportal dlya uchastnikov VED [Information portal for participants of foreign economic activity]. URL: https://customsforum.ru (date of access: 15.07.2021). (In Russ.).

9. Novikov S. V. Tamozhenny^j kontroV posle vy^puska tovarov kak instrument realizacii gosudarstvenny^x uslug v sfere tamozhennogo dela [Customs control after release of goods as a tool for implementing public services in the sphere of customs business]. In: Vestnik Rossijs-koj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2019, no. 1, рр. 140-147. (In Russ.).

10. Davydov R. V. Ediny^j standart tamozhennogo administrirovaniya kak instrument razvitiya Evra-zijskogo E^konomicheskogo Soyuza [Unified standard of customs administration as a tool for Eurasian Economic Union development]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2020, no. 4, рр. 9-18. (In Russ.).

11. Rasporyazhenie Soveta Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii ot 05.04.2021 no. 4 "O plane mero-priyatij po realizacii Strategicheskix napravlenij razvitiya evrazijskoj e'konomicheskoj integracii do 2025 goda" [Order of the Council of the Eurasian Economic Commission dated April 5, 2021 no. 4 "On the Action Plan for the Implementation of the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025"]. (In Russ.).

12. Plan meropriyatij, napravlenny^x na uluchshenie uslovij vedeniya biznesa, "Transformaciya delo-vogo klimata" (utverzhden rasporyazheniem praviteFstva RF ot 17.01.2019 no. 20-r) [Plan of measures aimed at improving the business environment, "Transformation of the business climate" (approved by the decree of the Government of the Russian Federation dated January 17, 2019 no. 20-r)]. (In Russ.).

информация об авторах

Горчаков Виктор Васильевич - доктор технических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления, Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 690034, Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в, e-mail: gorchakov.vv@vfrta.ru, тел.: 8 (423) 263-01-55;

Шарощенко Ирина Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления, Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 690034, Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в, e-mail: irinochka003@inbox.ru.

information about the authors

Gorchakov Victor V. - doctor of technical sciences, professor of the department of economics of customs and management, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy, 16 B Strelko-vaya st., Vladivostok 690034, Russian Federation, e-mail: gorchakov.vv@vfrta.ru, tel.: 8 (423) 263-01-55;

Sharoshchenko Irina V. - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics of customs and management, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy, 16 B Strelkovaya st., Vladivostok 690034, Russian Federation, e-mail: irinochka003@ inbox.ru.

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. conflicts of interests

The authors declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. для цитирования

Горчаков В. В., Шарощенко И. В. Методика комплексного анализа региональных факторов эффективности администрирования таможенных доходов // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 78-89.

For citation

Gorchakov V. V., Sharoshchenko I. V. The Methods for a Complex Analysis of Regional Factors of Customs Revenue Administration. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 4, pp. 78-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.